Меню

Угрюм река с чурсиной какого года

Новое русло «Угрюм-реки»

На «Первом канале» стартовал показ «Угрюм-реки». История семьи Громовых получила второе масштабное киновопоплощение спустя больше чем 50 лет. Первое было в 1968 году, когда уральский режиссёр Ярополк Лапшин на Свердловской киностудии снял четырёхсерийный фильм по одноимённому роману Вячеслава Шишкова. И вот вторая экранизация. Для жителей Свердловской области к новому сериалу особое внимание. И с культовой работой Лапшина сравнить, и на родные места посмотреть: для съёмок создатели несколько раз приезжали в наш регион. А некоторым свердловчанам даже удалось сняться в картине.

Съёмки новой «Угрюм-реки» (или же в случае киношной традиции уже проще использовать приставку «младшая» и «старшая»?) начались в 2019 году. Режиссёр Юрий Мороз, автор в числе прочего «Каменской» и «Братьев Карамазовых», ещё на стадии подготовки при каждом удобном случае пояснял, что новая картина – не ремейк. То есть оглядка на образец будет, но с изменениями.

Актёров пригласили самых узнаваемых – Александра Балуева (Пётр Громов), Александра Горбатова (сам Прохор Громов) , Юлию Пересильд (Анфиса), Софью Эрнст (Нина Куприянова), Александра Яценко (Илья Сохатых)…

Съёмки проходили в нескольких регионах, а в нашей области выбрали Каменск-Уральский, Полевской, Алапаевский и Первоуральский городские округа и реки Исеть, Реж, Чусовую.

И вот, кстати, первая оглядка: на Чусовой частично снимал и Ярополк Лапшин. Тогда в кадре было село Слобода, теперь деревня Каменка. Даже остались декорации с советских времён: на крутом берегу издали видны древние сторожевые башни. Потом здесь же снимали и «Семёна Дежнёва», и «Демидовых», и другие картины Свердловской киностудии.

Создатели отмечают, что снимать на Урале было трудно. Лодки и технику нужно было доставлять в труднодоступные места за 100–150 километров от ближайших населённых пунктов. Кстати, на Исети актёрам пришлось преодолевать пороги на шестиметровой деревянной лодке, которую спускали на воду за 50 метров до порогов. За съёмочный день можно было снять всего два дубля с дрона.

Подготовительный этап на локациях начинался, конечно, не за один день. А вот основные задействованные актёры из-за графика и сложной логистики приезжали непосредственно на съёмки, часто всего на один день. Зато массовку набирали из местных. Так, например, в картину попал и главный редактор газеты «Шалинский вестник», корреспондент «Областной газеты» Дмитрий СИВКОВ.

– Я со своими усами подходил на роль городового, – рассказывает Дмитрий. – А потом оказалось, что костюм с «Мосфильма» прислали маленького размера, и он мне не подошёл. Тогда переодели в простого мужика. Надеюсь, что где-то мелькну на экране. По-моему, это в четвёртой серии должно быть. Я ведь уже снимался в массовке ( в 2008 году в селе Чусовое в Шалинском ГО проходили съёмки фильма «Варвара». – Прим.«ОГ») и знал, что надо стараться попасть на первый план, и тогда точно тебя не вырежут ( смеётся).

Дмитрий снимался как раз на Чусовой, в Каменке. По сюжету Громова-старшего хватил удар от пережитых эмоций в трагическую ночь гибели Анфисы, а мужикам было велено унести лежащего героя.

– Актёрам массовых сцен платили, по-моему, около 600 рублей за смену, – добавляет Дмитрий. – Никаких подписей, что мы не могли рассказывать, с нас не брали. Помню только, что нам сказали: никаких интервью без согласования с продюсером. А я взял и подошёл напрямую к Александру Балуеву. Говорю, дайте интервью для местной прессы, надо с кем-то согласовать? Он сказал, что ни с кем не надо. С Александром Горбатовым мы тоже побеседовали. Разговорились на тему рыбалки. Он большой фанат этого дела. Бегал с утра ловить рыбу. Я обещал ему вяленых хариусов привезти, но не сложилось по времени.

Интервью с Александром Балуевым читайте здесь.

Пожалуй, что многие участники ждут увидеть себя на экране и посмотреть готовый продукт. Но что в итоге осталось от романа и «Угрюм-реки«-старшей, судить будем 1 апреля – тогда завершится показ 16-серийного фильма.

– Вышедшие на «Первом канале» серии видел частично, – говорит Дмитрий Сивков. – С «Угрюм-рекой» Ярополка Лапшина мы ровесники: и я, и он 1968 года. Режиссёр картины Юрий Мороз сразу говорил, что они по-другому видели фильм, что не будут делать ремейк. Переписали сценарий. И видно, что это продукт сегодняшнего дня. Он рассчитан на зрелищность. Нет, например, крупных выразительных планов, которые были у Лапшина. Фактуры у актёров сейчас другие, не такие, как были у Епифанцева и Чурсиной. Но это, может, брюзжание человека уже пожившего ( смеётся). Но я понимаю, что у современной экранизации будет свой зритель, которому, возможно, новый фильм понравится больше. К примеру, из-за динамики, которой в старой картине было меньше. Но та «Угрюм-река» была более убедительной в выражении чувств.

Сами же создатели называют новый сериал – премьерой года. По масштабу среди телевизионных проектов – пожалуй, что так.

