Меню

Весной веяло отовсюду от влажной земли от набухающих почек от реки за садами

Контрольная работа по русскому языку 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Иншина Инна Владимировна

Комплексная контрольная работа по русскому языку за 3 четверть

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnaya_rabota_za_3_chetvert.doc 57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольная работа за 3 четверть 8 класс

1. Какое утверждение ошибочно ?

1. Однородными могут быть любые члены предложения.

2. Однородные члены могут иметь при себе зависимые слова.

3. Однородные члены всегда выражаются одной частью речи.

4. В предложении может быть больше одного ряда однородных членов.

2. Какое утверждение ошибочно ?

1. Сочинительная связь, соединяющая однородные члены, выражается союзами или только интонационно.

2. Повторяющиеся слова являются однородными членами.

3. Однородные члены могут быть распространенными.

4. Определения могут быть как однородными, так и неоднородными.

3.Укажите предложение с однородными членами (знаки препинания не расставлены) :

1. Скворцы уже расселись на высоких ветках.

2. Жук кряхтел надрывался мучился несколько раз падал но камня не выпускал.

3. Невидимая рыба медленно водила леску по кругу.

4.Укажите предложение с неоднородными определениями (знаки препинания не расставлены)

1. Старый серый шёлковый платок окутывал огромную шею Василия Михайловича.

2. Белые золотые синие качаются над головой цветы.

3. Тропинка шла вдоль высокого обрыва извиваясь вдоль низких кустов.

5.В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно ?

1 . Крупнейшие реки Сибири, а именно: Обь, Енисей, Лена – впадают в Северный Ледовитый океан.

2 . Отовсюду веяло запахом весны: от влажной земли и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.

3 . За туманом не видно ни поля, ни леса.

4 . В степи, за рекой, по дорогам – везде было пусто.

6 .В каком предложении нужно поставить одну запятую?

1. На стол постелена красивая льняная скатерть.

2. Что ты встал ни свет ни заря?

3. Человек с трудом переносит как мороз так и жару.

4. Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

7. Что такое обособление?

1. выделение по смыслу.

2. выделение по смыслу и интонационно.

3.замена простого предложения в составе сложного второстепенным членом.

4.употребление косвенной речи.

8. Укажите предложение с обособленным членом (знаки препинания опущены).

1. Я подошёл поближе и увидел сидящую на полу старуху.

2. Издалека донёсся грохот набиравшего ход поезда.

3. Снова начавшийся дождь зашелестел по крышам.

4. Из-за моря выступали горы похожие на стаю облаков.

9. Укажите вариант с обособленным определением.

1. Взволнованный неожиданной встречей, он вышел из комнаты.

2. Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в мельчайшие брызги.

3. Старичок, больничный сторож, тотчас впустил его.

4. Н.Носов — любимый детский писатель.

10.Чем являются выделенные члены предложения?

В двадцать первом году Ракитников , ротный командир, беспечный, веселый парень, встретился в Киеве с Людмилой Сергеевной Мусатовой.

1. однородные подлежащие.

2. однородные дополнения.

3. обособленные приложения.

4. обособленные определения.

5. обособленные обстоятельства.

11. Чем являются выделенные члены предложения?

У нее опять закололо в боку, и она сидела худенькая, бледная, почти прозрачная, но странно красивая и трогательная , как начавший увядать цветок.

3. обособленные определения.

4. обособленные приложения.

5. обособленные обстоятельства.

12. Укажите вариант с обособленным обстоятельством (знаки препинания опущены).

1. Нам приходилось работать засучив рукава.

2. Работа выполнена спустя рукава.

3. Закатив рукава мы приступили к работе.

4. Он летел навстречу сломя голову.

5. Читать лёжа вредно.

13. Укажите предложение с обособленным обстоятельством. (Знаки препинания опущены.)

1. Вода нехотя переливалась через перекат.

2. Я говорил а она шла молча.

3. Несмотря на поздний час было душно.

4. На тренировках Борзов шутя пробегал стометровку за десять секунд.

5. Я мог найти на полке любимую книгу не глядя.

