Педагогическая проектная деятельность » Путешествие по реке времени: «Часы»
-познакомить детей с историей появления и развития часов, расширить знания о часах (введение понятий «солнечные, песочные, механические, электронные часы);
-закрепить представления о геометрических фигурах ( форма часов: часы треугольные, круглые, квадратные)
Просмотр содержимого документа
«Педагогическая проектная деятельность » Путешествие по реке времени: «Часы»»
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПСКОВА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ № 34 «РАДУГА»»
Тема: «Путешествие по реке времени: Часы»
18 февраля 2016 г.
Конспект ОД по образовательной области
(указать ведущую образовательную область)
Подготовительная группа (6-7 лет)
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие, развитие речи
Познакомить детей с историей изменения часов, используя технологию «Путешествие по реке времени», «Мини-музей».
-познакомить детей с историей появления и развития часов, расширить знания о часах (введение понятий «солнечные, песочные, механические, электронные часы);
-закрепить представления о геометрических фигурах ( форма часов: часы треугольные, круглые, квадратные)
-развивать социальные навыки: умение работать в подгруппах, учитывать мнение других детей;
-развивать у детей умение отбирать средства и материалы для познавательно-исследовательской деятельности;
-развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог со взрослым и детьми;
-развивать любознательность, творческую активность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.
-воспитывать доброжелательное отношение между ребятами в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Способы организации детей
Например: полукругом, ленточным способом, буквой «П», сидя, стоя и Т.Д.
Полукругом, стоя, сидя.
Демонстрационный, раздаточный материал
-наглядные демонстрационный материал, раздаточный материал: карточки с изображением различных видов часов, панно «Лента времени», часы (музей часов).
Активный словарь: часы, стрелки, время.
Пассивный словарь: Солнечные часы • Ноктурлабиум • Водяные часы • Огненные часы • Песочные часы • Механические часы • Кварцевые часы • Электрические часы • Электронные часы • Атомные часы • Цветочные часы* Наградные часы • Подводные часы, Напольные часы, Куранты Московского Кремля • Биг-Бен • Пражские куранты • Башня Зиммера • Цитглогге.
Понятийный словарь: маятник, циферблат, кварцевый резонатор.
1)Знакомство с часами: по принципу действия (Солнечные часы • Ноктурлабиум • Водяные часы • Огненные часы • Песочные часы • Механические часы • Кварцевые часы • Электрические часы • Электронные часы • Атомные часы • Цветочные часы);
по назначению (Будильник • Секундомер • Таймер • Хронометр • Шахматные часы • Астрономические часы • Наградные часы • Подводные часы);
по типу (Башенные часы (часы в часовой башне) • Карманные часы • Траншейные часы • Наручные часы • Напольные часы • Часы с кукушкой);
детали и механизмы часов (Гномон · Спусковой механизм часов · Маятник · Генератор сигналов · Кварцевый резонатор );
известные часы (Куранты Московского Кремля · Биг-Бен · Пражские куранты · Башня Зиммера · Цитглогге)
2) Создание мини-музей «Часики-часы»;
3) Поиск художественной литературы о часах;
4) Создание альбомов о часах.
Научно-энциклопедическая подготовка воспитателя
Цифербла́т (нем. Zifferblatt) — панель часов с цифрами; пластина с делениями, обозначающими часы, минуты или иные единицы измерения, и с проставленными под ними цифрами (в часах и других измерительных приборах, например, в секундомерах).
Источник
Конспект совместной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 6-7 лет «Экспедиция по реке Времени»
Опубликовано: 16:46:09 06-01-2020
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 19 города Кузнецка
КОНСПЕКТ
Совместной образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей 6-7 лет
«Экспедиция по реке Времени»
Составитель: воспитатель Краснова О.А.
Кузнецк 2019
Возраст детей: 6-7 лет
Приоритетная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование, музыкальная, двигательная.
Познавательное развитие:
- Продолжить освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему.
- Способствовать формированию исторического мышления, активно развивая познавательные способности, интересы.
- Познакомить детей с топонимами – названиями нашей страны в различные исторические периоды.
- Создавать условия для установления причинно-следственных связей, последовательности развития мира по каждому направлению.
Социально-коммуникативное развитие:
- Приобщать к становлению национального самосознания, ощущения принадлежности к культуре и истории своего народа, гордости за Землю Русскую, уважение и любовь к предкам и истории.
- Воспитывать душевную отзывчивость, желание прийти на помощь, действовать смело, сообща, дружно.
Речевое развитие:
- Развивать связную речь, мышление, память, зрительное восприятие, воображение в беседе об исторических эпохах и культурном богатстве человечества в разные исторические периоды.
