Меню

Трещат сороки за рекой березовая роща

Сороки

Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Трещат сороки. За рекой берёзовая роща. Стучат дятлы. Она полна звуков. Поют иволги.

Слайд 22 из презентации «Прозаический текст»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Прозаический текст.ppt» можно в zip-архиве размером 573 КБ.

Похожие презентации

««Описание внешности человека» 7 класс» — Подготовка к сочинению. Отдельные детали. Джиролама Савонарола. Глаза. Портрет. Пиши правильно. Руки. Средства художественной изобразительности. Портрет литературного героя. Развитие речи. Характер героя портрета. Движение на портрете. Виды портретов. Литературный портрет. Нос. Молодые руки. Подумайте.

«Смысловые типы речи» — Что такое рассуждение. Типы речи. Для чего нужна речь. Русский язык. Как правильно выражать свои мысли. Элементы описания. Пример описания. Разные типы речи в одном тексте. Пример рассуждения. Тезис. Пример повествовательного текста. Что такое описание. Повествование. Ножки толстые, крепкие. Тип речи.

«Рассуждение-объяснение» — Рыбак в воде стоял. Дополнительный текст. Описание. Рассуждение. Пеликаны не могут нырять. Рассуждение-объяснение. Проверьте, правильно ли репетитор А.Н. Колпаков решил олимпиадную задачу. Мальчики приходят в точку встречи по своему «внутреннему» таймеру. Рассуждение-объяснение в научном стиле. Сморчок.

«Повествование» — Накормили беднягу. Автор. Определите тему текста. Сняли повязку. Мы поймали зайчишку. Опорные слова. Лапка. Виды текстов. Из травы выскочил зайчонок. Мультимедийное пособие. Знайка. Тропинка. Поурочные разработки. Зайчик. Длинноухий трусишка. Тропинка шла лесом. Лечение зайчика. Я желаю вам сегодня добра.

«Урок Типы речи» — Основополагающий вопрос: Сочинение Эссе Стен-газета доклады. Методические задачи: Для чего нужна речь? Дидактические цели: Типы речи. Представление результатов исследований: Участники проекта: Как соединяются разные типы речи в одном тексте? Что такое рассуждение, повествование, описание? Какие типы речи бывают?

«Рассуждение» — Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее. ( Мономах). Вступительное слово учителя. К каким доказательствам нужно обратится для подтверждения тезиса? Подготовка к сочинению-рассуждению на нравственно- этическому воспитанию. Поступок ради спасения ученика. Задание на дом. Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

Источник

Объяснительно-предупредительный диктант 2 класс

Объяснительно-предупредительные диктанты для 2 класса используются для отработки орфографической грамотности и совершенствования навыков правописания. Учитель читает текст по предложениям. Вызванный ученик повторяет предложение и объясняет написание слова. Затем дети записывают предложение в тетрадь. Слова и части слов, написание которых объяснялось, подчёркивается.

Объяснительно-предупредительный диктант лучше всего использовать на начальном этапе изучения правила.

Объяснительные и предупредительные диктанты

Тема «Слова с буквой Э»

1. Это наш дом. Он старый. В доме три этажа. Рядом экскаватор роет землю. Тут будет новый дом.

2. Мы идём на экскурсию. Эта дорога нам знакома. Она ведёт к элеватору. Машины везут туда зерно.

Тема «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»

Тёплый летний день. Лёня идёт в лес. Рядом верный пёс Бимка.

Вот кусты малины. Вдруг в траве послышалось шуршание. Это гадюка. Бимка кинулся на гадюку и отбросил её. По Л. Ефименковой

Гости

У Люси гости. Ей пять лет. Мама испекла торт. Папа купил пряники и персики.

Дети принесли кубики и книги. Ребята пели, читали стихи, плясали. Всем было весело. По С. Уразову

Скоро зима

Уходит осень. Грустит пустое поле. Тихий стоит лес. Покинули милые гнёзда птицы.

С неба падают белые мухи. Это идёт первый снег. Дети рады приходу зимы. Они любят зимние игры. По И. Соколову-Микитову

Тема «Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью мягкого знака»

Горка

В полдень перестал падать снег. Он засыпал весь двор. Можно строить горку. Ребята стали копать снег и складывать возле сарая. Трудились весь день. Горка есть! Ребята уселись на санки и весело скатились с горки.

Лось

Лось — крупный зверь. Он ест траву и ветки. Лосю нужна и соль. Ребята носят её в лес.

Игорь и Костя положили соль на камень и на старый пень. Лоси будут лизать соль. По В. Горецкому

Лепка

Андрей ходит в кружок лепки. Мальчик очень ждёт занятий. Он любит делать фигурки зверят.

Быстрые пальцы мнут глину. Вот пальма. Вот большая голова, пышная грива. Можно узнать львёнка из мультика.

Тема «Шипящие согласные звуки. Буквосочетания ЖИ-ШИ»

Зимой

Идёт снег. Ветер кружит пушистые снежинки. Они падают на землю и крыши домов. Всё стало чистым и свежим. Малыши взяли санки. У старших ребят лыжи.

Хороши зимние забавы!

У старой сосны Тишина. Пахнет душистой смолой. С вершины на вершину прыгают белки. Рады весне. Пушистые серые шубки стали рыжими. Всю зиму жили белки в лесу. От ветра и стужи прятались в тёплые гнёзда. Грызли шишки. По И. Соколову-Микитову

Кувшинка

На реке в тишине цветут белые лилии — кувшинки. Кувшинка живёт по солнышку. Днём лежит цветок на воде. Вечером ныряет под воду. Сложит белые лепестки и ныряет. Лежит всю ночь в глубине. По Н. Сладкову

Тема «Буквосочетания ЧА-ЩА»

В роще

За рекой дубовая роща. Мы с товарищами часто ходим туда. Роща встречает нас тишиной. Молчат дубы. Молчат птицы. Чуть слышно трещат кузнечики. Мы рвем щавель. Мама сварит замечательные щи.

Кто чем поет?

Лягушки надуют пузыри за ушами. Вытащат головы из воды. Урчат, квакают.

Аисты поднимают клювы. Часто трещат одной половинкой о другую.

Дятлы стучат носами по дереву.

Жуки крутят головой. Скрипят, пищат шеями. По В. Бианки

На даче

Вот наша дача. Участок занимает большую площадь. Сразу за частым дощатым забором лесная чаща. Ветер качает вершины сосен. Звучат голоса птиц. Трещат сороки. У самых ног журчат струйки ручейка. Тучами летают мошки.

