Меню

Реки доклад для детей

Урок окружающего мира на тему «Реки» во 2-м классе по программе «Школа-2100»

Задача: Формирование познавательной деятельности, учебной мотивации.

  1. Познакомить учащихся с особенностями рек (исток, устье, берега, притоки), с причинами течения рек, их полноводьем.
  2. Научиться находить важнейшие реки на карте и правильно их показывать.
  3. Воспитывать любознательность, любовь к природе.

Учебные технологии: проблемно-диалогическая, информационные, здоровьесберегающие.

Оборудование: проектор мультимедиа, карта полушарий, карта Республики Башкортостан.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Течет, течет – не вытечет.
Бежит, бежит – не выбежит. (Река.)

– Как вы думаете, что сегодня на уроке мы будем изучать?

– Тема нашего урока “Реки”.

– Что бы вы хотели узнать о реках?

– На какие вопросы вы бы хотели найти ответы?

  • Что такое река?
  • Откуда берется в реке вода?
  • Почему вода в реке не кончается?
  • Для чего нужны реки?
  • Как реки изменяют земную поверхность?

III. Совместное “открытие” знаний.

Река – это постоянно текущая вода.

– Как образуется река?

– Откуда река берет свое начало?

– Как называется место рождения реки?

Место рождения реки называется – исток.

Обычно она начинается с маленького родника, который бьет из под земли и течет ручейком. Постепенно с этим ручейком сливаются другие ручьи, а в образовавшуюся маленькую речку впадают такие же речушки.

– Как называются эти речушки?

Эти реки называются – притоками.

Притоки могут быть левыми и правыми.

– Почему их так называют: левый приток и правый приток?

Речка становится все полноводнее и мало-помалу превращается в большую реку. Именно так из ручейка рождается великая русская река Волга.

Чем дальше течет река, тем больше воды поступает в нее, стекая из мелких ручейков. В конце пути наша полноводная река может впадать в море или озеро. А если вдруг на пути встретится другая, более крупная река, то наша река может стать ее притоком.

– Посмотрите на схему реки.

– Как же называется место, где река впадает в другой водоем?

Это место называется – устье.

– Рождаться реки могут и в горах. Земная поверхность, с которой по ручьям и притокам собирается вода в одну реку, называется бассейном этой реки.

– Как определить, где левый берег, а где правый?

+ Нужно встать по течению.

– Какие новые слова вы видите на рисунке?

– Как вы думаете, что такое русло?

Русло – это канал, по которому течет река. Русло реки имеет уклон, поэтому вода в реке течет, у реки есть течение.

– Что такое течение?

Течение – это движение воды в реке.

– Одинаковое ли течение в реках?

– Посмотрите, как вы думаете, от чего зависит какое в реке течение ? Почему одни реки текут тихо, спокойно, а другие быстро, даже кажется, что вода в реке бурлит?

– Реки, протекающие по равнине, называют равнинными реками. Течение у них замедленное и спокойное.

Реки, протекающие по гористой земной поверхности, называются горными. Течение у них быстрое, подчас сбивающее с ног.

– А есть реки, в которых не видно воды. Она бежит под камнями. Такие реки называют каменными.

– Почему вода в реке не кончается? Почему она течет, течет, а не вытечет?

– Где река берет “вечнотекущую “ воду?

Рекам постоянно необходимо питание.

– Откуда реки получают питание?

– Питание может быть разное:

  1. дождевое
  2. ледниковое
  3. подземные воды
  4. снеговое.

– Основным источником питания являются осадки.

– А откуда берутся осадки? Вспомните, что такое круговорот воды в природе.

– Ребята, почему же вода в реке не кончается?

Вывод: реки получают постоянное питание и в природе происходит круговорот воды в природе.

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимая ноги выше.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот так славно освежились.
Делать так руками нужно
Вместе – раз, это брасс.
Одной, другой – это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

IV. Закрепление изученного. Работа по рисунку

– Что же мы уже узнали о реках. Посмотрите на рисунок и ответьте на вопросы.

Читайте также:  Реки средней полосы россии судоходны

– Как это называется и что это такое? (исток, правый берег, левый, притоки, устье).

