Меню

Река вильва пермский край карта

Команда Кочующие

Командный раздел

Марий Эл

Татарстан

Регионы

Окно в природу

Блог от Лоцмана

Последние комментарии

Популярное содержимое

За сегодня:

  • Самые красивые места Татарстана
  • Гостевая
  • Заповедник Галичья гора
  • Реки Сибири
  • Аномальные зоны и мистические места Владимирской области
  • Самые красивые места Марий Эл
  • Сарайлинские пещеры
  • Памятники природы Урала
  • Загадочные места и аномальные зоны Марий Эл
  • Загадочные места и аномальные зоны Татарстана

За всё время:

  • Гостевая
  • Татары (происхождение, обычаи, традиции, праздники)
  • Национальная татарская одежда
  • Загадочные места и аномальные зоны Татарстана
  • Самые красивые озера Марий Эл
  • Город Ярославль
  • Самые известные татары
  • Река Ока
  • Самые красивые усадьбы России
  • Загадочные места и аномальные зоны Марий Эл

Река Вильва

Ви́льва (от коми-перм. «новая вода») — река в Пермском крае, левый приток Усьвы.

Начитается на западных отрогах Уральского хребта, на востоке края возле границы Свердловской области. Течёт в западном и юго-западном направлении.

Впадает в Усьву в четырёх километрах от устья на территории города Чусового.

Длина — 170 км, общая площадь водосбора — 3020 км2, средняя высота водосбора — 387 м.

Средний уклон — 2 м/км.

Основные притоки Вильвы: левые:

правый: Северная Рассоха, Большая Мясная, Коростелевка, Большая Порожная, Малая Порожная, Танчиха.

Название Вильва в переводе с коми-пермяцкого языка означает «новая вода».

Не путать! Название Вильва имеют ещё три реки в Пермском крае

(Глухая Вильва, Вильва – приток Язвы, Большая Вильва – приток Косьвы).

Вильва — типично горная река. Берет начало на западных отрогах Уральского хребта. Общее направление западное. И среднем и нижнем течении в долине реки встречаются обширные заливные луга. В узких местах, где Вильва перепиливает горные хребты, берега очень крутые, скалы опускаются отвесно к воде, неповторимы в своей красоте. Через 170 км от истока Вильва впадает в Усьву в черте города Чусового.

Течение реки очень стремительное, особенно сразу после ледохода в конце апреля. По всей реке великолепная рыбалка, в верховьях хариус, таймень, в низовьях щука, окунь, язь и другая рыба. Туристы сплавляются от поселка Нововильвенский.

К северу от поселка хорошо виден Мясной камень, за ним Дикий, северо-западнее хребет Басеги, восточнее отдельные вершины отрогов западного Урала. Сплав по реке возможет только весной — в большую воду, а по Усьве сплав возможен и летом. РЕКА ВИЛЬВА

МАРШРУТЫ ПО РЕКЕ ВИЛЬВА

пос. Нововильвенский — пос. Вильва — 70км пос. Вильва — г. Чусовой — 80км протяженность 150км продолжительность 5-7 дней

СПЛАВ ПО РЕКЕ ВИЛЬВА. ЛОЦИЯ РЕКИ ВИЛЬВА.

Наиболее интересен сплав по весенней воде, но можно сплавляться и летом, хотя на перекатах бывает мелко. Маршрут начинается от пос. Нововильвенский. Сюда можно добраться на машине (рейсовый транспорт отсутствует) от железнодорожной станции Теплая Гора через пос.

Промысла (6 км) и пос. Медведка (21 км). За пос. Медведка (12 км.) дорогу пересекает правый приток Вильвы р. Хмели, по большой воде можно начать сплав отсюда. Основные препятствия — прижимы, выступающие из воды и подводные камни, вал до1м., нависающие деревья, низкие мосты, навалы воды на береговые завалы.

От поселка Нововильвенский река течет на юг, принимает слева ручей Пролетарку и постепенно поворачивает на север. До устья речки Большая Мясная идет серия перекатов с крутыми поворотами, в русле много камней. Река сжата невысокими скалами, большей частью залесенными.

В самой северной излучине Вильва справа принимает речку Большую Мясную и становится полноводной и стремительной. От притока сразу же начинается шивера, которая тянется до поселка Коростелевка. Напротив поселка справа впадает речка Коростелевка. Перед крутым поворотом направо надо остановиться и произвести разведку порога. Он состоит из двух каскадов. Левая серия камней расположена перед поворотом, вода переливается через них и сильно бьет в небольшую скалу на правом берегу. Далее 250-300 м тянется спокойный плес. На новом повороте вновь подводные и надводные камни, это второй порог. С воды его не видно. Первый порог можно проходить тремя путями: Возле левого берега через камни.

По центру (смотреть, чтобы течение не отбило к правой скале) Пересечь основную струю от правого берега к левому. Второй порог лучше проходить вдоль левого берега — по правому берегу отмель и камни. Порог переходит в шиверу вплоть до левого притока — реки Щеграватко. В устье ручья Басежного надо остановиться. Ниже идут перекаты с торчащими из воды камнями. 7 км Вильва течет на юг до скал на левом берегу под названием Косая Плита.

Возле них — шивера. Приняв в себя ручей Верхний Колдоватый, Вильва делает большую излучину. Отсюда начинаются Колдоватовские пороги. Они тянутся до ручья Нижний Колдоватый (слева). Обязательно осмотреть реку. Реку пересекает гряда камней, вода проходит через них.

Сразу за левым поворотом в русле хаотично разбросаны подводные камни. Вокруг них стоячие волны. Здесь нужно лавировать от одного берега к другому.

В конце порога — высокие волны по центру русла, идти через них. Вдоль правого берега воды спокойнее, но в конце — слив с каменной плиты (с воды ее не видно). Вдоль левого берега — множество камней, глубина небольшая. Идти лучше всего по центру. Справа впадает речка Избная. Ниже, на правом берегу — невысокая скала Верхний Бараи. Течение несет прямо на нее.

Проходить вдоль левого берега. В 500 м от скалы — три Морозовских острова. Плыть правой протокой. Напротив острова — скала Нижний Бараи. После первого острова надо сразу же подгребать к левому берегу. Плыть или вдоль него, или между островами. Река Вильва Вильва устремляется на юг. Справа небольшая скала Корчага, ниже ее — остров. Обходить остров справа. Дальше идет длинный плес, в его конце — остров (проход слева). За островом на правом берегу Сокольная гора. Слева в 300 м — невысокие скалы. Здесь находится нежилая деревня Дворец, около ее — невысокий мост. Ниже Дворца слева впадает речка Березовка. Слева по руслу большая Солдатова старица.

По правому берегу — невысокие скалы. За ними на левом берегу плотбище, а дальше — поселок Вильва. В поселке можно купить продукты и, при необходимости, закончить маршрут. Отсюда ходит рейсовый автобус на ст. Пашия. От поселка река течет на север.

Справа впадает речка Большая Порожная. Далее река течет на северо0запад. За речкой Малая Порожная отклоняется на запад и юго-запад. Здесь начинаются последние пороги Вильвы.

Левый берег глинистый с упавшими деревьями. От Малой Порожной река протекает в узком каньоне. Русло ровное, без камней, но с большим перепадом. На выходе из каньона — конец порогов. Вильва пересекает гряду скал и разливается двумя протоками, огибая остров (2 км).

Идти надо правой протокой. Здесь впадает река Тончиха. За островом оба рукава сливаются, но затем река снова разделяется. Плыть надо по левой извилистой протоке. Река постепенно поворачивает на юго-восток, минует два острова и делает километровую петлю, в северной части которой принимает речку Ермачиху. Вильва резко отклоняется на юго-запад.

Справа впадает речка Большая Широковка, за ней — остров. Обходить слева. Возле острова на левом берегу — нежилой поселок Красный Урал. Справа впадает речка Большая Никитка. Скорость течения увеличивается.

Справа вливается речка Малая Никитка. По левому берегу — километровая цепь скал. За ними река делает большую петлю и становится уже. Здесь — сильный прижим к правому берегу. Сразу после резкого поворота — остров. Обход слева. За ним русло снова сужается и снова — остров (проход любой протокой). По левому берегу более 2 км тянутся скалы. Река делает плавную петлю и устремляется на юг. В конце второго поворота — остров. Обходить справа. За островом — сужение реки и резкий поворот.

Придерживаться правого берега. Река течет в тесном коридоре среди крутых берегов. Остров, обходить левой протокой. Справа впадает речка Большая Гремячая. Миновав остров, Вильва входит в прямой коридор. Скорость течения увеличивается.