14. В каком предложении обособленные обстоятельства выражены одиночными деепричастиями? (Знаки препинания опущены.)

1. Спал город чернея листвой домами белея.

2. Ручьи журча и извиваясь и меж собой перекликаясь в долину гулкую спешат.

3. Летит новогодняя вьюга ликуя колдуя трубя.

15. В каком предложении обособленное определение имеет добавочное обстоятельственное значение? (Знаки препинания опущены.)

1. Ветер дувший со всех сторон усиливался.

2. В небе стояли лёгкие перистые облака предвещавшие хорошую погоду.

3. Геолог он исколесил всю Россию.

4. Оглушённый тяжким гулом Тёркин никнет головой.

16. В каком варианте приложение не обособляется?

1. Валерию как уроженцу юга трудно было привыкнуть к суровому климату Арктики.

2. Все знают Петрова как хорошего токаря.

3. Ивану как отличному работнику тут же дали в руки метлу.

4. Тут был и капитан и поручик и Пётр Михайлович прапорщик.

17. Укажите количество знаков препинания в предложении.

Подсудимый молодой человек в высоком воротничке обвинявшийся в растрате и мошенничестве торопливо крутил усики и глядел вниз что-то соображая.

1. 1. 2. 2. 3. 3. 4. 4.

18. Укажите правильный вариант постановки запятых в предложениях:

Человек (1) не помнящий прошлого (2) лишает себя грядущего.

Привлеченные музыкой духового оркестра (3) отдыхающие собирались на набережной.

1) 1,2,3 2)1,2 3)3 . . 4) 1,3

19. Выберите правильное объяснение постановки запятой в предложении (знаки препинания не расставлены!) :

Эта трава используется как лекарственное растение.

1) В предложении нужна запятая для обособления сравнительного оборота.

2) В предложении не нужна запятая, так как сказуемое выражено именем существительным с союзом как.

3) В предложении нужна запятая для разделения частей сложного предложения.

4) В предложении не нужна запятая, потому что союз как можно заменить выражением в качестве.

1) В конце мая в громадном городе уже было жарко. 2) В узком переулке жарко и душно, еще душнее во дворе. 3) Солнце, яркое с утра, накалило железные, буро-красные крыши четырех обставших тесный двор пятиэтажных каменных флигелей, их грязно-желтые стены и крупные булыжники сорной мостовой. 4) Рядом с этим домом в переулке строили новый дом, такую же безобразную громаду с претензиями на новый стиль в нелепом фасаде. 5) Оттуда тянуло на двор горьким, жестким запахом извести и сухой кирпичной пыли.

6) На дворе кричали, бегали и ссорились ребятишки, дети дворника, прислуг и жильцов попроще.

7) Двенадцатилетний Гришка, сын кухарки Аннушки из семнадцатого номера, смотрел на них из кухни, из окна четвертого этажа, на животе лежа на подоконнике и вытянув прямо свои тоненькие в коротких синих штанишках босые ноги.

(Ф.Сологуб, «Мечта на камнях».)

1. Укажите номер сложного предложения.

2. Укажите номер предложения, осложнённого обособленным определением.

3. Укажите номер предложения, осложнённого обособленным обстоятельством.

4. Укажите номер предложений, осложнённых обособленными приложениями.

5. Укажите номера предложений с однородными дополнениями.

6. Укажите номер предложения с однородными сказуемыми.

7.Из предложения 1 выпишите словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

8. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.

9. Из предложения 5 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование составлено на основе Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю — 1 час Составлена в соответствии с .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю — 1 час;Составлена в соответствии с уч.

Рабочая учебная программа создана на основе следующих документов:Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ,Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основно.

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение.

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма.

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П.

Источник

Тест с ответами: “Однородные члены предложения”

1. Определите, в каком предложении нужно поставить только одну запятую:
а) На стол постелена красивая льняная скатерть.
б) Что ты встал ни свет ни заря?
в) Человек с трудом переносит как мороз так и жару.+
г) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

2. Определите вариант, где отмечены предложения, в которых союз И связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Вагонные составы словно проваливались в метель и нелегко было отыскать нужный вагон.
Б. Царское правительство не заинтересовалось «тунгусским феноменом» и экспедицию в тайгу не послало.
В. Окончен рассказ и полуулыбка тронула бесцветные губы.
Г. Волны медленно шли к берегу и замедлились на отмелях.