– Это будет главный проект года и, безусловно, не только для канала, но и для телевизионной индустрии в целом, – приводит «Первый канал» слова продюсера Дениса Евстигнеева. – Я таких масштабов не знаю. Мы пытались снять всё честно, не на крупных планах, а на фактуре и в больших декорациях, найденных и построенных по всей России. Это глобальная стройка деревень и имений, и, я надеюсь, выглядеть это будет также масштабно.

Интересные факты:

* К премьере издательство «Эксмо» выпустило два вида двухтомного одноимённого романа Вячеслава Шишкова в серии «Кинообложка»

*Съёмки сериала проходили на Урале, в Минске, в Суздале, в Кинешме, Москве и Подмосковье. В каждой локации строились декорации. За восемь месяцев состоялось семь экспедиций.

*За новой картиной звезда первой «Угрюм-реки» Людмила Чурсина наблюдает уже в качестве зрителя. Но в съёмках был задействован её однофамилец — актёр Юрий Чурсин, играющий Андрея Протасова.

*На декорации фильма в деревне Каменка ушло больше 80 кубометров пиломатериала. Перед Ключ-Камнем появились: склады, мельница, контора, пристань с помостом для приёма груза, мост через речку Каменка. Старую избу привезли из посёлка Прогресс.

Уже после съёмок, во время паводка в апреле 2020-го декорации смыло. Первым уплыл мостик, следом от берега отчалила избушка, которая позже остановилась на небольшом островке в Нижнем Селе. Воды прибавилось столько, что было видно только её крышу.

«Мы со временем совпали»

Первый фильм «Угрюм-река» вышел в 1968 году на Свердловской киностудии. Впрочем, уральцы и так отлично помнят эту картину, не раз пересматривали и. конечно, будут сравнивать с новой версией. Только время покажет, полюбят ли экранизацию Юрия Мороза зрители так же, как когда-то четырёхсерийный фильм легендарного Ярополка Лапшина.

Увы, многих из тех, кто выпускал одноимённую картину 53 года назад, уже нет в живых. Но «Облгазете» удалось побеседовать с теми, кто остался. Выдержками из их воспоминаний мы делимся с вами.

Светлана ТАРИК, монтажёр, вместе с Ярополком Лапшиным она сделала 11 картин: «Я поняла, что это будет великая работа, когда прочитала сценарий. Этот фильм сразу был событием не только для Свердловской киностудии, но и для всего нашего кинематографа. До «Угрюм-реки» только Сергей Колосов снял что-то подобное — это был исторический сериал о войне «Операция «Трест». Наша киностудия была тогда очень компактная, если не сказать маленькая. И вдруг запускается такая картина, приехали великие артисты: Людмила Чурсина, Гиви Тохадзе, Александр Демьяненко, Георгий Епифанцев, Валентина Владимирова.

А после того как фильм первый раз показали по телевидению, к нам пришла гора благодарственных писем. Затем поступило предложение показать картину в кинотеатрах. Окна нашей квартиры выходят прямо на «Космос», а раньше было три сеанса в день — в 12:00, 16:00 и 20:00. Так вот в течение многих дней мы наблюдали, как собирались полные залы, хотя зрителям надо было высидеть больше четырёх часов. А сборы у нас были такие, что не снилось ни Михалкову, ни Кончаловскому…»

Ирина КОЛЕСНИКОВА, гримёр: «Изначально Прохора Громова должен был играть Владимир Гусев, но он в первый же съёмочный день, когда слезал со скал, сломал ногу, и на замену ему приехал Георгий Епифанцев. Он ходил гоголем, всё говорил, что сразу знал, что будет сниматься в этой картине. И ведь действительно всё выдержал. «

Людмила ЧУРСИНА, народная артистка СССР, исполнительница роли Анфисы: «Такие роли, поверьте, выпадают не каждый год и даже не каждое десятилетие. Никаких раздумий у меня не было, согласилась сниматься сразу. Первые пять лет после выхода картины – это было что-то… Слава богу, мозги у нас не поехали! Ярополк Лапшин осчастливил нас этими ролями. Думаю, зрителя цепляли эмоции – сибирская страсть, сибирский колорит. Вообще, каждое время выдвигает своих героев и свои фильмы. Мы со временем совпали. Что касается новой «Угрюм-реки», то это уже не первый случай, когда через десятилетия берутся переснимать. Современный режиссёр видит уже по-своему, исходя из своего мира, отношений, ценностей. Это естественно, дай бог, чтобы у них получилось. Анфису в новой картине играет Юлия Пересильд, на мой взгляд, очень хорошая актриса. Тем интереснее увидеть результат».

Источник

Краткий сюжет, актёры и роли: «Угрюм-река» — советская экранизация романа Вячеслава Шишкова

В 1968 г. Ярополк Лапшин выпустил экранизацию романа В. Шишкова «Угрюм-река». Зрителей покорил не только увлекательный сюжет картины, но также актёры и роли. «Угрюм река» входит в Золотую коллекцию советского кино. О чём повествует эта лента? И кто сыграл в ней главные роли?

Читайте также:  Крупнейшая река бассейна тихого океана это россии

Создатели картины

В картине Ярополка Лапшина примечательны не только актёры и роли. «Угрюм-река» — это настоящая панорама жизни сибирского народа, созданная в 1932 г. романистом Вячеславом Шишковым.