Слева впадает река Вижай. В устье Вижая — остров. Проходить левой протокой.

Здесь Вильву пересекает шоссейная дорога Чусовская — Гремячинск. На правом берегу — нежилой поселок Усть-Вижай. Справа впадает речка Субботинка, сразу за ней — остров.

Проход только левой протокой. Поворот под прямым углом. Через 1 км — остров, за ним река поворачивает на юг. Серия небольших островков — обходить слева. Слева впадает речка Дыроватиха. Слева впадает речка Белая, ниже ее устья — скала Белая и остров. Обходить правой протокой.

Река делает плавный разворот и приближается к железной дороге. Здесь площадка «13 км» (до Чусового). Вильва делает резкий поворот на северо-запад. В излучине — два острова. Река широко разлилась. Дальше Вильва уходит от железной дороги и течет параллельно ей.

Вскоре, миновав железнодорожный мост, Вильва впадает в реку Усьва. Здесь, сразу за мостом, на правом берегу удобно закончить маршрут. На другой стороне площадка «6 км» до Чусового.

На реке ВИЛЬВА ориентировочно в 7 км выше устья ВИЖАЯ, на месте дюкерного перехода газопровода, в период весеннего паводка образовался мощный слив высотой до 1,5 метров.

Как показал опыт водных походов сезона май-2009, для многих туристских групп прохождение данного незнакомого препятствия в условиях неожиданности было сопряжено с реальной угрозой для жизни; зафиксировано несколько оверкилей.

По сообщениям ГУ МЧС по Пермскому краю,

ЕСТЬ ПОГИБШИЕ и ПРОПАВШИЕ БЕЗ ВЕСТИ.

По состоянию на 13.05.09 продолжаются поиски нескольких человек. При проведении поисково-спасательных работ погиб спасатель Чусовской городской службы спасения. Пожалуйста, будьте осторожны на воде; соблюдайте требования техники безопасности.

ТУРИЗМ – КОРДОН КОРОСТЕЛЁВКА

Жилой кордон находится у южной границы заповедника, на берегу реки Вильвы (весенний сплав) и устья реки Коростелевки. Проезд из пос. Вильва Горнозаводского района (Пермь, г. Чусовой, г. Горнозаводск, п. Пашия, п. Вильва). Цель приема: пассивный отдых (рыбалка, сбор грибов, ягод), экотуризм (познавательные экскурсии), научный экотуризм (экскурсии с целью получения научных сведений по отдельным природным объектам или явлениям). Имеется перспективная территория ООПТ регионального значения — охраняемый ландшафт «Гора Ослянка». Находится на территории Кизеловского района.

Проезд через г. Кизел (Пермь, Чусовой, Кизел, Южный Коспаш, Семеновка, Гашковка, п. Большая Ослянка), или через Горнозаводск (Пермь, Чусовой, Горнозаводск, Теплая Гора, Медведка, Средняя Усьва, далее — только по лесовозным усам и пешим ходом). Экскурсии и маршруты:

В настоящее время используется весенний сплав по рекам Усьве (пос. Средняя Усьва — пос. Усьва или г. Чусовой) и Вильве (пос. Нововильвенский — г. Гремячинск или г. Чусовой). Река Усьва также используется и для летнего сплава (Вильва — нет); Территория горы Ослянки используется в летнее время пешими группами туристов, в зимнее время для катания на снегоходах.

Используются неорганизованные формы туризма. Ресурсы для охотников и рыболовов изучены слабо, но в пределах районов Лысьвенского, Чусовского и Гремячинского частные фирмы пытаются организовывать охоту на лося и медведя. Природно-культурное наследие В пределах Губахинского и Гремячинского районов имеются пещеры, посещаемые школьниками, спелеологами, студентами Пермской области. Как правило, почти все пещеры — памятники природы регионального значения, нуждающиеся в мерах по их охране ОТЧЕТ О СПЛАВЕ ПО РЕКЕ ВИЛЬВА

(АВТОР: Виктор Медведев, май 1995г.)

29 апреля Заброска. Ж.Д. вокзал станция Свердловск пассажирский. Встреча под левой аркой в 6.30 утра. Медленно «подходят» рюкзаки, под ними — наши. Всем хочется воды! Поехали. В Н.Тагиле в 10.45. Электричка на Вижай – в 11.25. В Вижае – в 15 часов. Унылая окружающая среда – не только по средам. Дома по шею в болоте. От изобилия дождя и недостатка солнца дома поникшие и серенькие. Вместо асфальта и дорог – узкая полоска из досок. За два дня до нашего приезда здесь выпал снег и через день растаял. Зимой здесь снег двухметровый. Работают вижайцы в леспромхозе и в МПС. В 30-ти минутах от станции – город Горнозаводск, куда вижайцы ездят отовариваться. Станции Бисер и Вижай находятся на вершине горы, поэтому здесь чаще выпадает снег и дождь и здесь холоднее, чем в ближайших районах.

Трапездничали на станции. Закупили картофель. В 21.30 готовимся к посадке на открытую платформу рабочего поезда. Едем под ветром и дождем. Вид как у вынужденных переселенцев. Наша транспортировка обошлась нам в 40 тыс. рублей или $8.

В 22.20 десантируемся с платформы у моста через Вильву. К 24 часам оперативно был разбит лагерь. По обе стороны есть стоянки. Северные кипарисы – так хочется назвать гордые ели. Они встали неприступной стеной, как бы сдерживая строптивую, энергичную Вильву. Непмного приняв по дозе спиртного «отбились» в 1.00. Состояние веры в светлое завтра. 30 апреля. Ночью шел дождь, гремела гроза. Пол дня периодически, с короткими интервалами, моросил дождь. В условиях болотно-сыро-мокрого климата на небольшой «пятачке» — «Малой земли», развернулась судоверфь. Картина полного погружения в строительство флота. Идут работы по накачке бортов. Окружающая растительность под действием топора постепенно трансформируется в палубы. В 11 часов утра прибыла еще одна группа туристов-дуристов.

Они вытряхнулись с платформы и тоже начали «качаться». Когда они «надулись», то одна группа за другой отплывали на катамаранах и плотах. Группы из Кушвы, Челябинска, Свердловска и т.д.) Машем им вслед, сознавая, что завтра нас постигнет та же участь. Во второй половине дня дождь остановил свое течение. Мы вдохновенно созерцали как «очумелые» ручки наших мэнов сотворили такой романтичный и близкий к простой русской действительности флот.

Еще больше хочется воды! Засопели и захрапели в 23 часа. Состояние – жажды по воде. Судя по приметам, следующий день обещал оптимистические метеоусловия. Утро туманное, утро второе. Собираем барахло. Все мы — полнейшие мешочники. С утра и до утра с мешками, в мешках и на мешках. В 10.30 флот спущен на воду. Стало солнечно и ясно. В 11 часов наш табор, как бы, с песнями и плясками отплыл от пункта А в пункт Б. Плывем комфортно, будто перелистываем иллюстрации природной книги. Вот могучие кедры, как крутые телохранители хрупких березок, стоят будто с бритыми затылками. Видно, как вливаются в коллектив могучего авторитета Вильвы ручейки и речки. А вот на самой вершине елки – ворона, видимо местная поп-звезда этих мест. Перекаты – это природный аттракцион.

Мы плыли, как по водному эскалатору, вдохновенно созерцая сразу оба берега. Причали в 14 часов около заброшенной деревни Коростелевки, в которой сохранился лишь один полуразрушенный домик. На другой стороне видна хижина егерей, сарай, ульи, огород. Рядом развалившийся мост, дорога. В этом месте впадает в Вильву река Корестелевка. Отсюда хорошо просматривается хребет Басек. Неожиданно один из членов нашего общества «водоплавающих» вспомнил, что на предыдущей стоянке он повесил на дерево китель с деньгами и документами и в 17 вечера он берегом побежал за ним.

В 19 часов состоялся званый праздничный ужин по случаю Первомая. Командовал «парадом» ответственный дежурный Лугинин Анатолий Николаевич. Беспрекословно из рюкзаков извлекались «собаки». В этот вечер мы «особачились» настолько, что хотелось сказать «место!», а голос подавать уже были бессильны. Еще долго будут помнить те места, как долгое урчание в наших утробах сладостно сливалось с журчанием Вильвы. Часы показывали 23 часа. Вити все не было. Анатолий Николаевич «сидел» на валидоле. Юрий Иванович и Володя «стояли» на своем – надо искать пропажу. Остальные лежали, но уснуть не могли, ждали товарищей. Состояние надежды. В 2 часа ночи Витю извлекли из тайги и вернули назад. В этот же день был травмирован Вова, порезал пилой палец, сильное кровотечение. Вову списали на больничный. Его заменителем стал Юрий Иванович – водоплавающий до этого на лодке.

