Меню

В реку обычно впадают другие реки которые называются

Что такое река? Части реки и их определения

Река — разновидность водоемов планеты; постоянный природный канал, наполненный водой, которая движется по направлению понижения высоты за счет своей тяжести. Система в реке пополняется за счет подземных потоков, осадков, приливов, а также таяния снегов (когда снега и льды в жидком состоянии опускаются вниз). Водные потоки могут быть постоянного течения и временного, могут пересыхать сезонно.

Составные части реки:

  • исток;
  • устье;
  • речная долина;
  • пойма;
  • терраса;
  • притоки реки.

Исток

Место, в котором начинается жизнь любой реки, называется истоком. На географических картах данный район изображается как маленькая точка. Этим местом может служить участок подземных вод, который нашел выход на поверхность, либо источник — озеро, болото. Также часто истоком может быть участок, в котором сливаются две реки, образуя отдельную, новый поток.

Все водотоки имеют свое направление течения. Части реки (речная система) — все берут свой особенный режим, исходя из характеристик истока. Ведь именно он оказывает немаловажное влияние на оставшуюся территорию потока. Достаточно часто эту часть затапливает во время паводков и половодья, поэтому находясь на истоке какого-нибудь водоема, следует быть бдительным и осторожным.

Устье

Река несет свои воды в место, которое называется устьем. Это место, в котором поток прекращает свою деятельность, иными словами, это конечный участок. Река обязательно впадает в другой водоем: это может быть море, озеро, океан, водохранилище или другая более крупная река.

Устья крупных акваторий могут иметь большую разветвленность, которая зависит от количества вод и мощности потоков. Такая особенность называется дельтой такого водоема, как река. Части реки, о которых идет речь, особо важны в хозяйственной деятельности. Именно в дельтах очень удобно строить порты, а земля в этих районах отличается особой плодородностью.

Еще один вариант широкого устья реки называется эстуарием. Образование такого устья происходит из-за значительных наносов и мелководного моря, в которое впадает водный поток. Нанося большие количества песчаных и твердых частиц рекой, они залегают на месте устья и покрываются масштабными участками воды.

Разница между дельтой и эстуарием в том, что дельта состоит из нескольких мелких течений, а эстуарий — это один широкий поток.

Долина

Речной долиной называется вытянутое и продольное понижение рельефа, по которому движется река. Она состоит из таких составляющих: русло, пойма, терраса и коренной берег.

В зависимости от форм рельефа, где течет река, части реки, а именно долина, могут быть горными и равнинными. Первый вариант обычно имеет значительную глубину и достаточно узкую ширину, а второй, напротив, характеризуется небольшими глубинами и большой шириной.

Речная долина может иметь разные формы, формирование которых зависит от ряда факторов: это могут быть особенности рельефа, эрозионные процессы или состав горных пород. Выходя их этих факторов, выделяют такие типы: каньон, теснина, ущелье и др.

Русло

Русло — это углубление, по которому вода течет постоянно. Оно может иметь разные формы, благодаря чему извивается река. Части реки (если быть точнее, русло) могут значительно меняться на протяжении всего своего пути. Такие изгибы называются меандрами. Также русло может изменять свою глубину — более глубокие участки называют плесы (максимальная глубина — фарватер реки), мелкие — перекатами. Когда водный поток резко обрывается и падает с высоты, это место называется водопадом.

Пойма

Пойма — часть долины, которая во время половодья заполняется водой. Края поймы легко определить – обычно они имеют крутой склон.

Терраса и коренной берег

Склоны долин могут иметь ступенчатый рельеф. Эти ступени называют террасами. Они могут быть аккумулятивных, эрозионных и цокольных форм происхождения.

Коренной берег — граница водотока. Выделяют правый и левый берег реки.

Притоки

Притоки — это меньшие водотоки, которые впадают в больший поток. Но иногда случаются исключения: меньшая считается основной, а притоком — большая река. Части реки (потоки), которые впадают в направлении правого течения, называют правыми притоками, в направлении левого — левыми.

Главная река со всеми ее составляющими и всеми притоками называется речной системой. Самая многоводная акватория системы считается ее центром, именно она и дает название всей речной системе. Обычно названиями занимаются гидрологи (ученые, разбирающиеся в структуре водоемов).

Любая река имеет свои параметры и характеристики:

  • длина водотока — это протяженность реки от своего истока до устья;
  • площадь водосборного бассейна — количество всех вод, вместе с притоками;
  • годовой сток воды — количество вод, стекающих за год;
  • густота речной сети — количество речных притоков;
  • падение и уклон реки.

Части реки и их определения представлены в статье; запомнить названия и то, что они собой представляют, не составит труда и будет полезно каждому.

Источник

Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?
Читайте также:  Реки протекающие в чебоксарах

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Башкортостана.

– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?

– Какие крупные реки нашего края вы знаете?

Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.

Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.

Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.

Читайте также:  Уровень реки кубань в армавире сегодня

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Всем: У. с. 104-107

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

  1. Подготовить сообщение о крупных реках России.
  2. Выполнить макет местности, по которой протекает река
  3. Составить кроссворд по теме “Реки”.

