По Уссурийскому краю, стр. 8
Часа два я бродил по окрестностям и наконец опять подошёл к обрыву.
День склонялся к вечеру. По небу медленно ползли лёгкие розовые облачка. Дальние горы, освещённые последними лучами заходящего солнца, казались фиолетовыми. Оголённые от листвы деревья приняли однотонную серую окраску. В нашей деревне по-прежнему царило полное спокойствие. Из длинных труб фанз вились белые дымки. Они быстро таяли в прохладном вечернем воздухе. По дорожкам кое-где мелькали белью фигуры корейцев. Внизу, у самой реки, горел огонь. Это был наш бивак.
Когда я возвращался назад, уже смеркалось. Вода в реке казалась чёрной, и на спокойной поверхности её отражались пламя костра и мигающие на небе звезды. Около огня сидели стрелки: один что-то рассказывал, другие смеялись.
— Ужинать! — крикнул артельщик. Смех и шутки сразу прекратились.
После чая я сел у огня и стал записывать в дневнике свои наблюдения. Дерсу разбирал свою котомку и поправлял костёр.
— Мало-мало холодно, — сказал он, пожимая плечами.
— Иди спать в фанзу, — посоветовал я ему.
— Не хочу, — ответил он, — моя всегда так спи.
Затем он натыкал позади себя несколько ивовых прутьев и обтянул их полотнищами палатки, потом постелил на землю козью шкуру, сел на неё и, накинув себе на плечи кожаную куртку, закурил трубку. Через несколько минут я услышал лёгкий храп. Он спал. Голова его свесилась на грудь, руки опустились, погасшая трубка выпала изо рта и лежала на коленях… «И так всю жизнь, — подумал я. — Каким тяжёлым трудом, ценой каких лишений добывал себе этот человек средства к жизни!» Но тотчас я поймал себя на другой мысли: едва ли бы этот зверолов согласился променять свою свободу. Дерсу по-своему был счастлив.
В стороне глухо шумела река; где-то за деревней лаяла собака; в одной из фанз плакал ребёнок. Я завернулся в бурку, лёг спиной к костру и сладко уснул.
На другой день чуть свет мы все были уже на ногах. Ночью наши лошади, не найдя корма на корейских пашнях, ушли к горам на отаву. Пока их разыскивали, артельщик приготовил чай и сварил кашу. Когда стрелки вернулись с конями, я успел закончить свои работы. В восемь часов утра мы выступили в путь.
От описанного села Казакевичево [24] по долине реки Лефу есть две дороги. Одна из них, кружная, идёт на село Ивановское, другая, малохоженая и местами болотистая, идёт по левому берегу реки. Мы выбрали последнюю. Чем дальше, тем долина всё более и более принимала характер луговой.
По всем признакам видно было, что горы кончаются. Они отодвинулись куда-то в сторону, и на место их выступили широкие и пологие увалы, покрытые кустарниковой порослью. Дуб и липа дровяного характера с отмёрзшими вершинами растут здесь кое-где группами и в одиночку. Около самой реки — частые насаждения ивы, ольхи и черёмухи. Наша тропа стала принимать влево, в горы и увела нас от реки километра на четыре.
Вечером я сидел с Дерсу у костра и беседовал с ним о дальнейшем маршруте по реке Лефу. Гольд говорил, что далее пойдут обширные болота и бездорожье, и советовал плыть на лодке, а лошадей и часть команды оставить в Ляличах. Совет его был вполне благоразумный. Я последовал ему и только изменил местопребывание команды.
Нижнее течение Лефу
Ночёвка около деревни Ляличи. — Море травы. — Осенний перелёт птиц. — Стрельба Дерсу. — Село Халкидон. — Живая вода и живой огонь. — Пернатое население болот. — Теневой сегмент земли. — Тяжёлое состояние после сна. — Перемена погоды
На другое утро я взял с собой Олентьева и стрелка Марченко, а остальных отправил в село Черниговку с приказанием дожидаться там моего возвращения. При содействии старосты нам очень скоро удалось заполучить довольно сносную плоскодонку. За неё мы отдали двенадцать рублей деньгами и две бутылки водки. Весь день был употреблён на оборудование лодки. Дерсу сам приспособлял весла, устраивал из колышков уключины, налаживал сиденья и готовил шесты. Я любовался, как работа у него в руках спорилась и кипела. Он никогда не суетился, все действия его были обдуманы, последовательны, и ни в чём не было проволочек. Видно было, что он в жизни прошёл такую школу, которая приучила его быть энергичным, деятельным и не тратить времени понапрасну. Случайно в одной избе нашлись готовые сухари. А больше нам ничего не надо было. Всё остальное — чай, сахар, соль, крупу и консервы — мы имели в достаточном количестве. В тот же вечер по совету гольда все имущество было перенесено в лодку, а сами мы остались ночевать на берету.
Ночь выпала ветреная и холодная. За недостатком дров огня большого развести было нельзя, и потому все зябли и почти не спали.
Как я ни старался завернуться в бурку, но холодный ветер находил где-нибудь лазейку и знобил то плечо, то бок, то спину. Дрова были плохие, они трещали и бросали во все стороны искры. У Дерсу прогорело одеяло. Сквозь дремоту я слышал, как он ругал полено, называя его по-своему — «худой люди».
— Его постоянно так гори — все равно кричи, — говорил он кому-то и при этом изобразил своим голосом, как трещат дрова. — Его надо гоняй.
После этого я слышал всплеск по реке и шипение головешки. Очевидно, старик бросил её в воду. Потом мне удалось как-то согреться, и я уснул.
Ночью я проснулся и увидел Дерсу, сидящего у костра. Он поправлял огонь. Ветер раздувал пламя во все стороны. Поверх бурки на мне лежало одеяло гольда. Значит, это он прикрыл меня, вот почему я и согрелся. Стрелки тоже были прикрыты его палаткой. Я предлагал Дерсу лечь на моё место, но он отказался.
— Не надо, капитан, — сказал он. — Тебе спи, моя буду караулить огонь. Его шибко вредный, — он указал на дрова.
Чем ближе я присматривался к этому человеку, тем больше он мне нравился. С каждым днём я открывал в нём новые достоинства. Раньше я думал, что эгоизм особенно свойствен дикому человеку, а чувство гуманности, человеколюбия и внимания к чужому интересу присуще только европейцам. Не ошибся ли я? Под эти мысли я опять задремал и проспал до утра.
Когда совсем рассвело, Дерсу разбудил нас. Он согрел чай и изжарил мясо. После завтрака я отправил команду с лошадьми в Черниговку, затем мы спустили лодку в воду и тронулись в путь.
Подгоняемая шестами, лодка наша хорошо шла по течению. Километров через пять мы достигли железнодорожного моста и остановились на отдых. Дерсу рассказал, что в этих местах он бывал ещё мальчиком с отцом, они приходили сюда на охоту за козами. Про железную дорогу он слышал от китайцев, но никогда её раньше не видел.
