Меню

Угрюм река что будет с прошкой

Какие ляпы и соответствия нашел историк в сериале «Угрюм-река»

На Первом канале продолжается показ сериала «Угрюм-река». Лента Юрия Мороза никого не оставляет равнодушной, поэтому в соцсетях разгораются жаркие дискуссии об отличиях между фильмом и одноименным романом Вячеслава Шишкова, новой экранизацией и старой версией картины, Анфисой Козыревой в исполнении Людмилы Чурсиной и Юлии Пересильд. Бдительные зрители находят в сериале и исторические ляпы.

Teleprogramma.pro внимательно посмотрела сериал, а также изучила то, что о пишут о нем в Интернете. У нашего издания возник ряд вопросов, который мы и задали историку, публицисту, автору ряда учебных пособий для вузов, книг и научных статей по истории России Михаилу Серенко.

«Появление шаманки в сериале оправданно»

— Михаил Николаевич, сериал начинается со сцены появления шаманки Синильги – мертвой девушки, духа тайги. Характерны ли подобные мистические легенды для Сибири того времени?

— Для народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего севера характерны идолопоклонничество и вера в мистические легенды. Это повседневно, часть культуры коренного населения. Появление шаманки в сериале вполне оправданно, ведь они и сейчас существуют в Сибири. И опять же Синильга – часть романа, поэтому не увидеть ее в экранизации было бы странно.

— Внимательные зрители в Интернете обратили внимание, что в одной из серий фильма крестьянин употребляет выражение: «Это негуманно». Мог ли представитель этого сословия использовать в своем обиходе такие слова?

— В конце XIX века слово «гуманность», конечно, не было совсем незнакомым. Оно появилось в России еще на заре века и к его концу активно применялось литераторами. Например, его можно найти в произведениях Чехова, Бердяева, Достоевского.

В общем-то, у кучки столичной интеллигенции «гуманность» была не просто на слуху, но и в обиходе. Однако сложно представить, что термин употребляет сибирский крестьянин XIX века. Это как сейчас приехать в глухую деревню даже на территории европейской части России и попросить пенсионерку подкрепить сплетню пруфами. Смешно? Но имейте в виду, что в XXI веке массовое образование выше, а вездесущий Интернет способен быстро распространять новую информацию.

Можно было бы предположить, что употребление слова – это художественная особенность повествования Шишкова. Ну, вот так он решил обыграть, мол, крестьянин говорит термин, значения которого не знает. Или перепутал гуманность с гумном. Однако у автора слово не фигурирует в романе, соответственно, мы делаем вывод, что это режиссерский вымысел, не имеющий ничего общего с исторической достоверностью.

«Сибирская деревня была оплотом нравственности»

— В одной из серий герой говорит, что новой болезнью времени стал невроз. Говорили ли о неврозах в тот исторический период?

— Во второй половине XIX века в Российской империи начали не просто изолировать, но и лечить душевнобольных. В губерниях активно строили государственные дома для «умалишенных». Заболевания нервов были чем-то новым, неизученным и интересным. Спасибо Зигмунду Фрейду, который сумел доступно изложить основы психоанализа и привлечь внимание к такой скучной науке.

Неудивительно, что у Шишкова эта новая болезнь фигурирует очень часто – «невроз сердца», «отравление нервов», «расшатанная нервная система», «напряженные нервы», «полнейшая нервная депрессия» и даже «психоз» — это диагнозы, которые мы видим на страницах «Угрюм-реки». Также мы понимаем, что на Урале есть окружная психиатрическая лечебница – чистая, с большими окнами, цветами в кадках и ясеневой мягкой мебелью.

Что касается психического здоровья главного героя – Прохора Громова, то губернский врач-психиатр дает ему оценку. Он абсолютно нормален. Тоже важный момент, который дает нам представление об иерархии в системе зарождающейся психиатрии. В общем, в данном случае режиссер действовал по сценарию первоисточника.

— В первых сериях есть сцены, когда один из главных героев (крупный помещик) вступает в интимную связь с девушками. Характерно ли подобное поведение для барышень того времени? Недавно в одной из книг, биографии художника Константина Коровина, довелось прочитать, что тогда девушек могли даже забить до смерти за потерю девственности до свадьбы…

— Опять обратимся к роману, в котором можно найти моменты, когда Прохор злоупотребляет алкоголем, предстает на людях в неглиже, гуляет с девками. Однако с исторической точки зрения – это приукрашенная реальность.

