Меню

В произведении ильмень озеро

Ильмень-озеро

На Ильмень-озере волненье,
Как солитон его волна.
Русь, с твоего соизволенья
Иду я той волной с Холма
Через Ловать,через Тотему
Сквозь мглу веков
(На волнах свет)
До Ильмень – озера-тотема,
До Ильменьграда.
Как тотем
Тот град стоит на Малахае.
А сверху дождь: все как да кап.
На этом капище стихами
Дуб-Волхв притоптывает в такт.
Ольха, как Ольга. Как боярин
Клен. Рядом Волок и Постой.
И Вяз, как трансцендентный Сварог,
Трясет зеленой бородой.
Вкруг дщери юные у парен.
Звенят их речи, как ручьи.
Гудят от жара солеварни,
Как новгородские грачи.
Стоит береза, будто Макошь.
Деревни древние, холмы!
Я по тебе Валдай шагаю
Из Кулебак от Хохломы.
О, русь, моя до молочая,
До Иван-чая, до грозы.
Твой лик исконный различаю
Средь ликов чуди и эрьзи.
Ты те страницы этой книги
Читай с последнего листа,
Переворачивая лица
До древнерусского лица.
А лица тех людей суровых,
Умытых свежестью лесной –
Среди сомнительных народов
Точь-в-точь словенское лицо.

А, если хочешь ты во плоти
Знать русь по стати, по лицу:
Вглядись в бойцов Кремлевской роты,
В их шаг чеканный на плацу.

Великолепные стихи.
И какая звукопись. Просто на Ах.
БРАВО!

Спасибо,Светолей! До новых встреч

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Источник

Аннотация музыка М. Коваля слова М. Матусовского «Ильмень — Озеро»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2015 в 11:18, творческая работа

Краткое описание

«Старый Ильмень,
Ты помнишь их —
Огневых,
Молодых,
Живых.»
Хоровое произведение «Ильмень-озеро» проникнуто единым, целостным настроением былинного героического эпоса. Это проявлется в размеренно-спокойной, суровой мелодии, ярко выраженном ладовом колорите.
В этой песне выражается гордость людей за свою родину.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Ильмень-озеро.docx

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Сахалинский колледж искусств»

Аннотация

музыка М. Коваля

слова М. Матусовского

«Ильмень — Озеро»

Выполнила студентка 2 курса

Специальности «Хоровое дирижирование»

Ложкина Анастасия

Преподаватель: Мальцева О.И.

г. Южно – Сахалинск

2015г.

Общие сведения об авторе:

Мариан Викторович Коваль (1907-1971) – советский композитор, народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств Литовской ССР. С 1925 г. Коваль выступал как автор статей о музыке.

В 1925-1930 гг. Коваль учился в Московской консерватории (класс композиции М. Ф. Гнесина; занимался также композицией у Н. Я. Мясковского). В конце 20-х и в 30-е гг. Коваль завоевал популярность своими песнями («За морями, за горами», «Качка», «Юность»). Коваль стал одним из первых авторов песен и вокальных циклов, посвященных В. И. Ленину. Основу творчества Коваля составляют оперные, кантатно-ораториальные, хоровые и камерно-вокальные произведения. Среди них оратория «Емельян Пугачев» (1939), на основе которой композитор создал одноименную героико-эпическую оперу (1942). Мелодический дар, использование ораторских приемов, а также приемов народного многоголосия типичны для хоровых произведений Коваля.

Основные сочинения: оперы «Емельян Пугачев», «Земля встает», «Севастопольцы», «Граф Нулин»; балет «Аксюша»; оратория «Емельян Пугачев»; кантаты «Народная священная война», «Чкалов»; произведения для хора a capella – 2 хора на стихи Некрасова, сюита «Семья народов», «Ильмень-озеро», «5 стихотворений Ф. И. Тютчева», «Траурный прелюд», «Поэма о Ленине», сюита «По родной стране».

Михаи́л Льво́вич Матусо́вский (23 июля 1915, Луганск — 16 июля 1990, Москва) — российский поэт-песенник. Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Читайте также:  Озеро сейд мурманская область

Родился 10 июля (23 н.с.) в Луганске в рабочей семье.

Детские годы прошли в городе, окруженном заводами, шахтами, железнодорожными мастерскими, узкоколейками. Закончив строительный техникум, стал работать на заводе. В это же время стал печатать свои стихи в местных газетах и журналах, часто выступал на литературных вечерах, получив уже тогда признание.

