Меню

Управление судном при плавании по реке

Управление судном при плавании по реке

Учебник судоводителя любителя.

(Управление маломерными судами).

Издание третье, переработанное и дополненное.

Б. Карлов, В. Певзнер, П. Слепенков


Первое издание настоящей книги под названием «Судовождение» вышло в Издательстве ДОСААФ в 1960 году под общей редакцией покойного инженер-контр-адмирала Б. И. Карлова.

Второе издание книги под названием «Учебник, судоводителя-любителя» было издано в 1966 году.

При подготовке настоящего третьего издания книги учтены все замечания и предложения многочисленных читателей, которым издательство и авторы выражают свою признательность и благодарность.

В учебнике излагается объем знаний, необходимый для подготовки к управлению маломерными моторными судами в морском прибрежном, озерном и речном плавании — элементарный курс судовождения и судовой практики для судоводителей маломерных судов (шлюпок, лодок, яхт, катеров) с подвесными и стационарными моторами, промысловых, лесосплавных, экспедиционных разъездных и других, маломерных судов, используемых для народного хозяйства, транспорта ц на флоте.

Учебник написан в соответствии с требованиями общесоюзных программ по подготовке судоводителей-любителей и судоводителей маломерных судов-профессионалов, обучающихся на краткосрочных курсах, на курсах старшин и рулевых маломерных судов, а также является практическим руководством и справочником по управлению малыми судами.

Книга может служить справочным пособием для судоводителей морского и речного флота по управлению маломерными судами в различных условиях плавания.

Все замечания и пожелания просим направлять по адресу: 107066, Москва, Б-66, Новорязанская, 26, Издательство ДОСААФ.

Судоводители-любители совершают дальние туристские плавания, путь которых часто исчисляется в тысячах километров. Для походов o ни могут выбирать новые реки, озера, морские прибрежные районы и совершать путешествие в незнакомых условиях.

В таких плаваниях судоводитель-любитель должен уметь провести маломерное судно через перекаты и пороги мелководной несудоходной реки, откуда подчас начинается поход; управлять судном при движении по судоходным магистральным рекам или каналам, где обыкновенно бывает оживленное движение судов; уметь ориентироваться на водо xpaнилище или в морском плавании вне видимости берегов; правильно и безопасно прошлюзовать судно и не растеряться при неожиданно возникшем шквале.

Суда, управляемые любителями, по своим размерам, мощности двигателя ц скорости движения близки к некоторым видам судов промыслового, служебно-разъездного, а иногда и транспортного маломерного флота, которыми управляют судоводители-профессионалы.

Судоводитель-любитель, который командует (управляет) судном в дальнем плавании или плавании-походе выходного дня, должен всегда помнить, что ему доверена жизнь людей, которые находятся на борту судна.

Поэтому любитель обязан совершенствовать свои знания по судовождению, уметь подготовить судно к плаванию и правильно управлять им.

Настоящий учебник является элементарным теоретическим курсом судовождения и судовой практики, а также практическим справочным руководством, необходимым для управления маломерным судном в различных условиях плавания, в том полном объеме, в котором это требуется, как для туриста водномоторника, ведущего катер из несудоходного притока магистральной реки, через каналы, водохранилища, шлюзы в города и порты морского побережья или наоборот, так и для судоводителя-профессионала-моториста или старшины катера. Судоводителю, плавающему на реке (или на море), достаточно изучить только речное (или морское) судовождение.

Учитывая, что к управлению катером или моторной лодкой готовятся люди с различной общеобразовательной подготовкой, авторы стремились сделать настоящий учебник кратким, «не перегружать его излишними теоретическими положениями, делая упор главным образом на практическую сторону.

В третьем издании книги, как и в предыдущих изданиях, особое внимание уделено вопросам безопасности плавания судоводителя маломерного судна и обеспечения безопасности плавания, транспортных и других крупнотоннажных судов, с которыми в маневр расхождения входят маломерные суда.

Неправильные практические приемы судоводителя маломерного судна или медленные его действия могут вызвать осложнения маневров транспортных судов и создать предпосылки к аварийной обстановке, особенно во время расхождения в стесненных условиях плавания (река, канал и другие узкости).

Чтобы избежать этого, книга дополнена рядом практических рекомендаций судоводителям маломерных судов, выполнение которых обеспечит единство с практическими положениями судовождения и судовой практики общепринятыми судоводителями на флоте.

Судоводитель большого или малого судна, скоростного или тихоходного, в морском или речном плавании должен правильно принимать решения по управлению судном на базе хорошей теоретической подготовки и практического опыта.

Так как необходимость в таких решениях возникает обычно неожиданно, нужно мгновенно принимать правильные действия по управлению судном, поэтому судоводитель должен обладать определенными качествами психологического характера. Он должен быть осторожен, а это отнюдь не страх или инстинкт самосохранения, это осознанный опыт и умение правильно отличать действительную опасность от воображаемой.

Судоводитель должен быть хладнокровен. Его воспитанная воля должна преобладать над чувством. Силы тщеславия, упрямства, превосходства, агрессивности, желание показать себя нужно хладнокровно подчинить здравому смыслу.

У каждого судоводителя должно быть чувство солидарности к судоводителю, управляющему другим любым судном, которому он должен стремиться помочь правильным и грамотным управлением своим судном.

Судоводитель маломерного судна обязан твердо знать все положения, регламентирующие безопасность плавания. Это достигается учебой на специальных курсах.

Управление как большим морским судном, так и мотолодкой или катером — живое дело. По шаблону невозможно производить маневры, которые все время корректируются окружающей обстановкой и различными стихийными факторами.

Поэтому все изложенные в книге рекомендации по управлению и маневрированию катером следует принимать за отправные данные, которыми надо руководствоваться в учебе, на первых порах самостоятельного плавания при плавании в незнакомых условиях.

