Меню

Снегу было мало снежных буранов то же а по тому мало шло по реке льдин

Цитаты из русской классики со словосочетанием «снежный буран»

Неточные совпадения

Ассоциации к слову «снежный&raquo

Ассоциации к слову «буран&raquo

Синонимы к словосочетанию «снежный буран&raquo

Предложения со словосочетанием «снежный буран&raquo

  • – Я же не спрашиваю, откуда ты знаешь, когда начнётся снежный буран, где пройдёт рысь или проползёт ледяной червь.

Сочетаемость слова «снежный&raquo

  • снежный человек
    снежная королева
    снежная пыль
  • снежные вершины гор
    снежные шапки гор
    толщина снежного покрова
  • выдалась снежная
    лепить снежных баб
    превращаться в снежный ком
  • (полная таблица сочетаемости)

Сочетаемость слова «буран&raquo

  • снежный буран
    сильный буран
    настоящий буран
  • по кличке буран
    к утру буран
  • буран утих
    буран прекратился
    буран кончился
  • попасть в буран
    переждать буран
  • (полная таблица сочетаемости)

Значение слова «снежный&raquo

СНЕ́ЖНЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к снег. Снежные хлопья. Снежная лавина. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «буран&raquo

БУРА́Н , -а, м. Сильный зимний ветер, поднимающий массу сухого снега; снежная буря, метель (обычно в степи, на открытых местах). (Малый академический словарь, МАС)

Отправить комментарий

Дополнительно

  • Как правильно пишется слово «снежный»
  • Как правильно пишется слово «буран»
  • Разбор по составу слова «снежный» (морфемный разбор)
  • Разбор по составу слова «буран» (морфемный разбор)
  • Перевод словосочетания «снежный буран» и примеры предложений (английский язык)

Значение слова «снежный&raquo

СНЕ́ЖНЫЙ , —ая, —ое. 1. Прил. к снег. Снежные хлопья. Снежная лавина.

Значение слова «буран&raquo

БУРА́Н , -а, м. Сильный зимний ветер, поднимающий массу сухого снега; снежная буря, метель (обычно в степи, на открытых местах).

Предложения со словосочетанием «снежный буран&raquo

– Я же не спрашиваю, откуда ты знаешь, когда начнётся снежный буран, где пройдёт рысь или проползёт ледяной червь.

Необычно сильный снежный буран разразился 11 декабря 1997 года к северу от мексиканской столицы, где от холода погибло более 20 человек, не знавших, что такое снег и как с ним бороться.

Я едва не опоздала на рейс, потому что разразился настоящий снежный буран и весь город стоял в пробках.

Источник

ЕГЭ. Русский язык. Тест №69

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЕГЭ. Русский язык. Тест №69

Просмотр содержимого документа
«ЕГЭ. Русский язык. Тест №69»

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Крысы очень осмотрительны: ни за что не станут есть подозрительную пищу всем скопом, роль дегустатора возьмёт на себя самая любознательная и прожорливая особь. (2)И если ей от нового блюда не поздоровится, сородичи сделают соответствующие выводы: матёрые особи не подпустят к опасной приманке молодых, оттолкнут, с громким писком прижмут к земле, а потом передадут другим сигнал об опасности. (3)…пытаться изводить крыс с помощью ядов бесполезно.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Особый механизм предупреждения сородичей об опасности, действующий в крысиных стаях, делает бесполезными попытки извести их с помощью яда, добавленного в пищу.

2) Яд совершенно бесполезен в борьбе с осмотрительными и осторожными крысами, выработавшими особую реакцию, предупреждающую стаю о его присутствии в приманке.

3) Подозрительную пищу ест только самая любознательная особь, которая впоследствии своим поведением может предупредить сородичей об опасности.

4) Осмотрительность и осторожность молодых крыс делает бесполезными попытки извести их ядом.

5) Матёрые крысы не подпустят к отравленной пище молодых, если особи, попробовавшей ядовитую приманку, станет плохо.

2. Самостоятельно подберите наречие, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите это наречие.

