Меню

Реки это продукт чего

Что такое река?

Река — это естественный водный поток больших размеров с природным течением по руслу от истока до устья. Рек на Земле так много, что если бы нанести на глобус все реки земного шара, то материки были бы покрыты словно голубой паутиной.

Реки — продукт климата и природных условий территории, по которой протека­ют. Когда говорят о величине рек, имеют в виду прежде всего длину и водность ре­ки (объём воды, который она несёт). Крупные реки собирают воду своих притоков и «выливают» её в Мировой океан. Речной сток с поверхности суши — важнейшее звено в круговороте воды в природе. Вместе с водой выносится и большое количе­ство илистых частиц и растворённых веществ — это твёрдый и химический сток.

Основные части реки:

Всякая река имеет исток , т. е. место, где она берёт своё начало. Истоком реки может быть бьющий из-под земли родник, болото, озеро. Горные реки, как правило, берут своё начало с ледников. Причудливо извиваясь, несёт свои воды река, принимая притоки, и от этого становится полноводнее и шире.

Что такое река?

Если плыть по течению реки, то справа от вас будет правый бе­рег , а слева — левый . На судоходных реках устанавливают бакены, окрашенные в красный и белый цвета. Бакены настораживают капитана: красные показывают мели и подводные препятствия у правого берега, а белые — у левого.

Что такое река?

Место впадения реки в другую реку, озеро или море называют устьем реки . Различают устья в виде дельт и эстуариев.

Что такое река?

(см. Дельта реки ) . В устьях течение большинства рек замедляется, отложения накапливаются и час­то образуются дельты . Дельты, разбитые на многочисленные рукава и протоки, име­ют, например, Лена, Амазонка, Хуанхэ, Ганг, Волга, Дунай. Дельта по форме похожа на треугольник и на греческую букву «дельта». От­сюда и ее название.

Что такое река?

Иногда в результате опус­кания участка побережья в устьях образуются эстуарии , по форме напоминающие во­ронку. Устья в виде эстуария имеют реки Парана, Енисей, Обь, некоторые европейские реки, впадающие в Атлантический океан.

Что такое река?

Всякая река течёт в понижении — вытянутом в длину извилистом углублении земной по­верхности, которое тянется от истока реки до её устья, — это речная до­лина .

Что такое река?

Углубление в речной долине, по которому воды реки текут постоянно, называют руслом реки.

Что такое река?

Весной, когда тают сне­га, при половодьях и паводках, река выходит из берегов и затопляет часть речной долины — пойму реки .

Что такое река?

Всякая река имеет притоки . Они обычно короче главной реки. Притоки, ко­торые впадают в главную реку справа, называют правыми притоками, слева — левыми. Так, у величайшей реки Европы Волги правый приток — Ока, левый — Кама.

Что такое река?

На поверхности земного шара каждая река имеет территорию, откуда она собирает поверхностные и подземные воды, называемую бас­сейном реки.

Что такое река?

Граница между бассейнами двух рек называется водоразделом (рис. 92). Две капли воды, упавшие рядом на водоразделе двух бассейнов, например Волги и Днепра, могут попасть одна в Каспийское море, другая — в Чёрное.

Направление течения реки

Низовье реки там, куда течет вода, верховье реки — откуда она течет. Как опреде­лить, где у реки правый берег, где левый? Надо встать лицом вниз по течению реки, тогда по правую руку будет правый берег, по левую — левый.

Классификация рек:

Реки по рельефу

  • Горные ре­ки.
  • Равнинные реки.

Горные реки

Горные реки , как правило, текут в узких, скалистых долинах, с крутыми склонами, относительная высота которых достигает местами 2000 м. Десятки и даже сотни тысяч лет уходят на то, чтобы река прорыла в горах такую долину. Недаром говорят в народе: «Вода камень точит». Такие узкие долины называют ущельями .

Равнинные реки

Реки, текущие по равнинной местности, имеют медленное течение Объясняется это тем, что истоки равнинных рек находятся на небольшой высоте, а местность по которой они текут, имеет малый наклон. К равнинным рекам относятся Волга , Днепр , Дон , Нева . Истоки горных рек расположены высоко в горах. Так, на Памире берёт начало река Амударья . Воды её несутся по крутым склонам гор с огромной быстротой, бурлят, пенятся (рис. 89). Выйдя на равнину, река становится спокойной.

