Меню

Реки продукт климата объясните

Реки продукт климата объясните

Подробное решение Параграф § 14 по географии для учащихся 8 класса, авторов И.И. Баринова 2015

Вопросы в начале параграфа

1)Что такое внутренние воды?

Внутренние воды – воды материков.

2)Какие виды внутренних вод вам известны?

Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, вечная, или многолетняя, мерзлота, искусственные водохранилища и пруды, каналы — все это внутренние воды, или воды суши.

3)Вспомните основные источники питания рек.

Осадки, подземные воды, ледники.

4)Что такое режим реки?

Режим реки — регулярные (суточные, годовые) изменения состояния реки, обусловленные физико-географическими свойствами ее водосборного бассейна, в первую очередь климатом.

5)Что такое речная система; бассейн реки?

Речная система – река с ее притоками.

Бассейн реки — территория земной поверхности, с которой все поверхностные и грунтовые воды стекаются в данный водоём, включая различные его притоки.

Вопросы в параграфе

*К бассейнам каких океанов относятся реки России. Что служит водоразделом между этими бассейнами? Назовите наиболее крупные реки каждого из бассейнов.

Самую обширную площадь России занимает бассейн Северного-Ледовитого океана. Его площадь достигает 11,7 млн. м^2. Принимает он воды рек Урала, Восточно-Европейской равнины и Сибири. В него впадают крупнейшие реки России — Индигирка, Обь, Печора, Енисей, Лена, Северная Двина, Колыма. Восточную часть России занимает бассейн Тихого океана, площадью 3,3 млн. км^2. Издалека несет воды в Татарский пролив Амур.

На западе находится бассейн Атлантического океана. Реки в этой территории впадают в 3 разных моря — Чёрное, Азовское и Балтийское. У речных систем этого бассейна есть одна особенность: они расположены достаточно близко, чтоб сооружать каналы. Центральный водораздел Европейской части России, Русской равнины — Валдайская возвышенность. Из местных болот и озёр, залегающих между холмами и обильно питаемых осадками, дождями и снегами, берут начало главные реки Европейской России, относящиеся к бассейнам разных морей — Волга (Каспийское море), Днепр (Чёрное море), Западная Двина (Балтийское море)

*В каких районах нашей страны преобладают реки с паводочным режимом, с летним или весенним половодьем.

На большей части страны реки имеют весеннее половодье. Летнее половодье характерно для рек Камчатки, внутренних районов Дальнего Востока, Забайкалья, Амура. Паводочный режим имеют реки Северного Кавказа.

Вопросы в конце параграфа

1. Назовите виды внутренних вод.

Реки, озера, болота, подземные воды, ледники, многолетняя или вечная мерзлота, искусственные водохранилища и пруды, каналы.

2. Докажите справедливость утверждения «Реки — продукт климата».

Реки во многом зависят от климата. За счет осадков во многом происходит питание рек. Режим рек так же зависит от климата. Температурным режимом обусловлены периоды половодий и паводков, наступление ледостава.

3. Объясните, от чего зависит размещение внутренних вод на территории нашей страны.

Густота речной сети зависит от рельефа, климата, истории развития территории, например от периодов оледенений. Основная масса водных объектов сосредоточена в зоне избыточного увлажнения.

4. Какие характеристики реки свидетельствую о тесной связи рек с другими компонентами природы.

Уклон – зависит от рельефа, режим и величина стока – зависит от климата.

5. Рассчитайте падение и уклон Печеры, Дона, Волги.

Печера – падение 676 метров, уклон 0,373 метра/км

Дон – падение 180 м, уклон 0, 096 метров/км

Волга – падение 200 м, уклон 0, 056метров/км

6. Какие стихийные явления могут быть связаны с реками?

Источник

Реки и климат

Одни реки на Земле вытекают из более или менее обширных болот, другие из ледников, третьи образуются в результате слияния воды нескольких источников.

