Меню

Стих реки раскинулись поля

Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

Написанное А.А. Блоком в 1908 году стихотворение «На поле Куликовом» – часть одноименного цикла. В нем поэт отразил свои размышления о прошлом и будущем России. Вам предлагается краткий анализ «На поле Куликовом» по плану. Данный разбор будет полезен при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.

Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением На поле Куликовом.
История создания – стихотворение написано А. А. Блоком в 1908 году после Первой русской революции, когда поэт, приверженный ее идеям, осознал, какие бедствия она с собой несет.

Тема – Россия, начиная с ее древней истории, находится в постоянной борьбе за свою независимость, и в начале ХХ века она снова оказалась на перепутье.

Композиция – стихотворение состоит из пяти частей, каждая из которых имеет свой сюжет, но все части объединены общей линией – проводится параллель между прошлым, настоящим и будущим страны.

Жанр – лиро-эпический, произведение сочетает в себе некоторые признаки стихотворения и эпоса, оно имеет сюжетную линию.

Стихотворный размер – все пять частей произведения написаны ямбом, стих разделен на строфы, каждая из которых состоит из четырех строк, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, а также перекрестный способ рифмовки, то есть рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки.

Метафоры – «Наш путь… пронзил нам грудь», «стрелой татарской древней воли», «закат в крови», «…сердцем вещим», «Под игом ущербной луны», «Вольные тучи».

Олицетворения – «Река раскинулась… грустит лениво и моет берега», «…грустят стога», «идут испуганные тучи».

Эпитеты – «…Доном темным и зловещим», «тихие зарницы», «вековою тоскою», «…облаком суровым», «Высоких и мятежных дней».

Сравнение – «А Непрядва убралась туманом, что княжна фатой».

Ритмико-мелодический анализ стихотворения Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…»

В первом катрене произведения А. Блока «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» читатель видит пейзаж, который вбирает в себя образы реки, берегов, обрыва, степи. Картина природы наполнена мрачными тонами. Такую атмосферу помогают создать глагол «грустит» (дважды повторяется в катрене), эпитет «скудная», прилагательное «жёлтый», которое в контексте данного стихотворения приобретает оттенок серо-желтого цвета. Весь этот образный план сопрягается с ритмической организацией стихотворения, которая позволяет автору создать ощущение протяжности. Часто повторяющийся звук [и] (долгий, закрытый), пиррихии, пятистопные и шестистопные строки, цезуры создают замедленную интонацию.

Во втором катрене появляется образ родины, широкой, безбрежной (создается благодаря ассонансу звука [о]). Подчеркивается автором стремительность, которая возникает благодаря пунктуации в словах: «Наш путь – стрелой татарской древней воли» (тире придает тексту эмоциональной напряженности, способствует динамике действия). Более того, интонация стихотворения получает развитие благодаря приему анжамбеман («До боли нам ясен долгий путь!»).

Третий катрен насыщен цезурами, которые выполняют акцентную функцию. Прослеживается аллитерация на шипящие [ч],[ш],[щ], которая есть в словах безбрежная, ночная, зарубежная

(последние два эпитета создают образ тьмы).

В четвертом катрене отсутствуют пиррихии (ускоряется темп стихотворения), текст насыщен глаголами (озарим, домчимся), которые «всеми своими звуковыми и смысловым свойствами участвуют в создании движущейся словесной картины» (Е. Эткинд). Присутствует в последней строке «…и ханской сабли сталь…» аллитерация звука [с]. Его повторение является семантически важным, так как данный звук с точки зрения звукового символизма высокий, а значит, в данном случае передаёт силу света. Из этого следует, что в катрене появляется образ света, который противопоставляется автором предшествующему ему образу тьмы («И даже мглы – ночной и зарубежной»).

В пятом катрене происходит динамичное развитие действия (строки становятся короче, уменьшается в них количество слогов (11,4)). Русь предстает перед читателем в образе степной кобылицы. Для создания её образа автор использует аллитерацию звуков [к], [л] в словах кровь, пыль, ковыль.

Фонетическая близость данных существительных слову
кобылица
говорит и о их лексическом сближении. Мотив движения вводится в текст за счет употребления автором слов «летит, летит».

В шестом катрене движение более медленное. Это подтверждается тем, что в четверостишие присутствуют пиррихии (вторая и третья строки), синтаксическая конструкция «идут, идут», глагол мелькают.