– У каких рек течение сильнее?

– Какое питание получают реки?

– В какое время года река получает большее питание?

+ Весной – во время таяние снегов.

Летом – при выпадении большого количества осадков.

– Как это время называется?

Половодье – большой и продолжительный по времени подъем воды.

V. Работа с картой.

1. Карта полушарий.

– Если река получает хорошее питание, и если у реки много притоков, то тогда и река становится крупнее.

– Откройте карту полушарий стр. учебника 128-129.

1-й ряд: ищет крупные реки Евразии.

2-й ряд: ищет реки Америки.

3-й ряд: ищет реки Африки.

– Нужно найти и показать. Как обозначены реки на картах? Откуда начинаем показывать?

+ Синими нитями. Показывать начинаем от истока – начала реки.

Африка: Конго, Нил.

Америка: Амазонка, Парана, Миссисипи, Макензи.

Евразия: Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Дунай, Амур, Инд, Ганг, Меконг.

Большая часть этих рек находятся в нашей стране. Это – Волга, Обь, Иртыш, Енисей, Лена, Амур.

2. Реки Башкортостана.

– Посмотрите на карту нашей республики. Есть ли в нашем крае реки?

– Какие крупные реки нашего края вы знаете?

Более 600 рек украшают природу нашего Башкортостана. Матерью башкирских рек считается Агидель (Белая). Другие крупные реки: Караидель (Уфимка), Дема, Ик, Сакмара. Каждая река неповторима своим течением, своими берегами. У каждой реки свой характер. Живописны берега наших рек. То они покрыты зеленью лесов и полей, то возвышаются над реками высокие горы с пещерами. Есть реки с водопадами.

Атыш – водопад, природный памятник, находящийся на правом берегу реки Лемезы, в Белорецком районе.

Он образован подземной речкой в месте ее выхода на земную поверхность. Водопад низвергается из глубокой пещеры, расположенной в отвесной скале Ширина струи – 6 м, высота – 4,5 м. Внутри грота вода бьет из наклонного отверстия мощной восходящей струей, поэтому водопад назван Атыш, что в переводе с башкирского языка означает “бьющий, стреляющий). Из озера вытекает река Атыш.

– Для чего нужны реки?

Река – место отдыха, место жительство для рыб и других обитателей рек.

По рекам ходит водный транспорт, перевозит пассажиров и грузы. На крупных реках строят гидроэлектростанции, которые вырабатывают электричество.

Мы приехали на речку воскресенье провести,
А свободного местечка возле речки не найти.
Тут сидят и там сидят, загорают и едят.
Отдыхают, как хотят, сотни взрослых и ребят.
Мы по бережку прошли и поляночку нашли,
Но на солнечной полянке тут и там пустые банки.
И, как будто, нам назло, даже битое стекло.
Мы приехали на речку понедельник провести.
Только чистого местечка возле речки не найти.
(С. Михалков “Прогулка”)

– Как вы думаете, правильно ли вели себя возле речки отдыхающие?

– Какие правила, они нарушили?

– Что произойдет с рекой, если люди так будут поступать?

Давайте будем беречь реки. Реки – это жизнь, это красота вокруг нас!

– Рассмотрите рисунок. Какие понятия вам знакомы. Дайте им определение.

– Скажите, кто стоит на правом берегу, кто на левом?

– Что находится от ребят вверх по течению? Вниз?

– Как нужно стоять по отношению к реке, чтобы узнать, где у нее правый берег, а где левый?

– Кому понравился сегодняшний урок?

– Что вам на уроке понравилось?

– Какой информацией, полученной на уроке, вы бы хотели поделиться с родителями?

– Получили ли вы ответы на свои вопросы?

– На какие вопросы вы не получили ответа и чтобы вы хотели еще узнать?

IX. Домашнее задание.

Всем: У. с. 104-107

Постарайтесь найти ответ на вопрос: “Как реки изменяют земную поверхность?”

  1. Подготовить сообщение о крупных реках России.
  2. Выполнить макет местности, по которой протекает река
  3. Составить кроссворд по теме “Реки”.

Источник

Окружающий мир «Реки и озера» | 2 класс

Окружающий мир «Реки и озера». 2 класс.

