Меню

Тоннель через реку лена

После ухода Штырова «рухнул» и крупнейший инженерный проект за всю историю Якутии

ИА SakhaNews. На сайте главы республики сегодня опубликована сенсационная новость: оказывается грандиозный проект строительства моста через реку Лена, за который долго боролась команда бывшего президента Якутии Вячеслава Штырова, отправлен пылиться на полку, а нынешнее руководство республики обсуждает в Москве альтернативный проект — подводного тоннеля под руслом реки.

Напомним, что речь идет об одном из крупнейших инженерных проектов за всю историю Якутии. Автомобильно-железнодорожный мост (с размещением двух однополосных автопроездов на консолях (левая, правая) на одном уровне с железнодорожным в центре) был задуман длиной 2870 м. 86 см. Спроектирован еще в 1988-1989 годах.

Целевой государственной программой «Развитие транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) на 2005-2010 годы и на период до 1015 года» сдача моста в эксплуатацию была предусмотрена в 2012 году, но планировали даже, что его строительство завершится на два года раньше, то есть в 2010-м.

Предварительными расчетами стоимость этого проекта была определена в 16 млрд. рублей, однако Герман Греф, который в то время был министром экономразвития, приехав в Якутск в июне 2007 года, усомнился в том, что будет возможность уложиться в эту сумму, когда узнал, что ширина пролетов моста по плану будет составлять 158 метров. Из архива ИА SakhaNews: «По его словам, у министерства природных ресурсов имеются новые экологические требования. В частности, в соответствии с ними, ширина пролета должна быть не менее трехсот метров. Эта поправка может увеличить в два раза расходы на строительство моста. Поэтому, сказал Герман Греф, необходимо до конца года провести экспертизу, чтобы сделать окончательное заключение.

Министр поинтересовался у Вячеслава Штырова, попало ли строительство моста через Лену в программу социально-экономического развития Дальнего Востока. Узнав, что ни в какую программу этот проект еще не попал, пока в этом в правительстве РФ отказано, он задал неожиданный вопрос: «А вот «Якутуголь» — может остаться от него «кусок» на строительство моста?» Президент ответил уклончиво, подчеркнув, что имеются другие обязательства, исполнение которых намечено за счет средств, которые планируют получить от продажи акций «Якутугля».

Глава Минэкономразвития настаивал, что совмещенный мост очень нужен, и с началом его строительства не надо затягивать. В качестве подтверждения сообщил о своих впечатлениях от увиденного на Лене парома, с помощью которого сейчас осуществляются перевозки транспорта с одного берега реки на другую и предложил до 1 сентября провести совещание по этому вопросу с участием Минтранса и РАО «ЖД».

Кстати, заключение госэкпертизы по этому проекту было вскоре получено, но, судя по всему, дальше замыслов дело так и не пошло.

Надо сказать, что у этого проекта были противники. В феврале 2007 года на портале SakhaNews было опубликовано интервью с доктором технических наук, главным инженером Института физико-технических проблем Севера СО РАН Артуром Андросовым, который предлагал строить тоннель. Похоже, ученого услышали спустя три года. А он тогда говорил следующее: «Правительство в упор не признает альтернативный вариант. Главный строитель республики Артур Алексеев вторит, что проект моста уже внесен в генплан и шага назад нет, топором не вырубишь. Хотя нужно признать, что мост – далеко не лучший и не единственный вариант, мир развивается, время требует уже новых, прогрессивных идей». «Прежде всего, нас беспокоит вопрос безопасности моста. Место, где будет расположен мост, является одним из самых затороопасных зон. Поэтому неизвестно, выдержит ли мост максимальные водяные нагрузки. Скорее всего, нет».

В ответ на интервью Андросова на сайте Министерства транспорта, связи и информатизации РС(Я) (mtsi.ya1.ru) была опубликована другая точка зрения ведущего специалиста отдела наземного транспорта министерства Татьяны Хромышевой. Она сообщила, что в рамках программы общественных слушаний 25 и 26 апреля 2006 года состоялись техническое и консультативное совещания с участием руководителей и специалистов ведущих научно–исследовательских и проектных институтов страны, на которых проект моста был всесторонне обсужден. Наряду с проектом балочного моста рассматривались и альтернативные проекты: канатная подвесная дорога, тоннель и вантовый мост.

