Меню

Угрюм река содержание романа краткое по главам краткое

Вячеслав Яковлевич Шишков. «Угрюм-река». Великолепный русский роман.

Эталонное начало хорошего авантюрного романа, не правда ли?
Но я, пожалуй, начну издалека.

В русской литературе не так уж много писателей, одним языком которых можно наслаждаться. Гончаров и Грибоедов. Лесков и Бажов. Алексей Толстой (но далеко не весь). Булгаков и Стругацкие. Виктор Астафьев и Василий Шукшин.
Тут, возможно, я кого-то пропустил — но о вкусах не спорят, есть люди, которые умудряются наслаждаться Набоковым и т.д. Я сейчас не об этом.

И вот встречается мне роман, довольно сильно повлиявший на моё представление о русском романе — «Угрюм-река». Семейная сага, полностью опубликованная в 1933 году и повествующая о династии Громовых и дореволюционной Сибири. А поскольку сейчас многие книги измеряются в основном интересностью, я приступал к чтению с некоторым любопытством. Что же такого интересного знает автор, думалось мне?

О, как же я заблуждался.

Эта семейная сага вместила в себя элементы почти какого угодно жанра. Авантюрный роман — золотая лихорадка и знаменитый эпизод о сокровище убиенной матери (вполне реальный случай, между прочим, ставший народной легендой), Прохор в Петербурге и лихие сибирские мужички. Элементы детектива (Анфиса) и отличная психологическая проза. Мистика (Синильга и различные эпизоды с иконами и видениями) и комические абзацы. И величавая природа, и жуткие преступления, и тяготы рабочих, и нравы светской богемы. И конечно же, любовь. Да не просто любовь — из искры, ударившей в сердце, пожаром заполыхает страсть, всепоглощающая, безумная страсть.

«Угрюм-река» окажется одним из немногих произведений, при чтении которых можно наслаждаться самим языком, стилем, манерой повествования. Но прежде чем читатель это осознаёт — его уже затянуло. Он уже погружается в самую сердцевину языка, в само «течение» этого романа. С момента откапывания клада читатель уже увлечён и может наслаждаться чтением. И после первой трети. И когда роман «переваливает» за вторую часть, и когда близится к концу. Нет, не только в интересности тут изюминка, приятно читать не просто потому что написано динамично и увлекательно.

Это написано с удальцой, с размахом, с искрой, щедро, с душой. То как удар плетью, то как острый резец, то как россыпь бриллиантов, то как неторопливая кисть художника. и вдруг резкий порыв ветра — нет, сравнения тут неуместны, пожалуй. Нужно погрузиться в этот язык, проникнуться романом «до самых печёнок». И удивляться тайнам Анфисы, поражаться вместе с автором речи Прохора на банкете, и украдкой утирать глаза над письмом Кэтти (и письмом её отца), и ужасаться расстрелу рабочего отряда, и задумываться о смерти от лекарств и «красной смерти» (это шикарное отступление, которому мне хотелось аплодировать), и жалеть Марью Кирилловну (неосторожное слово), и Петра Данилыча в сумасшедшем доме. Ну а Шапошников над [СПОЙЛЕРОМ] — этот эпизод реально заставил мои волосы шевелиться. Я не шучу. Я глаз не мог оторвать от этого эпизода. Этот роман написан настолько хорошо, насколько это вообще возможно в русской литературе.

И конечно же, концовка, подобная выстрелу из пушки и удару грома — великолепное, блистательное завершение этого шикарного романа.

Вот, лишь несколькими отрывками я попытался изобразить, «набросать» только отдельные составляющие этого полотна. А между тем тут каждый персонаж не просто как живой сходит со страниц, а живёт своей страстью, тайной думкой, у каждого своя хитрость, желание и цель, у каждого свои способы и повадки. И кузнец-дьякон Ферапонт, способный потягаться с медведем, и Нина, хранящая верность блудному супругу, и местный прохиндей Илья Сохатых, и верный, горячий Ибрагим-оглы, и разудалый Филька Шкворень (а также завершение его «сюжетной линии»), и отец Александр, и умница Протасов. и много, много кто ещё — одно только село «Разбой» чего стоит.
И цитировать можно — почти без конца; открой любое место в книге, ткни пальцем — попадёшь!