3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗЕМЛЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ЗЕМЛЯ, -и (-у); ж.

1) Третья планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца, орбита которой находится между Венерой и Марсом. Земля движется вокруг Солнца. Окружность Земли. Луна – спутник Земли.

2) Место жизни и деятельности людей. Сколько обидного на Земле!

3) Суша, земная твердь (в отличие от водного или воздушного пространства). Ступать с корабля на твердую землю.

4) Верхний слой земной коры; почва, грунт. Пахать землю. В недрах земли.

5) Рыхлое вещество темно-бурого цвета, входящее в состав земной коры. Песок с землёй. Привезти самосвал земли.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

убыстрИть мозАичный дОверху сОгнутый жалюзИ

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Фигуры из ИСКУССТВЕННОГО льда удивительно прозрачны и красивы.
Главным характерным признаком этого мастера было его удивительная ПРАКТИЧЕСКАЯ смекалка.
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ может быть вызвана разными причинами.
Памятник был высечен из ЦЕЛЬНОЙ глыбы мрамора.
Старик поднял вёсла – и ЦАРСТВУЮЩАЯ река понесла нас.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Выпишите это слово.

При посещении кафе мы были приятно удивлены низким прейскурантом цен.

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
огонь ЗАЖЖЁТСЯ
ПОЛУТОРА часов
ПРИВЕТЛИВЫЙ Тбилиси
СЕМИДЕСЯТЬЮ годами
весёлых ЦЫГАН

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

A) нарушение в построении сложноподчинённого предложения
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
B) ошибка в построении предложения с несогласованным приложением
Г) неправильное построение предложения с косвенной речью
Д) неправильное построение предложения с причастным оборотом

1) Бунин путешествовал на пароходе «Чайке» по Днепру и посетил могилу Тараса Шевченко.
2) Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» является одним из наиболее поэтичных художественных произведений русской литературы XX века.
3) Благодаря усилиям матери уже с детства Карл и его братья и сестры приобщился к театру и участвовал в любительских спектаклях.
4) Изображенный лесной пейзаж на картине не отвлекает зрителя от центральной фигуры Аленушки.
5) Большинство учеников, которые добросовестно готовились к экзаменам, которые оказались непростыми, вскоре стали студентами престижных вузов.
6) Николай Семенович Лесков — один из удивительнейших и своеобразных русских писателей, чью судьбу в литературе нельзя назвать простой.
7) Через десять часов после задержки рейса некоторые пассажиры сказали, что мы готовы сдать билеты.
8) Лесков сразу же заявляет о себе как публицист и печатается в «Отечественных записках», «Северной пчеле», «Русской речи».
9) Обессиленная тщетными поисками своего брата, Аленушка печально сидит на большом валуне у лесного пруда.

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) бл..стательный, выч..тание, зан..мать

2) см..тритель, т..лант, г..пербола

3) выл..жен, дог..равший, тв..рить

4) отк..заться, успок..ение, напр..жённый

5) вым..чил, к..сательная, разд..рут

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) об..злить, пр..родитель, с..действие

2) и..гиб, во..глас, неи..вестный

3) пр..близиться, пр..певать, пр..амурский

4) бе..тактность, во..ходить, ни..вергается (водопад)

5) сверх..ндустриальный, вы..грать, вз..мать

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) эмал..вый, устойч..вый

2) посе..л, изюм..нка

3) уродл..вый, прогул..вающий

4) зала..л, сирен..вый

5) корн..вой, плюш..вый

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) нянч..вший, немысл..мый

2) подруж..шься, немину..мый

3) затопл..нное, завис..мый

4) просе..нный, довер..вший

5) колебл..мый, расцвета..шь

13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Надо же было целый год носить на сердце немую, еще (НЕ)ВЫСКАЗАННУЮ боль, чтобы сейчас, вот так, ни с того ни с сего, разоткровенничаться перед первым попавшимся человеком.
Под черными, опущенными книзу усами Николая белели зубы, а в приподнятых уголках рта так и остались морщинки – тени (НЕ)УСПЕВШЕЙ сбежать с губ улыбки.
Николай шёл, глядя прямо перед собой ничего (НЕ)ВИДЯЩИМИ глазами и тщетно стараясь восстановить в памяти, сколько осталось у него в вещевом мешке патронов.
Самолёт сделал круг над высотой, (НЕ)СНИЖАЯСЬ, дал две короткие пулемётные очереди и ушёл на восток.
Личико у парнишки всё в арбузном соку, покрытом пылью, сам грязный, как прах, (НЕ)ЧЁСАНЫЙ, а глазёнки – как звёздочки ночью после дождя!