Последний катрен обладает эмоциональной напряженностью. Это проявляется в ритмическом, синтаксическом и образном планах. В тексте практически отсутствуют пиррихии (встречается лишь в третьей строке); кроме того, катрен насыщен восклицательными предложениями, повторами: сердце, плачь, кровь –

словами, которые выражают боль автора, страдания всего русского народа; а предыдущий абзац с последним будто связан выражением «закат в крови» (повторяющийся образ).

Последняя строка стихотворения «

Несётся вскачь!» стремительна, именно в ней движение стихотворения, начинавшееся с «течёт лениво», достигает своего апогея.

Таким образом, значима ритмико-мелодическая организация стихотворения. Благодаря ей читатель понимает настроение произведения, его темп, развитие, улавливает эмоциональное состояние лирического героя (напряженность, испытываемую им боль и любовь к родине). Звуковые приемы – аллитерация и ассонанс – играют важную роль в создании образов (образ Руси, света). Действительно ритмико-мелодическая структура произведения выражает его идейно-эстетическую концепцию. Понимается замысел автора о том, что Россия – страна, предстающая в данном стихотворении то женой, то степной кобылицей, обладает великой историей, преодолевает все невзгоды на своем долгом пути.

Через все произведение проходит сквозной темой вечная борьба России за свою свободу. Куликовская битва становится символом освобождения от монгольского ига. Проблему исторического противостояния Руси и Орды А. А. Блок переносит на весь ход развития страны, в том числе на настоящее, предрекая России новую «Куликовскую битву», которая освободит ее от монархии. Революционные идеи поэта были вызваны происходившими событиями: революцией 1905-1907 годов, назреванием нового социального взрыва к 1917 году.

Композиция

Цикл состоит из пяти взаимосвязанных стихотворений, поэтому характеризовать его композиционное содержание необходимо по частям. В первой части перед читателем предстает картина из истории России: татаро-монголы наступают на страну («В степном дыму блеснет святое знамя и ханской сабли сталь…»).

Образ Родины ассоциируется у Блока со «степной кобылицей», которая мчится вперед: «Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…», «Степная кобылица несется вскачь!» как с символом силы и женственности. Здесь же поэт употребляет фразу, которая впоследствии станет крылатой, она точно передает мысль автора, что России суждено постоянно отстаивать свою независимость: «И вечный бой! Покой нам только снится…».

Вторая и третья часть посвящены описанию подготовки к Куликовской битве и победы над врагом. Появляется образ Богородицы как защитницы русской земли и ее воинов: «Был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда».

Последние две части цикла посвящены описанию современной России сквозь призму ее древней истории. Подъем революционны сил, уже очевидные перемены в жизни поэт чувствует, говоря: «Опять над полем Куликовым взошла и расточилась мгла». Еще не слышно грома битвы, звона оружия, но лирический герой отчетливо предвидит их, обращаясь: «Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!».

Анализ стихотворения А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…»

Каждое стихотворение А. Блока воспринимается как часть единого целого – лирического романа, названного им «трилогией вочеловечения». Первый том этой трилогии – «теза» — «мгновение слишком яркого света». Лирический герой в нём – рыцарь, поклоняющейся Прекрасной Даме. Второй том – «антитеза». С небес герой опускается на землю и, пройдя «необходимый болотистый лес», оказывается в «страшном мире» города.

Третий том – «синтез». Познав высший. «горний» мир, мир небесный и идеальный, пережив отчаяние от встречи со «страшным» земным миром, лирический герой «принимает жизнь» и «приветствует» её «звоном щита».

Раздел третьего тома «Родина», в который входит цикл – пятистишие «На поле Куликовом», является важным на пути осмысления Блоком исторической судьбы России.

Открывает цикл стихотворение «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» Медленное, вдумчивое чтение этого стихотворения позволяет открыть в нём три плана.

Первый план – исторический. Перед нами воспоминание о Мамаевом побоище, которое произошло 8 сентября 1380 года на поле Куликовом между Доном и Непрядвой. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Русское войско под предводительством Дмитрия Донского сразилось с ордынским войском хана Мамая.

Второй план – современность. Блок был убеждён, что Куликовская битва – символическое событие русской истории и такому событию суждено возвращение.

Третий план – вневременный, вечный, как борение света и тьмы, добра и зла в душе человека.

