Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Дидактический материал
I. Постановка запятой и точки с запятой
Запятая ставится в бессоюзном сложном предложении для разделения частей, тесно связанных друг с другом (между ними можно поставить союз и) и обозначающих одновременно или последовательно происходящие события.
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки. (А.Пушкин)
Точка с запятой ставится в том случае, когда части бессоюзного сложного предложения менее связаны между собой (по смыслу и интонации они близки к самостоятельным предложениям), а также когда части уже распространены (имеют запятые) или группируются по смыслу (в этом случае употребление запятой между частями бессоюзного сложного предложения является знаком недостаточным).
Утро великолепное; в воздухе прохладно; солнце невысоко. (И.Гончаров) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листья, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.Тургенев)
Задание 1. Прочитайте текст. Понаблюдайте за интонацией, стилистическими особенностями бессоюзных сложных предложений, обоснуйте употребление запятой и точки с запятой.
Весело 2 пробираться 6 по узкой 6 дорожке 6 , между двумя стенами высокой 3 ржи. Колосья тихо бьют 1 вас по лицу, васильки цепляются 6, 2 за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой 2 рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Статные 5 осины высоко лепечут 6 над вами 3 ; длинные висячие ветки берез едва шевелятся 6 ; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы 4, 7 .
Внимание! Части бессоюзного сложного предложения, разделяемые точкой с запятой, произносятся с понижением голоса к концу части (почти как при точке) и значительными паузами между частями. Темп речи в таких предложениях обычно замедленный.
Учитывая эти сведения, подготовьте выразительное чтение текста И.Тургенева. Постарайтесь почувствовать настроение, которое передает автор.
Определите, какие языковые средства выразительности употреблены в последнем предложении.
Подберите синоним к слову статные.
Укажите типы односоставных предложений. Какова их роль в тексте?
Выполните указанные виды разборов.
Задание 2. Прочитайте бессоюзные сложные предложения и найдите в них грамматические основы. Решите, в каких бессоюзных сложных предложениях между частями нужно поставить запятую, а в каких – точку с запятой. Обоснуйте свой выбор.
Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
1) Между тем ноч_ пр_бл_жалась и р_сла как гр_зовая туча к_залось вместе с вечерн_ми парами от_всюду подн_мал_сь и даже (с)выш_ны л_лась темн_та. 2) Все кругом быстро ч_рнело и ут_хало одни пер_пела изр_дка кричали. 3) Уже я (с)трудом разл_чал отд_ле(н,нн)ые предметы поле неясно б_лело вокруг (за)ним (с)каждым мгн_вением надв_гаясь гр_мадными клубами вздымался угрюмый мрак. 4) Один п_логий холм см_нялся другим п_ля бе_конеч_но т_нулись за п_лями кусты словно вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. 5) Всюду лучистыми _лмазами з_рделись крупные капли р_сы мне н_встречу чистые и ясные словно тоже обмытые утре(н,нн)ей пр_хладой прин_слись звуки кол_к_ла. 6) Ветер упал точ_но крылья сл_жил и зам_р н_ч_ным душ_стым теплом п_веяло от земли. 7) Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и п_лзли по небу вид_мо м_няя св_и дымные оч_ртания.
Сверьте свою работу с авторским текстом. Прочитайте предложения с нужной интонацией. Какое чтение предполагают бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой?
1) Между тем ночь приближалась и росла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темнота. 2) Все кругом быстро чернело и утихало, одни перепела изредка кричали. 3) Уже я с трудом различал отдаленные предметы; поле неясно белело вокруг; за ним, с каждым мгновением надвигаясь громадными клубами, вздымался угрюмый мрак. 4) Один пологий холм сменялся другим, поля бесконечно тянулись за полями, кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом. 5) Всюду лучистыми алмазами зарделись крупные капли росы; мне навстречу, чистые и ясные, словно тоже обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола. 6) Ветер упал, точно крылья сложил, и замер; ночным душистым теплом повеяло от земли. 7) Ночь тяжело и сыро пахнула мне в разг_ряченное лицо; казалось, готовилась гроза; черные тучи росли и ползли по небу, видимо меняя свои дымные очертания.
Задание 3. (Формирование речевых умений и пунктуационных навыков.) Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.
1) Небо на востоке начало темнеть.
2) На вечерних улицах зажглись огни.
3) Молния блистала почти беспрерывно.
4) Река в половодье сильно разлилась.
5) За селом прогремел гром.
6) Вся природа дышит свежестью.
7) Воздух чист и прозрачен.
Задание 4. Подготовьте выразительное чтение текста, обращая внимание на интонацию и выбор знаков препинания в предложениях.
Знаете ли вы, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. На темно-сером небе кое-где мигают звезды; влажный ветерок изредка набегает легкой волной; слышится сдержанный, неясный шепот ночи; деревья слабо шумят, облитые тенью. За плетнем, в саду, мирно похрапывает сторож; каждый звук словно стоит в застывшем воздухе, стоит и не проходит. Вот вы сели; лошади разом тронулись, громко застучала телега. Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. Но вот вы отъехали версты четыре. Край неба алеет; в березах просыпаются, неловко перелетывают галки; воробьи чирикают около темных скирд. Светлеет воздух, видней дорога, яснеет небо, белеют тучки, зеленеют поля. В избах красным огнем горят лучины, за воротами слышны заспанные голоса. А между тем заря разгорается; вот уже золотые полосы протянулись по небу, в оврагах клубятся пары; жаворонки звонко поют, предрассветный ветер подул – и тихо всплывает багровое солнце. Свет так и хлынет потоком; сердце в вас встрепенется, как птица. Свежо, весело, любо. Солнце быстро поднимается; небо чисто. Вы взобрались на гору. Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханьем весны.
Озаглавьте текст, определите его основную мысль.
Сколько абзацев можно выделить в этом тексте?
Какова роль бессоюзных сложных предложений в тексте?
Чем объясняются различия в постановке знаков препинания (запятой и точки с запятой) между частями бессоюзных сложных предложений?
Какие средства выразительности использованы автором?
Укажите части речи в последнем предложении.
Объясните орфограммы в выделенных словах.
Составьте небольшой текст, используя бессоюзные сложные предложения с запятой и с точкой с запятой, на одну из следующих тем:
1. Перед грозой.
2. Ранним утром.
3. Летний вечер.
4. Метель.
5. Листопад.
II. Постановка двоеточия
Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится в следующих случаях:
1. Если между частями причинные отношения (второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом предложении), в этом случае перед второй частью можно поставить союзы потому что, так как.