Долины равнинных рек, в противоположность гор­ным, широкие. Склоны их пока­ты, и относительная высота не превышает несколько десятков метров.

Источник

Реки это продукт чего

  • Мировой океан
  • Реки
  • Озера
  • Ледники
  • Искуств. водоемы
  • Подземные воды
  • Загрязнение

Реки это непрерывные и постоянные потоки пресных поверхностных вод, которые осуществляют движение по течению в пределах выработанного ими русла. Реки в огромном количестве представлены на нашей планете, за исключением в полярных областей и пустынь. На картах реки обозначаются синим цветом. Они играют очень важную роль в мировом круговороте воды, возвращая воду, которая выпадает в виде осадков на суше обратно в море и океан.

Реки: что это в географии

Составные части рек

Каждая река состоит из определенных частей, поскольку у нее есть начало и есть конец. География выделяют следующие части рек:

  • Исток. Это место, где река берет свое начало. Очень часто реки формируются в горах, где начальным истоком выступают водоемы так или иначе связанные с ледниками. В любом случае исток всегда будет находиться выше чем устье.
  • Верхнее течение. Образуется немного ниже истока. Верхнее течение характеризуется тем, что на этом этапе даже самые крупные реки еще крайне небольшие.
  • Среднее течение. Начинается от место, где река становится более полноводной из-за того, что в нее впадают притоке и другие реки.
  • Нижнее течение. Располагается перед устьем и является самой большой частью реки.
  • Устье. участок местности, на котором река впадает в другой водоем (для крупных рек это море, для мелких это другие реки или озера).

Части рек

Все реки располагаются в речной долине. Это углубление в земной поверхности, которое значительно шире, чем непосредственное русло реки. Речная долина (бассейн реки) очень важна, поскольку посредствам подземных вод обеспечивает подпитку рек. Долина поглощает осадки, которые выпадают на этом участке, подпитывают реку. Участки бассейна могут быть огромные. На них могут помещаться отдельные города, а иногда и целые государства. При этом бассейны рек,, даже средних и небольших, всегда отделены друг от друга водоразделом. Обычно в виде водоразделом может выступать возвышенность, высокие холмы или горы.

Все реки не являются постоянными в своей ширине. У них есть периоды разлива и периоды мелководье. Как правила границы разлива рек заранее известны. Поэтому в географии выделено такое понятие как пойма реки. Это часть речной долины, которая затопляется в период разлива.

Как определить направление течения реки

Реки всегда текут в направлении своего русла от более высокой точки к менее высокой точке. У каждой реки есть исток и устье. Течение всегда осуществляется от истока к устью. Это направление совпадает и с основным течением реки. Поэтому даже если нет карты, всегда по направлению течения можно определить где исток, а где устье. Это важный момент, поскольку от правильного определения этих географических координат зависит правильное определение правых и левых притоков рек. По направлению от истока к устью справа располагаются правые притоки, а слева левые. Даже если на карте это выглядит иначе. Для понимания того как это работает приведен рисунок ниже, где учтены все правила. Для закрепления материала выделим несколько основные притоки, как правых и левых, для крупных брег:

Читайте также:  Дерево над рекой картинки

Речная система: система реки

  • Енисей. Все крупные реки, являющиеся притоком Енисея являются правами. Это хорошо видно на карте.
  • Волга. Правый приток — Ока. Левый приток — Кама.
  • Обь. У этой реки крупный приток только один — Иртыш, который является левым.

Питание рек

Питание рек это очень важный вопрос, поскольку он определяет то, почему реки не пересыхают. Частично это связано с режимом реки. На нашей планете есть несколько рек, которые на некоторое время пересыхают, но благодаря своему режиму, позже обретают то же росло, которое было ранее.