Ярополк Лапшин выбрал произведение Шишкова неслучайно: режиссёр большую часть своей жизни провёл в Сибири, в Свердловской области, поэтому произведение показалось ему родным и понятным.

Превращением сюжета романа в увлекательный сценарий Лапшин занимался вместе со своим товарищем Валентином Селивановым. Помимо этого, Селиванов трудился над сценариями к фильмам «Петля Ориона» и «Дневник Карлоса Эспинолы».

За камерой во время съёмок стоял Василий Кирбижеков, также снимавший фильмы «Самый сильный» и «Алло, Варшава!».

В 1969 г. за многосерийную экранизацию романа В. Шишкова «Угрюм-река» Ярополк Лапшин получил специальный диплом ВТФ.

Краткий сюжет

Фильм «Угрюм-река» (1968 г.) повествует о жизни нескольких поколений сибирской семьи Громовых. История рода освещается начиная с описания жизни деда Данилы. В начале XX в. он слыл отъявленным мошенником: в периоды гражданской смуты путём грабежа сколотил завидное состояние на золотых приисках.

Все деньги и имущество Данила после кончины завещал своему сыну Петру и внуку Прохору. Однако перед смертью Громов-старший в письме сознался, откуда у него всё это добро.

Пётр оказался пропоицей, деловой хваткой не отличался. Поэтому все заботы о семейном предприятии легли на Прохора. На глазах у своих друзей и родных мечтательный юноша в один миг превратился в такого же жёсткого и беспринципного человека, как его дед. И хотя Прохор достиг статуса самого влиятельного человека в Сибири, «разбойничьи» гены Данилы Громова всё равно вышли ему боком.

На протяжении всего фильма на семейство Громовых сыплются отовсюду несчастья. Богатство и власть не помогают решить целую вереницу личных и семейных проблем. В конечном итоге Прохор не выдерживает напряжения и сходит с ума. Главный герой бросается со скалы в бурлящую сибирскую реку. На этом фильм заканчивается.

Актёры и роли: «Угрюм река». Г. Епифанцев в роли Прохора Громова

Согласно сюжету, Прохор Громов – это внук разбойника Данилы Громова и его прямой наследник. Прохор — сильный и трудолюбивый человек. Он отличается твёрдыми принципами и моральными устоями. И всё же внуку пришлось расплатиться с лихвой за злодеяния своих предков.

В фильме Ярополка Лапшина роль Громова-младшего сыграл Георгий Епифанцев. Актёр является уроженцем города Керчи. В 1960 г. он окончил престижную Школу-студию МХАТ.

Впервые на экранах Георгий Епифанцев появился в фильме «Фома Гордеев» Марка Донского. В образе богатого купца Гордеева исполнитель выглядел настолько убедительно, что, пожалуй, это и предопределило его участие в проекте «Угрюм-река» Лапшина.

Артиста можно увидеть в образе революционера Марка Елизарова в картине «Сердце матери», а также в фильмах «Приваловские миллионы» и «С любимыми не расставайтесь».

Георгий Епифанцев стал основателем актёрской династии: его трое детей тоже стали актёрами.

В. Чекмарёв в роли Петра Громова

Виктор Чекмарёв в экранизации романа В. Шишкова получил роль Петра Данилыча, отца главного героя.

В делах семьи Пётр Громов не играет ощутимой роли. Он, скорее, похож на иждивенца, чем на главу семьи. Все заботы после смерти Данилы Громова легли на плечи его внука. И это сломило Прохора Громова. Отцу-пропойце оставалось только со стороны наблюдать, как власть и богатство постепенно разрушают неокрепший ум его сына.

Чекмарёв Виктор Константинович — актёр киностудии «Ленфильм», мастер отрицательных ролей. В известном советском фильме «Дело Румянцева» Чекмарёву довелось сыграть опасного рецидивиста. В драме «Во власти золота» исполнитель появился в образе алчного Засыпкина. А в фильме «Поднятая целина» сыграл скрытого врага коллективизации Якова Островнова.

Другие исполнители ролей

Какие ещё впечатлили зрителя в экранизации Лапшина актёры и роли? «Угрюм-река», к примеру, вошёл в фильмографию неподражаемой Людмилы Чурсиной. Актриса редкостной красоты сыграла роль Анфисы – первой возлюбленной Прохора, которую он затем убил.

Роль Нины Куприяновой, жены Прохора, досталась Валентине Ивановой. Согласно сюжету, Прохор женился на Нине раде денег её отца (богатого купца). Анфиса, будучи не в силах простить предательство, пообещала опозорить Прохора перед всеми. За это Громов-младший убил свою любовницу.

Образ деда Данилы на экранах воплотил Афанасий Кочетков – артист Малого театра. Валентина Владимирова сыграла мать Прохора, Марью Кирилловну.

Также в фильме можно увидеть Павла Махотина, Владимира Емельянова и Гиви Тохадзе.

Источник

Рецензия на сериал «Угрюм-река»: сравниваем новую и старую версии

Обозреватель «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова посмотрела обе экранизации и выносит свой вердикт.

Первый канал позиционирует показ «Угрюм-реки» как главную премьеру года. Работа над многосерийным телефильмом (режиссер Юрий Мороз), по признанию продюсера Дениса Евстигнеева, началась аж семь лет назад. Зрители давно ждут сериал, телекритики даже считали, что ему придется сражаться за рейтинги с «Зулейхой» канала «Россия 1», но экранизация романа Гузель Яхиной отгремела в прошлом году, лишив нас возможности сравнить разные методы работы над историческим материалом. Наверное, все что ни делается — к лучшему. Сейчас от «события года» ничего в эфире не отвлекает, а смотреть «Угрюм-реку» надо, да, вдумчиво.

