Меню

Теплоход переместился из реки

На одной волне с «Москвой»

Капитан теплохода «Москва» Марина Львовна Гаврилова в Ярославском речном порту работает более 40 лет, за штурвалом разных судов — с 1980-го, а речной трамвайчик гоняет по волнам два десятка лет. В этом летнем сезоне можно будет праздновать 20-летний юбилей.

Когда-то эта хрупкая и очень симпатичная женщина, о которой автор этих строк первый раз написала в 2011 году, признавалась, что все боится не наработаться. Но даже сейчас ощущения, что наработалась, пресытилась, устала, у нее нет и в помине: очередная медкомиссия давно пройдена, с марта все ее мысли были уже о том, что скоро придет пора готовить родную «Москву» к очередной навигации. И вот подготовка пройдена, «Москва» снова качается на волнах, а у капитана Гавриловой в руках штурвал, но чувства каждый год неизменны: волнение и радость от встречи с любимой Волгой и своим до сих пор еще очень нестандартным для женщины рабочим местом.

Кем она хочет быть, Марина четко знала уже в 17 лет. Путь к мечте оказался непростым, а потому чувство ликования, когда ее документы взяли в Рыбинское речное училище, она помнит до сих пор: небо казалось пронзительно голубым, а от радости хотелось просто кричать. Потом она работала на небольших пассажирских судах, штурманом и судоводителем на сухогрузном теплоходе (СТ), ходила по всей Волге от Твери до Астрахани, по каналу имени Москвы. Их СТ перевозил всевозможные грузы — от железобетона и покрышек до арбузов и помидоров. А в каюте Марины стояла. швейная машинка, на которой в свободное от вахты время она строчила наряды для маленькой дочки, себя и близких. «Модницей я была, а шить научила бабушка-портниха», — словно извиняясь, объясняет капитан Гаврилова.

На море — в Евпатории — за всю свою жизнь она была всего два раза: в детстве и лет восемь назад с дочерью и внуком. И признается, что ходить на судах по морю не мечтала никогда: любит реку, родную Волгу, чувствует себя за штурвалом речного теплохода комфортнее, чем на земле, и потому считает себя абсолютно счастливой.

— Мне нравится река, берега. Очень люблю вечерние рейсы, хотя никому на теплоходе они не нравятся, потому что заканчиваются уже после 23.00, а судно еще надо вычистить, прибрать — и потом снова на работу к семи утра. А я эти рейсы очень люблю, потому что на реке летом бывает просто фантастический закат: солнце садится, и вода переливается то золотом, то пурпуром. Очень красиво! — Марина Львовна рассказывает о своей работе, реке и судне с исключительной нежностью, наверное, свойственной только женщине. И, ни секунды не раздумывая, отвечает на непростой, в общем, вопрос: «Если бы пришлось еще раз выбирать жизненный путь, выбрала бы тот же самый».

Сегодняшняя мечта капитана Гавриловой и ее супруга Игоря Александровича, тоже речника, — путешествие на круизном лайнере сверху вниз по Волге: хочется вспомнить маршрут, по которому когда-то ходили, увидеть знакомые места. «Но, видимо, мужу придется еще чуть-чуть подождать», — улыбается Марина Львовна.

Источник

«Мясорубка на Волге». Крупнейшая катастрофа на речном флоте СССР

» src=»https://static.life.ru/publications/2020/8/25/1534885230901.6555.jpg» loading=»lazy» style=»width:100%;height:100%;object-fit:cover»/>

Круизный теплоход «Александр Суворов» врезался в железнодорожный мост, по которому в тот момент шёл грузовой состав. Металл давил и разрывал людей. Официально заявили о 170 погибших, однако жертв было больше. Никто до сих пор точно не знает, сколько всего людей было на борту. Власти скрывали правду, засекретив материалы о катастрофе.

Эту катастрофу прозвали «мясорубкой на Волге», потому что последствия её были ужасны: по официальным данным, в ней погибло 170 пассажиров, шесть членов экипажа, 49 человек были ранены. Однако настоящее количество жертв в СССР скрывалось — по неофициальным данным, только раненых было больше ста человека, а тела погибших вылавливали из Волги-матушки целый месяц.

