Меню

Технологическая карта урока географии 6 класс климанова озера

Технологическая карта урока географии в 6 классе(ФГОС). Тема урока: Озёра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Усвоить понятие «озеро», происхождение котловин, сточных и бессточных озерах .

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока географии в 6 классе(ФГОС). Тема урока: Озёра»

Технологическая карта урока географии в 6 классе(ФГОС)

Тема урока: Озёра

Тип урока: Комбинированный

Образовательные ресурсы

Компьютер, проектор, физическая карта мира, физическая карта России, презентация, атласы.

Цели урока: формирование представления об озерах, их особенностях. Создание условий для формирования умений определять зависимость размещения озер от рельефа и климата; умения работать с географическими картами.

Обучающие: усвоить понятие «озеро», происхождение котловин, сточных и бессточных озёрах; продолжить формирование умения определять ГП объекта.

Развивающие: развивать умение слушать, анализировать и делать выводы, развивать умение работать с географической картой, самостоятельно получать знания; выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

Воспитывающие: создать условия для воспитания интереса к предмету и желания познавать новое, воспитывать уважение к мнению одноклассников. Создать условия для воспитания в себе любви к малой родине и чувство патриотизма при рассмотрении самых интересных озер — рекордсменов России и Курганской области.

Формы и методы обучения: Индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично поисковый, проблемный.

Основные термины и понятия

Озеро, озёрная котловина, карст, старица, сточные, бессточные озёра, болото

Средства обучения: Атлас для 6 класса; контурные карты полушарий; раздаточный дидактический материал: тексты географических задач; план описания ГП озера.физическая карта полушарий, физическая карта России.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: Научатся называть и показывать озера сточные и бесточные.

Получать возможность научиться объяснять зависимость размещения озер от рельефа, определять размеры крупнейших озер мира: Давать определения объектам.

Получат возможность научиться: составлять учебные характеристики природных объектов. Пользоваться картами атласа. Определять по географическим картам географическое положение озер.

Метапредметные: работают с текстом, внетекстовым компонентом, выделяют главную мысль. Составляют описание объектов, участвуют в совместной деятельности, диалоге.

Личностные: развивают познавательные интересы, творческие способности в процессе географических наблюдений, самостоятельного приобретения знаний по географии.

Организационная структура урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Приветствует учеников, проверяет насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха, отмечает отсутствующих.

Здравствуйте, ребята. У нас урок географии. Мы с вами отправимся в экспедицию.

Кто говорить, что жизнь скучна, тот просто не умеет жить! вся жизнь загадок, тайн полна и может всех нас удивить.

На экспедицию отводится короткое время, поэтому работаем быстро, слаженно, дружно.

2. Получение заданий

3. Исследование объектов.

4. Отчет о нашей работе

Актуализация знаний учащихся

Определить усвоение ранее изученного материала

Для того, что бы начать экспедицию, вспомним, что мы изучали на прошлом уроке. На ваших столах лежат тесты, возьмите их и выполните. Варианты ответов отмечены буквами. тест:

1. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

н) речной долиной;
о) бассейном реки;
п) речной системой;
р) водоразделом.

2. Пороги образуются, если:

ж) русло реки сложено осадочными породами;
з) твердые породы выходят на поверхность;
3. Внезапный и кратковременный подъём уровня воды в реке – это:

д) межень;
е) паводок;
ж) половодье.

4. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке:

н) прилив;
о) отлив;
п) паводок;
р) половодье.

5. Место впадения реки в море называется:

н) исток;
о) устье;
п) приток.

Ответы на задания я предлагаю вам оценивать в ваших тетрадях.

Выполняют работу, анализируют и оценивают результат

Оценивать правильность выполнения задания.

Определить уровень своих знаний

2. Определение темы

Подвести учащихся к определению темы урока

Какое слово у нас получилось?(озеро)

Определите , что мы сегодня будем исследовать. Сформулируйте тему нашего урока.

Да, вы правы, мы сегодня продолжаем изучать гидросферу, и изучим следующий вид вод суши — это озера. Откройте тетради и запишите тему урока.

Ребята, а кто из вас был на озере?

По каким признакам вы определите озеро?

Чем озеро отличается от реки?

Какие озера Курганской области вы знаете?

Анализировать, сравнивать и обобщать факты.

3. Постановка учебных целей и задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Дайте свое определение озера, сравните свое определение с определением, данном на стр. 95 учебника. Запишите ваше определение в тетради. из определения. Чем отличается озеро от реки? (тем, что вода в нем не течет)

Выясните какой главный признак имеет озеро? (Замкнутость котловины)

Как вы считаете какие могут быть задачи нашей экспедиции?

