Меню

Сплав по реке долгая

Сплав по реке. 10 советов новичкам. Часть 1.

Когда люди слышат слово «сплав», у многих в мозгу сразу возникает картина: оранжевая лодка на бешеной скорости несется мимо камней и деревьев, ныряет куда-то под воду, а потом появляется на поверхности, уже растеряв половину своих пассажиров. Спору нет, бывают и такие сплавы. Но они — категорийные, туда идут подготовленные спортсмены, хорошо умеющие управляться со своим плавсредством, будь это байдарка, катамаран или рафт. Новички же могут сплавиться по спокойной медленной реке, получив при этом массу удовольствия и незабываемого опыта. Так что смелее! Идем на сплав! Я приведу в этой статье десять полезных советов для новичков.

1. Идеальное время — июнь

Самым благоприятным месяцем для сплава можно считать июнь. С одной стороны, вода уже успокоилась после таяния снегов, и нет такого сильного течения, как в мае. С другой стороны, если лето жаркое, а река достаточно мелкая, то она не успеет пересохнуть, и вы не нарветесь на мель, как это возможно в июле или августе.

2. Выберите проверенный маршрут

Заманчиво отправиться туда, где на десятки километров вокруг нет других людей, и вы сможете наслаждаться тишиной и спокойствием. Однако для начала карьеры водного туриста подобный вариант нежелателен. Всегда существует опасность в виде прокола лодки, травмы, болезни и прочих форс-мажоров. Лучше выбрать проверенный маршрут, где доподлинно нет порогов и серьезных перекатов, и где вам смогут прийти на помощь другие водные туристы или местные жители. В Интернете можно найти сотни маршрутов разной категории сложности, которые уже испытаны и описаны другими людьми. Воспользуйтесь одним из них.

3. Трезво оценивайте свои силы

Предположим, вы плаваете лучше акулы, умеете открывать консервы зубами, а половину своей жизни провели в тайге. Вам может показаться, что подобных навыков достаточно для того, чтобы сразу отправиться на сплав второй-третьей категории сложности. Увы, это не так. Река не любит шутить. Даже если вы профессионал, то наверняка в вашей команде найдется человек неопытный. Всегда трезво оценивайте свои силы. Никто не осудит вас, если ваш первый сплав пройдет по самому простому маршруту.

4. Можно и в советской лодке

Для того, чтобы сплавиться по спокойной реке, вовсе не нужно покупать дорогую лодку. Ваша советская двухместная лодка вполне способна пройти несложный маршрут. Главное, убедиться, что она не протекает и не слишком быстро сдувается. Да, современные лодки из ПВХ намного легче и во многом надежнее, чем старые, но это не должно вас останавливать. Однако, внимание: обязательно возьмите с собой ремонтный комплект — клей и заплаты.

5. Безопасность и еще раз безопасность

Об этом сказано уже много тысяч раз, но повторить снова не будет лишним. Да, безопасность. Спасательный жилет в идеале должен быть у каждого, но если сплав проходит по спокойной и неглубокой реке, то хорошие пловцы могут от него отказаться. Тем, кто не уверен в своих силах, а также всем, без исключения, детям жилет строго обязателен. На сплавах, где могут встретиться пороги любой категории сложности, жилет обязателен для всех. Все вышесказанное актуально также и для каски.

Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить вторую часть статьи.

Источник

КАК ПРОХОДЯТ СПЛАВЫ ПО РЕКАМ В КАРЕЛИИ И НА КОЛЬСКОМ ПОЛУОСТРОВЕ?

Если собираетесь в первый раз на сплав — советуем прочитать эту статью.

На этапе бронирования тура наш менеджер уточнит необходимую информацию и подберёт подходящий вариант сплава. Проконсультирует по времени, на которое необходимо брать билеты.

Конечно, у каждого из вас при сборах на сплав возникнут свои вопросы, ответы на которые можно получить у менеджера по телефону +7-996-963-50-03. Здесь опишу как проходит водный поход, чтобы ответить на большую часть вопросов, всплывающих в голове завтрашнего сплавщика.