Художественно-эстетическое развитие:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведений изобразительного искусства.
Физическое развитие:
- Развивать мышечную систему опорно-двигательного аппарата, способствовать укреплению осанки путем выполнения пластических упражнений под музыку
Словарная работа: экспедиция, Древняя Русь (топоним – Русь), Средние века (топоним – Московия), Эпоха Просвещения (топоним – Российская Империя), Новейшая история (топоним – Советский Союз), Россия.
Визуальный ряд: фотографии, слайды с изображением исторических эпох.
Аудиоматериалы: звуки реки, пение птиц, русская народная песня «Ярмарка», славянская музыка – гусли.
Оборудование и материалы: плащ, атрибут «лодка», карусель, мешочки, фотоаппарат, проектор, лоскуты, перья, чернильницы, свитки, артефакты, часы.
Предварительная работа:
- разучивание стихов русских поэтов о Родине, природе; песен, потешек, народных игр, хороводов;
- чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе;
- рассматривание иллюстраций книг, атласов; картин; открыток; флагов, гербов страны, края, района, города;
- подготовка выставки рисунков «Родина моя»;
- беседы о родном крае, его достопримечательностях;
- разучивание хороводной игры «Ярмарка»;
- посещение выставок виртуального музея «Россия в разные исторические эпохи»
Ход образовательной деятельности:
I – Вводная часть (5 мин)
Мотвационно-ориентировочный этап
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с Вами отправимся в необыкновенное путешествие. Вы любите путешествовать? Тогда приглашаю Вас в экспедицию. Как Вы думаете, что такое экспедиция? (ответы детей). Экспедиция – это увлекательное путешествие, в котором Вы превращаетесь в настоящих ученых-исследователей и узнаете много нового и интересного. Чтобы отправиться в экспедицию, нам нужна надежная и дружная команда. Скажите, а Вы смелые? Сильные? Быстрые? Любознательные? Дружные? (ответы детей). Тогда отправляемся на встречу к открытиям! А путешествовать мы будем на лодке. Посмотрите, на берегу стоит лодка. В лодке плащ и часы.
Это плащ необыкновенный, кто его одевает, превращается в хранителя времени.
У него есть Волшебные часы, которые могут остановить время, показать прошлое и будущее). (Воспитатель — Хранитель времени).
II – Основная часть (20 мин)
Поисково-практический этап.
Хранитель времени: Ну что же ребята, делу – время, а потехе – час. Садимся в лодку и отправляемся в экспедицию по волшебной Реке Времени. Смотрите, в лодке лежит фотоаппарат. По-вашему мнению, он пригодится нам в путешествии?(ответы детей). Будем фотографировать самые важные и интересные моменты нашего путешествия!
Хранитель времени предлагает детям занять места в лодке, мальчикам помочь девочкам аккуратно сесть в лодку и отправиться в путешествие по реке Времени.
Хранитель времени произносит волшебные слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Повернем мы время вспять.
А ты реченька-река,
Пронеси нас сквозь века.
Вот мы с вами и поплыли по невидимой реке Времени. Качает немного? Держитесь крепче, помогайте друг другу.
Включается экран. Видео или слайды о солнце, лесах, горах и т.д. Хранитель времени сопровождает видео присказкой о попутном ветре, ясной погоде, реченьке-кормилице и др.
Ребята, посмотрите, какая красота нас окружает.
Хранитель времени предлагает детям подобрать к существительным река, берег, лес и луг прилагательные. Принесла нас быстротечная река в Древние времена.
Наводящие вопросы для детей: Кто из вас скажет, как в Древние времена называлась наша страна? (ответы детей). Называлась она Русью. Ребята, как вы думаете, почему так называлась наша страна? Добро пожаловать в Древнюю Русь.
Первая остановка – Древняя Русь. На экране слайды о русской избе, большой семье, крестьянском укладе.
Наводящие вопросы для детей: Ребята, посмотрите, куда нас Река Времени принесла, что это за сооружение и как оно называется? (ответы детей). Правильно, это русская изба. Кто из вас может сказать, из какого материала ее строили наши предки? (ответы детей)
А теперь зайдем внутрь, что мы видим? Какие предметы быта? Как вы думаете, сколько человек жило в одной избе? Давайте сравним русскую избу и современную квартиру. Что общего? Чем отличаются эти жилища? (ответы детей)
Дети называют предметы быта, описывают интерьер русской избы, сравнивают и анализируют, находят отличия между русской избой и современным жильем.
Ребята, прислушайтесь, что за музыка звучит в избе! Какая веселая, да задорная. Русичи праздники любили, петь, танцевать.