Питаются реки дождевыми, талыми и подземными водами, т. е. в конечном счёте атмосферными осадками, имеющими различный внешний вид и испытавшими различную судьбу. Уже одно это указывает, что река есть порождение климата.

Временный поверхностный сток атмосферных осадков происходит на суше повсеместно. Но постоянные реки могут возникать только там, где в русло поступает количество воды, достаточное для постоянного течения и возмещения потерь, обусловленных главным образом испарением воды и просачиванием её в грунт. Мартонн подсчитал, что для образования рек на низменных равнинах (при отсутствии карста) годовая сумма атмосферных осадков должна быть в умеренных широтах не менее 250 мм, в субтропиках 500 мм, в жарком климате 1 тыс. мм. Следовательно, климат не только непосредственно определяет генезис реки, — он управляет и географическим распространением рек. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, насколько велико различие в густоте речной сети между странами сухими и влажными. Густотой речной сети называют отношение длины всех рек на данной площади к величине этой площади. Контрасты между пустыней и, например, областью тропического леса особенно разительны. Но если взять страну, характеризующуюся более постепенным изменением климата на её территории, закономерность проявится и там не менее отчётливо. Сравнивая густоту речной сети верхней и нижней частей бассейнов Волги или Дона, мы видим, насколько быстро уменьшается эта густота по мере того, как главная река вступает в районы всё более засушливого климата.

Вместе с изменением влажности климата меняется также и водоносность рек. Можно наблюдать разнообразные переходы от могучих водных артерий типа Амазонки, Ориноко, Конго, несущих постоянно громадные массы воды, до маленьких речек пустынь и полупустынь, которые летом либо вовсе пересыхают, либо текут только по ночам, когда нет такого большого испарения, как днём, либо разбиваются в своей долине на ряд стоячих водоёмов, разделённых сухими участками дна; в пустынных районах, например в Прикаспии, многие реки имеют солёную воду (р. Горькая к востоку от оз. Эльтон и др.).

Наконец, если рассматривать жизнь и режим каждой реки в отдельности, легко убедиться, что и здесь река непосредственно зависит от климата и его сезонных аспектов. Колебания водоносности и уровней в реке, изменение скорости течения во времени, процессы замерзания и вскрытия — всё это в основном регулируется климатом. Стало быть, климатом регулируется и работа реки, приводящая к образованию на поверхности Земли тех или иных форм рельефа. Климат оказывается рельефообразующим фактором не только через посредство ветра и подземных вод, но и через реки. Это последнее орудие климата в деле создания рельефа принадлежит к числу наиболее мощных и оставляющих на лике Земли особенно резкие и крупные следы.

Читайте также:  Урок про реки для 2 класса

При обобщении изложенного уже недостаточно сказать, что река есть порождение климата. Надо дать более широкую формулу: река — это функция климата, так как её возникновение, вся её жизнь и в конечном счёте эволюция находятся от климата в теснейшей зависимости. Поскольку, однако, климат не есть нечто независимое от географического ландшафта и, кроме того, другие компоненты ландшафта тоже оказывают своё влияние (хотя обычно и меньшее, чем климат) на жизнь реки, наше окончательное заключение должно звучать так: реки представляют собой продукт климата их бассейнов на общем фоне ландшафтных условий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Урок «Реки — продукт климата»

Открытый урок по географии

Тема: Течение реки. Жизнь рек.

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.

Образовательные задачи :

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.

Развивающие задачи:

развивать умение описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.

Прозвенел и смолк звонок

Добрый день дорогие ребята!

Я надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем.

2.Вступительное слово учителя

(Включить журчание рек) Давайте начнем урок с загадки, которая поможет нам назвать тему сегодняшнего урока.

Между гор, между дол

Бежит белый конь

Не конь, а бежит,

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит. (река)

Да, сегодня на уроке мы поговорим о реках, запишите тему. Слайд№1

3.Изучение нового материала

На прошлом уроке вы познакомились с понятием река, от чего они зависят, где они начинаются и заканчивают свой путь .