Теплоход

На роскошный лайнер были распроданы все билеты

Жарким летом 1983 года катастрофу на Волге ничего не предвещало. Пассажиры, которые купили билеты на речной круиз Ростов-на-Дону — Москва, были совершенно уверены в безопасности путешествия. Ещё бы — идти вверх по Волге им предстояло на огромном белоснежном красавце — круизном судне «Александр Суворов», принадлежавшем Волго-Донскому пароходству.

Теплоход

Теплоход «Климент Ворошилов», один из девяти аналогичных судов серии «Валериан Куйбышев». Фото © chanych-85.livejournal.com

Теплоход был новенький, только что со стапелей чехословацкой компании Národný Podnik Škoda Komárno, его длина составляла больше 135 метров, ширина — 17 метров, водоизмещение — около 4 тыс. тонн, а общая мощность двигателей — 3 тыс. лошадиных сил. Речной лайнер мог вместить 336 пассажиров.

Но это не всё: «Александр Суворов» был по-настоящему роскошным лайнером с богатой отделкой, с прекрасной кухней, баром и двумя ресторанами, танцзалом, солярием, библиотекой и кинотеатром в надстройке верхней палубы — просто мечта советского отпускника! Поэтому не стоило удивляться, что в рейс теплоход пошёл с перегрузом, взяв на борт 330 пассажиров, 55 членов экипажа и 35 человек обслуги — горничных, кухработниц и массовиков-затейников. Были на борту и зайцы — родственники членов экипажа, которым нужно было попасть в Москву. Предположительно, всего на лайнере находилось 438 человек.

Путешествие было весёлым и беспечным вплоть до воскресного вечера 5 июля, когда пароход подошёл к Ульяновску. После 22:00 веселье переместилось из ресторанов на верхние палубы — там скопилось около 250 человек. Гремела музыка в диско-зале, около ста человек в кинотеатре смотрели знаменитый советский детектив «Возвращение «Святого Луки», многие поднялись наверх подышать воздухом и полюбоваться вечерним Ульяновском — хотя уже наступали сумерки, видимость была отличной.

Читайте также:  Приток реки великой в россии

Верхняя палуба теплохода

Верхняя палуба теплохода «Александр Суворов». Фото © chanych-85.livejournal.com

Тем более невероятной оказалась катастрофа: по какой-то причине рулевой направил круизный лайнер в непроходимую шестую секцию железнодорожного ульяновского моста вместо того, чтобы провести теплоход через третью секцию, под которой «Александр Суворов» без происшествий проходил уже 17-й раз! Ничего не понимавшие пассажиры ещё успели заметить, как на мост въехал железнодорожный состав, замелькали вагоны.

В следующую секунду удар в мост срезал и превратил в кашу верхние палубы лайнера. «Удар, вспышка короткого замыкания — и всё полетело навстречу людям», — так описывал случившееся один из очевидцев. Кинотеатр со зрителями и танцпол были в один миг смяты, превращены в кашу вместе со всеми, кто там находился. Дети, женщины в лёгких летних платьях, улыбающиеся мужчины — всё было изрезано, смято, растёрто. Мясорубка.

«Александр Суворов» во время следственного эксперимента после катастрофы. Фото © chanych-85.livejournal.com

Из-за врезавшегося в мост теплохода были разрушены железнодорожные пути, несколько товарных вагонов сошли с рельсов и обрушили вниз на теплоход зерно и брёвна. Каким-то чудом у перил моста задержалась огромная цистерна с горючим. Если бы она упала на теплоход — не выжил бы никто.

После удара о мост «Александр Суворов» по инерции прошёл ещё около трёхсот метров и только потом остановился. Машинист поезда, дававший позже показания о катастрофе, говорил, что сверху лайнер казался «накрытым красной скатертью» — из-за крови людей, залившей палубы. Внизу был ад.