После краткого отдыха мы поплыли дальше. Около железнодорожного моста горы кончились. Я вышел из лодки и поднялся на ближайшую сопку, чтобы в последний раз осмотреться во все стороны. Красивая панорама развернулась перед моими глазами. Сзади, на востоке, толпились горы: на юге были пологие холмы, поросшие лиственным редколесьем; на севере, насколько хватал глаз, расстилалось бесконечное низменное пространство, покрытое травой. Сколько я ни напрягал зрение, я не мог увидеть конца этой низины. Она уходила вдаль и скрывалась где-то за горизонтом. Порой по ней пробегал ветер. Трава колыхалась и волновалась, как море. Кое-где группами и в одиночку росли чахлые берёзки и другие какие-то деревья. С горы, на которой я стоял, реку Лефу далеко можно было проследить по ольшаникам и ивнякам, растущим по её берегам в изобилии. Вначале она сохраняет своё северо-восточное направление, но, не доходя сопок, видневшихся на западе километрах в восьми, поворачивает на север и немного склоняется к востоку. Бесчисленное множество протоков, слепых рукавов, заводей и озерков окаймляет её с обеих сторон. Низина эта казалась безжизненной и пустынной. Ярко блестевшие на солнце в разных местах лужи свидетельствовали о том, что долина Лефу в дождливый период года легко затопляется водой.
Источник
Geum.ru
Содержание
Обведите номера правильных ответов.
1. Уточняющий член есть в предложении:
1) Потом надев сапоги накинув на плечи поддевку и не застёгивая ворота рубахи он выходит на крыльцо.
2) Вправо от дома на берегу пруда раскинулся огромный парк.
3) Она вошла с мороза бодрая зарумянившаяся …
2. Уточняющее обстоятельство есть в предложении:
1) Я вставал рано, с рассветом, и тотчас принимался за работу.
2) В воздухе изредка появлялись «белые комары», то есть снежинки.
3) Внизу, у самой реки, горел огонь.
3. Уточняющее дополнение есть в предложении:
1) Ехали только днём, во избежание всяких дорожных случайностей.
2) Ничего не было видно, кроме волн, летевших из мрака.
3) Далеко, на том берегу, в непроглядной тьме горело несколько ярко-красных огней.
4. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков широко расстилались перед ними.
2) После двухдневного ненастья или, вернее сказать, сырой погоды, наступило ясное осеннее время.
3) Сквозь пыль, залеплявшую глаза, не было видно ничего, кроме блеска молний.
5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) В конце августа по большой ущелистой дороге, между Дуванской и Бахчисараем, шагом, еле двигаясь ехала офицерская тележка.
2) В повозке, спереди, на корточках, сидел денщик в нанковом сюртуке и сделавшейся совершенно мягкой бывшей офицерской фуражке.
3) На повозке, впереди всех сидел боком бородач в шляпе и, локтем придерживая кнутовище, связывал кнут.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Он заставил её ходить на задних лапах, изображал из неё колокол, то есть сильно дёргал её за хвост.
2) Сын Хаджи-Мурата восемнадцатилетний юноша Юсуф сидел в темнице, то есть в глубокой яме.
3) Туча осталась теперь справа, а впереди, в жёлтом море хлеба был виден маленький островок леса.
Обведите номера правильных ответов.
1. Однородные члены есть в предложении:
1) Обильно перемешанная с избитой измолоченной соломой обнажившаяся и размокшая лежала земля.
2) Лошади загнанные тяжело хрипели шли шагом и только вздрагивали от кнута.
3) После ужина в местном незатейливом ресторане мы трое друзей решили прогуляться по тихим вечерним улицам.
2. Однородные дополнения есть в предложении:
1) Я люблю просёлочные дороги тихо плетущуюся лошадёнку наивный разговор ямщика.
2) Каждый день вижу Веру у колодца и на гулянье.
3) Иван Дмитриевич рисует себе осень с дождями с холодными ветрами и с бабьим летом.
3. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Чёрные, как уголь, скворцы давно поселились на высокой раскидистой берёзе.
2) На восточной стороне неба всплыла длинная, туманная полоса.
3) С востока неслись не то низкие, чёрные тучи, не то холодный дым исполинского пожара.
4. Союз и соединяет однородные члены в предложении:
1) Над мостом уже пролетели два неприятельских ядра и на мосту была давка.
2) Было тихо и с той горы изредка долетали звуки рожков и криков неприятеля.
3) В одном месте крутой бок возвышений воздымался выше прочих и весь убирался в зелень столпившихся густо деревьев.
5. Однородные члены соединены двойным союзом в предложении:
1) Река то верная своим высоким берегам давала вместе с ними углы по всему пространству то иногда уходила от них прочь.
2) Отдалённые горы были задёрнуты не то туманом не то какою-то мглой.
3) Сказка нужна не только детям но и взрослым.
6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Я стал посещать музей и галереи и читать книги.
2) И верного друга прощальной рукой и гладит и треплет по шее крутой.
3) Звуки и запахи, тучи и люди были странно красивы.
7. Обобщающее слово выделено в предложении:
1) Кругом повсюду мох: и внизу под ногами, и на камнях, и на ветках деревьев.
2) Гости говорили о многих приятных и интересных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице …
3) Людям хотелось бы всё сохранить: и розы, и снег.
8. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Тут было всё вместе – и клён, и груша, и низкорослый ракитник, и берёзка, и ель …
2) Повсюду: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот происходили шумные разговоры.
3) И утёсы и море, и горы и берег – всё это приняло одну общую окраску.
9. Обособленный член есть в предложении:
1) Я сидел в берёзовой роще осенью около половины сентября.
2) С самого утра перепадал мелкий дождик сменяемый по временам тёплым солнечным сиянием.
3) Внутренность рощи влажной от дождя беспрестанно изменялась.
10. Обособленное определение является несогласованным в предложении:
1) Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу.
2) У многих русских рек, наподобие Волги, один берег горный, другой луговой.
3) Небо, полное грозою, всё в зарницах трепетало.
11. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Этот одноэтажный дом вытянулся во двор, заросший дёрном чистый и пустынный, с колодцем среди него, под крышей на двух деревянных столбиках.
2) Три окна дома, узкие и прорезанные арками были высоко над землёй.
3) На парне были штаны, закатанные выше колен и выпущенная поверх штанов рубаха.
12. Обособленное приложение есть в предложении:
1) На месте отъехавшего грузовика стоял Петр Филиппович наш бургомистр.
2) Два молодых человека студент и офицер были одних лет и оба красивы.
3) Варвара Павловна в шляпе и шали торопливо возвратилась с прогулки.
13. Уточняющий член есть в предложении:
1) Запах палого листа и дыма висел над садами то усиливаясь то ослабевая.
2) Лось выбежал на опушку заросшую кустарником и не останавливаясь направился к реке.
3) Внизу у подножия сосен уже темно и глухо.
14. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) В Мещёрском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха.
2) Впереди нас, за срубленным лесом, открылась довольно большая поляна.
3) Вдали мельница стучит, полузакрытая вербами, и пестрея в светлом воздухе голуби быстро кружатся над ней.
Продолжите предложение.
1. Обращение в устной речи служит для …
Обведите номера правильных ответов.