Встреча и прибытие на стапель

Для начала рекомендую ознакомиться со статьёй, повествующей о наполнении моей гермоупаковки. Там вы найдете минимум вещей, без чего точно на сплав ехать не надо. И вот когда рюкзак собран, возникают вопросы безопасности иного рода: Кто встретит? Куда поедем? Сколько ехать по времени? Когда накормят? И так далее.

Итак, начнем с поезда. Бывалые сплавщики шутят: это самый ключевой порог «Поезд» — не все проходят 🙂 Если шутки вы не поняли, то точно надо ехать и спросить об этом бывалых товарищей. Раз вы не смеетесь, значит скорее всего, это препятствие вы преодолеете более чем успешно.
Далее вокзал. Чаще всего мы встречаем вас на вокзале родимого Петрозаводска, однако могут быть другие города Карелии и Мурманской области: Кемь, Беломорск, Кандалакша, Апатиты. Для того, чтобы приехать правильно, нужно внимательно прочитать программу, там написано примерно следующее: «Мы встречаем вас на вокзале. ». Итак, вы выходите из вагона, а там толпа народу: все с рюкзаками и все сплавляться и встречающих с табличками тоже целый вагон. Чтобы не потеряться ищите скромного такого гида с белой табличкой и надписью цвета нашего. корпоративного «Get Karelia» . Итак, встречающего вы нашли и здесь прежде, чем задать вопрос: «А когда есть будем?», следует набраться терпения. Поскольку инструктору предстоит собрать ещё энное количество человек в кучу.
После того, как он всех соберет, он обязательно расскажет план дальнейших действий: идем туда-то, магазин там-то, туалет направо, готовность пять минут. Поехали!

Обычно путь до стапеля занимает от 1 до 12 часов в зависимости от маршрута. Да-да, не пугайтесь, некоторые реки расположены действительно очень далеко, но поверьте, оно того стоит! Дорога — время познакомиться с другими участниками и попытать руководителя похода вопросами. Возможно, вам повезет, и он ответит на них серьезно, а не как обычно он это делает.

Итак, вы прибыли на стапель (так называется место старта). И прежде, чем бежать со счастливым лицом к реке, как показывают в американских фильмах счастливых людей, бегущих по морскому побережью, стоит остановиться. Вы же теперь команда, а команде в данный момент надо:

— освободить автобус от себя;
— забрать свои вещи;
— разгрузить все снаряжение, чтобы с успехом отпустить водителя в обратный путь.

На стапеле, сначала, как это всегда бывает, курящие выкурят по одной, некурящие — обсудят дорогу и те части тела, которые ломит или свело от долгой поездки. Но потом, надо сразу приниматься за работу. Гид-проводник раздаст всем задачи: кому-то дров принести, кому-то катамараны собирать или рафты накачивать. В общем, все при деле.

Инструктаж и сплав

И вот, наконец, еда готова, суда готовы — все уже на низком старте, но спешить не надо! Для начала нужно подобрать для себя личное снаряжение. Если какие-то элементы экипировки зависят от размеров, веса и прочих параметров, то об этом у вас обязательно спросит менеджер на этапе бронирования тура. И тут наступает момент истины и «отлив показывает, кто купался без трусов». Если вы слукавили с весом, то кольчужка в виде спас жилета вам явно будет не по размеру. А это не что иное, как ваша безопасность и, как следствие, здоровье и приятные впечатления о вашем путешествии. Поэтому в подборе снаряжения лучше себе не льстить и примкнуть к сторонникам бодипозитива — я такой (-ая), какой (-ая) я есть.

Что из снаряжения вам выдадут? Это, конечно же, спас жилет, который подбирается в зависимости от веса; это весло — чаще всего, они все одного размера (с небольшими отклонениями); каска — тоже регулируется под любую голову; гермомешок на 100 литров (в этот девайс вы должны будете переупаковать все свои вещи, заботливо сложенные дома перед поездом). Сделать переупаковку придется, скрипя зубами, поскольку занятие неприятное, но в 99% случаев этого не избежать — очень редко вижу сумки или рюкзаки, которые можно запихать в герму, не нарушив изначально задуманной идиллии укладки. Также вам выдадут коврик и спальник. Спальный мешок я рекомендую настоятельно иметь свой. Для походника это как зубная щетка. Но если вдруг его нет, то в стоимость программы он входит. Также имейте в виду, что мы выдаем вкладыши из бязевой ткани, которые стираются после каждого заезда. Со спальниками такие трюки производители не рекомендуют делать, иначе теряются его ключевые свойства и он превращается в тряпку.