Читайте также:  Речка быстрая волгоградская область

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(ПО)ЛЕТНЕМУ лесу приятно гулять, так как (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ прогулки открываешь для себя много интересного.
А в (СЕРО)ЧЁРНОМ небе до зари звучали стонущие и КУДА(ТО) зовущие голоса журавлиных стай.
Снегу было мало, снежных буранов ТО(ЖЕ), а (ПО)ТОМУ мало шло по реке льдин.
Река, (В)ДОЛЬ которой мы шли, (В)ТЕЧЕНИИ своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то в заросли ивняка, то в песчаный обрыв.
(ПО)ТОМУ, как вы ведёте себя в обществе, мы (ТО)ЖЕ можем многое о вас рассказать.

15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.

В гости(1)ой чи(2)о сидели наряже(3)ые детишки, заворожё(4)о смотревшие на хозяйку, чьими руками было выставле(5)о всё это великолепное угощение.

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Волгоград стал символом нашей стойкости и нашей славы.

2) На Волге 86 больших и маленьких древних и новых известных и незаметных городов.

3) На берегах Волги стоят города и сёла архитектурные памятники старины и мощные современные гидростанции.

4) В мастерской художника было сумрачно и резко пахло красками.

5) Отец восторгался закатом или мелодией человеческим поступком или человеческим гением искренне и безгрешно.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Машенька (1) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой верёвки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Название «Коломна» (1) по мнению некоторых исследователей (2) восходит к финскому слову. До прихода славян на данной территории жили финские племена. Они-то (3) вероятно (4) и оставили это название.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Звёзды засияли в небе (1) чёрную (2) и загадочную бездну (3) которого (4) так никогда и не удастся постичь человеку.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые

Впереди показалась широкая река (1) и (2) когда всадники подъехали (3) и спешились (4) то увидели (5) что мост снесло наводнением.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.

(1) Перелет — тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. (2) Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.
(3) Одна из загадок природы — способность птиц определять время начала перелетов. (4) Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. (5) Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня — всё это торопит в дорогу. (6) Другое дело — возвращение к местам гнездовий, на родину. (7) Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? (8) По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Когда Леонардо да Винчи сидел над чертежами летательной машины, он думал не о фугасных бомбах, а о счастье человечества. (2)Подростком я видел первые петли французского лётчика Пегу. (3)Старшие говорили: «Гордись − человек летает, как птица!» (4)Много лет спустя я увидел «Юнкерсов» над Мадридом, над Парижем, над Москвой…

(5)Машина может быть добром и злом. (6)Гитлер обратил машину в орудие уничтожения. (7)Люди глядели на небо с гордостью. (8)Гитлер решил: они будут глядеть на небо с ужасом. (9)Люди с радостью думали: мы поедем в автомобиле за город. (10)Гитлер решил: услышав звук мотора, люди будут бежать без оглядки.

(11)Но однажды настало время проверки. (12)Вначале немцы торжествовали. (13)Их танки исколесили всю Европу. (14)Гусеницы раздавили Францию и оставили борозды на полях древней Эллады. (15)«Юнкерсы» искалечили, казалось бы, неприступный Лондон. (16)И немцы послали свои машины на Россию − к горам Кавказа, к рекам Сибири. (17)Здесь-то приключилась заминка: машины не сломили воли человека. (18)Есть в войне много горя, много разрушений, война − не дорога прогресса, война − страшное испытание. (19)Но есть в войне и нечто высокое: она даёт людям мудрость. (20)Эта война принесла человечеству великий урок: реванш человека.