— На какие вопросы нам предстоит сегодня ответить?

— Что нужно знать при изучении озёр?

— Есть различия у озёр или они все одинаковые? (озера различаются по размерам, происхождению котловины, солености воды, наличию стока.)

Составление определений на основе прочитанного текста.

Выделять существенную информацию

Высказывают цели и задачи урока

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Первичное усвоение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов знаний

Инструктаж работы в группах:

1. Экспедиция: исследование типов озерных котловин озер: Байкал, Каспий (Каспийское море, Онежское озеро.

Задание: Внимательно изучите текст учебника с.95 — 96. и дополнительный материал. Озера расположены в природных углублениях – котловинах. По учебнику, атласу определите типы озерных котловин, объясните их происхождение. Соотнесите происхождение озерных котловин с исследуемыми озерами. приведите примеры. Заполните на доске таблицу.

Как вы считаете, человек может создать озеро? Как называются искусственные озера?

2. Экспедиция: исследование типов озерных котловин озер: Кроноцкое, Сарезкое, Неджели и озера-старицы.

Задание: Внимательно изучите текст учебника с.96 — 97. и дополнительный материал. Озера расположены в природных углублениях – котловинах. По учебнику определите типы озерных котловин, объясните их происхождение. Соотнесите происхождение озерных котловин с исследуемыми озерами. приведите примеры. Заполните на доске таблицу. Почему эти озера не наносят на карту?

3. Экспедиция: исследование свойств воды в озерах.

Подумайте, почему в одних озерах можно плавать не боясь утонуть, а в других тела тонут. Исследуйте два озера, найдите отличия (опустите яйцо в одну банку и в другую, что вы заметили, попробуйте воду, в чем разница?),

Как обозначаются такие озера на карте (атлас, стр. 14-15) , приведите примеры.

Результаты исследования схематично оформите на отдельном листе.

4. Экспедиция: исследование и характеристика озер по наличию стока.

Откуда берется вода в озере? Чем питаются озера? Чем сточное озеро отличается от бессточного? Результаты исследования схематично оформите на отдельном листе.

Вычитывать все уровни текстовой информации Выявлять причины.

Слушать высказывания других

Оценивать правильность выполнения задания

Физкультминутка

Поглядите: чайки важно
Ходят по песчаному пляжу.
(ходьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок.

5. Первичная проверка и коррекция знаний

проверка усвоения новых знаний

Коррекция ответов учащихся, дополнения. Отчеты групп.

Байкал — самое глубокое

Каспий — самое большое

Выделяют существенные признаки

Выслушивают ответы учеников

Определяют степень успешности выполнения своей работы

6. Закрепление учебного

А теперь вы готовы для практической деятельности. Используя полученные знания вы исследуете озеро, местонахождение которого вы определите по координатам. Как вы считаете каким планом вы будете пользоваться при определении географическое положения озера.

Используя план, описывают озера по вариантам

1 вариант — Каспий

2 вариант — Байкал

Выполняют практическую работу, наносят исследуемое озеро на к\карту

Осуществляют пошаговый контроль по результату

7 Итоги урока. Рефлексия

Организация деятельности учащихся по самооценке

— Какое значение имеют озера в жизни людей?

Закончите предложения: —За что бы ты себя похвалил на уроке?

-Что изменил бы в своих действиях на уроке?

-Что бы ты изменил на уроке в последующем?

-Что тебе понравилось

Рефлексия своих действий «Лесенка успеха»

П.24, подписать в к\к озера, выделенные в тексте параграфа.

1. Тестирование

1. Участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку, называется:

н) речной долиной;
о) бассейном реки;
п) речной системой;
р) водоразделом.

2. Пороги образуются, если:

ж) русло реки сложено осадочными породами;
з) твердые породы выходят на поверхность;
3. Внезапный и кратковременный подъём уровня воды в реке – это:

д) межень;
е) паводок;
ж) половодье.

4. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке:

н) прилив;
о) отлив;
п) паводок;
р) половодье.

5. Место впадения реки в море называется:

н) исток;
о) устье;
п) приток.

Ответ: О З Е Р О

3. Правила работы в группе

Правила работы в группе
1. Уважать мнение другого человека
2. Внимательно слушать и слышать друг друга.
3. Свою часть задачи выполнять четко, не мешая другим
4. Замечания по выполнению работы делать вежливо, не повышая тона
5. Рационально распределять время при выполнении задания.