Источник

Задания для олимпиады

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЛИМПИАДЫ

21. Заполни схему словами или рисунками.

22. Укажи части горы.

Ответ: 1 – вершина, 2 – склон, 3 – подошва.

23. Укажи части реки.

Ответ: 1 – исток, 2 – приток, 3 – устье.

24. Дополни предложения.

Ручей, река,…, …, … – все это водоемы.

Начало реки – это… . Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это… .

Если встать лицом по течению реки, справа будет… берег, а слева… берег. В реку обычно впадают другие реки и ручьи, которые называются… .

Ответ: пруд, озеро, море; исток; устье; левый, правый; притоками.

25. Отметь сезонные изменения в неживой природе голубым цветом, в живой – желтым.

Повышение температуры воздуха, листопад, замерзание почвы, начало сокодвижения, спячка животных, отмирание растений, выпадение дождя, набухание почек, линька животных, изменение высоты Солнца на небе.

Листопад, начало сокодвижения, спячка животных, отмирание растений, набухание почек, линька животных

Повышение температуры воздуха, замерзание почвы, выпадение дождя, изменение высоты Солнца
на небе

26. Допиши предложения.

Земная поверхность, которую мы видим вокруг себя на открытой местности, называется… .

Граница горизонта, где небо как бы сходится с землей, называется… .

Основные стороны горизонта: …, …, …, … .

Ответ: горизонт; линия горизонта; юг, север, запад, восток.

27. Укажи основные стороны горизонта.

28. Запиши слова в колонки «Тела» и «Вещества».

Стекло, гроза, керосин, стакан, вода, метель, капля молока, железо, ледоход, нож, лампа, заморозки.

Стакан, нож, лампа, капля молока

Керосин, вода, стекло

29. Укажи стрелками состояние веществ:

30. Определи время года по признакам.

а) На реках начался ледокол. На проталинках появились первоцветы.

б) Уже окрасились листья берез, и начался листопад. Потянулись к югу караваны птиц.

Ответ: а) весна; б) осень.

31. Заполни схемы.

Ответ: а) мусор, химические удобрения;

б) выхлопные газы, вырубка лесов.

32. Подпиши органы растения:

Ответ: 1 – корень, 2 – лист, 3 – стебель, 4 – цветок.

33. Вставь пропущенные стадии развития животных:

а) икринка малек ;

б) яйцо куколка жук;

в) икринка лягушка;

г) яйцо личинка бабочка.

Ответ: а) рыба; б) личинка; в) головастик; г) куколка.

34. Заполни схему примерами полезных ископаемых. Укажи стрел-ками, как они добываются.

Ответ: а) песок (карьер), глина (карьер), мел (карьер), гранит (шахта);

б) нефть (скважина), уголь (шахта), газ (скважина).

35. Объедини слова в группы. Подпиши названия групп.

а) Евразия, тундра, Африка, Солнце, степь, Австралия, Полярная, пустыня.

б) Индийский, Юпитер, Земля, луг, Атлантический, пруд, Тихий, Венера, лес.

а) материки – Евразия, Африка, Австралия;

природные зоны – тундра, степь, пустыня;

звезды – Солнце, Полярная;

б) океаны – Индийский, атлантический, Тихий;

планеты – Юпитер, Земля, Венера;

природные сообщества – лес, луг, пруд.

36. В какой природной зоне обитают перечисленные растения и животные? Вычеркни «лишнее».

а) Бурый медведь, волк, лиственница, тюлень, сосна, пальма, соболь – …

б) Песчаная акация, варан, морошка, саксаул, верблюд, олень – …

в) Песец, лемминг, ковыль, пушица, северный олень, тушканчик – …

г) Ковыль, дрофа, морошка, полёвка, суслик, перекати-поле, белый медведь – …

Ответ: а) арктические пустыни («лишнее» – пальма); б) пустыня («лишнее» – морошка); в) тундра («лишнее» – ковыль); г) степь («лиш-нее» – белый медведь).

37. Отметь правила здорового образа жизни.

Выполнять режим дня.

Закаляться.

Пить спиртные напитки.

Есть овощи.

Спать 9 часов в сутки.

Мыться 1 раз в месяц.

Смотреть телевизор 5 часов в день.

Читайте также:  Дома в деревне возле речки

Курить.

Мало двигаться.

Умеренно есть.

Сидеть у телевизора ближе 1 м.

Бывать на свежем воздухе.

Слушать громкую музыку.

Тренировать сердце.

38. Зачеркни названия предметов, не относящихся к неживой природе.

Солнце, туча, заяц, воздух, вода, клен, планета, песок.

Ответ: заяц, клен.

39. Зачеркни названия предметов, не относящихся к живой природе.

Подберезовик, снежинка, желудь, медведь, сорока, щука, глина, ландыш.

Ответ: снежинка, желудь, глина.

40. Закончи фразу.

а) Вода в природе находится в трех состояниях: …, …, …;

б) окружающий нас воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, находится в … состоянии.

