Реки России,🌊 изменяющие направление течения. Пенжина, Шемокса, Иртыш, Сухона, Суойоки и др.
Оказывается, в России существует несколько (неожиданно довольно много) рек, изменяющих направление своего течения. Главной предпосылкой для этого является низкий уклон реки на определённом участке, также должно выполняться одно из условий, заставляющих реку изменить направление течения:
1 Обратное течение рек с приливом
Поднимаясь вверх по реке, приливное течение поворачивает реку вспять. Примером такой реки является река Пенжина , относящаяся к бассейну Охотского моря. Пенжина — дикая река, чистая, сплавная, как и многие реки Камчатки, является местом обитания уникального сообщества рыб.
2 Обратное течение рек, вызванное подпором материнской рекой
На больших реках во время таяния льда могут образовываться ледяные заторы, при этом происходит повышение уровня воды, вода материнской реки может подниматься в притоки. Если приток имеет небольшой уклон, ток воды в нём останавливается, а когда уровень воды превышает высоту реки над уровнем моря, река поворачивает вспять. Такое явление характерно для рек Северная Двина и Шемокса , Обь , Иртыш и другие её притоки. Иртыш является самым длинным притоком в мире, а Обь занимает седьмое место по длине в мире.
3 Обратное течение рек, подпираемых скоростными притоками
Во время весеннего половодья течение материнской реки с низким уклоном и небольшой скоростью может преграждаться течением стремительных полноводных притоков. Такое обратное течение наблюдается на реке Сухона , подпираемой притоками Вологда и Лежа. Экологическая обстановка на реке Сухона неблагоприятна, дно захламлено гниющими отходами лесосплава, предприятия Вологды и Сокола сливают в реки сточные воды, превышение ПДК наблюдается по 11 токсикантам. На левом берегу Сухоны расположен город Великий Устюг, где расположена резиденция Деда Мороза. Река Волхов может течь вспять, если уровень воды в озере Ильмень, откуда она вытекает, снижается. Волхов известен как часть «Пути из варяг в греки», судоходен, славится рыбалкой.
4 Обратное течение, связанное с бифуркацией реки
На низких плоских водоразделах иногда наблюдается разделение русла реки на две ветви, не соединяющиеся в дальнейшем и впадающие в разные водоёмы или речные системы. Когда уровень воды в одной системе поднимается относительно другой, происходит изменение направления течения. Например, река Россонь , соединяющая реки Лугу и Нарву. Если уровень воды в Луге повышается, Россонь течёт в Нарву, при более высоком уровне воды в Нарве, течёт в Лугу.
5 Обратное течение, вызванное волной и сильным ветром с моря
Циклоны в море способствуют образованию длинных волн. Если циклоны следуют один за другим, волны идут непрерывно, при совпадении колебания накладываются друг на друга и усиливаются. Уровень воды в море повышается, и река может повернуть вспять. Обратное течение может вызывать и сильный штормовой ветер. Эти факторы могут усиливать друг друга. Ярким примером этого явления служит река Нева . Долго считалось, что причиной наводнений служит сильный ветер с моря, подпирающий реку, однако удалось установить, что ветра недостаточно, чтобы повернуть Неву вспять, а основной причиной являются длинные волны, колебания которых накладываются.
6 Обратное течение рек в связи с зарегулированием плотинами
Когда уровень воды в водохранилище повышается в связи с работой ГЭС, впадающая река может повернуть вспять. Примером служит река Шуя (Суойоки) в Карелии. Часть реки Шуя соединяет Укшозеро и Логмозеро, которое связано с Онежским водохранилищем. Когда уровень воды в Логмозере повышается, вода устремляется вверх по руслу реки Шуя, а потом через протоку в Укшозеро, поворачивая вспять. После падения уровня воды в Онежском водохранилище, направление течения меняется на прямое. Такая смена может наблюдаться до 20 раз за год. Река Шуя окрашена болотными водами в коричневый цвет. До 1963 года Шуя использовалась для лесосплава. С конца 1990-х произошло восстановление стада атлантического лосося (сёмги). Река популярна для сплава, рыбалки, туризма.