Незнанием никогда не следует хвастаться: незнание есть бессилие. (Н.Чернышевский)
2. Если между частями пояснительные отношения (вторая часть поясняет, конкретизирует высказанную мысль первой части), в этом случае перед второй частью можно поставить пояснительно-присоединительные союзы а именно, то есть.
Погода была ужасная: ветер штормовой ревел с ночи, дождь лил как из ведра. (И.Гончаров)
3. Если вторая часть дополняет содержание первой части, распространяя один из ее членов (обычно сказуемое). В первой части в этом случае можно вставить глаголы речи, мысли, чувства, восприятия (услышать, увидеть, почувствовать и подобные). Проверочные союзы: что, как.
Он поднял голову: сквозь тонкий пар блестела золотая Медведица.
Задание 1. Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть
а) указывает на причину того, о чем говорится в первой части;
б) раскрывает, поясняет содержание первой;
в) дополняет смысл первой части.
1) Я вошел в хату: две лавки и стол да огромный сундук возле печи составляли всю ее мебель. 2) Я не мог заснуть: передо мною во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. 3) Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и скрылся бог знает куда. 4) Мы взглянули друг на друга: нас поразило одинаковое подозрение. 5) Я поднял глаза: на крыше хаты моей стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. 6) Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу. 7) Я глупо создан: ничего не забываю. 8) Грушницкий принял таинственный вид: ходит, закинув руки за спину, и никого не узнает. 9) Давно забытый трепет пробежал по моим жилам при звуке этого милого голоса; она посмотрела мне в глаза своими глубокими и спокойными глазами: в них выражалась недоверчивость и что-то похожее на упрек. 10) Одно мне всегда было странно: я никогда не делался рабом любимой женщины; напротив, я всегда приобретал над их волей и сердцем непобедимую власть, вовсе об этом не стараясь. 11) Никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее. 12) О, я прошу тебя: не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями и притворной холодностью. 13) Я смеюсь над всем на свете, особенно над чувствами: это начинает ее пугать. 14) Я взглянул на нее и испугался: ее лицо выражало глубокое отчаяние, на глазах сверкали слезы. 15) Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывая смешные, а после дурные их стороны. 16) Уж эти больные такой народ: всё знают. 17) Я слез и подкрался к окну: неплотно притворенный ставень позволил мне видеть пирующих и расслушать их слова. 18) Вот мои условия: вы нынче же публично откажетесь от своей клеветы и будете просить у меня извинения. 19) Об одном прошу вас: стреляйте скорее. 20) Все устроено как можно лучше: тело привезено. пуля из груди вынута. 21) Прошло с тех пор много времени: я проникла во все тайны души твоей. 22) Я никогда не буду любить другого: моя душа истощила на тебя все свои сокровища, свои слезы и надежды. 23) Я взял со стола. червонного туза и бросил кверху: дыхание у всех остановилось. 24) Я обошел хату и приблизился к роковому окну: сердце мое сильно билось. 25) Я люблю сомневаться во всем: это расположение ума не мешает решительности характера. 26) Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его.
Из какого произведения взяты эти строки? Назовите автора.
Чем объяснить частое употребление личного местоимения я в этих предложениях?
Дайте полную пунктуационную характеристику предложению 10.
Начертите схему предложения 9.
Задание 2. Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматические основы, в следующей последовательности:
1) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении;
2) второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого;
3) второе предложение дополняет смысл первого предложения.
1) Есть на свете такие счастливые лица глядеть на них всякому любо точно они греют вас или гладят. 2) Не одной только полудикой прелестью разлитой по всему ее тонкому телу привлекла она меня ее душа мне нравилась. 3) Не ноги меня несли не лодка меня везла меня поднимали какие-то широкие сильные крылья. 4) Вдруг я слышу меня кличет кто-то. 5) Голова у меня ходила кругом слишком много впечатлений в нее нахлынуло разом. 6) Он любил ее страстно и никогда ничего ей не запрещал он в душе считал себя перед ней виноватым.
Задание 3. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.
1. Растения освежают воздух: .
2. Лес влияет на температуру воздуха: .
3. Любите природу: .
4. Прочитайте книгу В.Каверина «Два капитана»: .
5. Я посмотрел на небо: .
6. Я счастлив: .
7. Об одном прошу тебя: .
III. Постановка тире
Тире ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях:
1. Если содержание одной части резко противопоставляется содержанию другой части. Эти отношения можно проверить, вставив союзы а, но, зато.
Ноги носят – руки кормят. (Пословица)
2. Если в первой части указывается на время или условие того, о чем говорится во второй части. Проверочные союзы: времени – когда, условия – если.
1) Настанет вечер – загорятся на небе звезды. 2) Любишь кататься – люби и саночки возить. (Пословица)
3. Если вторая часть заключает в себе вывод или следствие из того, о чем говорится в первой части. Эти отношения можно проверить союзами так что, поэтому.
Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (К.Паустовский)
4. Если части бессоюзного сложного предложения имеют значение сравнения. Проверочные союзы: словно, будто, как.
Посмотрит – рублем подарит. (Пословица)
5. Если части бессоюзного сложного предложения рисуют быструю смену событий.
Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.Крылов)
6. Если части бессоюзного сложного предложения связаны уступительными отношениями. Проверочные союзы: хотя, несмотря на то что.
Я говорил правду – мне не верили. (М.Лермонтов)
Задание 1. Прочитайте предложения. Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих бессоюзных сложных предложениях? Какими союзами эти отношения можно проверить? Начертите интонационные схемы 1-, 2-, 8-го предложений. Выпишите слова с выделенными буквами, объясните их правописание.
1) Я был готов любить весь мир – меня никто (не)понял. 2) Он (не)размахивал руками – верный признак некоторой скрытности характера. 3) Я повторил приглашение – он ничего (не)отвечал. 4) Вдали вилась пыль – Азамат скакал на лихом Карагёзе. 5) Попробовал идти пешком – ноги мои подкосились. 6) Выстрел раздался – дым наполнил комнату. 7) Горное озеро сверкает на солнце – переливается всеми цветами волшебный кристалл. 8) Туман рассеялся – вершины вновь засверкали на солнце. 9) Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве.
Задание 2. Спишите, сгруппировав пословицы по смысловым отношениям их частей. Вставьте пропущенные буквы, выделите и обозначьте орфограммы в этих словах.