— А что бы вы хотели еще узнать о реках? ( о течении реки, узнать какие реки бывают) ,

Учитель: питание реки, о режиме, о порогах, которые встречаются на пути рек.

Узнать обо всем этом и будет целью нашего урока

Прочитайте высказывание А.И. Воейкова: «Реки — продукт климата» (Слайд№2) объясните, что он имел в виду ( дети : Вода атмосферных осадков, выпавших на земную поверхность, просачивается через горные породы или стекает по поверхности в виде временных или постоянных потоков.

Да, именно климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года.

— А подробнее с реками мы познакомимся с вами в ходе нашего виртуального путешествия по рекам, в которую отправляемся прямо сейчас.

Для путешествия нам сегодня будут необходимы: кораблики атласы, контурные карты, учебники, рабочие тетради, а также знания. Весь маршрут вы строго будете отмечать в контурных картах. (карта россии)

— Каждое путешествие имеет свое начало. У нас также намечена точка отправки нашей команды, с этим пунктом вам придется разобраться самим. Посмотрите на координаты и определите начало нашего путешествия?

— Нашли? (к доске). А что это за место, что он собой представляет?

(это место, где Кама сливается с Волгой)

О Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом все та же даль и ширь,

Все тот же виден монастырь.

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслышав звон колоколов…

А что же влияет на работу рек? На реки влияют рельеф и прочность слагающих земную кору горных пород. Повинуясь силе тяжести, реки стекают с возвышенностей в более низкие места и поэтому никогда не начинаются из морей или океанов. В горах это разница очень велика, поэтому реки имеют бурное стремительное течение. По — другому ведут себя равнинные реки-они спокойные, текут не торпясь. У равнинных и горных рек разная форма долин. В горах речные долины узкие и глубокие, на равнинах – широкие с плоским дном. У горных рек глубина долин во много раз превышает их ширину, потому что их разрушительная работа направлена вглубь. Склоны этих долин крутые, иногда почти отвесные. Дно целиком или почти целиком занято руслом

Читайте также:  Круизные компании москвы по рекам

Давайте посмотрим видео о реке Колорадо

Равнинные

Неудобна для судоходства

Широкая речная долина

Удобна для судоходства

Горные

А в долинах равнинных рек есть поймы. Найдите в учебниках определение поймы и запишите в тетрадь.( Запись определения)

Иногда на реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

— Как образуются пороги, прочитайте в учебнике на с.153

Расскажите об образовании порогов.

ДЕТИ: Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород . Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги . Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Если река встречает на своем пути крутые отвесные уступы горных пород, то образуются водопады.

Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 5 0 с.ш. и 63 0 з.д. ? (Анхель, показывают на карте у доски) Давайте ребята посмотрим небольшое видео о водопадах.

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке . Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.

А ТЕПЕРЬ путешествие наше продолжается, мы с вами отправляемся в реки на которых образовались водопады Виктория, Игуасу, Ниагарский

Нужно выполнить задание по плану.

1. Материк, где находится река

2. Река, где образовался водопад

3. Высота водопада

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, а вот к примеру А.П.Чехов так описывал реку Енисей: «Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица. Зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость…»

Рассмотрим влияние климата на питание рек.

— За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)

Реки зависят не только от рельефа, но и от климата . В тех областях земного шара, где атмосферные осадки приносят больше влаги , чем ее испаряется, то рек много и они полноводны.

Самая полноводная река в мире – Амазонка. Ежегодно она выносит в Атлантический океан 220 км воды.

Очень мало рек в пустынях. Некоторые из них даже пересыхают или теряются в песках. А вот река Нил проходящая по пустыне Сахара не теряется. А давайте посмотрим видофильм о реке Нил.

Полноводность рек в разные сезоны неодинакова. Она зависит от питания реки. А как вы думаете, что такое питание реки. Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.

Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради питание рек по середине.

Питание рек:

Итак, в питании рек принимают участие дождевые,талые снеговые и ледниковые, а также подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе нет. Роль разных источников питания меняется по сезонам года. В зависимости от этого формируется режим рек.