Можно выделить следующие способы питания рек:

Виды и способы питания рек

  • Дождевое. Получают воду в виде дождевых осадков. Это реки, которые располагаются вблизи тропиков. Ярчайший пример это река Амазонка.
  • Ледовое. Реки располагаются в умеренных широтах. Как правило они берут своё начало в горных ледниках и их производных. Основной приток воды обеспечивает таяние горных ледников. Примером реки может служить Амударья.
  • Снеговое. Такие реки располагаются в местах, где продолжительные зимы с большим количеством снежных осадков. Пример — река Печора.
  • Подземные воды. Так или иначе подземные воды питают все реки нашей планеты.
  • Смешанное. Это ситуация, когда река получает своё питание от двух или трех источников, представленных выше.

Отличие горных рек от равнинных

На нашей планете все реки можно разделить на две большие категории: горные и равнинные. Они могут располагаться близко друг к другу, могут иметь схожие режимы и схожие элементы питания, но из-за разницы в высоте протекания, в разбросе между максимальной и минимальной точкой, разница между такими реками будет огромной. Для демонстрации этого приведена таблица ниже.

Таблица: Чем горные реки отличаются от равнинных

Признак сравнения Равнинная река Горная река
Русло Извилистое. Это связано с тем, что у таких рек медленная скорость течения, поэтому нет возможности насильно прокладывать русло. Такие реки медленно “обходят” препятствия. Слабоизвилистое. Скорость течения в таких реках как правило очень высокая, поэтому река сама прокладывает себе русло, и у неё нет времени для того чтобы как-то его менять.
Долина Извилистая и широкая. В основном равнинные реки обладают очень большой долиной. Узкая и глубокая. Причина в том же реке не нужно много места.
Глубина Глубокие. Как правило, реки пригодны для судоходства. Обычно неглубокие реки с большим количеством порогов.
Скорость течения Медленная Быстрая

Равнинные реки текут медленно, плавно и как бы не спеша. Типичным примером такой Рики может служить Волга. Достаточно сказать, что исток Волги возвышается над устьем реки всего на 250 м. Во многом из-за этого средняя скорость течения этой реки составляет всего 1 м/с. У Волги нет достаточной силы для того чтобы проложить себе прямое русло. Поэтому река обходит препятствия прокладывая очень извилистое русло.

Долина ровнинной реки

Примером горной реки может служить Терек. В этой реке разница между истоком и устьем составляет 5 км. Из-за этого средняя скорость течения реки составляет примерно 25 м/с. Река обладает достаточной силой, поэтому она прокладывает себе преимущественно прямой путь, а сильный перепад между истоком и устьем приводит к формированию большого количества порогов.

Также важно отметить, что большое влияние на характер и специфику рек оказывают два фактора:

  • Климат. Он влияет на величину стока, расход воды, на общий уровень водыреке, на объемы и периодичность паводков и половодий, питание реки, замерзание в зимние месяце.
  • Рельеф местности. Определяет характер течения, величину водостока, принципы питания реки, форму, длину и так далее.

Крупнейшие реки планеты

Таблица: Самые длинные реки на Земле

Название реки Длинна Устье
Нил 6670 Средиземное море
Миссисипи 6215 Мексиканский залив
Амазонка 5510 Атлантический океан
Обь 5410 Карское море
Хуанхэ 4670 Жёлтое море
Меконг .500 Южно-китайское море

План географического описания реки (шаблон)

В географии река описывается по 6 основным критериям, которые наиболее полно характеризует любой водный массив нашей планеты. Для того чтобы продемонстрировать шаблон описания реки, возьмем для примера реку Енисей. Шаблон описания реки следующий:

  1. Местоположение. Енисей располагается в Евразии на азиатском континенте.
  2. Между какими параллелями и широтами расположена. Река преимущественно расположены между 45 и 65 широтами в северном полушарии.
  3. Положение относительно рельефа местности. Енисей протекает по Среднесибирскому плоскогорью.
  4. Исток реки. Енисей своим истоком расположен в Соянах.
  5. Устье реки. Находится левее полуострова Таймыр и располагается в Карском море.
  6. К бассейну какого океана относится. Енисей относится к бассейну Северного Ледовитого океана.

Источник

Биосфера Учение В.И.Вернадского

Река́ — природный постоянный водный поток (водоток [1] ) значительных размеров с естественным течением по руслу (выработанном им естественном углублении) от истока вниз до устья [2] и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока с его бассейна.