2. Обращение есть в предложении:
1) Широко ты Русь по лицу земли в красе царственной развернулася.
2) Здравствуй город родной и любимый!
3) Этот город родной и любимый.
3. Выделенное слово является обращением в предложении:
1) Полно степь моя спать беспробудно.
2) Учи меня соловушка искусству своему.
3) Прекрасны вы поля земли родной …
4. Обращение является распространённым в предложении:
1) Колокольчик среброзвонный ты поёшь?
2) Отвори мне страж заоблачный голубые двери дня.
3) Старик я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
5. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета.
2) Отколе, умная, бредёшь ты голова?
3) Не прав твой, о, небо, святой приговор.
6. Пунктуационная ошибка есть в предложении:
1) Что ты, поникла, зелёная ивушка?
2) Природа-мать! К тебе иду с своей глубокою тоскою.
3) Засветись, о день счастливый! Разгони густой туман.
Продолжите предложение.
1. Вводные слова имеют значения: …
Обведите номера правильных ответов.
2. Вводное слово есть в предложении:
1) Тут делать нечего друзья поцеловались.
2) Прасковья Ивановна брала с него за обед и пила его чай следовательно не жаловалась на его присутствие
3) Признаться я не очень обрадовался его предложению.
3. Выделенное слово является вводным в предложении:
1) Он может вернётся домой.
2) Он может остаться дома.
3) Видно ты давно не был здесь.
4. Вводные слова выражают чувства в предложении:
1) Букет был собран должно быть недавно.
2) Я к сожалению должен ещё встретиться с другом.
3) Она вероятно никак не ожидала нас встретить.
5. Вводные слова указывают на источник сообщения:
1) Очевидно он не считает важными ни свои поступки, ни свои доводы.
2) К счастью все мои служебные обязанности в Петербурге были уже окончены.
3) По его словам мы все должны были поучаствовать в этих соревнованиях.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Она, видно только что проснулась.
2) Весна, считай, уже наступила.
3) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.
Обведите номера правильных ответов.
1. Вставная конструкция есть в предложении:
1) Малолетний сынок то смотрел как ловят рыбу сёстры ему самому ещё не позволяли то играл около матери.
2) Лошадёнка его к истинному моему удивлению бежала недурно.
3) Когда я стану умирать и, верь, тебе недолго ждать ты перенесть меня вели в наш сад.
2. Выделенные слова являются вставной конструкцией в предложении:
1) По утреннему холодку бодрым, спорым шагом мы отмахали километров восемнадцать
2) Крупные, красивые птицы их всего было тринадцать летели треугольником.
3) Пожарная команда по условиям местности подъехать близко к пожару не могла.
3. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Снизу от реки, её шум ещё не был слышен, выползал туман.
2) Однажды – это было в 1900 году – я бродил по тайге.
3) Ястреб (я теперь мог его хорошо рассмотреть) подтянул зверька к ольховнику.
4. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Люди любят вспоминать очевидно потому, что на отдалении яснее становится содержание прожитых лет.
2) Очевидно, эти камни когда-то отвалились от каменного гребня на вершине горы.
3) Лучший подсказчик в гимназии – к тому же француз – Регаме учился в нашем классе.
5. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) В самом деле, пора уже успокоиться.
2) Весна (считай) уже наступила.
3) Он вышел из себя и в первую минуту гнева хотел было со всеми своими дворовыми учинить нападение на Кистенёвку (так называлась деревня его соседа), разорить её дотла.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) В воздухе было тепло и так тихо, что, казалось, ни одна травка, ни одно облачко не шевелились.
2) Во-первых, больная действительно находилась в отчаянии, во-вторых я сам чувствовал сильное к ней расположение.
3) Куль муки продавался (и то самым тайным образом) за двадцать пять рублей.
Обведите номера правильных ответов.
1. Обращение есть в предложении:
1) Послушайте, отчего вы его не прогоните?
2) Николай Степаныч позвольте мне поговорить с вами о театре!
3) Опять я ваш о юные друзья.
2. Вводные слова есть в предложении:
1) Детям по причине малолетства не определили никаких должностей.
2) Судя по запаху где-то поблизости находилась ферма.
3) Володя к великой радости бабушки выказывает необыкновенные познания.
3. Выделенные слова являются обращениями в предложении:
1) Знаете ли вы например, какое наслаждение слушать его голос?
2) Ты матушка чай тоже не бедна.
3) Наташа представьте себе давно уже приехала.
4. Выделенные слова являются вводными в предложении:
1) Лицо и всё сложение Лукашки несмотря на угловатость молодости выражали большую физическую и нравственную силу.
2) Красивое безбородое лицо извозчика казалось печальным и хмурым.
3) Кажется кто-то идёт за мной.
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) Идёт такой зверёк, положим, по лесу, увидал птичку, поймал и съел.
2) Каковы бы ни были тайные намерения Дубровского (мы их узнаём после), но в его поведении не оказалось ничего предосудительного.
3) Наконец я с ними простился; отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Заря сияла на востоке, и золотые ряды облаков казалось ожидали солнца.
2) На мой взгляд внешность этого человека удивительно соответствует его специальности.
3) Но – к великой моей досаде – Швабрин, обычно снисходительный, решительно заявил, что песня моя нехороша.
1. Продолжите предложение:
Прямая речь – это речь …
Обведите номера правильных ответов.
2. Предложением с прямой речью является предложение:
1) Ах! Нет, надеждами я мало избалован.
2) В комнате раздался певучий голос славно почувствовали мы жизнь сейчас.
3) Сёстры решили сказать Михаилу что после завтрака идут гулять одни.
3. Предложением с косвенной речью является предложение:
1) Папа говорил что мы будем жить у бабушки.
2) Тогда профессор в очках равнодушно обратился ко мне приглашая отвечать на вопрос.
3) Всё в порядке можно выходить сказал Гаврик.
4. Схема «П», — а. соответствует предложению:
1) Одна из слушательниц задала вопрос а не могли бы вы объяснить что хотели сказать этим произведением.
2) Василиса Егоровна – прехрабрая дама заметил важно Швабрин Иван Кузьмич может это засвидетельствовать
3) Мы ещё об этом подумаем и потолкуем отвечал генерал.
5. Знаки препинания правильно расставлены в предложении:
1) «Уехала ль Марья Ивановна», — спросил я с сердечным трепетом.
2) «Куда вы?» — сказал Иван Игнатьич, догоняя меня.
3) «Не успела, — ответил Иван Игнатьич,- дорога в Оренбург отрезана.
6. Пунктуационная ошибка допущена в предложении:
1) Цветы-то надо полить, — сказала мать, пощупав землю в горшках с цветами на окнах.
2) «Пора идти, — сказал, вставая, Коля.- Тут кругом болота. Будет туман».
3) «Ой, какие цветы! – закричала Маша. – Прямо прелесть!»
Источник
Двусоставные предложения
Предложения с уточняющими обособленными членами
Обособление уточняющих членов предложения
162 (Диктант). Запишите под диктовку. Объясните расстановку знаков препинания. Подчеркните обособленные уточняющие члены предложения.