(21)Сердце бойца гитлеровцы пытались подменить мотором, солдатскую выдержку − бронёй. (22)Однако Отечественная война доказала торжество человеческого духа.

(23)…Батарея старшего лейтенанта Быкова отбила танковую атаку. (24)Огибая берёзовую рощу, пятьдесят танков надвигались на наши боевые порядки. (25)«Не пропустить!» − была команда Быкова. (26)Уже раненный, этот человек оставался на посту. (27)А после на поле боя чернели остатки 26 немецких танков. (28)По замыслу немцев, эти танки должны были дойти до Индии. (29)Но они погибли. (30)У берёзовой рощи…

(31)Или вот ещё факты. (32)Десять краснофлотцев противотанковыми ружьями уничтожили 23 танка. (33)Моряк Тимохин сжёг 6 танков.

(34)А Севастополь? (35)Эпическая оборона этого города была торжеством человеческой отваги, когда небольшой, слабый гарнизон, без аэродромов, почти без танков, 250 дней отражал атаки мощных вражеских дивизий и техники.

(36)Да, немецкие танки долго представлялись удавом, перед которым цепенела, дрожала как осиновый лист Европа. (37)Но им преградили путь люди. (38)Конечно, у нас были превосходные противотанковые орудия. (39)Конечно, наши бойцы справедливо зовут бронебойное ружьё Симонова «золотым ружьём». (40)Но как забыть об обычной гранате в руке бесстрашного бойца, которой враг страшился не меньше крупного снаряда? (41)Как забыть о могучем, полном отваги сердце воина?

И. Эренбург (1891–1967) – русский прозаик, поэт, переводчик с французского и испанского языков, публицист, фотограф и общественный деятель.

22. Какие высказывания соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1 Фашистские танки обстреливали Лондон.

2 Бронебойное ружьё Симонова бойцы называли «золотым».

3 Батарея старшего лейтенанта Быкова уничтожила более двадцати танков.

4 Оборона Севастополя длилась больше года.

5 Свои первые яркие впечатления от самолётов рассказчик получил в подростковом возрасте.

23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложения 13−15 раскрывают содержание предложения 12.

2) Предложения 16–17 содержат описание.

3) В предложениях 18–20 представлено рассуждение.

4) В предложениях 31–33 представлено повествование.

5) Предложения 38 и 39 противопоставлены по содержанию.

24. Из предложений 32 -36 выпишите антонимы.

25. Среди предложений 23−30 найдите такое, которое связано с предыдущим при

помощи указательного местоимения и форм слова.

26. «Основной приём художественной выразительности, который И. Эренбург использует на протяжении всего текста, − это _____ (например, предложения 7- 8, 9 — 10). Именно благодаря этому приёму становится очевидна авторская идея. А усилить эффект помогает такое синтаксическое средство выразительности, как _____ (предложения 4, 14, 16). В свою очередь, такие лексические средства, как _____ («торжествовали», «сломили», «отвага») и_____ («бесстрашный боец», «могучее, полное отваги сердце воина»), насыщают текст умеренным патриотическим пафосом, помогая тем самым выразить чувства автора».

Список терминов:

2 контекстные синонимы

4 книжная лексика

7 ряды однородных членов

27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Читайте также:  По ту сторону реки свадьба

Источник

Снегу было мало снежных буранов то же а по тому мало шло по реке льдин

Сергей Тимофеевич Аксаков

Собрание сочинений в пяти томах

Том 1. Семейная хроника. Детские годы Багрова-внука

С. Машинский. Сергей Тимофеевич Аксаков

Чародей слова, проникновенный поэт природы, тонкий психолог – таким вошел в сердце русского читателя автор «Семейной хроники» и «Детских годов Багрова-внука».

В истории нашей отечественной литературы Аксаков занимает видное место. Прочитав однажды в журнале отрывок из «Семейной хроники», Чернышевский заметил, что в ней «много правды», что «правда эта чувствуется на каждой странице». Можно было бы добавить – и на многих страницах других произведений писателя.