Сибирская деревня была оплотом нравственности. Ведь ее населяли сектанты и староверы, в мировоззренческой основе которых лежали нравственные посылы их религиозных учений. Учитывая, что каждая сибирская деревня была замкнутым социумом – от деревни до деревни — неделя пути – предположить безнравственное поведение в пределах этого замкнутого социума, невозможно.

Трудно представить, что девушки сами согласились на это, соответственно, налицо факт прелюбодеяния. Душа сибирского крестьянина этого бы не приняла и помещика бы забили кольями. Не удивляйтесь! Случаи расправы крестьян над господами были нечастными, но случались. Например, граф Апраксин, который считал «крепостных девок» собственностью и «отбирал замужних у мужей», был сожжен в своем доме в Саратовской губернии. Это не единичный случай.

Соответственно, мы делаем вывод, что у Шишкова Прохор – собирательный образ с большой долей художественности, вобравший пороки того времени. Он нереален, потому что сам из семьи староверов, но при этом позволяет себе блуд.

«Еще один ляп – обилие героев с непокрытой головой»

— В одной из серий семейная чета купцов приходят к фотографу под вывеской «А. И Левин». Насколько тогда была распространена деятельность фотографов, уже сделавших себе имя?

— В конце XIX века к фотографии возник взрывной интерес. Распространялся он равномерно: дошел до Урала, Сибири и Дальнего Востока. Каждый фотограф был штучным мастером и профессионалом своего дела. Разумеется, они старались поставить свою подпись на фото, как художник на картине.

— Существует две версии прототипа Угрюм-реки. Одни говорят, что это Нижняя Тунгуска, другие – что это Витим. А какой версии придерживаетесь вы?

— Вопрос очень сложный, аргументы и той, и другой стороны приемлемы. Исходя их того, что в книге указывается конкретное расстояние от истока до устья – 3 тысячи километров. Получается, что это Нижняя Тунгуска и есть. Но мнение мое субъективное, потому что я не изучал этот вопрос детально.

— Смотрели ли вы сами сериал? Если да, то какие ляпы в нем нашли?

— В целом сериал добротный, но есть ляпы. Виноград и лимон на столах во время застолий в Сибири выглядят странно. Или сарай под металлической крышей. Это невообразимо, ведь даже дома в сельской местности под металлической крышей были редкостью. Еще один существенный ляп – обилие героев с непокрытой головой. Женщина без платка в конце XIX века сравнима с современным человеком, который носит штаны спущенными до колен. Вот непокрытая голова настолько же неприлична, поэтому волосы всегда покрывали.

Справка Teleprogramma.pro

Михаил Серенко — преподаватель Российского экономического университета им. Плеханова (Волгоградский филиал), член профсоюза работников культуры, член Союза Журналистов России. Родился 31 мая 1970 года в поселке Городище Волгоградской области. После службы в армии учился в Волгоградском государственном педагогическом институте и работал. С 1992 года трудился в различных газетах и журналах: в газетах «Междуречье», «Городские вести», «Все для Вас», «Комсомольская правда – Волгоград», «Известия Калмыкии», «День за Днем». Представлял в Волгоградской области федеральные издания – газету «КоммерсантЪ» и журнал «Профиль».

В 2004 году избирался депутатом Волгоградской городской думы, возглавил комитет по информационной политике, СМИ и рекламе. Затем работал в муниципальных органах власти, занимался бизнесом. В 2013 году стал руководителем пресс-службы (управления) главы Волгограда. С весны 2014 года – генеральный директор Муниципального телевидения Волгограда. Автор ряда учебных пособий для вузов, книг и научных статей по проблемам молодежного экстремизма, организации и популяризации волонтерского движения, истории России и Сталинграда.

Читайте также:  Самый страшный реки в мире

Сериал «Угрюм-река» продолжается по будням на Первом канале в 21:30

Источник

Развязка всех обескуражила: чем закончился сериал «Угрюм-река» на Первом канале

Накануне Первый канал показал заключительную серию масштабной исторической драмы по мотивам романа Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Финал, далекий от литературного первоисточника, обескуражил многих зрителей.