Одноименный роман Вячеслава Шишкова не входит в школьную программу и не считается классикой русской литературы, но это хорошо сделанная вещь с крепко сбитым сюжетом, большущей галереей вкусно прописанных персонажей, детективной составляющей, страстями и моралью. В общем, все как у Достоевского — только в антураже суровой сибирской природы. Прав продюсер сериала Константин Эрнст, который сказал: «Есть великие романы, но они никогда не бывают великими экранизациями. Потому что великая книга уже реализована энергетически и не нуждается в иллюстрациях. А есть хорошая литература, но не великая, которая может быть поводом для чего-то стоящего в кинематографе». «Угрюм-река» — как раз такой случай.

Кадр из сериала «Угрюм-река»

Уже раздаются мнения: зачем, мол, экранизировать то, что было уже успешно реализовано советским кинематографом, разве мало других, «неокученных», произведений? Упрек справедлив наполовину. «Неокученных» произведений, нуждающихся в экранизации, действительно хватает. Но вот что касается советской «Угрюм-реки»… Я честно отсмотрела телефильм Ярополка Лапшина 1968 года, чтобы быть готовой к сравнениям. Да, это мощная постановка с блестящими актерскими работами. Но, во-первых, это черно-белое, если не сказать очень темное кино, в котором не разглядеть ни природы, ни интерьеров, ни костюмов. Во-вторых, роман экранизирован не полностью, ряд деталей, а то и целых линий, обозначены здесь пунктиром. В-третьих, телефильм пронизан идеями классовой борьбы, осуждением общества капитализма и крайнего индивидуализма — сообразно официальной идеологии того времени. Безусловно, для 1968 года телефильм был прорывным. Но новые времена требуют нового языка, новой картинки, нового осмысления, тем более, описываемые события атмосферно пересекаются с тем, что и сегодня витает в воздухе.

Итак, действие начинается в конце XIX века. Россия на стыке эпох — еще нарядная, богатая, с жирующими купцами, с институтом бесправных слуг, читай рабов, по-собачьи преданных хозяевам, с расцветшей коррупцией, которой подвержены все — от батюшек в церкви до следственных органов… И вместе с тем прогрессивные идеи уже долетели до самой глубинки. Люди от природы пытливые понимают ценность образования, стремятся все знать, читать, всем интересоваться. Таков Прохор — сын богатого сибирского купца Петра Громова. Высокий статный красавец, сильный и целеустремленный, он совсем не хочет почивать на папенькином состоянии — наоборот, планирует приумножить его и стать миллионщиком. Возможно, тогда люди забудут нехорошие слухи, которые ходят об их семье, о том, что и бизнес, и хоромы построены на деньги, которые дед Данила добывал, разбойничая и убивая.

Александр Балуев в роли Петра Громова в сериале «Угрюм-река»

Прохор кажется цельной личностью, способной на великие поступки. В старой экранизации Георгий Епифанцев его играл, будто держа в голове образ молодого Петра I — огромного, стремительного, деятельного, харизматичного. Этот Прохор был нравственным человеком, мечтающим делать дело, не забывая о добре и справедливости. Красавец Александр Горбатов в новой «Угрюм-реке» играет сурового грубияна, впрочем, только внешне спокойного и уверенного, его нервы — как оголенные провода, лично меня созданный им образ почему-то заставил вспомнить о Гришке Мелехове из «Тихого Дона». Роковое проклятие, лежащее на этом семействе, дурные гены довлеют над Прохором и в конце концов сделают свое дело…

Мистике в «Угрюм-реке» придается серьезное значение: Прохора все время будет преследовать призрак тунгусской ведьмы Синильги, которая напророчила ему страшную судьбу. Ему бы взять да свернуть с предсказанной дороги, отмахнуться. Но нет, манящая сила золота, алчность врастает в душу, разъедает ее изнутри — и вот шаг за шагом герой меняется, предает себя, свои помыслы, из смельчака превращается в труса, из человека принципов — в подлеца. Этот представленный в динамике сюжет о разложении души, эта история человека, не справившегося со своей гордыней, эти раскаты грома (фамилия-то у семейства тоже раскатистая), ливни, «дурные знаки», сопровождающие главные события, делают сценарий чуть ли не библейским.

Александр Горбатов в роли Прохора Громова в сериале «Угрюм-река»

Помимо денег камнем преткновения, яблоком раздора в семействе Громовых станет женщина по имени Анфиса. Редкая породистая красавица, которая влюбляет в себя всех — от приказчиков до офицеров, от каторжников до купцов, она вертит мужчинами как хочет. Старик Петр Громов совсем потерял голову — готов на ней жениться, отписать все движимое и недвижимое имущество, сослать прежнюю супругу в монастырь. А Анфиса влюблена в сына Петра — в Прохора, и вот уже отец готов идти войной на сына. Александр Балуев (Петр Громов) играет человека именно страстей, скорее жертву сумасшедшей любви, и когда его разбивает паралич, к нему даже проникаешься жалостью. А вот Виктор Чекмарев в старой версии играл темного, недалекого самодура, подлого и трусливого, ему невозможно сочувствовать.