Отрубились в 2.30 ночи. Утром шел дождь. В 10.30 отдали швартовые и река понесла нас по воле течения. Характер реки постоянно менялся – от бурно изворотливой до мягко спокойной. В 12 часов мы у порога «Нырок один» Ходили в разведку осматривать порог с берега. На этом месте стоит обелиск погибшим в 1989 году. Со всеми был проведен инструктаж по технике безопасности. Оседлав своих «коней», мы рысью проскочили этот порог. Успокоились. Но это еще не все. Неожиданно мы въехали в зону водного землетрясения. Мы в зубах второго порога – «Нырок два».

Через несколько километров, мы в клещах третьего порога – «колодоватого». Нас стало захлестывать снизу, а с верху по головам начал долбить ливень, как бы намекая «куда вас черти несут». Миновав зону водной обработки, в 15 часов причалили на обед. Утроба требовала. Развели два костра: на одном варился обед, на другом жарились наши подмоченные шмотки. Накормившись и обогревшись, мы снова полезли в воду. Весь последующий путь нас «пилил» холодный дождь, сзади делал выволочку ветер, а снизу были на нас обрушены волны негодования. Погода становилась все барахле и барахле. Хотелось разморозиться. На лицах осадок в виде гримасы и мокрого носа. Состояние – дуба дам. Подплываем к поселку Вильва. Вильва стоит на высоких «каблуках», т.е. на высоком берегу, очень красиво.

Читайте также:  Ручей мелкий а речка

Картина мирной таежной жизни. В 19.30 в 30-ти минутах хода от поселка «бросили якорь» и на левом берегу разбили лагерь. Стоянка в болоте. Заготовили лапник, жахнули спирта и завалились на бока. Ночью выпал снег. Утро седое. Несколько наших товарищей по походу были командированы в поселок – намечалось посетить медпункт и магазин. Договорились с директором школы о ночлеге. В 20 часов 6 человек были высланы из этих отдаленных мест по этапу домой.

Переночевав в школе, утром шестерка с 8 часов утра «колесила» от сюда. Два часа ехали Камазом до Горнозаводска, оттуда С-Петербургским поездом до Н.Тагила, и в 21 час были на родине. 5, 6, 7 мая Поскольку летописца Любу отправили «по этапу» домой из поселка Вильва в составе группы из 6 человек. Я закончу повествование об этом сплаве. Как это часто бывает в походах, после того как часть группы уходит домой по запасному маршруту — погода улучшается.

Не был исключением и этот раз. Настроение, как и погода, тоже стало намного лучше. И мы с удовольствием наблюдали за проплывающими по обе стороны от нас красотами нетронутой природы. До конечной точки маршрута оставалось где-то 2-3 ходовых дня. Ни порогов, ни шивер, ни перекатов дальше не было. Течение Вильвы было спокойное. Погода хорошая. В этот год воды в Вильве было много и течение несло нас с приличной скоростью, так что мы почти не гребли, а только нагуливали жирок лежа на катамаранах. В таком вот темпе мы и финишировали, собрали катамараны и вернулись домой.

ГОРНЫЙ ХРЕБЕТ БАСЕГИ

Горный хребет Басеги является одним из самых живописных мест Среднего Урала в восточной части Пермской области. На Урале диалектное слово «баской» значит «красивый, чудесный» (от слова «баса», которое, по В. Далю, означает «краса», «украшение» и т. п.). Заповедник выполняет функции эталона природы горной среднетаежной части Западного Урала.

Здесь сохранены от рубки типичные участки коренной горной тайги. Заповедник расположен в подзоне средней тайги Урала и в полной мере отражает животный и растительный мир обширной Западно-уральской физико-географической провинции. В связи с особыми историческими условиями и слабым хозяйственным освоением район наряду с типичными чертами характеризуется и рядом специфических. Особенность этого участка состоит в том, что это самая высокая часть западного Среднего Урала (абсолютная высота над уровнем моря — до 1 км ), благодаря чему здесь представлены три вертикальных ландшафтных пояса — горнотундровый (альпийский), подгольцовый (субальпийский) и горно-лесной.

Здесь хорошо выражены и 4 подпояса: подгольцовых криволесий, горных тундр, субальпийских лугов и редколесий «паркового» типа. Хребет Басеги представляет большую научную ценность и в геологическом отношении в связи с тем, что развитые здесь отложения так называемой басегской серии восполняют пробел в классическом разрезе рифея Южного Урала и входят в качестве самостоятельного стратиграфического подразделения в унифицированную схему докембрийского периода этого края.

Естественно, что обнажения этих пород должны изучаться и охраняться. Причудливые останцы, результат выветривания горных пород, мало уступают по красоте знаменитым красноярским Столбам или скалам Северного Урала. В эпоху оледенения Урал, и в частности хребет Басеги, служил «областью переживания» многих форм растений и животных.

Исследования сотрудников Пермского университета показали, что флора заповедника включает более 15 эндемичных видов, а также реликтов межледниковья. Всего здесь более 520 видов растений, в том числе свыше 45 редких и ценных, 1 из которых занесен в Красную книгу СССР (1984).

Расположение на границе Европы и Азии, а также горный характер местности привели к смешению во флоре и фауне сибирских и европейских, равнинных и горных видов. Профессор Е. М. Воронцов в 1940 и в 1947-1949 гг. обратил внимание на особенности морфологических признаков некоторых птиц Камского Приуралья и выделил 4 басегских подвида.

В настоящее время Басегский хребет — единственный на Среднем Урале участок тайги, почти полностью уцелевший от вырубки и выполняющий роль «острова», где нашли убежище многие виды растений и животных этого региона. Восемь рек заповедника охраняются как нерестилища ценных видов рыб — тайменя и хариуса.

Пермский облисполком установил по границе заповедника охранную зону общей площадью 25,6 тыс. га. Естественных границ заповедник не имеет. Границы обозначены аншлагами на квартальных просеках. Территория заповедника Басеги вытянута в меридиональном направлении вдоль горного хребта. Расстояние между северной и южной границами — около 25 км, между западной и восточной — 8- 9 км . Во флоре заповедника Басеги 411 видов сосудистых растений из 69 семейств, 220 родов, в том числе 93 вида мхов и 26 видов лишайников (список растений пока не полон).

Среди них 45 видов — эндемики Урала, реликты и ценные декоративные и лекарственные растения. Среди редких растений заповедника (и всего Камского Приуралья) есть виды, занесенные в Красную книгу СССР; растения, не встречающиеся нигде в мире, кроме Урала; реликты прошлых геологических эпох; виды, редкие для Пермской области и высокогорий Урала.

Из растений, занесенных в Красную книгу СССР (1984), в заповеднике встречается шиверекия горная (скальный эндемик). Редкие виды — пион уклоняющийся (марьин корень), растущий на прибрежных луговых склонах, а также в подгольцовом поясе на лугах; родиола розовая, растущая на увлажненных почвах по берегам рек, в трещинах скал, на скалистых склонах горно-тундрового пояса; родиола премельская — эндемик Урала, встречается на обнаженных скалах.

Кроме перечисленных видов на Севере европейской части СССР, включая Северный и Средний Урал, стали редкими и исчезающими, но сохранились в заповеднике: гусиный лук ненецкий, дриада точечная.

ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

http://tourclub-perm.ru/ Сайт Википедия.

Энциклопедия Пермской области — Вильва.

С.Торопов. По голубым дорогам Прикамья.

Воронов Г.А., Никулин В.Ф., Акимов В.А., Баландин С.В. Заповедник «Басеги». //

Заповедники СССР. Заповедники европейской части РСФСР. I. — М., Мысль, 1988.

Источник

GPS Карты — Пермь Пермский край

Описания, рассказы, истории о сплавах по рекам Урала

Крутые пороги Вильвы

Вильва — типично горная река. Берет начало на западных отрогах Уральского хребта. Общее направление западное. И среднем и нижнем течении в долине реки встречаются обширные заливные луга. В узких местах, где Вильва перепиливает горные хребты, берега очень крутые, скалы опускаются отвесно к воде, неповторимы в своей красоте.

Через 170 км от истока Вильва впадает в Усьву в черте города Чусового. Течение реки очень стремительное, особенно сразу после ледохода в конце апреля. По всей реке великолепная рыбалка, в верховьях хариус, таймень, в низовьях щука, окунь, язь и другая рыба.

