Меню

Реки болота обж 6 класс

§ 48. Болота. Искусственные водоемы (учебник)

§ 48. Болота. Искусственные водоемы

1. Чем, по вашему мнению, болото отличается от озера?

2. Приходилось ли вам видеть водохранилище или пруд? Как человек их использует?

Образование болот. Болото — Это чрезмерно увлажненная участки земной поверхности. Вода в нем не течет, а застаивается. На болоте растут влаголюбивые растения. В нем образуется торф — толща полуразложившихся останков растений.

Болота возникают при зарастании озер. Сначала на дне озера оседают песок, глина, ил, принесенные реками и ручьями. Накапливаясь на дне, они постепенно заполняют озерные котловины. Озеро мелеет и его размеры уменьшаются. На отмелях вырастают тростник, рогоз, осока. Впоследствии растения распространяются почти на все озеро. Когда они отмирают, их остатки откладываются на дне. Со временем они накапливаются, уплотняются и превращаются в торф. Так на месте озера появляется болото (рис.). Другой путь образования болота — переувлажнение суши при неглубоком залегании грунтовых вод.

Болота занимают около 5% всего суши. Они распространены почти повсеместно. Более заболоченный сушу Северного полушария. Больше болот в районах с избыточным увлажнением и многолетней мерзлотой, которая служит водоупорных слоем. Много болот в лесах умеренного и экваториального поясов. Наибольшие по площади болота расположены Западной Сибири.

Типы болот. По характеру питания болота подразделяют на верховые и низинные.

Верховые болота получают влагу сверху — из атмосферных осадков. Обычно они расположены наверху — на возвышенных местах (водоразделах), поэтому их и называют верховыми. На таких болотах растут мох, пушица, клюква. Мох быстрее нарастает в центральной части болота, чем на краях. Поэтому оно имеет выпуклую форму.

Низинные болота увлажняется преимущественно снизу — грунтовыми водами, а также за счет поверхностного стока. Они располагаются в понижениях рельефа или на месте бывших озер. Их поверхность вогнутая или плоская. Грунтовые воды относительно богатые минеральными солями, поэтому на таких болотах растет разнообразнее растительность: мох, осока, камыш, хвощ. Случаются даже деревья: береза и ольха. Низинные болота широко распространены в Украина на Полесье.

Использование болот. Издревле болота считались символом зла и в прямом, и в переносном. Занимая большие площади, они мешают использовать земли в хозяйстве. Однако в природе от них большая польза. Болота накапливают влагу и тем поддерживают уровень воды в озерах, прудах и колодцах. Болота — сложные природные лаборатории, природные фильтры. Из болот с мутной жидкостью вода вытекает чистой и дает начало ручьям и рекам. Болота уменьшают засухи в прилегающей местности. Они являются раем для своеобразных болотных растений и животных. Там растут ягодные и лекарственные растения, живут ценные пушные звери — бобры, ондатры, нутрии, гнездятся сотни видов птиц. В болотах образуется ценная полезна ископаемое — торф, которая имеет широкое применение. Первое, его используют как топливо. Путем химической переработки торфа производят удобрения, красители, целлюлозу и даже лекарства.

Длительное время люди пытались осушать болота. Однако это нередко приводит к негативным последствиям: снижается уровень грунтовых вод, возникают пыльные бури, исчезают болотные растения и животные, перестает образовываться торф. Поэтому осушения болот и использования под посевы сельскохозяйственных культа не всегда оправдано.

Искусственные реки и водоемы. Реки и озера размещаются на Земле неравномерно, в не всегда удобных для использования местах. Поэтому люди с давних времен создают искусственные водоемы — каналы, водохранилища, пруды.

Каналы — Искусственные реки — люди умели создавать еще до нашей эры. В древних Египте и Китае их строили для орошения полей. Каналы называют рукотворными реками, так как их русло создает человек. Делает она это для того, чтобы речные воды потекли в нужном направлении в нужные места. Есть каналы оросительные, направлены в засушливые районы. Водой, которую они доставляют, орошают поля. В районах, где воды много и поверхность заболочена, строят осушительныеканалы. Чтобы создать новые более удобные водные пути создают судоходныеканалы, соединив несколько рек или озер. Большое значение имеют судоходные каналы, сокращающие морской путь. Так, Суэцкий канал длиной 160 км соединяет Средиземное море с Красным и позволяет сократить путь из Европы в Азию на 10 тыс. км по сравнению с путем вокруг Африки. Так же Панамский канал соединил Атлантический и Тихий океаны, разделенные узкой полоской суши между Северной и Южной Америкой. В Украине построено несколько каналов. Одним из самых длинных является Северокрымский . От Каховского водохранилища он несет воды Днепра на протяжении 400 км до Керченского полуострова. Вода канала большей частью идет на орошение.