Ответ: а) жидком, твердом, газообразном; б) газообразном.

41. Соедини стрелками.

а) Добыча гранита Сохранение запасов руды

Добыча нефти Облицовка набережных рек, использование при строительстве зданий, памятников

Сбор металлолома Получение бензина

б) Добыча каменного Изготовление кирпичей, черепицы,

угля и природного газа цветочных горшков

Добыча глины Загрязнение окружающей среды

Разлив нефти, Появление разных видов топлива

попадание в почву, в реки

а) добыча гранита – облицовка набережных рек, использование при строительстве зданий, памятников.

Добыча нефти – получение бензина.

Сбор металлолома – сохранение запасов руды.

б) Добыча каменного угля и природного газа – появление разных видов топлива.

Добыча глины – изготовление кирпичей, черепицы, цветочных горшков.

Разлив нефти, попадание в почву, в реки – загрязнение окружающей среды.

42. Соедини линиями, какие понятия помогают ориентироваться в пространстве, какие – во времени

Выпиши понятия, относящиеся ко времени, в порядке их увеличения.

Ответ: время – секунда, час, неделя, месяц, год.

43. Реши кроссворд.

По горизонтали:

1. Одна из основных сторон горизонта.

2. Большая часть суши.

3. Место, где река впадает в другую реку, в море или озеро.

5. Короткий отрезок времени.

6. Прибор для определения сторон горизонта.

По вертикали:

8. Пространство, в котором находятся звезды и наша Солнечная система.

9. Замкнутое природное углубление на поверхности Земли, заполненное водой.

11. Воображаемая точка, через которую проходит ось Земли.

Ответ: 1. Восток; 2. материк; 3. устье; 4. глобус; 5. минута; 6. компас; 7. исток; 8. космос; 9. озеро; 10. сутки; 11. полюс.

44. Подчеркни одной чертой названия тел, а двумя чертами – названия веществ.

а) Капля воды, кислород, вода, медная поволока, пузырек воздуха в воде, медь.

б) Глина, капля молока, углекислый газ, молоко, глиняный горшок, пузырек газа в газированной воде.

а) Капля воды, кислород, вода, медная поволока, пузырек воздуха в воде, медь.

б) Глина, капля молока, углекислый газ, молоко, глиняный горшок, пузырек газа в газированной воде.

45. Соедини линией признаки объектов и органы чувств, которые помогают их определить:

Ответ: Зрение – далекий, синий, круглый. Слух – тихий, мелодичный, звонкий. Обоняние – ароматный. Осязание – шершавый, твердый, острый, круглый, холодный, гладкий. Вкус – кислый, острый, сладкий.

Источник



§ 38. Реки

Что такое исток и устье реки, речная долина? Как образуются речные долины? Какие крупные реки вам известны? Какие реки протекают в вашей местности?

Что такое река

Суша покрыта сетью больших и малых рек. Реки — составная часть поверхностных вод суши. Хотя в реках находится всего 0,0002% объема гидросферы, их значение для природы Земли и жизни человека очень велико.

Русло (рис. 131) — главная часть реки, которая располагается на дне речной долины — более широкого понижения в рельефе.

Река и ее части

Каждая река имеет исток и устье (см. рис. 131). В горах реки начинаются от тающих ледников и снегов, на равнинах — от родников. Так, на северных склонах Кавказа, недалеко от Эльбруса, на высоте 2070 м талые ледниковые воды дают начало реке Кубань. Стремительно сбегая с гор, она несет свои воды к Азовскому морю. Небольшим родником на Валдайской возвышенности начинается великая русская река Волга. Некоторые реки вытекают из озер или образуются при слиянии других рек. Например, из Ладожского озера берет начало Нева, а. Амур возникает от слияния двух рек — Шилки и Аргуни.

Найдите и покажите на карте в атласе истоки Кубани, Волги, Невы, Амура. Найдите другие примеры разных видов истоков рек.

Устья рек могут иметь разную форму. Выделяются два основных типа устьев — дельта и эстуарий (рис. 132).

Основные типы устьев рек

Дельта — это устье в виде низменной равнины, сложенной речными наносами и прорезанной многочисленными протоками — ветвящимися руслами. Эстуарий — это воронкообразный залив в устье реки, глубоко вдающийся в долину. Устье в виде дельты имеют реки Волга, Нева, в виде эстуария — Амазонка, Янцзы (покажите их на картах атласа).

Большинство рек впадает в другие реки, образуя их притоки (см. рис. 131). Если смотреть вниз по течению, т. е. стоять лицом к устью, то справа в реку впадают правые притоки, а слева — левые.

Найдите и покажите на физической карте России крупнейший правый и крупнейший левый притоки Волги. Как они называются?

На картах реки показывают от истока к устью. Расстояние от истока до устья называется длиной реки. Самая протяженная река мира — Нил (6671 км). К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга (найдите и правильно покажите их на физической карте России).

Реки у истоков чаще всего едва заметны, это всего лишь небольшие ручьи. Чем ближе к устью, тем они становятся шире и полноводнее, так как принимают все новые притоки.

Источник

Adblock
detector