Режим рек – это поведение реки в течение года.

Физкультминутка. (Слайд№9)

Учащиеся получают таблички с названиями рек, они встают и поднимают правильные ответы.

Хомяк-туристка с кличкой Полга

в круиз ушла по речке …………….

Дятел выбивает дробь

на сосне у речки………..

прыгнул в речку………

Из Мексики спортсменка лама

плыла легко по речке…………..

По берегу бежала мышь:

Мурлыкала кошка: «Мур-мур!

Я рыбки хочу из речки……. »

В море Лаптевых полено

плывет весной по речке………

Француз воскликнул: «Но, пардон,

Есть в России речка……!»

(Слайд№10) Ну что ж ребята в конце своего путешествия возвращаемся в Стерлитамакский район

7. Краеведение (беседа о реках нашего края)

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

И у нас в населенном пункте есть речка, какая а вы знаете как она называется

А какая река течет вблизи нашего населенного пункта?

Правильно Стерля, которая является притоком реки Белой. Давайте ребята на наших корабликах мы отправимся в путь. Ваша задача узнать о питании этих рек, запомнить эти реки и приклеить на кораблик по порядку по каким рекам вы поплывете в какое море вынесет вас наш корабль.

Вот нам удалось сделать небольшой проект кораблик с маршрутом. Но мы еще вернемся к кораблику.

( Стерля ->Ашкадар- >Белая-> Кама- >Волга->Каспийское море)

8. Обсуждение проблем загрязнения водоемов.

А теперь отдохнем и послушаем стихотворение:

Речушка вдоль околицы текла.

Для нас она любимая была

И лучшая на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зеленая, и хвощ болотный вылез,

Как будто люди целью задались

Убить ее- и своего добились.

Как вы думаете, почему автор говорит, что речушку убили? Что её погубило?

Какие вы можете назвать причины загрязнения и гибели рек?

(Называют дети, но приблизительно так ).

Ядохимикиты Удобрения Мусор отходы

Причина гибели реки Неразумное использование вод.

Сточные воды Мытье машин Стирка ковров

Ребята, а наша Стерля чистая?

Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту рек? Табличку сделать охранять

И вновь мы возвращаемся, к нашим проектам корабликам и на них вы напишете ваши ценные советы. А кораблики подарите(Мнение детей)

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Читайте также:  Алтайский край дом у реки

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою!

9. Рефлексия – этап закрепления темы (Слайд№12)

— О реках можно говорит бесконечно, мы с вами рассмотрели всего лишь часть этой темы, узнали много нового и интересного. Давайте поделимся впечатлениями нашего виртуального путешествия. Что вам запомнилось больше всего.

— Итак, продолжите это предложение

1. сегодня я узнал ….

2. Было интересно ….

4. мне запомнились задания…

8. Урок дал мне для жизни…

9. Мне захотелось…

Течение реки — это сама жизнь. Сохраняя реки, мы сохраним жизнь на планете

13. Обобщение (Слайд№13)

— Мне захотелось вам поставить хорошие оценки. А оценку я поставлю за

— Запишите домашнее задание (работа в контурных картах, отметить реки России с притоками, выучить словарные слова по теме).

А д/заданием будет. Разработка буклетов на тему «Поможем нашим рекам»

Источник



Реки — продукт климата: кто так сказал и почему?

Отличное определение. Такое определение дал А. И. Воейков (если ошибаюсь, прошу поправить меня, а не ругать). Лучше разберёмся в причинах данного утверждения.

В большей степени, строение и типы отложений рек зависят от условий самого района протекания. Если воспроизвести это человеческими словами, то вот такое пояснение, может быть, подойдёт:

  • Реки впадают в моря. Они являют собой потоки воды. И любой такой уровень воды в реке зависит от осадков, которые выпадают в своё время, в своём месте и в своём привычном объёме.
  • Зависит вода в реке и от степени засушливости местности. Иногда реки даже пересыхают.
  • А ещё уровень воды зависит от таяния ледников. Если зима была достаточно тёплой, тогда и уровень осадков и воды будет невысоким.