Рис. Суэцкий канал

Водохранилища — Это большие искусственные водоемы, созданные для накопления и хранения воды. Обычно их создают на реках. Для этого долину реки перегораживают плотиной. Перед плотиной вода накапливается, заливает большие площади земель и образует водохранилище. Во время разлива рек водохранилища принимают избыток воды, а затем течение года равномерно вода из них расходуется на нужды населения и промышленности, орошения полей. Крупнейшее водохранилище в мире — Братское — Длиной 500 км и глубиной 100 м созданное на реке Ангаре в России. Крупнейшее водохранилище в Украине — Кременчугское — Длиной 150 км глубиной 28 м построено на Днепре.

Создание водохранилищ имеет большое значение для регулирования стока рек и предубеждение наводнений. С их помощью на ГЭС получают электроэнергию. Берега водохранилищ является прекрасными местами отдыха. Однако водохранилища осуществляют и негативное влияние на природу и условия жизни людей. Они затапливают большие площади сельскохозяйственных угодий, повышают уровень грунтовых вод, что приводит к заболачивание земель. Поэтому прежде, чем создавать водохранилища необходимо тщательно изучить возможные последствия. В Украину в ряд водохранилищ превращен реку Днепр. Есть они и на Днестре и других реках.

Ставки — Это маленькие водохранилища (длиной не более 1,5 км). Их создают в руслах ручьев, балках или специально вырытых углублениях. Вода из них идет на орошение полей и садов. В прудах разводят рыбу и водоплавающих птиц. Создаются ставки и в парках и зонах отдыха для украшения пейзажа.

Вопросы и задания

1. Как образуются болота? В каких районах земного шара они распространении?

Читайте также:  Где находиться река гудзон

2. Как разделяют болота по характеру питания и растительности?

3. Какая польза от болот? Нужно ли их повсеместно осушать?

4. Какие искусственные водоемы создает человек? Какие из них есть в вашей местности?

5. Чем канал отличается от реки? Как каналы служат людям?

6. На каких реках в Украине созданы водохранилища?

7. Почему болото называют «кладовой Солнца»? Что Солнце туда «накопила»?

Источник

Опасности при передвижении по болотам, в горах и при переправах через реки

Форма урока: исследовательская работа в парах.

  1. Сформировать знания о правилах поведения в пути при передвижении по болотам, в горах и при переправах через реки.
  2. Продолжить развивать знания об опасностях, которые могут ожидать в пути.
  3. Воспитывать чувства товарищества и бережное отношение к своей жизни и здоровью.

Функции урока: развивающая, обучающая, корректирующая.

Оборудование: шест, листы с вопросами, учебник ОБЖ 6 класс

I. Организационный момент. Дом зад

Опережающее задание (на выбор)

1. Подготовить сообщение о лавинах, которые сошли на территории России.

2. С родителями обсудить: Как спастись от удара молнии?

II. Проверка дом. задания. Контрольный срез по вариантам, а затем взаимопроверка.

1. Какой должна быть обувь человека, совершающего туристический поход?

а) модной;
б) удобной;
в) плотно сидеть на ноге, но не слишком сжимать ногу;
г) дорогой и фирменной.

2. Какие существуют способы определения сторон света на местности?

а) по направлению ветра;
б) по собственной тени, по компасу;
в) по часам (только в пасмурную погоду);
г) по местным признакам (по муравейникам, по состоянию снежного покрова на склонах)

3. Что необходимо предпринять, чтобы сохранить работоспособность при отсутствии пищи и воды?

а) не следует что-либо предпринимать;
б) снизить физическую активность;
в) организовать полноценный отдых.

4. Укажите последовательность разведения костра.

а) в любой последовательности;
б) заготовить растопку (мелкие сухие веточки, дрова);
в) поджечь костер 2-3 спичками;
г) проложить на растопку ветки потолще, поверх веток положить поленья.

5. Каким образом лучше адаптироваться к условиям горной местности?

а) больше пить чай с лимоном;
б) больше спать;
в) сократить физические нагрузки;
г) не следует много пить.