Читайте также:  А перепела за рекой все перекликаются

Интересно сравнить образ Анфисы в старой и новой экранизации. Признанная красавица Людмила Чурсина, от ее Анфисы — высокой, статной, с красивыми руками и роскошной косой, действительно глаз не отвести. Симпатии зрителя на ее стороне — она любит, страдает, у нее меняется голос в присутствии Прохора, она — сама нежность и робость, когда он рядом. У Юлии Пересильд в современной версии совсем иной рисунок роли. Она играет эдакую Настасью Филипповну — взбалмошную и дерзкую, ее настроение — качели, и, честно говоря, ее и мне, зрителю, хочется иной раз пристрелить, чего уж ждать от влюбленных мужчин. Юлия — прекрасная актриса, красивая женщина, а тут ей в помощь необыкновенно эффектные наряды (одно красное платье, отороченное черными кружевами, чего стоит!), броские украшения с бирюзой, яшмой и бриллиантами и парик с буйными кудрями (кстати, в новой версии почему-то большинство героев завиты, по тогдашней моде, что ли?), сравнивать с тихой, чистой и глубоко несчастной героиней Чурсиной в общем-то не вполне корректно.

Юлия Пересильд в роли Анфисы в сериале «Угрюм-река»

Анфиса, желая заполучить хоть кого-то из Громовых, шантажирует их страшным документом, «штучкой», по сути признанием деда Данилы в разбоях и убийствах. И «Угрюм-река» делает крутой зигзаг и из саги, истории одной семьи на фоне истории страны, превращается в мощную детективную вещь. И вот тут, безусловно, версия Юрия Мороза выигрывает у экранизации Ярополка Лапшина. В старом фильме как бы все понятно сразу — кто преступник и почему. В новой ты будешь подозревать всех и следить за нюансами расследования. А уж какой актерский ансамбль обеспечивает интригу — глаз не отвести! Я вообще считаю, что новая «Угрюм-река» держится на игре Романа Мадянова, исполняющего роль купца Куприянова, будущего тестя Прохора; недавно ушедшего Сергея Колтакова, исполнившего роль следователя; прокурора Александра Клюквина и Бориса Каморзина, создавшего колоритный образ отца Ипата, все время приговаривающего «зело борзо».

Кстати, при всем трагизме повествования есть в версии Юрия Мороза место и комическим моментам. Особенно по этой части отличается Александр Яценко, играющий роль приказчика Илью Сохатых — фанфарона и вертлявого пустышку. Впрочем, в старой версии Александр Демьяненко, знаменитый Шурик из гайдаевских комедий, тоже был нелеп и смешон. Приказчик якобы влюблен в жену Петра Громова, в новой версии ее играет прекрасная Наталья Суркова — в этом образе видна умная, сильная женщина, с достоинством проживающая свою трагедию. В версии Лапшина Валентина Владимирова играла никакущую героиню, как бы «судьбу порабощенной дореволюционной женщины».

Александр Горбатов и Софья Эрнст в сериале «Угрюм-река»

А вот за феминизм в романе отвечает Нина Куприянова — невеста Прохора, дочь купца Куприянова. Уверенная в себе, образованная барышня с прогрессивными взглядами, совсем не заточенная под замужество, но вместе с тем способная любить — такой она была в исполнении Валентины Ивановой в телефильме Лапшина. В новой версии история строится как поединок Анфисы и Нины, и у последней в изображении Софьи Эрнст тоже есть свои женские, стервозные рычажки, коими она пользуется, борясь за сердце Прохора.

Предполагаю, вызовет споры линия, связанная с Ибрагимом. Верный слуга семьи Громовых, много раз спасавший их жизни и репутации, черкес, мусульманин, перешедший в православие, он окажется обманутым и преданным этими рядящимися в христианские одежды русскими людьми. Довольно опасная и скользкая мысль. В фильме Лапшина по понятным причинам на религии акцента не делалось, и выглядело происшедшее как простая, но глобальная подлость — и масштаба трагедии это совсем не снижало. А вот что касается актеров, сыгравших Ибрагима, то это будто один человек: и Гиви Тохадзе, и Юрий Миронцев — огромные лысые мужчины — сыграли одинаково страстно.

Есть в новой «Угрюм-реке» и придуманные линии — например, любовь Ибрагима к служанке Варе (героиню в старом фильме играла пожилая Валентина Телегина, и, конечно, их с Ибрагимом трудно было заподозрить в романтической связи, а тут, пожалуйста, 30-летняя актриса Полина Пушкарук), или сожительство влюбленного в Анфису каторжника Шапошникова (Виктор Раков) с революционеркой Дарьей Сергеевной. Играющая ее Дарья Мороз предлагает возлюбленному «жить втроем», и это звучит очень смешно, но каждому времени, как говорится, свои песни.

Дарья Мороз и Юрий Чурсин в сериале «Угрюм-река»

Невозможно не отметить красоту картинки нового сериала — столы, уставленные яствами, интерьеры купеческих домов, костюмы. Меня, правда, немного покоробила по-современному полосатая рубашка с пуговицами на Прохоре, кровь, похожая на загустевший кетчуп, а мою подругу — тюль на окошках, но да ладно, это мелочи. Потрясают натурные съемки. Вся эта безмолвная мощь природы, величие и загадочная энергетика сибирских гор, рек, дремучих лесов, которыми вдруг вздумал управлять человек. «Ты входишь в мои недра, добываешь из меня золото, убиваешь зверей в лесах, чтобы завладеть пушниной, ты пытаешь укротить мои реки?! — как бы вопрошает мать-Земля с экрана и припечатывает: Ты будешь за это наказан!» Чем не урок нам сегодняшним?