Товарищи

Я давно болею. Меня часто навещают ребята. Сегодня меня тоже ждёт встреча с товарищами. Я ставлю на стол чайник и чашки. Мама несёт блюдо с калачами. Я буду угощать друзей чаем.

Тема «Буквосочетания ЧУ-ЩУ»

Живой уголок

В школе есть уголок живой природы. Там живут пушистые зайчата и рыжие белки.

Ребята ухаживают за животными. Чистят клетки, кормят. Зайчатам они дают морковь и капусту. Белка получает другую пишу: грибы и шишки.

Жители уголка подружились с ребятами.

Щука

Щука — хищная раба. Её пища — ерши, караси, окуни. Прячутся рыбы от щуки. Но найти защиту очень трудно. Щука не упустит добычу. Она даже утку схватить может. По Л. Сабанееву

Мороз

Пришла зима. Ударил сильный мороз. Люди прячут носы в пушистый мех. Вот мальчик щупает уши. Чуть не отморозил. Ребята хохочут. Ну и мороз!

Волки

Начало весны. У волчицы появились маленькие волчата. Малыши урчат. Требуют пищу.

Через глухую чащу тащит добычу волк. Смело бежит он по лесу. Хорошо знает путь к лежбищу. Ждут волка жадные волчата. По И. Соколову-Микитову

Майский гам

Грянул майский гром. Заполнили лес чудные звуки. Бормочут молчаливые совы. Лопочут зайцы. В парной чаще пропищал комар. Чуть слышно прозвучали бубенчики ландыша. В лужах плещутся и урчат лягушки. Даже сухой лист ожил. Шуршит и шмыгает по земле. По К. Сладкову

Тема «Буквосочетания ЧК, ЧН»

Весна в лесу

Шумна и пахуча весна! Звонко поют птички. С сучка на сучок скачут рыжие белочки. Журчат ручейки.

Смолой пахнут набухшие почки. Из разлома берёзовой веточки капает прозрачный сок. Яркими кружочками зеленеют кочки с брусничником. По И. Соколову-Микитову

Берёзовый сок

Пробил дятел дырочку в берёзе. Из дырочки закапал прозрачный сок. Попробовал дятел язычком — сладко. Напился и улетел. Прилетела синичка и угостилась. Пеночка три глоточка сделала. Потом пили мухи, жучки и бабочки.

Все любят чудный сок. По Н. Сладкову

Гнездо иволги

Отличное гнездо у иволги. На самом кончике сучка находит птичка развилочку. Между двумя тонкими веточками вешает она гамачок. Его прочно защищают от хищников веточки. Они тоненькие и не держат хищника. По Ю. Дмитриеву

На речке

Папа купил новые крючки. Мы взяли удочки и пошли на рыбалку.

Вот и речка. Над водой плывёт молочный туман. Тишина. Насаживаем червячка и забрасываем удочки. У папы на крючке щука. Я тащу леща.

Тема «Звонкие и глухие согласные звуки. Обозначение их на письме буквами»

Просто старушка

По дорожке шагали мальчик и девочка. Впереди шла пожилая женщина.

Дорожку покрывал лёд. Она была очень скользкая. Старушка поскользнулась и упала. Мальчик помог старушке встать.

Девочка пошла дальше. Она решила, что друг помогает своей бабушке. А это была совсем чужая старушка. По В. Осеевой

Мурка

У нас живёт кошка Мурка. Она вся чёрная. Только грудка и лапки белые. Шерсть у Мурки мягкая и гладкая. Хвост пушистый. Глазки зеленые. Спит Мурка в коробке.

На огороде

Бабушка и внучка пришли в огород. Идёт бабушка вдоль грядки и рвёт огурцы. А у внучки пустой короб. Бабушка позвала девочку и подняла листик. На грядке три огурца. Скоро она набрала полный короб.

Ёжик

Раз папа принёс ёжика. Ёж скрутился клубком. Дети поставу ли ему блюдце с молоком. Ёжик начал есть.

Утром ёж пропал. Дети заглянули под стол, под шкаф. нет ёжика!

Пошёл дождь. Бабушка хотела надеть сапожки. А там ёжик сидит. По С. Уразову

Тема «Ударение. Ударные и безударные гласные»

Конкурс

Идёт школьный конкурс. Вся стена в наших рисунках. Вот сказочная чаща. Рядом морская волна. Вот ёжик с грибком на колючках. А там цветут ландыши в лесной тени. Вот крепкий дуб на холме. Чудная выставка! По В. Горецкому

На дачу

Мы спешим на дачу. Вот сосновый бор. По лесной тропе весёлой толпой шагают дачники. Трещат под ногами сухие хвоинки.

На пути узкая речушка. Лёгкий ветер качает чуткие камышинки. За речкой дачные участки. Вот и наша дача. По С. Уразову

Ноябрь. С лип и берёз опали все листочки. Часто идут дожди. Уже стали замерзать лужи. Закружились первые пушистые снежинки. Они мягким ковром накрыли поля и крыши домов.

Рады малыши. Они готовят коньки и лыжи. По В. Горецкому

Осень

По земле шагает осень. В лесу тишина. Шуршит под ногами листва. Ещё цветут последние цветы. И дуб на краю лесной поляны стоит зелёный. Но верхушки берёз уже оголились. Облетели листочки с ивы. По Ш.Соколову-Микитову

Тема «Разделительный мягкий знак (Ь)»

Каждый день папа возит Илью и Марьяну в школу. Широкая дорога идёт степью. Кругом раздолье. Конь Вьюнок бежит рысью.

Братья с радостью едут в школу. Там их ждут друзья. Там любимая учительница Татьяна Васильевна. Там важное дело — ученье. По С. Уразову

В лесу

Хорош лес осенью! Солнце льёт свет и тепло. Деревья ловят последние солнечные лучи. Скоро в лес придет зимняя стужа. Листья с деревьев опадут. Сучья станут голыми. Повалит снег густыми хлопьями. Вьюга заметет дорожки. Охотник будет читать лисьи и заячьи следы.

Шапка

У Ильи пропала шапка. Весной мальчик пошёл в лес. На сучьях дерева он увидел свою шапку. Над ней кружились птички. В шапке пищали птенчики.

Илья не тронул птичье жильё. Мальчик покрошил на траву хлеб и пошёл домой. По М. Быковой

Семья

Семья Воробьёвых большая и дружная. Все заняты делом. Папа пишет научную статью. Бабушка шьёт платье внучке. Мама утюжит белье. Дети Илья и Татьяна учат уроки.

За ужином все пьют чай с черничным вареньем.