1. А, В
2. В, Г
3. Б, Г+
4. А, Б

3. Определите, в каком предложении нет однородных членов:
а) Мыши, кроты, землеройки живут в корнях деревьев.
б) Из кукурузы делают крахмал, муку, крупу.
в) Осенью ребята запаслись желудями, шишками, семенами
г) Из облаков собираются тучи, из туч идёт дождь.+

4. Определите, сколько однородных членов в данном предложении:

Лебедь по своей величине, силе, красоте и величавой осанке давно назван царём водоплавающей птицы.

5. Выберите предложение с однородными сказуемыми.
а) Цапли живут на болотах и озёрах.
б) Ласточка летает с раскрытым клювом и ловит добычу.+
в) Ива, осина, ольха зацветут раньше, чем на них появятся листья.
г) Человек разводит коров, свиней, овец, коз.

6. Выделите ошибку в расстановке запятых в предложении с однородными членами.
а) Тихо шумели, качались деревья.
б) Из вороха старых листьев, травы, валежника выглядывают грибы.
в) Жёлтые листья висят на осине, берёзе, тополе.
г) В воздухе пахло, цветами, мёдом, земляникой.+

7. Выберите вариант, гд отмечены все предложения, в которых перед союзом ДА должна стоять запятая?
А. Мир наполнен запахом сосны, солнцем() да кипеньем земляники.
Б. Мал золотник() да дорог.
В. Волк линяет() да нрава не меняет.
Г. В настоящую лесную глушь забираются только белка() да пёстрый дятел.

1.А, Б
2. В, Г
3. Б, В+
4. А, Г

8. Определите вариант, в котором отмечены все предложения с несколькими рядами однородных членов?
А. Он остановился под деревом, откинул капюшон плаща и посмотрел вокруг.
Б. Крупные капли дождя шлёпали по листьям деревьев и кустов и скатывались на землю.
В. По вечерам мы собирались за столом и читали вслух книги, просматривали журналы.
Г. По дорогам тянулись обозы с яблоками, капустой и грузовики с зерном.

1. А, Б
2. Б, Г+
3. Б, В
4. А, Г

9. Выберите неверное утверждение:
а) однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения
б) между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами, ставится запятая
в) между неоднородными определениями запятая не ставится
г) во фразеологическом обороте между однородными членами запятая ставится+

10. Определите союз, который является разделительным:
а) ни … ни
б) как … так и
в) зато
г) то … то+

11. Выберите, в каком предложении знаки препинания расставлены неправильно:
а) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена впадают в Северный Ледовитый океан.+
б) Отовсюду веяло запахом весны: от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.
в) За туманом не видно ни поля, ни леса.
г) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.

12. Укажите вариант, в котором указаны все предложения с однородными членами, связанными сочинительными соединительными союзами:
А. Ветер то стихал, то задувал вновь.
Б. Устюг поставлял в Сибирь товары как собственного производства, так и привозные из других городов.
В. Мы старались не приближаться к веткам или же сперва шлёпали по ним прутьями, стряхивая крупные дождевые капли.
Г. Левицкий писал не только домашние портреты, но и парадные.

1. А, Г
2. Б, В
3. А, В
4. Б, Г+

13. Выпишите цифры, которые обозначают запятые при однородных членах.

Человек,(а) оставшись в лесу один,(б) обыкновенно или разговаривает сам с собой,(в) или свистит,(г) или сшибает палкой сухие листья.

а) 1, 2
б) 2, 3
в) 3, 4+
г) 1, 2, 3, 4

14. Выберите предложение, в котором нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)
а) Медведи — животные большие сильные ловкие.
б) Цветы могут быть как однолетними так и многолетними.+
в) Пушкин собирал народные песни и сказки в Одессе и в Кишинёве и в Псковской губернии.
г) Стоял тихий сентябрьский денёк.