Читайте также:  Где находиться озеро маркаколь

2. Инструктаж работы в группах:

1. Экспедиция:

исследование типов озерных котловин озер: Байкал, Каспий (Каспийское море, Онежское озеро.

Задание: Внимательно изучите текст учебника с.95 — 96. и дополнительный материал. Озера расположены в природных углублениях – котловинах. По учебнику, атласу определите типы озерных котловин, объясните их происхождение. Соотнесите происхождение озерных котловин с исследуемыми озерами. приведите примеры.

Заполните на доске таблицу.

— Как вы считаете, человек может создать озеро? Как называются искусственные озера?

2. Экспедиция:

исследование типов озерных котловин озер: Кроноцкое, Сарезкое, Неджели и озера-старицы.

Задание: Внимательно изучите текст учебника с.96 — 97. и дополнительный материал. Озера расположены в природных углублениях – котловинах. По учебнику определите типы озерных котловин, объясните их происхождение. Соотнесите происхождение озерных котловин с исследуемыми озерами. приведите примеры. Заполните на доске таблицу.

— Почему эти озера не наносят на карту?

3. Экспедиция:

исследование свойств воды в озерах.

Подумайте, почему в одних озерах можно плавать не боясь утонуть, а в других тела тонут. Исследуйте два озера, найдите отличия (опустите яйцо в одну банку и в другую, что вы заметили, попробуйте воду, в чем разница?),

Как обозначаются такие озера на карте (атлас, стр. 14-15) , приведите примеры.

Результаты исследования схематично оформите на отдельном листе.

4. Экспедиция:

исследование и характеристика озер по наличию стока.

Задание: Внимательно изучите текст учебника. Ответьте на вопросы:

-Откуда берется вода в озере?

-Чем питаются озера?

-Чем сточное озеро отличается от бессточного?

-Результаты исследования схематично оформите на отдельном листе.

Источник

Технологическая карта «Озера»

Тема урока

Озера

Цели

Получить представления о понятии озеро, классифицировать их виды и типы котловин.

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Планируемые образовательные результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

— управлять своей познавательной деятельностью;

— строить монологическое высказывание;

— развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;

— слушать и оценивать ответы товарищей.

— находить информацию в тексте учебника, выделять ключевые слова, формулировать определения понятий;

— классифицировать по заданным критериям, устанавливать взаимосвязь/ аналогии;

-работать по плану;

-знать основные понятия темы;

— работать с географической картой; приводить примеры и показывать озера на карте;

— выявлять зависимость между размещением озер от климата и рельефа;

-оценивать роль озер в природе и жизни человека.

Основные понятия

Озеро, озерная котловина, сточное, бессточное озеро, старица

Междисциплинарные связи

Литература, химия, биология, экология

Этап урока

УУД, формируемые на данном этапе

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

I. Организационный этап

Цель: актуализация требований к учебной деятельности.

Регулятивные:

— организовать свое рабочее место;

-нацеливать на успешную деятельность.

Личностные:

— соблюдать дисциплину на уроке. Коммуникативные :

— формировать нормы и правила поведения в социуме.

Проверка готовности к уроку.

Хозяин на уроке – учебник и атлас,

его помощники – тетрадь, ручка, карандаш, линейка, и, конечно же, дневник.

Все готовы? Приступаем к работе!

(опрос домашнего задания – «Реки») — тест

Приветствие учителя, готовность к уроку, настрой на работу.

II.

Этап постановки цели и задач урока.

Мотивация учебной деятельности обучающихся

Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Регулятивные:

-формулировать цели учебного занятия.

Познавательные:

— уметь ставить и решать проблемы.

Личностные:

— способствовать развитию познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

— уметь ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Предлагаю вам отправиться в путешествия, чтобы познакомиться «с голубыми глазами» нашей планеты.

Ребята, предлагаю вам отгадать загадку, отгадав ее, вы сами сможете сформулировать тему нашего урока:

Посреди поля лежит зеркало.

Стекло голубое, рама зеленая.

Глядятся в него молодые рябинки.

Цветные свои, примеряя косынки.

Глядятся в него молодые березки,

Свои перед ним поправляя прически.

И месяц, и звезды – все в нем отражается.

Как это зеркало называется?

Итак, какова же тема урока?

Да, вы совершенно правы, тема нашего урока «Озера».

О чем мы будем говорить? Сформулируйте цель и задачи нашего урока.

По мере путешествия мы будем заполнять индивидуальные маршрутные листы, которые вы сейчас получите, подпишите их.