Хранитель времени приглашает детей прокатиться на веселой карусели!
Физминутка – танец «Карусель»
Хранитель времени: Ребята, а кто из вас знает поговорки о времени? (Ответы детей). Помните поговорку – делу – время, а потехе – час? (Рассуждение о том почему так говорят). Хранитель времени предлагает детям отправиться дальше. Произносятся волшебные слова. На экране появляется изображение ремесленников.
Вторая остановка – Средние Века. Расцветает царская Русь. И меняет свое название. Теперь страна наша называется Московией.
Наводящие вопросы для детей. Знакомо вам это название? Как вы думаете, почему наша страна называлась именно так? (ответы детей)
Развивается ремесло. Все ремесла почитались, но ремесло кузнеца более всех. А девицы красны тоже не ленились, трудились, да дом украшали. Мастерили красивые и теплые одеяла.
Хранитель времени предлагает смастерить одеяла методом ПЭЧВОРК (сложить из разноцветных лоскутов орнамент; закрепить знание цвета, формы, ориентировку в пространстве; умение работать по схеме)
Хранитель времени: Молодцы ребята, какие красивые одеяла у вас получились! Ребята, слышите, как мои часики спешат? О чем они нам напоминают? (ответы детей).
Хранитель времени предлагает детям занять места в лодке и отправиться дальше.
Зрительная гимнастика «Солнце всходит и заходит»
Произносятся волшебные слова. На экране слайды о Петре I, Пушкине.
Третья остановка – Эпоха Просвещения.
Хранитель времени: Добро пожаловать, ребята, в Эпоху Просвещения. В это время наша страна называлась Российская Империя. Как вы думаете, почему она так называлась? (ответы детей). Империя — это мощная и могущественная держава, которая правит многими народами. В это время развивалась наука и искусство. Писатели сочиняли рассказы, поэмы, стихи, музыканты писали музыку, художники писали картины.
Мы дружны с печатным словом.
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Наводящие вопросы для детей: Ребята, а как Вы думаете, чем же писатели писали свои произведения? (ответы детей) В те времена еще не было ни карандаша, ни ручки, ни фломастера. Люди пользовались пером.
Хранитель времени предлагает детям попробовать написать пером первую букву своего имени. Напоминает ребятам про красивую, правильную осанку.
Хранитель времени: Ребята, слышите, волшебные часы снова зовут нас в путь.
Хранитель времени предлагает детям занять места в лодке и отправиться дальше.
На экране слайды о ВОВ, герои, ветераны и др.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Четвертая остановка – Новейшая история. ВОВ.
Наводящие вопросы для детей. Ребята, как вы думаете, почему появилось такое название? Что такое союз?
Он состоял из множества дружественных республик и был богат национальными культурами и природным достоянием. Однако внезапно для нас началась война. Другие страны хотели получить наши культурные и природные богатства, но советские люди отважно защищали их. Ребята, посмотрите, какой узелок я нашла на поле боя. Как вы думаете, что внутри узелка?
Дети рассматривают артефакты времен войны. Хранитель времени предлагает детям порассуждать, как эти вещи служили солдату. (ответы детей).
Хранитель времени рассказывает историю про веник: каждый прутик легко сломать, а веник трудно. Сила в единстве!
На экране слайд шоу строительства городов, заводов, полет человека в космос.
После победы в ВОВ, люди объединились и стали возрождать города, заводы, медицинские учреждения и даже полетели в космос. Теперь наша великая страна называется Россия. Наша страна оказывает большое влияние на прошлое, настоящее и будущее всей планеты. Это одна из богатейших стран мира, в которой многочисленное и образованное население, передовые технологии и много полезных ископаемых, огромная территория с необыкновенной культурой. Остается лишь научиться разумно использовать эти достоинства, сохранять их и преумножать.
III- Заключительная часть (5 мин)
Рефлексивно-оценочный этап.
Хранитель времени: Ребята, наша увлекательная экспедиция по Реке Времени подошла к концу, давайте вместе сядем у костра и посмотрим, какие фотографии у нас получились. Хранитель времени предлагает выложить фотографии в историческом порядке, и вспомнить, в каком времени дети побывали, и как называлась наша страна в каждый период времени.