В начале 1930-х приехал в Москву учиться в Литературном институте, слушал лекции Гудзия и Поспелова, Аникста и Исбаха, Асмуса и Соколова. Увлекся древнерусской литературой.

В 1939, окончив институт, поступил в аспирантуру, три года работая над диссертационным исследованием под руководством Н.Гудзия, знатока древнерусской литературы. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 не состоялась — началась война, и Матусовский, получив удостоверение военного корреспондента, ушел на фронт. Н.Гудзий добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского, а главное — его песни. Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944); в послевоенные годы — «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951) и др.

Матусовский — популярный поэт-песенник, написавший такие всем известные песни, как «Школьный вальс», «Подмосковные вечера», «На Безымянной высоте», «С чего начинается родина?», «Летите, голуби» и многие другие. Им были написаны песни к кинофильмам «Верные друзья», «Испытание верности», «Неподдающиеся» и др. М.Матусовский умер в 1990 в Москве.

Образное содержание литературного текста и исторические справки:

Утром заводи подморозило

И раскинулось вдаль и ширь,

Наше озеро, Ильмень-озеро

Словно северный богатырь.

От лесов и рек веет славою,

Не сдадут её никогда

Сердцу нашему всё здесь дорого,

Сосны вечные да луга.

В битву поднялись против ворога

В битву поднялись исполинами,

Непреклонные как всегда,

Легендарные и былинные

Мы не склонимся перед ордами,

Не бывать тому не бывать!

Будут вольными, будут гордыми

Город Новгород и Ловать.

Будут заводи полноводными,

Недоступными для врага,

Будут чистыми и свободными

Тема Великой Отечественной войны поднимается в хоровом произведении «Ильмень-озеро». Немного о событиях Великой отечественной войны, проходивших на озере Ильмень — озере в западной части Новгородской области: «Якутские стрелки из 19-й отдельной бригады (12-й стрелковый корпус) 22 февраля 1943 г. выступили на восточный берег Ильменя. Они должны были пройти по озеру 30 километров, выйти на южный берег озера около деревни Ретле и перерезать шоссейную дорогу Старая Русса — Шимск. Полностью им задачу выполнить не удалось. Враг находился на высоком ильменском берегу, а якутским стрелкам пришлось наступать по ровному льду Ильменя. Укрыться было негде. И при подходе к берегу противник обрушил на идущих по льду огонь артиллерии, подверг их налетам авиации. Многих тогда отважных воинов поглотил Ильмень. Один из участников этого легендарного наступления — С. С. Васильев уже после войны написал поэму «Священный Ильмень», посвященную погибшим в озере солдатам:

«Старый Ильмень,

Ты помнишь их —

Огневых,

Молодых,

Живых.»

Хоровое произведение «Ильмень-озеро» проникнуто единым, целостным настроением былинного героического эпоса. Это проявлется в размеренно-спокойной, суровой мелодии, ярко выраженном ладовом колорите.

В этой песне выражается гордость людей за свою родину.

Музыкально-теоретический анализ:

Жанр произведения: хоровая миниатюра;

Характер произведения: мужественный, торжественный, во второй части (слова «Все здесь дорого» ): решительный, твердый;

Форма произведения: куплетная;

Тип письма: смешанный: гомофонно-гармонический, с элементами имитационной полифонии, которые используются композитором для активизации, «подстегивания» движения:

Выбор данного способа изложения музыкального произведения напрямую связан с содержанием литературного текста. С помощью эпизодов с имитационной полифонией Коваль пытается «изобразить» бурю на озере.

Темп : moderato(умеренно);

Размер: 3/4 ;

  • В этом произведении присутствует скрытая трехдольная маршеобразность, усиливающа энергичность произведения;
  • Конец второго куплета сильно замедляется;

Ритмический рисунок:

-мелодия изложена в основном восьмыми и четвертными длительностями;

-во второй части очень часто встречается пунктирный ритм, квартовые фанфарно-призывные интонации в началах фраз, что подчеркивает решительный характер:

Ладотональный план: основная тональность произведения – G-dur;

Тональность в произведении мажорная, поэтому характер звука «светлый». Он характеризует мощь озера и гордость народа за свою Родину.