В решении технического совещания относительно тоннеля под Леной сказано буквально следующее, писала Хоромышева: «Тоннельный вариант, как альтернативный к исполнению рекомендован быть не может в связи со значительно большей стоимостью (порядка 100 млрд. рублей), а также сложностью в эксплуатации».

В официальной прессе республики о строительстве моста через реку Лена писали как о решенном вопросе, а на сайте минтранса сообщали о нем чуть ли не высоким слогом: «Геометрически строгая металлическая вязь пролетных строений и внушительная громада фигурных опор с ледокольными и волнорезными устройствами создадут якутскому мосту лаконично-суровую и неповторимую северную красоту».

«Если все пойдет гладко, и политическая воля современной России, а больше руководства Республики Саха (Якутия), не будет сломлена какими-нибудь негативными обстоятельствами, то транспортные строители республики намерены начать возводить этот уникальный мост с будущего, 2007-го года.

Новый проект сделан с учетом требований нашего времени, на основе дополнительных научных и проектных изысканий и требований новых строительных нормативов и международных стандартов. То есть все учтено, что пожелали инвесторы, на уровне достижений науки и практики строительства таких сооружений в зоне вечной мерзлоты».

Надо полагать, что политическая воля руководства республики все-таки оказалась в 2010-м «сломлена» «негативными обстоятельствами», и проекту моста, судя по всему, окончательно приказали долго жить. А если серьезно, нынешние события свидетельствуют о том, что в команде бывшего президента республики не было единодушия относительно этого проекта, и когда Штыров ушел, в истории проекта моста была поставлена жирная точка.

Как сообщается сегодня на сайте egorborisov.ru, «руководство республики совместно с Минтрансом РФ недавно приступило к рассмотрению альтернативного варианта перехода через Лену. Речь идет о принципиально новом решении, а именно о возможности возведения подводного тоннеля под руслом реки – проекта гораздо более экономичного, и вместе с тем ничуть не более сложного технически».

Читайте также:  Воду из реки ведром не вычерпаешь радугу с неба рукой не схватишь

Преимущества проектного решения на будущем перегоне «Правая Лена – Табага – Якутск»:

«Во-первых, строительство тоннеля обойдется существенно дешевле.

Во-вторых, собственно производство работ в случае одобрения проекта будет завершено, как минимум, на год быстрее, чем строительство моста, поскольку при обустройстве тоннеля не потребуются перерывы на период ледоставов, наводнений и низких температур наружного воздуха.

В-третьих, подсчитано, что эксплуатационные затраты при использовании тоннеля будут более чем в два раза меньше по сравнению с ежегодными расходами на обслуживание моста.

И, в-четвертых, паводковая ситуация на участке строительства мостового перехода через Лену в последние годы складывается явно не в его пользу. Тоннель же абсолютно определенно не будет создавать преград движению ледохода.

Единственная проблема, из-за которой дальнейшая разработка подводного варианта пока находится под вопросом – вечная мерзлота. Хотя и в этом значимом нюансе не все так критично, как может показаться на первый взгляд. Дело в том, что под руслом реки вечной мерзлоты нет. Это общеизвестный факт, доказанный учеными. Однако в пойменных участках вечномерзлые грунты присутствуют, поэтому главная задача проектировщиков заключается в том, чтобы при сооружении и эксплуатации тоннеля не допустить растепления мерзлоты, так как в дальнейшем это может повлечь осадку и разрушение всего перехода.

Обсуждение альтернативного варианта продолжится. Окончательное решение будет приниматься на уровне Правительства РФ».