Тема «Удвоенные согласные в словах»

Поющий букет

Ранним утром над лужком летел жук. Заметил группу лиловых цветов на длинных ножках. Залез в чашечку цветка. Медленно пьёт сладкий сок. Напился и задремал.

Выбежала на луг Алла. Набрала массу цветов. Поставила в кувшин с водой. Слышит странный звук. Букет зажужжал. По В. Бирюкову

Конь

Осенью Геннадий гостил у дяди Алёши. У дяди есть конь. Узкая головка, чуткие ушки, длинные ноги. Дядя дал коню кличку Металл.

Гена любил кормить и чистить коня. Потом мальчик садился верхом и дёргал вожжи. Быстро бежит Металл по аллеям парка. По П. Павловой

Медленная весна

Ночью нет мороза. Утренник туманный. Но день не солнечный. В пруду сонно урчат лягушки. Будто по шоссе катит длинная колонна машин. Идёт весенний сев. Тают редкие клочки снега. Но нет тепла от земли. Нет уюта возле ручья.

Весна идёт медленно. По М. Пришвину

Диктант

Идёт урок русского языка. Ученики пишут диктант.

Учительница Жанна Филипповна читает текст. Это рассказ о различных видах спорта. Можно плавать в бассейне. Можно играть в хоккей или теннис. Спорт укрепляет здоровье.

В классе стоит тишина. Дети хотят написать диктант аккуратно и без ошибок. По С. Уразову

Тема «Заглавная буква в словах»

Люлька

Дядя Володя привёз маленькую обезьянку Люльку. Андрей был очень рад подарку.

Но в доме начались чудеса. Вдруг падал столик и разбивалась посуда. Книжки и карандаши попадали под кровать. В мамином платье появлялась большая дыра.

Читайте также:  Речка своими руками для поделки

Везде лежали следы Люлькиных проделок. Пришлось отдать Люльку в цирк. По Н. Дуровой

Гаврюша

Корова Мурка родила телёнка. Друзья задумались, как назвать бычка. Шарик хотел назвать Бобиком. Кот Матроскин захохотал. Быку не собачья кличка нужна, а серьёзное имя.

Дядя Фёдор придумал имя Гаврюша. Шарику и Матроскину понравилось. Хорошее имя. Редкое. Так телёнок стал Гаврюшей. По Э. Успенскому

У бабушки

Летом Жанна Воробьёва гостила у бабушки. Бабушка Ульяна живёт в селе Сосновка. Рядом речка Щара. Ранним утром Жанна выгоняла корову Зорьку на луг. Следом бежали собака Пальма и Щенок Чапик. Крутом масса цветов. Жанна составила хорошую коллекцию.

Семья Грушиных

Семья Грушиных живёт на улице Речной. Кирилл Петрович — водитель троллейбуса. Анна Васильевна – почтальон. Их сын Илья ходит в первый класс. На субботу и воскресенье Грушины едут на дачу в Кущаны. Там сосновая роща. В ней грибы и ягоды.

На дорожку слетел воробей. Он сложил крылья и начал клевать крошки. Пушистый кот Васька скучал. Он лежал на крыльце и сонно щурил глазки. Кот почуял добычу и резко прыщ на воробья.

Это заметил Алёша. Мальчик прогнал кота и спас птичку. По Н. Павловой

Тема «Предлог»

Лиса живёт в норе. Но хитрая лентяйка обычно занимает чужое жильё. Прибежит барсук домой. А в норе лиса лежит. Барсук заползёт в нору. Но жильё с лисой плохое. Лиса — грязнуля. Она крадёт пищу. Барсук уходит из дома и роет новую нору. По М. Пришвину

Хвастун

Взлетел петух на забор. Уцепился лапками за столб и начал хвастать. Он самый храбрый. Он самый умный. Тут случайно на двор забежал рыжий пёс Барбос. Петух от страха свалился с забора. Захихикали куры. Захохотали гуси. Вот хвастун! По Н. Павловой

Солнышко для всех

Весенний день. На полу дрожат солнечные зайчики. Маленькая Жанна пробует ловить их ручками. Зайчики скачут с пола на стену. В ручках пусто. Слёзы бегут из глаз девочки. Солнышко убегает. Брат Илья утёр слёзки. Солнышко к другим детям спешит. Оно для всех. По С. Уразову

Лодочка

Пришла весна. Ручьями течёт по улицам вода. Дети сделали из дощечки лодочку и опустили в ручей. Лодочка плыла по воде и натыкалась на редкие камешки. Дети бежали за лодкой и весело кричали. Они не смотрели под ноги и попали в лужу. По Л. Толстому

Тема «Слова с безударными и парными звонкими и глухими согласными в корне»

Новый лес

В субботу ребята пошли в рощу. На опушке их ждал лесник. Он привёз молодые липки и дубки.

Закипела работа. Мальчики рыли ямы. Девочки сажали деревья. Ряд за рядом вставал будущий лес.

Ребята возвращались весёлые. Они заложили новый участок леса.

Конец дня

На краю леса стоит группа низких берёз. Солнышко лучами золотит их верхушки. Лесную чащу уже укрыла мрачная тень. Молчат птички. Улетели в ульи пчёлы. Не жужжат пушистые шмели. Спрятались бабочки. Устали летать и сложили крылья жучки. Скрылись муравьи. Тишина. По Н. Плавильщикову

Мушонок

Мушонок родился и сразу начал летать. Кружит малыш над лужком. Пьёт сладкий цветочный сок.

Набежала низкая туча. Мушонок заполз в синий цветок. Чашечка цветка — шалашик. Резкий ветер качнул шалашик. Застучали капли дождя: Мушонок задремал.

Проснулся мушонок. Чудо! Всё голубое. Солнышко светило через стенки шалашика. По Ю. Дмитриеву

Ива

У реки стоит ива. Она низко нагнулась к воде. Опустила прямо в речку свои ветки. Они похожи на длинные косички. Лёгкий ветерок качает и нежит косички.

Ива цветёт. Летят из улья пчёлы за медком. Жужжит над пуховками пушистый шмель. По Г. Снегирёву

Бемби

Ночью выпал мягкий пушистый снег. Бемби был очень рад. Но скоро веселью пришёл конец. Снежным ковром замело траву. Трудно стало искать пищу.

Сухой снег стал колючим. Ходить надо было, медленно и аккуратно. Иначе снег мог крепко поранить ноги. По Ф. Зальтену

Источник

О методике проведения слуховых и зрительных диктантов (стр. 4 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Дети пришли в рощ.. . Хорошо там пели чиж.. . Оля набрала щ..веля. Серёжа поймал двух зайч..т.