Лад миксолидийский (это подчеркивает торжественность произведения), сложные гармонии во второй части ( в основе этот лад диатоничен: звукоряд миксолидийского лада совпадает с натуральным мажором, в котором понижена VII ст.);

Голосоведение:

  • Сурово-сдержанное вступление поручается басам:
  • октавная тема в глубоких басах на фоне выдержанного аккорда подчеркивает величие и мощь «древнерусских городов»:
Читайте также:  Расстояние от калининграда до озера виштынец

Звуковедение:

  • Звуковедение legato используется с 1 по 12 тт.

Прием звуковедения legato, является одним из важнейших средств выразительного исполнения мелодии. Этот прием отражает главное в процессе пения — непрерывность, плавность, напевность:

  • С 13 по 24 тт. характер звуковедения non legato. Прием звуковедения nonlegato означает — не плавно, не связно, предусматривает некоторое подчеркивание каждого звука мелодии, но с обязательным сохранением её непрерывности.
  • в заключительных тактах с 25 по 40 звуковедение marcato. Это звуковедение с подчёркнутой твёрдой атакой каждого звука.

Источник

В каких произведениях упоминается озеро Ильмень?

Озеро Ильмень упоминается в русской былине «Садко». Именно на берегу Ильмень-озера Садко играл на гуслях и был услышан морским царем. Также упоминается это озеро в романе Алексея Толстого «Петр Первый».

Шасла — из него получаются вина с фруктово-цветочным вкусом, тонкие.

Пираньию можно встретить в : Бразилии , Боливии ,Аргентине, Южной Америке.

Они любят теплую-пресную воду , богатую кислородом, спокойным течением, и с множеством растительности .Но их иногда можно встретить и в Морской воде.

Если бы пирания обитала в таком водоеме в котором в течения года меняется температура (наступает зима ) например в озере где оно покрывается льдом так она там просто не выжила из за нехватки кислорода и перепада температуры .Так что на ва вопрос отвечу НЕТ она не выживет !

Омуль. Но не просто омуль, а именно Байкальский омуль. Эндемик озера Байкал. Встречается только здесь, похож на арктического, но всё равно — отдельный вид. Наверно, байкальский омуль очень вкусный, потому что все, кто бывал и жил на Байкале с придыханием вспоминают, как вкушали эту рыбу в копчёном виде. Мой папа служил на Байкале. Он также с восторгом вспоминает, как омуль бочками солили. И как это было вкусно. Ведь омуль — ценная промысловая рыба из сиговых. Немудрено!

Мьёса, самое большое озеро Норвегии протянулось по территории фюльке Оппланд и Хедмарк. Фюльке Хедмарк простирается вдоль шведской границы от центральной Норвегии на юг от города Конгсвингер. В фюльке Хедмарк большое количество ферм. Значительная часть территории фюльке покрыта лесами. В этом Вы сможете убедиться сами, проехав на машине по трассе №3 или на поезде через долину Остердален в сторону Трондхейма. Лесное хозяйство занимает важное место в Норвегии. Вы сможете ознакомиться с интересными материалами в Музее лесничества в уезде Эльверуме.

Крупнейшее в стране озеро Мьёса площадью 390 кв. км расположено на юго-востоке. В конце 19 в. было сооружено несколько небольших каналов, соединяющих озера с морскими портами на южном побережье, но в настоящее время они используются мало. Гидроэнергоресурсы рек и озер Норвегии вносят существенный вклад в ее экономический потенциал.

Источник



I.Историко-стилистический анализ

Произведение «Ильмень — Озеро» написано для хора a’cappella, в жанре хоровой миниатюры. Композитор Мариан Викторович Коваль, слова написаны поэтом Михаилом Львовичем Матусовским.

Мариа́н Ви́кторович Кова́ль (настоящая фамилия Ковалёв).

Родился 17 августа 1907 года в местечке Вознесенье на берегу Онежского озера. Музыкально образование Коваль получил сначала в музыкальной школе Нижнего Новгорода, где он учился в 1918-1920гг., а в 1921-1925гг. в музыкальном техникуме в Петрограде. С 1925г. Коваль в Москве поступает в консерваторию в класс к М.Ф. Гнесину. Коваль становится членом Проколла и создаёт ряд вокально-хоровых сочинений. Учавствовал в написании первой оратории «Путь Октября» ( пишет два хора «Рваные шершавые» и «Завод»).

В 1929 г. Коваль вступает в члены РАПМа, однако вскоре он выходит из состава его членов. В 1931 году едет на Магнитострой, где работает в бригаде сборщиков металлистических конструкций.

Читайте также:  Озеро лоухское карелия рыбалка

Вторая половина 30-х гг. – период творческой зрелости Коваля, вершиной которого является оратория «Емельян Пугачёв» на слова В. Каменского (1939).