Книга написана на основе анализа практического плавания многих судоводителей маломерных судов — профессионалов и любителей, личной судоводительской практики авторов и их опыта по подготовке судоводителей, критического обобщения вопросов управления малыми судами, изложенных в различных отечественных и зарубежных работах.

Авторы стремились наиболее доступно осветить отдельные вопросы управления маломерными судами и дополнить книгу новым материалом, ранее не освещавшимся в специальной литературе или освещавшимся недостаточно.

Судоводитель маломерного судна должен знать устройство и эксплуатацию двигателя, установленного на управляемом им судне, что достаточно подробно описано как в заводских инструкциях, прилагаемых к лодочным и катерным моторам, так и в специальной литературе.

Проектирование и технология постройки маломерных судов, расчет тяговых характеристик движителей не относятся к обязательным знаниям, необходимым для получения удостоверения на право управления маломерным судном.

Введение.

Советский Союз — великая морская и речная держава. Его берега омывают 14 морей, не говоря уже о крупных озерах. По территории нашей Родины протекает свыше 100 тысяч рек с бассейном более 100 кв. км и свыше миллиона рек с бассейном менее 100 кв. км.

За годы Советской власти построено много судоходных каналов. Постоянно пополняют водные ресурсы и регулируют сток рек обширнейшие водохранилища.

Наряду с пополнением и совершенствованием нашего флота, увеличением его тоннажа и оснащенности из года в год на реках, озерах и морях нашей Родины увеличивается количество маломерных судов. Они очень разнообразны по конструкции.

Эксплуатация и управление маломерными судами имеют свои особенности.

Плавание на маломерных моторных судах, как и езда на автомобиле, мотоцикле, мотороллере, доступно широкому кругу населения, поэтому водно-моторный туризм в нашей стране стал подлинно массовым и с каждым годом получает все больший размах.

Преимуществом маломерных судов является то, что на одном судне, исходя из вместимости, может быть размещено большое число участников плавания при весьма экономичном двигателе, подчас на одного человека приходится 1 л. с.

Маломерные суда эксплуатируются, как правило, не круглый год. Поэтому судоводители в межнавигационный период должны заниматься более глубоким изучением теоретического материала по практике управления маломерным судном.

Техника управления моторным судном менее сложна, чем парусной яхтой, и требует меньшей физической нагрузки, чем на гребных судах, к тому же оно надежно в эксплуатации, а его малая осадка позволяет совершать плавание и по каналу, и по несудоходной реке, и на открытых водных пространствах, в безветрие или при небольшом волнении.

Большая маневренность позволяет без особых затруднений плавать по различным рейдам, шлюзоваться, идти вверх по рекам с сильным течением (против течения), оказывать в случае необходимости помощь другим судам и людям.

Маломерные суда весьма разнообразны: это прогулочные лодки с подвесными моторами, которые годны и для транспортных целей; килевые лодки с хорошей мореходностью и большой грузоподъемностью, предназначенные для рыбной ловли; моторные яхты с мощным двигателем, приспособленные к дальним походам самого различного назначения, способные держаться на большой волне, и многие другие, используемые для туризма, учебных походов, спортивной подводной охоты и т. п.

Маломерные моторные суда приобретаются в зависимости от задачи, которую они должны выполнять. Для служб безопасности на воде характерны специальные типы судов, например, скоростные — на подводных крыльях, для промыслового лова рыбы — водоизмещающиеся маломерные суда.

Моторные яхты, катера для дальних походов должны обладать хорошими мореходными качествами, быть тщательно оборудованы, а выходящие в море, озеро, большое водохранилище иметь навигационные приборы и пособия, а также необходимый запас топлива и продовольствия.

Если плавание моторных прогулочных, а также спортивно-гоночных судов ограничено небольшим конкретным районом, то плавание судов, управляемых судоводителями-любителями, в дальних плаваниях может проходить в самых разнообразных условиях.

Управление такими судами столь же ответственно, как и вождение однотипных судов транспортного, промыслового и служебно-разъездного флота. Поэтому суда должны иметь хорошие мореходные качества, а судоводитель-любитель — быть опытным в судовождении.

Судоводитель должен уметь ориентироваться в постоянно меняющейся обстановке, учитывать все факторы, которые могут как-то повлиять на движение управляемого им судна. Важно предусмотреть время и место действия на судно неблагоприятных факторов, что возможно лишь при твердом знании теоретических основ судовождения и судовой практики.

Нужно воспитывать в себе «здравый рассудок» в отношении к окружающей обстановке, основой которого должно быть обеспечение безопасности плавания своего и других судов и непримиримое отношение к лихачеству и т. д.

Здравый рассудок в судовождении — это необходимое для каждого судоводителя умение предвидения опасностей, что приходит как с теоретическими познаниями судовождения, так и с практическим опытом по управлению судном. Нужно всегда помнить о безопасности плавания.

Управление судном особенно затруднено в темное время суток. Ночное плавание на каждом судне сложно, а на маломерном — особенно. Это происходит из-за нарушения привычного ритма жизни, снижающего работоспособность (изменяются кровяное давление, частота пульса, сила и быстрота реакции, притупляется внимание и т. д. ).

Очень влияет на психику судоводителя ночная темнота, в которой понижена острота зрения; кроме того, судоводитель, не видя источников опасности, находится в состоянии постоянного ожидания ее.

Это неизбежно вызывает беспокойство, чувство тревоги, волнение. Ясно, что от этого у судоводителя может теряться равновесие, контроль за своим поведением и действиями. Растут неуверенность, неопределенность и т. д.

Понятно, что для управления маломерным судном ночью важно не только знание специальной лоции, но и практический навык ночной работы.

Если для судоводителя-профессионала совершенствование в ночном плавании приходит с увеличением плавательского опыта в темноте на определенном участке, то для судоводителя-любителя, периодически пребывающего в плаваниях и особенно в дальних, это невозможно, и опыт управления судном в условиях ограниченной видимости для него обычно несовершенен. Поэтому судоводителю-любителю следует избегать плавания в ночное время, при плохой видимости и в сумерки.