На протяжении двух недель зрители Первого канала с интересом наблюдали за крахом человека, которого постепенно лишают разума золото и одержимость собственным величием. Главный герой Прохор Громов из романтичного молодого человека превращается в настоящего монстра, жестокого и алчного. В единый сюжет сплелось множество линий и героев, которые представляли собой российское общество в конце XIX – начале XX века: купечество, духовенство, власть, рабочие, золотоискатели, политические ссыльные.

В финальной, 16-й серии происходят следующие события.

Нина, жена Прохора, узнает о новых и новых задолженностях, а также о том, что имущество ее супруга стремительно обесценивается. Кредиторы желают взыскать свое, условия труда на приисках оставляют желать лучшего. Нина по-прежнему надеется завладеть всем и изменить действующий на заводе порядок в лучшую сторону. Она радеет за рабочих, за образование, за нормальную жизнь. Нина намерена доказать безумие Прохора, чтобы далее вести его дела единолично. Доктор получает от нее солидную сумму и обещает содействовать в переговорах. Для того чтобы разрешить затруднения, связанные с грозящим банкротством, она едет в Петербург, и весьма успешно.

Прохор в это время бродит по тайге. Вернувшись, он узнает от одного из рабочих, что хозяйка теперь Нина. Он идет к ней. Нина предлагает ему разумную сумму на содержание, которую он сможет тратить по своему усмотрению. В ящике стола она прячет пистолет на случай, если Прохор попробует причинить ей вред. Некоторое время назад он уже избил ее на глазах дочери и изнасиловал, теперь она настроена решительно. Прохор уходит. Он хочет убить Нину. Также он намерен отомстить Ибрагиму, который вернулся с каторги и разоряет его имущество.

Безумие Прохора прогрессирует, усугубляясь наркотиками и алкоголем. Среди ночи с лезвием в руке он идет по дому, чтобы убить Нину, но заходит в комнату своей дочери. Нина с лампой слышит шум в коридоре, окликает его и с ужасом понимает, что только что могло произойти. Девочка тоже просыпается. Прохор роняет нож на пол со словами: «Я не за ней, я за тобой шел». Нина выгоняет его.

Протасов приходит в ярость, увидев на лице Нины следы побоев, но она успокаивает его. Протасов становится управляющим, но его взгляды чересчур либеральны. К тому же он решает отказаться от штрафов и немедленно начать строить новые бараки для рабочих. Последних отрывают от основного дела, и производство страдает. Нина вступает с Протасовым в спор, они ссорятся, он угрожает переманить людей к себе и открыть свое предприятие, а параллельно агитирует рабочих бастовать. Нина идет в полицию и заявляет на Протасова, как бы невзначай признаваясь, что видела у него запрещенную литературу. Полиция в ходе обыска действительно обнаруживает эти книги, и Протасова арестовывают.

Ибрагим и Прохор встречаются в лесу. Прохор требует от Андреева, чтобы тот притворился бродягой и прибился к банде Ибрагима, но его разоблачают и казнят. Прохор находит мешок с головой Андреева. Секундой позже его хватают сообщники Ибрагима. Его намерены мучительно казнить, растягивают его руки веревками, привязанными к коням. Ибрагим требует от Прохора признания в убийстве Анфисы, и тот подтверждает свою вину. После этого, немного помедлив, Ибрагим перерезает веревки и прогоняет Прохора.

Ибрагим приезжает за Варварой в монастырь, уверяет ее, что на его руках нет крови. Они уезжают вместе.

17 июня 1908 года – последняя ночь Прохора. Он сидит у костра и повторяет: «Ненавижу весь мир». Нина в это время тоже не спит, она сидит за столом, вдруг мебель начинает дрожать, а свет мигать. Прохор смотрит на ночное небо и видит яркую точку, которая приближается и увеличивается. Прямо на него падает огромный метеорит, который уничтожает все живое вокруг. Это был Тунгусский метеорит, а Угрюм-река – второе название реки Подкаменная Тунгуска.