Источник
В Коми нефть достигла села Колва. Что еще известно о нефтеразливе на границе с Ненецким автономным округом
Что происходит в Коми
Нефть подошла к населенному пункту
Председатель экоорганизации «Комитет спасения Печоры» Иван Иванов со ссылкой на местных активистов рассказал «7х7», что утром 13 мая нефть прошла первый мост на реке Колве. На тот момент активисты видели нефть в семи километрах от одноименного села, а мост находится в 45 км от населенного пункта. По его словам, ликвидирующие аварию работники компании «ЛУКОЙЛ-Коми» готовятся посыпать нефть на реке сорбентом, который впитает ее. Но экоактивист подчеркнул, что сотрудники не могут поставить боны (специальные ограждения) на реке из-за того, что по ней продолжают плыть одиночные толстые льдины.
Фото Олеси Данцевич
Около 15:00 «Комитет спасения Печоры» сообщил, что нефть достигла села Колва. Местные жители собрались на берегу в ожидании визита представителей власти и компании «ЛУКОЙЛ» для объяснений.
«На берегу ощущается резкий запах нефтепродуктов», — говорится в сообщении.
Какие меры приняты для ликвидации последствий аварии
В пресс-службе «ЛУКОЙЛ-Коми» корреспонденту «7х7» рассказали, что на берегу в районе дюкерного перехода через реку Колву ведется зачистка территории. На реке действует шесть рубежей реагирования, установлены боновые заграждения, осуществляется сбор радужной пленки с применением сорбентов.
— Продолжаются работы по устранению утечки нефтесодержащей жидкости в результате разгерметизации трубопровода от МНС Ошского месторождения до ДНС-5 Харьягинского месторождения, — сообщили в пресс-службе и добавили, что в ликвидации последствий аварии участвуют более 150 сотрудников предприятия и подрядных организаций, свыше 30 единиц техники.
Утром 13 мая в Усинск для координации работ по ликвидации последствий нефтеразлива на реке Колве вылетел глава Республики Коми Владимир Уйба. К 16:40 глава Коми Владимир Уйба, генеральный директор «ЛУКОЙЛ-Коми» Александр Голованев и глава Усинска Николай Такаев прибыли в село Колва.
Владимир Уйба, Александр Голованев, Николай Такаев. Фото из Telegram-канала «Комитет спасения Печоры»
Что происходит в НАО
Руководитель Департамента природных ресурсов, экологии и АПК НАО Альберт Чабдаров сообщил, что в результате разгерметизации дюкера нефтесодержащая жидкость через защитный кожух протекла на землю в 200-х метрах от берега реки и стекла в реку.
«По ходу течения прослеживается пленка. По предварительным оценкам, загрязнено порядка 1,27 гектара земель. Объем нефти, попавшей в грунт и реку, уточняется. Разлив локализован, нефтепровод перекрыт», — говорится в сообщении на сайте Департамента.
Отмечается, что на место разлива привезли 600 метров заградительного бона, сорбенты. На устранение последствий в НАО привлекли свыше 60 человек, пять единиц техники и несколько лодок.
«На текущий момент утвержден план и прорабатываются сроки устранения загрязнения. По результатам общей работы компания вернет состояние природы в исходное, проведет рекультивацию земель, а также будут инициированы штрафы и компенсирующие мероприятия за вред водным биоресурсам и лесному фонду. Кроме того, проводится работа по установлению периода разлива нефтесодержащей жидкости до момента его обнаружения», — отметили в профильном региональном ведомстве.
Источник
Урок русского языка «Слитное и раздельное написание производных предлогов». 7-й класс
Цель урока: познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов в течение, в продолжение, в следствие и с наречием впоследствии.
- Обучающие:
– научиться разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи;
– научить правильно писать производные предлоги;
– устно рассуждать и письменно объяснять условия выбора слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных;
– обнаруживать по опознавательным признакам места применения правил.