Читайте также:  Бывало встанешь рано утром бежишь по реке

Все это вам выдали на время вашего путешествия, чтобы оно было комфортным, и здесь придется заключить первый «общественный договор». Мы вам предоставляем, а вы бережете это как своё и не разбрасываете на стоянках, а бережно и нежно убираете либо в палатку, либо под тент. Как говорят, своя рубашка ближе к телу, и каждое утро, приятнее надевать свой спасик и свою каску.

Снарягу разобрали. Все экипированные такие, красивые стоят. Пришло время для общей фотографии и по коням! Снова стоп! Сейчас — инструктаж по технике безопасности! Вот здесь вы услышите много нового и интересного: и как грести, и как «лопату» держать, и что в бочке делать, и про морковку, и главное — не ТАБАНЬТЕ!

С техникой безопасности закончили — теперь рассаживаемся по судам и вперед! Сразу оговорюсь, чтобы вы не питали иллюзий о том, что сегодня я поеду на левом борту, а завтра на правом — это не так. Скорее всего вы займете своё место и прирастете к нему до конца похода. Причин тому несколько. Во-первых, местоположение для вас определит инструктор, опытным глазом прикинув развесовку и расстановку сил. В первый день еще возможны передвижения исключительно в целях улучшения маневренности и управляемости судна. Во-вторых, если вы начнете пересаживаться каждый день, то в критических ситуациях (а такие будут), вы банально будете забывать «правый» вы или «левый» (и здесь я говорю не о политических пристрастиях). Ещё вчера были «левым», сегодня — уже «правый» и наоборот. А неточное выполнение команд в пороге приводит к еще более критическим ситуациям. Поэтому рекомендую крепко подумать, прежде чем жаловаться на то, что болит рука, потому что «я сижу справа, а мне надо налево, чтобы рука отдохнула». Рука у вас болит от того, что техника гребли страдает, а следовательно, страдаете и вы. Как следствие, в данной ситуации лучше научиться правильно грести — от этого выиграет не только рука.

Всё, с формальностями покончили, теперь сплавляемся! Казалось бы, греби себе, наслаждайся пейзажами. Но постоянно напоминает о себе этот вредный тип — сидит он обычно сзади и, как водится, не гребет — опустил весло в воду и делает умный вид: мол, я тут главный. И всё бы ничего, но он еще и команды странные раздает: «Левый вперед!», «Правый табань!». Придется к этому товарищу привыкнуть — работа у него такая: весло в воду опускать и непонятными словами ругаться. Ну еще он может на стоянке кашу приготовить, а может и этот процесс делегировать. И вообще, чем опытнее этот персонаж, сидящий на корме, тем меньше он работает. Ну, по крайней мере, с первого взгляда — именно так. А некоторые экземпляры могут еще и взять гитару вечером и так, чтобы душа свернулась, а потом развернулась!

Есть с этими товарищами проблема одна: не понятно, когда они шутят, а когда всерьез что-то говорят. Держи ухо в остро!

Одно надо запомнить — при прохождении порога, он (или она) — сто процентов не шутит и все команды необходимо выполнять с точностью, даже если они кажутся вам нелогичными.

А сплав уже полным ходом: плёсы, пороги, перекаты, озёра — в Карелии они есть практически на каждой реке, сменяющиеся пейзажи — всё то, ради чего вы собственно и ехали. Вот сплавной день подходит к концу — ищем стоянку.

Стоянка и вечерний досуг

При зачаливании рафта или катамарана к берегу сначала выходят загребающие (как водится это два здоровых мужика, сидящих на носу судна) и держат плавсредство, пока все участники один за другим не выйдут на берег. Здесь есть важное правило: не дергать лодку, когда кто-то стоит, а не сидит. Думаю, не сложно догадаться, что произойдет. И еще одно очень важное правило: по судну передвигаемся исключительно на коленях.