Хранитель времени: Ребята, давайте вспомним, где мы побывали в самом начале нашего путешествия? В какие эпохи мы заглянули? Как называлась наша страна в разные времена? (ответы детей) Молодцы! Спасибо Вам за смелость и любознательность. Давайте соединим наши руки вместе и скажем:
Раз, два, три, четыре, пять
Источник
Конспект занятия (образовательная область «Познание») «Путешествие по реке времени «История часов»
Ольга Харламова
Конспект занятия (образовательная область «Познание») «Путешествие по реке времени «История часов»
Доминирующая образовательная область: Познавательное развитие
Вид деятельности детей:
— познавательно-исследовательская,
Тема образовательной деятельности: Путешествие по реке времени «История часов»
Методы и приемы реализации содержания занятия:
беседа с детьми, разъяснение
— использование демонстрационного материала,
— создание ситуации выбора,
Интеграция образовательных областей:
-художественно – эстетическое развитие
Возрастная группа: 6-7лет
Цель: Формирование представления детей об истории возникновения часов, их разновидностях, качествах и свойствах.
Образовательные:
— формировать у детей представления о древних и современных способах измерения времени;
-совершенствовать умение вычленять временную последовательность в предложенном материале, стимулировать интерес к познанию их особенностей и назначения.
-развивать творческое воображение, логическое мышление, умение делать выводы;
-развивать связную речь,обогащать словарь детей словами: древность – старина – современность; часовщик, куранты, механизм;
-развивать познавательно-исследовательскую деятельность, целеустремленность в достижении цели.
— воспитывать интерес в познании нового;
-воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками;
-воспитывать умение договариваться, учитывая интересы других.
— имеет представления о временных отрезках жизни,
— имеет представления об истории возникновения часов,
— проявляет интерес к исследовательской деятельности,
— оценивает результат своей деятельности,
— свободно общается со сверстниками и взрослыми о свойствах, разновидностях часов.
Организация среды для проведения образовательной деятельности:
Видеоматериал (проектор, ноутбук, презентация).
Наглядные: панно с изображение реки, иллюстрации с изображением часов, художественная литература (информация о часах, песочные часы, различные виды часов, пластмассовые бутылки, трубочки, вода,
Литературная: загадка про часы.
Музыкальные: бой Кремлевских курантов.
Оборудование: листы бумаги, простые, цветные карандаши, стаканы.
Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты:
Беседы: «Какие часы были давно», «Что мы делаем в разное время», «Часы моей бабушки», «Что случится, если часы будут идти по –разному»?
Чтение художественной литературы: Баруздин «Стихи о человеке и его часах», Анофриев «Тик – так», Берестов «Без четверти шесть», Степанов «Время».
Знакомство с часами (циферблат, часовая, минутная стрелка).
Дидактические игры: «Который час», «Когда это бывает», «Целое и часть».
Рисование часов, раскрашивание рисунков с изображением часов.
Просмотр развивающих мультфильмов «Тик –так», «Фиксики и часы», «Сказка о потерянном времени», «Математика. Определяем время по часам».
Познавательно – исследовательская деятельность «Что можно сделать за минуту».
Заучивание пословиц о часах.
Ход занятия
Воспитатель загадывает загадку:
Рта нет, а скажу,
Когда спать, когда встать,
Когда зарядку начинать».
В: Что было бы, если на земле исчезли часы?
(Взрослые не знали, когда идти на работу; дети опаздывали бы в детский сад, школу).
В: Если бы на земле не было часов, то все пошло бы кувырком, не было бы порядка и учета.
Ночь и день длились бы больше положенного времени. Люди не смогли бы вовремя вставать утром и ложиться спать.
Самолеты, поезда, корабли сбились бы с курса.
Часы нам нужны и важны. Они нам помогают узнавать, беречь и правильно расходовать наше время.
В: Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Как люди узнавали время раньше, когда не было часов? Как мы можем узнать?
(ответы детей)
В: Да, мы можем узнать из книг, энциклопедий, посмотреть в интернете, спросить у взрослых, подумать самостоятельно.
(дети собирают интересную информацию, обсуждают ее с товарищами)
А еще узнать историю часов, мы сможем, совершив путешествие по «реке времени».
Люди сравнивают время с рекой, потому, что река всегда бежит вперед, также как и время.
На «реке времени» обозначены остановки.
(предлагаю детям вспомнить и назвать их, т. к. они знакомы по занятию «История ложки»): древность, старина, наше время. Каждую остановку мы заполним картинками с изображением часов разных времен. Все картинки найдут свое место на «реке времени».
В: История часов начинается с древних времен.
«Время – что это такое?
Говорят –оно живое:
Ходит, бегает, летит
И на месте не сидит
Стрелки мы переведем
В древность все мы попадем.
(проговаривание слов с движениями)
Остановка – древность (слайд)
В: Ребята, какими часами люди пользовались в древности?
(ответы детей)
В: Первым простейшим прибором для измерения времени были – солнечные часы (видео)
(В землю был вкопан столб (гномон, вокруг него нарисована шкала времени. В солнечную погоду тень от столба передвигалась по ней, показывала который час).