Яркое солнце освещ..ет землю. Журч..т ручейки. Зазеленела рощ.. . Мы видели грач.. . Весну встреч..й!

Зашумела рощ.. . Надвинулась туч.. . Началась сильная гроза. Мы поспеш..ли домой. Капли дож­дя застуч..ли по крыше.

В поле загудели маш. ны. Снег растаял, зажур­чали весёлые ручейки. Пришла весна. Прилетели в рощ., грачи, ищ..т пищ.. .

Мы ч..сто ходим в рощ.. . Рощ.. ож..ла. Птицы хлопоч..т у своих гнёзд. Поют чиж.. . Крич..т гал­чата. Пищ., т скворч..та.

Я уч..сь в первом классе. Девочки ухаж..вают за цветами. У берега растут камыш.. . Собака нашла под кустом ёж..ка.

Дедушке снь. ли шёлковый ж..лет. Ч..родейкою зимою околдован лес стоит. Дети в лесу ищ..т грибы.

Сегодня ч..десный день. Кот ч..ет мыш..ную норку. Я помогаю товарищ.. . И ж..знь хороша, и ж..ть хорошо.

На пруду зацвели кувш..нки. По щ..чьему веленью, по моему хотенью. Щ..ка хотела схватить лещ.. .

Здесь нельзя крич..ть. Ж..ли-были дед да баба. За окном круж..лись пуш..стые снеж..нки. Всё небо в туч..х.

Яша поймал большую щ..ку. У Алёш.. ж..л ёж..к. Наш.. ученики самые дружные. Как пахнут душ..стые ландыш.

Хорошо в лесу! Стуч..т пёстрые дятлы. Свищ..т синицы. Трещ..т сороки. Пахнут душ..стые лан­дыш. Быстро бегают муравьи.

Над водной гладью круж..лась белоснежная ч..йка. Ш..ла в мешке не утаишь. Новый дом построен из кирпич… Волки рыщ..т, пищ.. ищ..т.

ТЕМА: Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Предупредительные (объяснительные) диктанты

Рощами называют небольшие леса. Мы часто ходим в рощу. Как там хорошо! Стучат дятлы. Тре­щат сороки. Пахнут ландыши. (19 сл.)

Я часто гуляю в парке. По веткам скачут бел­ки. Хвосты пушистые, рыжие. Они ручные. (16 сл.)

Дети пошли в рощу. Они зашли в чащу. Коля стал кричать. Ребята услышали шум машин. Дети вышли из чащи на дорогу. (21 сл.)

За рекой берёзовая роща. Мы с товарищами часто ходим туда гулять. Там чистый воздух, а вес­ной расцветают душистые ландыши. (19 сл.)

Густая чаща сжималась вокруг нас. Причудли­вые очертания деревьев не пугали никого. Очаро­ванные, мы пробирались вперёд наощупь. (16 сл.)

Летнее утро. В лесу было шумно. Трещала со­рока. Пищала иволга. Стучали зайчата лапками по пеньку. Рычал медведь. Шипел тетерев. Настоящая музыкальная группа! (22 сл.)

У Маши жил кот Рыжик. Рыжик любил иг­рать. Маша поила Рыжика молоком. (12 сл.)

Кричат иволги. Трещат дрозды. Скачут сороки. Стучат дятлы. Птицы ищут свои гнёзда. (12 сл.)

9. ЁЖИК И МЫШИ

Вася принёс из лесу ёжика. В чулане жили мыши. Вася отнёс ежа в чулан. Ёжик там ловил мышей. (21 сл.)

Жили в норе мыши. Мыши грызли сало и кру­пу. Тётя Лена дала нам кошку. Кошка стала ло­вить мышей. (19 сл.)

По двору бежит кот Пыжик. В зубах кота была птичка. Сергей отнял птичку. (14 сл.)

12. ЩУКА

Живёт в пруду щука. Там плавают ерши и лещи. Прячутся рыбы от щуки. Щука — хитрая рыба. (17 сл.)

13. ЗИМА

Вот и зима. Ребята Сергей и Дима идут на гор­ку. У мальчиков лыжи. Дети рады зиме. (17 сл.)

Дядя Вася поймал щуку и леща. Тётя Вера сва­рила уху. Малыши угостили товарища. Хороша уха! (16 сл.)

15. ПРОГУЛКА

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Игорь взял лыжи. Он спешит на горку. Вер­ный Тобик бежит туда. (19 сл.)

Трещат морозы. В лесу тишина. Только дятлы стучат по стволам. Они ищут себе пищу под корой. Дятлы любят долбить шишки. (21 сл.)

Вот и зима. Стоят сильные морозы. Пушистый снег покрыл лес и поле. Крыши тоже в снегу. Кру­гом тишина. Только волки рыщут. Они ищут пищу. (25 сл.)

Дети идут в лес. Рядом бежит собака Жулька. По веткам скачут рыжие белки. Под ёлкой укры­лись серые ёжики. (18 сл.)

Летом Вика Щукина едет на дачу. Она будет жить у бабушки Маши. Вика будет рвать щавель, сушить укроп. (18 сл.)

20. ЗИМНИЙ ЛЕС

Красив лес зимой! Кругом пушистые сугробы. Хороши пушистые ели. На ветках шапки снега. У куста зайчата в беленьких шубках. (21 сл.)

Дети идут в рощу. Коля и Витя ищут грибы. Они зашли в самую чащу. (16 сл.)

У нас гости. Мама постелила широкую выши­тую скатерть. Папа заварил чай. Мы принесли чай­ник и чашки. Мы чудно провели вечер. (21 сл.)

Пушистая кошка на солнышке сушит

Шёрстку на спинке, хвостик и уши. (11 сл.)

Катя собирала в лесу душистые ландыши. Она забрела в самую чащу. Девочка услышала шипе­ние. Это был ёжик. (19 сл.)

ТЕМА: Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Словарные диктанты

Подчеркните сочетания -жи-, — ши-, — ча-, — ща-, — чу-, -щу-.

Шиповник, пушистый, вышивка, чайник, чу­гун, щавель, шипеть, ошибки, сдача.

Шикарный, шифр, жирный, час, часто, чудо, чудовища, удача, рыжик, живой.

Дружина, грачата, куча, ширма, ошибка, чаща, девчата, чудак, жизнь, ландыши.

Шишка, жир, часовщик, щука, чулок, учас­ток, шипучка, пища, несчастный, шина.

Лужи, ежи, роща, трещат, чай, дача, тащу, чижи, мыши, плачу.

Жильцы, пушистый, кричу, учу, чашки, пру­жина, рычат, зайчата, волчата, леща.