Отгадывают загадку, тем самым определяют тему урока.

Вступают в диалог с учителем, формулируют цель и задачи урока

Подписывают маршрутные листы

III.

Этап актуализации знаний

Цель: создание условий для актуализации изученных способов действий.

Личностные:

формировать адекватную, позитивную, осознанную самооценку.

Познавательные:

— создавать самостоятельно алгоритм деятельности при решении проблем;

— умение логически мыслить.

Коммуникативные:

— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные:

— уметь адекватно воспринимать оценки.

Как вы думаете, с какого озера начинается наше путешествие?

Правильно с Байкала! Что известно вам про него?

Красотой и могуществом озер восхищались знаменитые поэты, писатели и художники, описывая их в своих произведениях. Есть произведения посвящённые Байкалу. Попробуйте вспомнить какие-нибудь?

Давайте прочтём одно из стихотворений Полежаева А. И. о. Байкале

Под надежной охраной лесов,

Под защитой гранитных хребтов

Мерно бьется о выступы скал

Сердце нашей Сибири – Байкал .

В одной известной русской народной песни об озере на стихи сибирского поэта Давыдова Д. П. «Думы беглеца на Байкале» (1848 г.) есть такие слова:

Славное море — привольный Байкал,

Славный корабль — омулёвая бочка.

Ну, баргузин, пошевеливай вал,

Плыть молодцу недалёчко!

Прав ли автор стихотворения, сравнивая озеро Байкал с морем. С точки зрения географии и полученных вами знаний? Вспомните для этого, что такое море? — Чем отличается озеро от моря?

— Что общего можно сказать о море и озере?

Чем отличается озеро от моря, реки (море-часть океана, а озеро относится к водам суши; река — это поток, а озеро- замкнутый водоём)

Самое большое озеро на Земле – Каспийское. За размеры и соленую воду его называют морем.

Вспоминают, изученный ранее материал.

Работа с учебником.

Выражают свои мысли, которые связанны с формулировкой проблемного вопроса.

IV.

Этап первичного усвоения новых знаний

Цель: знакомство с понятием озера .

Личностные:

— навыки сотрудничества в разных ситуациях. Познавательные:

— выделять ключевое слово, формулировать определения понятий.

Регулятивные:

— оценивать степень и способы достижения цели, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки.

Коммуникативные:

— высказывать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.

К какой части гидросферы относят озера? (воды суши)

Попробуйте сами сформулировать понятие, что такое озеро?

Ученики формулируют определение, пишут в маршрутных листах.

Найдите и сравните, как определяют это понятие авторы учебника (п.24, с. 95).

Если определение совпадают, то учитель дает высокую оценку, а если нет, разбирают, почему отличаются.

Итак, озеро – это скопление воды в природном углублении на суши.

В ходе дискуссии формулируют определение понятия озера.

Определение = ключевое слово + существенный признак.

Работа с учебником.

Проявляют познавательную инициативу.

V.

Этап «открытия» нового знания

Цель: формирование представления о видах озер и типах котловин; знание отличительных черт различных озер.

Познавательные :

— искать и выделять необходимую информацию из различных источников;

— осуществлять для решения учебных задач операцию анализа, делать выводы.

Коммуникативные:

— предлагать помощь и сотрудничество;

-формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Регулятивные:

-планировать (в сотрудничестве) необходимые действия, операции.

Личностные:

— навыки сотрудничества в разных ситуациях.

А теперь мы с вами отправимся в экспедицию для изучения озёр .

Кто говорит, что жизнь скучна, тот просто не умеет жить! Вся жизнь загадок, тайн полна и может всех нас удивить.

На экспедицию отводится короткое время, поэтому работаем быстро, слаженно, дружно. Командиры экспедиционных групп, получите задания:

1. Экспедиция : исследование типов озерных котловин озер: Байкал, Каспий (Каспийское море), Онежское озеро.

Задание: Внимательно изучите текст учебника с.95 — 96. и дополнительный материал. Озера расположены в природных углублениях – котловинах. По учебнику, атласу определите типы озерных котловин, объясните их происхождение. Соотнесите происхождение озерных котловин с исследуемыми озерами, приведите примеры.

Как вы считаете, человек может создать озеро? Как называются искусственные озера? (стр. 97-98 учебника)

2.Экспедиция : исследование типов озерных котловин озер: Кроноцкое, Сарезское, озера-старицы и карстовые.