Хотелось бы избежать стандартной фразы «этот роман должен прочитать каждый». Нет, скажу иначе — роман этот действительно подобен бурной реке, то скачущей и гремящей на порогах, то стихающей ближе к манящим, но опасным омутам. Роман этот написан так, что он является своего рода мерилом, золотым стандартом для любого и для каждого русскоязычного романа, написанного после него. Я бы хотел, чтобы этот роман прочитал каждый русский.

Читайте. Это один из. мало сказать «лучших» романов — это блистательный, неподражаемый, исключительный шедевр русской литературы, способный потягаться и с «Вечным зовом», и с «Тихим Доном».

И конечно же, весьма достойный одноимённый фильм. Чурсина, Кочетков, Епифанцев, Демьяненко, Чекмарёв, Тохадзе. да что там, просто наберите в поиске «Угрюм-река» и присовокупите имя «Анфиса». либо «Прохор», либо «Ибрагим».

Но об эпических книгах, о легендарных наших русских книгах мы поговорим гораздо позже.

Иллюстрации — гравюры к роману Ирины Николаевны Воробьевой.

Источник

Чем закончился роман «Угрюм-река»?

В новой экранизации романа Вячеслава Шишкова были изменены сюжетные линии героев и добавлены новые действующие лица, а как на самом деле сложилась судьба героев замечательного романа «Угрюм-река»?

Начнём с главного действующего лица золотопромышленника Прохора Громова – в конце романа Прохор стоит на самой верхней, открытой площадке башни, под Прохором лежал весь мир и протекала угрюмая Жизнь-река , и опять слышит шёпот Анфисы: «Бросайся со мной вниз, к людям». Он услышал снизу родной голос Нины, которая, не смотря ни на что, не оставила его.

— Иду! – облегчённо и радостно донеслось с высоты башни. Час свершён, жизнь человека пресеклась.

В конце романа супруга Прохора — Нина Яковлевна , самостоятельно начинает вести дела в период душевной болезни Прохора и приходит к тому, что все её глупые затеи с школой для детей, строительство для рабочих нового жилья необходимо бросить. Приказывает рабочих перевести на общее положение, а недовольных немедленно уволить. Писатель нам показывает истинное лицо заложников крупного капитала, пока всем управлял Прохор Громов, и имея крупные суммы средств, Нина всё время пыталась всем помогать, под влиянием инженера Протасова, но оставшись одна, столкнувшись с действительностью, начинает делать то, что делал Прохор и с чем она раньше боролась.

Отец Прохора – Пётр Данилович Громов , женившись на Анне, дочери Иннокентия Филатыча, получив от Нины денег, уехал в родное село Медведево и открыл там большую торговлю.

Ибрагим Оглы , бежав с каторги, так и остался в тайге со своей шайкой разбойников неподалеку от резиденции «Громово».

фото с сайта ugrum-reka.1tv.ru

Чудаковатый Илья Петрович Сохатых , праздновал крестины сына, не догадываясь, что он не его родной ребёнок, которого родила ему супруга Феврония Сидоровна от горного инженера Александра Образцова.

Пристава Фёдора Степановича Амбреева хоронят только с одной головой, тело пристава так и не было найдено, после того, как его обезглавил Ибрагим и подарил голову Прохору.

Читайте также:  Не очищены русло рек

Наденька , жена пристава, овдовев, пытается быстро устроить свою жизнь, сначала готова была отдать свою руку Парчевскому, получив отказ, взялась за американца мистера Кука.

Из письма неизвестного Нине мы узнаём, что инженер Андрей Андреевич Протасов , который так и не уговорил её уехать с ним на Урал, был на станции Уфа арестован жандармским офицером.