1) Лето прип_сает – зима по_дает. 2) Тьма свету не люб_т – злой доброго не терп_т. 3) Напролом идут – в_лос не ж_леют. 4) Источник ут_ляет жажду – доброе слово ож_вляет сердце. 5) На глаз повер_ш_ – криво отмер_ш_. 6) Смелые поб_ждают – трусливые пог_бают. 7) Не кричи о с_бе – пусть другие о тебе тихо скажут. 8) Наука даром не д_ет_ся – наука трудом б_рет_ся. 9) Азбуку учат – на всю избу кр_чат. 10) Кончил дело – гуляй смело. 11) Есть т_рпение – буд_т и умение. 12) Делу время – потехе час. 13) Труд человека корм_т – лень порт_т. 14) Лучше вспаш_ш_ – больше хлеба в_зьмеш_. 15) Вз_шло красно солнышко – пр_щай, светел месяц. 16) Чел_век без родины – соловей без сада. 17) С миру по нитке – голому рубаха. 18) Гл_за страшат_ся – руки делают. 19) Извериш_ся в алтыне – не п_верят в рубле. 20) С воза упало – не сыщеш_. 21) Ручка беленька – душа ч_рненька. 22) С глупым водит_ся – сам п_глупееш_. 23) С умным пог_ворить – воды напит_ся. 24) С другом друг бранит_ся – недруг в_с_лит_ся. 25) Помаш_ш_ палкой не умея – св_я же постр_дает шея. 26) Корень учения горек – плод его сладок. 27) Ученый без практики – пчела без меду. 28) Прочел х_рошую книгу – встретился с другом. 29) Дружно за дело взят_ся – пустыня зацв_тет. 30) Язык один, ушей пара – раз ск_жи, два п_слушай. 31) Не ищи безупречного друга – остан_ш_ся один. 32) Пр_ходят и б_лезни, и б_да – привычки ост_ются навс_гда. 33) Счастливый ш_потком толкует об удаче – несчастный о св_ем несчастье громко плач_т. 34) Б_льному сл_веч_ко ш_пнул с любовью – в_рнул ему половину зд_ровья. 35) Богач в стаде у себя не отыскал телка – последнего телка з_брал у б_дняка. 36) Не пож_леть трудов, не пол_ни_ся – в цв_ток в конце концов к_люч_ка пр_вр_тит_ся. 37) Первый камень криво в землю врос – вся ст_на пошла наперекос. 38) Обид_т друг – ляж_т камнем слово. 39) Умная голова сто голов корм_т – худая и одной не пр_кормит. 40) Мел_т день до веч_ра – п_слушать нечего. 41) Буд_шь книги читать – буд_шь все знать. 42) Недруг поддакива_т – друг спор_т. 43) Утром не встан_ш_ – день пропал. 44) Хв_стун и правду скаж_т – ему н_кто не поверит.
Укажите предложения, содержание которых опирается на употребление антонимов.
Назовите синонимичные по смыслу пословицы.
IV. Тренировочные упражнения
Задание 1. Прочитайте предложения. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения переделайте в сложные бессоюзные. Запишите, ставя нужные знаки препинания.
1) Пословицы и поговорки всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги. (М.Горький) 2) Ногами человек должен врасти в землю своей родины, но глаза его пусть обозревают весь мир. (Дж. Сантаяна) 3) Есть народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», то есть освещают его по ночам. Оттого хлеб наливается быстрее. (По К.Паустовскому) 4) Маленькие комнаты или жилища собирают ум, а большие его рассеивают. (Леонардо да Винчи) 5) Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А.Вампилов) 6) Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас. (В.Шкловский) 7) Если хочешь быть богатым, не помышляй увеличить свое имущество, а только уменьши свою жадность. (К.Гельвеций)
Определите основную мысль пословиц (предложения 8, 9, 10). Какой совет содержится в пословице Читать не размышляя – что есть не пережевывая?
Задание 2. Запишите предложения, расставьте знаки препинания, обоснуйте свой выбор. Подчеркните грамматические основы предложений.
1) Идущий в дорогу и скучающий в одиночестве пусть возьмет себе в спутники книгу нет спутника лучше ее болеющий и страдающий пусть берет себе в помощь книгу в мире нет лекарств ее сильнее. (Древняя восточная мудрость) 2) Любите книгу она поможет вам разобраться в пестрой путанице мыслей она научит вас уважать человека. (М.Горький) 3) Она [книга] приобщает людей к жизни и борьбе других людей дает возможность понимать их переживания их мысли их стремления она дает возможность сравнивать разбираться в окружающем и преобразовывать его. (Н.Крупская) 4) Обращаться со словом нужно честно оно есть высший подарок человеку. (М.Горький) 5) Науку надо любить у людей нет силы более мощной и победоносной чем наука. (М.Горький) 6) А просьба моя состоит в следующем берегите наш язык. (И.Тургенев) 7) Я посмотрел кругом сердце во мне заныло невесело войти ночью в мужицкую избу. (И.Тургенев) 8) Узкая тропинка вела между кустами на крутизну обломки скал составляли шаткие ступени этой природной лестницы цепляясь за кусты мы стали карабкаться. (М.Лермонтов) 9) Становилось жарко белые мохнатые тучки быстро бежали от снеговых гор обещая грозу голова Машука дымилась как загашенный факел; кругом его вились и ползали как змеи серые клочки облаков задержанные в своем стремлении и будто зацепившиеся за колючий его кустарник. (М.Лермонтов) 10) Вот кругом него собрался народ из крепости он [Казбич] никого не замечал постояли потолковали и пошли назад я велел возле него положить деньги за баранов он их не тронул. (М.Лермонтов) 11) Печорин не равнодушно не апатически несет свое страдание бешено гоняется он за жизнью ища ее повсюду горько обвиняет он себя в своих заблуждениях. (В.Белинский) 12) Вода всему господин воды и огонь боится. (Пословица) 13) Не рой другому яму сам упадешь. (Пословица) 14) Не бранись не чисто во рту будет. (Пословица) 15) Кобыла с волком тягалась один хвост да грива осталась. (Пословица) 16) Средь шумной толпы неизвестной те звуки понятней мне вдвое напомнили силой чудесной они мне все сердцу родное. (А.Фет) 17) Мячик прыгает цветной во дворе передо мной этот мячик очень мил стекол он еще не бил. (Г.Виеру) 18) У каждого дела запах особый в булочной пахнет тестом и сдобой. Мимо столярной идешь мастерской стружкою пахнет и свежей доской. (Дж. Родари) 19) Надо просто что-то хорошее делать что-то делать тогда улыбнутся и заплачут от счастья матери наши матери. (О.Шестинский) 20) Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери всякая привязанность всякая любовь всякая страсть или слаба или своекорыстна по сравнению с нею. (В.Белинский)
Укажите предложения, которые соответствуют следующим схемам:
Укажите бессоюзное сложное предложение, отношения между частями которого – причинно-следственные.