Самый лучший ответ на вопрос «Как климат влияет на реки?» дал выдающийся русский географ — климатолог Александр Иванович Воейков. Именно ему принадлежит классическая формулировка: «реки — продукт климата». Расшифруем ее подробнее.

1. от климата зависит густота сети рек. Она больше в северной части страны, где выпадает больше осадков. В южных районах — рек меньше.

2.климат определяет тип питания рек. Большинство российских рек имеют смешанное питание. Но по соотношению источников питания они различаются. Крупнейшие реки России — Волга, Енисей, Обь, Лена питаются в основном весенними талыми снеговыми водами и летними дождями. Реки бассейна Тихого океана питаются преимущественно водами летних муссонных дождей. На Кавказе и Алтае реки имеют ледниковое и снеговое питание.

3. от климата зависит режим рек, изучение которого важно для хозяйства. Подавляющее большинство рек нашей страны зимой замерзает. Поэтому навигация на них возможна только в теплый период года. Влияет на возможность судоходства на российских реках и наличие межени — наиболее низкого уровня воды в реке. В летнюю межень из-за значительного испарения воды многие реки сильно мелеют.

Биосфе́ра (от др.-греч. βιος — жизнь и σφαῖρα — сфера, шар) — оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием и занятая продуктами их жизнедеятельности; «пленка жизни»; глобальная экосистема Земли.

Биосфера — оболочка Земли, заселённая живыми организмами и преобразованная ими. Биосфера начала формироваться не позднее, чем 3,8 млрд. лет назад, когда на нашей планете стали зарождаться первые организмы. Она проникает во всю гидросферу, верхнюю часть литосферы и нижнюю часть атмосферы, то есть населяет экосферу. Биосфера представляет собой совокупность всех живых организмов. В ней обитает более 3 000 000 видов растений, животных, грибов и бактерий. Человек тоже является частью биосферы, его деятельность превосходит многие природные процессы и, как сказал В. И. Вернадский: «Человек становится могучей геологической силой».

Целостное учение о биосфере создал биогеохимик и философ В. И. Вернадский. Он впервые отвёл живым организмам роль главнейшей преобразующей силы планеты Земля, учитывая их деятельность не только в настоящее время, но и в прошлом.

Читайте также:  Урал с лесом через реку

Источник

Урок «Реки — продукт климата»

Открытый урок по географии

Тема: Течение реки. Жизнь рек.

Тип урока : изучение нового материала.

Цель: формирование представлений о реке и ее частях, ознакомление с новыми понятиями, раскрытие зависимости рек от рельефа и климата.

Образовательные задачи :

сформировать у учащихся представление о реке и ее частях;

познакомить с понятиями: исток, устье, русло, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад;

научить определять левые и правые притоки реки.

Развивающие задачи:

развивать умение описывать реки по типовому плану;

раскрыть зависимость рек от рельефа и климата;

сформировать элементарные знания об образовании порогов и водопадов;

формировать умения работать с различными картами.

Воспитательные задачи: воспитывать у учащихся чувство любви к своей Родине, гордости за свой край и бережное отношение к окружающему миру.

Ведущие понятия урока: исток, устье, русло, долина, пойма, притоки, речная система, речной бассейн, водораздел, пороги, водопад.

Географическая номенклатура: реки Волга, Кама, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Амазонка, Нил, Миссисипи; водопады – Анхель, Ниагарский.

Оборудование и дидактический материал: Карты «Физическая карта полушарий», атласы, учебник, компьютер, проектор, экран, презентация, раздаточный материал.

Урок составлен по учебнику Герасимова Т.П. Начальный курс географии: учебник для 6-го класса образовательных учреждений / Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова. – М.: Дрофа, 2007.

Прозвенел и смолк звонок

Добрый день дорогие ребята!

Я надеюсь, что мы сегодня очень плодотворно поработаем.

2.Вступительное слово учителя

(Включить журчание рек) Давайте начнем урок с загадки, которая поможет нам назвать тему сегодняшнего урока.