В весеннее время возможен сплав на крепко сколоченном плоту. В летнее время река сильно мелеет в верхнем течении, возможен сплав на небольшом плоту и мелкосидящих судах. В весеннее время сплав по порожистой Вильве требует хорошей подготовки.

пос. НОВОВИЛЬВЕНСКИИ — пос. ВИЛЬВА. 70 км.

На станции Вижай сделайте пересадку на железнодорожную ветку, идущую до поселка Средняя Усьва. Маршрут начинается от поселка Нововильвенский.

Поселок возник в связи с развитием лесоразработок к северу от Вильвы. Здесь есть поселковый Совет, почта, фельдшерский пункт, школа, клуб, магазины, столовая.

К северу от поселка хорошо виден Мясной камень, за ним Дикий, северо-западнее хребет Басеги, восточнее отдельные вершины отрогов западного Урала.

Плот из бревен лучше собирать ниже моста. От поселка река течет на юг, принимает слева ручей Пролетарку и постепенно поворачивает на север.

До устья речки Большая Мясная идет серия перекатов с крутыми поворотами, в русле много камней. Река сжата невысокими скалами, большей частью залесенными.

В самой северной излучине Вильва справа принимает речку Большую Мясную и становится полноводной и стремительной. От притока сразу начинается шивера, которая тянется до поселка Коростелевка. В русле много камней, подводных и надводных, смотрите внимательно. Незаметно пролетают пять километров, \’на левом берегу появляются дома поселка Коростелевка (магазина нет). При желании отсюда можно сходить на хребет Басеги, это займет два дня. Напротив поселка в Вильву впадает речка Коростелевка.

Перед крутым поворотом на правом берегу находится удобная поляна для лагеря. Здесь когда-то стояли бараки, сейчас их нет. Обязательно остановитесь и осмотрите интересный порог. Он состоит из двух каскадов. Первая серия камней расположена перед поворотом. Вода переливается через них и сильно бьет в правый берег в небольшую скалу, уходящую в воду. Далее 250—300 м тянется спокойный плес. На новом повороте вновь подводные и надводные камни, это второй порог, с воды его не видно.

Первый .проходить можно тремя путями: возле левого берега через камни — это более безопасный путь; по центру реки, только смотрите, чтобы течение не отбило вас к правой скале; можно также пересечь основную струю от правого берега к левому, но в большую воду это опасно. Второй порог лучше проходить вдоль левого берега, если позволит вода. По правому берегу отмель и камни. Порог переходит в шиверу вплоть до левого притока реки Щеграватко.

В устье ручья Басежного остановитесь. Ниже идут перекаты с торчащими из воды камнями. 7 км Вильва течет на юг до скал на левом берегу под названием Косая Плита. Возле них шивера, проход здесь хороший.

Приняв в себя ручей Верхний Колдоватый, Вильва делает большую излучину. После нее остановитесь на правом берегу. Здесь удобная поляна, ее окружает дугообразная гора с обнаженной вершиной. Напротив когда-то было селение, за ним из-за леса видны красивые гребнеобразные скалы.

Обязательно просмотрите реку. Отсюда начинаются Колдоватовские пороги, они тянутся до ручья Нижний Колдоватый (слева). Прямо напротив поляны реку пересекает гряда камней, вода проходит через них.

Сразу за левым поворотом в русле хаотично разбросаны \’подводные камни, около них стоячие волны высотой до 1 м. Здесь нужно лавировать по руслу реки от одного берега к другому. В конце порога высокие волны по центру русла, идите через них. Вдоль правого берега вода спокойнее, но в конце слив с каменной плиты (с воды ее не видно). Вдоль левого берега множество камней, глубина небольшая. Идти лучше всего по центру. После порогов на правом берегу удобное место для ночлега.

Далее река довольно глубокая, даже в летнее время, ширина до 70 м, течение по-прежнему быстрое. Справа впадает речка Избная, ниже на правом берегу невысокая скала Верхний Баран, течение несет прямо на нее, проходите вдоль левого берега.

В 500 м от скалы три Морозовских острова. Вначале плывите правой протокой, она всегда судоходна. Напротив острова на левом берегу скала Нижний Баран, правый берег крутой с небольшими скалами. После первого острова сразу подгребайте к левому берегу. Плывите или вдоль него, или между островами. Правый проход вначале широкий, но на выходе сужается до 6 м, здесь он может быть забит плавником.

Вильва устремляется на юг. Справа небольшая скала Корчага, ниже ее остров. Обходите его справа, левая протока узкая и мелкая. Дальше идет длинный плес, в конце его остров, проход слева. За островом на правом берегу высится Сокольная гора. Слева на 300 м тянутся невысокие скалы. Здесь нежилая деревня Дворец, около нее мост через реку. Проходите под ним осторожно, он невысокий. Ниже Дворца слева впадает речка Березовка — на ней в прошлом столетии старатели намывали золото.

За Березовкой на правом берегу камень Майдан, его пополам разрезает ручей. Ниже его на горе видна старая обвалившаяся шахта золотодобытчиков. Для ее осмотра нужна крепкая веревка.

Слева по руслу большая Солдатова старица, по правому берегу небольшие скалы. За ними на высоком левом берегу увидите плотбище. С него весной сбрасывали в воду лес. Сразу за плотбищем находится поселок Вильва.

пос. ВИЛЬВА—г. ЧУСОВОЙ. 80 км.

Поселок лесорубов Вильва расположен на обоих берегах реки. Правая часть называется Бор. В поселке есть магазины. Отсюда можно уехать на попутной машине к станции Пашня.

От поселка река по-прежнему течет на север. Скорость течения 0,5 м/сек. Вскоре справа впадает речка Большая Порожная. Здесь река не сумела преодолеть южные отроги хребта Белый Спой и повернула на северо-запад, а за речкой Малая Порожная отклоняется на запад и юго-запад. Здесь начинаются последние пороги на Вильве.

Левый берег глинистый, его подмывает водой, на поворотах торчат упавшие деревья.

От Малой Порожной река протекает в узком каньоне. Русло ровное, без камней, но с большим перепадом. По берегом на месте горелого леса выросли березы. На выходе из каньона конец порогов.

Затем Вильва пересекает гряду скал и разливается двумя протоками, огибая длинный остров длиной 2 км. Проходите правой протокой, здесь Вильва принимает речку Тончиху. За островом оба рукава сливаются, затем река снова разделяется. Плыть надо по левой извилистой протоке.

Река постепенно поворачивает на юго-восток, минует два острова и делает километровую петлю, в северной части которой принимает речку Ермачиха. Здесь хорошее место для стоянки.

Затем река резко отклоняется на юго-запад. Правый берег заболоченный, низкий, левый гористый. Справа впадает речка Большая Широковка, за ней в русле остров, обходите его слева. Возле острова на левом берегу нежилой поселок Красный Урал. Ниже его река сужается до 80 м, справа впадает река Большая Никитинка.

Скорость течения Вильвы увеличивается, поэтому рулевые должны внимательно смотреть за 1водой и берегами. Справа вливается речка Малая Никитинка, по левому берегу километровая цепь скал. За ними река выписывает большую петлю и становится уже. Здесь сильный прижим к правому \’берегу. Сразу после резкого поворота увидите остров, который надо обойти слева. За ним русло снова сужается и снова остров, его можно проходить любой протокой. По левому берегу более 2 км тянутся скалы.

Река делает плавную петлю и устремляется на юг. В конце второго поворота остров, обходите его справа. Здесь будьте внимательны: за островом сужение русла и резкий поворот. Придерживайтесь правого берега. Река течет в тесном коридоре среди крутых берегов. Очередной остров проходите левой протокой. Правый берег стал пологий. Здесь впадает значительный приток речка Большая Гремячая.

Миновав остров, Вильва входит в прямой двухкилометровый зеленый коридор. Скорость течения увеличилась. Слева впадает река Вижай, которая по длине лишь немного уступает Вильве. В устье Вижая остров, проходите его левой протокой. Здесь Вильву пересекает шоссейная дорога Чусовая — Гремячинск. На правом берегу сохранилось несколько домов от нежилой сейчас деревни Усть-Вижай. Справа впадает речка Субботинка, фазу за ней остров, проход только левой протокой.

Правый берег высокий, левый пологий с заливными лугами, \’но постепенно становится круче. Вильва делает поворот под прямым углом. Через 1 км остров, за ним река поворачивает на юг. В русле попадутся два небольших острова, напротив них, слева, скала Оленек. За ней серия небольших островов, которые обходите слева. Правый берег по-прежнему обрывист, слева впадает река Дыроватиха, за ней заливные луга и скала Дыроватовка. Вильва делает последний резкий поворот на северо-запад.