Вот как много факторов влияет на состояние воды в реке. Она не течёт сама по себе, она зависит от климатических условий. И даже состояние покрытия льдом тоже зависит от низких температур воздуха. А вот «Царь природы» — человек, решил тоже свою лепту внести и стать частью климата, раз так хорошо и регулярно загрязняет воду в реках.

Наверно там, где находится Экватор. На экваторе самая высока температура на планете Земля. Если посмотреть на карту, то на экватор и ближе к нему попадают африканские страны и Индия. Вот там как раз и будет круглый года жарко.

Если посмотреть на карту природных зон России, то можно увидеть, что большая часть нашей страны окрашена одним цветом — это ТАЙГА, природная зона которая начинается на севере европейской части России и тянется через всю страну постепенно все дальше уходя к югу, так что Сибирь и Дальний Восток страны оказываются практически полностью покрыты этой природной зоной. Тайга занимает 60% территории России, а еще 10% приходятся на тундру и лесотундру. То есть все остальные природные зоны в совокупности занимают около 30% территории — все степи, лиственные и широколиственные леса, альпийские, горные, субтропические леса, и полупустыни возле границ Казахстана. Арктическая пустыня отмечена на островах Ледовитого океана.

Ла Нинья — это отрицательная фаза Южно-Тихоокеанского колебания, когда в отличие от Эль Ниньо температура воды течения Гумбольдта (Перуанского) падает, поэтому возрастает сухость климата на западном побережье Южной Америки в тропическом и субэкваториальном климате, понижение температуры воздуха во многих районах Земли, понижение уровня Мирового океана.

Однако в это же время в экваториальном и субэкваториальном климатах, там где осадков и без этого довольно много (не в Чили и на юге Перу, конечно, потому что уменьшение температуры воды подсушивает воздух — потому, кстати, и образовалась одна из самых сухих пустынь Земли — Атакама), количество осадков резко возрастает (Индонезия, приэкваториальные области Тихого океана), а также ливни и наводнения возникают в Австралии и Юго-Восточной Азии. Температура в целом на Земле падает, и особенно ее падение заметно в Северной Америке (США и Канада), в Японии, на юго-востоке Бразилии.

текст при наведении

Тут несколько причин:

  • в полушарии, именуемом — Северном, общая площадь, занимаемая материками будет больше, чем океаном. Теплоемкость воды, как известно, достаточно большая и, чтобы ее нагреть, нужно больше энергии, чем на суше. Конечно, нагреваясь медленно, так же медленно океан и остывает, но все же летом будет холоднее именно в полушарии Южном;
  • если рассмотреть полюса, то Северный находится практически на уровне воды, а вот Южный — гораздо выше (вплоть до почти 3-х километров), что обусловливает почти 2-х кратную разницу в температуре 30 к 60 градусов по Цельсию. А наличие мощного холодильника рядом, сами понимаете. ;
  • не следует забывать и тот факт, что холодильник, именуемый Арктикой подогревается массой теплых по температуре течений, циркуляцией воздушных потоков и притоков многочисленных впадающих в прибрежные океанические воды рек;
  • ну и ближе всего Солнце по отношению к Земле в январе-феврале, но и движется наша планета быстрее, чем в средней части года. Так что лето в Северном полушарии как-бы длиннее.

Если ответить на этот вопрос совсем кратко, то чем выше географическая широта, тем климат становится более суровым, более холодным.

Теперь можно объяснить и подробней. От географической широты зависит такой важный климатообразующий фактор, как высота солнца над горизонтом. От этого зависит количество солнечного тепла, которое приходит к поверхности. Чем меньше солнечного тепла, тем слабее прогревается воздух, тем холоднее климат.

Мало того, что солнце в высоких широтах освещает землю под углом, а значит часть солнечной радиации просто отражается и теряется для земли, так еще и продолжительность солнечного дня уменьшается.

Источник

Adblock
detector