ЧЕРНЫЕ КРЫЛЬЯ В НЕБЕ УРАЛА: НЕМЕЦКИЙ САМОЛЕТ НА ДНЕ ОЗЕРА
Долгое время считалось, что Южный Урал оставался недосягаемым для вражеской авиации на всем протяжении Великой Отечественной войны. Не так давно стало известно, что несколько раз немецкие самолеты-шпионы все же умудрились долететь до Уфы. Удивительно, но до того момента, как о полетах люфтваффе над Уралом стало известно из документальных источников, в народе ходила байка о том, что в 1942 году в озеро Банное, расположенное близ Магнитогорска, рухнул сбитый немецкий самолет. Обломки пытались достать «по горячим следам», но сделать этого не удалось. В наше время группа исследователей отправилась на озеро с целью попытаться обнаружить загадочный самолет, тем самым проверить довольно спорную и сомнительную легенду.
Помимо сосредоточения крупных предприятий, занимавшихся металлургией и машиностроением, территория Южного Урала являлась крупным логистическим центром, через который ежедневно проходили войска и миллионы тонн грузов. Разумеется, что среди немецкого командования зрели идеи об организации на Урале крупных диверсий и терактов, кстати, по некоторым данным, даже были попытки воплотить эти коварные планы в жизнь, к счастью, закончившиеся тотальным фиаско.
В случае, о котором пойдет речь сегодня, не было материалов для того, чтобы считать возможность воздушного боя в небе близ Магнитогорска исторически подтвержденным фактом. Большая часть предпосылок к поискам походит на городскую легенду, впрочем, не лишенную определенной степени логики, а главное потенциальной технической возможности того, что все события и вправду происходили. К тому же отсутствие документальных свидетельств не только не остановило исследователей, но и наоборот подстегнуло, заинтриговав призрачной возможностью совершить историческое открытие.
В основу поисковой легенды были положены воспоминания местных старожил, а также сотрудников органов госбезопасности, которые на момент развития событий принимали участие в поисковых работах либо стали их невольными свидетелями.
Осенью 1942 года немецкий самолет был обнаружен на подлете к Магнитогорску. Пилоты начали снижение, видимо, планировали что-то или кого-то тайно десантировать и именно в этот самый момент вражеский борт был взят в перекрестье прицела зенитного орудия. Расчет открыл прицельный огонь. Несколько метких выстрелов прекратили дерзкий воздушный рейд. Самолет был подбит. Завыли двигатели, повалил черный дым, нацистский стервятник стал опускаться в крен – катастрофа была неминуема. Однако по воле случая или же из каких-то других соображений пилот направил машину в озеро. Самолет с оглушительным грохотом ударился о водную гладь, а буквально через несколько минут затонул. Попытки достать экипаж или же фрагменты самолета оказались тщетны. Позже эту историю «забыли» обозначив грифом секретности и долгие годы про падение в озеро никто не вспоминал, пока одному из башкирских краеведов не была пересказана данная история со слов одного одно из очевидцев той самой катастрофы. А
Казалось бы, что это типичная история о «тигре в болоте» — так на слэнге военных поисковиков обозначают сомнительные истории от местных жителей, в которых рассказывается о чем-то грандиозном, например, о танке, затонувшем в окрестном болоте и до сих пор никем не обнаруженным. Разумеется, что такие истории привлекают внимание и некоторые «информаторы» пытаются на этом получить определенные дивиденды за предоставление сведений, но зачастую все эти историю оказываются фэйком. Тем не менее поисковики решили не упускать возможность проверить «байку» и решили исследовать озеро Банное на предмет обломков. А вдруг и вправду там, где-то на дне, до сих пор лежат фрагменты фюзеляжа немецкого самолета. Разумеется, что речь не шла о желании исполнить свой поисковый долг и предать тела погибших земле, тем более, что от нацистских летчиков, скорее всего, уже мало что осталось. Основной задачей проводимых изысканий стала проверка одной из многочисленных исторических легенд.
В поисковых работах принимали участие представители поискового отряда «Высота» г. Межгорье, а также разработчики прибора ИГА-1. Нужно отметить, что именно разработчики данного устройства и стали инициаторами всей поисковой операции. Согласно описанию самоделки, которая опубликована на официальной странице разработчиков, данное устройство позиционируется как некий чудо-прибор!
«ИГА-1 — индикатор геофизических аномалий и предназначен для определения геопатогенных зон, измерения биополей и торсионных полей, проверки эффективности защитных биоэнергетиеских устройств, — сообщает Юрий Кравченко в Facebook. — Полевой вариант прибора Ига-1 предназначен для подземной разведки металлических и неметаллических трубопроводов, поиска пустот, водяных жил, захоронений». По факту данное изобретение является этаким «прокаченным» металлоискателем, причем, до такого уровня, что прибор может фиксировать даже те физические величины, открытие которых находится под сомнением, а некоторые из них, например, торсионные поля и вовсе признаны лженаучными. Так что делайте выводы. Кстати, ценник у прибора весьма не шуточный – 100 000 рублей.