Задание: Внимательно изучите текст учебника с.96 — 97. и дополнительный материал. Озера расположены в природных углублениях – котловинах. По учебнику определите типы озерных котловин, объясните их происхождение. Соотнесите происхождение озерных котловин с исследуемыми озерами, приведите примеры. Почему эти озера не наносят на карту?

Котловина – это углубление, в котором находятся озера .

3.Экспедиция : исследование и характеристика озер по наличию стока.

Читайте также:  Озеро вида в антарктиде

Откуда берется вода в озере? Чем питаются озера? Чем сточное озеро отличается от бессточного? Результаты исследования схематично оформите на отдельном листе.

4. Экспедиция: исследование свойств воды в озерах.

Изучите текст учебника на стр.97, дополнительный материал.

На какие группы можно разделить озера по солености?

Подумайте, почему в одних озёрах вода пресная, а в других соленая? От чего это зависит?

Как обозначаются такие озера? На карте (атлас, стр. 14-15) приведите примеры.

Озера по степени солёности делят на:

В ходе дискуссии формулируют определение понятия котловина.

Определение = ключевое слово + существенный признак.

Источник

Урок географии по теме «Озера». 6-й класс

Разработка создана в рамках педагогической технологии “Развитие критического мышления через чтение и письмо”, базовая модель технологии “Вызов – осмысление – рефлексия”, использованы стратегии: кластер, чтение с пометками, синквейн.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы обучения, используемые на уроке:

4. Индуктивные (для развития умения обобщать, осуществлять умозаключения от частного к общему).

5. Самостоятельной работы.

2. Письмо – составление таблицы, кластера, синквейна.

Формы работы на уроке:

Триединая дидактическая цель урока:

1. Формирование представлений об озерах

2. Научить применять теоретические знания к объяснению окружающей действительности

3. Рассказать об использовании озер человеком

Развивающая и воспитательная:

1. Развивать критическое мышление при изучении озер

2. Научить анализу и обобщению

3. Развивать коммуникативные умения и речь, навыки совместной работы в группе

4. Развивать умение учащихся устанавливать причинно-следственные связи между явлениями при изучении озер

5. Обучение учащихся самостоятельности при получении знаний, выработке своего мнения

1. Учащиеся должны научиться выбирать карты нужного содержания и устанавливать на основе их анализа и по другим источникам особенности озер

2. Уметь определять тип озерных котловин

3. Уметь показать по карте озера

4. Развивать умение работать с информационным текстом

5. Развивать умение графически оформлять материал в виде кластера, таблицы.

1. Физическая карта России

2. Физическая карта полушарий

4. Раздаточный материал

5. Учебник Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова “Начальный курс географии”. 6 класс. 2005 год

6. Иллюстрации, фото

7. Листы для кластера

11. Схемы и фильм о Байкале

Первая стадия – “Вызов”

Это стадия позволяет:

  • актуализировать и обобщать имеющиеся у ученика знания по данной теме
  • вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности
  • побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Учитель: “Мы продолжаем изучение вод суши. Отгадайте тему сегодняшнего урока- какой следующий вид вод суши мы будем изучать”.

Работа начинается с загадки об озере, представленной на экране.

Загадка об озере.

Глядятся в него молодые рябинки,
Цветные свои примеряя косынки.
Глядятся в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически.
И месяц и звезды –
В нем все отражается.
Как это зеркало называется?

Тема урока записывается в тетрадь.

Учитель: “Чтобы лучше перейти к этой теме, давайте вспомним наши впечатления об озере”.

Учитель зачитывает отрывок из книги А.И.Лебедева “Озеро – одно из лучших украшений земли. Сколько оживления оно вносит в угрюмый лесной вид! Я еду лесом, кругом полутьма. Но вот лес как будто редеет. Между могучими стволами сосен замелькали светлые полосы. Тьма пропадает, исчезает лес.

Передо мной гладкая сверкающая на солнце поверхность озера. По берегам тянется лес. Но какая ширь, какая бездна света и голубого неба. Стоя на берегу и любуясь открывшимся дивным зрелищем, я едва замечаю далекий противоположный берег. На нем бродят коровы и между ними пастух с собакой. Как хорошо, приятно посидеть на высоком берегу лесного озера, вдыхать свежий, влажный воздух, любоваться зеркальной гладью чистой прозрачной воды. Вот прилетели утки.

Высокая осока и густые заросли камыша с серебристыми колосками дают приют многим пернатым, которые находят здесь обильную пищу и хорошую защиту”.

Прием “Составление кластера”

Кластер (пучок, созвездие, гроздь) – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Суть этого приема в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от нее фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ним связанные. Выделяем центр – это наша тема, от нее отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины, понятия.