Для судоводителей маломерных судов одинаково опасна посадка судна на мель и повреждение корпуса на речном фарватере, плавание во время шторма и вне видимости берегов на водохранилище, озере, море.

Для того чтобы предупредить в походе аварийные происшествия, нужно знать технику управления судном в различных условиях.

Высокая интенсивность движения маломерных судов приходится на определенные часы общевыходных дней и накладывается на пики движения транспортного флота общего пользования, вывозящих пассажиров за пределы населенных пунктов к районам отдыха трудящихся.

Соответственно поток маломерных судов с отчетливо выраженной характерной интенсивностью, плотностью и скоростью осложняет движение транспортных судов на внутренних судоходных путях.

В стесненных условиях плавания на реках и каналах, где скорости одних составов с большими геометрическими характеристиками составляют 9 км/час (плотоводы), а других 60— 70 км/час (суда на подводных крыльях) судоводитель, ведущий маломерное судно, должен быть особенно внимательным, т. к. он практически все время находится во взаимодействии с судоводителями других судов.

Читайте также:  Желтая река в поднебесной

Помимо основной конечной задачи обеспечения прихода судна в конечный пункт, каждый судоводитель-любитель постоянно осуществляет задачу обеспечения безопасности плавания своего и других судов участников водно-транспортного потока.

Для достижения поставленных задач судоводитель маломерного судна в практике управления судном обязан:

— непрерывно оценивать меняющуюся навигационную обстановку;

— производить выбор пути и скорости на каждый момент движения;

— все время осуществлять управление судном по выбранному пути, изменяя скорость и направление движения своего судна в пределах установленных норм;

— осуществлять и экстренно реагировать на вызванные изменения навигационной обстановки.

Серьезнейшим фактором в управлении маломерным судном являются малая дальность видимого горизонта и большая зависимость плавания маломерного судна от гидрометеорологических условий.

Это обязывает любителя быть все время начеку и уметь своевременно по различной информации и приметам предвидеть погоду. У маломерного судна есть и ряд положительных факторов, облегчающих управление им.

Весь комплекс научных дисциплин, необходимых для изучения управления любым судном на море, разделяется на две основные науки: судовождение и судовую практику. Эти дисциплины тесно связаны между собой и в условиях плавания имеют определенные границы.

В прибрежных районах на морях, больших озерах и водохранилищах относительно большая свобода маневра позволяет судоводителю последовательно и раздельно решать вопросы судовождения и судовой практики.

При плавании на внутренних водных путях судно вынуждено идти по определенному фарватеру, часто узкому, мелководному и извилистому, с беспременно изменяющимся по скорости и направлению течением, встречая и обгоняя крупные и мелкие суда. Поэтому судовождение и судовая практика взаимосвязаны.

Для лучшего восприятия материала применительно к учебному плану и программам по подготовке судоводителей маломерных судов в книге выделены разделы «Судовождение» и «Судовая практика».

Источник

Правила пользования маломерными судами на водных объектах РФ и правила плавания по внутренним водным путям РФ с комментариями для судоводителей маломерных судов (2-е издание)

Правила судоходства для маломерных судов

Как известно, не знание законов не освобождает от ответственности и, выходя на воду, следует соблюдать определенные правила, которые устанавливают единый порядок пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации.

Маломерным судном считается любое судно длиной не более 20 метров, общее количество людей на котором не должно превышать 12. Исходя из определения выходит, что большинство плавательных средств подходят под определение маломерного судна. Итак, что необходимо знать владельцам маломерных судов? Первое, на что стоит обратить внимание – это регистрация в ГИМС. По существующим законам всё, что весом меньше 200 кг и с мотором меньше 8 кВт (10.88 л.с.), регистрировать не обязательно! Здесь сразу стоит отметить, что все, что не подлежит регистрации не требует и удостоверения на право управления плавсредством.

Для судов обязательных к регистрации существуют общие правила нанесения бортового регистрационного номера. По действующим правилам бортовой номер должен состоять из: 2-х букв, 4-х цифр, обозначения региона РФ, буквенного указания страны и изображения флага. Для наглядности обратите внимание на схематический рисунок.

Стоит также отметить, что бортовой номер наносится на каждый борт судна в одну строчку, таким образом, чтобы ее геометрическая середина была на удалена от форштевня на расстояние не менее, чем 1/4 габаритной длины судна. При этом высота букв должна быть не меньше 15 см, ширина составляет 10 см, а толщина контура допускается в пределах 1,5-2 см.

В тех случаях, когда конструкция судна не позволяет соблюсти вышеуказанные требования, порядок размещения номера регламентируется регистрационным органом.

С регистрацией все понятно, теперь давайте рассмотрим общие обязанности управляющего маломерным судном. Итак, следуя правилам судоходства, судоводитель обязан:

— Знать и выполнять требования установленных государством законов и правил судоходства.

— Проверять техническое состояние судна перед каждым выходом на воду.

— Обеспечивать безопасность, находящихся в лодке пассажиров.

— Обеспечивать наличие всех необходимых документов на судно и обязательного снаряжения.

— Выполнять требования уполномоченных представителей надзорных органов.

Что же необходимо иметь на борту помимо необходимых документов? Для того чтобы разобраться с необходимым снаряжением предлагаем воспользоваться специальной таблицей.

Теперь давайте рассмотрим, в каких случаях запрещается управлять маломерным судном. Итак, при использовании маломерного судна запрещается управлять им в случае:

— Не зарегистрированным в установленном порядке.

— Без удостоверения на право управления маломерным судном.

— Не прошедшим технического освидетельствования.

— Не несущим бортовых номеров.