Этажи, мыши, малыши, шило, жираф, чудно, стучат, свищут, журчал, кувшин.

Живот, душица, чайка, уши, шитьё, машина, свеча, щавель, чары.

Туча, настоящая, частушка, дача, широкая, ворожить, прищуриться, перчатка, ворчун, тушить.

Накачать, шик, ручаться, черчу, дорожить, зажим, пища, дочурка, ночуем, блещут.

Шипы, щуплый, вершина, огорчать, погощу, жилет, чуть-чуть, моржи, почуять, напиши.

У Гриши, ножик, грущу, Мичурин, счастье, рас­пушила, шипят, волчата, товарища, кричу.

У Наташи, вышивка, журчал, тушить, чашка, приколочу, частный, пружина, спешить, шиповник.

Встречают, чуб, ужин, скучаем, хороши, у Ка­тюши, сушить, хлещут, шипучка, чудесный.

Шикарный, вышитая, чаща, очаровательный, частые, шипение, угощать, стучу, умчались, насто­ящая.

Трещать, в глуши, у Маши, душистым, началь­ник, любящая, чужой, случайная, встреча.

Живот, не шурши, камыши, грачата, площад­ка, чужаки, дружи, причал, стрижи, выручай.

Жилище, начальная, с крыши, тишина, чижи­ки, рыжик, промчаться, кричал, рычал, лужица.

Чугунные, молчаливый, угощать, лыжи, камы­ши, удача, бежит, лежит, дача, кружился.

ТЕМА:Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Зрительные диктанты

Снежок порхает, кружится,

И превратились лужицы

В прозрачное стекло.

Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

Вот ежиха у дорожки

Видит гриб на толстой ножке.

Гриб большой ежихе нужен:

Ждут ежата гриб на ужин.

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.

Тише, мыши, не шумите,

Кота Ваську не будите.

Как Фома тушил пожар,

Он об этом не сказал.

Только слышно стороной:

Затушил он бородой!

Ко мне курочка бежит,

Ой, бежит она, спешит,

Ничего не говорит.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Не спеши языком, торопись делом. Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился.

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке.

9. В ЧАЩЕ

В кустах шуршат ежи. В траве шипят ужи. Кричат совы. (12 сл.)

10. ГРИБЫ

Света ходила в лес. У Светы была корзина. Де­вочка нашла много грибов. Мама жарила их на ужин. (18 сл.)

11. У ДОМА

Это мой дом. С крыши капает частая капель. У крыльца лужи. Я смотрю в окно. (17 сл.)

У Антоши живёт собака. Мальчик назвал её Лора. Она сторожит дом. Антоша часто ходит с ней в рощу. (19 сл.)

У дяди Юры была пасека. Там много пчёл. Всё лето работали пчёлы. Я люблю пить чай с мёдом. (19 сл.)

У Саши новая удочка. Он бежит к озеру. Там плавают гуси. Они громко кричат. (14 сл.)

Хороши цветы на лугу. Над душистой кашкой кружит шмель. Над цветами порхают красивые бабочки. (14 сл.)

Хороши были санки у Наташи и Катюши. Де­вочки катались с крутой горки. Они часто падали. Но им было весело. (19 сл.)

Роща залита ярким светом. Тихо журчал ру­чей. В тени деревьев росли душистые ландыши. (14 сл.)

18. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ

Зима. Выпал пушистый снег. На улице играли малыши. У Яши лыжи. У Антоши санки. Мальчи­кам весело. (18 сл.)

19. ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ*

У нас живёт кот Барсик и собака Жучка. Барсик и Жучка — наши домашние животные. Мы за ними ухаживаем. (20 сл.)

Кричат иволги. Трещат дрозды. Скачут соро­ки. Птицы ищут гнёзда. Птицы — наши друзья. (13 сл.)

Кто жить умеет по часам,

Тот ценит каждый час,

Того не нужно по утрам

Будить по десять раз.

Прокачусь-ка я по льду,

Ни за что не упаду!

ТЕМА:Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу

Читайте также:  Как доехать от савушкина до черной речки

Контрольные диктанты

Мы жили у рощи. Там было хорошо. Пели чижи. Цвели ландыши. Мы ходили гулять в рощу. Наш пёс Рыжик любил пугать птиц. (23 сл.)

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Основные порталы (построено редакторами)

Источник

Трещат сороки за рекой березовая роща

snimok.jpg

Творческие работы с прозаическим текстом. Редактирование.

Русский язык. 1 класс УМК любой

Автор-составитель: Белевич Наталья Викторовна, учитель начальных классов

2 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Он запустил лапу в дупло.
Кот струсил.
Кот Васька заметил гнездо.
Птица бросилась на кота и прогнала.

3 слайд — У вас должно получиться примерно так:

Кот Васька заметил гнездо.
Он запустил лапу в дупло.
Птица бросилась на кота и прогнала .
Кот струсил.

4 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Дул сильный ветер.
Мальчики взялись за руки и побежали в школу.
Малыш боялся идти в школу один.
Утром Коля вышел из дома.
Выла вьюга.
Он заметил Сашу.

5 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Утром Коля вышел из дома.
Выла вьюга.
Дул сильный ветер.
Малыш боялся идти в школу один.
Он заметил Сашу.
Мальчики взялись за руки и побежали в школу.

6 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Зимой мы катаемся на санках.
Мне нравится там гулять.
Вот мой двор.
Нам всегда весело.
А летом мы играем в прятки.

7 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Вот мой двор.
Мне нравится там гулять.
Зимой мы катаемся на санках.
А летом играем в прятки.
Нам всегда весело.

8 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Мимо шла лиса.
Зайка открыл дверь.
Она заметила избушку и постучала.
Зайка построил под ёлкой избу.
Лиса попросилась к зайцу в гости.

9 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Зайка построил под ёлкой избу.
Мимо шла лиса.
Она заметила избушку и постучала.
Зайка открыл дверь.
Лиса попросилась к зайцу в гости.

10 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Мальчики стали рисовать флаги.
Дети любят рисовать.
Женя принёс краски.
Саша налил в банку воды.
Какие яркие флаги!
Алёша взял кисточки.
Дима достал бумагу.

11 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Дети любят рисовать.
Дима достал бумагу.
Женя принёс краски.
Саша налил в банку воды.
Алёша взял кисточки.
Мальчики стали рисовать флаги.
Какие яркие флаги!

12 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Она ела рыбку.
Хвост примёрз.
Лиса сидела на дороге.
Лиса отослала его в прорубь.
Шёл мимо волк.
Волк спустил хвост в прорубь.
Он попросил рыбки.