Проиллюстрируйте следующие орфограммы примерами из предложений:
1) -тся, -ться в глаголах: .
2) н, нн в суффиксах разных частей речи: .
3) не с разными частями речи: .
4) корни с чередующимися гласными: .
5) безударные гласные, проверяемые ударением: .
С помощью толкового словаря объясните значение выделенного слова.
Выпишите слова, строение которых соответствует схемам:
Укажите части речи в 17-м предложении.
Задание 3. Прочитайте фрагменты литературных произведений. Укажите автора, название произведения, определите жанр.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, расставляя знаки препинания.
1) Одна бедная мать не спала. Она приникла к изг_ловью д_рогих сыновей своих л_жавших рядом она ра_ч_сывала гребнем их м_л_дые небрежно в_склоче(н,нн)ые кудри и смач_вала их слезами она гл_дела на них вся гл_дела всеми чу_ствами и не м_гла нагл_дет_ся. Она вск_рмила их собстве(н,нн)ой грудью она возр_стила взл_ле_ла их и только на один миг вид_т их перед с_бою. Сыны мои сыны мои милые что буд_т с вами что ждет вас г_ворила она и слезы ост_новились в м_рщинах изм_нивших ее когда(то) пр_красное лицо.
2) Милая добрая старая нежная
С думами грус_ными ты не дружись
Слушай под эту гармонику снежную
Я ра(с,сс)кажу про св_ю т_бе жизнь.
3) Не ост_вляйте матерей одних
Они от од_ночества ст_реют.
Ср_ди забот влюбле(н,нн)ости и книг
Не з_бывайте с ними быть добрее.
4) Я много знаю о подвигах женщин вын_сивших с поля боя ране(н,нн)ых бойцов, работавших за мужчин отд_вавших св_ю кровь детям идущих по сибирским трактам за св_ими мужьями. Я н_когда не думал что все это имеет отношение к м_ей матери. К тихой застенч_вой обыденной оз_боче(н,нн)ой только тем как прок_рмить нас обуть уб_реч_.
Т_перь я оглядываюсь на ее жизнь и вижу она пр_шла через все это. Я вижу это с оп_зданием. Но я вижу.
5) Если сердцем стали вы суровы
Буд_те дети ласковее с ней.
Б_р_гите Мать от злого слова
Знайте дети ранят всех б_льней!
. Мать умрет и не изгладить шрамы.
Мать умрет и боли не унять.
Заклинаю берегите Маму
Дети мира берегите Мать!
6) Друг мой брат мой т_варищ_ мой
если з_вет тебя мать
Рвись к ней сер_цем. Сп_ши.
Мчись к ней в самой крылатой р_кете.
Каждый миг на сч_ту. Будь быстрее чем звук
и чем свет.
Оп_здаешь в пути не пр_стишь с_бе этого вечно.
.
Ах завет материнский и что тебя в мире мудрей?
Ты нас к звездам в_деш_ даже в темные ночи глухие.
Я б_русь утв_рждать в мире мало плохих матерей!
Отчего же т_гда на з_мле еще ползает зло?
И смердит себялюбство? И сушит сер_ца скопидомство?
А ведь как на пл_нет_ бы _делалось людям светло
Если б всех матерей св_их слушат_ся стало п_томство.
7) З_ступница дай мне б_льшую душу
Сер_це доброе
Око (не)дремл_щее
Гол_с мя_кий отходч_вый ласковый
Руки крепкие (не)злобивые
Очень трудно матерью быть!
(Н.Гоголь. «Тарас Бульба»; С.Есенин. «Снежная замять дробится и колется»; А.Дементьев, Ю.Яковлев. «Сердце Земли»; Р.Гамзатов. «Берегите матерей»; С.Островой. «Мать»; А.Яшин. «Молитва матери.)
Начертите схемы бессоюзных сложных предложений, укажите в них грамматические основы.
При помощи толкового словаря выясните значение подчеркнутых слов.
Задание 4. Подготовьте выразительное чтение текста.
Постоянное присутствие матери сливается с каждым моим воспоминанием. Ее образ неразрывно соединяется с моим существованием. Я иногда лежал в забытьи, каком-то среднем состоянии между сном и обмороком: пульс почти переставал биться, дыхание было так слабо, что прикладывали зеркало к губам моим, чтоб узнать, жив ли я; доктора и все окружающие давно осудили меня на смерть: доктора – по несомненным медицинским признакам, а окружающие – по несомненным дурным приметам. Страданий матери моей описать невозможно, но восторженное присутствие духа и надежда спасти свое дитя никогда ее не оставляли. «Матушка Софья Николаевна, – не один раз говорила, как я сам слышал, преданная ей душою дальняя родственница, – перестань ты мучить свое дитя; ведь уж и доктора, и священник сказал тебе, что он не жилец. Покорись воле Божией: положи дитя под образа, затепли свечку и дай его ангельской душеньке выйти с покоем из тела. Ведь ты только мешаешь ей и тревожишь ее, а пособить не можешь. » Но с гневом встречала такие речи моя мать и отвечала, что, покуда искра жизни теплится во мне, она не перестанет делать все, что может, для моего спасения, – и снова клала меня бесчувственного в крепительную ванну, вливала в рот рейнвейну или бульону, целые часы растирала мне грудь и спину голыми руками, а если и это не помогало, то наполняла легкие мои своим дыханием – и я, после глубокого вздоха, начинал дышать сильнее, как будто просыпался к жизни, получал сознание, начинал принимать пищу и говорить и даже поправлялся на некоторое время. Так бывало не один раз. Я приписывал мое спасение неусыпному уходу, неослабному попечению, безграничному вниманию матери. Внимание и попечение было вот какое: постоянно нуждаясь в деньгах, перебиваясь, как говорится, с копейки на копейку, моя мать доставала старый рейнвейн в Казани, почти за пятьсот верст, за неслыханную тогда цену. В городе Уфе не было тогда так называемых французских белых хлебов – и каждую неделю, то есть каждую почту, щедро вознаграждаемый почтальон привозил из той же Казани по три белых хлеба. Я сказал об этом для примера; точно то же соблюдалось во всем. Моя мать не давала потухнуть во мне догоравшему светильнику жизни; едва он начинал угасать, она питала его магнетическим излиянием собственной жизни, собственного дыхания.