Многих зрителей эпизод с падением метеорита поверг в недоумение. Другие, напротив, нашли этот сюжетный ход изящным. Мнения о финале, как и о сериале в целом, разделились: одни остались в восторге и с напряжением следили за новыми сериями на протяжении всех этих двух недель. Другие ругают сценарий и советуют посмотреть одноименный советский четырехсерийный фильм 1968 года, поставленный Ярополком Лапшиным. А еще лучше – прочесть роман Вячеслава Шишкова, по мотивам которого и сняты обе ленты.

Источник

Вячеслав Шишков — Угрюм-река:
Краткое содержание

  • 1 Часть 1
  • 2 Часть 2
  • 3 Часть 3
  • 4 Часть 4
  • 5 Часть 5
  • 6 Часть 6
  • 7 Часть 7
  • 8 Часть 8

Часть 1

Сибирь, таежная заимка купцов Громовых, 1898 год. Глава рода – Данила Прохорыч Громов, торговец пушниной. Помощник – сын Петр (с женой, безответной Марьей Кирилловной). Есть 17-летний внук Прохор, высокий чернокудрый, статный парень, гимназист.

Умирая, Данила признается сыну, что в молодости был душегуб. Кровавое золото – под сосной у болота. Пусть пойдет на храм и помин его души. Петр бежит рыть клад. И посылает исключенного за драку сына на Угрюм-реку. Разведать, чем там можно поживиться. Телохранителем к нему берут преданного, как собака, черкеса Ибрагима, каторжника.

Хозяин всему, Петр Данилыч празднует именины жены. Среди гостей – 21-летняя красавица Анфиса Петровна Козырева, высокая, с большими милыми кроткими глазами, льняными волосами, бывшая горничная старого Данилы. Двух недель не побыла она замужем, как вахмистр Дегтярев вдруг скончался. Петр Данилыч без ума от Анфисы.

Село Почуйское, последняя остановка перед Угрюм-рекой. Местному попу ясно: едет Прошка тунгусов грабить. Слепец-прорицатель изрек о нем: «Начало хорошее, середка кипучая, а конец – оеей!»

Плавучая ярмарка. Купец Груздев учит Прошку, как дела вести. Прошка хвастается: буду миллионщиком! Груздев ему и невесту присоветовал: купеческую дочку Ниночку Куприянову из Крайска.

Деревня Подволочная, Угрюм-река. Прошка впервые влюбляется в бойкую хозяйскую дочку Таню. Местные парни бьют его – Ибрагим режет обидчиков. Оба спешно отплывают. Лодкой правит проводник Фарков. Он рассказывает о мертвой шаманке-красавице Синильге, рожденной от огненного змея. «Река бедовая, свирепая… уж Бог создал ее так. Она все равно, как человечья жизнь: поди пойми ее. Поэтому называется: Угрюм-река. Точь-в-точь как жизнь людская».

Петр Данилыч строит Анфисе новый дом. В церковь тоже отнес, как отец просил. Приказчик Громова Илья Сохатых набивается Анфисе в женихи. Сам ну «чисто овечья смерть»: рыжий, рябой, курносый, зато – городской.

Местный торгаш Аганес Агабабыч отваживает Прохора от Угрюм-реки. Мол, нет тут ничего, и народ плохой. Сам он поднялся на труде политических каторжников. Прошка хочет дело по-другому вести. Честно.

Плывут вдвоем: нет проводника идти на верную смерть. Прохор по-хозяйски смотрит на край. Надо проложить дороги, выправить «руками» своенравную реку. В сны к нему приходит Синильга.

Безлюдье, дичь. Для Ибрагима Петр Данилыч – шайтан, а не отец. Старый тунгус Сунгалов ободряет путников: «Река – что жизнь». Не кляни ее – и выведет. Лодка во льдах. Пробились – попали в речной порог, «ад», едва остались живы. Запасы еды на исходе. Прохор ведет дневник.

Село Медведево, дом Громовых. Марья Кирилловна молится за сына. Петру Данилычу и то не по себе. Анфисе приходит на ум «милый мальчик».

Читайте также:  Сплав древесины по рекам россии

Угрюм-река. К шитику выходит тунгус. В проводники до Крайска он не хочет: зима, сдохнешь! Шитик вмерз. Ибрагим хочет убить Прохора, потом себя. К счастью, Ибрагим добыл лося, выходил лежащего в лихорадке Прохора. Но это лишь отсрочка.