15. Выберите, сколько в предложении однородных членов, если они есть (знаки препинания не расставлены):

Четыре года ты ее не видел четыре года писем не писал.

а) нет однородных членов;
б) два однородных члена;+
в) три однородных члена;
г) четыре однородных члена;
д) пять однородных членов

16. Выделите вариант, где указаны все предложения, в которых перед союзом ДА должна стоять запятая?
А. Венчики трав качались над головами() да осыпали плечи жёлтой цветочной пылью.
Б. Мал ёрш() да помог.
В. Я бы сам к вам явился() да побоялся гнева отца.
Г. Алёша отыскивал любимые уголки() да вспоминал друзей детства.

1. А, Г
2. Б, В+
3. В, Г
4. А, В

17. Определите, в каком варианте ответа указаны все предложения с несколькими рядами однородных членов?
А. Вдоль набережной и на мосту гулял и веселился народ.
Б. Доктор надел пальто и шляпу и вышел из дома.
В. Каждый день мы сыпали на подоконник крошки хлеба и крупу для птиц.
Г. Сквозь пелену дождя проступали очертания острова и заросли кустов на нём.

1. А, Г
2. А, Б+
3. Б, В
4. В, Г

18. Отметьте неверное утверждение:
Однородные члены предложения:
а) соединяются между собой сочинительной связью
б) отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения
в) могут быть распространёнными
г) выполняют разную синтаксическую функцию+

19. Выберите союз, который является противительным:
а) либо
б) не только… но и
в) не то… не то
г) однако+

20. Отметьте цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при однородных членах.

Алёна,(а) закрыв дверь,(б) села в кресло,(в) облокотилась на его мягкий валик и тихо заплакала.

а) 1, 2
б) 3+
в) 2
г) 1, 2, 3

21. Отметьте признаки однородных членов предложения.
а) относятся к одному и тому же члену предложения
б) являются одной и той же частью речи
в) отвечают на один и тот же вопрос
г) относятся к одному и тому же члену предложения и отвечают на один и тот же вопрос+

22. Выберите, перед какими союзами между однородными членами всегда ставятся запятые:
а) только перед НО
б) перед И
в) перед А, НО+
г) только перед А.

23. Отметьте предложение, в котором пропущена запятая.
а) Зимой над деревушкой кружились метели, заносили избы прятали в снежных сугробах старые сараи.+
б) Как веселились наши зайчата, какие прыжки устраивали!
в) Разве не радует глаз изумрудный мох, сиреневый цветок подорожника или летучее семечко липы?
г) Золотым дождем осыпались листья березы, клена и ясеня.

24. Найдите предложение с однородными сказуемыми, соединенными союзом и.
а) Мы шли по тропинке, прислушивались к звукам.
б) В доме у бабушки жили ежик и кошка.
в) Заяц заметил нас и поскакал в лес.+
г) Наступил вечер, скоро на небе зажгутся звезды.

25. Определите вариант, где отмечены все предложения с однородными членами, связанными сочинительными разделительными союзами:
А. Белка насторожилась, но не убежала.
Б. Каждая фраза должна точно, полно выражать мысль или образ.
В. Он обращался то к одному, то к другому посетителю.
Г. Он бежал быстро, но осторожно.

1. А, Г
2. А, В
3. Б, В+
4. В, Г

26. Определите вариант, в котором указаны все предложения, в которых союз И связывает однородные члены? (Знаки препинания не расставлены.)
А. Они остановились перед входом на веранду и отряхнули снег с одежды.
Б. Воздух чист и в предзакатном свете отчётливо выделяется каждая тропинка.
В. Река пенится на камнях и сверкает в лучах вечернего солнца.
Г. Двинулась рать и как будто огнём вся земля запылала.

1. А, Г
2. Б, В
3. Б, Г
4. А, В+

27. Выберите предложение, в котором поставлена лишняя запятая.
а) Мы слышали гудки пароходов, крики петухов в деревне.
б) Полевые цветы закрыли голубые, розовые, и желтые глазки.+
в) Мальчишки бродили по саду до вечера, но ушли почти ни с чем.
г) Желтые и голубые шары взлетели и поднялись в небо.