Повреждённый мост. Фото © chanych-85.livejournal.com

Это роковое мгновение разлучило людей — кого на время, кого навсегда. Двое мужчин остались в каюте — выпить водки и поговорить, а их жёны отправились потанцевать. Больше женщин никто не видел. Молодожёны пошли наверх танцевать, но молодой человек забыл внизу сигареты и вернулся за ними. Когда он вышел на палубу, катастрофа уже произошла. Он начал звать жену по имени. Она отозвалась из воды. Тогда мужчина бросился в Волгу и поддерживал израненную жену на поверхности воды, пока не пришла помощь.

Как любовь советских красоток сгубила лётчиков ВВС США

Пассажир Владимир П. позже рассказал, как потерял жену: она пошла посмотреть на Ульяновск, а ему вдруг стало лень. После удара он сразу же метнулся наверх и увидел, как по ступеням трапа стекает кровь. Первое, что он увидел, выбравшись на палубу, — это умирающую девушку с оторванными ногами и груды железа вперемешку с обломками дерева и частями человеческих тел. Жену он нашёл, но было поздно — она умерла у него на руках. Кто-то из пассажиров в отчаянии размахивал рядом с ним пиджаком — пытался привлечь внимание людей на берегу.

Помощь пришла только через 40 минут. Ульяновск буквально содрогнулся от ужаса. Всю ночь с теплохода снимали пассажиров — уцелевших и раненых, вывозили изуродованные тела. Больницы и морги вдруг оказались забиты до отказа, хирурги не справлялись с потоком тяжелораненых — почти все, кто выжил той страшной ночью, остались инвалидами на всю жизнь.

Расследование причин катастрофы началось быстро — той же ночью к месту происшествия прибыли следователи, а через несколько дней была создана правительственная комиссия, которую возглавил член ЦК КПССС Гейдар Алиев. Но помимо этой власти приступили ещё к одной операции — по сокрытию информации о катастрофе от населения. Все материалы следствия были тотчас же засекречены. В газетах по факту случившегося было лишь скупое сообщение, в котором произошедшее называлось «аварией», а Центральный комитет КПСС и Совет министров СССР выражали «глубокое соболезнование семьям и родственникам погибших».

Фото © ТАСС / Мусаэльян Владимир, Песов Эдуард

Фото © ТАСС / Мусаэльян Владимир, Песов Эдуард

Уже на следующий день город был закрыт, прилетавших родственников в аэропорту встречали сотрудники КГБ и отвозили в штаб, а затем в гостиницу, персоналу которой было запрещено разговаривать с людьми о произошедшем. Из-за отсутствия достоверных сведений город наполнился слухами. Одни шёпотом говорили, что экипаж лайнера отмечал чей-то день рождения и был пьян, другие муссировали версию о захвате теплохода террористами.

Погибших людей собирали буквально по кускам. Работы на теплоходе велись месяц. Однажды туда привезли «суточников» — тех, кого осудили на трое или 15 суток. Так, один из них, увидев покорёженный металл, смешанный с частями человеческих тел, прыгнул за борт.

Репетиция второй мировой. Кто ликвидировал самого влиятельного генсека ООН

Виноватых не найти?

Следователи быстро выяснили, что капитан судна Владимир Клейменов на мостике отсутствовал — он отдыхал в каюте перед ночной вахтой, на что имел полное право. После столкновения корабля с мостом он якобы сразу оказался в воде, помог какому-то тонущему пассажиру выбраться на берег, но позже даже не принимал участия в ликвидации катастрофы и действиями экипажа не руководил «из-за ранений». На суде будут говорить, что серьёзных травм у капитана не было, но позже выяснится, что у него была травма селезёнки и «оторвана» почка.