Часть 2

Анфиса гадает о судьбе парня, его мать после молитв идет к шаману (тот обнадеживает: он «жив», а черкес «сдох»). К старцам Анании и Назарию идет Петр Данилыч.

В бурю, когда Ибрагим занес кинжал над Прошкой, к ним вышли якуты. Так и спаслись. Прибыли в Крайск. Первым делом – к 55-летнему купцу Якову Назарычу Куприянову, грузному, рыжему, в перстнях. У него сероглазая дочка-гимназистка. «Русская красавица». Та самая Ниночка. Куприянов помнит Данилу. Прохор – в него. А Петр – так себе делец, и бабник. Прохор хорохорится: «Про меня все услышат! Деньги – сила!» Он берет у Куприянова деньжат, торгует по деревням.

Масленица. Прохор дома. Бабка Клюка, поверенная Анфисы, советует ему: люб ты ей! женись! И «отца отвадишь». Но у Прохора мысли о другом: учиться. Он просит уроков у политического ссыльного Шапошникова. Прохор хочет быть хорошим. Но «орлом». И «без социализма».

Петр Данилыч искушает Анфису богатой жизнью. А она хочет остаться «чистой, верной» Прохору. На Пасху в храме она по обычаю целует Прохора.
У Громовых скандал. Прохор идет с ней «ругаться». «Любит», – признает парень. Анфиса уверяет, что не подпускала к себе ни Петра, ни Сохатых. «Я чиста». Ночью, под уханье филина, они тайком встречаются. Прохор – весь в ее власти. «Никому тебя не отдам!» Он возражает: «Отец меня убьет». «Ты сам убьешь себя… И меня убьешь…» Мрачный Петр Данилыч дает сыну неделю на сборы. Пора на Угрюм-реку. А через год – свадьба. С Ниной.

Часть 3

Осень. «Резиденция Громово». «Здравствуй, Угрюм-река! Я твой хозяин!» А для тыла нужна женщина в дом. Мать не поедет. С Анфисой – «невыгодно и страшно». Ниночка – вот кто ему нужен. Впрочем, в дневнике его вскоре появляется запись о тунгуске Джагде, Нине и – Анфисе. Ему бы троих…Тунгусы довольны ценами Прохора. На складе – горы пушнины. Прохор отсылает прибыль отцу, просит товаров.

Село Медведево. Шапошников под чарами Анфисы. И ангел, и черт в ней. Петр Данилыч и пристав хотят развестись, чтоб жениться на Анфисе. Петр от досады лупит бедную жену. Та готова уйти в монастырь. Ибрагим угрожает Анфисе кинжалом. Анфисе и самой тошно за Петра идти. Она отказывает ему.

Нина зовет Прохора ехать в Москву через всю Россию – он соглашается. На велосипедной прогулке Прохор жадно целует девушку. Она обижается. В пути Прохор обходит заводы, доменные печи, беседует с инженерами. А Нина любуется природой и смотрит, как живут рабочие. Люди тянутся к щедрому фабриканту с Угрюм-реки с женой-ангелом. Приходит молодой инженер Протасов, смуглый, приятный, черноглазый. Хочется ему в дело с нуля.

Инженер Протасов куда ближе Нине, но тянет ее и к Прохору. Прохор думает о Нине: может, тянет его к ней капитал Якова Назарыча? Ну уж нет. Нина, «ландыш», та, что нужна ему, «кедру».

На Нижегородской ярмарке у Прохора интрижка с «графиней Замойской». Нина прощает парня. Дело к свадьбе. Громовы рады. Куприянов дает за дочкой больше 200 тысяч и прииск. Прохору «маловато». Ведь столько дел предстоит!

Прохор с невестой и ее отцом едет домой. Петр Данилыч дарит невестке серьги… ее бабушки. Куприянов в ярости: выходит, это Данила убил его родителей. Свадьба на грани отмены. Положение спасает черкес. Клянется, что убийца он. Куприянов верит, грозит каторгой, потом остывает.

Анфиса угрожает Прохору разоблачением дел деда Данилы. Есть у нее шкатулка с бумагой, а в ней – список жертв деда. Надо ее прокурору отдать. Тогда репутация Громовых рухнет. Станет ясен и самооговор Ибрагима.