Источник

Мост через Лену: из мечты в реальность

Мост через Лену: из мечты в реальность

Фото: Пресс-служба главы и правительства Республики Саха

Ростех принимает участие в очень важном для страны инфраструктурном проекте – строительстве моста через Лену. Разговоры о его необходимости ведутся на протяжении 40 лет. «Мост через Лену – вековая мечта якутян», – так прокомментировал проект глава Якутии Айсен Николаев.

Часть Якутии на левом берегу Лены все еще не имеет стабильной транспортной связи с остальной Россией. Летом ‒ это водный транспорт, зимой ‒ ледовая переправа, а в межсезонье Лена недоступна для нормальной навигации, и население вовсе отрезано от «большой земли». Проект важен на уровне не только региона, но и всей страны, и даже глобальнее ‒ в будущем мост позволит создать транспортный коридор между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Непростая история Ленского моста и о том, как мечта становится реальностью ‒ в нашем материале.

История вопроса

Разговоры о соединение двух берегов Лены возле Якутска начались еще в 1980-х годах. Связано это было с проектированием Амуро-Якутской магистрали – железной дорогой, которая должна была связать Транссиб и БАМ с Якутией, а значит пересечь Лену. Кроме того, новый мост был призван соединить восточную и западную части Якутии, обеспечив большинство якутян стабильной связью с «большой землей». Если летом сообщение между берегами возможно водным транспортом, а зимой – по льду, то в межсезонье Лена вовсе недоступна для нормальной навигации, и центр республики отрезается от восточной части.

1409335697.jpg

Строительство Ленского моста активно обсуждалось на государственном уровне вплоть до распада СССР. Вернулись к этому вопросу только в начале 2010-х годов. В июне 2013 года был объявлен открытый конкурс на строительство и эксплуатацию Ленского моста. Итоги его были подведены в марте 2014 года, но тогда все ресурсы были брошены на возведение другого стратегически важного объекта для страны – Крымского моста. Наконец, к концу 2018 года, после успешной реализации этого проекта, Ленский мост – снова в центре внимания.

В июне 2019 года в ходе прямой линии Владимир Путин отметил значимость проекта, в первую очередь, для жителей региона. Уже в ноябре прошлого года президент поручил правительству представить предложения по проекту моста. Тогда около тысячи жителей Якутска собрались на древний танец «осуохай», которым традиционно выражают радость по поводу значимых событий.

В конце 2019 года были проведены конкурсные процедуры для определения концессионера проекта по проектированию, строительству и эксплуатации мостового перехода через Лену. В середине января 2020 года им была определена компания, представляющая консорциум Госкорпорации Ростех и Группы «ВИС» . Концессионер займется реализацией проекта на всех его этапах. В общей сложности речь идет о 25 годах: 6 лет будет длиться проектирование и строительство, а 19 лет – эксплуатация объекта.

aa2da61633df0608185317cfaab1a564.jpg

К проекту недавно подключился и Сбербанк, который выступает финансовым партнером концессии. Банк предоставляет кредитную линию на десять лет с лимитом до 25 млрд рублей.

Большие перспективы не только для Якутии

Сегодня часть Якутии на левом берегу Лены все еще не имеет постоянной наземной транспортной связи с остальной Россией. Здесь проживает около 600 тыс. человек, а это без малого более 60% населения всей Якутии. Зимой они переезжают на автотранспорте по ледовым переправам, летом часами ожидают паром. В межсезонье в Якутск можно попасть только воздушным путем.

Новый мост объединит федеральные автодороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», то есть самым коротким путем свяжет Восточную Сибирь с портами Охотского моря. Таким образом, проект очень значим не только на региональном уровне, но и в масштабах страны. Считается, что в будущем Ленский мост также получит огромное международное значение – свяжет транспортным коридором Европу и Азиатско-Тихоокеанский регион.

Новый мост не только сделает жизнь якутян более комфортной, но и положительно скажется на экономике региона. Подсчитано, что грузопоток вырастет до 6 млн тонн, а пассажиропоток – до 8 млн человек в год. Всего же наземная связь через Лену сможет экономить на северном завозе не менее 4 млрд рублей в год.