28. Найдите предложение, в котором неправильно расставлены запятые.
а) Муку люди получают из зерен пшеницы, ржи или риса.
б) Напор ветров, неимоверную тяжесть снега деревья выдержали, не сломались.
в) Белоснежным ковром укутала зима, город, огороды, ближний лес.+
г) Крыши и дальние лесные поляны снег покрыл в одну ночь, но вскоре растаял.

29. Выберите, сколько в предложении однородных членов, если они есть (знаки препинания не расставлены):

Язык Бунина прост почти скуп чист и живописен.

а) нет однородных членов;
б) два однородных члена;
в) три однородных члена;+
г) четыре однородных члена;
д) пять однородных членов

30. Отметьте предложение, где знаки препинания расставлены неправильно:
а) Теплоход останавливался в крупных волжских городах — Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.+
б) Все породы смолистых деревьев, как то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.
в) На крышах, на деревьях, на скамейках — везде была изморозь.
г) На болотах и солончаках не растёт ни хлопок, ни пшеница.

Источник

Самостоятельная работа по русскому языку на тему «Однородные члены предложения»8 класс

Однородные члены предложения

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

1. На крокетной площадке на лужайке в беседке всюду та же неприязненная тишина то же безлюдье.

2. Стук ставни и завывание ветра заставляли бледнеть и мужчин и женщин и детей.

3. Позади меня уже так много жизнь в Петербурге богатство потом бедность потом смерть отца замужество потом заграничная поездка.

4. Она действительно походила на молодую стройную гибкую березу.

5. Всё внезапно кругом побагровело деревья травы и земля.

2. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их.
1. [О, О и О]. 2. [О, но О]. 3. [То О, то О].

3. Расставьте знаки препинания в предложениях с союзом И. Запятая перед союзом И, соединяющим однородные члены предложения и части сложного предложения.

1. Радостно было и на земле и на небе и в сердце человека.

2. Пшеница не растёт на болотах и солончаках.

3. Вся окрестность вдруг изменяется и природа будто оживает.

4. Май леса наряжает и лето в гости приглашает.


4. Расставьте знаки препинания. Сделать синтаксический разбор однородных членов предложений.
1. Крупные капли дождя шлёпали по листьям деревьев и кустов и скатывались на землю.

2. Песня бьётся о камень стены стонет плачет оживляет сердце тихой болью будит тоску.

Самостоятельная работа (8 класс)

Однородные члены предложения

1. Перепишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения в соответствии с тем, каким членом предложения они являются.

1. Весной веяло отовсюду от влажной земли от набухающих почек от реки за садами.

2. Однажды вздумалось друзьям в день жаркий побродить по рощам по лугам и по долам и по горам.

3. Около родника зеленеет короткая бархатная травка.

4. В степи за рекой по дорогам везде было пусто.

5. Земля обсохла, душистые берёзовые почки распустились.

2. Составьте по приведенным ниже схемам предложения с однородными членами и запишите их.

1. [И О, и О, и О]. 2. [О или О]. 3. [О, О, О].

3. Расставьте знаки препинания в предложениях с союзом И. Запятая перед союзом И, соединяющим однородные члены предложения и части сложного предложения.

1. Радостно было и на земле и на небе и в сердце человека.

2. Пшеница не растёт на болотах и солончаках.

3. Вся окрестность вдруг изменяется и природа будто оживает.

4. Май леса наряжает и лето в гости приглашает.

4. Расставьте знаки препинания. Сделать синтаксический разбор однородных членов предложений.

1. Темнота раннего зимнего утра скрывала и площадку на берегу и полотняный поселок из палаток.

2. Всё внезапно кругом побагровело деревья травы и земля.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы
  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник



Весной веяло отовсюду от влажной земли от набухающих почек от реки за садами

Плавучая станица - i_001.jpg

Негреющее, чуть повитое морозной дымкой зимнее солнце тускло светило над белыми холмами. После короткой оттепели жестокие морозы затянули снег ледяной пленкой, и вся степь сияла ровной холодной желтизной.