Репродуктивный (для формирования ЗУН. Знать правила слитного и раздельного написания предлогов, образованных от существительных.
Уметь отличать производные предлоги от омонимичных частей речи.
Формировать навык правильного употребления производных предлогов в речи).
Наглядный – для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу.
Практический – для развития практических умений и навыков.
Основной метод работы – анализ языкового материала по теме “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.
Организационный момент: “Минутка приятных воспоминаний”. (Предлагаю вам, ребята, закрыть глаза, вспомнить о чем-то очень хорошем и улыбнуться.)
Вступительное слово учителя.
Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.
Откройте тетрадки, запишите число, кл/работа.
Прочтите предложения, вставьте буквы и объясните, почему одни и те же существительные имеют разные окончания?
В течении некоторых рек бывают опасные места: камни, мели, водовороты. Чтобы благополучно провести через них лодку, рулевой должен внимательно вглядываться в течение.
(Существительные стоят в предложном и в винительном падеже.)
Предлагаю вам превратиться на время в ученых и попробовать, внимательно рассмотрев выделенные слова, сопоставив их, сказать, что общего между ними и в чем разница.
В течение реки попало бревно.
В течение часа мы с интересом слушали лекцию профессора.
В течение, в продолжение, в следствие любят превращаться в предлоги.
Поэтому внимание! Перед нами существительные-перебежчики! Когда эти существительные переходят в предлоги, то такие предлоги как мы называем? (Производными.)
Как бы вы сформулировали тему нашего урока?
Запишите тему урока: “Слитное и раздельное написание производных предлогов”.
Как вы думаете, что нам необходимо сегодня сделать, чтобы изучить эту тему?
Вспомните, что такое предлог?
Какие бывают предлоги?
Какие предлоги мы называем производными?
А как нам отличить существительные в течение, в продолжение от производных предлогов?
Прежде всего, по смыслу. Предлоги в течение и в продолжение обозначают отрезок времени и никакого отношения к течению реки и продолжению книги не имеют.
Попал (куда? во что?) в течение реки.
Изменения произошли (где? в чем?) в течени и реки. (Обозначают место.)
Ввести новых героев (куда? во что?) в продолжение романа.
Мы узнаем о судьбе героя (где? в чем?) в продолжени и романа. (Обозначают место.)
Предлог обязательно включается в падежный вопрос.
Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.
Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы, они всегда оканчиваются на е. Предлоги в течение, в продолжение – синонимы, их можно заменять друг другом, они имеют временное значение.
– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.
- А там, (в)течени… реки,
Где воды были глубоки,
(В)течени… недели
Образовались мели. - А (в)продолжени… романа
Пройдет рассказ о дальних странах,
Где (в)продолжени… трех лет
Скитался сосланный поэт.
А предлог вследствие – синоним предлога из-за и не имеет никакого отношения к судебному следствию.
Не пришел (почему? по какой причине?)
вследствие болезни.
Допущена ошибка (в чем? где?) в следстви и.
(Во что? куда?) В следствие включились
самые опытные специалисты.
Предлог обязательно включается в падежный вопрос.
Между существительным и предлогом можно поставить вопрос или вставить прилагательное.
Существительные могут менять свое окончание, предлоги, как служебные части речи, неизменяемы. Предлог вследствие оканчивается на е, пишется слитно.
– Перепишите предложения, раскрывая скобки и дописывая пропущенные окончания.
(В)следстви… вкралась ошибка, (в)следстви… которой (в)последстви… под подозрение оказался невиновный человек.
Итак, запомните правописание этих предлогов: в течение, в продолжение, вследствие.
“А я к этому не имею никакого отношения, – заявило наречие впоследствии,– пишите меня только так: впоследствии”.
Запомни: наречие впоследствии обозначает время. Познакомились (когда?) впоследствии.
Помогите наборщику! Он рассыпал слова в предложении. Собирая рассыпанные слова в предложения, раскрывайте скобки и вставляйте пропущенные буквы.
Работа в парах. (1 предложение выполняем все вместе.)