В излучине один за другим два острова. Река разлилась широко, замедлила свой бег. Слева впадает речка Белая, ниже ее устья скала Белая, за ней остров, обходите его правой протокой. Отсюда уже слышен шум электропоездов. Река делает плавный разворот и приближается к железной дороге. Здесь площадка 13-й км. От нее можно уехать в Чусовой.

А водой до города еще 9 км. Вильва уходит от железной дороги и течет параллельно ей. Правый берег болотистый, на левом тут и там видны пионерские лагеря. Справа, уже в черте города, громадная старица Мингач. От шоссейного моста ходят автобусы до железнодорожного вокзала.

Миновав старицу, Вильва через 2 км впадает в Усьву. Лучше всего остановиться на правом берегу сразу после железнодорожного моста через Вильву. Байдарочники могут продолжать путь по Усьве, затем вдоль правого берега Чусовой подняться вверх до перевоза. Отсюда рукой подать до вокзала.

Читайте также:  Река уссури ее протяженность

Вся территория Среднего Урала расположена в зоне тайги, а в Приуралье встречаются и широколиственные породы деревьев. Богат и разнообразен животный мир Среднего Урала и Приуралья — это край птиц и зверей.

Средний Урал по праву считается одним из интересных туристских районов. Не случайно сюда ежегодно приезжают тысячи туристов со всего Советского Союза.

Источник

Река вильва пермский край карта

Вильва (приток Усьвы)

Вильва, приток Усьвы

Направление от Екатеринбурга: Пермь
Расстояние до ближайшей точки подъезда (в диапазоне): свыше 300км
Как доехать:

К берегам Вильвы в верхнем течении можно попасть через пгт Нововильвинский (расстояние от Екатеринбурга — 310 км).

Выезжаем из Екатеринбурга по Серовскому тракту, проезжаем Невьянск, Нижний Тагил и Верхнюю Туру, за которой поворачиваем на автодорогу, ведущую в Качканар. По указателю на пгт Теплая Гора (и/или пгт Промысла) поворачиваем направо и едем до пгт Промысла, затем берем курс на пос. Медведка, через который можно проехать в искомый пгт Нововильвенский.

К устью Вильвы можно добраться через г. Чусовой (расстояние от Екатеринбурга — 400 км).

Для этого из Еката выезжаем по Ново-Московскому тракту и едем в направлении Перми до Кунгура, затем берем курс на Лысьву (Р-343), не заезжая в которую, продолжаем свое путешествие непосредственно до Чусового. Вильва впадает в Усьву на северной окраине города.

К вышеупомянутым населенным пунктам (за неимением автомобиля) можно добраться и на электричке через Нижний Тагил, а из Тагила продолжить путь на электричке или автобусе.

Протяженность: 170км
Площадь водосбора: 3020км 2
Притоки: р. Вижай, р. Хмели, р. Пролетарка, р. Монаевка, р. Северная Рассоха, р. Верхняя Мясная, р. Коростелевка, р. Большая Мясная, р. Щегровитка, р. Малая Мясная, р. Басежная, р. Верхняя Колдоватая, р. Нижняя Колдоватая, р. Выдерка, р. Боровуха, р. Лоскабайка, р. Соколянка, р. Малая Рассольная, р. Березовка, р. Большая Порожняя, р. Малая Порожняя, р. Танчиха, р. Ермачиха, р. Широковка, р. Болотная, р. Горевка, р. Осиновка, р. Красноковка, р. Мутная, р. Каменка, р. Шабуриха, р. Горевая, р. Катушка, р. Украинка, р. Пустошка, р. Никитинка, р. Дьячиха, р. Оленек, р. Дыроватовка, р. Белая и др.
Истоки: на западных отрогах Уральского хребта (водораздел Вильва — Койва)
Средняя скорость течения (кроме перекатов): 0,5-0,8 м/с
Плата: Бесплатно
Дно: песок, камни
Комментарий:

В 30-40-х годах прошлого века был разработан план сооружения на Вильве плотин в устье рек Ермачихи и Вижая, однако, он так и не был реализован.

Географические координаты истока и устья: Исток: 58°41′40″ с.ш. 59°00′30″ в.д.; Устье: 58°19′18″ с.ш. 57°47′20″ в.д.
Устье: р. Усьва в 4 км от устья
Перепад высот от устья до истока: 430
Населенные пункты на берегу: г. Чусовой, Гремячинск, пос. Вильва (Горнозаводский р-н), пгт Нововильвенский, кордон Коростелевка (жилой)
Возможность сплава: есть, весной (по большой воде); можно попытаться летом, но на перекатах велик риск сесть на мель.
Максимальная длина маршрута для сплава: 150 км (5-7 дней)
Маршруты для сплава и стоянки:

Основной маршрут: пгт Нововильвенский — пос. Вильва — 70-й км от пос. Вильва — г. Чусовой

пгт Нововильвенский — Вильва — Гремячинск

Возможность использования мотолодок: есть
Особенности:

Горно-таежная река Вильва, имя которой переводится с коми-пермяцкого как «новая вода», берет свое начало на западных ответвлениях Уральского хребта близ пос. Медведка, протекает по территории Горнозаводского, Гремячинского и Чусовского районов Пермского края и впадает в реку Усьву в 4 км от ее устья на северной окраине Чусового.

На протяжении 170-километрового пути Вильвы, текущей в западном (юго-западном), встречается всего четыре начеленных пункта (пгт Нововильвенский, пос. Вильва, Гремячинск и Чусовой) — в основном она протекает по глухой таежной местности. Реку наполняет множество разнокалиберных притоков, самый значительный из которых — река Вижай, однако основной источник питания Вильвы — это атмосферные осадки, и, в первую очередь, снега. К слову, л едоход на реке начинается обычно в конце апреля.

В верхнем течении река имеет горный характер: на этом участке скорость ее не опускается ниже 0,8 м/с, уклон достаточно велик, а русло изобилует камнями и, как следствие, порогами. Вдоль берегов Вильвы величественно возвышаются поросшие лесом скалы, наиболее известные из которых — Оленек, Дыроватка (Дыроватовка), Два Медведя, Французская Горка, Басеги, Соколья Гора (геологический памятник природы) и Опока (Опокинский карстовый участок является ландшафтным памятником природы). В среднем течении Вильва приобретает равнинный характер — в ее долине начинают появляться заливные луга, перемежающиеся со смешанными лесами; скорость течения снижается и ближе к устью уже не превышает 0,5 м/с.

Рыбалка будет успешной вне зависимости от времени года. В верховьях ловят хариуса и тайменя, в среднем и нижнем течении реки велика вероятность поймать окуня, щуку, язя, подуста, жереха и другую рыбу. В прибрежных лесах на всем течении реки произрастает множество грибов и ягод.

Источник



Вильва

Река Вильва (в переводе с коми-пермяцкого «новая вода») протекает в Пермском крае, начинается в районе между поселками Медведка и Бисер, а впадает в Усьву прямо перед городом Чусовой, и уже затем в реку Чусовая. Длина реки 170 км. В верхнем течении много порогов и перекатов. В Пермском крае есть еще три реки с одноименным названием (Глухая Вильва, Вильва — приток Язвы, Большая Вильва — приток Косьвы).

У Вильвы, о которой пойдет речь на этой страничке, есть несколько притоков: Вижай, Коростелевка, Большая и Малая Порожные, и другие. Река Вильва является самой грязной в Пермском крае, благодаря шахтам, воды которых окрашивают реку в рыже-оранжевый цвет.

На реке ориентировочно в 7 км. выше устья Вижая, на месте газопровода, идущего через реку, во время весенних паводков появляется довольно опасный слив, на котором перевернулось немало сплавщиков.

Многие начинают сплав от поселка Нововильвенский. Заканчивать можно в городе Чусовой. Основные достопримечательности реки — это скалы, они менее грандиозны, чем на Чусовой или Вишере, ну так и речка не того масштаба.

Отчет о сплаве по реке Вильва

Перед походом я долго искала в интернете хотя бы один отчет по реке Вильва, но безрезультатно. Посему хотелось написать если не отчет, то лоцию, но по объективным причинам (читайте ниже) из этой затеи ничего не вышло. И все же возможно кто-то найдет здесь что-нибудь для себя полезное.

Из этических соображений имена некоторых участников похода изменены. Всякое совпадение с реальными людьми и событиями является случайным (а может не таким уж и случайным), но события, изложенные ниже, имели место быть, а посему… Дело было так…

На дорогу до реки Вильва у нас ушло двое суток, но это время показалось мне вечностью. Компания: Марс, Кук, Колобок, Вася — все равны как на подбор, с ними дядька Черномор (точнее не дядька, а тетка, то есть я, явно подкачавшая команду по габаритам). Впрочем, обо всем по порядку.