Как вы думаете, удобны ли такие часы? Почему?
(в пасмурную погоду нельзя определить время).
А почему они назывались солнечными? (время измерялось по солнцу)
Шло время и люди придумывали другие часы. Какими они были?
Огневые часы:на свечу наносили деления. Свеча сгорая, уменьшалась и по делению можно было определить время (слайд)
Почему огневые? (измеряется с помощью огня).
Узнавали люди время по живым часам. Живыми часами называли птиц и цветы. Солнце еще не взошло, а уже слышен крик петуха. Начинал он петь в 2 часа ночи. Но по пению петуха трудно определить время. Петух во сне с жердочки упадет – раньше времени поднимет крик.
В: А как цветы помогали определять время, ведь они говорить не умеют.
(ответы детей) слайд
В: Оказывается, цветы в солнечную погоду открывают и закрывают свои лепестки строго по времени. Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно определить время, они дружно раскрываются в 5 часов утра, а к 2-3 часам гасят свои золотые фонарики и засыпают. Одуванчики – цветы луговые, а кувшинки – часы речные. В 7 часов утра открывают свои лепестки и в течение дня поворачиваются за солнцем. Но ходят такие часы только в солнечную погоду, а в пасмурную погоду цветы закрыты.
-Ребята, почему такие часы называют «живыми»?
(птицы, цветы)
— Время шло,и люди продолжали придумывать более надежные часы: водяные. Посмотрите, как с помощью таких часов можно измерить время.
(проведение опыта)
(Два сосуда, на стенках которых сделаны отметки, соединены между собой, в крышках сделаны небольшие отверстия, вставлены трубочки. В верхний сосуд наливается вода, которая медленно переливается в другой сосуд за определенное время).
Удобны ли такие часы?
(Нет, за такими часами нужно было следить и вовремя переворачивать их)
— Почему водяные часы?
(время узнавали с помощью воды)
— Стали люди придумывать часы, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, зимой и летом. И придумали. Два стеклянных пузырька соединены вместе, внутри песок, который пересыпается из верхнего пузырька в нижний за определенное время.
Это песочные часы. (слайд)
Сравнить часы: 1 мин; 5 мин;- определить, где какое время.
Вот такие часы придуманные в древности, но применяются до сих пор.
— С помощью волшебных стрелок переместимся в старину
«Время – что это такое?
Говорят – оно живое.
Ходит, бегает, летит
И на месте не сидит.
Стрелки мы переведем,
В старину мы попадем».
В: Как вы думаете, а какими часы были в старину?
(ответы детей)
Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружинку, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико и вертит его. У них есть заводная головка, чтобы они не останавливались, их надо заводить. Такие часы назывались механическими.
— Почему назывались механическими?
(внутри есть механизм)
-Первые механические часы были большие, в домах не помещались, их вешали на башнях, зданиях вокзалов, театров и назывались они уличные и башенные. Самые знаменитые часы России –Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.
(послушайте бой курантов)
— Ребята, как называют человека, который обслуживает и ремонтирует часы?
(словарная работа – часовщик)
-Большие часы были очень неудобны,мастера стали изобретать часы меньше по размеру:
•Их вешали на стену, назывались (настенными);
•А как назывались часы, которые стоят на полу (напольные);
•Часы, которые будят по утрам (будильник);
•Часы, которые носят в кармане (карманные);
А есть уже давно часы, которые называют «скелетоны». Почему?
(Их корпус прозрачный и через них видно, что происходит внутри. Видно, какие детали двигаются, какие нет)
Физкультминутка: наклоны в правую и левую
Тик –так, тик –так, сторону.
В доме кто умеет так
Это маятник в часах
Отбивает каждый такт. Дети приседают в глубокий
А в часах сидит кукушка, присед.
У нее своя избушка.
Прокукует птичка время хлопки в ладоши
Снова спрячется за дверью.
А часы идут, идут ходьба на месте
Иногда вдруг отстают замедление темпа ходьбы
А бывает, что спешат бег на месте
Словно убежать хотят
Если их не заведут, хлопки в ладоши.
То они совсем встают
В: Пора перемещаться в наше время, в современность
«Время – что это такое?
Говорят – оно живое.
Ходит, бегает, летит
И на месте не сидит.
Стрелки мы переведем,
В наше время мы попадем».
-А какие часы есть у вас дома, какими часами пользуются ваши родители, бабушки, дедушки, в детском саду?
(наручные часы, настенные часы, часы – кулон, часы – браслеты, часы-перстень).