Проследим, как раскрываются эти три плана в стихотворении.

В первой строфе создаётся традиционный образ России, который «озвучивают» четыре основных мотива: мотив широкого пространства – «Река раскинулась», мотив покоя, малоподвижности и грусти – «Течёт, грустит лениво» и мотив скудости, убогости, бедности русского пейзажа:

Читайте также:  Гостиница около реки в уфе

Над скудной глиной жёлтого обрыва

В степи грустят стога.

Единственная шестистопная ямбическая строка, самая длинная в стихотворении, ассонанс на протяжное «и» создают медлительную, плавную, задумчивую интонацию.

Вторая строка «И моет берега», написанная коротким трёхстопным ямбом, вносит в картину покоя, лени и сна ноту тревоги и чувства опасности. «Моет» — значит «размывает», «разрушает».

В историческом плане «река» — Дон. Переправившись через него, русское войско отрезало себе путь к отступлению. Река подобна некоему Рубикону, рубежу, переход через который исключает всякую возможность повернуть назад. В 1908 году, в период написания цикла после революции 1905 года, Блок остро ощущает катастрофичность жизни, предчувствует «неслыханные перемены, невиданные мятежи».

Реку можно сравнить и с мифическим Стиксом, границей между земным и иным мирами.

Вторая строфа начинается с традиционного обращения лирического героя к родине: «О. Русь моя!». Как и герои «Слова о полку Игореве», он бросает прощальный взгляд назад: «О, Русская земля, ты уже за холмом!»

Необычным и смелым является второе обращение лирического героя к родине: «Жена моя!». Словно он подчёркивает, что его чувство к родине глубоко личное, навеки спаянное с ним. А может быть, Русь и есть та Светлая Величавая Жена, встречи с Которой так благоговейно и молитвенно ожидал лирический герой «Прекрасной Дамы».

Резкий анжанбеман (перенос) выделяет слово «до боли», которое вбирает в себя мотивы угрозы, грусти и убогости, звучавшие раньше:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь.

Путь – центральный образ стихотворения, с ним связан настойчиво развивающийся мотив движения.

Необычным является то, что в стихотворении нет описания сражения, нет противостояния русских и монголо-татар. Татарская «тьма» заявлена всего лишь в нескольких словосочетаниях: «стрелой татарской древней воли», «ханской сабли сталь». Но слово «стрелой» — первое «предметное» существительное с историческим колоритом – является метафорой. Метафоричен и «путь». Его можно понимать не только как внешнее движение русского войска по степи, но и как историческое развитие России и как душевное борение:

Наш путь – стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Стихийное, дикое, тёмное, как вольная татарская конница, живёт в груди, в душе.

Слова «степь», «степной», настойчиво повторяющиеся у Блока, в произведениях древнерусской литературы связаны с враждебным, «татарским» пространством. Но в стихотворении Блока степь включена в русское пространство. В плане символическом происходит постоянное уравнивание «нашего» и «татарского». «Мы» бьёмся со своими двойниками. Для Блока «двойничество» – сквозная тема. Словосочетания «путь степной» и «путь в тоске безбрежной» сливают воедино пространство и эмоции, внешнее и внутреннее движения приравниваются. Этот путь окружает «мгла» — ночная и зарубежная. Необычным кажется уравнивание этих дух эпитетов не только с помощью союза «и», но и на фонетическом уровне – с помощью аллитерации на «н». Мгла, подобно туману, ухудшает видимость, усиливает тревогу, беспокойство. «Зарубежная» — не «иностранная», а, скорее всего, «исходящая из иных пространств, из иного мира». «Ночь» ассоциируется с тоской и мраком безнадёжности. Но лирический герой уверен в победе:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Ключевой в понимании идеи стихотворения является пятая строфа:

Источник

На поле Куликовом (1908 г)

Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.

Наш путь – степной, наш путь – в тоске безбрежной,
В твоей тоске, о Русь!
И даже мглы – ночной и зарубежной –
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь…

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мелькают версты, кручи…
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!

Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути – горючий белый камень.
За рекой – поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.

И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»

Я – не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!