Капитан Клейменов. Фото © chanych-85.livejournal.com

На мостике оставались двое — первый штурман Евгений Митенков и рулевой Уваров. Причём Митенков, по свидетельствам заходивших в рубку пассажиров, читал книжку, — какой-то детектив, а рулевой Уваров был новичком и не обладал достаточным опытом. Были и другие нарушения: железнодорожный мост был по каким-то причинам не освещён — то есть достаточной сигнализации не было, путевой обходчик не включил огни. В сумерках рулевой, скорее всего, принял железнодорожную будку над шестой секцией моста за квадратный сигнальный щит проходного пролёта и по ошибке направил лайнер туда. Спросить вину с него или со штурмана уже было невозможно — и Митенков, и Уваров погибли в катастрофе. Экспертиза показала, что в момент гибели оба были совершенно трезвые.

Читайте также:  Разлив рек в краснодарском крае

Однако всё это не объясняло случившегося: видимость тем вечером была отличной, и заметить, под какой пролёт необходимо вести теплоход, экипаж мог за три километра до моста. Получалось, что виноваты все и никто — железнодорожников к суду по какой-то причине не привлекли. Тогда следствие вцепилось в капитана Клейменова, обвинив его в халатности, в неспособности наладить удовлетворительную работу экипажа и в самоустранении от спасения людей. Суд состоялся уже 10 сентября. Точное количество погибших так и не узнали — Клейменов не знал точно, сколько человек находилось на борту теплохода.

Сокровище царского дворца. Какие следы знаменитой Янтарной комнаты обнаружили в Калининграде

Капитан «Александра Суворова» Владимир Клейменов был приговорён к 10 годам лишения свободы, но освободился через шесть лет и умер через год — не выдержало сердце. Через 25 лет после трагедии у ульяновского моста был открыт памятник погибшим. Он представляет собой кусок фермы с того самого пролёта и православный крест. Теплоход «Александр Суворов» был отремонтирован и передан в Волжское пароходство, а позже куплен частной компанией.

Источник

Крупнейшая катастрофа в истории речного пароходства. Ульяновск, 1983 г.

«То, что было на теплоходе, невозможно передать. Матросы и проводницы таскали раненых. Если можно назвать их ранеными. Без рук, без ног, они тянулись к нам. Просили помочь, не ощущая того, что у них даже нет ни рук, ни ног. Они умирали у нас на руках. Искалеченные дети, беременные женщины с разорванными животами. Близкие искали своих близких. Никаких криков — тихие стоны. Даже дети не плакали. Труп одной девушки, разорванной пополам, долго висел вниз головой. Пошел дождь, и по волосам стекала кровь. Это было страшно».

Тридцать лет назад, 5 июня 1983 года, недалеко от Ульяновска пассажирский теплоход «Александр Суворов» врезался в железнодорожный мост через Волгу, по которому шел грузовой состав. В результате погибли 176 человек.

Теплоход «Александр Суворов» был построен по проекту 92-016. Речные теплоходы данного проекта были самыми большими в СССР, водоизмещением 3935 т, длина составляла 135,80 м. Всего было построено 9 теплоходов данного проекта.

Ближайшие «родственники» Александра Суворова: Семён Будённый, Георгий Жуков, Мстислав Ростропович, Михаил Фрунзе, Фёдор Шаляпин, Сергей Кучкин, Феликс Дзержинский и Валериан Куйбышев.

(На фото «зимуют» красавцы Михаил Фрунзе, Александр Суворов, Семен Буденный).

Четырёхпалубный теплоход «Александр Суворов» отправился в круиз из Горького (сейчас это Нижний Новгород) 1 июня 1983 года. Как сообщает большинство источников, на судне находилось 439 человек, из которых 343 – туристы. Путёвками в круиз по Волге в то время поощряли за хорошую работу коллективы предприятий, и в этом плавании на «Суворове» в основном отдыхали шахтёры Донбасса. По злой иронии судьбы, в момент катастрофы по злополучному мосту проходил поезд, гружёный углём. Тонны угольной пыли обрушатся на умирающих от страшных ран людей.

Также на судне были шесть работников круиза, 35 рабочих и служащих ресторана и экипаж из 55 человек под командованием капитана Владимира Клейменова.

(Теплоход «Александр Суворов». Ростовская набережная. Весна 1983 года. Фото А. Чеботарёва.)