Сформулируйте и запишите тему и основную мысль текста. (Самоотверженная борьба матери за жизнь своего ребенка – тема текста. Смысл текста глубок: пока есть Мать на земле, не страшно человеку, она затеплит огонек среди мрака ночи, не даст заблудиться и пропасть, поможет, закроет от беды, отогреет душу, спасет, вернет к жизни.)
Объясните постановку знаков препинания в тексте.
Укажите в тексте бессоюзные сложные предложения.
Начертите схему третьего предложения, дайте ему характеристику.
Вспомните орфограмму «буквы н и нн в словах разных частей речи», проиллюстрируйте ее примерами из текста.
Заполните таблицу примерами из текста:
Подготовьтесь записать текст под диктовку.
Задание 5. Прочитайте текст. Запишите, расставив знаки препинания, обоснуйте свой выбор.
Вы купили новую книгу. Она может быть в твердом карто(н,нн)ом переплете с коленкоровым п_крытием в твердом карто(н,нн)о(бумажном) переплете или в мягкой бумажной обло_ке. Книга новая чистая и кр_сивая. Вам хочет_ся с_хранить ее в т_ком виде? Помните
Книги боят_ся 1 солнечных лучей (не)читайте 6 их на ярком солнце. 7
Книги боят_ся сыр_сти (не)читайте их под дождем.
Книги боят_ся грязи и ж_ровых пятен (не)читайте их (во)время еды (не)б_рите грязными руками.
Книги боят_ся пыли оч_щайте 2, 3 их ж_лательно пыл_сосом.
Книги боят_ся механических п_вр_ждений (не)перег_байте 2 их (не)з_кладывайте (в)них толстых пр_дметов перелист_вая 2 б_ритесь за обрез листа и (не)слюните палец_. 7
В_спользуйтесь этими с_ветами мол_дость ваших 3 книг 1 буд_т пр_длена 4 .
(Из календаря)
Озаглавьте текст. Определите его основную мысль.
Объясните значение выделенного слова.
Выполните указанные виды разборов.
Подберите однокоренные к словам книга, чтение.
Задание 6. Докажите, что двоеточия в примерах относятся к трем разным пунктограммам. В чем сходство интонации всех предложений, имеющих двоеточие?
1) Я поехал шагом и скоро принужден был остановиться: лошадь моя вязла, я не видел ни зги. (И.Тургенев) 2) Труд избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды. (Вольтер) 3) Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (И.Тургенев) 4) В.Г. Белинский утверждал: «Литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни». 5) Знание основывается на трех вещах: нужно много видеть, много учиться и много страдать. (У.Фосколо)
Задание 7. Прочитайте. Объясните постановку двоеточия в тексте.
СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ
Осенью у муравьев подмокла пшеница: они ее сушили. Голодная стрекоза попросила у них корму. Муравьи сказали: «Что ж ты летом не собрала корму?». Она сказала: «Недосуг было: песни пела». Они засмеялись и говорят: «Если летом играла, зимой пляши».
Сформулируйте и запишите два вопроса к басне.
Задание 8. Укажите, где поставлено тире: а) между подлежащим и сказуемым; б) в неполном предложении; в) перед обобщающим словом; г) в бессоюзном сложном предложении; д) в сложносочиненном предложении.
1) Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. (А.Пушкин) 2) Свою вину осмыслить до конца – вот свойство мудреца и храбреца. 3) Видна птица по перьям, а человек – по речам. (Пословица) 4) Общение с книгой – высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека. 5) Мы спустились в овраг, ветер затих на мгновенье – мерные удары ясно достигли до моего слуха. (И.Тургенев) 7) Читать книгу – обогащать свою память, непрерывно узнавать новое.
Задание 9. Найдите «третье лишнее». Обоснуйте свой выбор.
I. 1) На мысли следует нападать с помощью мыслей: по идеям не палят из ружей. (А.Ривароль) 2) Она с усилием подняла глаза и тотчас отвела их: Гоголь смотрел на нее, усмехаясь. (К.Паустовский) 3) Родина складывается из конкретных и зримых вещей: изб, деревень, рек, песен, сказок, живописных и архитектурных красот. (В.Солоухин)
II. 1) Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой. (А.Твардровский) 2) Никогда не теряй терпения – это последний ключ, открывающий двери. (А.де Сент-Экзюпери) 3) Уметь выносить одиночество и получать от него удовольствие – великий дар. (Б.Шоу)
III. 1) Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной: напоминают мне оне другую жизнь и берег дальный. (А.Пушкин) 2) Придет желанная пора: любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы. (А.Пушкин) 3) Тебе я место уступаю: мне время тлеть, тебе цвести. (А.Пушкин)
Задание 10. Спишите, расставляя знаки препинания, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.
1) Учиться все равно что плыть (по)течению ост_новился на минуту и тебя пон_сло (на)зад. 2) Зан_мает_ся утро на п_белевшем неб_склоне з_лотая бледная п_лоса св_жее и ж_стче ст_новится ветер. (Н.Гоголь) 3) Для всего что сущ_ству_т в пр_роде воды воздуха неба обл_ков со_нца дождей л_сов б_лот рек и озер лугов полей цв_тов и трав в русском языке есть в_ликое множ_ство х_роших слов и н_званий. (К.Паустовский) 4) Слово это ключ_ и сердца откро_т. (Пословица) 5) Есть (в)осени перв_начальной к_роткая но дивная п_ра весь день ст_ит как бы хрустальный и луч_зарны в_чера. (Ф.Тютчев) 6) Если человек завис_т от пр_роды то и она от него завис_т она его _делала он ее переделывает. (А.Франс) 7) Дай ч_ловеку все жизне_ые блага но лиши его пон_мания смысла жизни на з_мле он буд_т несчастен. (К.Ушинский) 8) Злой ч_ловек подобен г_ршку л_гко б_ет_ся но (с)трудом скле_ва_тся х_роший ч_ловек подобен кувшину из зол_та (с)трудом р_зб_вается но л_гко скле_ва_тся. (Индийская народная мудрость) 9) Исключит_льное счастье ч_ловека быть при св_ем п_ст_янном любимом деле. (Вл. Немирович-Данченко) 10) Тесно связ_но бл_г_денствие русского ч_ловека с существованием р_стения ж_вет_ся х_р_шо р_стению х_р_шо ж_вет_ся и ч_ловеку. Гибн_т р_стение нем_нуемое бедствие гр_зит и ч_ловеку. (К.Тимирязев) 11) Б_гатству иных людей (не)стоит з_вид_вать они пр_обрели его т_кой ц_ной к_торая нам не по к_рману они п_жертв_вали ради него п_коем зд_ровьем честью сов_стью. Это слишком дор_го (с,з)делка прин_сла(бы) нам лишь убыток. (Ж.Лабрюйер) 12) Любовь является в_ликим укр_шением жизни она з_ст_вляет пр_роду цв_сти играть красками петь чудес_ные песни танц_вать в_л_колепные танцы. (А.Луначарский) 13) Слишком б_льшие д_стоинства подчас дел_ют ч_ловека (не)пр_годным для общества на рынок (не)ходят с з_л_тыми слитками там нужна р_зме(н,нн)ая м_нета в особенности мелочь. (Н.Шамфор)
Укажите бессоюзные сложные предложения, начертите их схемы.