С. Т. Аксаков – трудный для осмысления художник. Да и творческий путь его – одно из самых сложных явлений в истории русской литературы. Нет другого примера, когда бы начало и завершение пути писателя были столь различны. И, однако же, нет большей ошибки, чем та, которую допускали исследователи, безоговорочно противопоставлявшие позднего Аксакова – раннему, не желавшие видеть мучительно долгий, трудный, но неуклонный процесс вызревания реалистического таланта писателя.

Сколь бы существенно поздний Аксаков ни отличался от Аксакова 20-х – начала 30-х годов, когда родом его литературных занятий была преимущественно критика, все же есть несомненная внутренняя связь между этими двумя этапами литературной биографии писателя. Юность Аксакова протекала в первое десятилетие XIX века. Он восторгался Шишковым и вместе с тем, как это ни странно, сочинял стихи в духе сентиментальных идиллий Карамзина. Пока еще ничто не предсказывало будущего Аксакова, не предвещало в нем даже возможности крупного дарования. Но к 20-м годам в статьях Аксакова начинает пробиваться пытливая, острая мысль, знаменовавшая начало пути, который много лет спустя привел писателя к вершинам реалистического искусства.

Имя Аксакова стало известно всей читающей России в конце 40-х годов, то есть когда жизнь писателя приближалась к шестому десятку. Периодом расцвета его реалистического таланта стало последнее десятилетие жизни. В условиях глубокого кризиса, переживаемого в середине прошлого века феодально-крепостническим строем, художественные произведения Аксакова давали превосходный материал для обличения различных сторон помещичьего быта, крепостнической действительности в целом. Именно в этом направлении широко использовал аксаковские произведения Добролюбов.

Усвоив многое от реалистических традиций Пушкина и Гоголя, Аксаков обогатил эти традиции своим собственным художественным опытом и в немалой степени содействовал дальнейшему развитию русской классической литературы.

Сергей Тимофеевич Аксаков родился 20 сентября (1 октября н. с.) 1791 года в Уфе. Отец его – чиновник уфимского земского суда – принадлежал к небогатой, но старинной дворянской семье, мать – дочь товарища наместника Уфимского края. В «Семейной хронике» и «Детских годах Багрова-внука» Аксаков подробно воссоздает сложную и не лишенную внутреннего драматизма историю отношений своего отца – влюбленного в природу, слабовольного, тихого, застенчивого, малообразованного человека – и матери – губернской красавицы, выросшей в чиновничье-аристократической среде, властной, умной, начитанной женщины. Этот внутрисемейный контраст немало отразился на условиях воспитания будущего писателя.

Детские годы Аксаков провел в Уфе и дедовском имении Ново-Аксакове, в широком раздолье степных просторов Заволжья. Он унаследовал от отца живую, поэтическую страсть к природе. Лодка, удочка, а вскоре и ружье начинают заполнять жизнь Аксакова.

Девяти лет от роду Аксакова привозят в Казань и отдают в гимназию казеннокоштным пансионером. Оторванный от привычной обстановки родительского дома, от привольного деревенского житья, тяжело переживая разлуку с матерью, мальчик заболел острым нервным расстройством. Родные вынуждены были его забрать из гимназии, и лишь год спустя снова возникла мысль о ней. На этот раз Аксаков был зачислен уже в качестве вольноприходящего.

Казанская гимназия отличалась сравнительно неплохой постановкой обучения, хорошим, хотя и пестрым, составом преподавателей. Здесь царила атмосфера, в общем вполне благоприятствовавшая развитию духовных интересов учащихся. Вспоминая свои гимназические годы, Аксаков тепло и благодарно отзывался о преподавателе русской словесности Н. М. Ибрагимове, об И. И. Запольском, преподававшем физику, и особенно восторженно о математике Г. И. Карташевском, своем непосредственном наставнике и воспитателе, впоследствии породнившемся с Аксаковыми.