Источник

Анализ стихотворения “На поле Куликовом” (А.А. Блок)

Перед Куликовской битвой Анализ стихотворения «На поле Куликовом» Блока «На поле Куликовом» анализ стихотворения Блока по плану кратко – жанр цикла, образы, лирический герой

История создания

Данный цикл произведений был написан автором в 1908 году. Люди все еще не до конца пришли в себя от прошедшей революции, поэтому настроение держится напряженное. Александр Александрович, используя прошедшие события, проводит параллель между прошлым и настоящим. На примере битвы на Куликовом поле, автор показывает современную Россию, и те проблемы, с которыми пришлось столкнуться. В строках данного произведения хорошо чувствуются переживания поэта за будущее его родной страны. Так же Александр Александрович с опаской предчувствует, что на этом.

Благодаря первоклассному образованию, Александр Александрович отлично знал историю, поэтому в его произведениях можно очень часто встретить произведения, в которых поднимаются исторические мотивы.

Блок был настоящим патриотом, поэтому его любовь к Родине чувствуется в каждой строчке произведения. Он действительно переживал за будущее страны, поэтому у него достаточно большое количество патриотических произведений.



Жанр, направление и размер

Жанр цикла — лиро-эпический. В цикле присутствует сюжетная линия, развивающаяся от стихотворения к стихотворению. При этом текст является аллюзией на Россию того времени.

Весь цикл написан ямбом, однако используется пятистопный, шетистопный, двухстопный и трехстопный ямб, такой ритм придает динамику повествованию. Строфы состоят из четырех строк. Используется как точная, так и неточная рифма, чередуются между собой мужская и женская клаузула. Также присутствует перекрестная рифма.

Композиция

Поскольку анализируемое стихотворение является частью цикла, то разумнее говорить обо всем вместе. По всему циклу проходит одна сюжетная линия, которую можно проследить в каждом стихотворении. Всего таких произведений пять, которые взаимосвязаны между собой.

Первая часть представляет перед читателем наступление татаро-монголов на Россию.

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…

В данном стихотворении можно увидеть фразу, которую слышал каждый из нас хотя бы раз в жизни: «Покой нам только снится…». Именно таким образом автор показывает, что Россия вынуждена всегда бороться и отстаивать свои права и независимость.

Во второй и третей части автор нас подготавливает к самой Куликовской битве:

И, к земле склонившись головою,

Говорит мне друг: “Остри свой меч,

Чтоб недаром биться с татарвою,

За святое дело мертвым лечь!”

А так же показывает нашу победу:

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Автор показывает, что сама Богородица защищает русскую землю, а так же оберегает воинов.

Последние две части показывают современную Россию, но все время, возвращаясь к историческому прошлому. Мы чувствуем то, что автор предвидит разгар новых революционных событий.

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И, словно облаком суровым,

Грядущий день заволокла.

Тема стихотворения

Блок, размышляя о судьбе Родины, отмечает, что ей неоднократно приходилось защищать себя от различных интервентов.

Перед Куликовской битвой

В стихотворении проводится аналогия Куликовской битвы, ставшей началом освобождения от монголо-татарского ига и революции, которая должна была свергнуть самодержавие. Поэт, предчувствуя, что Русь ещё не раз столкнётся с угрозой, пророчески пишет: «Долго будет Родина больна»

,
«И вечный бой! Покой нам только снится…»
.

Ещё в произведении есть тема Божией матери — защитницы России. Она в особо страшные для русского народа времена всегда являлась, чтобы помочь, ободрить и вселить мужество в воинов. Образ Девы Марии был на щите у воинов и хоругвях, освещая путь, оберегая Русь.

Темы, проблемы

Каждая строчка произведения «На поле Куликовом» пронизана тревогой и переживаниями. Люди находятся в стадии ожидания очередной битвы, которая несет в себе неизвестность. Результатом первой революции народ остался недоволен, поэтому приближается новая война, а возможно, и новая революция. Именно это и навевает нотки страха и тревоги. Народ находится в неизвестности, а так же боится прихода большой беды. Все это настроение проходит через цикл стихотворений.

Основной темой произведения можно выделить любовь к родине и патриотизм. Лирический герой готов ринуться с головой в бой за родную землю. Ему не страшно пролить кровь, и даже отдать жизнь. Он пойдет на все, чтобы суметь защитить и отвоевать свою землю.

Блок показывает насколько прекрасная страна, в которой нам выпала честь родиться и жить. У нее есть все – бескрайние поля, плодородные земли, великолепные пейзажи. Поэтому такую землю хочется защищать и оберегать от всякого, кто захочет её осквернить.