Современный человек продолжает пользоваться механическими часами до сих пор, но были изобретены часы электронные и кварцевые. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током. У механических часов есть часовая и минутная стрелка. У электронных – время показывает светящееся табло. А самые точные часы в наше время – атомные, которые за 6000000 лет отстают на одну секунду.
— Ребята, история часов очень интересна. Сейчас я вам предлагаю подойти к столу и рассмотрев разные часы (песочные, механические, электронные, часы с кукушкой, кварцевые, детские). Чем они похожи и чем отличаются?
(ответы детей)
-Вот картинки с изображением часов разных времен, все они найдут свое место на «реке времени»
(Обращаю внимание как дети раскладывают картинки, подвожу итог)
Конспект интегрированной образовательной деятельности (Образовательная область познание, природное окружение) «Путешествие к деду Природоведу» (ОО «Познание. Природное окружение») (старшая группа) Провела: воспитатель Горячева О. В. Программное содержание:.
Конспект итогового занятия с детьми средней группы (образовательная область: «познание») Путешествие с Барбоскиными Программное содержание: Закреплять счетные умения в пределах 9, количественный и порядковый счет. Закрепить знания о геометрических фигурах,.
Конспект НОД в подготовительной группе. Образовательная область «Познание» «Откуда пришла книга» Задачи: 1. Развивающая. Закрепить понятие, как делается книга. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения, мелкую.
Конспект НОД в старшей группе. Образовательная область: познание «Весна. Животные и птицы весной» Доминирующая область: познание. Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество,.
Конспект образовательной деятельности с детьми 5–6 лет. Путешествие по реке времени «История ложки» Тема образовательной деятельности: Путешествие по реке времени «История ложки» Методы и приемы реализации содержания занятия — беседа.
Конспект НОД по ФЭМП (образовательная область «Познание») в подготовительной группе «Новости из Простоквашино» МБДОУ МО Плавский район – детский сад п. Молочные Дворы Конспект по непосредственно образовательной деятельности по формированию.
Конспект занятия культурно-познавательного типа «Путешествие по реке времени донского края» Цель: создать условия для развития познавательного интереса через приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и быту донского.
Конспект занятия-презентации «История часов» (для детей средней группы) История часовПод тиканье часов воспитатель читает загадки. • Две девицы, две подруги Ходят вместе, друг за другом Только та, что подлиннее.
Конспект занятия во второй младшей группе, образовательная область «Познание» «Дело было в феврале»Цель: создать условия для формирования элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в мир часов и времени» Цель: Познакомить детей с разными видами часов и их назначением. Задачи: Образовательные: — познакомить детей с историей возникновения часов,.
Источник
Познавательно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ «Река времени: Часы» (подготовительная группа)
Анастасия Флюнт
Познавательно-исследовательская деятельность с использованием ИКТ «Река времени: Часы» (подготовительная группа)
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ с использованием ИКТ «Река времени: ЧАСЫ» (подготовительная группа)
Цель: развитие «чувства времени» с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
1. Познакомить детей с историей появления и развития часов, расширить знания о разнообразии часов.
2.Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера, вести диалог с воспитателем и сверстниками.
3. Расширить словарный запас детей (циферблат, механические, огневые, карманные часы).
4. Формировать познавательные действия с использованием ИКТ, экспериментальной деятельности.
Методы и приемы:
• Наглядный метод (презентация, демонстрация часов)
• Практический метод (экспериментальная деятельность)
• Игровой метод (загадка, физминутка, работа на интерактивной доске)
• Словесный метод (беседа, объяснение, высказывания)
Оборудование: лампа, контейнер с песком, цифры, трубочки, салфетки, макет водяных часов из пластиковых бутылок, механические, песочные часы, «река времени», картинки с изображением часов разных времен, клей,ИКТ: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, видеосюжет о реке, аудиозапись «Звуки воды», «Часики тик-так».
Планируемые результаты: дети могут поддерживать беседу о часах, времени, сопровождая эмоциональной речью; рассуждают, высказывают свою точку зрения; выражают положительные эмоции (интерес, радость); включаются в самостоятельную экспериментальную деятельность; дошкольники применяют навыки работы с интерактивной доской.
Восп: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей. Присаживайтесь. /возле экрана по обе стороны/
Я хочу вам загадать загадку, а вы попробуйте еёотгадать:
Носят их не для красоты —
Они показывают время
И называются … (часы)
Восп: Правильно ребята, это часы!
Вы хотели бы узнать, как определяли время наши предки?
Тогда я хочу предложить вам путешествие на теплоходе по необычной реке – реке времени. Река идет всегда только вперёд и не возвращается, точно также, как и время, не возвращается назад. Давайте договоримся, что во время путешествия будем дружными и будем помогать друг другу. Вы согласны? Тогда занимайте свои места. /сели в теплоход/
(звучит музыка, на слайде река движется плавно….)