Шапошников просит Анфису выйти за него, обещает безбедную жизнь. А Анфиса в ответ просит вместе травиться. Петр Данилыч готов на все ради ее любви. Она требует все «движимое и недвижимое». Прохору она ставит ультиматум: или свадьба с ней, или – к прокурору. Прохор кидается в драку за шкатулку. Бесполезно. Анфиса едет к прокурору. Прохор нагоняет ее. Сулит все деньги Громовых, свадьбу с отцом. Ей этого не надо. Тогда он вынужден пообещать, что свадьбы с Ниной не будет. Анфиса поворачивает назад.

Прохор в отчаянии вопрошает отца: что делать? Тот отвечает, что Анфиса согласна выйти за него. И врет, что Анфиса беременна от него. Прохор сбит с толку. Вот стерва! Двоими крутит! «Я ее люблю и не люблю!»

Той же ночью, в ужасную грозу, Анфиса убита выстрелом в висок. У следователя трое подозреваемых: Прохор, Шапошников, Ибрагим. Пока шли следственные действия, дом Анфисы сгорел. В огне нашли два трупа – ее и неизвестного. Теперь чья пуля – не установить. И Шапошников пропал. Петр Данилыч в параличе. Внезапно умирает Марья Кирилловна. «Таков скрытый путь жизни человека». Илья Сохатых «стреляется» на пепелище Анфисиного дома. Без вреда для здоровья.

Груздев дает взятку следователю, чтоб снять подозрения с Громова. Одну улику он «сожрал». В итоге дело выглядит так: Прохор и Ибрагим – подозреваемые без улик. Зато под большим подозрением беглый Шапошников, «любовник Анфисы». Есть в деле версия Груздева: убил бродяга-грабитель, он и сгорел, когда вернулся за добром.

Зал городского суда. Прохор «топит» Ибрагима. Черкес орет ему: «Врешь, собака!» Прокурор Стращалов винит Прохора. Мол, сгорел какой-то подкупленный «дурак». В итоге Громов оправдан, Ибрагим – осужден. Все дело стоило Прохору 15 тысяч.

Часть 4

Прошло несколько лет. «Прохор Громов не тот, и Угрюм-река – не та». Его рабочий кабинет на холме, в башне «Гляди в оба». По виду она как Эйфелева. У него 5 предприятий. Рядом – ручной волк Люпус. Есть 2 любовницы, Стеша и Груня (раньше была Наденька, но он ее, изменницу, сплавил приставу). Вместо Нининой иконы на полке – филин. Его правая рука – Протасов. Есть еще мистер Кук, влюбленный в Нину. Ее свадьбе с Прохором 10 лет, есть дочка Верочка. Жена для него «монашка». Тратит свой капитал (10 тысяч) на благотворительность.

На предприятиях неспокойно: рабочие хотят прибавки и перемен в скотских условиях жизни. Громов отказывается идти на уступки. Не время. «Я – с башни», а они черви. Мораль – слюнтяйство. А за свои «грехи» он готов каяться. Но потом.

Прохора годами шантажирует компроматом пристав, фальшивомонетчик и налетчик из Медведево. Через него Прохор нашел поджигателя (бродягу) дома Козыревой. Прохор теряет терпение и добывает улики против шантажиста. У него на руках – протокол с фиксацией афер.

Часть 5

Прохор в Питере. Покупает турбину. Теперь у него золотой прииск, добытый за взятку. Забастовка неизбежна. Прохор телеграфирует: этих – уволить, набрать других.

Заголовок в газете: «Сибирский богач Прохор Громов убит!» На самом деле, затея с газетой исходит от Прохора. Вернувшись, он просит у Нины ее отцовское наследство. Но эта «дура» начинает строить домики рабочим. И больницу. Протасов знакомится с Шапошниковым. Братом беглого ссыльного. Оба – на одно лицо. Оба – чучельщики. Он уверяет, что его брат – сгорел.

Прохор требует у пристава бумагу из Анфисиной шкатулки, все, что есть против него. Иначе – суд. Тот отдает 3 бумаги. Первая – список убиенных. Вторая – заключение врача, что Петр Данилыч здоров и упечен сыном в психушку. Третья – письмо прокурора Стращалова (теперь уже ссыльного, его взяли за социализм) на имя министра с обвинением Прохора в убийстве. Громов сжигает все.