1. Как рекомендуют специалисты адаптироваться к смене климата?

а) посоветоваться с соседями;
б) узнать особенности климата той местности, куда человек собирается поехать;
в) проконсультироваться у врача о возможностях своего организма к адаптации;
г) подобрать одежду в соответствии с климатом местности, куда человек собирается ехать.

2. Какое место необходимо для разведения костра?

а) любое удобное;
б) поляна, защищенная от ветра;
в) на глубоком снегу.

3. Чего не следует делать при разведении костра?

а) использовать для поддержания огня сухостой и хворост;
б) разводить костер возле деревьев;
в) использовать для костра живые деревья и разводить костер на торфяных болотах;
г) оставлять без присмотра горящий костер.

4. Как обеспечить себе питание в автономном существовании?

а) ничего предпринимать не надо, пищу доставят спасатели;
б) разделить запасы продовольствия на части, оставь неприкосновенный запас (НЗ);
в) обеспечить питание резервов природы (дикорастущие съедобные растения, мясо животных, рыба)

5. Что следует предпринимать, если, будучи в походе, вы отстали от своей группы?

а) начать активные поиски группы во всех направлениях;
б) остановиться на развилке тропы и ждать, когда за вами вернуться;
в) при необходимости развести костер и построить временное жилище;
г) не сходить с тропы (лыжни).

1. В чем состоят основные принципы адаптации человека при смене климатических условий?

а) есть только протертую пищу;
б) осторожно относиться к экзотической местной пище;
в) носить удобную просторную одежду из натуральных материалов и головной убор;
г) не следует в первые дни подвергать себя излишним нагрузкам, необходимо больше спать;
д) есть больше местной пищи, чтобы быстрее привыкнуть.

2. Какими правилами следует руководствоваться при использовании в пищу съедобных растений?

а) не употреблять без термической обработки;
б) употреблять листья, стебли и побеги, собранные до цветения растения;
в) используемые нижние части растений (корни, клубни, луковицы) перед употреблением или обработкой тщательно промыть и очищать от гнили и наростов.

3. Что не надо делать при адаптации в горах?

а) часто дышать;
б) пользоваться одеждой из синтетических тканей и тесной одеждой и обувью;
в) есть снег, и пить воду из ручьев, а так же увеличивать физическую нагрузку;
г) пользоваться солнцезащитными очками с пластмассовыми линзами;
д) пользоваться защитными кремами.

4. Как ты будешь сушить одежду и обувь на привале после дождя?

а) сделаю сушилку из жердей недалеко от костра;
б) сделаю навес над костром;
в) буду сушить на себе;
г) буду сушить одежду и обувь в руках над костром

5. Где лучше всего развести костер зимой?

а) под ветвями больших деревьев;
б) на открытом месте;
в) в вырытой в снегу до земли яме;
г) на утоптанном снегу.

I вариант. – 1в, 2б,г, 3б,в, 4б,в,г, 5а,в.

II вариант. – 1б,в,г, 2б, 3б,в,г, 4б,в. 5б,в,г.

III вариант. – 1б,в,г, 2б,в, 3б,в,г, 4а, 5в,г.

III. Объяснение нового материала.

“Не зная броду, не суйся в воду”. (нар. пословица)

Эта пословица не случайна на нашем уроке. Давайте постараемся определить смысл этих слов, которые имеют как прямое, так и косвенное отношение к теме урока.

Переправа через реку (учебник стр. 123 – 124, абзац 1,2,3)

Составить алгоритм действий при переправах через реки, используя подсказку:

Переход через болотистую местность (стр. 124-125 учебника)

Перечислите основные правила передвижения через болотистую местность.

Каковы будут ваши действия, если вы попали в топь?

Передвижение в горах. (стр. 125-127 учебника, до лавинной опасности)

  1. Перечислите опасности, с которыми можно столкнуться в горах.
  2. Перечислите меры безопасности при передвижении по склонам.
  3. Как сэкономить свои силы?