Восп: «От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он назад поплыл сначала, а потом поплыл вперёд,
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход».
Ребята, вы видите берег?
ДРЕВНОСТЬ (СЛАЙДЫ)
Восп: Ой, ребята, смотрите мы с вами попали в эпоху древности, первобытных людей, это было давным-давно. Присаживайтесь на стульчики возле экрана.
Как вы думаете, как люди в эпоху древности отмеряли время? (ответы детей, были «живые часы» — петух, по цветам).
Правильно, часов раньше не было, и поэтому люди придумали солнечные часы, их принято называть древним греческим именем — Гномон. У них был циферблат. А кто знает, что это такое? (ответы детей)
Циферблат (т. е. круг) таких часов помещали на открытом солнечном месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат. (СЛАЙДЫ)
А теперь мы с вами попробуем вместе представить солнечные часы. Лампа будет нам заменять солнце. Вот смотрите, циферблат, стержень, представим, что наше солнце находится здесь (лампа поворачивается, ребята, сколько времени показывает сейчас? /воспитатель показывает сама/
А теперь давайте разобьёмся на 2 команды.
Задание 1-ой команде, солнечные часы должны показывать 5 часов вечера. Задание 2-ой команде, ваши часы должны показывать 2 часа дня. Приступим!
Давайте посмотрим, получилось ли всё у 1-ой и 2-ой команды, и понаблюдаем за нашими часами (высказывания детей). Молодцы! Справились с заданием. Присядьте у экрана.
А были ли они удобными солнечные часы? Почему нет? (когда не было солнца, часы не работали, лампа выключается). Всё правильно, молодцы!
А что же было дальше?
Огневые часы, (СЛАЙДЫ) измерением времени стала свеча.На вопрос: «Который час?»следовал ответ: — «Две свечи»; что соответствовало примерно трем часам ночи, поскольку вся ночь делилась на три свечи. Как вы считаете, когда люди понимали, что прошёл час, два и т. д? /в свечу были вставлены металлические пластинки на каждый час, когда час прогорал пластинка падала и люди слышали, что время прошло/.
Такие часы были дешевы и удобны, но неточны, т. к. скорость выгорания воска у свечей была разная, кроме того такие часы неудобно использовать там, где есть ветер, т. к. свеча постоянно затухала.И тогда изготовили:
Водяные часы. Их называли «Клепсидрой», что по-гречески означает «Похитительница». (СЛАЙДЫ)
Сосуд изготавливался, как правило, из металла, глины или стекла, наполнялся водой, которая медленно, по капле, вытекала, понижая уровень воды, а деления на сосуде определяли который час.
У нас есть макет водяных часов, они изготавливаются из 2-ух пластиковых бутылок. /показывает макет маленьких часов/
Как вы думаете, дети, за сколько времени вода из одной бутылки перельется в другую? Давайте проверим, кто оказался более точным, засекаем время. /наливает воду в верхнюю бутылку/
Показывает 2 макет водяных часов большего размера. А как вы думаете, сколько здесь понадобится времени, чтобы вода закончилась?
С родителями дома вы тоже можете изготовить макет водяных часов, объем можете выбрать больше или меньше, чем у нас и понаблюдать, за сколько времени вы, например, одеваетесь, чистите зубы и т. д. а потом поделитесь с нами.
Как вы считаете удобны ли были такие часы? Почему? (ответы детей) нет, т. к. постоянно нужно было подливать воду, неудобно было ходить с такими часами.
А теперь давайте немного отдохнем.
ФИЗМИНУТКА ТИК-ТАК (фиксики)
Мы отправляемся дальше, присаживайтесь в теплоход (звучит музыка, на слайде река движется плавно….)
Восп: «От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он назад шагнул сначала, а потом поплыл вперёд,
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход».
Ребята, вы видите берег?
Ну вот ребята, а теперь мы оказались в ЭПОХЕ СТАРИНЫ.
Присаживайтесь к экрану.
Старина — это время, которое было после древности.
Как вы думаете, какие часы появились в эту эпоху? (ответы детей)
Песочные часы. После неудач с солнечными и водяными часами люди стали голову ломать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем, и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. СЛАЙДЫ
У этих часов нет ни стрелок, ни циферблата. Сделаны они из стекла. Две стеклянные колбы соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхней колбы сыплется в нижний.
Высыпался песок, значит прошло 3, 5, 10 минут, смотря сколько песка находится в колбах. Часы переворачивают, и счет времени продолжается. У меня в руках песочные часы на 1 минуту и на 10 минут. Как вы думаете, что можно успеть сделать за одну минуту?