Идея сходить на Вильву появилась еще зимой, когда мы, сидя в землянке, обсуждали былые подвиги и мечтали о новых походах. Но мечты мечтами, а надо бы и на что-нибудь реальное решиться. Реальным же по весеннему половодью на майские праздники для нас оставался Урал со всеми его реками. А почему Вильва. Да просто мы в прошлом году пытались туда попасть, но не получилось и мы пошли на Вижай. К тому же Вася был на Вильве лет 10 назад (у него ностальгия, а нам проводником будет). В общем, народ бил себя пяткой в грудь и кричал, что он ежей… давил.

Но это было зимой. Весной, когда дошло до дела, пыл у многих поубавился, и осталось нас только трое: Марс, Вася и я. На нас троих две байдарки «Салют-3». Естественно со всем шмотьем, учитывая и габариты мужчин, в одну байдарку мы не помещались, надо было срочно искать еще хотя бы одного человека. И тут нам повезло. Выяснилось, что два гарных хлопца — Кук с Колобком тоже хотят идти на Урал и ищут народ. Yes! Мы нашли друг друга! Теперь поход состоится! Оставалось решить только организационные вопросы.

И вот, наконец, наступил тот самый Великий День Отъезда — 27 апреля.
С утра я еще пошла на работу, чтобы закончить там все дела на ближайшие 10 дней. Естественно на работе дел оказалось больше, чем я рассчитывала, а рюкзак-то у меня еще не собран! Прибегаю с работы ближе к вечеру, дома уже все вверх дном — это Васька пытается разобраться со всем барахлом и едой. До поезда остается совсем мало времени, а надо еще добраться до вокзала. Мы с Васькой лихорадочно носимся по квартире, постоянно наталкиваясь друг на друга, пытаясь не забыть какую-нибудь самую нужную вещь.

Но вот рюкзак сложен, точнее набит так, что чуть не трещит по швам, какое-то оставшееся барахло пихаем к Марселю, невозмутимо взиравшему на этот кошмар. Меня не покидает ощущение, что мы все-таки забыли именно тусамуюнужную вещь. Я пытаюсь еще раз все проверить. Васек вопит и рвется к двери. Делать нечего, мысленно прощаюсь с тойсамойнужной вещью, мужчины водружают на меня рюкзак. Вперед!

Приехав на вокзал, выслушали порцию справедливых упреков по поводу нашего опоздания от Кука и Колобка, и двинулись к поезду, который уже давно стоял, готовый везти нас к приключениям. Вообще-то слово двинулись, не отражает того, что происходило на самом деле. Мы, пытаясь бежать, ползли и не только тяжелые рюкзаки были тому виной. То у одного, то у другого из рук постоянно сыпались всякие бутылки-баллоны-баночки, которым не хватило места в сумке. Но вот героически преодолены последние 100 метров, вещи закинуты в поезд, наконец-то можно расслабиться.

Вот он миг расставания — глаза щиплет, в горле ком, а душа разрывается от грусти и восторга от предстоящего путешествия. Нас пришли провожать жена Марса и друг Васи. Мы обнялись на прощание, уронили скупую слезу и в 22.44 поезд тронулся. Как только ввалились в свое типа купе (вагон-то плацкартный) на столе волшебным образом материализовался всевозможный харч. Так уж устроена душа русского человека: как только сел в поезд, сразу начинает есть и пить, даже несмотря на позднее время. Ну, с нами-то все понятно — целый день маковой соломки во рту не было. Дел-то сколько надо было переделать, на еду времени не оставалось. И устали, соответственно, не по-детски. Потому засиживаться долго не стали, сон сморил всех раньше, чем мы успели выпить и съесть все, что припасли на дорогу.

28 апреля
Проснулись не так уж и поздно, за окном уже вовсю светило солнце, мимо проносились незнакомые пейзажи. Короче, прекрасное доброе утро. Ехать нам оставалось еще полдня… После умывания и легкого перекуса из вчерашних остатков, жизнь наладилась, и появился интерес к происходящему вокруг. А именно вылезали на улицу на каждой стоянке, если она была дольше 2 минут. Полдня пролетели как один миг.

И вот подъезжаем к г. Пермь. Здесь нас должен встречать Дима. С ним мы познакомились в прошлом году на Вижае, а в этом году хотим совместно заброситься на Вильву. Я выходила из вагона последняя, т.к. решила проверить, не забыли ли чего. Картина, открывшаяся моим, глазам поражала своей живописностью. Посреди перрона возвышалась просто гигантская куча нашего барахла, на которой уже кто-то спал, остальные вместе с Димой (ура, он нас все-таки встретил) стояли рядом.

Тут выясняется наша первая потеря — очки Марселя. В вагоне, а я все проверила, их не было. Мы предполагали, что очки не доживут до конца похода, но чтобы так рано… К сожалению, Дима с компанией смогут присоединиться к нам не раньше, чем через два дня. Остается два варианта: ждать их или встретиться где-нибудь на реке. Мы выбираем второй, терять два дня не хочется. Пермь, конечно, толком посмотреть не удалось.

Поезд до Чусового был битком набит туристами. Но кому это мешало? Своя же братия! В поезде, как редкие вкрапления, попадались и пассажиры, не имеющие к туризму никакого отношения, впрочем, все к ним относились уважительно, как и друг к другу, никто никому не мешал. В Чусовой приехали уже вечером. А поезд до станции Теплая гора будет только рано утром. Кажется, нас ждет восхитительная ночь на вокзале. О, эти вокзалы! Полные туристов и бомжей. Маленькое (для такого количества желающих) помещение зала ожидания было полностью заполнено. Яблоку негде упасть, не то что бомжу.

Мы решили не лезть в общую толчею, а с комфортом расположились на улице перед главным фасадом. Еще в пермском поезде познакомились с Андреем из Ижевска. Он с группой пионеров тоже ехал на Урал. Достали гитару, запели, да так душевно, что собрали вокруг слушателей из остановившегося здесь на время поезда и туристов с вокзала. Но идиллия была недолгой. Ну не нравится служителям порядка, когда людям хорошо. Поналетели как мухи на варенье и докопались, конечно же, до исполнителей, типа чего это мы тут расшумелись? Интересно, это мы поездам что ли спать не даем? Не помогло даже общественное мнение, которое целиком и полностью было на нашей стороне. Страж порядка был решительно настроен кого-нибудь забрать, и выбор его пал на Ваську.

Но Васю голыми руками не возьмешь, законы знает! «Я вот сейчас свою байдарку расшнурую, и придется вам каждый стрингер описывать! А без нее Вы не имеете права меня забирать». Чувствую, пора и нам сказать свое веское слово. Мы вежливо объяснили дяденьке милиционеру, что одного Васю не отпустим, придется забирать нас всех вместе со всеми шмотками. В результате этой перепалки сошлись на мировой: мы поем чуточку потише, а представители власти оставляют нас в покое. Больше нас действительно никто не беспокоил, жизнь наладилась. Сидеть до конца у меня не хватило сил и, захватив пенку, я ушла в зал ожидания искать место, где бы поспать. Все более-менее хорошие и нехорошие места были заняты, пришлось расположиться около колонны рядом с проходом, впрочем, я так устала, что меня это мало волновало.

Проснулась рано-рано из-за ощущения, что что-то мешает и действительно… На моей пенке мы спали втроем, как-то переместившись чуть ли не на самый проход. С одной стороны притулился Васек, а с другой, пытаясь хоть как-то уместиться на свободных кусочках пенки, валялся Марсель. Они, похоже, только что закончили свои посиделки. На улице начало светать и я пошла посмотреть, что твориться там. Пока я умывалась и пила кофе, наступило время побудки. Вокзал тихонько зашевелился. Поезд опять был битком, ехать опять несколько часов. Где-то сломали гитару (отломили гриф) и засунутая в таком виде в чехол, она выглядела более чем печально. Над ней потешались все кому не лень.

Станция «Теплая гора» встретила холодом и промозглым ветром. Ни фига себе теплая, дубак здесь жуткий! Машин нет, точнее они есть, но либо очень дорого (настолько мы не рассчитывали), либо везут группы, с которыми похоже договорились заранее. Мы с Васькой отправились в поселок поискать машину и купить продуктов (шоколад, приправы и майонез мы забыли дома — вот она тасамаянужная вещь), еду купили, поиски транспорта результатов не дали. Пока мы ходили ребята нашли машину, но т.к. мы в это время бродили по поселку, пришлось ее отпустить. Не повезло. Станция постепенно опустела, осталось только две группы, одной из которых была наша.