2) Поколений, легенда, нескольких, о, (в)продолжени… , страшной, Баскервилей, в, собаке, роду, сохранялась.
3) Баскервилей, долгого, страшное, наводило, замка, (в)течени…, на, ужас, чудовище, времени, обитателей.
4) Ним, сэр, с, Генри Баскервиль, встречи, (в)следстви …, умер.
5) Не, неизвестно, Шерлок Холмс, чем, вмешался, бы (в)следстви…, все, бы, если, кончилось.
6) Облегчением, (в)последстви…, с, обитатели, вздохнули, замка.
- Вот о чем рассказал английский писатель Артур Конан Дойл.
- Легенда о страшной собаке сохранялась в роду Баскервилей в продолжение нескольких поколений.
- В течение долгого времени страшное чудовище наводило ужас на обитателей замка Баскервилей.
- Вследствие встречи с ним умер сэр Генри Баскервиль.
- Неизвестно, чем бы все кончилось, если бы в следствие не вмешался Шерлок Холмс.
- Впоследствии обитатели замка вздохнули с облегчением.
I. Я вижу, что вы немного устали, сядьте поудобнее, закройте глазки, откройте, посмотрите вверх, вправо, влево, закройте, откройте, посмотрите на экран. Что вы видите на экране?
II. Отдохнули немного, а теперь поиграем в корректора.
Помните, есть такая профессия – корректор. Корректор работает там, где создается печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду вылавливать ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте поработать корректорами.
1) В течени и нескольких дней шли проливные дожди. (в течение.)
2) В следствие частых и непродолжительных дождей в лесу появилось много грибов. (Вследствие.)
3) В продолжени и ночи гроза несколько раз уходила в море и снова возвращалась. (В продолжение.)
4) В течени е сибирских рек встречаются пороги. (В течении – сущ., предлож. пад.)
Итоговое задание тест “Проверь себя”.
Затем взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.
- На месте точек пишется и:
А. идти в течени… дня
Б. вследстви… невнимания
В. в течени… реки пороги
Г. занимался в продолжени… года - На месте точек пишется е:
А. эти герои действуют в продолжени… романа
Б. трудно отыскать ошибку в следстви…
В. вспомнили об этом впоследстви…
Г. смотрел на него в течени… минуты - Пишется слитно:
А. (в) течение получаса
Б. (в) продолжение дня
В. (в)следствие засухи
Г. (в)следствии допущена ошибка - Пишется слитно:
А. обнаружить (в)последствии недочет
Б. включить (в)следствие
В. (в)течение многих лет
Г. (в)продолжении романа
Поставьте оценку: 0 ошибок – “5”, 1 ошибка – “4”, 2 ошибки – “3”.
Поднимите руки, у кого – 5, 4, 3?
- О чем мы сегодня говорили?
- Что нового узнали?
- Какие предлоги обозначают время? Как они пишутся?
- Как пишется предлог вследствие? Как его отличить от существительного с предлогом в следстви(е) и от наречия впоследствии?
Домашнее задание на выбор:
1-й вариант – списать предложения, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы:
1. (В) течени… многих тысячелетий меняется форма земной поверхности, и там, где раньше шумело море, (в)последстви… могла образоваться суша. 2. (В)продолжени… книги мы встречаемся со знакомыми героями. 3. Повторять изученное надо (в)продолжени… всего учебного года. 4. (В)следстви… малого падения Волга имеет медленное течение. 5. (В)следстви… по делу о расхищении обнаружены ошибки. 6. В своем течени… река Тьмака делает значительные изгибы.
2-й вариант – составить предложения, употребив слова в течение – в течении, вследствие – в следствии, в продолжение – в продолжении, впоследствии.
3-й вариант – творческое задание: написать эссе:
Вставьте пропущенные буквы в предложения и определите слитное или раздельное написание, объяснив свой выбор.
(В)течени… целого месяца они не разговаривали друг с другом. – (В)течени… реки много поворотов.
В первом предложении в течение – производный предлог с временным значением, поэтому на конце я пишу е.