Между гор, между дол

Бежит белый конь

Не конь, а бежит,

Течёт, течёт – не вытечет;

Бежит, бежит – не выбежит. (река)

Да, сегодня на уроке мы поговорим о реках, запишите тему. Слайд№1

3.Изучение нового материала

На прошлом уроке вы познакомились с понятием река, от чего они зависят, где они начинаются и заканчивают свой путь .

— А что бы вы хотели еще узнать о реках? ( о течении реки, узнать какие реки бывают) ,

Учитель: питание реки, о режиме, о порогах, которые встречаются на пути рек.

Узнать обо всем этом и будет целью нашего урока

Прочитайте высказывание А.И. Воейкова: «Реки — продукт климата» (Слайд№2) объясните, что он имел в виду ( дети : Вода атмосферных осадков, выпавших на земную поверхность, просачивается через горные породы или стекает по поверхности в виде временных или постоянных потоков.

Да, именно климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года.

— А подробнее с реками мы познакомимся с вами в ходе нашего виртуального путешествия по рекам, в которую отправляемся прямо сейчас.

Для путешествия нам сегодня будут необходимы: кораблики атласы, контурные карты, учебники, рабочие тетради, а также знания. Весь маршрут вы строго будете отмечать в контурных картах. (карта россии)

— Каждое путешествие имеет свое начало. У нас также намечена точка отправки нашей команды, с этим пунктом вам придется разобраться самим. Посмотрите на координаты и определите начало нашего путешествия?

— Нашли? (к доске). А что это за место, что он собой представляет?

(это место, где Кама сливается с Волгой)

О Волга! После многих лет

Я вновь принес тебе привет.

Уж я не тот, но ты светла

И величава, как была.

Кругом все та же даль и ширь,

Все тот же виден монастырь.

На острову, среди песков,

И даже трепет прежних дней

Я ощутил в душе моей,

Заслышав звон колоколов…

А что же влияет на работу рек? На реки влияют рельеф и прочность слагающих земную кору горных пород. Повинуясь силе тяжести, реки стекают с возвышенностей в более низкие места и поэтому никогда не начинаются из морей или океанов. В горах это разница очень велика, поэтому реки имеют бурное стремительное течение. По — другому ведут себя равнинные реки-они спокойные, текут не торпясь. У равнинных и горных рек разная форма долин. В горах речные долины узкие и глубокие, на равнинах – широкие с плоским дном. У горных рек глубина долин во много раз превышает их ширину, потому что их разрушительная работа направлена вглубь. Склоны этих долин крутые, иногда почти отвесные. Дно целиком или почти целиком занято руслом

Давайте посмотрим видео о реке Колорадо

Равнинные

Неудобна для судоходства

Широкая речная долина

Удобна для судоходства

Горные

А в долинах равнинных рек есть поймы. Найдите в учебниках определение поймы и запишите в тетрадь.( Запись определения)

Иногда на реке можно увидеть пороги.

Пороги – выходы твердых пород в русле реки. ( учащиеся записывают определение)

— Как образуются пороги, прочитайте в учебнике на с.153

Расскажите об образовании порогов.

ДЕТИ: Иногда в русле реки чередуются полосы твердых и мягких горных пород . Река размывает более мягкие породы, а выходы трудно размываемых твердых пород образуют пороги . Пороги бывают очень красивые, но сильно мешают судоходству.

Если река встречает на своем пути крутые отвесные уступы горных пород, то образуются водопады.

Как называется самый высокий водопад в мире, если его координаты 5 0 с.ш. и 63 0 з.д. ? (Анхель, показывают на карте у доски) Давайте ребята посмотрим небольшое видео о водопадах.

Самый высокий водопад на Земле – Анхель, который находится в Южной Америке . Он назван по имени летчика Анхеля, который открыл его в 1935 г. с самолета. Поток воды с шумом падает с высоты 1054 м на дно глубокого ущелья.

А ТЕПЕРЬ путешествие наше продолжается, мы с вами отправляемся в реки на которых образовались водопады Виктория, Игуасу, Ниагарский

Нужно выполнить задание по плану.

1. Материк, где находится река

2. Река, где образовался водопад

3. Высота водопада

Таким образом, мы выяснили, как рельеф влияет на реки.