В фильме много таких крючочков в день нынешний. Довольно четко звучит мыль о том, что в основе любого большого состояния лежит преступление. Также подробно показан слом эпох и весьма узнаваемая эра наступающей технической революции. Как говорит Константин Эрнст: «Меняются люди, многие не выдерживают нового времени… Мы сейчас находимся в очень похожем периоде, когда одна эпоха разрушает все вокруг себя, меняет другую, и контуры другой еще не очевидны, и очень многие люди не справляются со временем и гибнут в нем. ». В этом смысле «Угрюм-реку» можно воспринимать как знаковое событие и предупреждение. Не пропустите!

Кадр из многосерийного фильма «Угрюм-река»

Смотрите многосерийный телефильм «Угрюм-река» на Первом канале с 9 марта.

Источник

Угрюм-река: Сибирская сага (13 фото)

Угрюм-река: Сибирская сага

— Ночью Кавказ еду свой сакля. Луна, горы. Вижу: белый человек на дороге стоит. Кричу — стоит. Второй раз кричу — стоит. Третий раз кричу — стоит! Снимаю винтовку, стреляю — стоит! Схватил кинжал. Ползем, подползаем, размахнулся — раз! Глядим: бабий рубаха на веревке висит.

Угрюм-река: Сибирская сага

Прошло полвека с того момента, как телезрители познакомились с экранизацией романа Шашкова «Угрюм-река». Хотя фильм и рассказывал о жизни в дореволюционной Сибири, он был снят на Свердловской киностудии. Правда в одной из серий Свердловску было выделено довольно много времени — в картине четко показали, что город был одним из важнейших центров промышленности Российской империи. Именно там Прохор Громов закупал промышленное оборудование и нашел инженера Протасова.

Сам фильм явился знаковым для страны — до тех пор в СССР сняли только один телевизионный исторический фильм — «Операция Трест», но он рассказывал о событиях произошедших после революции. А «Угрюм-река» рассказывала о конце 19, начале 20 веков, да и исторических личностей в картине не было.
Заглавной темой повествования стала Золотая лихорадка в Сибири. Богатое наследство семьи Громовых, словно родовое проклятье, влечет несчастья, с которыми безуспешно пытаются справиться герои ленты. Угрюм-реку писатель придумал по образу реки Нижняя Тунгуска. Но из-за ограниченного бюджета съемки прошли в районе Екатеринбурга. Живописные места, где снимали фильм, расположились в округе деревни Слобода и Нижнего Тагила.

Угрюм-река: Сибирская сага

Сами съемки проходили в основном на реке Чусовая, хотя у зрителей было полное впечатление, что перед ними один из могучих притоков Лены. К моменту начала съемок Свердловская киностудия была маленькой, ее работники не привыкли проводить масштабные съемки, не хватало банального опыта. Дошло до того, что сыгравший Ибрагима сам учил гримера Ирину Колесникову как правильнее и быстрее накладывать грим.
Людмила Чурсина также стоически сносила мучения наложения грима и давала ценные советы. Но не было при этом в поведении никакого снобизма. В один из моментов Екатерина Чуянова обнаружила в буфете киностудии Чурсину, стоящую в конце длинной очереди — актриса полагала, что все так и должно быть. Не было никакого превосходства приезжих звезд над местными актерами — во время съемок все жили одной большой семьей.

Угрюм-река: Сибирская сага

Первоначально на роль Прохора Громова планировался Виктор Гусев. Он и приехал на место работы и в первый же съемочный день умудрился сломать ногу, когда слезал со скалы. Так в картине появился Георгий Епифанцев. Тот держался гоголем, постоянно заявляя всем и каждому, о том что заранее был уверен в своем участии в «Угрюм-реке». Специально для съемок ему накладывали на нос горбинку, но у гримеров не всегда выходило одинаково. Епифанцев незлобно подшучивал над гримерами и выставлял им оценки работы.

Угрюм-река: Сибирская сага

Режиссер Ярополк Лапшин был человеком сложным, от него доставалась критика всей съемочной группе. Не боялась его только монтажер Светлана Тарик, которая не опасалась возражать даже в присутствии посторонних. Их творческий тандем оказался очень удачным, о чем свидетельствуют 11 картин снятых вместе. После показа фильма по телевидению в адрес Свердловской киностудии и на Гостелерадио благодарственные письма стали поступать мешками.
А затем поступило и предложение показать картину в кинотеатрах. Но для этого нужно было сократить четыре серии до двух. Но Лапшин сказал, что ни в коем случае не будет этого делать — не уберёт ни одного кадра. Говорил: «Возьмите Репина и полкартины отрежьте, что это будет?» И тогда решили запустить как есть. Так вот в течение многих дней наблюдали, как набирались полные залы, хотя зрителям надо было высидеть больше четырёх часов. И кассовые сборы были такие, что не снилось ни Михалкову, ни Кончаловскому.