Дьякон Ферапонт в итоге умирает от заражения крови, после того, как Прохор в приступе ярости выстрелил в него.

Владислав Викентьевич Парчевский , командированный Ниной в Санкт-Петербург, едет в купе первого класса.

Странствующий старец Назарий признаётся инженеру Протасову в притрактовом селе, что он отец Анфисы, которая родилась в раскольничьем скиту в тайге.

Филька Шкворень , ехавший в Тамбовскую губернию жениться, погибает в селе Разбой на реке Большой Поток в доме кабатчика Силы Митрича, оставшись на дне реки с привязанным к ногам камнем.

Молодая учительница Катерина Львовна (Кэтти) на прогулке убивает из револьвера офицера Борзятникова, обзывая военных трусами и способными только убивать рабочих, перед смертью вспоминает инженера Протасова, не успевает передать просьбу и стреляется в висок.

Слово автору – «Угрюм-река! Была ли ты когда-нибудь в природе, и есть ли на свете та земля, которую размывали твои воды?»

Источник

Вячеслав Шишков — Угрюм-река:
Краткое содержание

  • 1 Часть 1
  • 2 Часть 2
  • 3 Часть 3
  • 4 Часть 4
  • 5 Часть 5
  • 6 Часть 6
  • 7 Часть 7
  • 8 Часть 8

Часть 1

Сибирь, таежная заимка купцов Громовых, 1898 год. Глава рода – Данила Прохорыч Громов, торговец пушниной. Помощник – сын Петр (с женой, безответной Марьей Кирилловной). Есть 17-летний внук Прохор, высокий чернокудрый, статный парень, гимназист.

Умирая, Данила признается сыну, что в молодости был душегуб. Кровавое золото – под сосной у болота. Пусть пойдет на храм и помин его души. Петр бежит рыть клад. И посылает исключенного за драку сына на Угрюм-реку. Разведать, чем там можно поживиться. Телохранителем к нему берут преданного, как собака, черкеса Ибрагима, каторжника.

Хозяин всему, Петр Данилыч празднует именины жены. Среди гостей – 21-летняя красавица Анфиса Петровна Козырева, высокая, с большими милыми кроткими глазами, льняными волосами, бывшая горничная старого Данилы. Двух недель не побыла она замужем, как вахмистр Дегтярев вдруг скончался. Петр Данилыч без ума от Анфисы.

Село Почуйское, последняя остановка перед Угрюм-рекой. Местному попу ясно: едет Прошка тунгусов грабить. Слепец-прорицатель изрек о нем: «Начало хорошее, середка кипучая, а конец – оеей!»

Плавучая ярмарка. Купец Груздев учит Прошку, как дела вести. Прошка хвастается: буду миллионщиком! Груздев ему и невесту присоветовал: купеческую дочку Ниночку Куприянову из Крайска.

Деревня Подволочная, Угрюм-река. Прошка впервые влюбляется в бойкую хозяйскую дочку Таню. Местные парни бьют его – Ибрагим режет обидчиков. Оба спешно отплывают. Лодкой правит проводник Фарков. Он рассказывает о мертвой шаманке-красавице Синильге, рожденной от огненного змея. «Река бедовая, свирепая… уж Бог создал ее так. Она все равно, как человечья жизнь: поди пойми ее. Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская».

Петр Данилыч строит Анфисе новый дом. В церковь тоже отнес, как отец просил. Приказчик Громова Илья Сохатых набивается Анфисе в женихи. Сам ну «чисто овечья смерть»: рыжий, рябой, курносый, зато – городской.

Местный торгаш Аганес Агабабыч отваживает Прохора от Угрюм-реки. Мол, нет тут ничего, и народ плохой. Сам он поднялся на труде политических каторжников. Прошка хочет дело по-другому вести. Честно.

Плывут вдвоем: нет проводника идти на верную смерть. Прохор по-хозяйски смотрит на край. Надо проложить дороги, выправить «руками» своенравную реку. В сны к нему приходит Синильга.