Много замечательных художников изображали в своих картинах реки. Любили реки писатели и поэты, а вот к примеру А.П.Чехов так описывал реку Енисей: «Я не видел реки великолепнее Енисея. Пускай Волга нарядная, скромная, грустная красавица. Зато Енисей могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свои силы и молодость…»

Рассмотрим влияние климата на питание рек.

— За счет чего, река может питаться? (за счет дождей, снега, подземных вод)

Реки зависят не только от рельефа, но и от климата . В тех областях земного шара, где атмосферные осадки приносят больше влаги , чем ее испаряется, то рек много и они полноводны.

Самая полноводная река в мире – Амазонка. Ежегодно она выносит в Атлантический океан 220 км воды.

Очень мало рек в пустынях. Некоторые из них даже пересыхают или теряются в песках. А вот река Нил проходящая по пустыне Сахара не теряется. А давайте посмотрим видофильм о реке Нил.

Полноводность рек в разные сезоны неодинакова. Она зависит от питания реки. А как вы думаете, что такое питание реки. Питание реки – поступление воды в реку от различных источников питания.

Рассмотрим, какое питание бывает у рек. Записываем в тетради питание рек по середине.

Питание рек:

Итак, в питании рек принимают участие дождевые,талые снеговые и ледниковые, а также подземные воды. Рек, которые имели бы один источник питания, в природе нет. Роль разных источников питания меняется по сезонам года. В зависимости от этого формируется режим рек.

Читайте также:  Вылов рака из реки

Режим рек – это поведение реки в течение года.

Физкультминутка. (Слайд№9)

Учащиеся получают таблички с названиями рек, они встают и поднимают правильные ответы.

Хомяк-туристка с кличкой Полга

в круиз ушла по речке …………….

Дятел выбивает дробь

на сосне у речки………..

прыгнул в речку………

Из Мексики спортсменка лама

плыла легко по речке…………..

По берегу бежала мышь:

Мурлыкала кошка: «Мур-мур!

Я рыбки хочу из речки……. »

В море Лаптевых полено

плывет весной по речке………

Француз воскликнул: «Но, пардон,

Есть в России речка……!»

(Слайд№10) Ну что ж ребята в конце своего путешествия возвращаемся в Стерлитамакский район

7. Краеведение (беседа о реках нашего края)

Есть в мире много всяких рек,

Великих, сильных, полноводных,

Коварных, тихих, благородных,

Воспел их в песнях человек.

И у нас в населенном пункте есть речка, какая а вы знаете как она называется

А какая река течет вблизи нашего населенного пункта?

Правильно Стерля, которая является притоком реки Белой. Давайте ребята на наших корабликах мы отправимся в путь. Ваша задача узнать о питании этих рек, запомнить эти реки и приклеить на кораблик по порядку по каким рекам вы поплывете в какое море вынесет вас наш корабль.

Вот нам удалось сделать небольшой проект кораблик с маршрутом. Но мы еще вернемся к кораблику.

( Стерля ->Ашкадар- >Белая-> Кама- >Волга->Каспийское море)

8. Обсуждение проблем загрязнения водоемов.

А теперь отдохнем и послушаем стихотворение:

Речушка вдоль околицы текла.

Для нас она любимая была

И лучшая на свете.

Сейчас в ней всякий хлам,

И ржавь, и слизь

Зеленая, и хвощ болотный вылез,

Как будто люди целью задались

Убить ее- и своего добились.

Как вы думаете, почему автор говорит, что речушку убили? Что её погубило?

Какие вы можете назвать причины загрязнения и гибели рек?

(Называют дети, но приблизительно так ).

Ядохимикиты Удобрения Мусор отходы

Причина гибели реки Неразумное использование вод.

Сточные воды Мытье машин Стирка ковров

Ребята, а наша Стерля чистая?

Что нужно делать, чтобы сохранить чистоту рек? Табличку сделать охранять

И вновь мы возвращаемся, к нашим проектам корабликам и на них вы напишете ваши ценные советы. А кораблики подарите(Мнение детей)

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую мою!