Первые 4 пункта касаются плавстредств обязательных для регистрации! Далее запрещается управлять судном в случае:

— переоборудованным без соответствующего разрешения;

— с нарушением норм загрузки, пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания;

— в состоянии опьянения;

Также необходимо знать, что запрещается:

— передавать управление судном лицу, не имеющему права управления или находящемуся в состоянии опьянения;

— превышать установленные скоростные ограничения;

— нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

— наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

— заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

— в целях обеспечения безопасности людей заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водных объектах;

— перевозить на судне детей дошкольного возраста без сопровождения взрослых;

— швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, создавать своими действиями помехи судоходству;

— устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

— использовать суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

— осуществлять пересадку людей с одного судна на другое во время движения;

— осуществлять заправку топливом без соблюдения соответствующих мер пожарной безопасности;

— выходить на судовой ход при ограниченной (менее 1 км) видимости;

— осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно-ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;

— двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

— нарушать правила, обеспечивающие безопасность плавания, а также безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов.

— пересекать судном полосы движения или всего судового хода на расстоянии менее 1 км от приближающихся судов без согласования взаимных действий, при этом во всех случаях пересечение должно производиться под углом, близким к прямому;

— маневрировать и останавливаться вблизи идущих или стоящих других судов, земснарядов, плавучих кранов и т.д. и в промежутках между ними;

— останавливаться и становиться на якорь в пределах судового хода, а также у плавучих навигационных знаков;

Также стоит перечислить неисправности, при которых запрещается пользоваться маломерными судами:

— сквозные пробоины в корпусе судна независимо от их местонахождения;

— разгерметизация отсеков и (или) воздушных ящиков, равно как и их отсутствие;

— отсутствие предусмотренных конструкцией деталей крепления рулевого устройства или повреждение его составных частей, или необеспечение надежности его работы;

— наличие утечек топлива, вибрации, отсутствие или неисправность глушителя, повреждение системы дистанционного управления двигателем, необеспечение надежного включения (выключения) реверс-редуктора, неисправность блокировки запуска двигателя при включенном реверсе;

— несоответствие нормам комплектации и оборудования судна, указанным в судовом билете;

— отсутствие, поломка и неправильная работа сигнально-отличительных огней.

Помните, что выход судна на воду в обход установленных запретов и невыполнение установленных законодательством правил влечет наложение административных штрафов и строгие санкции, в том числе предусматривающие лишение судоводительских прав!

ПРАВИЛА рыболовства в Ленинградской области

28. Рыболовам-любителям запрещается вылов рыбы и раков менее следующих размеров: судак-40 см, щука-30 см, лещ-22 см, ручьевая форель-пеструшка-20 см, хариус-25 см, рак-9 см. Минимальный размер рыбы определяется от вершины рыла (при закрытом рте) до основания средних лучей хвостового плавника, рака-от середины глаза до конца хвостового плавника (по наибольшей длине). Вылов рыб охраняемых видов и раков непромыслового размера не должен превышать 20 процентов от общего количества по счету. 29. Запрещается любительский и спортивный лов рыбы, сбор водных растений, беспозвоночных в течение всего года (помимо водоемов, указанных в статьях 1, 11.2, 11.3, 11.5): — у охраняемых плотин, шлюзов, защитных дамб, мостов и других гидротехнических сооружений в пределах зон отчуждения; — в пруду, входящем в мемориальную зону музея «Сарай» В. И. Ленина в Разливе; — в Копорской губе на расстоянии ближе 1 км по обе стороны и 200 м в глубину от гидротехнических сооружений Ленинградской атомной электростанции им. В. И. Ленина; — на участках, находящихся в полосах отвода зон Министерства обороны СССР, военных и торговых портов, промышленных предприятий и заповедников; — у рыбоводных заводов, их цехов и пунктов, садков для выращивания и выдерживания рыбы — на расстоянии менее 500 м; — в заповедниках, рыбопитомниках, прудовых, озерных товарных и других рыбных хозяйствах (Приложение 5); — в реках и их притоках, где обитают или нерестятся лосось, кумжа, форель, и их предустьевых участках в обе стороны от устья и в глубь залива или озера на расстоянии 1 км, за исключением участков, на которых разрешается ограниченное использование орудий лова (Приложение 6); — в Лосевской протоке Вуоксинской озерно-речной системы в пределах зон отвода охраняемых мостов ; — в озерах Вуоксинской озерно-речной системы Волочаевское, Мелководное, Луговое, во всех реках и протоках, соединяющих эти озера с р. Вуоксой, в том числе в р. Булатной (Холодный Ручей) . Примечание . В озерах Волочаевское, Мелководное, Луговое любительский и спортивный лов рыбы разрешается членам обществ охотников и рыболовов по путевкам обществ, которым отведены названные озера. В р. Булатной (Холодный Ручей) членам обществ охотников и рыболовов разрешается лов рыбы поплавочной удочкой с 15 июня до ледостава. На Ладожском озере и Финском заливе любительский и спортивный лов рыбы разрешен на всей акватории в границах Ленинградской области (исключая зоны отвода Министерства обороны СССР) при удалении от берега не более 3 км и не ближе 500 м от установленных промысловых орудий лова, плавов, тоней, садков для выращивания и выдерживания рыбы. Запрещается на всех водоемах лов рыбы с применением кормушки, соединенной с орудием лова кольцом, петлей или каким-либо другим способом, не указанным в настоящих Правилах. 30. Запрещается лов рыбы и раков в следующие сроки : — в оз. Тихое и в протоке, соединяющей озеро с р. Россонь, в оз. Липовском и в протоке, соединяющей озеро с Финским заливом, — с распадения льда по 30 июня; — в бухтах Селезневская, Подберезовая, Малая Пихтовая Выборгского залива и в оз. Зайчихино Выборгского района — с распадения льда да 15 июня; -раков-в период вынашивания икры, а также при линьках (икряные самки и раки с размягченным панцирем подлежат немедленному выпуску обратно в водоем в живом виде); — во всех реках области — щуки — с распадения льда до 20 мая , на остальных водоемах — с распадения льда до 31 мая (в Нарвском водохранилище — с распадения льда до 15 мая); Примечание . Членам обществ охотников и рыболовов, привлекаемым органами рыбоохраны к отлову щуки на лососевых реках (на определенных участках), разрешается вылов щуки и в период с распадения льда до 20 мая по разрешениям, выдаваемым органами рыбоохраны, с обязательным представлением отчета о результатах вылова. — в Финском заливе (включая Нарвский залив) — судака — с 20 мая по 15 июня; — в Выборгском заливе — судака и леща — с 20 мая по 10 июня; — в Ладожском и Онежском озерах — судака и леща — с распадения льда до 15 июня; — на прочих водоемах, в реках и водохранилищах — ручьевой форели-пеструшки — с 1 сентября по 15 ноября, судака, леща и хариуса — с распадения льда до 15 июня. 31. Таксы для исчисления размера суммы, взыскиваемой с граждан за ущерб, причиненный рыбному хозяйству незаконным выловом, добычей или уничтожением ценных видов рыб, морских млекопитающих и водных беспозвоночных в районе действия настоящих Правил, утверждены Постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1974 г. № 833, Постановлением Совета Министров РСФСР от 18 апреля 1975 г. № 236 и совместным решением Минсельхоза СССР, Минрыбхоза СССР, Госкомлесхоза СССР по согласованию с Минфином СССР от 25 октября 1985 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1983 г. № 313 «О Красной книге СССР».