Безлюдье, дичь. Для Ибрагима Петр Данилыч – шайтан, а не отец. Старый тунгус Сунгалов ободряет путников: «Река – что жизнь». Не кляни ее – и выведет. Лодка во льдах. Пробились – попали в речной порог, «ад», едва остались живы. Запасы еды на исходе. Прохор ведет дневник.

Село Медведево, дом Громовых. Марья Кирилловна молится за сына. Петру Данилычу и то не по себе. Анфисе приходит на ум «милый мальчик».

Угрюм-река. К шитику выходит тунгус. В проводники до Крайска он не хочет: зима, сдохнешь! Шитик вмерз. Ибрагим хочет убить Прохора, потом себя. К счастью, Ибрагим добыл лося, выходил лежащего в лихорадке Прохора. Но это лишь отсрочка.

Часть 2

Анфиса гадает о судьбе парня, его мать после молитв идет к шаману (тот обнадеживает: он «жив», а черкес «сдох»). К старцам Анании и Назарию идет Петр Данилыч.

В бурю, когда Ибрагим занес кинжал над Прошкой, к ним вышли якуты. Так и спаслись. Прибыли в Крайск. Первым делом – к 55-летнему купцу Якову Назарычу Куприянову, грузному, рыжему, в перстнях. У него сероглазая дочка-гимназистка. «Русская красавица». Та самая Ниночка. Куприянов помнит Данилу. Прохор – в него. А Петр – так себе делец, и бабник. Прохор хорохорится: «Про меня все услышат! Деньги – сила!» Он берет у Куприянова деньжат, торгует по деревням.

Масленица. Прохор дома. Бабка Клюка, поверенная Анфисы, советует ему: люб ты ей! женись! И «отца отвадишь». Но у Прохора мысли о другом: учиться. Он просит уроков у политического ссыльного Шапошникова. Прохор хочет быть хорошим. Но «орлом». И «без социализма».

Петр Данилыч искушает Анфису богатой жизнью. А она хочет остаться «чистой, верной» Прохору. На Пасху в храме она по обычаю целует Прохора.
У Громовых скандал. Прохор идет с ней «ругаться». «Любит», – признает парень. Анфиса уверяет, что не подпускала к себе ни Петра, ни Сохатых. «Я чиста». Ночью, под уханье филина, они тайком встречаются. Прохор – весь в ее власти. «Никому тебя не отдам!» Он возражает: «Отец меня убьет». «Ты сам убьешь себя… И меня убьешь…» Мрачный Петр Данилыч дает сыну неделю на сборы. Пора на Угрюм-реку. А через год – свадьба. С Ниной.

Часть 3

Осень. «Резиденция Громово». «Здравствуй, Угрюм-река! Я твой хозяин!» А для тыла нужна женщина в дом. Мать не поедет. С Анфисой – «невыгодно и страшно». Ниночка – вот кто ему нужен. Впрочем, в дневнике его вскоре появляется запись о тунгуске Джагде, Нине и – Анфисе. Ему бы троих…Тунгусы довольны ценами Прохора. На складе – горы пушнины. Прохор отсылает прибыль отцу, просит товаров.

Село Медведево. Шапошников под чарами Анфисы. И ангел, и черт в ней. Петр Данилыч и пристав хотят развестись, чтоб жениться на Анфисе. Петр от досады лупит бедную жену. Та готова уйти в монастырь. Ибрагим угрожает Анфисе кинжалом. Анфисе и самой тошно за Петра идти. Она отказывает ему.

Нина зовет Прохора ехать в Москву через всю Россию – он соглашается. На велосипедной прогулке Прохор жадно целует девушку. Она обижается. В пути Прохор обходит заводы, доменные печи, беседует с инженерами. А Нина любуется природой и смотрит, как живут рабочие. Люди тянутся к щедрому фабриканту с Угрюм-реки с женой-ангелом. Приходит молодой инженер Протасов, смуглый, приятный, черноглазый. Хочется ему в дело с нуля.