Во втором предложении слово течение является существительным, которое употреблено в форме предложного падежа. Поэтому на конце я пишу и.
Напишите эссе по образцу на темы, данные ниже. Какие буквы надо вставить в данные блоки предложений? Аргументируйте свой ответ.
- В продолжени… лета шли дожди. – (В)продолжени.. романа появились новые герои. Есть необходимость (в)продолжени… этой повести.
- (В)следстви… по делу о краже появились новые свидетели. – (В)следстви… по делу об ограблении внесены новые факты. – (В)следстви… проливных дождей дорогу размыло.
- М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Учебник для 7 классов общеобразовательных учреждений, Москва “Просвещение”.
Источник
В течение реки с годами произошли изменения
Водный режим реки — годовое изменение расхода, уровня и объёма воды в реке. Неравномерный в течение года режим питания рек связан с колебаниями количества осадков, весенним таянием снега и другими факторами.
Различают следующие фазы водного режима:
1. Половодье — ежегодное весеннее увеличение водности реки, вызванное таянием снега.
2. Паводок — кратковременное поднятие уровня воды в результате быстрого таяния снега при оттепели или обильных дождей.
3. Межень — ежегодный низкий уровень воды, вызванный сухой погодой.
4. Ледостав — период образования ледяного покрова.
5. Ледоход — слом льда и движение льдин.
Одной из задач гидрологии является слежение за уровнем воды в реках. Постоянный контроль уровня воды важен для гидроэнергетиков, судоводителей и экстренных служб. Уровень воды в реках России отсчитывается от многолетнего среднего уровня Балтийского моря. Футшток с нулевой отметкой находится в Кронштадте. На трёх диаграммах показан уровень воды (в см) в реке Амур вблизи г. Комсомольска-на-Амуре за три периода: с 6 по 12 января, с 17 по 23 апреля и с 20 по 26 августа 2019 г. По вертикали указан уровень воды (в см), по горизонтали — дни.
Рассмотрите диаграммы 1–3 и прочтите фрагмент сопровождающей статьи.
Амур — одна из крупнейших рек мира. Истоком Амура является слияние рек Шилка и Аргунь. Впадает Амур в Охотское море вблизи о. Сахалин.
Водный режим Амура характеризуется слабо выраженным весенним половодьем, высокими летними паводками во время муссонных дождей и зимней низкой меженью. Летние паводки часто превосходят весеннее половодье. Наиболее значительные паводки обычно в конце лета — начале осени. В районах среднего и нижнего Амура в это время наблюдаются разливы, ширина которых может достигать 25 км.
Средний уровень Амура вблизи г. Комсомольска-на-Амуре 200−250 см. Неблагоприятным уровнем считается 600 см, при этом уровне происходит подтопление зданий, дорог и полей. Опасный уровень — 650 см. При таком уровне неизбежно затопление населённых пунктов.
Зимой, когда река скована льдом, уровень воды невысок и колеблется незначительно. Во время весеннего половодья уровень резко возрастает. Во второй половине апреля 2019 года отмечено суточное повышение уровня воды более чем на 2 метра.
В середине июля 2019 года уровень Амура был средним: весенние паводки уже прошли, а летние ещё не наступили. И хотя за три дня, с 13 по 16 июля, уровень реки поднялся на 15 см, он не выходил за пределы привычного уровня 250 см, а в последующие дни даже снизился. Начиная с 13 июля, когда уровень Амура составил 224 см, был зафиксирован следующий рост уровня: 14 июля — на 9 см, 15 июля — на 4 см, 16 июля — на 2 см.
17 июля уровень реки оставался без изменений, а 18 и 19 июля вода пошла на убыль. 18 июля снижение уровня составило 3 см, а на следующий день снижение было более значительным: в течение дня уровень упал почти на 3%.
1) На основании прочитанного определите номер диаграммы, которая соответствует периоду с 17 по 23 апреля.
2) По имеющемуся описанию постройте приблизительный график изменения уровня воды в Амуре в период с 13 по 19 июля.
Источник