При выходе на берег еще одна сложная задача: не разбежаться по кустам, а всем вместе встать в цепочку и разгрузить судно и вытащить все пожитки на сушу. После этого уже можно идти ставить палатку и заниматься прочим устройством временного лагеря. Не забудьте предложить помощь инструктору с заготовкой дров и приготовлением пищи, а то эти ребята скромные — все время стесняются попросить помощи.

Тут и ужин готов. Можно и расслабиться после тяжелого трудового дня, однако с оглядкой на то, что завтра не менее трудовой день. Песни под гитару у костра? Пожалуйста! Нет гитары? Вот и акапелла-бэнд сформировался. Здесь вход идет все: и про коня, и про байдарку, и луч солнца золотого — тоже здесь. И что немало важно — можно шуметь после одиннадцати. Кто поставил своё жилище недалеко от костра, тот просто неопытный походник =) В следующий раз лучше с палаткой уходить на дальний кордон и внести в список обязательных вещей беруши.

Итак, утро следующего дня. Все довольные и выспавшиеся выходят на завтрак, заботливо приготовленный тем самым, который с умным видом опускает весло в воду. Утренний кофе, обсуждение того, кто получил приз зрительских симпатий в номинации «Голос» во вчерашнем запеве. Но расслабляться нельзя: сегодня новый ходовой день, а значит новые пороги, новые приключения и море эмоций.

Снова сплав

Двигаемся далее. Вот впереди шивера и все думают: «Ну наконец-то текуха, сейчас можно довериться течению и не грести, а вода сама вынесет». И как только все собрались расслабиться, тишину разрывает команда: «Оба вперед! И раз! И раз! И раз!» Все в недоумении — почему так, что мешает просто сплавиться? Оказывается, чтобы успешно управлять судном на воде, необходимо чтобы это самое судно имело скорость несколько бОльшую, чем скорость течения, только тогда прохождение будет успешным: можно будет маневрировать среди камней, вовремя совершать повороты и сохранить судно и команду в целости. А что вы думали? Здесь все как в жизни: если вы по течению плывете — то вас как щепку мотает из стороны в сторону, а если вы быстрее, а иногда и против, то у вас уже контроль над ситуацией появляется. В природе также: многие виды рыб для нереста поднимаются в реки против течения или на прокорм становятся против стремнины (то есть течения) — так в рот залетает больше. В общем, после недоуменных вопросов типа: «А зачем нам грести, если нас и так хорошо несет?» — инструктор рассказывает примерно вышеописанную историю и все встает на свои места, приходит понимание, что расслабиться в стремнинке не получится.

Где же тогда расслабляться? Нигде. Отдых то активный. Но есть одна фишечка: на плёсах (так называются спокойные участки, где практически отсутствует движение воды) или озерах, которых в Карелии великое множество, мы припрятали один бонус — это подвесной лодочный мотор. Обычно он небольшой, от 2,5 до 5 лошадиных сил, но свою работу четко выполняет: позволяет расслабиться на скучных плёсах и не выбиться из сил при встречном ветре на озере.

Но даже скучный плёс может стать очень хорошим развлечением. В группе всегда есть рыбаки. Видим плёс или озеро — вот и настал ваш час, ребята — расчехляем удочки. Ну а что же делать тем, кто не рыбачит? Здесь все от фантазии вашей зависит: самые распространенные игры в это время — это «Контакт» и «Города». Если не знаете, о чем это я, точно надо ехать.

И вот когда все уже успели расслабиться под северным карельским солнцем, крик с кормы: «Чалимся!». Обычно эту функцию выполняют так называемые «загребные» — два самых крепких или самых опытных товарища в группе. Это означает, что им нужно выпрыгнуть на берег с чальным концом (специальной длинной веревкой) и пришвартовать, то есть привязать судно к дереву или камню на берегу.