(После защиты второй группы валеологическая пауза)

Реснички опускаются, глазки закрываются.
Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.
Дышится легко, ровно, глубоко.
Напряжения улетело и расслаблено все тело.
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас, руки теплые у нас.
Жарче солнышко сейчас, ноги теплые у нас.
Дышится легко, вольно, глубоко.
Губы теплые и вялые, но несколько не усталые.
Губы чуть приоткрываются, и приятно расслабляются.
И послушный наш язык, быть расслабленным привык.
(быстро)
Было славно отдыхать, а теперь пора вставать.
Крепко пальцы сжать в кулак.
И к груди прижать – вот так!
Потянуться, улыбнуться, глубоко вдохнуть, проснуться!
Распахнуть глаза пошире – 1,2,3,4.
Веселы, бодры мы снова и, к занятиям готовы!

  1. небольшой набор высоты;
  2. хороший отдых;
  3. полноценное питание;
  4. чай с витамином “С”.
Читайте также:  Река волга карта верховья

а) Опережающее задание учащегося.

“Кладовая солнца” — Паустовский. Зачитывается отрывок

  1. По каким причинам герой попал в топь?
  2. Какие действия помогают ему выбраться?

б) Какое отношение имеет наша пословица к теме урока?

Источник

04.6. Передвижение по болотам

Болотом называется топкое место со стоячей водой и специфической растительностью. Болота бывают верховыми, низовыми, лесными, торфяными.

Передвижение спасателей по болотам должно рассматриваться как вынужденная мера, поскольку оно связано с риском для человека. Вязкий грунт, вода, растительность, кочки, топкие участки, постоянное чувство страха создают дискомфорт для спасателей. Большое количество воды приводит к промоканию одежды, обуви, снаряжения. Скорость передвижения по болоту мала. Отсутствие возвышенных сухих мест делает практически невозможным разведение костра.

Перед началом передвижения необходимо получить информацию от местных жителей о «характере» болота, тропах, гатях, путях обхода опасных участков. Передвигаться по болотам необходимо только по тропам. Все вещи должны быть завернуты в непромокаемый материал. Лямки рюкзака следует максимально ослабить. Спасательные жилеты, если они есть, должны быть надеты. К телу можно закрепить поролоновый коврик, обувь необходимо тщательно привязать к ногам.

Расстояние между идущими по болоту спасателями должно составлять 5-7 м. Идущего впереди необходимо страховать веревкой. Все участники движения должны иметь шесты длиной 3-4 м для измерения глубины, ощупывания дна, удерживания равновесия и опоры в случае падения. Оптимальное положение шеста — перед грудью, параллельно земле, перпендикулярно направлению движения. По болоту можно передвигаться скачками с кочки на кочку, по моховой полосе, по кустарникам или корневищам растений. Шаги должны быть короткими, останавливаться на одном месте нельзя. Отдыхать можно только на твердой почве или у деревьев. Ходить по болоту в одиночку нельзя.

Если человек провалился в болото, то ему следует сбросить рюкзак, принять горизонтальное положение, опереться на шест. Выбираться нужно постепенно, не делать резких движений, не барахтаться. Помощь пострадавшему следует оказывать, используя веревку или шест. При подходе к пострадавшему спасатель должен быть застрахован веревкой.

Для облегчения перемещения по болоту спасатели могут использовать «болотоходы», которые изготавливаются из кусков фанеры, веток, легкого металла. Крепление болотоходов к ногам должно обеспечивать их быстрое снимание в случае необходимости. Иногда для перемещения могут быть использованы заранее заготовленные приспособления — гати (переносимые настилы из досок, жердей, веток).

Путь передвижения спасателей по болоту нужно маркировать зарубками на деревьях, развешанными на кустарниках предметами, вехами.

Источник



Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Урок 8
Подготовка и проведение пеших походов на равниной и горной местности

Пешеходный туризм в настоящее время является наиболее распространённым, что объясняется его доступностью. Поговорим сначала об особенностях пеших походов на равнинной местности.

При движении по ровному месту с рюкзаком скорость достигает 3,5 — 4 км/ч, а при движении по лесу, болоту, песку, через кустарник темп снижается примерно на 1/3, а иногда и больше. При ходьбе туловище туриста слегка наклоняется вперёд, чтобы уравновесить вес рюкзака. Шаг должен быть средней длины. Ступни несколько разворачиваются наружу и ставятся с пятки перекатом на носок. Опорная нога полностью не выпрямляется.

Следует избегать долгого хождения по очень твёрдой поверхности — каменным, бетонным и асфальтовым дорогам: это позволит предохранить ноги от мышечных болей и потёртостей.

На трудных участках пути не следует разговаривать: разговоры сбивают ритм дыхания, раздражают усталых туристов.