1) Внизу, у самой реки, горел огонь. (В. Арсеньев) 2) Вековые дубы, могучие кедры, чёрная берёза, клён, аралия, ель, тополь, граб, пихта, лиственница и тис росли здесь в живописном беспорядке. Что-то особенное было в этом лесу. Внизу, под деревьями, царил полумрак. (В. Арсеньев) 3) Наша тропа стала принимать влево, в горы, и увела нас от реки километра на четыре. (В. Арсеньев) 4) Только сегодня, после сытного завтрака, я решил сделать прогулку по окрестностям. (В. Арсеньев) 5) Вечером, после ужина, мы все сидели у костра и разговаривали. (В. Арсеньев) 6) Когда-то зелёные дубравы росли по всей России, обычно по берегам малых и больших наших рек. (И. Соколов-Микитов) 7) Когда-то, ещё в давние времена, дубов росло много в наших лесах. (И. Соколов-Микитов) 8) Неподалёку от моста, перекинутого через бурливый и грязный горный поток, выбегала из-под земли, в тени кривых дубов и густого орешника, говорливая, холодная струйка воды. (А Куприн) 9) Слева, под обрывом, поблёскивала река, а за речкой, на низком берегу, почти у самой воды топорщился чёрный лес. (Ю. Сотник) 10) На стене, под самым потолком, была вентиляционная отдушина, прикрытая железной решёткой величиной с тетрадь. (Ю. Сотник) 11) В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня. (В. Короленко)
163. Что общего между этими примерами? Объясните постановку знаков препинания.
1) Всю свою жизнь, то есть восемьдесят восемь лет со дня рождения, я прожил в Москве и начал помнить её совсем не такою, какова она в настоящее время. (Н. Телешов) 2) По профессии бабушка была медсестрой. Муж её, то есть мой дедушка, погиб на войне. (А Алексин) 3) Показатели, то есть отметки за вторую четверть, у меня очень неважные. (А Алексин) 4) Ещё выступали жонглёры. Они жонглировали тарелками и другими разными вещами, то есть подбрасывали их и ловили руками. (Н. Носов)
164. 1. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. 2. Найдите случаи обособления: 1) обособленное распространённое согласованное определение, выраженное причастным оборотом; 2) обособленное распространённое несогласованное определение, выраженное существительным с предлогом; 3) обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом; 4) обособленное уточняющее обстоятельство места, выраженное существительным с предлогом. 3. Объясните употребление словоформы «по возвращени..», приведите аналогичные примеры. 4. Прочитайте вслух последнее предложение. Обратите внимание на ударение в словах квартал, кварталы. К какому словарю нужно обратиться в случае затруднения в произношении слов?
Пожары в старой Москве
(1) Москва была разделе(н, нн)а, если не ошибаюсь, на семнадцать частей, и в каждой части высилась дли(н, нн)ая узкая каланча, (в)роде большой и широкой фабричной трубы с высоким рычагом в небо (в)виде ухвата. (2) Там, на самой макушке, огороже(н, нн)ой барьером, ходили вокруг рычага (на)встречу друг другу днём и ночью по два солдата-пожарных и, заметив дым нач..нающегося пожара, звонили (в)низ, в команду. (3) На тр..вогу выбегал д..журный вестовой, вскакивал на осёдла(н, нн)ую лошадь и мчался в указанном направлени.. узнавать, где именно г..рит, а в это время пожарные запр..гали коней, над..вали медные каски, выкат..вали бочки с водой и по возвращени.. вестового мчались со звоном и громом на указа(н, нн)ый пункт. (4) А пока всё это готовилось, пожар раз..грывался (не)(на)шутку. Бывали пожары, ун..чтожавшие целые кварталы. (Н. Телешов)
165 (Диктант). Напишите текст под диктовку.
Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем залы, и цепь фонарей бежала над ним высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, чёрная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами. Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжком железные спины. Здесь, у въезда, на каждом мосту располагалась охрана. Солдаты сидели на барабанах, курили трубки, играли в карты и зевали, глядя на звёзды. Доктор ехал, смотрел и слушал. (Ю. Олеша)
Синтаксический разбор предложения с обособленными членами
166. Произведите полный синтаксический разбор предложений.
1) Перейдя через невысокий хребет, мы попали в соседнюю долину, поросшую густым лесом. (В. Арсеньев) 2) Даша положила на стол небольшой квадратный предмет, завёрнутый аккуратно в белую бумагу и тщательно перевязанный розовой ленточкой. (А Куприн) 3) Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик. (В. Короленко) 4) В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня. (В. Короленко) 5) В поле, далеко от больших проезжих путей, далеко от больших городов и железных дорог, стоит хутор. (И. Бунин) 6) Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка. (В. Короленко) 7) Несмотря на свою ничем не замечательную гражданскую внешность, Ковалёв был легендарно храбр. 8) В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. (М. Пришвин)
167. Спишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Произведите синтаксический разбор предложений первого абзаца.
Почти (не)видной и (не)слышной жизнью доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху живёт в эту пору едва пробудившийся лес. Вот уронив обгрызенную шишку в(з, с)вершилась на дерево лёгкая белка. Прыгая с сучка на сучок над самым сугробом уже (по)весеннему тенькают синички. Мелькнув за стволами деревьев (не)слышно пролетит и исчезнет рыж..ватая сойка. В(з, с)порхнёт прогремит и скроется в глубине лесного заросшего оврага пугливый рябчик.
Освещё(н, нн)ые лучами солнца высятся бронзовые стволы сосен в самое небо во(з, с)нося свои раскид..стые вершины. В тончайшее круж..во сплелись зелен..ватые ветки голых осин. Пахнет озоном смолою багульником, ж..сткие (вечно)зелёные ветки которого уже пок..зались из распавш..гося сугроба у пр..гретого мартовским солнцем высокого пня. (И. Соколов-Микитов)
168 (Диктант). Напишите текст под диктовку.
На лесной дороге
Солнце было ещё высоко. Мы пошли вдоль деревни в ту сторону, где за околицей обозначался зубчатый лес.
Когда идёшь лесом, невольно хватаешься за древесные ветви, протянувшиеся к тропинке. Хорошо утоптанная тропинка привела к живописному болоту, образовавшемуся из лесной заплывшей речки. Яркая зелень камыша перемежалась здесь с белыми облаками цветущего дягиля, распространяющего вокруг свой неповторимый, я бы сказал, речной аромат. Заросли кудрявого ивняка, сплотившегося по берегу болота, сдерживали напор елового леса. Над болотом — лава. Шириной в три доски, она убегает вдаль, суживаясь от расстояния и теряясь в кустарнике на противоположном берегу болота. С одной стороны к лаве приделаны перила, чтобы держаться при переходе. Когда зайдёшь на середину лавы, направо и налево открываются живописные виды болота, окружённого лесом. Кое-где виднеются брошенные в яркую зелень чёрные зеркала воды. Там цветут жёлтые кувшинки и белые водяные лилии. Думается, река ещё сохраняет свою текучесть и пробирается сквозь плотную зелень незаметными струйками.