Снова недоуменные вопросы: «Зачем? Почему?» И так же все нормально было. Объявляется осмотр порога и снова новая порция вопросов: «А зачем смотреть? А сходу нельзя? Чё мы лошары что ли?» Надо сказать, что помимо прямого назначения — осмотра, такая остановка являет собой много плюсов: размять слежавшиеся мышцы, сделать классные фото и сходить в туалет. Ну и посмотреть на порог — что же нас ждет, и почему инструктор хочет обратить внимание на это препятствие. Осмотр предстоящего препятствия иногда действует очень отрезвляюще: некоторые сразу отказываются идти в порог со словами: «Я лучше вас с берега сфотографирую». Сразу скажу, что вы вправе сделать этот выбор — остаться на берегу, но нужно учитывать еще и то, что скажет тот товарищ, который сидит на корме, опускает в воду «лопату» и ругается непонятными командами. Если он говорит, что идти можно, то наверное стоит прислушаться, вы же приехали сюда не по берегу ходить, а сплавляться.

Читайте также:  Река в сибири где происходит действие рассказа распутина уроки французского ответ

И вот, когда все уже наделали крутых фото для своих инстаграм-аккаунтов, чтобы поразить всех коллег и подписчиков, гид собирает всех на берегу и начинает что-то с умным видом рассказывать и показывать.

И здесь случается то, что англичане называют «vice versa»: вы видите порог и думаете: «Тут все просто, нечего делать, пройдем на раз!» Инструктор начинает рассказывать, как на самом деле: здесь «закусывает», там «подсасывает», а вот здесь если не «зацепиться», то будет весьма нехорошо. «Напоминаю, если вы оказались за бортом, не теряйте весло — оно стоит миллион, не расплатитесь!» =) Конечно же это шутка, но она очень хорошо помогает действительно не терять весло.
Почему этот аксессуар так важен? Есть два важных момента: во-первых, управление при самосплаве. При попадании в воду вы ложитесь на спину ногами вниз по течению и перед собой держите весло. Таким образом, вы встречаете препятствия, которые приготовила для вас река не головой, а ногами и мягким местом. Весло в данном случае помогает «подруливать» при самосплаве. Во-вторых, при попадании в бочку (обратный вал воды, способный крутить вас как в центрифуге и не отпускать долго), вы крепко держите весло. Как правило, при первом попадании в бочку, вы не понимаете ничего — где верх, где низ, где ноги, где руки. И тут весло решает, поскольку у него есть лопасть, которая «как бы случайно» находит струю — ваш спасительный ключ, выход их центрифуги. Когда вы не понимаете, что происходит, струя, которая обычно находится на глубине под пеной, попадает в лопасть и вытаскивает вас из бочки. И наоборот, вы видите большой водопад, от которого дух захватывает, и с опаской спрашиваете гида: «Мы ведь туда не пойдем?», на что получаете ответ с ухмылкой: «Легко!»
Почему так? Это опыт «чтения» препятствий. На то он и инструктор, чтобы сзади сидеть, филонить, табанить и опускать «лопату» в воду, да и еще выкрикивать непонятные ругательства.

После многочисленных просмотров, прохождений без осмотров, «зеленых» остановок и прочих прелестей ходового дня, прибываем на стоянку. Сегодня был сложный день, все устали, но это еще не финал. Ставим лагерь, готовим ужин. Сегодня у костра можно задержаться подольше, ведь завтра днёвка. Это значит, что как минимум две ночёвки будет сделано на этой стоянке и завтра точно не нужно будет собирать палатку. Поэтому и место для днёвки выбирается получше: чтобы баня была обязательно и порог хороший для покатушек, но если нет падуна, то и пляж на озере сгодится!

Источник

Желающих сплавляться очень много: куда поедут на майские уральские туристы и сколько это стоит

Сплавы по уральским рекам стали намного популярнее в прошлом году — во время локдауна открыть для себя местный активный местный туризм пришлось и тем, кто раньше предпочитал пляжный all inclusive. Хотя все майские праздники сплавщикам пришлось сушить весла — Роспотребнадзор тогда запретил любые активности.

В этом году сезон начинается в срок: традиционно именно к майским праздникам вскрываются ото льда уральские реки и постепенно заполняются туристами на катамаранах.

По мнению Михаила Филатова, организатора сплавов по рекам, май для этого подходит даже лучше, чем лето.