Весной 2014 года группа исследователей, состоящая из разработчика «ИГА-1» — Юрия Кравченко и руководителя отряда «Высота» — Владимира Волкова, оказалась на поверхности скованного льдом озера. Спустя несколько минут таинственный прибор зафиксировал несколько точек магнитной аномалии, находящиеся где-то на дне водоема. Координаты предполагаемого размещения обломков были сохранены в навигаторе. Оставалось дождаться наступления лета, чтобы исследовать озеро и попытаться разыскать обломки разбившегося самолета.
Самостоятельно собранное устройство, несмотря на его возможную уникальность и точность, все же сложно воспринимать в качестве инструмента точного поиска металлических частей, однако, как оказалось, с помощью данного устройства и вправду можно кое-что отыскать. Одним из первых «успешных» применений «ИГА-1» на практике стали поиски церковного колокола, затопленного после революции в одном из башкирских озер. Правда успех был не совсем точным — вместо искомого объекта была обнаружена гиря, но ведь все же это что-то тяжелое и металлическое, пускай и несопоставимое с главной целью, но прибор сработал, а значит и в этот раз поисковики без «улова» на берег не вернутся.
Первый этап поисков начался в сентябре. Группа под руководством Волкова вышла на предполагаемые точки залегания обломков, подплыв к указанным координатам на катамаране и вооружившись четырехсотсильным килограммовым магнитом. Однако поиски не увенчались успехом и вместо обломков самолета или какой-то крупной цели, были обнаружены типичные для озер находки — рыболовные снасти. Процесс поиска был осложнен тем, что дно озера укрывал многометровый слой ила, который мог поглотить обломки, столь долгое время находившиеся в озере. Впрочем, отсутствие результата никак не сказалось на энтузиазме поисковой бригады. Спустя некоторое время водоем планировалось еще раз обследовать с привлечением дайверов, однако, отсутствие гипотетической возможности обнаружения самолета этим планам не позволило сбыться.
Самолет найти не удалось, а был ли он вообще? Если рассматривать данную историю с точки зрения известных на сегодняшний день сведений о событии тех лет, то ответ однозначный – нет.
В 1942 близ Магнитогорска сбить самолет не могли, так как позиций ПВО здесь не было. Уфа получила зенитное прикрытие спустя почти полгода после того, как был зафиксирован факт пролета немецкого разведчика. Зенитчики встали на охрану неба над столицей Башкортостана лишь летом 1943 года. Связано это было отнюдь не с рейдами разведывательной авиации немцев, а с перестраховкой на случай попытки нанесения внезапного бомбового удара. Однако на тот момент линия фронта уже стремительно отодвигалась на запад, что сводило к минимуму возможность вражеского налета и бесперспективность размещения зенитной батареи.
Тем не менее, исторический факт: немцы и вправду планировали заброску группы диверсантов в Магнитогорск. Управление НКГБ осенью 1943 года располагало сведениями о том, что в немецкой армии готовится операция «Ульм» . Суть которой заключалась в заброске опытных диверсантов и террористов на территорию Уральского региона с целью максимальной дестабилизации обстановки. Среди целей были ключевые промышленные центры региона: Свердловск, Нижний Тагил, Кушва, Челябинск, Златоуст, Магнитогорск. Однако вряд ли немцы в 1943 году могли запустить «Ульм», первая и последняя выброска диверсантов прошла в начале 1944 года, к тому же события разворачивались на северных рубежах региона – в Пермском крае.
Подводя итог, можно с большой степенью уверенности утверждать, что данная история не имеет под собой исторического основания и факт крушения самолета в озеро Банное это очередная легенда.
Источник
«Самолет ушел под воду»
Стали известны новые подробности крушения военного бомбардировщика Су-24 в Сафакулевском районе Курганской области.
Житель деревни Калмык-Абдрашево Салават Лукманов живет на берегу озера Большой Кошколь, примерно в 500 метрах от места, куда упал Су-24. Это место, кстати, очень хорошо видно из окна его кухни, рассказал очевидец корреспонденту «РГ».
Около девяти часов вечера Салават управлялся по хозяйству — раздавал сено коровам.
— Летело сначала два самолета, — рассказывает Лукманов. — Мы видели, как первый пролетел, а второй, следующий за ним, вспыхнул вверху в воздухе и развалился на три части. Хвост и еще один кусок упали где-то в поле, а сам самолет, похоже, фюзеляж, врезался прямо в лед озера.
Дочь Лукманова видела двух приземлившихся парашютистов. И даже слышала голос одного: «Командир, командир, ты где?»
Салават поспешил к месту крушения. Увидел двух летчиков, поинтересовался самочувствием. К счастью, никто из них серьезно не пострадал, только у одного лицо было в крови. Сообщили о случившемся в службу спасения, сельский совет и район. С этих пор Лукманов практически не отходил от телефона. Из района просили уточнить фамилии пилотов.