Осенью 1804 года был окончательно решен вопрос об открытии в Казани университета и утвержден его устав. Четыре десятка гимназистов старшего отделения произвели в студенты, а несколько преподавателей – в профессоры. В студенты был произведен и Аксаков, которому шел четырнадцатый год.

Еще в гимназические годы Аксаков оказался в центре кружка молодых людей, проявлявших живой интерес к искусству – театру и литературе. Гордостью Казани в то время был публичный театр, на сцене которого временами гастролировали известные столичные актеры. В бытность Аксакова студентом здесь с огромным успехом выступал знаменитый Плавильщиков, открывший Аксакову, по его словам, «новый мир в театральном искусстве». В стенах университета была создана своя любительская труппа, успешно ставившая комедии Сумарокова; Коцебу, Веревкина, чтимого здесь не только как драматического писателя, но и как одного из основателей и «первого командира» казанской гимназии.

Не меньшим было увлечение гимназистов и студентов литературным творчеством. С энтузиазмом издавались здесь рукописные журналы. Один из таких журналов – «Аркадские пастушки» – выпускал близкий приятель Аксакова Александр Панаев. Несколько позднее пристрастился к сочинительству и Аксаков, совместно с Панаевым организовавший «Журнал наших занятий».

В воспоминаниях о годах своей юности Аксаков настаивает на том, что издававшийся им «Журнал наших занятий» был предприятием «более серьезным», чем «Аркадские пастушки». Он рассказывает, с каким ожесточением стремился изгонять из журнала «идиллическое направление» своего друга Александра Панаева и «слепое подражание Карамзину». Это направление представлялось Аксакову слишком неестественным, слащаво-приторным, а кроме того, и – самое главное – противоречащим его «русскому направлению». Именно потому «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка» Шишкова было воспринято Аксаковым как нечто гораздо более соответствующее его собственным настроениям, и он оказался увлеченным в «противоположную крайность». По собственному признанию Аксакова, он уверовал в каждое слово книги Шишкова, «как в святыню». Борьба между «карамзинистами» и «шишковистами» своеобразно отразилась в стенах Казанского университета. Подавляющее большинство студентов стояло за Карамзина. Аксаков же, поддерживаемый, или, точнее, даже вдохновляемый профессором русской словесности литературным старовером Городчаниновым, держал сторону Шишкова. Между приверженцами того и другого направления происходили ожесточенные споры. Впрочем, впоследствии в своих воспоминаниях о Шишкове Аксаков признавал, что он, «браня прозу Карамзина, был в восторге от его плохих стихов» и что вообще «понятия» его в те времена еще «путались». Знакомство с сохранившимися экземплярами «Журнала наших занятий» да и с собственными ранними сочинениями Аксакова подтверждает справедливость этого позднего самокритического признания.

Тем временем в жизни Аксакова произошли некоторые важные перемены. Его воспитатель и наставник Г. И. Карташевский, рассорившись с университетским начальством, оказался вынужденным покинуть Казань и уехал служить в Петербург. Он стал убеждать родных Аксакова, что и для его воспитанника более целесообразно сейчас избрать поприще государственной службы в столице.

В начале 1807 года Аксаков уволился из университета и после короткого путешествия с родными в Оренбургскую губернию, полугодичного пребывания в Москве обосновался, наконец, в Петербурге.

Источник



Детские годы Багрова-внука Текст

На другой день переехали мы по гладкому, как зеркало, льду страшную для меня Волгу. Она даже и в этом виде меня пугала. В этот год Волга стала очень чисто, наголо, как говорится. Снегу было мало, снежных буранов тоже, а потому мало шло по реке льдин и так называемого сала, то есть снега, пропитанного водою. Одни морозы сковали поверхность реки, и сквозь прозрачный лёд было видно, как бежит вода, как она завёртывается кругами и как скачут иногда по ней белые пузыри [19] . Признаюсь, я не мог смотреть без содрогания из моего окошечка на это страшное движение огромной водяной глубины, по которой скакали наши лошади. Вдруг увидел я в стороне, недалеко от наезженной дороги, что-то похожее на длинную прорубь, которая дымилась. Я пришёл в изумление и упросил Парашу посмотреть и растолковать мне. Параша взглянула и со смехом сказала: «Это полынья. Тут вода не мёрзнет. Это Волга дышит, оттого и пар валит; а чтоб ночью кто-нибудь не ввалился, по краям хворост накидан». Как ни любопытна была для меня эта новость, но я думал только об одном: что мы, того и гляди, провалимся и нырнём под лёд. Страх одолел меня, и я прибегнул к обыкновенному моему успокоительному средству, то есть зажмурил глаза и открыл их уже на другом берегу Волги.