Как скоро кончилась лава, тропинка взбежала на безлесый пригорок и, устремившись по нему наискось влево, привела к крайнему дому неведомой нам деревни.
Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами
169. Прочитайте текст. Объясните постановку знаков препинания.
Бодро, хорошо идти по земле ранним утром. Воздух, ещё не ставший знойным, приятно освежает гортань и грудь. Солнце, ещё не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. Под косыми лучами утреннего света всё кажется рельефнее, выпуклее, ярче: и мостик через канаву, и деревья, румяные и яркие.
В лесу то и дело попадаются болотца, чёрные и глянцевые. Тем зеленее трава, растущая возле них. Иногда из глубины леса прибежит ручеёк. Он пересекает дорогу и торопливо скрывается в лесу. А в одном месте к нашим ногам выполз из лесного мрака, словно гигантский удав, сочный, пышный, нестерпимо яркий поток мха. В середине его почти неестественной зелени струился кофейно-коричневый ручеёк.
Нужно сказать, что коричневая вода этих мест нисколько не мутна. Она прозрачна, если почерпнуть её стаканом, но сохраняет при этом золотистый оттенок. Из ручейка, текущего в мягком и пышном зелёном ложе, мы черпали воду горстями, и она оставляла впечатление совершенно чистой воды.
На лесной дороге, расходясь веером, лежали тени от сосен. Лес был не старый, чистый, без подлеска — будущая корабельная роща. (В. Солоухин)
170. Прочитайте текст. Озаглавьте его. Определите тип речи текста. Устно опишите старика своими словами, придерживаясь содержания текста.
У обочины дороги стоял, опираясь на толстую палку, старик в старомодной поддёвке. Палка его была с острым железным наконечником и могла при случае превратиться в смертельное оружие. На боку старика холщовая сумка, а на груди, развеваемая ветром, белая могучая борода. Палка была длинная. Старик опирался на неё, не сгибаясь, широко расставив ноги в кожаных сапогах и глядя вдаль: не догонит ли какая машина? А так как сзади старика были ржаное поле и вся сказочная цепочка суздальских башенок, то нельзя было удержаться от соблазна сфотографировать деда.
Я общёлкал его со всех сторон с чисто репортёрским проворством, стараясь, чтобы вышло главное в кадре — развеваемая ветром борода. А старик стоял, не моргнув глазом и не изменяя позы. (114 слов) (В. Солоухин)
171 (Контрольное). Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните обособленные члены предложения.
Я (не)торопливо дошёл до старой корчмы (не)жилой развалившейся хаты и стал на опушке хвойного леса под высокой сосной с прямым голым стволом. Было так тихо как только бывает в лесу зимою в безветре(н, нн)ый день. Нависшие на ветвях пышные комья снега давили их (к)низу пр..давая им чудес(?)ный праз(?)ничный и холодный вид. По временам срывалась с вершины тон..нькая веточка и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском зад..вала за другие ветви. Снег розовел на солнце и синел в тени. Мной овладело тихое оч..рование этого торжестве(н, нн)ого, холодного безмолвия и мне казалось что я чу(?)ствую как время медле(н, нн)о и бе(з, с)шумно проходит мимо меня.
Вдруг далеко в самой чаще раздался лай Рябчика характерный лай собаки идущей за зверем: тоненький заливч..тый и нервный почти переходящий в визг.
Мне казалось судя по направлению лая что собака гонит (в)лево от меня и я торопливо побежал через полянку что(бы) перехватить зверя. Но (не)успел я сделать и двадцати шагов как огромный серый заяц выск..чил из(за) пня и как(будто) (не)торопясь зал..жив назад длинные уши высокими, редкими прыжками перебежал через дорогу и скрылся в молодняке. Следом за ним стремительно вылетел Рябчик. Увидев меня он слабо махнул хвостом торопливо куснул (не)сколько раз зубами снег и опять погнал зайца. (А. Куприн)
Повторение
172. Объясните постановку знаков препинания.
1) Окружённый золотым сиянием солнца, на самой вершине голого дуба, важно надувая зоб, воркует дикий голубь. (И. Соколов-Микитов) 2) Жёлтый огонь керосиновой лампы освещал деревянный стол, изрезанный хлебным ножом. (К. Паустовский) 3) В домах, несмотря на ранний час, горели лампы. Дни стояли тёмные, как сумерки. Всё было серо и мрачно: и небо, и залив, и город, и лица жителей, прятавшихся по домам. (К. Паустовский) 4) От сырой земли, пригретой солнечными лучами, начинают подниматься обильные испарения. Достигая верхних слоёв атмосферы, пар конденсируется и падает обратно на землю мелким дождём. (В. Арсеньев) 5) Старуха налила мне полную тарелку крупника — похлёбки из гречневой крупы с салом, луком, картофелем и курицей — чрезвычайно вкусного и питательного кушанья. (А Куприн) 6) Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму. (К. Паустовский)
173. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Объясните постановку знаков препинания. Выделите графически обособленные члены предложения.
Я ехал в Москву в переполне(н, нн)ом ж..стком вагоне. Ночью я вышел в тамбур, опустил окно и высунулся (на)ружу.
Поезд нёсся по насып., сквозь облетевшие леса. Их почти не было видно. Они больше угадывались по звуку — по тому торопливому эху, которое рождал в их чащах грохот колёс. Воздух, будто остуже(н, нн)ый на зернистом снегу, дул в лицо запахом подмер..шей листвы.
А над лесами мчалось, (не)отставая от поезда, дымясь от (не)стерпимо ярких звёзд, осеннее (полу)ночное небо. Коротко гремели мосты. (Не)смотря на быстрый ход поезда, можно было заметить под ними мгнове(н,нн)ые отблески звёзд в тёмной — не то болотной, не то речной — воде.
Поезд грохотал, гр..мел, в пару, в дыму. Пылали, дог..рая, свечи в дребезжащих ф..нарях. За окнами пролетали по тр..ектори.. б..гровые искры.
Паровоз л..кующе кричал, опьянё(н, нн)ый собстве- (н,нн)ым стр..мительным ходом. Я был уверен, что поезд мчит меня к счастью. Замысел новой книги уже роился у меня в голове. Я верил в то, что напишу её. Я пел, высунувшись из окна, какие-то бессвязные слова о ночи, о том, что нет на свете милее края, чем Россия. Ветер щ.жотал лицо, как ра(з, с)пустившиеся душистые девич(?)и косы. Мне хотелось целовать эти косы, этот ветер, эту холодную р..дниковую землю. Но я (не)мог этого сделать и только бе..связно пел, как одержимый, и уд..влялся красоте неба на востоке, где проступала очень слабая, очень нежная синева.
Я уд..влялся прелест.. неба на востоке, его чистому, слабому сиянию, пока (не)сообразил, что это зан..мается новая з..ря. (234 слова) (К. Паустовский)
174 (Диктант). Напишите текст под диктовку.