Читайте также:  Саянск иркутская область река

Рекомендуем прочесть: Новые Правила Заверения Копий Документов 2020

2. Запретить выход маломерных моторных судов в Ладожское озеро в период всей навигации за исключением судов органов внутренних дел. Ленинградской областной инспекции рыбоохраны, Государственной инспекции по маломерному флоту, Государственной охотничьей инспекции при облисполкоме, предприятий и организаций рыбного и лесного хозяйства, научно-исследовательских организаций, органов санитарного надзора, Министерства речного флота СССР, охотничьих и рыболовных хозяйств обществ охотников и рыболовов при исполнении ими служебных обязанностей.

Порядок получения

Получение прав на управление маломерным судном осуществляется по следующему порядку действий:

  • в местное отделение ГИМС подается заявление – документ оформляется по форме, выдаваемой при обращении;
  • вносится оплата и назначается период обучения, включающий теоретическую и практическую подготовку;
  • обучение длится примерно полтора месяца, по его итогам назначается экзамен, который также подразделяется на теоретическую и практическую проверку знаний;
  • в случае провала, теоретический экзамен пересдается через 7 дней;
  • при успешной сдаче теоретических нормативов в течение 10 дней оформляется удостоверение на право управления маломерным судном.

Процедура проверки практических навыков проводится государственным инспектором в течение навигационного периода. Ее проведение возможно после сдачи теоретической части и оформления удостоверения. Действия государственного инспектора включают в себя:

  • проверку личной карточки экзаменуемого;
  • проверку пригодности плавательного средства к эксплуатации, наличия спасательных средств;
  • проведение инструктажа и постановку задач для сдачи нормативов;
  • нахождение на борту плавсредства и слежение за действиями экзаменуемого, их последовательностью и правильностью;
  • отстранение экзаменуемого от практической сдачи нормативов и принятие контроля над плавсредством при наличии критических ошибок;
  • оформление результатов проверки.

После оформления инспектор сообщает экзаменуемому дату и место получения талона к удостоверению на право управления маломерным судном. При отрицательном результате указывается проведение повторной сдачи нормативов.

Список необходимых документов

При обращении вместе с заполнением личной карточки подаются следующие документы:

  • паспорт заявителя, копии его страниц;
  • медицинская справка о допуске к праву управления маломерным судном;
  • квитанции о внесении госпошлины;
  • три цветные фотографии формата 3х4 см.

При наличии подается копия диплома или свидетельства об окончании соответствующей школы или курсов, подразумевающих судоводительскую специальность.

При сдаче теоретического экзамена оформляется удостоверение на право управления маломерным судном. Заявителю возвращается личная карточка, медицинская справка и документы об образовании.

Чтобы получить талон к удостоверению на право управления маломерным судном требуется сдача практического экзамена. От него освобождаются профессиональные водители, им талон оформляется вместе с основным документом.

Нерестовый запрет 2020 в Ленинградской области и Санкт-Петербурга

Объем и состав разрешенного прилова водных биоресурсов, для которых установлен ОДУ, указываются в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов в пределах объемов квот добычи (вылова) водных биоресурсов, для которых ОДУ, распределенных в установленном порядке юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

  1. в придаточных озерах Вуоксинской озерно-речной системы: Мелководное, Луговое, Большое и Малое Раковое, Волочаевское, в реках и протоках, связывающих эти озера с рекой Вуокса;
  2. река Нарва — от плотины Нарвской ГЭС до шоссейного моста.

Источник

3.5. Особенности управления судами при плавании на реках

Рис. 3.10. Схема перевала ( — места, где поперечная составляющая достигает наибольшей интенсивности)

Судоходные для морских судов реки имеют достаточное для безопасности плавания гидрографическое обеспечение. И все же извилистый фарватер, наличие сильных течений, стесненная обстановка значительно усложняют судовождение. При плавании на реках наиболее сильным фактором, воздействующим на судно, являются течения. Главная струя течения, лежащая в области наибольших глубин, называется стрежнем. На прямолинейных участках реки стрежень располагается примерно у середины русла, а на криволинейных участках — у вогнутых берегов, переходя от

Рис. 3.13. Оборот судна на реке:

а — против течения; о— по течению

о

Рис. 3.12. Движение судна на крутых изгибах

реки:/ — вниз по течению; 2 — вверх по течению

дного берега к другому (рис. 3.10). Переход стрежня от одного берега к другому называется перевалом и характеризуется постепенным уменьшением, а затем увеличением глубин по стрежню. Направление течения на стрежне совпадает с осью фарватера только на прямолинейных участках и на середине перевалов. На криволинейных участках под влиянием центробежной силы струи потока уклоняются от оси в сторону вогнутых берегов, в результате чего появляется поперечная составляющая течения. Наибольшая интенсивность поперечного течения наблюдается несколько ниже точки, где береговая черта имеет наибольшую кривизну. Данный характер течений в русле реки является обычным для меженного периода (как правило, наиболее продолжительного). В половодье местные изменения течений могут быть весьма существенными. При некоторых формах, рельефа русла в определенных гидрологических условиях в речном потоке образуются местные опасные для судоходства течения: прижимные, затяжные, свальные. Действие прижимных течений выражается в сильном сносе судна в сторону берега или какого-либо, объекта. Они возникают под действием центробежной силы у вдающихся в русло реки сооружений — дамб, молов, мостовых опор и т.п.. Затяжные течения — это сильные поперечные течения, направленные из главного русла в протоки в период половодья. Они объясняются тем, что в таких м естах уклоны поверхности воды больше, чем в главном русле. Свальными называются течения, вызываемые уклоном водной поверхности и пересекающие ось фарватера под углом. Свальные течения всегда направлены через мелководья. Под их влиянием суда смещаются с оси фарватера и могут быть посажены на мель. Имеется существенная разница в управлении судном при плавании против течения и по течению. При движении против течения суда лучше слушаются руля, чем при д

Рис. 3.11. Схема движения судов по реке:

/ — вниз по течению; 2 — вверх по течению

вижении по течению, так как в последнем случае ухудшается обтекание руля. Управление судном усложняется на изгибах рек, в местах свальных течений у островов. Основные принципы управления судном на реках в наиболее типичных условиях состоят в следующем.

При движении судна вверх по реке курсы выгоднее располагать в стороне от стрежня. Если к этому не обязывает навигационная обстановка, следовать нужно возможно более длинными прямыми курсами, плавно огибая естественные и искусственные препятствия. Участки с неправильными течениями лучше форсировать полным ходом. При подходе к перевалу курсы необходимо располагать поблизости от границы судового хода, примыкающей к выпуклому берегу (рис. 3.11). Когда нижний перевальный знак будет на траверзе, управлять судном нужно с таким расчетом, чтобы выйти на другую сторону перевала, имея верхний перевальный знак на траверзе, а дальнейший курс располагался вдоль противоположной границы судового хода.

При движении по течению курсы надлежит располагать в основном русле реки. При подходе к перевалу следуют вдоль вогнутых берегов и начинают поворот, не доходя траверза верхнего знака, с расчетом выйти на перевальную линию (створ) с максимальным радиусом циркуляции. Следующий поворот на нижний плес начинают также заблаговременно с максимально возможным радиусом циркуляции.

Разворот судна на реке на обратный курс называют оборотом. При выполнении оборота с целью его ускорения и уменьшения радиуса следует использовать разницу в скоростях течения в поперечном сечении русла реки. На одновинтовом судне при плавании на прямых участках реки против течения оборот лучше начинать вправо, предварительно приблизившись к правому берегу. Когда нос судна выйдет на стрежень, дают задний ход, задерживая снос кормы (рис. 3.13, а). При плавании по течению для разворота обычно используют якорь, протаскивая его по грунту. Оборот можно выполнять как вправо, так и влево, предварительно приблизившись к противоположному берегу (рис. 3.13, б).

Источник

Особенности управления судами при плавании на реках

Рис. 3.10. Схема перевала (s — места, где поперечная составляющая достигает наибольшей интенсивности)

Судоходные для морских судов реки имеют достаточное для безопасности плавания гидрографическое обеспечение. И все же извилистый фарватер, наличие сильных течений, стесненная обстановка значительно усложняют судовождение. При плавании на реках наиболее сильным фактором, воздействующим на судно, являются течения. Главная струя течения, лежащая в области наибольших глубин, называется стрежнем. На прямолинейных участках реки стрежень располагается примерно у середины русла, а на криволинейных участках — у вогнутых берегов, переходя от

Рис. 3.13. Оборот судна на реке: а — против течения; о— по течению

одного берега к другому (рис. 3.10). Переход стрежня от одного берега к другому называется перевалом и характеризуется постепенным уменьшением, а затем увеличением глубин по стрежню. Направление течения на стрежне совпадает с осью фарватера только на прямолинейных участках и на середине перевалов. На криволинейных участках под влиянием центробежной силы струи потока уклоняются от оси в сторону вогнутых берегов, в результате чего появляется поперечная составляющая течения. Наибольшая интенсивность поперечного течения наблюдается несколько ниже точки, где береговая черта имеет наибольшую кривизну. Данный характер течений в русле реки является обычным для меженного периода (как правило, наиболее продолжительного). В половодье местные изменения течений могут быть весьма существенными. При некоторых формах, рельефа русла в определенных гидрологических условиях в речном потоке образуются местные опасные для судоходства течения: прижимные, затяжные, свальные. Действие прижимных течений выражается в сильном сносе судна в сторону берега или какого-либо, объекта. Они возникают под действием центробежной силы у вдающихся в русло реки сооружений — дамб, молов, мостовых опор и т.п.. Затяжные течения — это сильные поперечные течения, направленные из главного русла в протоки в период половодья. Они объясняются тем, что в таких местах уклоны поверхности воды больше, чем в главном русле. Свальными называются течения, вызываемые уклоном водной поверхности и пересекающие ось фарватера под углом. Свальные течения всегда направлены через мелководья. Под их влиянием суда смещаются с оси фарватера и могут быть посажены на мель. Имеется существенная разница в управлении судном при плавании против течения и по течению. При движении против течения суда лучше слушаются руля, чем при движении по течению, так как в последнем случае ухудшается обтекание руля. Управление судном усложняется на изгибах рек, в местах свальных течений у островов. Основные принципы управления судном на реках в наиболее типичных условиях состоят в следующем.