Порядок движения походной группы

Туристы передвигаются колонной по одному человеку — гуськом. При движении по маршруту необходимо находиться друг от друга не дальше пределов зрительной или голосовой связи.

Нельзя двигаться вне колонны, так как это увеличивает вероятность потери ориентировки, получения травмы и т. д.

Темп движения пешей группы определяется обычно условиями местности и погоды исходя из правила: равнение по самому слабому.

Ритмичность движения — одно из главных средств сохранения сил и повышения работоспособности человека. Поэтому необходимо соблюдать режим походного дня, который должен обеспечивать необходимую ритмичность в чередовании нагрузок и отдыха. Как вы помните, режим переходов состоит обычно из 40 мин движения и 10—20 мин отдыха на малых привалах.

Хотя режим движения существенно зависит от района путешествия, сезона и других факторов, в первую половину дня придётся проходить до 2/3 дневного перехода, на что затрачивается от 3 до 5 ходовых часов.

Линия движения в пешем путешествии определяется особенностями рельефа, растительности и наличием троп. Поэтому необходимо быть готовым к различным способам выбора направления движения.

Открытые пространства лугов, невозделанных полей, а также небольшие перелески, чистые сосняки и другие несложные участки можно проходить по азимуту. Густые леса с подлеском, пересечённый рельеф, заросли кустарника лучше преодолевать по тропам, пусть даже несколько отклоняющимся от нужного направления.

Препятствия на равнинных маршрутах

Естественные препятствия, с которыми приходится чаще всего сталкиваться туристу на своём пути, — это реки, ручьи, болота, лесные чащи.

По лесным зарослям, густому кустарнику или высокому жёсткому травостою передвигаются компактной группой. Для защиты от сучков и веток надевают одежду с длинными рукавами.

Каждый должен внимательно следить за впередиидущим и повторять его движения. Надо придерживать ветки, чтобы они не ударяли идущего сзади. При этом одну руку выставляют вперёд для защиты лица и глаз.

При преодолении лесных завалов следует не перепрыгивать, а осторожно перешагивать, перелезать через препятствия. Надо помнить, что стволы подгнивших деревьев неустойчивы и часто покрыты очень скользкой гнилой корой.

На рюкзаке и на одежде не рекомендуется иметь различные «цепляющиеся» предметы: подвешенные к рюкзаку ведро или котелок, торчащее из кармана рюкзака топорище. Даже шерстяная шапочка с помпоном будет задевать ветки деревьев и задерживать движение.

Читайте также:  Самые высокие длинные реки

Как правило, ни один туристский поход не обходится без преодоления водных препятствий.

Встретившись с водной преградой, необходимо тщательно продумать все варианты и способы перехода. Если выше и ниже по течению нет моста, следует внимательно осмотреть берег, нет ли на нём тропинки, спускающейся к воде и имеющей продолжение на противоположном берегу.

Может возникнуть необходимость преодоления водного препятствия вброд. Вброд можно переправляться через неглубокие (не выше середины бедра) равнинные реки со сравнительно спокойным течением.

Для переправы через горные реки выбирают места, где скорость течения заметно снижается (например, за крупными камнями). Горные реки допустимо переходить при глубине только до колена.

Переправляться можно по одному с шестом для страховки и поддержания равновесия или группой из 2—4 человек шеренгой, держа друг друга поверх плеч за лямки рюкзаков, и двигаться наискось против течения.

Через узкие протоки, ручьи и заболоченные овраги можно перебраться по завалившемуся дереву или уложенному бревну. Перед переправой на бревне (стволе дерева) обрубают лишние сучья, убирают гнилую кору, скользкую поверхность посыпают песком. При переходе рек рюкзак необходимо держать на одном плече, чтобы в случае падения в воду быть в состоянии быстро сбросить его.

Через спокойную реку при условии, что все участники похода хорошо плавают, можно переправиться вплавь с использованием подручных средств. Для транспортировки груза сооружают плоты.

Особенности горных маршрутов

В горах необходимо ходить только по проложенным маршрутам и с проводниками. Путешествия в горах предъявляют к уровню подготовки человека более высокие требования. Главное препятствие при движении в горах — крутой рельеф и непогода. Кроме того, жителям равнин, впервые попавшим в горы, требуется некоторое время на приспособление организма к новым условиям, связанным с разреженностью воздуха на высоте, вызывающей кислородное голодание. Однако тот, кто ходит в горы, считает, что «лучше гор могут быть только горы».