— Многие реки пригодны для сплавов только в мае и июне — те же Серга или Усьва, — говорит Михаил. — В прошлом году нам разрешили начать сезон только в июле, и эти реки уже были недостаточно полноводными. К тому же, когда температура воздуха держится на уровне 10–15 градусов, это более комфортно, чем в жару, и меньше шансов обгореть на солнце.

Эксперты этого рынка подтвердили, что в прошлом году популярность активного отдыха на реках выросла весьма заметно: за июль и август они организовали столько же сплавов, сколько обычно за три месяца — желающих было очень много.

Самым популярным маршрутом у нас была и остается Чусовая: в прошлом году в некоторые моменты там можно было наблюдать целые вереницы катамаранов. Чусовую любят за полноводность, отсутствие опасных порогов, для прохождения которых нужна подготовка, и, конечно, очень живописные берега, где есть достаточно мест для комфортных ночевок.

— Заграничные поездки до сих пор мало кому доступны из-за курса евро, у кого денег побольше, едут на Алтай, Байкал, в Сочи, а остальные остаются здесь — турбазы, реки, леса, — считает Иван, руководитель одной из компаний, занимающихся активным туризмом. — В этом году сезон начинается хорошо. Те, кто в прошлом году в первый раз попробовали, в этом году будут осваивать новые маршруты.

По мнению Михаила Филатова, вторая по популярности река — Реж, также очень интересная и живописная. С удовольствием ходят на Сергу, хотя там пороги есть, но зато для подготовленных этот маршрут интереснее.

— Большим спросом пользуется река Ай в Башкирии — это сейчас одно из самых популярных направлений, а Башкирии она так же любима туристами, как у нас Чусовая. От Екатеринбурга чуть более 400 километров, забрасываем группы туда.

Что касается паводковой обстановки и погоды, то эксперты считают, что в этом году всё совершенно нормально. Не стоит бояться большой воды или того, что внезапно снег пойдет, — для мая на Урале это совершенно обычная история, а грамотная экипировка и выполнение советов инструкторов сделают так, что погода впечатлений не испортит.

Кстати, на майские сплавы уже никакого особого зимнего снаряжения не берут — единственное, если ночи холодные, то понадобится дополнительный спальник.

Из новшеств можно назвать появление сплавов на сап-борде: появившись всего пару лет назад, «сапы» стали очень популярными: оказывается, можно не только качаться на водах Шарташа, но и вполне успешно передвигаться на них по уральским рекам. Для этого обычно организуют однодневные маршруты — понятно, что на доске палатки и спальники не увезешь. Зато, говорят, это очень увлекательно — получается пройти маршрут гораздо быстрее, чем на катамаране. Научиться передвигаться на «сапе» при желании можно всего за день.

Сплавы по уральским рекам проводят и для семей, и для компаний, можно записаться в группу новичков — вариантов масса. Стоит это в среднем от 3 до 6 тысяч рублей на человека за 2–3-дневный маршрут, цена зависит от уровня комфорта, на который вы рассчитываете.

Посмотрите фото с каяк-фестиваля «Ледокол» — вот на что способны самые отчаянные (то есть опытные) туристы.

А вот здесь — советы туриста и травматолога: как ходить на сплавы, чтобы ноги-руки уцелели.

Источник



По Русскому Северу. Сплав по рекам

Излишки рыбы после «реанимации» отпускались в родную стихию.

Летом прошлого года я откликнулся на предложение в интернете отправиться в поход в Архангельскую область. Руководителем затеи был Сергей Степанов. Наш коллектив состоял из пяти мужчин и одной девушки Татьяны.

Прибыв на поезде в славный город Архангельск, мы погрузили снаряжение в заранее заказанные машины, и прямо с вокзала наш автомобильный кортеж отправился за специальным разрешением на посещение погранзоны. Оставалась заключительная часть пути до точки выгрузки на реке Кепине. По ней нам нужно было сплавиться вниз примерно на 60 километров до впадения в нее реки Ёрны. Затем по Ёрне предстояло подняться вверх по течению до точки, от которой пешим переходом удобнее всего выйти к другой водной системе. Здесь нам следовало найти вход в реку Верхотину и сплавиться по ней до системы Мегорских озер, где берет начало река Мегра. Сплав по Мегре до Белого моря был последним этапом двухсоткилометрового маршрута, после чего наша группа перебрасывалась самолетом с побережья Белого моря обратно в Архангельск.