При движении судна вверх по реке курсы выгоднее располагать в стороне от стрежня. Если к этому не обязывает навигационная обстановка, следовать нужно возможно более длинными прямыми курсами, плавно огибая естественные и искусственные препятствия. Участки с неправильными течениями лучше форсировать полным ходом. При подходе к перевалу курсы необходимо располагать поблизости от границы судового хода, примыкающей к выпуклому берегу (рис. 3.11). Когда нижний перевальный знак будет на траверзе, управлять судном нужно с таким расчетом, чтобы выйти на другую сторону перевала, имея верхний перевальный знак на траверзе, а дальнейший курс располагался вдоль противоположной границы судового хода.

Читайте также:  Что зовем мы родиной небо голубое радугу над речкой блеска праздничных огней

При движении по течению курсы надлежит располагать в основном русле реки. При подходе к перевалу следуют вдоль вогнутых берегов и начинают поворот, не доходя траверза верхнего знака, с расчетом выйти на перевальную линию (створ) с максимальным радиусом циркуляции. Следующий поворот на нижний плес начинают также заблаговременно с максимально возможным радиусом циркуляции.

Разворот судна на реке на обратный курс называют оборотом. При выполнении оборота с целью его ускорения и уменьшения радиуса следует использовать разницу в скоростях течения в поперечном сечении русла реки. На одновинтовом судне при плавании на прямых участках реки против течения оборот лучше начинать вправо, предварительно приблизившись к правому берегу. Когда нос судна выйдет на стрежень, дают задний ход, задерживая снос кормы (рис. 3.13, а). При плавании по течению для разворота обычно используют якорь, протаскивая его по грунту. Оборот можно выполнять как вправо, так и влево, предварительно приблизившись к противоположному берегу (рис. 3.13, б).

Проводка судов под мостами

Рис. 3.14. Проводка судов под мостами при наличии течения, не перпендикулярного оси моста

Проводка судов под мостами является весьма ответственной операцией и требует особой осторожности. Водный режим в районе мостов усложняется. Из-за стесненности русла устоями моста скорость течения между ними возрастает. Течение у устоев раздваивается, а за устоями образуются водовороты. В паводковый период часто возникают свальные течения. Для облегчения прохода судов под мостами в районе мостов устанавливают специальную навигационную обстановку: створные огни и знаки, направляющие буи, бакены, вехи. Если судно следует вверх, то при отсутствии бокового ветра и поперечного течения его возможно ранее направляют перпендикулярно оси моста в центр пролета. При наличии в районе моста течения, направление которого не перпендикулярно оси моста, судно можно проводить двумя способами (рис. 3.14): либо, как и в предыдущем случае, перпендикулярно оси моста, введя поправку на снос, либо направляя его по главной струе течения с расчетом, чтобы центр тяжести прошел серединой пролета. Первый способ проводки не требует точного знания элементов течения. Судно ложится на ведущий створ заблаговременно, и снос выбирают, удерживая его точно в створе. Однако в отличие от второго способа ширина полосы проводки при этом увеличивается и соответственно увеличивается вероятность навала на устои моста.

Проводка судов под мостами по течению в основном осуществляется также, как и против течения, но нужно иметь в виду, что управляемость судна становится хуже, а инерционность возрастает.

Ветер еще больше усложняет обстановку. При сильном боковом ветре, когда носовая часть входит в полосу затишья, образованную устоями моста, у судна появляется тенденция привестись к ветру. На уваливающемся судне эта тенденция связана с уменьшением момента от давления ветра, она легко устраняется отведением руля в диаметральную плоскость или в крайнем случае переклад-кой его на противоположный борт и опасности не представляет. На самоприводящемся судне тенденция привестись к ветру является следствием увеличения момента от давления ветра, так как при входе носа в полосу затишья центр давления сместится к корме (рис. 3.15). За счет большей скорости течения между устоями моста увеличится также поперечная гидродинамическая сила на корпусе, действующая в ту же сторону, что и момент от давления ветра, а при сближении наветренной скулы с устоем может возникнуть и сила присасывания. В результате нос судна быстро покатится к наветренному устою и, если судно не будет располагать достаточным запасом угла перекладки руля, его навалит на устой. Может случиться и так, что нос успеет пройти наветренный устой, а навал произойдет кормовой частью на подветренный устой. Учитывая действие указанных сил и моментов, движение в пролет рекомендуется начинать из точки, находящейся на ветре от оси судового хода, и следовать параллельно струям течения с расчетом, чтобы центр тяжести прошел серединой пролета(рис. 3.16). Очевидно, что при данном способе уменьшатся поперечная гидродинамическая сила на корпусе и ширина полосы проводки, и риск навала будет сведен к минимуму.

Иногда для прохода судов под мостами вниз при наличии сильного течения и узких пролетов применяется способ проводки кормой вперед. Для этого судно разворачивают выше моста и направляют его по главной струе. Для удержания судна в струе используется работа машины на передний ход и мощный вспомогательный буксир.

Источник



Управление судном при движении на речных участках ВВП.

Ориентирование при движении и выбор безопасного курса. Умение правильно ориентироваться, т.е. определять место нахождения судна, является основой штурманского дела и необходимым условием безопасного плавания. Для обеспечения безопасного движения на плесовых участках ВВП судоводитель должен знать:

— Правила плавания по ВВП,

-расположение судового хода и ориентиры, его определяющие,

-место судна относительно с.х. и направления движения.

В зависимости от очертаний русла плесовые участки бывают прямолинейные и криволинейные.

Ориентировка по навигационным знакам. Ориентирами, указывающими расположение с.х. относительно берегов, являются знаки судоходной обстановки, а также характерные приметы местности. В темные ночи ориентировка может выполняться по траверзному расстоянию между судном и берегом путем подсветки берега прожектором. Судоводителю важно знать ориентиры, с помощью которых определяется поворот судового хода. Такими ориентирами являются знаки береговой и плавучей обстановки, формы и очертания берегов, растительности и искусственные сооружения. Надежный ориентир находящийся на местности, также указан на карте. Чтобы уверенно и быстро опознать знак судоходной обстановки, нужно точно знать схему расстановки навигационных знаков на участке пути.