Задание 11. Прочитайте. Отгадайте загадки. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Один льет 1 другой пьет третий растет. 2) Один говорит побежим побежим 6 другой говорит 6 постоим постоим третий говорит пошатаемся пошатаемся. 3) Черненька 6 собачка свернувшись 2 лежит не лает не кусает а в дом не пускает. 4) Льется 2 речка 6 мы лежим. Лед на речке мы бежим 4 .
Укажите части речи в первом предложении.
Выполните виды разборов.
Задание 12. Прочитайте текст. Объясните расстановку знаков препинания и выделенные орфограммы. Приготовьтесь писать текст под диктовку.
Летнее, июльское утро! Как отрадно бродить на заре! Зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшей траве. Вы раздвинете мокрый куст – вас так и обдаст накопившимся теплым запахом ночи; воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки; вдали стеной стоит дубовый лес и блестит и алеет на солнце; еще свежо, но уже чувствуется близость жары. Голова томно кружится от избытка благоуханий. Кустарнику нет конца. Кое-где разве вдали желтеет поспевающая рожь, узкими полосками краснеет гречиха. Вот заскрипела телега; шагом пробирается мужик, ставит заранее лошадь в тень. Вы поздоровались с ним, отошли – звучный лязг косы раздается за вами. Солнце все выше и выше. Быстро сохнет трава. Вот уже жарко стало. Сквозь густые кусты орешника, перепутанные 2 цепкой травой, спускаетесь 2 вы на дно оврага. Под самым обрывом таится источник; дубовый куст жадно раскинул над водою свои лапчатые сучья; большие серебристые пузыри, колыхаясь, поднимаются со дна, покрытого мелким бархатным мхом 4 . Вы в тени, вы дышите пахучей сыростью; вам хорошо 3 . Но что это? Ветер внезапно налетел и промчался; воздух дрогнул кругом: уж не гром ли. Но вот слабо сверкнула молния. Э, да это гроза! Кругом еще ярко светит солнце: охотиться еще можно. Но туча растет: передний ее край вытягивается рукавом, наклоняется сводом. Трава, кусты, все вдруг потемнело. Скорей! вон, кажется, виднеется сенной сарай. скорее! Вы добежали, вошли. Каков дождик? каковы молнии? Кое-где сквозь соломенную крышу закапала вода на душистое сено. Но вот солнце опять заиграло. Гроза прошла; вы выходите. Боже мой, как весело сверкает все 1 кругом, как воздух свеж 3 и жидок, как пахнет земляникой 2 и грибами.
(По И.Тургеневу)
Как можно озаглавить этот текст?
Сколько абзацев можно в нем выделить? Какие? Попробуйте составить план текста.
Определите художественную идею текста. Отметьте средства, позволяющие это сделать.
В каком типе речи выражает свои мысли автор? Докажите.
Какие средства межфразовой связи использует И.С. Тургенев?
Укажите части речи в последнем предложении.
Начертите схемы бессоюзных сложных предложений. Подчеркните грамматические основы в бессоюзных сложных предложениях.
Дайте полную пунктуационную характеристику четвертому предложению.
Выполните виды разборов.
Задание 13. Подготовьте выразительное чтение текста. Объясните расстановку знаков препинания, правописание выделенных слов. Подготовьтесь записать текст под диктовку.
Помню давно: жар, духота, слипшиеся на висках волосы, метание в полубреду: тяжело болеет ребенок. И вдруг откуда-то, точно из другого мира, наплывает что-то облачное, мягкое, прохладное и гладит лоб, отводя боль, и снижает жар; и приходит наконец сон – крепкий спокойный сон выздоровления.
Руки матери. Помню их тогда, в детские годы, – красивые, с длинными пальцами. Знаю их и теперешними. Знаю также: грянет ли нежданная беда, заболит ли душа, потеряешь ли себя или любовь, первая рука, протянутая на помощь, будет рукой матери.
Правда, иногда оцениваем мы это слишком поздно и запоздалыми цветами пытаемся искупить свою черствость, невнимание, а иногда – то, что стеснялись почему-то говорить ей о любви. При жизни.
По-разному складывались их судьбы, судьбы наших матерей. Взгляните на эти руки: точно ветви старого дерева, грустно стекают они на колени. Годы оставили на них свои следы: глубокими дорожками отмечены потери, горе, усталость, недосыпание, вздулись, точно ручьи в половодье, перетруженные вены. Вижу маму на пороге дома: отработала от зари до вечера, вышла на крыльцо, вздохнула, присела на нагретые ступеньки, сложив руки на коленях. Ждет чего-то? Может, да: сына, что давно не был в гостях, дочку, что выросла незаметно, внучат. Вот прибегут – заласкает она их, будет рассказывать длинную сказку или петь песню, перебирая детские локоны.
Вложите материнские руки в свои, поднимите, приблизьте к лицу своему, всмотритесь в испещренные морщинами пальцы. Они когда-то были гибки и проворны, мягки и ровны. Но какими бы они ни были – молодыми или старыми, гладкими или «с узелочками», ничего прекраснее их нет и не может быть в мире.
(По О.Кузьминой)
Выразите свое отношение к проблеме, поднятой в этом тексте, в небольшой творческой работе. Поразмышляйте в том числе и над вопросами:
1) что значит почитать родителей?
2) чем мы можем отплатить, воздать маме за ее любовь, пронесенную, словно горящая свеча, через все годы ее жизни? за бессонные ночи, проведенные около нашей кроватки, в борьбе с недругами и хворями, которые часто выпадают на долю детей? за ежедневный, кропотливый, продолжающийся из года в год, а вместе и столь незаметный труд по дому, по хозяйству?