Читайте также:  Название двух рек в европейской части россии

Тема войны так же остро поднимается поэтом. С приходом монголо-татар наш народ поднялся на бой с ними, чтобы уберечь и защитить свою родину.

На протяжении всего произведения автор прибегает к историческим воспоминаниям, заставляя читателя помнить о подвигах своих предков. Ведь именно благодаря их огромным подвигам мы сейчас имеем возможность спокойно жить на своей земле.

Так же Александр Александрович поднимает тему предчувствия. Ведь не зря его одолевало чувство тревоги от того, что он предчувствовал новый этап революционных действий. На примере Куликовской битвы Бог смог показать то, что даже после такого страшного побоища возможно светлое будущее. Ведь именно это стало началом борьбы нашего народа за свою независимость и свободу.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво.

Стихотворение «Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » входит в цикл «На поле Кулико­вом» (1908), который открывает третий том. Тема России, и раньше звучавшая в лирике Блока, становится в этой книге одной из центральных. Поэт осознает, что он, будучи русским, не может решать мировые проблемы, не преломляя их через судьбу России. В цикле «На поле Куликовом» Блок, который чувствует приближение переломного момента в истории России, соотносит его с одним из самых значимых событий русской истории — Куликовской битвой.
Цикл состоит из пяти стихотворений: первое и второе изображают Россию и лирического героя накануне битвы; третье — ночь накануне битвы и явление божества; четвертое и пятое — отобра­жают мироощущение человека рубежа XIX—XX веков.

«Река раскинулась. Течет, грустит лениво. » открывает цикл. Тема стихотворения — осмыс­ление исторической судьбы России, которая пророчески описывается автором как трагическая. Символом ее становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Судьба современного поколе­ния представляется поэту как стремительное движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. В стихотворении несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа — скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России: «О, Русь моя! Жена моя!». Это не поэтическая вольность, а проявление высшей степе­ни единения лирического героя с Россией. И наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: «Плачь, сердце, плачь. »

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

/ Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво. »

Образы и символы

В данном произведении автор использует огромное количество образов и символов, с помощью которых передает то настроение, которое царит в России в преддверии новых революционных событий. Сам путь воинов, будь то степь или подготовка, показывает тот путь, который пришлось пройти России. В подготовке к битве Александр Александрович показывает своего рода подготовку народа к гражданской войне и новому этапу революции.

Саму Россию автор преподносит в образе жены. Но не женственной и прекрасной, а той, которой предстоит оплакивать героя. Именно благодаря образу жены, поэт показывает, что как семья связана узами, так и люди должны быть привязаны к своей родине.

Используя образ тумана, поэт показывает смятение и неизвестность, которые царят среди населения.

Степной кобылицей представляется война, которая затягивает в себя все слои населения и несется, не разбирая ничего на своем пути.

Лирический герой это борец, воин, который готов сражаться с монголо-татарами.

Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво. »

Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» следует начать с того, что оно появилось на свет в начале 1908 года и вошло в цикл «На поле Куликовом», включенного в другой цикл, более обширный, ключевой для того периода творчества А. Блока: «Родина». Поэт в своих дневниках и разговорах с близкими ему людьми неоднократно подчеркивал, что это сейчас основная для него тема и ее он надеется придерживаться до конца жизни. А. Блок с этого момента и до завершения своего творческого пути пытался отражать мировые изменения через призму событий в России.

В год написания стихотворения уже в России в полной мере кипело предреволюционное напряжение, и А. Блок подчеркнул это в своем произведении, проведя ясные параллели с другим важнейшим событием истории – Куликовским побоищем. Анализ стихотворения «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво…» покажет, что, это произведение является первым в цикле «На поле Куликовом» по праву, так как оно несет в себе образ лирического персонажа, готовящегося к битве, полного драматических предчувствий, но готового идти в бой. Именно такие настроения, по всей видимости, наполняли А. Блока незадолго до революции. Поэт и его лирический персонаж осмысляют историческую судьбу России, трагическую и безудержно движущуюся к собственной гибели. Однако сам А. Блок намеревается остаться с ней до конца, каков бы этот конец не был, что явно видно из содержания стихотворения.

При этом А. Блок много говорит о будущем России, особо подчеркивая, что ее будущее должно быть обособлено от прочих стран, являться чисто русским, азиатском. Пути последующего развития России и дальнейшие изменения в ее сложной судьбе должен решать сам русский народ.