9. Рефлексия – этап закрепления темы (Слайд№12)

— О реках можно говорит бесконечно, мы с вами рассмотрели всего лишь часть этой темы, узнали много нового и интересного. Давайте поделимся впечатлениями нашего виртуального путешествия. Что вам запомнилось больше всего.

— Итак, продолжите это предложение

1. сегодня я узнал ….

2. Было интересно ….

4. мне запомнились задания…

8. Урок дал мне для жизни…

9. Мне захотелось…

Течение реки — это сама жизнь. Сохраняя реки, мы сохраним жизнь на планете

13. Обобщение (Слайд№13)

— Мне захотелось вам поставить хорошие оценки. А оценку я поставлю за

— Запишите домашнее задание (работа в контурных картах, отметить реки России с притоками, выучить словарные слова по теме).

А д/заданием будет. Разработка буклетов на тему «Поможем нашим рекам»

Источник



Реки и климат

Одни реки на Земле вытекают из более или менее обширных болот, другие из ледников, третьи образуются в результате слияния воды нескольких источников.

Питаются реки дождевыми, талыми и подземными водами, т. е. в конечном счёте атмосферными осадками, имеющими различный внешний вид и испытавшими различную судьбу. Уже одно это указывает, что река есть порождение климата.

Временный поверхностный сток атмосферных осадков происходит на суше повсеместно. Но постоянные реки могут возникать только там, где в русло поступает количество воды, достаточное для постоянного течения и возмещения потерь, обусловленных главным образом испарением воды и просачиванием её в грунт. Мартонн подсчитал, что для образования рек на низменных равнинах (при отсутствии карста) годовая сумма атмосферных осадков должна быть в умеренных широтах не менее 250 мм, в субтропиках 500 мм, в жарком климате 1 тыс. мм. Следовательно, климат не только непосредственно определяет генезис реки, — он управляет и географическим распространением рек. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, насколько велико различие в густоте речной сети между странами сухими и влажными. Густотой речной сети называют отношение длины всех рек на данной площади к величине этой площади. Контрасты между пустыней и, например, областью тропического леса особенно разительны. Но если взять страну, характеризующуюся более постепенным изменением климата на её территории, закономерность проявится и там не менее отчётливо. Сравнивая густоту речной сети верхней и нижней частей бассейнов Волги или Дона, мы видим, насколько быстро уменьшается эта густота по мере того, как главная река вступает в районы всё более засушливого климата.

Вместе с изменением влажности климата меняется также и водоносность рек. Можно наблюдать разнообразные переходы от могучих водных артерий типа Амазонки, Ориноко, Конго, несущих постоянно громадные массы воды, до маленьких речек пустынь и полупустынь, которые летом либо вовсе пересыхают, либо текут только по ночам, когда нет такого большого испарения, как днём, либо разбиваются в своей долине на ряд стоячих водоёмов, разделённых сухими участками дна; в пустынных районах, например в Прикаспии, многие реки имеют солёную воду (р. Горькая к востоку от оз. Эльтон и др.).

Наконец, если рассматривать жизнь и режим каждой реки в отдельности, легко убедиться, что и здесь река непосредственно зависит от климата и его сезонных аспектов. Колебания водоносности и уровней в реке, изменение скорости течения во времени, процессы замерзания и вскрытия — всё это в основном регулируется климатом. Стало быть, климатом регулируется и работа реки, приводящая к образованию на поверхности Земли тех или иных форм рельефа. Климат оказывается рельефообразующим фактором не только через посредство ветра и подземных вод, но и через реки. Это последнее орудие климата в деле создания рельефа принадлежит к числу наиболее мощных и оставляющих на лике Земли особенно резкие и крупные следы.

При обобщении изложенного уже недостаточно сказать, что река есть порождение климата. Надо дать более широкую формулу: река — это функция климата, так как её возникновение, вся её жизнь и в конечном счёте эволюция находятся от климата в теснейшей зависимости. Поскольку, однако, климат не есть нечто независимое от географического ландшафта и, кроме того, другие компоненты ландшафта тоже оказывают своё влияние (хотя обычно и меньшее, чем климат) на жизнь реки, наше окончательное заключение должно звучать так: реки представляют собой продукт климата их бассейнов на общем фоне ландшафтных условий.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Adblock
detector