Режим движения и отдыха в горах определяется часовыми циклами (45 мин ходьбы — 15 мин отдыха). На затяжных крутых подъёмах через каждые 10—15 мин хода делают минутную остановку, чтобы восстановить дыхание.

Путешествуя в горах, надо быть готовым, что в отдельных районах возможны камнепады (падение обломков горных пород). Такие места необходимо обходить, при этом учитывать, что вероятность камнепада возрастает, когда под действием солнечных лучей начинают вытаивать примёрзшие обломки горных пород. Необходимо также учитывать, что на восточных и южных склонах гор камнепады наиболее вероятны в первой половине дня, а на западной — во второй половине. Вероятность камнепадов возрастает также во время дождя и в оттепель.

В горах нельзя разбивать бивак в устьях высохших рек, так как в случае дождя высохшее русло превращается в бурную, полноводную горную реку, сметающую всё на своём пути.

В горных районах приходится сталкиваться с такими препятствиями, как каменистые осыпи, скалы, бурные водные потоки. При выборе пути лучше всего использовать тропы, проложенные местными жителями и пастухами. По тропам, осыпям, скалам, ледникам и снежникам группа, как правило, идёт в колонну по одному; на крутых склонах, где возможно падение камней, туристы не должны находиться друг над другом.

В горах недопустимо одиночное хождение туристов вне пределов видимости, движение не по той трассе, по которой прошёл направляющий, сбрасывание камней.

На крутых склонах легче и безопаснее двигаться по осыпи из слежавшихся камней. Ногу надо ставить на камень, который лежит устойчивее. Каждый сдвинутый с места камень должен быть непременно задержан.

Ещё одна опасность — мокрый склон, где можно, не удержавшись, начать скользить вниз с большой скоростью. Поэтому важно иметь обувь на рифлёной нескользящей подошве, а также овладеть некоторыми приёмами ходьбы.

■ Поднимаясь по травянистому склону, ногу ставят на всю ступню, чтобы увеличить сцепление подошвы ботинка с опорой. С возрастанием крутизны подъёма свыше 10° ступни разворачивают наружу (подъём «ёлочкой»): чем круче склон, тем больше разворот ступней. При спуске ступни ставятся прямо, слегка согнутые ноги пружинят.

■ При подъёмах и спусках каждый прочно лежащий камень, выбоину, кочку используют как ступеньку.

■ Передвигаясь поперёк холма, ноги ставят так, чтобы ступня внутренней по отношению к склону ноги была развёрнута слегка вверх, а ступня внешней — слегка вниз. Чем круче склон, тем больше угол разведения ступней.

■ По пологому склону поднимаются всей группой прямо вверх, след в след, а спускаются — прямо вниз. На склонах выбирать надо такой путь, при котором подъём совершался бы по выбоинам или звериным тропам, расположенным одна над другой и обходящим препятствия.

Лучше идти по маловыраженным рёбрам склонов, обходя вогнутые места рельефа.

При походе в горах группа может выйти на участок с осыпью. Лучше его обойти. Если это невозможно, то следует помнить, что движение по осыпям требует большой осторожности. ( Осыпь — это скопление обломков горных пород у основания ив нижней части крутых склонов гор.) Если нет возможности обойти осыпь, то выбирают для движения более безопасный путь. Безопаснее двигаться по осыпи слежавшихся камней, лучше крупных. По ним можно подниматься и спускаться, как по ступенькам. Подъём по прочной осыпи совершают прямо или небольшими зигзагами по наиболее удобным местам.

По непрочной мелкой осыпи двигаются наискось, используя крупные неподвижные обломки.

По крупной осыпи (состоящей из крупных обломков) передвигаются, перешагивая с камня на камень.

■ Чем привлекательны пешие походы на природу? Обоснуйте свой ответ с вашей точки зрения.
■ Каковы порядок движения группы на маршруте, скорость движения и режим походного дня на равнинной местности?
■ Почему при движении по осыпи в горах нужно соблюдать особую осторожность?

Используя текст параграфа, сеть Интернет и научно-популярную литературу, подготовьте сообщение на тему «Меры безопасности, которые необходимо соблюдать туристам при пеших походах в горах».

Попросите родителей купить несколько художественных и научно-популярных фильмов об альпинистах (например, «Вертикаль»). Оцените с практической точки зрения, всегда ли правильно поступают альпинисты в непростых ситуациях.

Источник

Adblock
detector