Используйте, где это возможно, для выражения своих мыслей бессоюзные сложные предложения.
Задание 14. Прочитайте предложения. Попробуйте назвать автора, произведение, жанр. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Вдруг сырный дух Лису остановил Лисица видит сыр Лисицу сыр пленил. 2) Ворона каркнула во все воронье горло сыр выпал с ним была плутовка такова. 3) Я отыщу секрет и Ларчик вам открою в Механике и я чего-нибудь да стою. 4) Вот за Ларец принялся он вертит его со всех сторон и голову свою ломает. 5) Невежи судят точно так в чем толку не имут то все у них пустяк. 6) «И гневаться напрасно он изволит питья мутить ему никак я не могу». 7) Посмотришь на дельца иного хлопочет мечется ему дивятся все он кажется из кожи рвется да только все вперед не подается как Белка в колесе. 8) Лягушка на лугу увидевши Вола затеяла сама в дородстве с ним сравняться она завистлива была. 9) С Пиладом мой Орест грызутся лишь только клочья вверх летят насилу наконец их розлили водою. 10) Я ваш старинный сват и кум пришел мириться к вам совсем не ради ссоры забудем прошлое уставим общий лад! 11) Все прошло с зимой холодной нужда голод настает Стрекоза уж не поет и кому же в ум пойдет на желудок петь голодный! 12) Он [мост] с виду хоть и прост а свойство чудное имеет лжец ни один у нас по нем пройти не смеет до половины не дойдет провалится и в воду упадет. 13) Это Щука тебе наука вперед умнее быть и за мышами не ходить. 14) У мужика затеи не велики он отыскал тотчас в Булате прок. 15) Вот что о том я слышал стороною сухое к Комару явил презренье Лев зло взяло Комара обиды не стерпев собрался поднялся Комар на Льва войною. 16) Тут Соловей являть свое искусство стал защелкал засвистал на тысячу ладов тянул переливался. 17) Таких примеров много в мире не любит узнавать никто себя в сатире.
Объясните расстановку знаков препинания. Начертите схемы бессоюзных сложных предложений.
Дайте полную пунктуационную характеристику предложений 5, 7, 9, 11, 12.
Определите значения выделенных слов.
В каком значении употреблено слово сухое в 15-м предложении? Подберите к нему синонимы.
Вспомните правило «Правописание -тся, -ться в глаголах» и проиллюстрируйте его примерами из этих предложений.
Выполните виды разборов.
Укажите части речи в 9-м предложении.
Продолжите формулировку вывода: «Басни И.Крылова заключают в себе. ».
Какие явления, пороки подвергает осмеянию И.Крылов в своих баснях?
Задание 15. Прочитайте предложения. Какие знаки препинания необходимо в них расставить? Объясните свой выбор. Заполните таблицу.
Источник
Диктанты 4 класс 4 четверть
Диктанты
Контрольные и проверочные диктанты по русскому языку для 4 четверти 4 класса — разбиты по темам, с грамматическими заданиями для школ России. Объём диктанта для 4 класса 4 четверть – 75 — 95 слов.
- Диктант «Весеннее солнце»
- Диктант «Весна в лесу»
- Диктант «Полярный день»
- Диктант «Лесные жители»
- Диктант «Вечер в лесу»
- Диктант «Волга – кормилица»
- Диктант «Рассвет в лесу»
- Диктант «Дуб»
- Диктант «Гроза»
- Диктант «Родина»
- Контрольный диктант «Последние денечки»
- Контрольный диктант «Цветёт черёмуха»
- Контрольный диктант «Вечерняя прогулка»
- Итоговый диктант «Летняя прогулка»
- Итоговый диктант «Последние денёчки»
- Итоговый диктант «Весенний звон»
- Словарные диктанты
- Словарный диктант
- Словарный диктант
Диктант «Весеннее солнце»
На небе появилось весеннее солнце. Оно разбудило всех в лесу. Повеселела лесная поляна. Золотые лучи солнца перелетали от тропинки к тропинке. Капельки росы заиграли в каждом цветке, в каждой травинке.
Но вот набежала туча и закрыла все небо. Загрустила природа. Столб пыли полетел к озеру. От резкого ветра с деревьев посыпались сухие сучья.
Лес грозно зашумел. Крупные капли дождя застучали по земле. На ней появились мокрые пятна. Удары грома оглушили всю местность.
Но гроза быстро прошла. Тишина. Только дятел стучит по коре дуплистой березы. И снова над лесом светит ласковое солнце.
Объём слов: 91
Грамматические задания:
- Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж: 1-й вариант – в 4-м предложении (Золотые лучи солнца перелетали…);
2-й вариант – в 5-м предложении (Капельки росы заиграли…).- Разобрать по составу слово: 1-й вариант – загрустила (из 7-го предложения);
2-й вариант – полетел (из 8-го предложения).
Диктант «Весна в лесу»
Наступила радостная, шумная весна. Теплые лучи солнца съедают последний снег. Звенят под деревьями веселые ручьи. Душистой смолой пахнут набухшие почки. С раннего утра до позднего вечера поют на лесной поляне птицы.
Вылезли из своих жилищ жучки, паучки, букашки. Вышел из своего зимнего домика ежик и осмотрел окрестности. Он не хотел вставать. Холодный ручеек забрался в его сухую постельку и разбудил ежа. Мелькнула серая тень. Это полевая мышь пробежала по узкой тропинке. На макушке ели шумят драчливые вороны. Скоро побегут от кочки к кочке хлопотливые муравьи.
Все рады весне!
Объём слов: 88
Грамматические задания:
- Подчеркнуть главные члены предложения. Над каждым именем существительным указать падеж: 1-й вариант – во 2-м предложении (Теплые лучи…);
2-й вариант – в 12-м предложении (На макушке…).- 2. Разобрать по составу слово: 1-й вариант – пробежала;
2-й вариант – побегут.
Диктант «Полярный день»
С юга прилетаем на самолёте в далёкий северный порт Мурманск. Скоро настанет вечер и стемнеет. Летом на Крайнем Севере темноты не бывает. Солнце днём и ночью ходит по небу кругом.
Зимой солнце совсем не встаёт из-за горизонта. Только звёзды горят на чёрном небе. Иногда полыхает полярное сияние.
Трудно человек привыкает к ночному солнцу. По ночам очень много людей гуляет по улицам. Многие сидят на скамейках. Читают газеты. Рассматривают витрины магазинов. И даже дети находятся ночью на улицах и греются на солнышке.