Кроме того, реализуемый проект позволит создать новые рабочие места в регионе, обеспечит развитие прилегающих территорий. Совокупный положительный эффект на рост валового регионального продукта (ВРП) Якутии может составить до 3% ежегодно. Согласно оценке Минэкономразвития России, эффекты от строительства Ленского моста превышают более чем в 1,6 раза инвестиции в его создание.

Читайте также:  Реки московской области для 4 класса

Мост в будущее

Новый мост появится рядом с селом Старая Табага, которое находится в черте городского округа Якутска, в 30 км южнее самого города. Русло реки Лена здесь самое узкое – 2,5 км. В других местах Лена расширяется до 5-7 км, а иногда ее ширина составляет 20 км.

Общая длина трехпилонного вантового моста составит чуть более 3 км, а протяженность подходов – около 14 км. Мост будет двухполосным, в сутки по нему смогут проехать 4600 автомобилей. Похожие по конструкции мосты уже существуют в России – через пролив Босфор Восточный и бухту Золотой Рог во Владивостоке. Однако, как отмечают специалисты, Ленский мост – уникален. Возводится он в экстремальных условиях Крайнего Севера, в числе которых – суровые морозы, интенсивный ледоход, сильные паводки и сложная логистика завоза материалов.

На сегодняшний день уже разработана документация по первому этапу проекта и передана на рассмотрение Госэкспертизы, которая должна завершиться в мае 2021 года. Можно сказать, что Ленский мост – это вопрос самого ближайшего будущего: движение по нему может быть открыто уже в 2025 году. Сроки для такого амбициозного проекта – очень сжатые.

Источник

Ситуация не дозрела: мост через Лену снова не получит денег из бюджета

Мост через Лену снова не получит денег из федерального бюджета, узнал Forbes. Такое решение принял Минтранс. Ведомство отказалось финансировать строительство как минимум до 2024 года. Деньги из федерального бюджета — почти 48 млрд рублей — пойдут на другие проекты, которые уже начали строить, сообщили Forbes в пресс-службе Минтранса. Стройку планировали начать в 2021 году, а закончить в 2025 году. В середине июля 2020 года вице-премьер Марат Хуснуллин после встречи с главой Якутии Айсеном Николаевым даже поручил проработать вопрос об ускорении строительства моста, чтобы сдать его на год раньше — в 2024 году. Падение экономики из-за пандемии вынудило Минфин при составлении бюджета сократить расходы на 2021 год. И в итоге бюджетные средства направят «в первую очередь на завершение строительства начатых объектов, а также на цели национальных проектов», сообщили Forbes в пресс-службе Минтранса. «В связи с этим федеральным финансированием строительство моста через Лену не обеспечено», — добавили там. Ранее «Ведомости» со ссылкой на источники писали, что Минтранс не захотел перераспределять на мост средства из других своих проектов и готов был поддержать строительство моста только при условии дополнительного финансирования, но в деньгах отказывал Минфин. Без прямого финансирования проект невозможно сдать в 2024 году, а начать строительство в 2021 году будет достаточно сложно, считает гендиректор агентства «INFOLine-Аналитика» Михаил Бурмистров. Крым, БАМ и ЦКАД: на какие проекты правительство не жалеет денег в период пандемии Представитель Минтранса заявил, что в «ближайшее время» соберется межведомственная комиссия по отбору проектов дорожного строительства в регионах, где обсудят, как еще можно профинансировать этот проект. По словам источника Forbes, близкого к одному из участников проекта, «есть надежда», что мост через Лену включат в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры объемом в 3 трлн рублей. Тогда у проекта снова появится шанс получить федеральное финансирование. Но решение могут принять только в следующем году, говорит собеседник Forbes. «Ведомости» ранее писали, что власти Якутии ранее уже предлагали альтернативные варианты господдержки — например, концессионер может выпустить инфраструктурные облигации. Или привлечь средства за счет выпуска гособлигаций. Но проект в текущем виде не предусматривает финансирование из этих источников. Представители ВИС и Ростеха переадресовали вопросы Forbes в правительство Якутии. Forbes направил его представителю запрос и ожидает ответа. Жители Якутии ждут появления моста через реку Лену более 10 лет. На левом берегу реки — в Якутске и других населенных пунктах региона — живет около 600 000 человек, а это больше половины населения республики Саха (Якутия). Эта часть Якутии связана с остальной Россией только паромной переправой, зимой автомобили добираются до федеральных трасс по замерзшей Лене. Несколько месяцев в году, когда лед тонкий, местные жители могут попасть на другой берег только по воздуху. Возможность построить мост президент Владимир Путин поручал рассмотреть еще в 2006 году. В марте 2014 года проект был максимально близок к реализации, тогда власти выбрали консорциум строителей. В него вошли в том числе ВТБ и «УСК «Мост» Руслана Байсарова. Проект стоил 64 млрд рублей, и из федерального бюджета планировалось выделить 54,4 млрд рублей, остальное — за счет концессионера. Однако после присоединения Крыма чиновники решили, что проект Крымского моста нужнее, и перебросили финансирование туда. Спустя еще шесть лет про проект вспомнили снова: глава республики Айсен Николаев написал письмо в Кремль с просьбой поддержать проект. И Путин его одобрил, поставив на письме Николаева резолюцию «Ситуация дозрела до реализации проекта». Мост наш: как Аркадий Ротенберг получил подряд на стройку века Сегодня проект строительства моста через Лену стоит более 83 млрд рублей. В феврале 2020 года Якутия заключила соглашение на 25 лет с «Восьмой концессионной компанией» (66,6% принадлежит группе ВИС Игоря Снегурова, 33,4% – компании «РТ — развитие бизнеса», входящей в «Ростех»). Концессионер обязался вложить в проект 29 млрд рублей, еще 6,4 млрд рублей выделяет правительство Якутии. Из федерального бюджета на проект выделяли 47,9 млрд рублей. По плану легковые автомобили смогут ездить через Лену бесплатно, а для грузовиков оплата составит 1000-4000 рублей. Протяженность моста — 3 км, подходов к нему — 11 км. Полуостров за полтриллиона: на что Россия потратила больше всего денег в Крыму