Читайте также:  Карта азербайджана река араз

Сплав по Кепине мы начали у старого моста. Река встретила нас идеально прозрачной, как в аквариуме, водой. Ее ширина на всем протяжении не более 20–30 метров, дно покрыто растительностью, камней и галечников нет. По предварительной информации рыбы в реке много, в том числе и хариуса, причем весьма приличных размеров.

Каждый участник сплава выбрал туристическое снаряжение и рыболовную оснастку согласно своему опыту. Выявились и некоторые особенности в характерах путешественников. Так, Дмитрий и Андрей шли одиночками на двухместных байдарках, а остальные по двое — на трехместных посудинах. Для скарба, которого набралось немало, тоже предусмотрели место. Мы взяли с собой непромокаемые мешки для продуктов и сменной одежды, а также индивидуальные средства защиты от плохой погоды. Поскольку сплав по реке подразумевал перетаскивание байдарок по мелям и разбор завалов, обязательным элементом личной экипировки стали вейдерсы…

Первые минуты сплава были сумбурны и хаотичны, все искали алгоритм движения. Через какое-то время вперед вырвались спортсмены, для них сплавной драйв значил больше, чем процесс ловли рыбы. Почетную должность замыкающих поручили двойке бывалых рыболовов — мне и моему напарнику Виктору. На маршруте мы часто отставали от группы с целью порыбачить, а потом спешно нагоняли ушедший караван. В конце июня хариус по реке распределился фрагментарно. Для удачной рыбалки нужно найти скопление активно кормящейся рыбы и попробовать ее соблазнить мелкими вращающимися блеснами.

Первый вечерний опыт ловли дал положительный результат. За короткий промежуток времени я выловил шесть отменных красавцев. Самый мелкий хариус весил не менее 300 граммов, остальные — порядка 500–700 граммов. Долгий утренний сон команды водных скитальцев — это беда. Пока все спали, мы с Виктором совершали утренний рыболовный променад. Вспоминается одно такое замечательное утро. Свет солнечных лучей до дна пробивал неглубокую речку. В нереально прозрачных струях вальяжно скользили крупные хариусы. Раз за разом наши удилища с тестом от 2 до 12 граммов обстреливали дальние и ближние точки. Однако вскоре стало очевидным, что ни тонкая монофильная леска сечением ноль восемнадцать, ни вертушки нулевых и первых номеров самых изысканных расцветок не пробуждали аппетита у гвардейцев-флагоносцев: хариуса интересовал исключительно вылет насекомых.

Как подать искусственную мушку посредством спиннинговой снасти? Правильно. Для этого есть итальянский сбирулино, или просто бомбарда. Как показали эксперименты с забросами и проводкой, в неширокой речке можно обойтись и без дальнего заброса с грузовым поплавком. Непуганая рыба подпускает к себе очень близко, смущая городского рыболова своей детской непосредственностью. Но мы не стали наказывать представителей благородного семейства лососевых за их невольное безрассудство и все, что было добыто с таким трудом, отпустили.

Сплав по реке Кепине занял три дня. Весельные переходы чередовались с короткими передышками на берегу и счастливыми часами долгожданных рыбалок. Дабы не выбиться из графика сплава, в некоторые дни нам приходилось, что называется, поспешать, усиленно налегая на весла и забывая про рыбалку. Что ж, во имя общей идеи иногда приходится чем-то жертвовать. Увлеченный рыболов, идущий на сплав в большой компании, должен заранее себя настроить на то, что далеко не все интересные в плане рыбалки места он сможет обловить.

Утро третьего дня на этой реке разбудило нас звуками дождевой капели. Как чудесно преобразилась природа, насыщаясь небесной влагой! Заключительная гонка на веслах по Кепине прямехонько вывела нас к впадению реки Ёрны, а там. А там, уже на стыке вод двух рек, разбушевался настоящий харюзовый котел. На небольшом участке реки скопилось множество жирующего хариуса. Видимо, дождь и пасмурная погода придавили мошку к воде и возбудили активность рыбы. Но что самое замечательное, рыбная братия активно интересовалась не только насекомыми, но и вращающимися блеснами. Вот уж действительно, жор так жор!