Читайте также:  Природа россии карта реки

Часть 6

Пожар в вотчине Громова. Протасов ставит ультиматум: реформы за помощь. Прохор дает согласие. Опасность миновала – он берет свое слово обратно. Протасов увольняется. Инициативой Прохора идут слухи о его чуть ли не банкротстве. Взволнованные кредиторы, стремясь получить хоть что-то, берут с «каждого рубля по 25 копеек». Громов остается в выигрыше.

Рабочие бастуют. Нина умоляет Протасова вернуться. Протасов возвращается к аресту стачечного комитета. Люди идут к жалобой к прокурору. Громов провоцирует расстрел рабочих. Потом ужасается содеянному. И тайком бежит из дома. Все дела – на жену и Протасова. Инженер берется за «реформы». Прохор ищет ответов у старцев Анании и Назария. Его они «спасти» не могут. Его мучают воспоминания. О ней, Анфисе.

Часть 7

Громов возвращается домой. Сытые морды рабочих его раздражают. Он заказывает поджог новеньких бараков Нины для рабочих.

На торжестве в честь 10-летнего юбилея Прохор начинает «каяться». Но заводит речь не об Анфисе, а о тайге, которую перевернул верх дном он, «дьявол». А то ли еще будет! Лет через 10 – и миллиард, вершина башни! Его речь криком «убийца!» прерывает Петр Данилыч (Нина выхлопотала ему освобождение). Испуганный Прохор ныряет на кухню – и видит в дверях Шапошникова. Тот передает ему привет от Синильги и Анфисы.

Протасов пытается доказать Нине, что Прохор – убийца. Нине ясно, что женой прекраснодушного Протасова ей не быть. Она не хочет стать неимущей, не может пустить по миру Верочку. Да и себя.

Ибрагим сбежал с каторги. Прохор в ужасе. Он на пределе из-за противостояния с женой. Зовет ее «проституткой». Ум его мутится. Он думает: «Убил одну, убью другую». Ему страшно от таких мыслей. Он, умный, сходит с ума.

Шайка Ибрагима отлавливает Прохора. Организуют суд над ним. Здесь беглый ссыльный прокурор Стращалов. Затравленный Прохор признается: «Допустим, что убил Анфису я». Но он просит понять, что тогда вовсе не был плохим человеком. Впереди была вся жизнь, мечты о свершеньях. А Ибрагиму не в первый раз на каторгу. Разбойники привязывают Прохора к вершинам двух елок. Хотят их отпустить, но Ибрагим освобождает Громова. Прохор едет домой, вне себя от унижения.

Часть 8

Долгожданная новость: Ибрагим пойман и убит. А дела все хуже: для уплаты по векселям свободных денег нет. Смерть проститутке! Он то молится, то богохульствует. Нина беременна вторым ребенком. И затевает собственное предприятие.

Привести Прохора в чувство берется дьякон Ферапонт, бывший рабочий. Они вместе пьют. Прохору мерещится Ибрагим. Ферапонт лупит его. Разозленный Громов ранит дьякона. Соборовать его приходит старец Назарий. Протасов узнает, что Назарий – отец Анфисы. Он согрешил с одной раскольницей из скита. Дьякон умирает. Нина понимает, что невменяемость – в интересах Прохора. И Петр Данилыч «за» дурдом для сына. Там хорошо: «Я сидел – я знаю». Для Громова мир расколот: он – и они: Нина, Протасов, поп Александр, черкес, рабочие.

Ибрагим убил исправника. Голову его передают Прошке. Страх разлагает душу великого коммерсанта. Он пишет о себе: «»Кто я, выродок из выродков? Я никого не люблю, никому не верю». Любил Анфису – «и умертвил ее». Ибрагима предал. Жена, дочь для него пустое место. Чтобы обрести покой, нужно оказаться там, где он свернул «не туда». Где жива Анфиса. Остаться с нею. Но возврат к прошлому невозможен.

Нина пересматривает свои взгляды. Прохор был прав: она дура! Пустить по миру собственных детей! Больница пусть недостроенная стоит. Протасов тоже хорош – чуть не разорил. То ли дело преданный мистер Кук.