Кластер учащиеся пишут на отдельных листах, синим фломастером подписывают то, что знают.

Схема составляется на основе ответов учащихся и не содержит исправлений учителя. Чем больше соберется сведений верных, а возможно, и нет, тем богаче будет резервный фонд для изучения нового. Чем больше идей выскажут учащиеся, тем выше будет интерес к изучаемой теме. Не нужно будет убеждать их в том, что эту тему важно обязательно изучить.

Время, отводимое на стадию “Вызов” — 5-7 минут.

Вторая Стадия – “Осмысление”

Эта стадия позволяет ученику:

  • получить новую информацию
  • осмыслить ее
  • соотнести с уже имеющимися знаниями

Озер на земном шаре огромное количество. На суше много замкнутых углублений, в которые стекают поверхностные и подземные воды. Если в такое углубление поступает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.

“Чем озеро отличается от реки и моря?”

В отличие от моря озеро не является частью Океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет как поток в русле.

Прием “Чтение с пометками”

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учеников знакомят с рядом маркировочных знаков и предлагают им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. После этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Такая форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять, что можно сказать по данной теме, позволяет систематизировать уже имеющиеся знания.

Таблица представлена на экране

Пометки в тексте должны быть следующие:

“?” — не понял, есть вопросы

Ученики читают, текст заполняют таблицу. Идет обсуждение в группах. На работу отводится 5-7 минут. Дальше идет общее обсуждение результатов работы, озвучивание всех граф. Представитель первой группы читает содержание первого столбика таблицы. Представители других групп, которые знают другие факты, им предлагается озвучить свои записи. Те же операции проводятся и по второму столбцу таблицы.

Озер на земном шаре огромное количество. Только в нашей стране их насчитывают около 3 миллионов.

Если в замкнутое углубление на суше стекают поверхностные и подземные воды, причем вода поступает быстрее, чем испаряется, то она накапливается и образуется озеро.

Озеро – это скопление воды в природном углублении на суше.

Озеро, в отличие от моря, не является частью океана. От реки оно отличается тем, что вода в нем не течет, как поток в русле.

Озера встречаются в горах, долинах, низменностях; величина их различна – от нескольких десятков метров до сотен километров. Глубины озер тоже различны.

Самое большое озеро на Земле – Каспийское. В прошлом оно соединялось с океаном и было морем. За огромные размеры и соленую воду его называют морем. Его длина превышает 1000 километров

Самое глубокое озеро на Земле – Байкал. Его глубина 1620 метров. Оно содержит 1/5 запасов пресной воды Земли.

Углубления, в которых находятся озера, называются озерными котловинами. Причин образования озерных котловин много, и котловины эти очень разнообразны.

Самые большие и самые глубокие озера образовались в результате движения земной коры. При медленном опускании обширных участков земной коры возникла котловина Каспийского моря (остаточное озеро представляет собой остаток моря). Котловина Байкала – следствие образования гигантских трещин и раздвижения участков земной коры. Также образовались многие африканские озера, например Танганьика. В долинах горных рек встречаются запрудные озера. Примером может быть Сарезское озеро на Памире. Грандиозный обвал, вызванный землетрясением, преградил путь реке Мургаб, создав плотину. Есть вулканические озера. Их озерные впадины расположены в кратерах потухших вулканов. Много таких озер на острове Ява, на Курильских островах, на Камчатке. В поймах рек часто встречаются небольшие озера, представляющие собой остатки прежних речных русел. Их называют озерами – старицами. Котловины некоторых озер образовал ледник. Например, Ладожское озеро на северо-западе России. Существуют искусственные озера, созданные руками человека – водохранилища.

Так же как и реки, озера имеют дождевое, снеговое, ледниковое и подземное питание. Озерная вода расходуется на испарение, а также выносится реками. Озера, из которых вытекают реки, называются сточными. Примером сточного озера является Байкал. В него впадает 300 рек и вытекает одна Ангара. Многие озера являются бессточными, из них не вытекают реки. В таких озерах минеральные вещества, приносимые реками, постепенно накапливаются, и вода становится соленой. Вода каждой реки содержит небольшое количество соли. Влившись в бессточное озеро, вода с его поверхности испаряется, а соль остается в озере. Проходят десятки, сотни лет, и соли в воде озера становится все больше и больше. Из сточного озера соли выносят реки.