— Я не мог им в этом помочь, потому что летчики отказались назвать свои имена до приезда представителей воинской части, — говорит Салават. — Сейчас на месте падения самолета только глыбы льда, а его самого не видно, ушел под воду.
По словам главы администрации Яланскогого сельского совета, в состав которого входит деревня Калмык-Абдрашево, Сергея Власова, половина населения деревни живет вокруг озера Большой Кошколь, куда рухнул СУ-24. Населенному пункту вреда не причинено, разрушений нет. Сам сельский глава о ЧП узнал от жителей Калмык-Абдрашево, тут же выехал на место.
Напомним, вчера на территории Курганской области в 90 километрах от аэродрома «Шагол» Челябинской области при выполнении планового учебного полета без вооружения потерпел аварию самолет Су-24. Летчик и штурман благополучно катапультировались. Командир экипажа после приземления самостоятельно вышел на связь и доложил о происшествии.
Военные по факту крушения проводят собственную проверку. На месте падения самолета работает комиссия 2-го Командования ВВС и ПВО Центрального военного округа во главе с командующим генерал-майором Виктором Севастьяновым.
Источник
Военные заплатят 4 миллиона рублей за падение самолета Шагольской авиабазы в озеро Курганской области
Арбитражный суд Новосибирской области удовлетворил требования властей Курганской области о возмещении вреда, причиненного водному объекту в результате падения самолета авиабазы, размещенной в Челябинске.
Напомним, 13 февраля текущего года на территории Курганской области во время учебно-тренировочного полета потерпел крушение самолет военной части 69806 Су-24М. Машина упала в озеро Большой Кошкуль в 3 километрах от населенного пункта Калмык-Абдрашево. Пилоты, в том числе командир авиабазы, успели катапультироваться. В результате розлива топлива и масел, концентрация нефтепродуктов в водоеме значительно превысила нормативную.
Власти Курганской области направили в суд исковое заявление о взыскании с виновных ущерба, причиненного окружающей среде.
Как сообщили «Новому Региону» в пресс-службе департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, исковые требования были удовлетворены в полном объеме судом первой инстанции – арбитражным судом Новосибирской области.
Принято решение взыскать с федерального бюджетного учреждения – войсковая часть 71592 в пользу департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области более 4 миллионов рублей.
Деньги зачислят в бюджет Сафакулевского района Курганской области.
В Курганской области разбился бомбардировщик СУ-24
Экипаж успел катапультироваться >>>
Возбуждено уголовное дело по факту крушения Су-24М
Разбившимся самолетом управлял командир войсковой части >>>
Власти Курганской области требуют от Шагольской военной авиабазы 4 миллиона рублей
Источник
Зауральское озеро, в которое упал самолёт СУ-24М, загрязнено нефтепродуктами
Уровень предельно допустимой концентрации превышен в сотни раз
14 февраля в озеро Б. Кошкуль около с. Калмык-Абдрашево Сафакулевского района упал самолет СУ-24М, принадлежавший воинской части 60809 г. Челябинск.
Инспекторы департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области выехали на место происшествия и совместно с представителями аккредитованной лаборатории отобрали пробы на анализ воды. Полученные результаты показали, что в месте падения самолета уровень ПДК превышен в сотни раз, лед и вода загрязнены нефтепродуктами.
Мероприятия по ликвидации загрязнения озера Б. Кошкуль обсуждались на рабочем совещании в департаменте природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области. Представители воинской части, которой принадлежал упавший самолет, пояснили, что в настоящее время на месте аварии проводится подъём части самолёта из воды, сбор остатков, вывезено две машины льда.
Пресс-служба администрации Сафакулевского района приводит слова помощника командира в/ч 69806 по материально-техническому обеспечению С. Кашкина:
— В баках самолета на момент падения было около 300-500 кг топлива. Мероприятия будут проведены только после полной эвакуации обломков. Сейчас загрязненный лед выпиливают и грузят в машины. Загрязненная вода частично откачивается. Все отходы вывозятся для дальнейшей утилизаци.
Однако, как подчеркивают в департаменте, данных действий недостаточно. Мероприятия по очистке водоема необходимо проводить немедленно, не дожидаясь наступления весны и таяния льда. Следует локализовать загрязнения, ликвидировать последствия происшествия и вести наблюдения за водоемом до полной его очистки.
В итоге решено направить телеграмму в Центральный военный округ с требованием предоставить план мероприятий по ликвидации загрязнения озера Большой Кошкуль. Во время проведения ликвидационных мероприятий будет проводиться мониторинг за содержанием нефтепродуктов – отбор проб 2 раза в неделю в 3-х точках от полыньи по направлению к населенному пункту.
Кроме того, 14 февраля департаментом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении по факту загрязнения озера Б. Кошкуль вследствие падения самолета СУ-24М. После выявления виновного юридического лица будет вручен протокол, вынесен штраф, предъявлен ущерб.
Источник