Коваль внёс ценный вклад в развитие советской хоровой музыки. В его хоровых сочинениях хор – это образ народа, главного героя произведений.

В области хорового творчества довоенного периода Ковалем созданы как отдельные сочинения («Долина-долинушка»), так и циклы (сюита «Семья народов»), кантаты («Сказ о партизане»). Разнообразны темы его сочинений. В эти же годы композитор пишет детскую оперу «Волк и семеро козлят»(1939).

В 1940 г. М.В. Коваль вступает в ряды коммунистической партии. В творчестве переходит к более монументальным жанрам.

В послевоенные годы написано много хоровых произведений. Особое место среди них занимают хоры без сопровождения. Он пишет цикл «Пять стихотворений Ф. Тютчева», хоровой вокализ «Траурный прелюд»(1946), для мужского хора сюиту «Песни сибирских охотников» и многие другие произведения.

С 1948 г. Коваль избирается в Правление Союза советских композиторов СССР, а в 1948-1952 гг. является ответственным редактором журнала «Советская музыка».

В 1956 г. Коваль назначается руководителем хора имени Пятницкого, для которого написал ряд произведений(5 лет продолжалась его деятельность в качестве руководителя). Среди них «Славься советский народ», «Три ровесника», «Тополя в дозоре» и др.

В 60-х гг. начинается последний период творчества Коваля. Помимо композиторской деятельности, в эти годы он занимается концертированием, составляет сборники. Композитором был также написан ряд статей о хоровом искусстве.

Умер М.В.Коваль 15 февраля 1971 года в Москве.

Михаи́л Льво́вич Матусо́вский (23 июля 1915, Луганск — 16 июля 1990, Москва) — советский поэт-песенник. Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Родился в Луганске в семье известного фотографа, владельца фотоателье в центре города, а впоследствии лишенца Льва Моисеевича Матусовского и его жены Эсфири Михайловны.

Учился и закончил 13 среднюю школу г. Луганск. Своей первой учительнице Марии Семёновне Тодоровой он впоследствии посвятит свою песню «Школьный вальс».

Окончив строительный техникум в Луганске, Михаил Львович стал работать на заводе. В это же время начал печатать свои стихи в местных газетах и журналах.

Закончил Литературный институт им. А. М. Горького (1939). Слушал лекции Гудзия и Поспелова, Аникста и Исбаха, Асмуса и Соколова. В том же, 1939, он стал членом Союза писателей СССР.

Кандидат филологических наук (диссертация по древнерусской литературе) (1941).

В 1939 году Матусовский три года работал над диссертационным исследованием древнерусской литературы. Защита диссертации, назначенная на 27 июня 1941 не состоялась — началась война, и Матусовский, получив удостоверение военного корреспондента, ушёл на фронт. Его руководитель Н. Гудзия добился разрешения, чтобы защита состоялась без присутствия соискателя, и Матусовский, находясь на фронте, получил телеграмму о присвоении ему степени кандидата филологических наук.

Участник Великой Отечественной войны. Награждён орденом Октябрьской Революции, дважды награждён орденом Трудового Красного Знамени, награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды. Член Союза писателей СССР (1939).

В годы Великой Отечественной войны работал военным корреспондентом в газетах Западного, Северо-Западного, Второго Белорусского фронтов. Во фронтовых газетах систематически появлялись стихотворные фельетоны и частушки Матусовского. Первая его песня «Вернулся я на родину», созданная совместно с композитором Марком Фрадкиным, прозвучала сразу же после окончания войны.

Во время войны вышли сборники стихов: «Фронт» (1942), «Когда шумит Ильмень-озеро» (1944); в послевоенные годы – сборники и книги стихов и песен: «Слушая Москву» (1948), «Улица мира» (1951), «Всё, что мне дорого» (1957», «Стихи остаются в строю» (1958), «Подмосковные вечера» (1960), «Как поживаешь, Земля» (1963), «Не забывай» (1964), «Тень человека. Книга стихотворений о Хиросиме, о её борьбе и её страданиях, о её людях и её камнях» (1968), «Это было недавно, это было давно» (1970), «Суть: стихи и поэмы» (1979), «Избранные произведения в двух томах» (1982), «Семейный альбом» (1983) и многие другие.

Памятник Матусовскому установлен в Луганске на Красной площади возле ЛГИКИ.

Источник

Adblock
detector