Читайте также:  Ты река ли моя реченька игровая

Источник



Что известно о проекте строительства моста через Лену в районе Якутска

ТАСС-ДОСЬЕ. 13 февраля 2020 года в Москве консорциум госкорпорации Ростех и группы «ВИС» подписал с правительством Якутии концессионное соглашение о проектировании, строительстве и эксплуатации моста через реку Лена.

Современная транспортная ситуация в Якутии

В настоящее время Якутск и остальная часть Якутии, расположенная на левому берегу реки Лена, не имеют круглогодичной наземной транспортной связи с остальной Россией. Всего в этой части региона проживает 600 тыс. человек или более 60% населения республики. Связь Якутска с автодорогой «Колыма» (Р-504) и станцией Нижний Бестях Амуро-Якутской железной дороги осуществляются через реку Лена: летом на паромах, зимой — по льду. В среднем 152 дня в году в Якутск можно добраться только авиационным транспортом. При этом даже в летний период судоходство по Лене не гарантировано из-за периодического обмеления реки.

Этот фактор существенно ограничивает возможности и повышает стоимость доставки грузов. В 2019 году объем завоза в Якутию водным транспортом составил 1 млн 245 тыс. т различных грузов. Общая стоимость транспортировки — 30 млрд руб. По оценкам, наличие наземной связи через Лену позволит ежегодно экономить на северном завозе не менее 4 млрд руб.

История

Вопрос о строительстве моста через Лену в районе Якутска стал впервые обсуждаться на государственному уровне в начале 1980-х годов, когда в правительстве СССР утверждался проект Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Планировалось, что ее сдадут в эксплуатацию в 1995 году вместе с совмещенным автомобильно-железнодорожным мостом через Лену. В 1986 году было представлено технико-экономическое обоснование проекта с тремя вариантами строительства, в качестве приоритетного рассматривался мост в районе села Табага в 15 км выше по течению от Якутска.