Через сутки после начала плавания теплоход сделал остановку в порту Чебоксар, и люди отправились на экскурсии и речные прогулки. В следующие два дня у «Суворова» были запланированы пляжная стоянка и рыбный день. Вечером 5 июня 1983 года «Александр Суворов» приближался к Ульяновску.

Во время ужина по радио поздравили с днём рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и отдыхающие. После этого большинство пассажиров перешли на верхнюю палубу, где были танцы, и в кинозал теплохода, в котором показывали отечественный детектив «Похищение «Святого Луки».

В 20:00 на вахту заступил старший помощник капитана, штурман Евгений Митенков. Теплоход приближался к мосту через Волгу с почти максимальной скоростью – 25 километров в час. В это время к тому же мосту подходил товарный состав.

Митенков перед самым приближением к мосту запросил у диспетчера габарит пролёта, на что получил ответ: «13,8». Запросив повторно, он получил тот же ответ и сказал: «Совсем плохо!» Штурман визуально понял, что габарит меньше и что теплоход идёт не в судоходный пролёт. Но, получив от диспетчера правильную цифру габарита пролёта в 13,8 метров, при котором теплоход проходит, продолжил движение. То, что теплоход идёт не в свой пролёт, заметил и охранник на мосту. Он попытался привлечь внимание вахтенных звуками выстрелов, но это оказалось бесполезным.

В 21:40 «Александр Суворов» на полном ходу рубкой врезался в перекрытие несудоходного пролёта моста. Верхнюю палубу срезало, как ножом.

За несколько минут до столкновения на мост со скоростью 70 км/ч заехал товарный поезд из 53 вагонов. От удара железнодорожное полотно сместилось на 40 сантиметров, и 11 вагонов сошли с рельсов. Груз поезда — зерно, уголь и бревна — посыпался на изувеченных пассажиров. Одна из цистерн с 93-м бензином сорвалась с рельсов, но чудом застряла в перекрытиях моста. Если хотя бы одно ведро горючего пролилось на теплоход, то он превратился бы в факел и выгорел за 15-20 минут. Не спасся бы никто.

Теплоход остановился не сразу, по инерции проплыв еще около трехсот метров. Верхней палубы просто не стало. Повсюду были только изуродованные и покалеченные люди.

. Сразу после ужина Владимир Петрович П. пошел в каюту с женой. Около половины одиннадцатого она сказала: “Пойдем наверх, рядом город, а мы его не увидим – сидим как тараканы. ” Он отмахнулся, не захотелось. Она ушла. Больше он ее живой не видел.
Он ощутил удар. Какой-то растянутый, не резкий, но жуткий, будто суда столкнулись. Теплоход замедлял движение. Владимир Петрович выскочил из каюты и бросился наверх по трапам, Перед последним, ведущим на верхнюю палубу, отпрянул.

Читайте также:  Река сож в чечерске

Сверху сплошным потоком лилась кровь. Пересилив себя, пошел вверх. Увидел ужасное. Горы окровавленных шевелящихся обрубков тел. Рядом лежала белокурая девушка. Обеих ног у нее не было, но она дышала еще и смотрела на него безумным взглядом. Отчетливо произнесла: “Скажите маме, что я жива. ” И тут же умерла. Жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Лежала с проломленной головой.

Весь город содрогнулся от ужаса. На предприятиях Ульяновска были мобилизованы рабочие, собрались отряды студентов. Работали в больницах, на транспорте. Катастрофически не хватало гробов, и люди, никогда прежде не предполагавшие, что когда-нибудь придется гробы сколачивать, брались за работу. Хирурги работали как в полевом госпитале. Непрерывно резали и штопали людей. Невероятная сложность в работе в том заключалась, что были только рваные раны. Безумно сложно было их промывать, обрабатывать. Мелкая угольная крошка и в особенности зерна, которыми раны присыпало, окрашенные кровью, делались невидимыми. “Гораздо легче было бы, если бы была просто грязь. ”.