Читайте также:  Вода в озере балтым

Одно из самых соленых озер мира находится на Аравийском полуострове. Его называют Мертвым морем. Его соленость 270%. В Мертвом море нельзя утонуть: насыщенная солью вода имеет очень большую плотность и удерживает человека на поверхности. На Прикаспийской низменности около 700 соленых озер. Среди них выделяется озеро Баскунчак.

Озера имеют большое хозяйственное значение. Много воды расходуется для бытовых нужд, орошения полей, много ее потребляют фабрики и заводы. Важное значение крупные озера имеют как пути сообщения. В озерах вылавливают рыбу, со дна некоторых добывают соль, со дна Каспийского моря – нефть.

Учитель показывает на карте озера.

Демонстрация фотографий озер, образование типов озерных котловин и фильма о Байкале с помощью интерактивного пособия, компьютера и мультимедиа-проектора.

Третья стадия – “Рефлексия”

Здесь основным является :

  1. целостное осмысление, обобщение полученной информации;
  2. присвоение нового знания, новой информации учеником;
  3. формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

1. Возвращение к первоначальным записям на доске (кластеру), внести изменения, сделать дополнения, исправить ошибки. Работа проводится фронтально или по группам с последовательным их выслушиванием.

Источник



Технологическая карта урока по теме «Озёра»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Рисунок1

Учитель: Баданина Марина Владимировна КОГОАУ «Гимназия №1 г. Кирово-Чепецка»

Предмет: география

Тема раздела: Гидросфера

Тема урока: Озера

Тип урока : урок постановки и решения учебных задач с элементами моделирования.

Дидактическая цель урока: осознание и осмысление блока новой учебной информации по теме «Озера» средствами самостоятельной работы и ИКТ.

Цели по содержанию:

Образовательные: способствовать формированию понятия «озеро» и представлений о видах озер;

Развивающая: сформировать умение устанавливать причинно-следственные связи «происхождение озер — форма, глубина, местоположение озер» и «сточность озер – соленость озер»; развитие компонентов учебной деятельности; мышления, речи учащихся.

Воспитательная : способствовать формированию географической культуры личности, позитивного отношения к нашей планете Земля на примере озер нашей местности.

Планируемые результаты:

Предметные: умение выделять отличия озера от других внутренних вод; иметь представления о видах озер; умение работать с географическими картами.

Метапредметные (познавательные, регулятивные, коммуникативные УДД)

Познавательные : умение вести самостоятельный поиск, устанавливать причинно-следственные связи, анализ, отбор, преобразование и оформление информации в виде схемы , строить рассуждения, делать выводы.

Регулятивные : умение ставить цели, планировать свою работу, контролировать и проводить коррекцию своей деятельности.

Коммуникативные: умение самостоятельно организовывать взаимодействие в парах и группе, слушать и слышать других, с достаточной полнотой выражать свои мысли и отвечать на вопросы.

Личностные : осознание ценности географических знаний как важного компонента научной картины мира и культуры; самообразования, саморегуляции, формирование познавательных интересов и мотивов.

Метод обучения: частично-поисковый.

ФОПД: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, проектор, презентация, интерактивная доска, учебник географии под редакцией А. И. Алексеева, фрагмент фильма.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

1) Приветствует учащихся, настраивает на урок.

2) Диагностика уровня готовности учащихся к уроку

Приветствуют учителя; проверяют готовность к уроку.

Умение контролировать свою готовность к уроку.

Создание ситуации «успеха»

Объясняет задание, предлагает разгадать кроссворд с тремя подсказками (приложение 1), используя карты в атласе.

Оценивает хорошую работу учащихся.

Демонстрирует фрагмент фильма «Байкал»

Задает проблемные вопросы:

Почему озеро Байкал самое глубокое?

Почему озеро Байкал пресное?

Почему озера бывают разные?

Разгадывают кроссворд с помощью географических карт.

Внимательно смотрят, слушают информацию о Байкале.

Предположительные ответы учащихся.

Умение самостоятельно искать ответ с помощью географических карт (умение работать с картами).

Умение отвечать на вопросы; слушать других.

Умение высказывать свою точку зрения по проблеме.

Умение оценивать правильности выполнений задания.

Умение оценивать незнание в проблемной ситуации.

Постановка учебных задач

Чтобы ответить на проблемные вопросы, надо решить учебные задачи.

Какие учебные задачи нам необходимо решить на уроке?

При затруднении предлагает открыть с. 115 учебника

Отвечают на вопрос учителя, пытаются сформулировать учебные задачи урока.

Открывают и называют:

— Какие бывают озера?

— Какая вода в озерах?

Умение актуализировать свои знания.