Однако после распада СССР строительство железной дороги замедлилось. Оно было завершено лишь в 2018 году, конечная станция магистрали была построена рядом с поселком городского типа Нижний Бестях на правом берегу Лены напротив Якутска.

Вопрос о мосте через Лену был отложен из-за высокой стоимости проекта, сложных геологических и гидрологических условий: вечной мерзлоты, высокой сейсмичности (до 7 баллов) и опасностей ледовых заторов на реке.

В ноябре 2006 года замминистра транспорта РФ Александр Мишарин сообщил, что по итогам межведомственного совещания в Якутске было решено строить автомобильно-железнодорожный мост в Табагинском створе. Предполагалось, что стоимость объекта составит 15,4 млрд руб. Сдать мост в эксплуатацию планировалось в 2012 года. Компанией «Трансмост» был создан проект моста, который в 2008 году получил положительное заключение Главгосэкспертизы. Однако средств на строительство тогда не нашлось.

15 ноября 2011 года при укладке «золотого звена» Амуро-Якутской железной дороги на станции Нижний Бестях президент РФ Дмитрий Медведев отметил, что эту магистраль «обязательно нужно соединить с Якутском, пройти через Лену». На тот момент рассматривалось и альтернативное предложение — строительство железнодорожного тоннеля под рекой.

В феврале 2013 года в ходе Красноярского экономического форума Федеральное дорожное агентство и Республика Саха — Якутия подписали соглашение о намерениях по проектированию автомобильного моста через Лену в Якутске. От железнодорожной составляющей было решено отказаться, поскольку магистраль от Нижнего Бестяха в перспективе планируется продлевать на восток в сторону Магадана и вокзал в Якутске все равно был бы тупиковым.

2 апреля 2013 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал распоряжение о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения по данному проекту. Его победителем в марте 2014 года стал консорциум ООО «Транспортные Концессии (Саха)», участниками которого являлись Банк ВТБ, АО «УСК «Мост», ПАО «Бамстроймеханизация», АО «Институт «Стройпроект». Однако в том же месяце произошло воссоединение Крыма с Россией и приоритетным для выделения финансирования стал мост через Керченский пролив.

В апреле 2019 года в ходе Международного арктического форума в Санкт-Петербурге глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что решение о включении проекта моста через Лену в план развития магистральной инфраструктуры примут до конца 2019 года.

17 июня 2019 года Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики внесло на рассмотрение в правительство РФ Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. В нее был включен и мост через реку Лена.

18 ноября 2019 года газета «Коммерсантъ» со ссылкой на источники сообщила, что президент России Владимир Путин поддержал проект строительства автодорожного моста через реку Лена в районе Якутска. В тот же день глава Якутии Айсен Николаев сообщил, что строительство моста планируется завершить в 2025 году. Стоимость проекта он предварительно оценил в 83 млрд руб.

17 января 2020 года по итогам конкурса по выбору компании-концессионера была объявлено, что мост будет строить российская «Национальная инфраструктурная компания». В этом консорциуме группа компаний «ВИС» Игоря Снегурова владеет 66,6% акций, а «РТ — Развитие бизнеса» (дочерняя структура госкорпорации Ростех) — 33,4%.

Характеристики

В конце 2019 года рассматривались два проекта моста. Вариант, разработанный российской группой компанией «ВИС» — предусматривал вантовую конструкцию, вариант китайской PowerChina International Group — стальную неразрезную.

Строительство моста позволит создать в городе транспортно-логистический узел, где сойдутся железная дорога, речной и авиационный транспорт, а также три региональные автодороги. Открытие транспортного перехода через Лену, как предполагается, приведет к увеличению объема грузоперевозок в регионе в три раза, до 6 млн т в год. Планируется, что проектирование моста будет завершено в 2021 году, движение по нему будет открыто в 2025 году.

13 февраля 2020 года власти Якутии сообщили, что на возмещение затрат концессионера при проектировании и строительстве моста республика направит 20,2 млрд руб.

Источник

Adblock
detector