13 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Лиса сидела на дороге.
Она ела рыбку.
Шёл мимо волк.
Он попросил рыбки.
Лиса отослала его на речку.
Волк спустил хвост в прорубь.
Хвост примёрз.

14 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
На окнах красивые узоры.
Они кормят птиц.
Кругом пушистый снег.
У Лены и Светы крошки.
Вот кормушка для птиц.
Девочки кормят воробьёв и синиц.

15 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Кругом пушистый снег.
На окнах красивые узоры.
Вот кормушка для птиц.
У Лены и Светы крошки.
Они кормят птиц.
Девочки кормят воробьёв и синиц.

16 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Весело кричат грачи.
Журчат ручейки.
Весна.
Над водой летают чайки.
Тёплый денёк.
Ребята идут на реку.
По воде плывут льдины.

17 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Весна.
Тёплый денёк.
Весело кричат грачи.
Журчат ручейки.
Ребята идут на реку.
По воде плывут льдины.
Над водой летают чайки.

18 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Мороз расписал окна удивительными узорами.
Вот и наступила зима.
И на стекле розы!
А на окне у мамы белые и красные розы.

19 слайд — У вас должно получиться примерно так:

Вот и наступила зима.
Мороз расписал окна удивительными узорами.
А на окне у мамы белые и красные розы.
И на стекле розы!

20 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
В лесу поспела малина.
Вот так малинник!
Кусты высокие, а малина крупна и красна.
Марина и Лена в лесу собирают малину.

21 слайд — У вас должно получиться примерно так:
В лесу поспела малина.
Марина и Лена в лесу собирают малину.
Вот так малинник!
Кусты высокие, а малина крупна и красна.

22 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.

Трещат сороки.
За рекой берёзовая роща.
Стучат дятлы.
Она полна звуков.
Поют иволги.

23 слайд — У вас должно получиться примерно так:
За рекой берёзовая роща.
Она полна звуков.
Поют иволги.
Трещат сороки.
Стучат дятлы.

24 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Недалеко от его норки течёт шумный ручей.
Много разных зверей обитает в лесу.
Он живой и весёлый зверь.
Перед едой зверёк моет добычу.
Под высокой сосной живёт енот-полоскун.

25 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Много разных зверей обитает в лесу.
Под высокой сосной живёт енот-полоскун.
Он живой и весёлый зверь.
Недалеко от его норки течёт шумный ручей.
Перед едой зверёк моет добычу.

26 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Стрекочут кузнечики.
По дороге они встретили мышонка.
Пошли дети гулять.
А вот куда-то спешит лягушонок.
Хорошая прогулка!
В траве шуршит шмель.
Ласково в лесу шумят ели и сосны.

27 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Пошли дети гулять.
По дороге они встретили мышонка.
А вот куда-то спешит лягушонок.
В траве шуршит шмель.
Стрекочут кузнечики.
Ласково в лесу шумят ели и сосны.
Хорошая прогулка!

28 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Орёл делает его из толстых сучьев.
Разные бывают птичьи домики.
Самый красивый домик у пеночки.
Самое большое гнездо у орла.
Пеночка часто украшает своё жильё цветной бумагой.

29 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Разные бывают птичьи домики.
Самый красивый домик у пеночки.
Пеночка часто украшает своё жильё цветной бумагой.
Самое большое гнездо у орла.
Орёл делает его из толстых сучьев.

30 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Люди собирают её поздней осенью.
Чудесная ягода клюква прячется на болоте.
А дома из клювы сварят кисель или компот.
Эту полезную и вкусную ягоду все любят.

31 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Чудесная ягода клюква прячется на болоте.
Люди собирают её поздней осенью.
Эту полезную и вкусную ягоду все любят.
А дома из клювы сварят кисель или компот.

32 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Там лежат берёзовые листики.
На зиму ёжик сладко уснёт в своём гнёздышке до весны.
Зверёк устроил в саду своё гнёздышко.
Оно тёплое.
У Алёши на даче живёт ёжик.
Он ловит мышей.

33 слайд — У вас должно получиться примерно так:
У Алёши на даче живёт ёжик.
Он ловит мышей.
Зверёк устроил в саду своё гнёздышко.
Оно тёплое.
Там лежат берёзовые листики.
На зиму ёжик сладко уснёт в своём гнёздышке.

34 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Ярко светит солнышко весь день.
Снега уже нет.
Наступил апрель.
Мальчишки пускают бумажные кораблики.
На дорогах весело журчат ручейки.
Они быстро мчатся по мутной воде.
Ребята очень любят играть.

35 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Наступил апрель.
Ярко светит солнышко весь день.
Снега уже нет.
На дорогах весело журчат ручейки.
Мальчишки пускают бумажные кораблики.
Они быстро мчатся по мутной воде.
Ребята очень любят играть.

36 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Трещит мороз.
А белочка в своём гнёздышке грызёт орешки.
Настала холодная зима.
Она сушит грибки и ягодки.
Живёт в лесу белочка.
Гнездо у белки на сосне в дупле .
Снежком замело поля и тропинки.
Трудно зимой искать пищу.

37 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Настала холодная зима.
Трещит мороз.
Снежком замело поля и тропинки.
Живёт в лесу белочка.
Она сушит грибки и ягодки.
Гнездо у белки на сосне в дупле.
Трудно зимой искать пищу.
А белочка в своём гнезде грызёт орешки.

38 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Часто идут дожди.
Дети играют дома.
Наступила скучная осень.
На дорогах большие лужи.
Дует холодный ветер.

39 слайд — У вас должно получиться примерно так:
Наступила скучная осень.
Часто идут дожди.
На дорогах большие лужи.
Дует холодный ветер.
Дети играют дома.

40 слайд — Восстановите порядок предложений так, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
Он стал брать морковь и капусту прямо из рук .
В живом уголке жил больной маленький зайчик.
Сначала зайчик всех боялся, а потом привык.
Ученикам нравилось ухаживать за зайчиком.

41 слайд — У вас должно получиться примерно так:
В живом уголке жил больной маленький зайчик.
Сначала зайчик всех боялся, а потом привык.
Он стал брать морковь и капусту прямо из рук.
Ученикам нравилось ухаживать за зайчиком.

Источник



Теплый хлеб

Теплый хлеб

Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Командир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушёл дальше, пыля и позванивая удилами, – ушёл, закатился за рощи, за холмы, где ветер качал спелую рожь.

Коня взял к себе мельник Панкрат. Мельница давно не работала, но мучная пыль навеки въелась в Панкрата. Она лежала серой коркой на его ватнике и картузе. Из-под картуза посматривали на всех быстрые глаза мельника. Панкрат был скорый на работу, сердитый старик, и ребята считали его колдуном.