Читайте также:  Строительства моста через реку волгу

Угрюм-река: Сибирская сага

Интересным оказался момент, когда снимали стойбище тунгусов. На самом деле никаких тунгусов в районе Чусовой и быть не могло, вместо них снимались татары, к которым добавили немного корейцев. Съемки проходили в чумах, покрытых сыромятными шкурами коров, оленьих шкур достать было невозможно. Запах стоял невыносимый, но все стойко переносили сложности.
Приятной датой оказалась для съемочной группы 12 декабря 1968 года. В этот день только что отснятую картину демонстрировали худсовету. Успех был полный, и высокое начальство решило отблагодарить женщин из съемочной группы — каждая из них получила по флакону «Красной Москвы». В реалиях Советского Союза это был ценный подарок.

Афанасий Кочетков (1930-2004)

Афанасий Кочетков (1930-2004)

Данила Громов — родоначальник фамильного состояния, нажитого на золотых приисках разбоем и грабежами. Правду о происхождении богатства раскрывает сыну лишь в посмертном письме.

Афанасий Кочетков начал сниматься в кино с 1954 года. Народному и Заслуженному артисту РСФСР довелось сыграть в сотне фильмов, из них в семи лентах он сыграл писателя Максима Горького. В театре перевоплощался в персонажей из произведений Гоголя и Толстого. Последней яркой работой стал образ Константина Черненко из телесериала «Брежнев».

В 2004 году Кочетков пропал на неделю и был найден в столичной больнице с травмой головы. Спасти ему жизнь не удалось, как и узнать историю таинственного ранения.

Виктор Чекмарев (1911—1987)

Виктор Чекмарев (1911—1987)

Пётр Данилович унаследовал состояние, но толково распорядиться им не смог из-за отсутствия деловой хватки. Бразды правления передал сыну, а сам стал искать счастье на дне бутылки.

Кинокарьера Виктора Чекмарева началась с роли рецидивиста, что и определило его дальнейшее амплуа. Часто играл отрицательных персонажей, снялся в 60 картинах. Кроме «Угрюм-реки», запомнился зрителю ролью в телефильме 1976 года «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова.

Георгий Епифанцев (1939—1992)

Георгий Епифанцев (1939—1992)

Прохор Громов вырос трудолюбивым и нравственным, сумев приумножить семейное богатство и завоевать авторитет. Но разбойничьи гены повели его по стопам деда. Прохор совершает одно злодеяние за другим, от потрясений сходит с ума и в итоге бросается в реку со скалы.

Георгий Епифанцев прежде всего был актером театра, нежели кино. В театре на Таганке и МХАТе выступал много лет, а в кино попал в 60-х. После выхода «Угрюм-реки» стал очень популярен, но таких же ярких ролей на экране больше не получал.

Из-за спада карьеры в конце 80-х ушел из театра работать на рынок. Регулярное снятие стресса алкоголем привело к трагедии — возвращаясь домой нетрезвым, актер попал под поезд.

Валентина Иванова (1944)

Валентина Иванова (1944)

Нина — супруга Прохора, попавшая под венец из-за денег своего отца. Прохор женился на девушке, позарившись на состояние зажиточного купца.

«Угрюм-река» стала кинодебютом Валентины Ивановой, но славы не принесла. На ее счету всего 12 работ, в том числе фильм Сергея Бодрова-младшего «Сестры» и сериал «Солдаты». Выступала в Московском театре им. Ермоловой.

Людмила Чурсина (1941)

Людмила Чурсина (1941)

Анфиса Козырева — первая любовь Прохора Громова, которую он бросает ради выгодного брака. Не в силах простить предательство, девушка обещает прилюдно опозорить Прохора, за что он ее и убивает.

Людмила Чурсина украсила фильм яркой внешностью и выразительной игрой. Исполнила более сотни ролей, завоевала звания Народной артистки СССР, РСФСР и массу других наград. Обучившись актерскому мастерству в театре, появилась на экране в 1960-х годах и не сходит с него по сей день.

Александр Демьяненко (1937—1999)

Александр Демьяненко (1937—1999)

Приказчик Илья Сохатых служит Громовым, пресмыкаясь и жульничая. Несмотря на славу сердцееда, оказался отвергнут Анфисой, почуявшей в нем нутро подлеца.

«Угрюм-река» продемонстрировала многогранность трагического таланта Александра Демьяненко, известного массовому зрителю ролью Шурика в фильмах Гайдая. Став заложником одного образа, Демьяненко спасался телевидением, выступая в неожиданных образах, и даже играл моноспектакли. Скончался из-за больного сердца в 62 года, не выдержав напряженного темпа работы в театре и на экране.

Актриса Валентина Владимирова сыграла маму Прохора, а родителей Нины — Владимир Емельянов и Зинаида Невоструева. Также в фильме снялись Павел Махотин, Гиви Тохадзе, Валентина Телегина, Евгений Весник, Иван Рыжов и Даниил Нетребин.

Источник



Фильм «Угрюм-река»: актеры и судьба

Художественный фильм «Угрюм-река» снял на Свердловской киностудии режиссер Ярополк Лапшин в 1968 году. Состоящую из четырех серий картину выпустили на советском телевидении. В основу сюжета лег одноименный роман писателя Вячеслава Шишкова, вышедший в 1928 году.

Заглавной темой повествования стала Золотая лихорадка в Сибири. Богатое наследство семьи Громовых, словно родовое проклятье, влечет несчастья, с которыми безуспешно пытаются справиться герои ленты. Угрюм-реку писатель придумал по образу реки Нижняя Тунгуска. Но из-за ограниченного бюджета съемки прошли в районе Екатеринбурга. Живописные места, где снимали фильм, расположились в округе деревни Слобода и Нижнего Тагила.