Читайте также:  Река оленек природная зона

В Симбирске получили мы известие, что Прасковья Ивановна не совсем здорова и ждёт не дождётся нас. На другой день, в пятые сутки по выезде из Багрова, в самый полдень, засветились перед нами четыре креста чурасовских церквей и колоколен.

Прасковья Ивановна так нам обрадовалась, что я и пересказать не умею. Она забыла своё нездоровье и не вышла, а выбежала даже в лакейскую. Я никогда не видывал у ней такого весёлого лица! Она крепко и долго обнимала моего отца и особенно мать; даже нас всех перецеловала, чего никогда не делывала, а всегда только давала целовать нам руку. «А, и чернушка здесь! – говорила она смеясь. – Да как похорошел! Откуда взялся у него такой нос? Ну, здравствуйте, заволжские помещики! Как поживают ваши друзья и соседи, мордва и чуваши? Милости прошу, друзья мои! А Татьяны нет? Одичала и упёрлась. Верно, уехала в Каратаевку? Ну, вот как каратаевский барин под пьяную руку её поколотит, так она и пожалеет, что не приехала в Чурасово. Ну, слава богу, насилу вас дождалась. Пойдёмте прямо в гостиную». В зале и гостиной встретили нас неизменные гости.

Мы опять разместились по знакомым нам углам и опять зажили прежнею жизнью. Только Прасковья Ивановна стала несравненно ласковее и добрее, как мне казалось. Для всех было очевидно, что она горячо привязалась к моей матери и ко всем нам. Она не знала, как угостить нас и чем употчевать. Но в то же время я заметил, что Дарья Васильевна и Александра Ивановна Ковригина не так нам обрадовались, как в прежние приезды. В мужской и женской прислуге ещё было заметнее, что они просто нам не рады. Я сообщил моё замечание матери, но она отвечала мне, что это совершенный вздор и что мне даже не следует этого замечать. Я, однако, не удовольствовался таким объяснением и повторил моё замечание Евсеичу в присутствии Параши, и он сказал мне: «Да, видно, надоели. Больно часто стали ездить». Параша прибавила: «Других гостей здесь не боятся, а вас опасаются, чтобы вы Прасковье Ивановне чего-нибудь не пересказали». Я внутренне убедился, что это совершенно справедливо и что мать не хотела сказать мне правды.

Миницкие не замедлили приехать и привезти с собою двух старших дочерей. Мы с сестрицей любили их, очень им обрадовались, и у нас опять составились и прежние игры, и прежние чтения. С утра до вечера мы были неразлучны с сестрой, потому все комнатные наши занятия и забавы были у нас общие.

Что касается до вредного влияния чурасовской лакейской и девичьей, то мать могла быть на этот счёт совершенно спокойна: все как будто сговорились избегать нас и ничего при нас не говорить. Даже Иванушка-буфетчик перестал при нас подходить к Евсеичу и болтать с ним, как бывало прежде, и Евсеич, добродушно смеясь, однажды сказал мне: «Вот так-то лучше! Стали нас побаиваться!»