Все узнают, что Прохор пошел на башню. Внутренний голос нашептывает ему, чтоб сбросился вниз. «Властелин края» спорит с ним. Нина зовет Прохора. Он кидается с высоты на родной голос. «Жизнь человека пресеклась. «А Угрюм-река – жизнь, сделав крутой поворот, прочь от скалы с пошатнувшейся башней, текла к океану времен, в беспредельность».

Источник



«Не зря закончился 1 апреля»: за что зрители критикуют финал сериала «Угрюм-река»

Первый канал завершил показ многосерийной ленты Юрия Мороза «Угрюм-река» — экранизации одноимённого романа Вячеслава Шишкова. К удивлению зрителей, концовка сериала разительно отличается от оригинала. Это обстоятельство вызвало противоречивую реакцию в соцсетях. Части аудитории неожиданное режиссёрское решение пришлось по душе, другие же ругают кинематографистов за отклонение от первоисточника. Внимание: материал содержит спойлеры.

9 марта Первый канал начал показ многосерийной ленты Юрия Мороза «Угрюм-река», экранизации одноимённого романа Вячеслава Шишкова.

Проект ожидаемо вызвал противоречивую реакцию со стороны аудитории: многие зрители критиковали игру актёров, костюмы и декорации, а также несоответствия между новой лентой и её предшественницей — телевизионным фильмом конца 1960-х. В частности, критики обращали внимание на то, как Мороз трактует характеры и мотивации персонажей, в том числе главных героев.

1 апреля в эфир вышел последний эпизод. Из него стало понятно, что концовка сериала не соответствует ни советской картине, ни первоисточнику. Если в оригинале Прохор, терзаемый совершёнными им же злодеяниями, кончает жизнь самоубийством, то новая лента обрывается в момент тунгусской катастрофы.

Прохор проклинает землю и солнце, говорит, что ненавидит весь мир. В небе появляется нечто, похожее на метеорит. Взрывная волна от столкновения небесного объекта с землёй отображается в глазах героя. На экране появляется надпись: «17 июня 1908 года светящееся космическое тело пронеслось над Сибирью и обрушилось на землю в районе реки Подкаменная Тунгуска, известной также как Угрюм-река. О причинах тунгусской катастрофы спорят до сих пор».

Финал 16-серийного проекта также спровоцировал ажиотаж в сети. Многие пользователи интернета признались, что были обескуражены таким исходом.

«Оба-на! Ну хоть Тунгусский метеорит поставил жирную точку в пародии на кино под названием «Угрюм-река!». Спасибо, что хоть не очередной корабль Илона Маска», — пишут в Twitter.

«Чтобы забить последний гвоздь в гроб сериала «Угрюм-река», его создатели финалом сделали падение Тунгусского метеорита (сейчас прочитала). Видимо, не зря сериал закончился 1 апреля! Поэтому прошу почётное звание «Шутники года» присвоить режиссёру и сценаристу шедевра. Заслужили!» — отмечает другая пользовательница сети.

Некоторые сомневаются, что из повествования можно было исключать башню, сыгравшую не последнюю роль в смерти Прохора Громова.

«Вообще башня — отдельный герой произведения, вроде альтер эго Громова. В фильме этим пренебрегли, а зря. И вдруг. Тунгусский метеорит. Оригинально, стоило тогда добавить ещё версию палеоконтакта: Синильга — инопланетная прародительница», — шутят в Facebook.

По мнению некоторых зрителей, за повторную экранизацию романа Шишкова и вовсе не следовало браться, поскольку тягаться с советской версией Ярополка Лапшина невозможно.

«Похоже, что сегодня никто, кроме Бортко, не умеет ставить классику. Что преподают во ВГИКе?! И каким нужно быть режиссёру самоубийцей, чтобы после шедевра 1968 года взяться переснимать это произведение? Или это от переоценки своих возможностей?» — размышляют в сети.

«Насмеялись от души! Особенно финал фееричен. По ляпам может заявляться на конкурс — первое место гарантировано», — обещают в пользователи Facebook.

«Всё накрылось Тунгусским метеоритом. Вот так. Одним махом — и сериал закончили, и загадку столетней давности разгадали. В общем, у Первого канала получилась своя история, герои которой совершенно случайно носят те же имена, что и книжные персонажи», — жалуются блогеры.

Впрочем, были и те, кому концовка пришлась по душе.

Источник

Adblock
detector