Вариантов на тему что делать три: 1) ждать до завтра, когда подъедут опять грузовики, но стоять рядом с поселком не хотелось; 2) пойти на реку Койва, которая вот она, в ста метрах отсюда течет, но неужели мы так легко сдадимся и опять не попадем на Вильву, тем более, что договорились встретиться там с Димкиной компанией; 3) пойти на трассу ловить грузовик, а параллельно обсудить как следует первые два пункта, что мы и сделали.

Грузовик не ловится, не растет кокос (холодно). Холодно и нам. Разожгли костер, достали перекус. В это время ребята наконец-то нашли машину, надо грузить вещи. Холодно, грузовик открытый, не спасает даже то, что сидим как сельди друг на друге. Трясемся по таким ухабам, по которым не каждый тарантас проедет. Километров через тридцать такой «дороги» лопается одно колесо. Видимо перегрузили мы машинку-то. Кое-как добрались до поселка Медведка, где есть хоть какой-то шанс починиться.

Читайте также:  Как река днепр связана с формированием племенных союзов у восточных славян

Прошло часа два, а конца-края ремонту не видно. И пришлось бы нам здесь ночевать, если бы не подъехал другой грузовик, в который сразу же загрузились. Когда добрались до п. Нововильвинск, уже темнело. Вещи скинуты в одну кучу, пока разгребали и перетаскивали свои вещи, выяснилось, что потеряли спасжилет (единственный на всю нашу компанию), сломан половник, фонарь также не подлежит восстановлению. А вокруг места выгрузки я нашла множество частей от нашей байдарки: замок, стрингера и даже кусок кильсона. Уже в темноте поставили палатки, сварили харч и немного поболтали с нашими попутчиками, обменялись адресами. Ночь ясная, похоже будут заморозки.

30 апреля
Когда мы проснулись, вовсю светило солнце, но было зябко. Вода в котле промерзла насквозь, а это уже пахнет не заморозками, а настоящим морозом! Пермские туристы давно встали и к этому времени практически собрали свои катамараны. Видимо уйдем отсюда последними, но это никого не напрягает. На завтрак хотели сварить соляночку, но тут выясняется, что всю солянку разбили по дороге. Эх, надо было ее переложить в пластиковую посуду. После завтрака занялись сборкой судов.

Пермяки уже отплывали, но перед этим вручили нам наш спасик, потерянный вчера. Спасибо! Спасик был отдан мне, как единственному члену нашей команды, на котором он застегивался. Пермяки ушли, мы помахали им вслед рукой, вряд ли нам удастся их догнать. Мимо стали проплывать взбудораженные группы туристов. Одни зачалились, развели костер, сушатся. Естественно любопытство взяло верх и мы пошли узнать, что же у них случилось. Все оказалось и просто и страшно. Они забросились выше на Хмели, а там творилось что-то ужасное: сильное течение плюс камни и завалы. Там ломались даже катамараны, а байдарки тонули просто на раз. Не было группы, которая вышла оттуда без потерь (к счастью все живые).

Наконец-то все вещи увязаны на кат, сделаны последние фото перед отплытием, коленки предательски подрагивают. Катамаран стартует первым. Течение сильное, но река пока не слишком сложная, хотя меня один раз накрыло стоячим валом. Я верещала от восторга, но Вася сказал, что это еще цветочки, а дальше валы в два раза больше будут. Я прикинула и решила, что пройдем и их. Вообще-то река из байдарки воспринимается совсем по-другому, нежели с катамарана. Прошли немного, т.к. солнце уже садилось. Встали на правом берегу. Низковато, зато дров море, да и место не такое плохое, как сначала показалось. На вкусное сделали блинчики с «Уральским» салатиком (только что придумали). Гитару починили, но играть на ней пока нельзя, развлекаемся байками.

1 мая
С праздником! Сегодня решено дойти до порога Нырок, а за ним встать и сделать дневку. Вася предупредил, что Нырок будет после моста. Сложностей пока не встречается, разве что маленькие вальчики и шиверки. Идем не напрягаясь, уж мост-то мы точно не пропустим. А вот и мост! Зачалились до него на правый берег, отдохнули, сфотографировались. Пора идти дальше. Прошли под мостом в правый пролет, дабы чего-нибудь случайно не зацепить. После моста с правого берега впадает нехилый ручей, его мы издали приняли за порог. При большом желании можно и прокатится, но байдарка угробится однозначно. Большой уклон, камни, а в месте впадения ручья в Вильву улова нет, течение сразу уносит дальше. А дальше справа обливной камень с бочечкой, а слева валы. Мы прошли по центру, а кат попытался поймать и бочку, и валы.

Вообще-то на порог это похоже не было. Может его затопило. Уровень воды очень высокий. Тогда где обещанные после порога валы. Тоже затопило. Эти мысли нас не покидали до тех пор, пока мы не увидели остатков второго моста. Так вот какой мост имел в виду Вася! Проходили осторожно, ближе к левому берегу, а то здесь можно и порваться, что и случилось с ребятами, попавшимися нам за мостом. После этого моста мы действительно довольно скоро чуть не влетели в порог, который появился за правым поворотом. Еле успели зачалиться в ближайших кустах на правом берегу. Здесь вообще чалиться и осматривать порог надо по правому берегу.

На пороге было полно туристов. Некоторые катались. Но не было НИ ОДНОЙ! байдарки. Или их всех поломало на Хмелях, или сюда на байдарках просто не ходят! Радости нам это не прибавило, наоборот, в желудке появилось нехорошее ощущение. После осмотра решили, что придется идти с заходом в бочки и первой и второй ступеней. К более спокойной (если так можно сказать) воде у левого берега выгрести мы не успеем, места для разгона маловато. На камни справа лезть тоже не хотелось.

Наш катамаран груженый прошел все это сходу без проблем. Но зато чуть не кильнулся кат других туристов из Перми. Насмотревшись, Вася стрельнул спасик (только порог пройти) у ребят с белого катамарана. Вообще-то, конечно, не помешало бы иметь каску и неопреновую гидру, ну да ладно, согреемся тем, что есть. Все ждали шоу — когда пойдет наша байда. И мы пошли, да не просто пошли, а ломанулись со всей дури, чтобы успеть развернуться и хоть немного разогнаться.

В бочку зашли правильно, но она оказалась очень жесткой, пробить ее сразу не получилось и мы за это тут же поплатились. Байдарку сразу поставило лагом и, теоретически в этот момент мы должны были кильнуться. Но следующим дружным гребком разворачиваем байдарку носом и выходим из бочки. Как будто всю жизнь тренировались. Дальше серия валов, вторая ступень — бочка, но в валах было время разогнаться и вторую бочку прошли легко. Затем чалка к правому берегу на валах, которые нам показались спокойной водой после всего этого.

По рассказу Марселя (он фотографировал) после нашего прохождения народ облегченно вздохнул: Прошли! Говорят, что прошли красиво. Пока выливали воду (полная байдарка, несмотря на фартук), на пороге никого не осталось, шоу кончилось, все снялись и ушли. Кататься нам почему-то не захотелось, решили не сушиться, а еще немного пройти и найти хорошую стоянку. Не знали еще во что вперлись. Сразу за левым поворотом начались стоячие валы. Они были не просто большие, а огромные! Подозреваю, что некоторые были порядка 2-2,5 метров. Вчера Вася обещал мне, что они будут в два раза больше, чем нам попадались, но не в пять же раз!

Как влетели туда, только и оставалось, что грести до одури. Байдарку швыряло, один раз просто свечкой поставило. Перед глазами только небо и пена. Как не кильнулись — одному лешему известно. Два раза воду из байдарки сливали (это с фартуком-то). Экстремальная чалка на валах для нас стала нормой. Иногда казалось, что все, прошли, и тут все начиналось опять. Нашим на кате хорошо: покачались, поколбасились — сплошное удовольствие! Им только подавай такие валы. А я как увидела тот левый бережок с двумя пятачками сухой земли под палатки, да железной будкой с печкой (видимо зимнее обиталище охотников), так дальше идти отказалась. Просто физических сил уже не хватало, попадись еще что-нибудь подобное — не выгребу. Правда Вася сказал, что такого дальше уже не будет и это хорошо, а то нервы у меня уже на пределе.

2 мая
Дневка получилась случайной. Выползаем с утра из палатки, а Кук с Колобком уже пьяные у костра сидят, холодно им видишь ли под утро стало! Они вчера вздумали воспользоваться железной будкой. С вечера ее натопили (жара как в бане, зато хоть вещи сохнут), а к утру все это капитально остыло. В этот день, понятное дело, никуда не пошли.