Панкрат вылечил коня. Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жерди – помогал Панкрату чинить плотину.

Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку, и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или чёрствого хлеба, или, случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь ничей, а вернее – общественный, и каждый считал своей обязанностью его покормить. К тому же конь – раненый, пострадал от врага.

Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу «Ну Тебя». Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!». Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!». Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!».

Зима в этот год стояла тёплая. В воздухе висел дым. Снег выпадал и тотчас таял. Мокрые вороны садились на печные трубы, чтобы обсохнуть, толкались, каркали друг на друга. Около мельничного лотка вода не замерзала, а стояла чёрная, тихая, и в ней кружились льдинки.

Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, – хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое.

В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный солью.

Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» – крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал головой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:

– На вас не напасёшься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди копай его мордой из-под снега! Иди копай!

И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая головами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не было.

Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца – так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мёрзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни. И всё выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга.

Читайте также:  Ловля налима зимой в реке

Филька вскочил наконец в избу, припёр дверь, сказал: «Да ну тебя!» – и прислушался. Ревела, обезумев, метель, но сквозь её рев Филька слышал тонкий и короткий свист – так свистит конский хвост, когда рассерженный конь бьёт им себя по бокам.

Метель начала затихать к вечеру, и только тогда смогла добраться к себе в избу от соседки Филькина бабка. А к ночи небо зазеленело, как лёд, звёзды примёрзли к небесному своду, и колючий мороз прошёл по деревне. Никто его не видел, но каждый слышал скрип его валенок по твёрдому снегу, слышал, как мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна в стенах, и они трещали и лопались.

Бабка, плача, сказала Фильке, что наверняка уже замёрзли колодцы и теперь их ждёт неминучая смерть. Воды нет, мука у всех вышла, а мельница работать теперь не сможет, потому что река застыла до самого дна.

Филька тоже заплакал от страха, когда мыши начали выбегать из подпола и хорониться под печкой в соломе, где ещё оставалось немного тепла. «Да ну вас! Проклятые!» – кричал он на мышей, но мыши всё лезли из подпола. Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки.

– Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, – говорила бабка. – Заморозил колодцы, побил птиц, высушил до корня леса и сады. Десять лет после того не цвели ни деревья, ни травы. Семена в земле пожухли и пропали. Голая стояла наша земля. Обегал её стороной всякий зверь – боялся пустыни.

– Отчего же стрясся тот мороз? – спросил Филька.

– От злобы людской, – ответила бабка. – Шёл через нашу деревню старый солдат, попросил в избе хлеба, а хозяин, злой мужик, заспанный, крикливый, возьми и дай одну только чёрствую корку. И то не дал в руки, а швырнул на пол и говорит: «Вот тебе! Жуй!». – «Мне хлеб с полу поднять невозможно, – говорит солдат. – У меня вместо ноги деревяшка.» – «А ногу куда девал?» – спрашивает мужик. «Утерял я ногу на Балканских горах в турецкой баталии», – отвечает солдат. «Ничего. Раз дюже голодный – подымешь, – засмеялся мужик. – Тут тебе камердинеров нету». Солдат покряхтел, изловчился, поднял корку и видит – это не хлеб, а одна зелёная плесень. Один яд! Тогда солдат вышел на двор, свистнул – и враз сорвалась метель, пурга, буря закружила деревню, крыши посрывала, а потом ударил лютый мороз. И мужик тот помер.

– Отчего же он помер? – хрипло спросил Филька.

– От охлаждения сердца, – ответила бабка, помолчала и добавила: – Знать, и нынче завелся в Бережках дурной человек, обидчик, и сотворил злое дело. Оттого и мороз.

– Чего ж теперь делать, бабка? – спросил Филька из-под тулупа. – Неужто помирать?

– Зачем помирать? Надеяться надо.

– На то, что поправит дурной человек своё злодейство.

– А как его исправить? – спросил, всхлипывая, Филька.

– А об этом Панкрат знает, мельник. Он старик хитрый, учёный. Его спросить надо. Да неужто в такую стужу до мельницы добежишь? Сразу кровь остановится.

– Да ну его, Панкрата! – сказал Филька и затих.

Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный.

В чистом небе над осокорями стояла луна, убранная, как невеста, розовыми венцами.

Филька запахнул тулупчик, выскочил на улицу и побежал к мельнице. Снег пел под ногами, будто артель весёлых пильщиков пилила под корень берёзовую рощу за рекой. Казалось, воздух замёрз и между землёй и луной осталась одна пустота жгучая и такая ясная, что если бы подняло пылинку на километр от земли, то и её было бы видно и она светилась бы и мерцала, как маленькая звезда.

Чёрные ивы около мельничной плотины поседели от стужи. Ветки их поблёскивали, как стеклянные. Воздух колол Фильке грудь. Бежать он уже не мог, а тяжело шёл, загребая снег валенками.

Филька постучал в окошко Панкратовой избы. Тотчас в сарае за избой заржал и забил копытом раненый конь. Филька охнул, присел от страха на корточки, затаился. Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу.

– Садись к печке, – сказал он.– Рассказывай, пока не замёрз.

Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз.

– Да-а, – вздохнул Панкрат, – плохо твоё дело! Выходит, что из-за тебя всем пропадать. Зачем коня обидел? За что? Бессмысленный ты гражданин!

Филька сопел, вытирал рукавом глаза.

– Ты брось реветь! – строго сказал Панкрат. – Реветь вы все мастера. Чуть что нашкодил – сейчас в рёв. Но только в этом я смысла не вижу. Мельница моя стоит, как запаянная морозом навеки, а муки нет, и воды нет, и что нам придумать – неизвестно.

– Чего же мне теперь делать, дедушка Панкрат? – спросил Филька.

– Изобрести спасение от стужи. Тогда перед людьми не будет твоей вины. И перед раненой лошадью – тоже. Будешь ты чистый человек, весёлый. Каждый тебя по плечу потреплет и простит. Понятно?

– Понятно, – ответил упавшим голосом Филька.

– Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью.

В сенях у Панкрата жила сорока. Она не спала от холода, сидела на хомуте подслушивала. Потом она боком, озираясь, поскакала к щели под дверью. Выскочила наружу, прыгнула на перильца и полетела прямо на юг. Сорока была опытная, старая и нарочно летела у самой земли, потому что от деревень и лесов всё-таки тянуло теплом и сорока не боялась замёрзнуть. Никто её не видел, только лисица в осиновом яру высунула морду из норы, повела носом, заметила, как тёмной тенью пронеслась по небу сорока, шарахнулась обратно в нору и долго сидела, почёсываясь и соображая: куда ж это в такую страшную ночь подалась сорока?