Это стихотворение А. Блока чрезвычайно насыщено ярчайшими символами, такими, например, как выведение образа России через степную кобылицу. Это свойственно не только самому творчеству поэта, но и вообще общей структуре символизма, к которому принадлежал А. Блок. Примечательно, что символизм содержал в себе идею панмонголизма, которую поэт как раз отражает в своем стихотворении. Эта идея восходит в течении символизма еще к его основателю Владимиру Соловьеву, последователем которого А. Блок был в начале своего творческого пути и пробыл таковым до самого конца.

К-во Просмотров: 14258

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения А.А. Блока «Река раскинулась. Течёт, грустит лениво. », то Вам точно к нам!

Средства художественной выразительности

Если рассматривать данный цикл произведений на средства художественной выразительности, то можно отметить то, что автор использует их здесь в огромном количестве.

Благодаря использованию метафор, поэту удается передать все-то беспокойство и тревогу, которые витали в атмосфере на тот момент.

Олицетворения и эпитеты так же помогают как можно лучше передать настроение народа.

Так же автор использует сравнения, благодаря которым показывает контраст событий, или же наоборот – помогает вернуться в прошлое.

Анализ стихотворения «Опять над полем Куликовым»

«Опять над полем Куликовым» — последнее стихотворение цикла, созданное 23 декабря 1908 г. Оно написано четырехстопным ямбом, перекрестной рифмовкой с чередованием женской и мужской рифмы и содержит четыре строфы. Тревожный эпиграф, взятый из Соловьева, уже предвещает неизбежные проблемы и несчастья. Содержание первой строфы перекликается с эпиграфом: мгла над полем «расточилась». Создается ощущение тревоги за будующее, которое передается с помощью метафоры «грядущий день заволокла» и сравнения «словно облаком суровым». Вторая строфа наполнена ожиданием чего-то страшного. Наступает такая напряженная тишина, что не слышно даже «грома битвы». Мгла явилась образом всепроникающего зла, конца которого не видно, что подтверждает эпитет «разливающейся мглой». Если мы обратим внимание на композицию этой строфы, то заметим, что все строки оканчиваются эпитетом, а вторая строка — словом «мглой». Находясь в конце строки, оно приобретает значимость. Кроме этого, можно провести параллель с первой строфой, там также слово «мгла» стоит в конце второй строки. Таким образом, образ заволакивающей мглы, олицетворяющей зло, становится яснее и значимее. Но уже в третьей строфе появляется чувство веры в победу России над злом («Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!»). Это чувство передается с помощью эпитетов («высоких и мятежных дней»). Автор обращается к опыту прошлых побед («как бывало»), вспоминает ликования над побежденным врагов, что выражается в образах «плеска и труб лебедей». В заключительной строфе чувствуется беспокойство лирического героя по поводу судьбы его родины («Не может сердце жить покоем»). У него есть предчувствие какого-то события, перемен, причем недобрых, что проявляется в олицетворении («недаром тучи собрались») и в сравнении («доспех тяжел, как перед боем»). В заключительных строках герой обращается к родине с призывом «Молись». В том, что это призыв, мы убеждаемся благодаря повелительному наклонению глагола. Лирический герой предчувствует бой, к которому родина должна быть готова («твой час настал»), он верит в то, что Россия себя проявит в нем. Таким образом, несмотря на предвещание страшных событий, Блок верит в Россию и возлагает на нее надежды, что не делает стихотворение беспросветно трагичным.

человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Анализ стихотворения «Опять над полем Куликовым»

Основной смысл произведения

Александр Александрович – ярый патриот, который безумно переживает о будущем своей страны. Ему не дают покоя те события, которые происходят вокруг него. Он прибегает к воспоминаниям минувших сражений, чтобы показать читателю аналогию с настоящими событиями. Он предсказывает большие перемены, которые, скорее всего, коснуться родного края. Он не хочет новой борьбы, так как понимает, что любая война – это напрасные жертвы.

Читайте также:  Реки водохранилища астраханской области

Да, Александр Александрович всей душой не хочет повторения кровавого побоища, но так же он понимает, что порой это является единственным выходом в сложившейся ситуации. Он сравнивает время, в которое ему довелось жить и творить очень напоминало время Куликовской битвы. Так как происходили те же смутные события, которые вели к перевороту.