3 мая
Сегодня должны идти до вечера, а то не успеем пройти маршрут. Вася сказал, что все самое интересное мы уже прошли и впереди больше ничего серьезного быть не должно, но не успели немного пройти, как опять попали в большие валы, потом еще. Ну сколько можно. Силы на исходе, руки судорогой сводит, весло держать не могу, а надо грести, никуда не денешься. Впереди опять показалось что-то нехорошее. Идти туда я отказалась. Проводим байдарку по берегу. Участок метров 100 очень больших валов, слив с бочкой.

В принципе проходимо и вообще-то слабее того, что мы уже прошли. Но, то ли нервы у меня сдали, то ли и вправду внутренний голос что-то почуял. Тем более что у нас опять всего один спас на нас двоих, нет ни гидр, ни касок, катамаран бог знает где, а в байдарке вместо емкости непотопляемости валяется завернутый в пакет котелок с остатками каши. С одной стороны жалею, что не пошли, а с другой, скорее всего, правильно сделали. А дальше спокойная вода, разливы и постоянный сильный встречный ветер (хорошо, хоть теплый).

Я сделала ошибку, что не намазалась кремом от загара. Перед деревней наскочили на мель, чуть не кильнулись, думали, что продрали байдарку, но повезло. После деревни мы немного ушли вперед и на большой поляне решили подождать наших. А в глубине поляны виднелись туристы, и мы пошли знакомиться. На этой же поляне переоделись в сухое, сняли «юбки». Вася убрал и фартук. А зря! Впереди нас ждал еще один участок с большими хаотичными валами. Как они достали! И ветер тоже! Там опять чуть не кильнулись. И хорошо, что Вася вовремя заметил этот боковой вал и успел откренить байдарку. Прошли!

4 мая
С погодой нам повезло, солнечно. Сегодня ночью даже было тепло, а днем хожу в купальнике (пока солнце за дерево не спрячется). Дима с компанией нас так и не догнал, зато появились новые знакомые. Сегодня они, проплывая мимо, заглянули к нам в гости, а в подарок оставили чирка (утку). Вася на радостях перепутал майонез со сгущенкой и долго возмущался, что она не растворяется в кофе. Вопрос что готовить на ужин решен. Суп из утки. И баню!

Пока я варила суп, все пошли топить баньку. Баня получилась просто супер! Возникал только один вопрос: и когда это мы успели так испачкаться. После бани чувствовала себя словно заново родившейся. А на ужин нас ждал необыкновенно вкусный, просто божественный супчик. Вечером пели тихие душевные песни. А ночью, пока никто не видел, я раскрасила катамаран сердечками.

5 мая
Сегодня опять полный ходовой день. Наши новые знакомые пермские туристы предложили сниматься с маршрута вместе. Их 6 числа, то есть завтра с моста забирает автобус, которым любезно предложили воспользоваться и нам. Так что придется работать как галерным гребцам. Мы уже отдохнули, хотя мышцы еще болят. Судорог в руках больше нет и, надеюсь, не будет. Жаль, что поход заканчивается. Кук с Колобком гадают, кто раскрасил их катамаран, я или пермские туристы.

Собираемся. Небо с утра затянуло молочно-белой пеленой, пока тепло. Сегодня ничто не помешало мне поменяться с Марсом, теперь моя очередь отдыхать. Но просто так сидеть попугаем не хочется, меняюсь местами с Куком, которому грести уже порядком поднадоело. К обеду погода стала портиться, набежали тучи, подул холодный ветер. Спустя некоторое время сгустился туман, да такой, что на расстоянии вытянутого весла ничего не видно, стал накрапывать дождик. Течение достаточно сильное, поэтому гребля, как занятие, ставшее немодным, была прекращена. Из весел на катамаране соорудили вигвам, накрыли его тентом.

В таком виде мы догнали пермяков и нашу байдарку с Васей и Марсом. Они уже успели перекусить на берегу. Дождь усилился. Чтобы не потеряться в тумане мы сцепили 4 ката. Байдарка, как более маневренное судно, крутилась рядом, временами причаливая к нашему сооружению. По чистой случайности мне не повезло, и я оказалась на самом крайнем левом пилоне, приходилось иногда немного подгребать, а один раз даже зацепила небольшую бочку, в которую попал, естественно, только мой пилон. Кажется моим девизом должен стать «Ни дня в сухом!».

Так мы потихоньку дошли до заветного моста. Зачалились сначала на левый берег, но решили все-таки встать на правом за мостом. Вот и конец похода. Хорошая была «охота»! Завтра нас всех отсюда заберет автобус, а пока надо позаботиться о крыше над головой. Хотели поставиться на щебенке, но внимание Колобка привлекла травка, изобилующая вокруг. На ней же мягче! Он так расхваливал эту траву, что мы повелись, совершив роковую ошибку.

Через полчаса вся трава представляла собой сплошное грязное чавкающее под ногами месиво. Колобок зачем-то разматывал вокруг палатки туалетную бумагу на манер волчатника, а на вопрос что он делает, мы получили исчерпывающий и достойный ответ: «Жду, когда сухая начнется!» Переносить бивак на другое место никто не стал, просто перестали обращать на грязь внимание. Вася и я пошли в гости к пермякам. Пообщаться, попеть песни. После чудесных добрых посиделок мы уползли спать. Несмотря на усталость и плохую погоду, настроение было замечательным. А дождь все льет…

6 мая
Дождь лил, не переставая, всю ночь. А палатка ничего, выдержала. Внутри было сухо. Утром нас уже радовало солнце. Немножко грустно и жалко, что все закончилось. Но раз жалко значит, поход удался. Собирались долго, но к приезду автобуса были практически готовы. Несколько часов езды с посещением попутного магазина. За два часа до поезда мы были в Перми. Наша благодарность не знала границ, но, к сожалению, мы ничем не могли отблагодарить наших спасителей. У нас, кроме теплых слов больше ничего не оставалось. Распрощавшись, стали думать, как жить дальше.

Купили билеты, и у нас остался только бумажный 1$. Как мы его разменивали — отдельная история (вид у нас при этом был более чем подозрительный). На эти деньги купили хлеба с сосисками и тут же съели. Приятной сытости так и не наступило. А потом был поезд.

P.S. Хорошая речка! Доставила немало острых ощущений. Для байдарки типа «Салют» почти предел возможностей. О снаряге… При таком высоком уровне воды каски необязательны (по крайней мере отсутствие касок волновало меньше всего), но запас карман не тянет. Неопреновая гидра очень желательна (если идти на байдарке), на катамаране пофиг. Ну, а спасжилет необходим! (хоть нам ни разу и не понадобился). И еще очень хорошо иметь сплавные неопреновые тапочки (ноги постоянно мокнут и мерзнут в байдарке, и на берегу при чалке). Обязательно фартук и юбки! И неплохо бы хоть какие емкости непотопляемости в байдарку. Со стоянками не фонтан, но более-менее подходящее место (в зависимости от степени усталости) найти можно, как и на любой другой уральской речке.

Как добраться до реки Вильва

Река начинается в районе между поселками Медведка и Бисер. Первый населенный пункт на маршруте — поселок Нововильвенский, хотя он уже практически не жилой. Рядом когда-то была ж.д. станция Новая Вильва, но ее давно разобрали. Именно от этого поселка целесообразно начинать путешествие по реке.

Со стороны Екатеринбурга до поселка можно добраться по дороге от Качканара, либо от станции Теплая гора, через поселок Медведка. Доехать можно только на внедорожнике.

Для экстремалов могу посоветовать выйти на пересечение дороги от Медведки с речкой Хмели, и сплав начинать оттуда. Хмели довольно мелкая, узкая, много поваленных деревьев, так что придется по реке много идти пешочком. До ее впадения в Вильву около 3 км.

Карта реки Вильва

Если материал был полезен — поблагодарите автора
или расскажите о нем другим людям в социальных сетях

Если у Вас имеется видеосъемка Вашего путешествия, в нашей студии Вы сможете заказать видеомонтаж увлекательного фильма,
а из фотографий можно сделать музыкальное слайд-шоу.

Для тех, кто хочет самостоятельно монтировать свои фильмы, предлагаем обучение видеомонтажу он-лайн
А для начинающих фотографов — обучение по программе Adobe Photoshop

© Студия DV-PRO
Любое использование материалов с разрешения студии DV-PRO

Руководитель студии: 8 904 98 25 250
Редактор: 8 904 98 78 418

Источник

Adblock
detector