Читайте также:  Расстояние от приобья до салехарда по реке

Инженер Протасов куда ближе Нине, но тянет ее и к Прохору. Прохор думает о Нине: может, тянет его к ней капитал Якова Назарыча? Ну уж нет. Нина, «ландыш», та, что нужна ему, «кедру».

На Нижегородской ярмарке у Прохора интрижка с «графиней Замойской». Нина прощает парня. Дело к свадьбе. Громовы рады. Куприянов дает за дочкой больше 200 тысяч и прииск. Прохору «маловато». Ведь столько дел предстоит!

Прохор с невестой и ее отцом едет домой. Петр Данилыч дарит невестке серьги… ее бабушки. Куприянов в ярости: выходит, это Данила убил его родителей. Свадьба на грани отмены. Положение спасает черкес. Клянется, что убийца он. Куприянов верит, грозит каторгой, потом остывает.

Анфиса угрожает Прохору разоблачением дел деда Данилы. Есть у нее шкатулка с бумагой, а в ней – список жертв деда. Надо ее прокурору отдать. Тогда репутация Громовых рухнет. Станет ясен и самооговор Ибрагима.

Шапошников просит Анфису выйти за него, обещает безбедную жизнь. А Анфиса в ответ просит вместе травиться. Петр Данилыч готов на все ради ее любви. Она требует все «движимое и недвижимое». Прохору она ставит ультиматум: или свадьба с ней, или – к прокурору. Прохор кидается в драку за шкатулку. Бесполезно. Анфиса едет к прокурору. Прохор нагоняет ее. Сулит все деньги Громовых, свадьбу с отцом. Ей этого не надо. Тогда он вынужден пообещать, что свадьбы с Ниной не будет. Анфиса поворачивает назад.

Прохор в отчаянии вопрошает отца: что делать? Тот отвечает, что Анфиса согласна выйти за него. И врет, что Анфиса беременна от него. Прохор сбит с толку. Вот стерва! Двоими крутит! «Я ее люблю и не люблю!»

Той же ночью, в ужасную грозу, Анфиса убита выстрелом в висок. У следователя трое подозреваемых: Прохор, Шапошников, Ибрагим. Пока шли следственные действия, дом Анфисы сгорел. В огне нашли два трупа – ее и неизвестного. Теперь чья пуля – не установить. И Шапошников пропал. Петр Данилыч в параличе. Внезапно умирает Марья Кирилловна. «Таков скрытый путь жизни человека». Илья Сохатых «стреляется» на пепелище Анфисиного дома. Без вреда для здоровья.

Груздев дает взятку следователю, чтоб снять подозрения с Громова. Одну улику он «сожрал». В итоге дело выглядит так: Прохор и Ибрагим – подозреваемые без улик. Зато под большим подозрением беглый Шапошников, «любовник Анфисы». Есть в деле версия Груздева: убил бродяга-грабитель, он и сгорел, когда вернулся за добром.

Зал городского суда. Прохор «топит» Ибрагима. Черкес орет ему: «Врешь, собака!» Прокурор Стращалов винит Прохора. Мол, сгорел какой-то подкупленный «дурак». В итоге Громов оправдан, Ибрагим – осужден. Все дело стоило Прохору 15 тысяч.

Часть 4

Прошло несколько лет. «Прохор Громов не тот, и Угрюм-река – не та». Его рабочий кабинет на холме, в башне «Гляди в оба». По виду она как Эйфелева. У него 5 предприятий. Рядом – ручной волк Люпус. Есть 2 любовницы, Стеша и Груня (раньше была Наденька, но он ее, изменницу, сплавил приставу). Вместо Нининой иконы на полке – филин. Его правая рука – Протасов. Есть еще мистер Кук, влюбленный в Нину. Ее свадьбе с Прохором 10 лет, есть дочка Верочка. Жена для него «монашка». Тратит свой капитал (10 тысяч) на благотворительность.