Актеры, исполнившие ключевые роли в фильме «Угрюм-река», а также их фото тогда и в последние годы — в материале редакции 24СМИ.

Афанасий Кочетков (1930-2004)

Фильм

Фильм «Угрюм-река»: актер Афанасий Кочетков в роли Данилы Громова — тогда и в последние годы

Актеры фильма

Данила Громов — родоначальник фамильного состояния, нажитого на золотых приисках разбоем и грабежами. Правду о происхождении богатства раскрывает сыну лишь в посмертном письме.

Афанасий Кочетков начал сниматься в кино с 1954 года. Народному и Заслуженному артисту РСФСР довелось сыграть в сотне фильмов, из них в семи лентах он сыграл писателя Максима Горького. В театре перевоплощался в персонажей из произведений Гоголя и Толстого. Последней яркой работой стал образ Константина Черненко из телесериала «Брежнев».

В 2004 году Кочетков пропал на неделю и был найден в столичной больнице с травмой головы. Спасти ему жизнь не удалось, как и узнать историю таинственного ранения.

Виктор Чекмарев (1911—1987)

Фильм

Фильм «Угрюм-река»: актер Виктор Чекмарев в роли Петра Громова — тогда и в последние годы

Пётр Данилович унаследовал состояние, но толково распорядиться им не смог из-за отсутствия деловой хватки. Бразды правления передал сыну, а сам стал искать счастье на дне бутылки.

Кинокарьера Виктора Чекмарева началась с роли рецидивиста, что и определило его дальнейшее амплуа. Часто играл отрицательных персонажей, снялся в 60 картинах. Кроме «Угрюм-реки», запомнился зрителю ролью в телефильме 1976 года «Дни Турбиных» по пьесе Михаила Булгакова.

Георгий Епифанцев (1939—1992)

Фильм

Фильм «Угрюм-река»: актер Георгий Епифанцев в роли Прохора Громова — тогда и в последние годы

Фильм

Прохор Громов вырос трудолюбивым и нравственным, сумев приумножить семейное богатство и завоевать авторитет. Но разбойничьи гены повели его по стопам деда. Прохор совершает одно злодеяние за другим, от потрясений сходит с ума и в итоге бросается в реку со скалы.

Георгий Епифанцев прежде всего был актером театра, нежели кино. В театре на Таганке и МХАТе выступал много лет, а в кино попал в 60-х. После выхода «Угрюм-реки» стал очень популярен, но таких же ярких ролей на экране больше не получал.

Из-за спада карьеры в конце 80-х ушел из театра работать на рынок. Регулярное снятие стресса алкоголем привело к трагедии — возвращаясь домой нетрезвым, актер попал под поезд.

Валентина Иванова (1944)

Фильм

Фильм «Угрюм-река»: актриса Валентина Иванова в роли Нины — тогда и сейчас

Нина — супруга Прохора, попавшая под венец из-за денег своего отца. Прохор женился на девушке, позарившись на состояние зажиточного купца.

«Угрюм-река» стала кинодебютом Валентины Ивановой, но славы не принесла. На ее счету всего 12 работ, в том числе фильм Сергея Бодрова-младшего «Сестры» и сериал «Солдаты». Выступала в Московском театре им. Ермоловой.

Людмила Чурсина (1941)

Фильм

Фильм «Угрюм-река»: актриса Людмила Чурсина в роли Анфисы Козыревой — тогда и сейчас

Анфиса Козырева — первая любовь Прохора Громова, которую он бросает ради выгодного брака. Не в силах простить предательство, девушка обещает прилюдно опозорить Прохора, за что он ее и убивает.

Людмила Чурсина украсила фильм яркой внешностью и выразительной игрой. Исполнила более сотни ролей, завоевала звания Народной артистки СССР, РСФСР и массу других наград. Обучившись актерскому мастерству в театре, появилась на экране в 1960-х годах и не сходит с него по сей день.

Новому поколению зрителей известна по сериалам «Интерны» и «Маргоша», а 2018-м сыграла в телефильме «Чужая кровь».

Александр Демьяненко (1937—1999)

Фильм

Фильм «Угрюм-река»: актер Александр Демьяненко в роли Ильи Сохатых — тогда и в последние годы

Фильм

Приказчик Илья Сохатых служит Громовым, пресмыкаясь и жульничая. Несмотря на славу сердцееда, оказался отвергнут Анфисой, почуявшей в нем нутро подлеца.

«Угрюм-река» продемонстрировала многогранность трагического таланта Александра Демьяненко, известного массовому зрителю ролью Шурика в фильмах Гайдая. Став заложником одного образа, Демьяненко спасался телевидением, выступая в неожиданных образах, и даже играл моноспектакли. Скончался из-за больного сердца в 62 года, не выдержав напряженного темпа работы в театре и на экране.

Актриса Валентина Владимирова сыграла маму Прохора, а родителей Нины — Владимир Емельянов и Зинаида Невоструева. Также в фильме снялись Павел Махотин, Гиви Тохадзе, Валентина Телегина, Евгений Весник, Иван Рыжов и Даниил Нетребин.

Фильм «Угрюм-река» — трейлер (видео):

Источник

Adblock
detector