А Филька в это время сидел на лавке, ёрзал, придумывал.

– Ну, – сказал наконец Панкрат, затаптывая махорочную цигарку, – время твоё вышло. Выкладывай! Льготного срока не будет.

– Я, дедушка Панкрат, – сказал Филька, – как рассветёт, соберу со всей деревни ребят. Возьмём мы ломы, пешни, топоры, будем рубить лёд у лотка около мельницы, покамест не дорубимся до воды и не потечёт она на колесо. Как пойдёт вода, ты пускай мельницу! Повернёшь колесо двадцать раз, она разогреется и начнёт молоть. Будет, значит, и мука, и вода, и всеобщее спасение.

– Ишь ты, шустрый какой! – сказал мельник, – Подо льдом, конечно, вода есть. А ежели лёд толщиной в твой рост, что ты будешь делать?

– Да ну его! – сказал Филька. – Пробьём мы, ребята, и такой лёд!

– А ежели замёрзнете?

– Костры будем жечь.

– А ежели не согласятся ребята за твою дурь расплачиваться своим горбом? Ежели скажут: «Да ну его! Сам виноват – пусть сам лёд и скалывает».

– Согласятся! Я их умолю. Наши ребята – хорошие.

– Ну, валяй собирай ребят. А я со стариками потолкую. Может, и старики натянут рукавицы да возьмутся за ломы.

В морозные дни солнце восходит багровое, в тяжёлом дыму. И в это утро поднялось над Бережками такое солнце. На реке был слышен частый стук ломов. Трещали костры. Ребята и старики работали с самого рассвета, скалывали лёд у мельницы. И никто сгоряча не заметил, что после полудня небо затянулось низкими облаками и задул по седым ивам ровный и тёплый ветер. А когда заметили, что переменилась погода, ветки ив уже оттаяли, и весело, гулко зашумела за рекой мокрая берёзовая роща. В воздухе запахло весной, навозом.

Ветер дул с юга. С каждым часом становилось всё теплее. С крыш падали и со звоном разбивались сосульки.

Вороны вылезли из-под застрех и снова обсыхали на трубах, толкались, каркали.

Не было только старой сороки. Она прилетела к вечеру, когда от теплоты лёд начал оседать, работа у мельницы пошла быстро и показалась первая полынья с тёмной водой.

Мальчишки стащили треухи и прокричали «ура». Панкрат говорил, что если бы не тёплый ветер, то, пожалуй, и не обколоть бы лёд ребятам и старикам. А сорока сидела на раките над плотиной, трещала, трясла хвостом, кланялась на все стороны и что-то рассказывала, но никто, кроме ворон, её не понял. А сорока рассказывала, что она долетела до тёплого моря, где спал в горах летний ветер, разбудила его, натрещала ему про лютый мороз и упросила его прогнать этот мороз, помочь людям.

Ветер будто бы не осмелился отказать ей, сороке, и задул, понёсся над полями, посвистывая и посмеиваясь над морозом. И если хорошенько прислушаться, то уже слышно, как по оврагам под снегом бурлит-журчит тёплая вода, моет корни брусники, ломает лёд на реке.

Всем известно, что сорока – самая болтливая птица на свете, и потому вороны ей не поверили – покаркали только между собой: что вот, мол, опять завралась старая.

Так до сих пор никто и не знает, правду ли говорила сорока, или всё это она выдумала от хвастовства. Одно только известно, что к вечеру лёд треснул, разошёлся, ребята и старики нажали – и в мельничный лоток хлынула с шумом вода.

Старое колесо скрипнуло – с него посыпались сосульки – и медленно повернулось. Заскрежетали жернова, потом колесо повернулось быстрее, и вдруг вся старая мельница затряслась, заходила ходуном и пошла стучать, скрипеть, молоть зерно.

Панкрат сыпал зерно, а из-под жернова лилась в мешки горячая мука. Женщины окунали в неё озябшие руки и смеялись.

По всем дворам кололи звонкие берёзовые дрова. Избы светились от жаркого печного огня. Женщины месили тугое сладкое тесто. И всё, что было живого в избах – ребята, кошки, даже мыши,– всё это вертелось около хозяек, а хозяйки шлёпали ребят по спине белой от муки рукой, чтобы не лезли в самую квашню и не мешались.

Ночью по деревне стоял такой запах тёплого хлеба с румяной коркой, с пригоревшими к донцу капустными листьями, что даже лисицы вылезли из нор, сидели на снегу, дрожали и тихонько скулили, соображая, как бы словчиться стащить у людей хоть кусочек этого чудесного хлеба.

На следующее утро Филька пришёл вместе с ребятами к мельнице. Ветер гнал по синему небу рыхлые тучи и не давал им ни на минуту перевести дух, и потому по земле неслись вперемежку то холодные тени, то горячие солнечные пятна.

Филька тащил буханку свежего хлеба, а совсем маленький мальчик Николка держал деревянную солонку с крупной жёлтой солью. Панкрат вышел на порог, спросил:

– Что за явление? Мне, что ли, хлеб-соль подносите? За какие такие заслуги?

– Да нет! – закричали ребята.– Тебе будет особо. А это раненому коню. От Фильки. Помирить мы их хотим.

– Ну что ж, – сказал Панкрат, – не только человеку извинение требуется. Сейчас я вам коня представлю в натуре.

Панкрат отворил ворота сарая, выпустил коня. Конь вышел, вытянул голову, заржал – учуял запах свежего хлеба. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул коню. Но конь хлеба не взял, начал мелко перебирать ногами, попятился в сарай. Испугался Фильки. Тогда Филька перед всей деревней громко заплакал.

Ребята зашептались и притихли, а Панкрат потрепал коня по шее и сказал:

– Не пужайся, Мальчик! Филька не злой человек. Зачем же его обижать? Бери хлеб, мирись!

Конь помотал головой, подумал, потом осторожно вытянул шею и взял наконец хлеб из рук Фильки мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмылялся сквозь слезы, а конь жевал хлеб, фыркал. А когда съел весь хлеб, положил голову Фильке на плечо, вздохнул и закрыл глаза от сытости и удовольствия.

Все улыбались, радовались. Только старая сорока сидела на раките и сердито трещала: должно быть, опять хвасталась, что это ей одной удалось помирить коня с Филькой. Но никто её не слушал и не понимал, и сорока от этого сердилась всё больше и трещала, как пулемёт.

Источник

Adblock
detector