На предприятиях неспокойно: рабочие хотят прибавки и перемен в скотских условиях жизни. Громов отказывается идти на уступки. Не время. «Я – с башни», а они черви. Мораль – слюнтяйство. А за свои «грехи» он готов каяться. Но потом.

Прохора годами шантажирует компроматом пристав, фальшивомонетчик и налетчик из Медведево. Через него Прохор нашел поджигателя (бродягу) дома Козыревой. Прохор теряет терпение и добывает улики против шантажиста. У него на руках – протокол с фиксацией афер.

Часть 5

Прохор в Питере. Покупает турбину. Теперь у него золотой прииск, добытый за взятку. Забастовка неизбежна. Прохор телеграфирует: этих – уволить, набрать других.

Заголовок в газете: «Сибирский богач Прохор Громов убит!» На самом деле, затея с газетой исходит от Прохора. Вернувшись, он просит у Нины ее отцовское наследство. Но эта «дура» начинает строить домики рабочим. И больницу. Протасов знакомится с Шапошниковым. Братом беглого ссыльного. Оба – на одно лицо. Оба – чучельщики. Он уверяет, что его брат – сгорел.

Прохор требует у пристава бумагу из Анфисиной шкатулки, все, что есть против него. Иначе – суд. Тот отдает 3 бумаги. Первая – список убиенных. Вторая – заключение врача, что Петр Данилыч здоров и упечен сыном в психушку. Третья – письмо прокурора Стращалова (теперь уже ссыльного, его взяли за социализм) на имя министра с обвинением Прохора в убийстве. Громов сжигает все.

Часть 6

Пожар в вотчине Громова. Протасов ставит ультиматум: реформы за помощь. Прохор дает согласие. Опасность миновала – он берет свое слово обратно. Протасов увольняется. Инициативой Прохора идут слухи о его чуть ли не банкротстве. Взволнованные кредиторы, стремясь получить хоть что-то, берут с «каждого рубля по 25 копеек». Громов остается в выигрыше.

Рабочие бастуют. Нина умоляет Протасова вернуться. Протасов возвращается к аресту стачечного комитета. Люди идут к жалобой к прокурору. Громов провоцирует расстрел рабочих. Потом ужасается содеянному. И тайком бежит из дома. Все дела – на жену и Протасова. Инженер берется за «реформы». Прохор ищет ответов у старцев Анании и Назария. Его они «спасти» не могут. Его мучают воспоминания. О ней, Анфисе.

Часть 7

Громов возвращается домой. Сытые морды рабочих его раздражают. Он заказывает поджог новеньких бараков Нины для рабочих.

На торжестве в честь 10-летнего юбилея Прохор начинает «каяться». Но заводит речь не об Анфисе, а о тайге, которую перевернул верх дном он, «дьявол». А то ли еще будет! Лет через 10 – и миллиард, вершина башни! Его речь криком «убийца!» прерывает Петр Данилыч (Нина выхлопотала ему освобождение). Испуганный Прохор ныряет на кухню – и видит в дверях Шапошникова. Тот передает ему привет от Синильги и Анфисы.

Протасов пытается доказать Нине, что Прохор – убийца. Нине ясно, что женой прекраснодушного Протасова ей не быть. Она не хочет стать неимущей, не может пустить по миру Верочку. Да и себя.

Ибрагим сбежал с каторги. Прохор в ужасе. Он на пределе из-за противостояния с женой. Зовет ее «проституткой». Ум его мутится. Он думает: «Убил одну, убью другую». Ему страшно от таких мыслей. Он, умный, сходит с ума.

Шайка Ибрагима отлавливает Прохора. Организуют суд над ним. Здесь беглый ссыльный прокурор Стращалов. Затравленный Прохор признается: «Допустим, что убил Анфису я». Но он просит понять, что тогда вовсе не был плохим человеком. Впереди была вся жизнь, мечты о свершеньях. А Ибрагиму не в первый раз на каторгу. Разбойники привязывают Прохора к вершинам двух елок. Хотят их отпустить, но Ибрагим освобождает Громова. Прохор едет домой, вне себя от унижения.