В стороне звонко куковала кукушка. Осторожная и пугливая, она не сидела на месте, а то и дело шныряла с ветки на ветку и в такт кивала головой, поднимая хвост кверху. Не замечая опасности, кукушка бесшумно пролетела совсем близко от меня, села на дерево и начала было опять куковать, но вдруг испугалась, оборвала на половине своё кукование и торопливо полетела обратно. (В. Арсеньев)
175. Объясните постановку знаков препинания. Устно перескажите текст.
Птицы уссурийских лесов
Уссурийские леса кажутся пустынными. Такое впечатление возникает по причине отсутствия певчих птиц. Кое-где по пути я видел уссурийских соек. Эти дерзкие беспокойные птицы всё время шмыгали с одной ветки на другую и провожали нас резкими криками. Желая рассмотреть их, я попробовал подойти к ним поближе. Сойки сперва старались скрыться в листве и улетели только тогда, когда заметили, что я настойчиво их преследую. При полёте благодаря синему оперению крыльев с белым зеркалом они кажутся красивее, чем на самом деле.
Время от времени в лесу слышались странные звуки, похожие на барабанный бой. Скоро мы увидели и виновника этих звуков — птицу желну. Недоверчивая и пугливая, чёрная с красной головкой, издали она похожа на ворону. С резкими криками желна перелетала с одного места на другое и, как все дятлы, пряталась за деревья.
В сырой чаще около речки ютились рябчики. Испуганные приближением собак, они отлетели в глубь леса и стали пересвистываться.
С одного дерева снялась большая хищная птица. Это был царь ночи — уссурийский филин. Он сел на сухостойную ель и стал испуганно озираться по сторонам. Как только мы стали приближаться к нему, он полетел куда-то в сторону. Больше мы его не видели. (В. Арсеньев)
176 (Изложение). Прочитайте текст. Перескажите его, сократив содержание известными вам способами. Запишите сокращённый вариант.
Весна наступила в этом году ранняя, дружная и неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух. В огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися, белыми облаками. С крыш посыпались частые звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные вётлы, кричали так громко, что ничего нельзя было расслышать за их криком. Везде чувствовалась радостная, торопливая тревога жизни.
Снег сошёл, оставшись ещё кое-где грязными рыхлыми клочками в лощинах и тенистых перелесках. Из-под него выглянула обнажённая, мокрая, тёплая земля, отдохнувшая за зиму и теперь полная свежих соков, полная жажды нового материнства. Над чёрными нивами вился лёгкий парок, наполнявший воздух запахом оттаявшей земли, — тем свежим, вкрадчивым и могучим пьяным запахом весны, который даже и в городе узнаешь среди сотен других запахов.
Мне казалось, что вместе с этим ароматом вливалась в мою душу весенняя грусть, сладкая и нежная, исполненная беспокойных ожиданий и смутных предчувствий, — поэтическая грусть, делающая в ваших глазах всех женщин хорошенькими и всегда приправленная неопределёнными сожалениями о прошлых вёснах. Ночи стали теплее. В их густом влажном мраке чувствовалась незримая спешная творческая работа природы. (А. Куприн)
177. 1) Прочитайте. Выделите слова, являющиеся средством связи предложений. Докажите, что это текст. 2) Найдите в предложениях обособленные члены, объясните знаки препинания при них. Подчеркните их как члены предложения. 3) Устно перескажите текст.
Остров, на котором стояла дедовская хата, был, конечно, самым таинственным местом на свете.
За домом лежали два огромных глубоких пруда. Там всегда было сумрачно от старых ив и тёмной воды. За прудами, вверх по склону, подымалась роща с непролазным орешником. За рощей начинались поляны, заросшие по пояс цветами и такие душистые, что от них в знойный день разбаливалась голова. За полянами на пасеке курился слабый дымок около дедовского шалаша. А за дедовским шалашом шли неизведанные земли — красные гранитные скалы, покрытые ползучими кустами и сухой земляникой.
В углублениях этих скал стояли маленькие озёра дождевой воды. Трясогузки, подрагивая пёстрыми хвостами, пили тёплую воду из этих озёр. Неуклюжие и нахальные шмели, свалившись с размаху в озёра, кружились и гудели, тщетно взывая о помощи.
Скалы обрывались отвесной стеной в реку Рось. Туда нам запретили ходить. Но мы изредка подползали к краю скал и смотрели вниз. Тугим прозрачным потоком, кружа голову, неслась внизу Рось. Под водой, навстречу течению, медленно шли, вздрагивая, узкие рыбы.
На том берегу поднимался по скату заповедный лес. Солнце не могло прорвать сквозь мощную зелень этого леса. Лишь изредка одинокий луч прорезал наискось чащу и открывал перед нами потрясающую силу растительности. Как сверкающие пылинки, влетали в этот луч маленькие птицы. Они с писком гонялись друг за другом и ныряли в листву, будто в зелёную воду. (К. Паустовский)
178. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания.
Фантазии в сумерках
Было начало апреля. Сумерки ..гущались (не)заметно для глаза. Тополи окаймлявшие шоссе белые, низкие домики с черепичными крышами по сторонам дороги фигуры редких прохожих всё почернело утратило цвета и п..рспективу. Все предметы обратились в чёрные плоские силуэты но очертания их с пр..лес..ной ч..ткостью стояли в смуглом воздухе. На западе за городом г..рела з..ря. Точно в жерло раскалё(н, нн)ого, пылающего жи..ким золотом вулкана сваливались тяж..лые сизые облака и рдели кроваво-красными и янтарными и ф..олетовыми огнями. А над вулканом подн ..малось куполом вверх зеленея б..рюзой и акв..марином кроткое вечернее весе(н, нн)ее небо.
Медле(н, нн)о идя по шоссе с трудом волоча ноги в огромных к..лошах Ромашов (не)отступно глядел на этот волшебный пожар. Как и всегда, с самого детства, ему чудилась за яркой вечерней з..рёй какая(то) таинстве(н, нн)ая, светозарная жизнь. Точно там дал..ко-дал..ко за облаками и за гор..зонтом пылал под (не)видимым (от)сюда солнцем чу- дес(?)ный осл..пительно-пр..красный город скрытый от глаз тучами проникнутыми внутре(н, нн)им огнём. Там сверкали (не)стерпимым блеском мостовые из золотых плиток возвышались пр..чудливые купола и башни с пурпурными крышами св..ркали бри(л, лл)ьянты в окнах тр..петали в воздухе яркие разноцветные флаги. И чудилось что в этом далёком и сказочном городе живут радос(?)ные л..кующие люди, вся жизнь которых похожа на сладкую музыку, у которых даже задумч..вость, даже грусть оч..ровательно нежны и прекрас(?)ны. Ходят они по с..яющим площадям по т..нистым садам между цветами и ф..нтанами ходят (бого)подобные светлые полные (не)оп..суемой радости (не)знающие пр..град в счастии и ж..ланиях (не)омрач..(н, нн)ые н.. скорбью н.. стыдом н.. заботой. (А. Куприн)
Источник
Запятая перед союзом И
Ввиду неправдоподобно огромного количества ошибок, которые делаются «по вине» союза И, давайте присмотримся к нему еще раз, отдельным параграфом, и повторим всё то, что заметили про поведение этого лукавого союза в нашем языке.