При движении по прямолинейному участку следует выдерживать постоянный интервал между бортом судна и ходовым берегом и избегать частых перекладок руля. На схеме показана проводка судна и ориентировка при движении по прямолинейному участку пути ночью. Ориентирование производится по видимым огням навигационных знаков, Для шести характерных положений судна показаны ориентиры, которые видит судоводитель в перспективе из рубки судна ночью. Положение носового флагштока в отношении ориентиров или курс судна показан штрихпунктирной линией.

В положении 1 судно следует параллельно берегу на определенной травезной дистанции. Правее курса виден огонь ходового знака a.

В положении 2 правее курса обнаружен более тусклый огонь красного буя б1. В курс судна изменения не вносятся, т.к. этот огонь должен быть оставлен справа.

В положении 3 ходовой знак пройден, остается один огонь красного буя; курс прежний, но следует приступить к поиску следующих ориентиров. Ориентировку судна необходимо производить по возможности по нескольким ориентирам.

В положении 4 левее курса обнаружен огонь второго красного буя б2, но курс судна не изменяется, т.к. нужно выйти на траверз первого красного буя и только после этого изменить курс в соответствии с новым ориентиром.

В положении 5 судоводитель производит поиск створного знака «прием снизу» за кормой судна, ориентиров впереди по курсу и плавно поворачивает судно влево до тех пор, пока красный буй не будет справа по курсу, Положение 6.

При движении вверх ориентировка производится аналогично, но курс судна проходит дальше от ходового берега, левобережным тиховодом

На криволинейных участках реки, в результате воздействия на водный поток центробежных сил, возникает внутренняя поперечная циркуляция воды. Вогнутый берег размывается, а у противоположного берега откладываются наносы. Ось судового хода на криволинейных участках проходит на расстоянии около трети ширины русла от вогнутого берега (яра). При движении по течению курс судна избирается там, где имеются наибольшие скорости течения, при движении против течения курс избирается по тиховодам. Однако следует использовать только глубокие части тиховодов, т.к. при небольших запасах воды под днищем судна потери скорости будут больше ее приращения за счет слабого течения, а также будет ухудшаться управляемость из-за рыскливости судна. При движению по криволинейному участку руль перекладывают на угол, при котором судно движется с циркуляцией приблизительно равной радиусу кривизны с.х.. На судно в это время действует центробежная сила, направленная в сторону вогнутого берега и судно движется с углом дрейфа.

Естественными ориентирами в начале и конце вогнутого берега являются плечи яров, песчаные побочни и косы, в средней части – обрывистый берег яра. В начале и конце яра устанавливают створные или перевальные знаки, а песчаные косы обставляются буями, выполняющими функции поворотных. При большой протяженности яра на нем устанавливают ходовые или створные знаки. В темное время суток, в затемненных ярах движение затруднительно. Если яр и его контуры не просматриваются, ориентировка ведется по плавучим знакам, ограждающим косы выпуклого берега, или по траверзному расстоянию до яра, при этом яр может освещаться прожектором. Препятствиями для судоходства в ярах явл. высыпки, печины, карчи и т.п., которые ограждаются навигационными знаками. (яры чистые и не чистые).

Рассмотрим принципы управления судном при движении вдоль криволинейного правого берега. После спуска в яр при движении по течению курс судна избирается по стрежню, т.е. на расстоянии примерно одной трети ширины с.х.. Следуя вдоль яра, судоводитель определяет ориентиры нижнего плеча яра, где надо начинать поворот от яра. Естественными ориентирами обычно являются приверх побочня _ продолжение яра и берег уменьшающейся кривизны на плечах яра. Поворот от яра следует начинать, не отходя от этих ориентиров. Более точными ориентирами, по которым определяется момент начала поворота, является траверз перевального знака, створные знаки, поворотный буй. Необходимо помнить, что свал воды при выходе из яра направлен в сторону побочня, являющегося продолжением яра. Во время паводков не следует избирать курс вблизи затопленных яров, т.к. обычно имеется свал боды на бровку яра.

При движении по криволинейному участку против течения курс судна выбирается по тиховоду, ближе к выпуклому берегу и главными ориентирами служат буи ограждающие этот берег.

На рисунке показана схема проводки судна и ведение ориентировки в яру левого берега в темное время суток при движении по течению, а также курс судна при движении против течения.

В положении 1 ориентирами являются расстояние до яра и красный буй б2

В положении 2 судоводитель видит еще один красный буй б3. Так как в рельефе и конфигурации левого берега между буями б2 и б3 заметных изменений нет, расстояние до яра выдерживается прежним.

В положении 3 обнаружен белый буй б4 правее курса, берег прямо по курсу становится ниже и отложе, буй б3 – поворотный. Однако для того чтобы подтвердить правильность этого заключения, судоводитель производит поиск береговых створных или перевальных знаков на яру.

В положении 4 открывшиеся белые огни створных знаков убеждают судоводителя в том, что красный буй б3 именно поворотный, и можно начинать поворот от яра. В практике судовождения имелись случаи посадки на мель судов в результате того, что судоводитель целиком полагался в ориентировке на плавучие знаки, не вел контроля по нескольким ориентирам и из-за отсутствия на своем штатном месте поворотного буя, принимал ограждающий буй б2 за поворотный буй б3.Отсюда следует, что основным принципом безопасного судовождения должен быть принцип проверки и перепроверки избранного курса.

Для повышения безопасности плавания в темное время суток рекомендуется выбирать курс и вести судно ближе к средине с.х., используя в отдельных случаях прожектор для подсветки берегов и водной поверхности.

В очень темные ночи при малом количестве ориентиров и возникающей неуверенности необходимо уменьшить скорость, контролировать глубину с.х.. Ночное плавание значительно облегчается при использовании РЛС, ПНВ и т.п, во всех случаях и особенно ночью следует сверять правильность движения судна с навигационной картой.

Дата добавления: 2016-02-04 ; просмотров: 4021 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Adblock
detector