Читайте также:  Рыболовный сплав по рекам урала

Часть 8

Долгожданная новость: Ибрагим пойман и убит. А дела все хуже: для уплаты по векселям свободных денег нет. Смерть проститутке! Он то молится, то богохульствует. Нина беременна вторым ребенком. И затевает собственное предприятие.

Привести Прохора в чувство берется дьякон Ферапонт, бывший рабочий. Они вместе пьют. Прохору мерещится Ибрагим. Ферапонт лупит его. Разозленный Громов ранит дьякона. Соборовать его приходит старец Назарий. Протасов узнает, что Назарий – отец Анфисы. Он согрешил с одной раскольницей из скита. Дьякон умирает. Нина понимает, что невменяемость – в интересах Прохора. И Петр Данилыч «за» дурдом для сына. Там хорошо: «Я сидел – я знаю». Для Громова мир расколот: он – и они: Нина, Протасов, поп Александр, черкес, рабочие.

Ибрагим убил исправника. Голову его передают Прошке. Страх разлагает душу великого коммерсанта. Он пишет о себе: «»Кто я, выродок из выродков? Я никого не люблю, никому не верю». Любил Анфису – «и умертвил ее». Ибрагима предал. Жена, дочь для него пустое место. Чтобы обрести покой, нужно оказаться там, где он свернул «не туда». Где жива Анфиса. Остаться с нею. Но возврат к прошлому невозможен.

Нина пересматривает свои взгляды. Прохор был прав: она дура! Пустить по миру собственных детей! Больница пусть недостроенная стоит. Протасов тоже хорош – чуть не разорил. То ли дело преданный мистер Кук.

Все узнают, что Прохор пошел на башню. Внутренний голос нашептывает ему, чтоб сбросился вниз. «Властелин края» спорит с ним. Нина зовет Прохора. Он кидается с высоты на родной голос. «Жизнь человека пресеклась. «А Угрюм-река – жизнь, сделав крутой поворот, прочь от скалы с пошатнувшейся башней, текла к океану времен, в беспредельность».

Источник



Краткий сюжет, актёры и роли: «Угрюм-река» — советская экранизация романа Вячеслава Шишкова

В 1968 г. Ярополк Лапшин выпустил экранизацию романа В. Шишкова «Угрюм-река». Зрителей покорил не только увлекательный сюжет картины, но также актёры и роли. «Угрюм река» входит в Золотую коллекцию советского кино. О чём повествует эта лента? И кто сыграл в ней главные роли?

Создатели картины

В картине Ярополка Лапшина примечательны не только актёры и роли. «Угрюм-река» — это настоящая панорама жизни сибирского народа, созданная в 1932 г. романистом Вячеславом Шишковым.

Ярополк Лапшин выбрал произведение Шишкова неслучайно: режиссёр большую часть своей жизни провёл в Сибири, в Свердловской области, поэтому произведение показалось ему родным и понятным.

Превращением сюжета романа в увлекательный сценарий Лапшин занимался вместе со своим товарищем Валентином Селивановым. Помимо этого, Селиванов трудился над сценариями к фильмам «Петля Ориона» и «Дневник Карлоса Эспинолы».

За камерой во время съёмок стоял Василий Кирбижеков, также снимавший фильмы «Самый сильный» и «Алло, Варшава!».

В 1969 г. за многосерийную экранизацию романа В. Шишкова «Угрюм-река» Ярополк Лапшин получил специальный диплом ВТФ.

Краткий сюжет

Фильм «Угрюм-река» (1968 г.) повествует о жизни нескольких поколений сибирской семьи Громовых. История рода освещается начиная с описания жизни деда Данилы. В начале XX в. он слыл отъявленным мошенником: в периоды гражданской смуты путём грабежа сколотил завидное состояние на золотых приисках.