Умение взаимодействовать с учителем и друг с другом во время обсуждения.

Умение формулировать цели, выбирать способы их достижения.

Решение учебных задач

Учебная задача 1.

Какие бывают озера, почему они разные?

Для решения задач предлагает выполнить задания.

— Сравните две картинки и выявите особенности озера.

— Почему озера разные по внешнему виду, глубине? Почему озерная котловина разная?

— Предлагает поработать в группе и выполнить задание, найти условия образования озерных котловин.

— Предлагает выполнить задание, определить по картинкам происхождение озер

Почему озеро Байкал самое глубокое?

Отвечают на вопросы учителя, а затем находят особенности в учебнике с. 115, сравнивая со своими.

Высказывают свои предположения, затем ищут в тексте с. 115 о происхождении озер.

Работают в группе, формулируют условия образования озер (у каждой группы свое озеро по происхождению), затем дают краткие ответы.

Выполняют задание самостоятельно и затем проверяют.

Умение анализировать информацию, выделять главное (особенности озера).

Умение проводить анализ и отбор информации с помощью учебника и географических карт.

Умение формулировать собственную точку зрения.

Умение работать в группе, слушать и слышать друг друга, принимать правильные решения, аргументируя их, анализировать полученные знания и делать вывод.

Умение сверять свои действия с образцом.

Умение планировать, оценивать и корректировать свою деятельность.

Умение оценивать правильность своих действий.

Учебная задача 2.

Какая вода в озерах и почему разная?

Для решения задач предлагает выполнить задания.

— Составить схему «Виды озер по режиму»

— Предлагает выполнить задание, определить сточные и бессточные озера.

Выводит на проблему:

Почему озеро Байкал – сточное, Каспийское море-озеро бессточное?

— Составить схемы «Виды озер по солености»

Выводит на проблему:

Почему озеро Байкал – пресное, Каспийское море-озеро соленое?

Составляют схему в тетради в парах и затем сверяют со слайдом 10.

Выполняют задание на определение сточных и бессточных озер самостоятельно.

Отвечают на проблемный вопрос.

Составляют схему в тетради самостоятельно и сверяют со слайдом 11.

Отвечают на проблемный вопрос.

Умение преобразовать и оформлять информацию в парах, решая задачу.

Умение делать вывод.

Умение преобразовывать и оформлять информацию, решая задачу.

Умение делать вывод.

Умение работать в паре, анализировать, делать вывод.

Умение высказывать свою точку зрения.

Умение формулировать собственную точку зрения.

Умение высказывать свою точку зрения.

Умение планировать, оценивать и корректировать свою деятельность.

Умение планировать, проводить самооценку и корректировать свою деятельность.

Какие виды озер в Кировской области и почему?

Почему озера разные в Кировской области?

Сообщения 2 учеников, остальные слушают и отвечают на вопросы.

Умение отбирать, оформлять и презентовать материал.

Умение слушать, понимать речь других, высказывать свои мысли, отвечая на вопросы.

Просит учащихся в тетради написать тему урока в тетради и определить уровень достижения цели урока.

Подводят итоги урока. Определяют уровень достижения целей: понятно, интересно, нужно.

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты работы.

Задние 19 с. 52; отметить озера на к/к задание 7 с. 118

Предлагает выполнить задание с дополнительными источниками информации: найти информацию об уникальных озерах (слайд 13).

Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы.

Приложение 1

Дидактический материал

Вопросы для кроссворда

1. Самое большое по площади озеро на Земле. Озера находится на территории нашей страны. В это море-озеро впадает река Волга.

2. Самое большое по площади пресное озеро на Земле. Находится в Северной Америке, на границе 2 развитых государств. Это одно из Великих озер Северной Америки.

3. Самое глубокое озеро на Земле. Самое большое озеро по площади из пресных озер в России. Находится в Сибири.

4. Самое крупное озеро в Африке. Переводится как озеро-победа. Озеро пересекает экватор.

5. Самое высокогорное озеро в Южной Америке. Переводится с местного наречия как «Горная Пума». Имеет координаты 15 градусов ю.ш.; 70 градусов з.д..

6. Самое соленое море-озеро на Земле. Находится на самом большом полуострове мира. Этот полуостров омывает Красное море – самое соленое море на Земле.

7. Это озеро находится в Казахстане. Оно уникально тем, что одна половина озера пресная, а другая соленая. Найдите на физической карте России, на самом юге карты.

Ответы: Каспийское, Верхнее, Байкал, Виктория, Титикака, Мертвое, Балхаш.

Источник

Adblock
detector