Мы живем на большой и красивой планете Земля. В окружающем нас мире очень много интересных предметов и природных явлений. Сегодня мы поговорим о таких предметах окружающего мира как реки и озера. Надеемся, что данная статья поможет вашему ребенку в изучении предмета «Окружающий мир» во втором классе.

Читайте также:  Самые крупные притоки реки ориноко

Большая часть Земли покрыта водой. Это можно увидеть на глобусе – маленьком макете нашей планеты. Вода на нем обозначена синим цветом. Вся вода на Земле называется Мировым океаном. Есть вода соленая, ее больше, и есть вода пресная. Где можно найти пресную воду? Есть такие источники пресной воды:

  • реки и озера,
  • ледники,
  • болота.

Что такое река?

Река – это большой природный поток воды, который постоянно течет по разработанному им углублению – руслу. (Загадка: течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит).

Откуда берутся реки?

Давайте вспомним, что такое круговорот воды в природе. Когда над водой в море пригревает солнышко, то с поверхности вода испаряется и поднимается в небо. Можно налить в блюдечко немного воды и посмотреть, что с ней будет через день или два – она испарится. В небе маленькие капельки воды собираются в облака и тучи, становятся тяжелыми и опять падают на землю в виде осадков: дождя, снега. Дождь и питает реки, наполняя их водой. Но это не единственное питание, которое может быть у реки. Питание реки может быть:

  • Дождевое
  • Ледниковое. Высоко в горах, где холодно, есть ледники – большие скопления льда. Постепенно они сползают вниз и тают, наполняя реки водой.
  • Подземное. Оказывается, под землей тоже есть вода. Из-под земли бьют родники, которые дают начало маленьким ручейкам. Когда несколько ручейков сливаются, они образуют реку.
  • Речка может брать начало также из болота.

Начало реки называется устьем. Реки и озера пресноводны.

Чем отличаются реки от озер? Реки имеют течение, то есть текут.

Почему реки текут?

Вода имеет свойство стекать сверху вниз. Также и река течет с более высокой местности, прокладывая себе путь и огибая препятствия. (Загадка: не конь, а бежит, не лес, а шумит.)

Какие же бывают реки?

Одни реки тихие и спокойные, другие быстрые и шумные. Все зависит от того, где протекает река. Если река протекает в горах, где большой перепад высот, то она будет бурной, если речка течет по равнине, где местность более-менее ровная, то и течение будет медленным, спокойным. Можно сказать, что реки бывают:

  • Горные и равнинные,
  • Большие и маленькие,
  • Мелкие и полноводные,
  • Бывают также пересыхающие реки и подземные реки.

А где же заканчивается река? Одни реки впадают в море, другие – в озеро, некоторые реки впадают в другие реки, и в таком случае они называются притоками. Место, где река впадает в море, называется устьем.

Как изменяют реки поверхность Земли?

Речной поток, размывая берега и откладывая наносы, изменяет русло реки, что влияет и на направление потока. Вода в реке вымывает из горных пород соли и несет их в море, где соль и накапливается, поэтому вода в море соленая. В горах есть твердые породы и не очень твердые. Вода постепенно вымывает неустойчивые породы, и в горах образуются причудливые скалы, ямы, впадины, пещеры. Реки образуют на поверхности Земли густую сеть.

Интересные факты о реках:

  • Самая большая река в мире – Амазонка в Южной Америке. Ее длина около семи тысяч километров.
  • Иногда в устье реки встречаются уступы, с которых вода падает вниз. Такое явление называется водопад. Самый высокий водопад на Земле – Анхель, его высота около километра.

Про реки мы сказали, но ничего не сказали про озера.

А что же такое озеро?

Если родники выходят на поверхность земли там, где есть большое углубление, то вода заполняет его, и образуется озеро. То есть озеро – это естественное углубление в земле, заполненное водой. Воду в озеро также могут приносить реки.

Реки могут втекать в озеро и вытекать из него. Если из озера вытекает река, то оно называется проточным, если таких рек нет – бессточным.

Окружающий мир вокруг нас очень интересный, хоть и сложный. Вместе с вами мы сможем постепенно познавать этот мир.