Итак, встретив его в тексте, сначала определите, что именно он соединяет между собой: слова или целые предложения. Сравните:
Поднялось солнце и осветило всё вокруг.
Поднялось солнце, и осветилось всё вокруг.
В первом предложении союз И соединяет два однородных сказуемых: солнце поднялось и осветило, запятая, естественно, не ставится. А у второго предложения – почти такого же по смыслу – иная синтаксическая структура; здесь две грамматических основы: солнце поднялось, всё осветилось, поэтому мы обязаны обозначить границу между двумя сообщениями запятой.
Это основное, чему нужно научиться (если в начальной школе вы по каким-то причинам этого не сделали).
Упражнение 286. Расставьте знаки препинания.
1. Река едва мерцала в полумраке и тихо лились ее темные воды. Река едва мерцала в полумраке и тихо несла свои темные воды. 2. Поднялось солнце и осветило все вокруг. Поднялось солнце и осветилось все вокруг. 3. Ветер шумел в кронах деревьев и срывал с них листву. Ветер шумел и с крон деревьев срывалась листва. 4. Снег повалил сплошной пеленой и скрыл тропинку окончательно. Снег повалил сплошной пеленой и тропинка окончательно скрылась из глаз. 5. Тучи все наползали от горизонта и почти закрыли солнце. Тучи все наползали от горизонта и солнце почти закрылось. 6. Луна вышла из-за деревьев и озарился темный сад. Луна вышла из-за деревьев и озарила темный сад. 7. Заиграло над лесом веселое солнышко и зажгло тысячью искр белый снежный наст. 8. Подмораживает и звезды светят как-то особенно ярко. 9. Светало и становилось прохладно. 10. Мало-помалу своды пещеры начали расширяться и слились постепенно с прозрачным воздухом. (Солоух.) 11. Темнело и сбоку несло резким холодом. 12. Взошло солнце и все вокруг ожило. 13. Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня в те самые места. (П.) 14. Ребята от слез ничего не видели и оттого им становилось еще страшнее. (В.См.) 15. Солнце село и мне уже пора было идти домой.
Упражнение 287. Расставьте знаки препинания.
1. Ночью костер погас и к утру стало совсем холодно. 2. Наконец закончилась долгая полярная ночь и наступила весна. 3. Небо потемнело и набухло и где-то вдалеке послышались первые раскаты грома. 4. Смеркалось и дождь по-прежнему стучал по крышам и барабанил в окно. 5. Не надо расстраиваться и опускать руки и тогда все будет хорошо. 6. За окном моросило и Федя решил захватить плащ и зонтик. 7. Было тихо и только далекий лай собак и пение петухов напоминали о человеческом жилье. 8. Небо нахмурилось и сразу стало холодно и неуютно. 9. Вдруг дверь закрылась и нас отрезало от мира. 10. Равновесием держится весь мир и это равновесие нашли мы в одной только любви. 11. Солнце на пустой набережной сильно пригревало сквозь туман и все сияло и блестело перед глазами. 12. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет. (П.) 13. Уже почти рассвело и темные и серые фигуры молчаливых рыбаков отчетливо виднелись на льду залива. 14. Вдали лесистые равнины и неприступные вершины гранитных скал туман одел. (Л.) 15. В поле человека не видать и грачи и жаворонки куда-то все подевались.
Упражнение 288. Расставьте недостающие знаки препинания.
1. Вошла в песчаные берега и поголубела Волга. (В.См.) 2. Безветрие и все небо залито ровной синевой. (Т.) 3. Погода всегда имеет сильное влияние на расположение духа и вам как-то невольно становится грустно. (Дост.) 4. Север дышит ветром ночи и полынь колышет. (Бун.) 5. Появились первые танки и первые аэропланы стали сбрасывать бомбы. (Ю.О.) 6. Белка песенки поет и орешки все грызет. (П.) 7. Дверь в сарай была приоткрыта и они заглянули в щелку. (В.См.) 8. Лошади незаметно менялись и тарантас несся все далее и далее, мимо полей, селений и городов. (Сол.) 9. Поднялся ветер и как будто оживил всё вокруг. 10. Поднялся ветер и как будто всё вокруг ожило. 11. Жизнь дается один раз и хочется прожить ее бодро, осмысленно, красиво. (Ч.) 12. Солнце поднимается и все тише становится в просеке. (Бун.) 13. Каренина стояла неподвижно держалась чрезвычайно прямо и глаза ее улыбались. (Л.Т.) 14. Сумерки совершенно закутали морозные улицы и суету и тревогу смягчил крупный мягкий снег, полетевший в пятна света у фонарей. (Булг.) 15. Начинался дождь и мы поспешили в укрытие.
Теперь два очень важных добавления.
Первое. В том случае, если интересующий нас союз соединяет слова (то есть однородные члены предложения), нужно убедиться, что этот союз одиночный и что однородных членов всего два. В противном случае, как вы, надеюсь, помните, запятые могут и появиться. Сравните:
В наших местах встречаются зайцы и белки.
В наших местах встречаются и зайцы, и белки.
В наших местах встречаются зайцы, и белки, и лоси.
Как только союз Иначинает повторяться, связывая между собою однородные члены, нужно разделять их запятыми.
Второе. Если союзом И соединены именно предложения – удостоверьтесь, что ничего общего у этих предложений нет (разумеется, не с точки зрения логики, а сугубо формально — то бишь общих слов или предложений). Потому что если есть нечто объединяющее их, такие предложения запятой не разделяются. Мы воспринимаем их как однородные явления и соответственно ставим знаки препинания – по правилу для однородных членов предложения. Сравните:
Зазеленели деревья , и прилетели птицы. Запятая перед И обязательна: согласно основному закону русской пунктуации, мы должны разделить два предложения.
Весной зазеленели деревья и прилетели птицы. Запятую между предложениями ставить нельзя, поскольку слово « весной» по смыслу явно входит и в первое предложение, и во второе. Отсутствием этой, казалось бы, законной запятой мы и указываем на смысловое и формальное единство двух предложений.
Когда пришла весна, зазеленели деревья и прилетели птицы. То же самое, только время для двух событий указано не одним словом, а целым придаточным предложением. Но суть от этого не меняется: из-за общего придаточного два предложения не разделяются запятой.
Весной мы увидели , как зазеленели деревья и прилетели птицы. Два придаточных (про деревья и про птиц) соединены союзом И, оба относятся к одному главному предложению – дополняют его; и главное предложение опять-таки является для них общим. Стало быть, мы и воспринимаем их как однородные, и знаки ставим соответствующим образом.
Весной мы увидели , как зазеленели деревья, и прилетели птицы, и побежали ручьи.
Здесь однородных придаточных уже три, они соединяются повторяющимися союзами, значит, запятые опять появляются, но уже по другому правилу – для однородных членов предложения.
Упражнение 289. Расставьте знаки препинания.