Между высокими заснеженными скирдами, минуя грейдер, прямо по склону холма пробирались одинокие сани. Косматые рыжие кобылы, пофыркивая и тяжело поводя запотевшими, тронутыми инеем боками, грузно шагали по глубокому снегу.

В санях сидели здоровенный старик кучер в овчинном тулупе и тонкий юноша в коротком дубленом полушубке и серой барашковой шапке, с которой еще не сошла плотная вмятина — след военной звезды.

Путники долго молчали. Только за холмом, когда уже скрылись с глаз лиловые дымы далеких шахт, старик повернул закутанную бабьим платком голову и хмуро спросил:

— Как вы там, ишо не задубели?

— Есть маленько, — признался юноша. — Надо бы пробежаться.

— Ну так что ж, пробегитесь, — ухмыльнулся старик, — а то в ваших сапожках заклякнуть можно. Заместо вас только сосулю до станицы довезу…

Юноша соскочил с саней, похлопал руками, потоптался на месте, а когда кобылы вышли на бровку и побежали рысью, кинулся за санями. Потом кони пошли медленнее, и старый кучер, не теряя из виду далеко отставшего спутника, хрипло запел тягучую песню без слов.

— Инспектор! — проворчал он, оглядываясь. — Какой с него инспектор? Молоко на губах не обсохло. Тут наши братцы не таких птенчиков обламывали…

Василий Зубов, которого вез со станицы угрюмый старик, был назначен участковым инспектором рыболовного надзора и ехал в станицу Голубовскую принимать участок. По окончании рыбопромышленного техникума он заболел воспалением легких, долго провалялся в больнице и только зимой смог выехать к месту службы.

— Ну как, согрелись? — спросил старик, когда разрумянившийся Зубов вскочил в сани.

— Согрелся, — весело усмехнулся Василий. — А то чуть было не пропал…

Он посмотрел на заиндевевшие усы кучера, на его спущенный с саней огромный резиновый сапог.

— А вам разве не холодно в таких сапогах?

— У меня, мил человек, в каждом сапожке по пуду сенца намощено, — усмехнулся старик.

— Как же вас зовут? — полюбопытствовал Василий, усаживаясь поудобнее. — Вы до сих пор даже фамилию свою не сказали.

— По документу моя фамилия — Ерофей Сазонов, — буркнул кучер, — а только ежели вы в станице меня по этой фамилии искать зачнете, то вам все одно никто ничего не скажет.

— Почему? — удивился Василий.

— А потому, к слову сказать, что у меня есть станичное, уличное то есть, прозвание.

Старик пренебрежительно махнул кнутом:

— Малявочкой меня кличут, — нахмурился старик, — дед Малявочка — и все…

Посмотрев на грузную фигуру великана кучера, Василий не выдержал и засмеялся. Кучер прикрикнул на кобыл и повернулся к нему.

— Выдумают дурость, она и пристанет до человека.

— Почему же вас так прозвали? — пряча усмешку, спросил Василий.

Дед намотал вожжи на колено, стащил рукавицы, закурил и проворчал, мрачно сплевывая в сторону:

— Это вам в станице все чисто расскажут.

Явно уклоняясь от неприятной темы, старик покосился на Зубова:

— А вы, значится, инспектором до нас назначены?

— Откудова ж сами родом будете?

Зубов пересел ближе к старику:

— Из города. Мать у меня там учительницей работает. А я в сорок пятом году, как демобилизовался, в рыбтехникум поступил, сразу на второй курс, потому что первый до войны закончил.

— Чей же вы по фамилии будете?

— Зубов, Василий Кириллович.

Дед Малявочка одобрительно кивнул:

— Доброе дело, Кириллыч. Тольки когда ж вы успели в армии служить, ежели вам, должно быть, годочков двадцать, не более, будет?