Читайте также:  Девушка у берега реки картинки

Источник

Реки доклад для детей

Река — естественный водный поток, текущий в выработанном им углублении — русле и питающийся за счёт поверхностного и подземного стока. Каждая река имеет исток – место, в котором она зарождается и устье – место впадения в озеро, море или слияния с другой рекой. Реки, которые впадают в океаны, моря, озёра или теряются в песках и болотах, называют главными, а впадающие в другие реки — притоками. Главная река вместе с притоками составляет речную систему. Территория, с которой речная система собирает свои воды, называется водосбором. Он вместе с верхними слоями земной коры составляет бассейн реки.

Реки обычно текут в пониженных формах рельефа – долинах. Самая нижняя часть их называется руслом, а часть долины, заливаемая высокими речными водами- поймой или террасой. Линия наибольших глубин русла реки называется фарватером. Перепад высот между истоком и устьем называется падением реки, а отношение падения на отдельных участках реки к их длине – уклоном.
В зависимости от рельефа местности, в которой они протекают, реки подразделяют на горные и равнинные. Однако на большинстве крупных рек имеются участки и горного и равнинного характера. Горные реки характеризуются большими уклонами, быстрым течением и узкими долинами. Для равнинных рек свойственно наличие извилин русла, медленного течения и широких долин. Скорость течения рек отличается достаточно сильно: от нескольких см/сек (для равнинных рек) до 6-7 м/сек (для горных). Кроме течения, направленного вдоль русла в определённую сторону, в речных потоках наблюдаются циркуляционные, винтообразные течения. Их направление и скорость зависят от русла реки.

Основные источники питания рек — жидкие осадки (дождь, снег, град), снежный покров, высокогорные снега и ледники, подземные воды. Обычно река имеет смешанное питание, то есть использует несколько источников, с преобладанием определённого. В зависимости от питания различают основные фазы водного режима: половодье, паводок, межень.

Крупнейшие реки мира:

  • Нил – длина 6671 км
  • Миссисипи (с притоком Миссури) 6420 км
  • Амазонка (с Мараньоном) 6400 км
  • Янцзы – 5800 км
  • Обь (с Иртышом) – 5410 км
  • Енисей (с Ангарой и Селенгой) 5075 км
    Из-за погрешности измерений (длина рек измеряется по карте) и включения в длину реки различных притоков сведения о длине рек в разных источниках иногда отличаются.

Источник



Краткое сообщение о Волге (доклад, описание для детей кратко)

1 ответ

Река Волга находится на европейской территории России. Из всех рек Европы она имеет самую большую длину и бассейн. Её длина 3530 км.

Берёт своё начало Волга на Валдайской возвышенности, недалеко от деревни Волговерховье. Из достоверной информации известно, что начало великой реке даёт ключ (родник). Впадает в Каспийское море, образует дельту. Исток находится на высоте 228 м, а устье ниже уровня моря на 28 м. Она относится к бассейну внутреннего стока, так как не связана с океаном.

В Волгу впадает 200 рек разной величины. Самые крупные водотоки: Ока, Кама.

Волга – равнинная река, поэтому имеет спокойный характер течения. Нет на реке ни порогов ни водопадов.

В зимнее время покрывается льдом. В этот период наблюдается самый низкий уровень воды в реке. В весеннее время освобождается ото льда, на реке происходит ледоход. После таяния льда и снега уровень воды в реке поднимается. Это явление называют половодьем.

В засушливые годы уровень воды падает. Осенью или в сильно дождливое лето уровень воды может подниматься из-за обильных осадков. Это паводок.

На реке построен каскад гидроэлектростанций, поэтому изменение уровня воды в реке выражены не резко. В водохранилищах в весеннее время вода задерживается, постепенно в течение тёплого периода спускается в русло.

Река имеет смешанное питание: дождевое, снеговое и подземными водами.

На Волге находится много городов. Даже есть города-миллионеры: Нижний Новгород, Казань, Самара, Волгоград.

При помощи каналов связана с рекой Дон и имеет выход в Азовское и Чёрное море. А также имеет выход в Балтийское и Белое моря при помощи каналов.

Источник

Adblock
detector