Прасковья Ивановна вскоре совершенно выздоровела от небольшой простуды. Рождество Христово было у ней храмовой праздник в её новой, самой ею выстроенной церкви, и она праздновала этот день со всевозможною деревенскою пышностью. Гостей наехало столько, что в обоих флигелях негде было помещаться; некоторые мелкопоместные и бессемейные соседи жили даже по крестьянским избам. Все говорили, что никогда не бывало такого съезда, как в этот год. Я этого не утверждаю, но знаю, что в этот раз ещё более надоели мне гости. Отца с матерью я почти не видел, и только дружба с милой моей сестрицей, выраставшая не по дням, а по часам, утешала меня в этом скучном и как-то тяжёлом для нас Чурасове. Сестра становилась уже моим настоящим другом, с которым мог я делиться всеми моими детскими чувствами и мыслями. Так прошёл декабрь и наступил новый год, который я встретил с каким-то особенным чувством и ожиданием. Вдруг на другой день мать говорит мне: «Серёжа, хочешь ехать со мной в Казань? Мы едем туда с отцом на две недели». Я обрадовался выезду из Чурасова и отвечал, что очень хочу. «Ну, так сбирайся». Я обещал собраться в полчаса, но вдруг вспомнил о сестрице и спросил: «А сестрица поедет с нами?» Мать отвечала, что она останется в Чурасове. Это меня огорчило. Когда же я сказал сестрице о моем отъезде, она принялась горько плакать. Хотя я был горячо привязан к матери и не привык расставаться с нею, но горесть сестрицы так глубоко меня потрясла, что я, не задумавшись, побежал к матери и стал её просить оставить меня в Чурасове. Мать удивилась, узнала причину такой быстрой перемены, обняла меня, поцеловала, но сказала, что ни под каким видом не оставит, что мы проездим всего две недели и что сестрица скоро перестанет плакать. Я печально воротился в детскую. Бедная моя сестрица плакала навзрыд. Ей предстояло новое горе: мать брала с собой Парашу, а сестрицу мою Прасковья Ивановна переводила жить к себе в спальню и поручила за нею ходить своей любимой горничной Акулине Борисовне, женщине очень скромной и заботливой.

Неожиданную поездку в Казань устроила сама Прасковья Ивановна. Мать ещё прежде не один раз говорила, что она хотела бы побывать в Казани и помолиться тамошним чудотворцам; что она не видывала мощей и очень бы желала к ним приложиться; что ей хотелось бы посмотреть и послушать архиерейской службы. Прасковья Ивановна, казалось, и не заметила этих слов. Когда стало приближаться Крещенье, которое было в то же время днём рождения моей матери, то мать сказала один раз, разговаривая с Александрой Ивановной в присутствии Прасковьи Ивановны, которая играла с моим отцом в пикет, что очень бы желала на шестое число куда-нибудь уехать, хоть в Старое Багрово. «Я терпеть не могу дня своего рождения, – прибавила мать, – а у вас будет куча гостей; принимать от них поздравления и желания всякого благополучия и всех благ земных – это для меня наказанье божие». Вдруг Прасковья Ивановна обратилась к матери моей и сказала: «Послушай, Софья Николавна, что я вздумала. Тебе хотелось помолиться казанским чудотворцам, ты не любишь дня своего рождения (я и сама не люблю моего) – чего же лучше? поезжай в Казань с Алексеем Степанычем. Вы больше двух недель не проездите: до Казани всего два девяноста». Мать очень охотно приняла такое предложение, и 3 января, в прекрасной повозке со стёклами, которую дала нам Прасковья Ивановна, мы уже скакали в Казань. Вместо радости, что я хоть на время уезжаю из Чурасова и увижу новый богатый город, о котором много наслышался, я чувствовал, что сердце мое разрывалось от горя. Милая моя сестрица, вся в слезах, с покрасневшими глазами, тоскующая по своем братце и по своей няне, но безмолвно покоряющаяся своей судьбе, беспрестанно представлялась мне, и я долго сам потихоньку плакал, не обращая внимания на то, что вокруг меня происходило, и, против моего обыкновения, не мечтая о том, что ожидало меня впереди.

А впереди ожидало меня начало важнейшего события в моей жизни…

Здесь прекращается повествование Багрова-внука о своём детстве. Он утверждает, что дальнейшие рассказы относятся уже не к детству его, а к отрочеству.

Источник

Adblock
detector