— Двадцать три, — покраснел Василий. — Я, дедушка, в сорок втором добровольцем в армию пошел. Шестнадцать лет мне было. Пришлось прибавить себе годы, чтобы не отказали в полк зачислить…

Оседая на задние ноги, всхрапывая, лошади осторожно спускали сани с высокого крутого холма. Внизу зачернели деревья, крыши хуторских домов, скирды сена, а еще ниже, за кривой излучиной замерзшей речушки, раскинулось белоснежное ровное займище. Далеко на горизонте, за сизо-голубой морозной дымкой, угадывалось русло большой, скованной льдом реки.

Солнце спустилось к самой земле, и все займище было залито красноватыми отблесками косых лучей. Слева и справа замелькали дома. Залаяли собаки.

— Хутор Виноградный, — махнул рукой старик.

— А до Голубовской далеко? — спросил Василий.

— Километров двенадцать будет.

Через несколько минут они миновали хутор, пересекли утонувшую в сугробах молодую лесопосадку и помчались по ровной, накатанной дороге. Уткнувшись носом в шерстяной платок, дед Малявочка раскачивался из стороны в сторону и монотонно покрикивал на спотыкавшихся кобыл.

Ошметки летевшего из-под копыт колючего снега больно били Зубова по лицу, он отворачивался, дышал на озябшие руки и, ожидая появления станицы, смотрел на сумеречные тени лиловеющего займища.

— Вот она, наша плавучая станица! — крикнул старик, тыча кнутовищем влево.

— Почему плавучая? — спросил Зубов, всматриваясь в длинный ряд тополей.

— А вот поглядишь весной: полая вода затопит тут все кругом, баркасами по улицам ездить будем… Да и Станичники наши от рождения до самой смерти на воде проживают…

Крякнув, Малявочка похлопал Зубова рукавицей по плечу:

— Озяб, — отозвался Василий.

— Не пьешь? — недоверчиво переспросил старик.

Насупив брови, Малявочка осмотрел Зубова с головы до ног, будто только сейчас увидел его, и, усмехнувшись, пожал плечами:

— Ну, значит, трудно, тебе будет должность свою справлять, и для рыбаков трудным ты человеком окажешься…

Он придержал лошадей и добавил суховато:

— Сейчас мы тебя доставим до Марфы Пантелеевны. Это моя невестка, сына моего погибшего женка. Там тебе квартерку наготовили… В ней Степан Иваныч стоял, инспектор, которого осенью увольнили.

Когда въехали в станицу, было почти темно. На голубом снегу чернели высокие дома, присыпанные инеем деревья, загороженные плетнями базы. Сани миновали колхозный двор, свернули в переулок и остановились у крайнего дома, приткнувшегося на бугорке у самой реки.

Дед Малявочка остановил коней, помог Зубову снять чемоданы и, не здороваясь, сказал появившейся на пороге дома женщине:

— Принимай гостя, Марфа.

Василий смущенно сунул старику десятку, простился с ним и, подхватив тяжелые чемоданы, пошел за женщиной в дом. Он так замерз, что у него зуб на зуб не попадал, а ноги совсем одеревенели. Марфа провела его в кухню, открыла дверь в боковую комнатушку и сказала приветливо:

— Снимайте полушубок. Я сейчас лампу засвечу, растоплю печку, а то вы, видать, пока ехали, окоченели.

Василий разделся и присел на табурет, потирая руки.

Марфа внесла зажженную лампу. Не скрывая любопытства, она осмотрела своего гостя — скользнула взглядом по его тонкой, мальчишеской шее, румяным от холода щекам и тихонько засмеялась:

— Молоденький у нас инспектор будет, не такой, как Степан Иваныч.

Поставив лампу на стол, она захлопотала у печки, застучала кастрюлями и, больше не глядя на Василия, заговорила так, точно была в комнате одна:

— Скипятим чайку. Горячий чаек с мороза лучше всего. На ночь затопим в залике, теплей будет. А можно и за спиртом до председателя послать. У нас рыбаки зимой спирт получают…

— Спирта не надо, хозяюшка, — сказал Василий, — а чаю я выпью с удовольствием…

Источник

Читайте также:  Речь идущего вдоль реки
Adblock
detector