Все деньги и имущество Данила после кончины завещал своему сыну Петру и внуку Прохору. Однако перед смертью Громов-старший в письме сознался, откуда у него всё это добро.

Пётр оказался пропоицей, деловой хваткой не отличался. Поэтому все заботы о семейном предприятии легли на Прохора. На глазах у своих друзей и родных мечтательный юноша в один миг превратился в такого же жёсткого и беспринципного человека, как его дед. И хотя Прохор достиг статуса самого влиятельного человека в Сибири, «разбойничьи» гены Данилы Громова всё равно вышли ему боком.

На протяжении всего фильма на семейство Громовых сыплются отовсюду несчастья. Богатство и власть не помогают решить целую вереницу личных и семейных проблем. В конечном итоге Прохор не выдерживает напряжения и сходит с ума. Главный герой бросается со скалы в бурлящую сибирскую реку. На этом фильм заканчивается.

Актёры и роли: «Угрюм река». Г. Епифанцев в роли Прохора Громова

Согласно сюжету, Прохор Громов – это внук разбойника Данилы Громова и его прямой наследник. Прохор — сильный и трудолюбивый человек. Он отличается твёрдыми принципами и моральными устоями. И всё же внуку пришлось расплатиться с лихвой за злодеяния своих предков.

В фильме Ярополка Лапшина роль Громова-младшего сыграл Георгий Епифанцев. Актёр является уроженцем города Керчи. В 1960 г. он окончил престижную Школу-студию МХАТ.

Впервые на экранах Георгий Епифанцев появился в фильме «Фома Гордеев» Марка Донского. В образе богатого купца Гордеева исполнитель выглядел настолько убедительно, что, пожалуй, это и предопределило его участие в проекте «Угрюм-река» Лапшина.

Артиста можно увидеть в образе революционера Марка Елизарова в картине «Сердце матери», а также в фильмах «Приваловские миллионы» и «С любимыми не расставайтесь».

Георгий Епифанцев стал основателем актёрской династии: его трое детей тоже стали актёрами.

В. Чекмарёв в роли Петра Громова

Виктор Чекмарёв в экранизации романа В. Шишкова получил роль Петра Данилыча, отца главного героя.

В делах семьи Пётр Громов не играет ощутимой роли. Он, скорее, похож на иждивенца, чем на главу семьи. Все заботы после смерти Данилы Громова легли на плечи его внука. И это сломило Прохора Громова. Отцу-пропойце оставалось только со стороны наблюдать, как власть и богатство постепенно разрушают неокрепший ум его сына.

Чекмарёв Виктор Константинович — актёр киностудии «Ленфильм», мастер отрицательных ролей. В известном советском фильме «Дело Румянцева» Чекмарёву довелось сыграть опасного рецидивиста. В драме «Во власти золота» исполнитель появился в образе алчного Засыпкина. А в фильме «Поднятая целина» сыграл скрытого врага коллективизации Якова Островнова.

Другие исполнители ролей

Какие ещё впечатлили зрителя в экранизации Лапшина актёры и роли? «Угрюм-река», к примеру, вошёл в фильмографию неподражаемой Людмилы Чурсиной. Актриса редкостной красоты сыграла роль Анфисы – первой возлюбленной Прохора, которую он затем убил.

Роль Нины Куприяновой, жены Прохора, досталась Валентине Ивановой. Согласно сюжету, Прохор женился на Нине раде денег её отца (богатого купца). Анфиса, будучи не в силах простить предательство, пообещала опозорить Прохора перед всеми. За это Громов-младший убил свою любовницу.

Образ деда Данилы на экранах воплотил Афанасий Кочетков – артист Малого театра. Валентина Владимирова сыграла мать Прохора, Марью Кирилловну.

Также в фильме можно увидеть Павла Махотина, Владимира Емельянова и Гиви Тохадзе.

Источник

Adblock
detector