На место катастрофы срочно отправили правительственную комиссию, а также психологов, водолазов и мостовиков.
Демидов Г.Д., в то время — следователь управления КГБ по Ульяновской области:
«Мясорубка, конечно, была страшная. Людей просто перемалывало, отрывались руки, ноги, головы. Когда я появился на судне, палубу уже вымыли, но в воздухе ощущался сильный запах разлагающегося мяса. Трупы вылавливали потом в течение месяца, даже под Куйбышевом. Поднятые останки складывали в рефрижераторы, стоявшие на станции «Ульяновск-I». Там родственники погибших находили своих. «.

Перед следствием стояло много и задач и одна из них – отыскать на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого. Медэкспертиза должна найти ответ: почему “Суворов” двинулся в заведомо не проходимый пролет? Подогнали плавучий кран, подключили водолазов — попытались поднять палубу. Но это оказалось не так просто. Глубина в районе моста — 23 метра плюс 6-8 метров ила. Так что палубу подняли только через несколько дней.

В 1983 году, эксперты пришли к мнению: четыре факта привели к катастрофе:

— халатность первого штурмана;
— халатность рулевого;

— отсутствие сигнальных огней на мосту, в темное время суток;

— на шестом пролете, через которое такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика, напоминавшее своими очертаниями сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Такой сигнал есть в виде ромба для судов идущих вниз по Волге, и прямоугольник для судов по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься прямоугольником.

И еще. Капитаны судов неоднократно писали в управление Куйбышевской железной дороги о том, что в районе моста сложилась аварийная ситуация. Вина железнодорожников в аварии была тоже. Следствие разыскало свидетелей заходивших в рубку и видевших замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Митенков шел 18-й раз под этим мостом и видимо чувствовал себя слишком уверено. Это погубило 176 человек. Тела этих двоих подняли со дна Волги. Алкоголя в крови не обнаружили.

Следствие пришло к выводу, что капитан Клейменов самоустранился от спасения пострадавших, телесных повреждений на нем не было обнаружено, и поскольку он не смог обеспечить дисциплины на судне, суд приговорил его к десяти годам.
В заключении капитан “Суворова” пробыл около шести лет, потом был освобожден по состоянию здоровья. Умер в 1990 году от инфаркта.

В 1999 году по инициативе сотрудников Ульяновского отряда ФГП «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ» на Куйбышевской железной дороге в память о погибших на «Александре Суворове» был установлен крест. В 2006 году восьмой пролет, в который врезался теплоход, был заменен вместе с другими пролетами. Фрагмент данного пролета установили на территории охраны волжского моста как память о трагедии.

Источник



В Подмосковье пассажирский теплоход получил пробоину и сел на мель

МОСКВА, 11 окт — РИА Новости. Теплоход, следовавший по маршруту Муром-Москва по Оке, получил пробоину и сел на мель в подмосковных Луховицах, сообщил РИА Новости представитель экстренных служб региона.

«Теплоход, следовавший по маршруту Муром-Москва, сел на мель, получил пробоину, причалил к правому берегу. На борту 130 человек, выведены на берег до устранения течи, пострадавших нет», — сказал собеседник агентства.

Собеседник отметил, что течь экипаж теплохода устраняет своими силами.

Прокуратура начала проверку, сообщает пресс-служба московской межрегиональной транспортной прокуратуры.

По данным ведомства, рано утром в воскресенье на реке Ока в Луховицком районе Подмосковья экскурсионный теплоход «Бородино», следовавший по маршруту Муром-Москва, из-за каменистого препятствия получил пробоину носовой части. На борту находятся 79 пассажиров и 41 член экипажа. Пострадавших нет, судно причалено к берегу. Организованы автобусы для вывоза пассажиров.

«Рязанская транспортная прокуратура проводит проверку в связи с пробоиной носовой части двухпалубного пассажирского теплохода в Луховицком районе Московской области», — говорится в сообщении.

Добавляется, что на место выехал рязанский транспортный прокурор.

Московское межрегиональное следственное управление на транспорте СК РФ также проводит проверку, об этом сообщается на сайте ведомства. По данным следователей, на борту находились 89 пассажиров и 41 член экипажа.

Источник

Adblock
detector