За три дня сплава самый крупный хариус, пойманный мною, потянул на 700 граммов, большая часть остальной добычи укладывалась по весу от 300 до 600 граммов. Такие показатели близки к уловам в Центральной Сибири, где хариус граммов на 500–600 считается самым ходовым и ловится на крупные вертушки третьих и четвертых номеров. Хариус Архангельской области требует к себе куда большей изощренности, и наши самые крупные приманки были Аглия лонг № 2. Тогда по воле речного царя с уловом поздравляли всех: и тех, у кого была спортивная снасть, и тех, у кого снасть была не очень изящная. Определенным апогеем стал полукилограммовый сижок, пойманный Андреем. Эта рыбалка дала заряд бодрости для преодоления речки Ёрны, где нам пришлось идти вверх, против течения.

Светлой белой ноченькой четыре байдарки речных вояджеров вошли в реку Ёрну. Ночь не лучшее время для физических упражнений, но ради того, чтобы испытать мышечную радость именно в белую ночь, можно и отойти от определенных правил. Подъем по реке начался в одиннадцать вечера, а закончился к шести утра.

Река встретила нас перекатами и ускорениями воды длиной по 20–30 метров. Такие препятствия достаточно живо преодолевались в пешем порядке с байдаркой на буксире. Перекаты сменялись глубокими участками с почти стоячей водой, эти прогоны легко проходились на веслах. Белая прозрачная вода прежней реки сменилась на красновато-коричневую от примеси гумуса Ёрны. Видимо, по этой причине поменялся и видовой состав рыбы. За семь часов подъема было поймано всего два мелких хариуса и приличное количество неплохого окуня, которого в Кепине не было вообще. Не зря говорят, что окунь — это символ перемен.

Подъем по реке не обошелся без приятных сюрпризов. Как-то после очередного переката, где опять пришлось тащить байдарку на буксире, я узрел за поворотом реки заманчивый стоячок-глубочок. На разведку был отправлен крупный плавающий воблер. А в ответ некая неведомая сила остановила в глубине приманку и завязалась борьба. Видавшие виды сплавщики, затаив дыхание, наблюдали за схваткой. А вдруг лосось? Со стороны очень даже похоже. После двух минут борьбы наступил момент истины: в подсаке оказалась крупная щука. Вот так, буквально за несколько часов, веселая ловля мерного хариуса сменилась окуневыми и щучьими трофеями. Щука потянула на 5 килограммов и 300 граммов. В шесть утра мы расположили лагерь, приготовили завтрак и выставили байдарки для просушки. После дневного отдыха нас ждал двухкилометровый пеший ночной переход по тайге к озерам. От самотопа с грузом на плечах освобождалась только Татьяна. Ей доверялось маленькое, но ответственное поручение караулить базовый лагерь, пока мужская часть коллектива в три захода не перетащит снаряжение в новый лагерь на берегу озера. Весь процесс занял у нас 12 часов. Это немало!

Первая ходка принесла неожиданный результат: оказывается, в этой глуши была великолепная тропа, ведущая от реки к озеру. Ее проторили давно: видимо, у нас в России много любителей стихов и запахов леса. Нам осталось лишь поблагодарить неведомых сторонников здорового образа жизни.

Только к полудню на берегу озера вырос новый палаточный лагерь. Отобедав и выпив по рюмочке с устатку, самые слабые члены концессии погрузились в сиесту, ну а мы с Виктором пошли на ближайшее озеро рыбачить. Простенькая, без затей рыбалка с берега принесла мне пару хороших окуней. Кумжи, форели и прочих лососевых обнаружено не было, ну а окуневые сюрпризы клевали на твистеры и вращающиеся блесны.

Думаю, особого внимания заслуживает подход к рыбалке Виктора. Я наблюдал, как в его умелых руках спиннинг с мультипликатором становился не просто орудием ловли, а некой дирижерской палочкой, с помощью которой он завораживал рыбу и вызывал ее на поклевку. Итогом такого концерта, как правило, была пара приличных рыб…

Источник

Adblock
detector