Мы не всегда можем повлиять на течение тех или иных событий – они зависят не от нас. Единственное что мы можем сделать – это выполнить сой гражданский долг и встать на защиту своей Родины!

Блок обращается к прошлому, к Куликовской битве, не для того, чтобы воспитывать людей в духе военного патриотизма, а чтобы провести аналогию с настоящим. Выразить предчувствие больших перемен, показать нежелание нового кровавого побоища, которое может предшествовать переменам. Такая аллюзия на настоящее была высоко оценена современниками Блока.

Автор, без сомнения, не хочет борьбы, но осознает, что порой без нее не обойтись. Так было на поле Куликовом, такое же смутное время надвигалось на страну во времена автора. Порой война – это стихия, которую нельзя остановить волей отдельных лиц. Она просто неизбежна, но в пылу схватки необходимо защищать ту, кто не может за себя постоять – красивую, родную и любимую Россию.

Темы и настроение

Весь микроцикл пронизан тревожностью, которая невольно передаётся читателю. Блок видел, что происходило со страной в 1905 году. Человеческая жестокость и всенародная ненависть поразили поэта, и он понял, что такое поведение не является выходом из тяжёлой ситуации. В год, когда автор занялся написанием своего произведения, народ уже предчувствовал наступление новой войны и революции. Людской страх проходит через всё стихотворение и отражается в темах, которые поднял автор:

  1. Патриотизм пронизывает всё произведение и является основной его темой. Лирический герой готов кровью отстоять честь своей родины, не боится умереть за неё. Он до конца будет стоять за Россию, как за свою жену.
  2. Красота и богатство страны. Блок проводит параллель красоты и богатства России с очень красивой женщиной. Она плодородна, сильна, всегда готова поддержать. Красота её природы посвящена только мужу-воину, который любит и оберегает красавицу-жену.
  3. Война также является темой, которая чётко прослеживается на протяжении всего произведения. Поэт показывал святой бой, которым может считаться только оборона. Когда враги подошли к Руси, то весь народ поднялся на ее защиту. Блок считал, что кровь, пролитая в сражениях, является жертвой на алтаре любви.
  4. Историческая память. Поэт уверен, что любой человек должен помнить и чтить предков, ведь они сражались за своё будущее, которое для нового поколения стало настоящим.
  5. Предчувствие перемен. Если заглянуть в историю, то можно понять, что Куликовская битва началась, поскольку русский народ решил восстать против татаро-монгольского ига. Те ужасающие сражения и сотни погибших людей предшествовали переменам и освобождению русского народа от врагов. Блок думал, что предчувствие, которое возникло у него, может повлиять на светлое будущее родины.

Анализ стихотворения «Опять над полем Куликовым»

«Опять над полем Куликовым» — последнее стихотворение цикла, созданное 23 декабря 1908 г. Оно написано четырехстопным ямбом, перекрестной рифмовкой с чередованием женской и мужской рифмы и содержит четыре строфы. Тревожный эпиграф, взятый из Соловьева, уже предвещает неизбежные проблемы и несчастья. Содержание первой строфы перекликается с эпиграфом: мгла над полем «расточилась». Создается ощущение тревоги за будующее, которое передается с помощью метафоры «грядущий день заволокла» и сравнения «словно облаком суровым». Вторая строфа наполнена ожиданием чего-то страшного. Наступает такая напряженная тишина, что не слышно даже «грома битвы». Мгла явилась образом всепроникающего зла, конца которого не видно, что подтверждает эпитет «разливающейся мглой». Если мы обратим внимание на композицию этой строфы, то заметим, что все строки оканчиваются эпитетом, а вторая строка — словом «мглой». Находясь в конце строки, оно приобретает значимость. Кроме этого, можно провести параллель с первой строфой, там также слово «мгла» стоит в конце второй строки. Таким образом, образ заволакивающей мглы, олицетворяющей зло, становится яснее и значимее. Но уже в третьей строфе появляется чувство веры в победу России над злом («Но узнаю тебя, начало высоких и мятежных дней!»). Это чувство передается с помощью эпитетов («высоких и мятежных дней»). Автор обращается к опыту прошлых побед («как бывало»), вспоминает ликования над побежденным врагов, что выражается в образах «плеска и труб лебедей». В заключительной строфе чувствуется беспокойство лирического героя по поводу судьбы его родины («Не может сердце жить покоем»). У него есть предчувствие какого-то события, перемен, причем недобрых, что проявляется в олицетворении («недаром тучи собрались») и в сравнении («доспех тяжел, как перед боем»). В заключительных строках герой обращается к родине с призывом «Молись». В том, что это призыв, мы убеждаемся благодаря повелительному наклонению глагола. Лирический герой предчувствует бой, к которому родина должна быть готова («твой час настал»), он верит в то, что Россия себя проявит в нем. Таким образом, несмотря на предвещание страшных событий, Блок верит в Россию и возлагает на нее надежды, что не делает стихотворение беспросветно трагичным.