Пользуются ли теперь песочными часами? Кто? (Врачи и медсестры в поликлиниках, больные по этим часам получают процедуры. Даже повара пользуются ими, чтобы сварить яйца всмятку или вкрутую.)
Удобны ли были такие часы? Почему? (ответы детей) нет, т. к. часы неудобно носить с собой. Их надо постоянно переворачивать.
Восп. А мы отправляемся дальше, присаживайтесь на свои места в наш теплоход. (звучит музыка, на слайде река движется плавно….)
«От зеленого причала оттолкнулся теплоход,
Он назад шагнул сначала, а потом поплыл вперёд,
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход».
Ребята, вы видите берег?
Мы очутились в современном мире – это то время, в котором мы сейчас живём.
Воспитатель. Время шло. Люди придумывали всё новые приборы для измерения времени. Появились механические часы. (СЛАЙД).
Ребята здесь несколько стрелок, что каждая из них показывает? (ответы детей). У нас есть часы, кто может показать на них во сколько он просыпается? Может быть кто-то нам покажет во сколько часов начинаются занятия в детском саду? А сколько они длятся? Покажи на часах (полчаса). /желающий ребенок выходит, крутит стрелки/
Целый час это сколько минут? А полчаса это сколько? А если у нас прошло полчаса, то большая стрелка, сколько должна пройти? (полкруга). Кто сможет мне показать половину пятого часа? /желающие дети выходят, крутят стрелки, показывают нужное время/
А чем отличаются механические часы от электронных? Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. Не нуждаются в заводе электронные часы. (СЛАЙД) Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают.
Шли годы. Жизнь становилась торопливее, люди стали дорожить временем. Часы стали необходимы каждому человеку. Каких только часов не придумали (наручные, карманные, будильник, башенные и т. д.).
А теперь, ребята, давайте поиграем, смотрите внимательно на доску, вы по 1 человеку выходите и отвечайте на вопросы.
ИГРА на интерактивной доске.Задания:
1. Какие часы не использовали в древности?
2. Какая стрелка самая быстрая на часах?
3. Каких часов нет в современном мире?
4. Какие часы не использовали в старину?
5. Какие часы принято называть древним греческим именем «Гномон»?
6. Какие часы называли «Клепсидрой»?
7. Какие самые точные часы?
8. Какая стрелка самая медленная?
9. Какие часы работают на батарейках?
10.Отгадай загадку: «ходят кругом друг за другом….»
11.Закончи пословицу: «Делу время – потехе….»
Воспитатель: Молодцы! Ребята понравилось вам наше путешествие по реке времени? Что больше всего запомнилось? Что вызвало затруднения? Почему? Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? А расскажите ли вы своим родителям, чем мы сегодня с вами занимались?
У нас с вами есть река с разными эпохами и картинками. Сейчас я предлагаю вам вспомнить всё, о чём мы сейчас говорили, и распределить те часы, которые были в эпоху древности, старины и которые есть в нашем времени. /дети приступают к оформлению реки времени/
Давайте посмотрим. Молодцы, всё правильно сделали, а теперь я предлагаю отправиться в группу и дополнить нашу выставку часами разных времён и вывесить нашу реку времени.
«Свеча в банке». Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Выявить, что при горении изменяется состав воздуха — кислорода становится меньше,для горения нужен кислород; познакомиться со способами.
НОД «Календари бывают разные» с использованием технологии «Река времени» Возрастная группа: 6-7 лет (подготовительная группа) Образовательная область: «Познавательное развитие» Тема НОД: «Календари бывают разные».
Образовательная деятельность по физическому воспитанию с использованием ИКТ «Школа здоровья» (подготовительная группа) С целью привития чувства значимости физического состояния, ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья мной было проведено.
Познавательно-исследовательская деятельность Цель: формирование способностей самостоятельно и творчески осваивать (и перестраивать) новые способы деятельности в любой сфере человеческой.
Познавательно-исследовательская деятельность Дошкольники с увлечением собирают камни, играют с песком и водой: предметы и явления живой и неживой природы входят в их жизнедеятельность,.
Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ Экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду совместно с родителями в подготовительной группе «Человек стал человеком,.
Познавательно-исследовательская деятельность «Зимушка, зима — мы тебя встречаем», старшая группа Задачи. Конкретизировать и углубить представление о зиме: состояние погоды, типичные осадки, явления природы, состояние растений, особенности.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Подготовительная группа Сентябрь 1. Тема:ОД №1 (конструирование.
Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. Подготовительная группа Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная) деятельность. СЕНТЯБРЬ Первая неделя Тема: Конструирование из строительного.
Источник