1. Весной зазеленеют деревья и прилетят птицы. 2. Солнце закрылось тучами и стало быстро темнеть. 3. В это время распахнулась дверь в гостиную и на пороге показался лакей. 4. Кругом лежат сугробы и стоят заиндевевшие деревья. 5. Я стал читать и во мне пробудилась охота к литературе. 6. При этом известии глаза у нее заблестели и щеки порозовели от удовольствия. 7. В походе она простудилась и ей пришлось на неделю улечься в постель. 8. Уже стемнело и плохо было видно в степи. 9. В сентябре еще ласково пригревало солнце и дождей почти не было. 10. Стемнело и над тротуаром зажглись фонари. 11. Все немедленно уставились на Сережу и это смутило его окончательно. 12. На берегу сегодня необычно тихо и только вдалеке шумят деревья и раздается собачий лай. 13. Небо затянуло облаками и пошел густой крупный снег. 14. В эту самую минуту сильный порыв ветра раздвоил тучу и бледным светом озарилась та часть поля. 15. К двенадцати часам комнаты были набиты битком и жара была невыносимая.
Упражнение 290. Расставьте знаки препинания.
1. Как-то очень быстро стемнело и мы невольно прибавили шагу. 2. Не свищут иволги и соловьев не слышно. 3. В непроглядном мраке слышался только шум дождя и изредка вспыхивала молния. 4. Вокруг нас шумит безбрежный лес и заливаются лесные птицы. 5. Ветер разогнал тучи и выглянуло солнце. 6. Было уже совсем темно и снова забилось тревожно сердце и в голову полезли шальные мысли о разбойниках. 7. У Ольги радостно сияли глаза и губы морщились счастливой улыбкой. 8. В небе грохотал гром и на лужах вздувались и лопались белые пузыри. 9. Голоса смолкли и только мерное тиканье часов нарушало воцарившуюся тишину. 10. Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь. 11. В такую погоду птицы не поют и звери прячутся по берлогам и норам. 12. Дождь кончился и только лужи на мостовой и мокрые деревья напоминают о нем. 13. Тут раздался легкий свист и Дубровский умолк. (П.) 14. Выражение его лица изменилось и брови нахмурились. 15. В начале марта уже пригревало солнышко и снег таял на лесных опушках.
Упражнение 291. Расставьте знаки препинания.
1. Геологи были первыми кто появился здесь и кто сразу оживил эти безлюдные места. 2. Они не знали куда идти и что их ожидает. 3. После экзамена нам с отцом тотчас же сказали что я принят и что мне дается отпуск до первого сентября. 4. Она говорит что хочет простить меня и что непременно сама навестит меня. (Дост.) 5. Она мечтала о том как будет жить в Москве и какая это будет интересная жизнь. 6. Тарас видел как смутны стали казацкие ряды и как уныние стало тихо обнимать казацкие головы. (Г.) 7. На поле где цвела рожь и где кричали перепела теперь бродили спутанные лошади. 8. Особенно привлекал ее рассвет когда постепенно рассеиваются сумерки и по дворам кричат первые петухи. 9. Страшно ночью в лесу когда отовсюду доносятся смутные шорохи и чудятся чьи-то голоса. 10. Мы не заметили как начало темнеть и как сгустился перед нами лес. 11. Ира забыла что родители должны были задержаться на работе и что взять братишку из детского сада было поручено ей. 12. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота патриотизма которую Пьер замечал вчера и которую он понял совершенно после разговора с князем Андреем. (Л.Т.) 13. Лес еще не шумел потому что было очень рано и ветер еще только-только нарождался вдали. 14. Когда люди молоды и весна на дворе всё кажется веселым и радостным. 15. Там где еще вчера слышались веселые голоса и раздавался детский смех теперь царила тишина.
Обобщим всё сказанное в едином алгоритме. Чтобы не ошибиться в постановке запятой перед союзом И, выполните два действия:
Упражнение 292. Расставьте знаки препинания.
1. Прохожие постояли потолковали о происшедшем и пошли по своим делам. 2. Чернеет лес розовеет небо и медленно на горизонте встаёт оранжевое солнце. 3. С утра дул теплый ветер и пекло невыносимо. 4. С утра дул теплый ветер и к полудню пекло невыносимо. 5. По лужам протянулись ледяные иглы и стало в лесу неуютно глухо и нелюдимо. 6. Анисья тотчас к ней явилась и дверь пред ними отворилась и Таня входит в дом пустой (П.) 7. Как взор его был быстр и нежен стыдлив и дерзок а порой блистал послушною слезой (П.) 8. Олег дернул удочку оборвав зацепившуюся леску и поспешно выскочил на дорогу. 9. Ему послышалось что кто-то отворил дверь и что чей-то неуловимый вздох пронесся над ним. 10. Я вытащил из чемодана восковой огарок и засветив его стал раскладывать вещи. 11. Здравствуй сказал брат сумрачно усмехаясь и поклонившись Алене продолжал говорить с соседом. 12. Из липовой аллеи вертясь и обгоняя друг друга летели желтые круглые листья и промокая ложились на мокрую дорогу и на мокрую темно-зеленую траву. 13. Не прошло и пяти минут как со всех сторон затрещали и задымились костры рассыпались солдаты раздувая огни руками и ногами подтаскивая сучья и бревна. (Л.Т.) 14. Отец мой говорил что он не видал таких хлебов и что нынешний год урожай отличный. 15. Он три месяца искал встречи с Андреем и когда встретился не мог найти нужных слов.
Упражнение 293. Расставьте знаки препинания.
1. На южных склонах бугров растаял снег и рыжая от прошлогодней травы земля уже покрылась сиреневой дымкой испарений. 2. Звезды уже начинали бледнеть и небо становилось серым когда коляска подъехала к крыльцу домика на Васильевском. (Т.) 3. Трава и листья на деревьях были покрыты пылью и дороги и солончаки обнажены и звучно тверды. 4. Осенью мы побывали в Петербурге и Архангельске и Петрозаводске. 5. Он оказался напротив нее и твердо и настойчиво взглянул в ее глаза. 6. Юля внезапно запнулась как будто смутившись и повернувшись к Василию Петровичу продолжала говорить уже для него. 7. Чернов стоял картинно опираясь на перила и поигрывая тросточкой. 8. Я рано начал читать и вскоре чтение сделалось любимейшим моим занятием. 9. В пятнадцать лет он уже окончил школу и поступил на филологический факультет. 10. Рано утром деревня еще спит и даже петухи еще не оглашают окрестности своим кукареканьем. 11. Он радостно объявил что работа окончена и что до завтрашнего утра все совершенно свободны. 12. Я знал что уже слишком поздно и что все в доме давно спят и что мой визит будет выглядеть по меньшей мере странным и все-таки решился постучать в дверь. 13. От неожиданности она вздрогнула и отскочив в сторону уставилась на меня непонимающими глазами. 14. Почему-то неприятно мне стало и вспомнился конторщик и как он тонко скулил, положив голову на руки. (Булг.) 15. По вечерам я стал читать и оценил вполне и лампу над столом и седые угольки на подносе самовара и стынущий чай и сон после бессонных полутора лет. (Булг.)
Источник