Источник



На поле Куликовом

Часть 1

Река рас­ки­ну­лась. Течет, гру­стит лениво
И моет берега.
Над скуд­ной гли­ной жел­того обрыва
В степи гру­стят стога.

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен дол­гий путь!
Наш путь — стре­лой татар­ской древ­ней воли
Прон­зил нам грудь.

Наш путь — степ­ной, наш путь — в тоске безбрежной —
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ноч­ной и зарубежной —
Я не боюсь.

Пусть ночь. Домчимся. Оза­рим кострами
Степ­ную даль.
В степ­ном дыму блес­нет свя­тое знамя
И хан­ской сабли сталь…

И веч­ный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль…
Летит, летит степ­ная кобылица
И мнет ковыль…

И нет конца! Мель­кают вер­сты, кручи…
Останови!
Идут, идут испу­ган­ные тучи,
Закат в крови!

Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь…
Покоя нет! Степ­ная кобылица
Несется вскачь!

Часть 2

Мы, сам-друг, над сте­пью в пол­ночь стали:
Не вер­нуться, не взгля­нуть назад.
За Непряд­вой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат…

На пути — горю­чий белый камень.
За рекой — пога­ная орда.
Свет­лый стяг над нашими полками
Не взыг­рает больше никогда.

И, к земле скло­нив­шись головою,
Гово­рит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб неда­ром биться с татарвою,
За свя­тое дело мерт­вым лечь!»

Я — не пер­вый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за ран­нею обедней
Мила друга, свет­лая жена!

Часть 3

В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В тем­ном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?

Перед Доном тем­ным и зловещим,
Средь ноч­ных полей,
Слы­шал я Твой голос серд­цем вещим
В кри­ках лебедей.

С полуно́чи тучей возносилась
Кня­же­ская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голо­сила мать.

И, чертя круги, ноч­ные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.

Орлий клё­кот над татар­ским станом
Угро­жал бедой,
А Непрядва убра­лась туманом,
Что княжна фатой.

И с тума­ном над Непряд­вой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спуг­нув коня.

Сереб­ром волны блес­нула другу
На сталь­ном мече,
Осве­жила пыль­ную кольчугу
На моем плече.

И когда, наутро, тучей черной
Дви­ну­лась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Све­тел навсегда.

Часть 4

Опять с веко­вою тоскою
При­гну­лись к земле ковыли.
Опять за туман­ной рекою
Ты кли­чешь меня издали́…

Умча­лись, про­пали без вести
Степ­ных кобы­лиц табуны,
Раз­вя­заны дикие страсти
Под игом ущерб­ной луны.

И я с веко­вою тоскою,
Как волк под ущерб­ной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!

Я слу­шаю рокоты сечи
И труб­ные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широ­кий и тихий пожар.

Объ­ятый тос­кою могучей,
Я рыщу на белом коне…
Встре­ча­ются воль­ные тучи
Во мгли­стой ноч­ной вышине.

Взды­ма­ются свет­лые мысли
В рас­тер­зан­ном сердце моем,
И падают свет­лые мысли,
Сожжен­ные тем­ным огнем…

«Явись, мое див­ное диво!
Быть свет­лым меня научи!»
Взды­ма­ется кон­ская грива…
За вет­ром взы­вают мечи…

Часть 5

Опять над полем Куликовым
Взо­шла и рас­то­чи­лась мгла,
И, словно обла­ком суровым,
Гря­ду­щий день заволокла.

За тиши­ною непробудной,
За раз­ли­ва­ю­щейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно мол­ньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высо­ких и мятеж­ных дней!
Над вра­жьим ста­ном, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Неда­ром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал. — Молись!

Источник

Adblock
detector