Объём слов: 81
Грамматическое задание:
- Укажите спряжение глаголов в тексте.
- Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
- Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Диктант «Лесные жители»
Не всякого лесного жителя ты сможешь увидеть. Очень редко мы видим, как промелькнёт рыжий хвост на лугу. Семейство лосей степенно шествует к водопою. Озорной бельчонок прыгает с ветки на ветку в парке.
И только зимой мы видим следы кабанов, зайцев, хорьков и сов. Следопыты находят следы полёвки. Попадаются поваленные деревья у реки. Это работают деловитые бобры.
Егери по следам узнают, какие животные зимой обитают в их лесах. Весной в половодье зверям бывает нужна помощь человека. Помнишь историю деда Мазая и зайцев? И сейчас лесники, охотники, егери спасают зверушек в половодье.
Объём слов: 90
Грамматическое задание:
- Укажите спряжение глаголов в тексте.
- Разберите первое предложение по частям речи и членам предложения.
- Выпишите три словосочетания с безударными гласными, проверяемыми ударением.
Диктант «Вечер в лесу»
За вершинами леса скрылось солнце. Дышит и оживает земля. Пахнет весенними почками. Показалась из земли зелёная стрелка молодой травы. Заливаются звонкой трелью соловьи в густых деревьях. На вершине старого дуба воркует голубь. Глухо турлычат в прозрачных весенних лужах лягушки. Пролетают над лесом дикие утки.
Страшно ухнул и захохотал филин. Ниже спускается весенняя прохладная ночь.
Объём слов: 54
Грамматические задания:
- Выпишите из текста пять глаголов, разберите их по составу, рядом запишите их в неопределённой форме.
- Проведите морфологический разбор глаголов дышит, пахнет.
- Последнее предложение текста диктанта разберите по частям речи, членам предложения, выпишите словосочетания с вопросами.
Диктант «Волга – кормилица»
Диктант по теме «Правописание личных окончаний глаголов»
Близка река Волга всем россиянам. На Волге в давние времена русские люди вставали на борьбу со своими врагами. Под Сталинградом разбили фашистов.
Называют Волгу рекой – красавицей и рекой-кормилицей. Знаешь почему?
На Волге я Ярославле и Тольятти машины выпускают. Вниз по реке плывут пароходы, проносятся суда на подводных крыльях.
На самоходных баржах везут вниз по Волге легковые и грузовые машины, пшеницу, нефть, сборные дома, станки и рыбу.
Перегородили Волгу большие плотины. Волга даёт электрический ток нашей стране.
Объём слов: 76
Грамматические задания:
- Выпишите из текста пять глаголов, разберите их по составу, рядом запишите их в неопределённой форме.
- Последнее предложение текста диктанта разберите по частям речи, членам предложения, выпишите словосочетания с вопросами.
Диктант «Рассвет в лесу»
Диктант по теме «Правописание глаголов с -тся, -ться. Буква ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа»
Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ёжик. Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на её влажном от росы пушке. Мотылёк проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сон свои губы.
Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься лёгким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело.
Объём слов: 75
Грамматические задания:
- Выписать из текста глагол, в котором имеется такой состав:
I вариант – приставка, корень, окончание, суффикс;
II вариант – приставка, корень, суффикс, окончание.- Обозначить графически однородные сказуемые во всех предложениях.
- ВВыписать из текста 2 глагола, в которых:
I вариант – звуков больше, чем букв;
II вариант – букв больше, чем звуков.
Диктант «Дуб»
Между березками рос могучий дуб. Кабаны часто питались его плодами. В его ветвях соловей напевал свои песни. Дуб защищал птичку от палящего солнца, листьями укрывал в ненастные дни. Лишь бы не кончалась соловьиная песня!
Только с дятлом не дружил дуб, не любил его стука. Скоро у дерева от червяков и жучков опала листва, кора испортилась.
Доброе сердце было у дятла. Пожалел он горемыку, очистил долгожителя от вредителей.
Объём слов: 67
Грамматические задания:
- Разобрать предложения.
- Выполнить фонетический разбор.
Диктант «Гроза»
Утро. Я открываю глаза и прислушиваюсь к звукам за окном. Слышны близкие раскаты грома. По стеклу стучат редкие капли дождя. Через открытое окно в комнату проникает лёгкий ветерок и играет с занавеской. Вдруг небо разрезает молния. Всё вокруг озаряется ярким светом. Словно выстрел пушки, ударяет гром. Я вздрагиваю и прячусь под одеяло.
Неожиданно всё смолкает, но это только затишье перед бурей. Дождь вновь барабанит по стеклу, но уже более настойчиво. Я выглядываю из-под одеяла — за окном ливень. В комнате пахнет свежестью.
Вдруг всё прекратилось так же внезапно, как началось. Тучи растянуло, и на небе показалось солнце.
Объём слов: 96
Слова для справок: прислушиваюсь, прекратилось
Грамматические задания:
- Выпишите из второго абзаца глаголы. Укажите спряжение, время, число, род, лицо (где возможно).
- Выполните синтаксический разбор второго предложения. Выпишите словосочетания.
- Выпишите из текста:
I вариант — сущ. в форме 1-го скл. ж. р. ед. ч. Т. п.;
II вариант — прил. в форме ед. ч. м. р. Т. п.
Диктант «Родина»
Люблю я тёплым летним деньком прогуляться по окрестностям. Выйдешь в поле, и сердце замирает от красоты. Тёплый ветерок пробегает по бескрайнему жёлтому морю ржи. Созревшие колосья склоняются до самой земли. На обочинах дороги приютились васильки, ромашки. Поднимаешь голову, по небу плывут лёгкие пушистые облака. В голубой выси резвятся шустрые ласточки, по округе разносится их щебет. Смотришь и радуешься, что это твоя Родина!
Объём слов: 62
Грамматические задания:
- Выпишите из текста три слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». Выделите окончания и определите спряжение.
- Выпишите пятое предложение, подчеркните грамматическую основу. Укажите части речи. Выпишите словосочетания.
- Разберите по составу слова: бескрайнему, разносится, замирает.
Контрольный диктант «Лесной голосок»
В солнечный день я бродил в берёзовом перелеске. Вдали послышался знакомый лесной голосок. Это куковала кукушка. Её я слышал много раз, но никогда не видел.
Увидеть её совсем непросто. Я иду к ней на голосок, а она – от меня. В прятки со мной играет. Решил наоборот поиграть: я спрячусь, а ты поищи. Залез в куст орешника и кукукнул один раз. Кукушка замолкла. И вдруг неподалёку послышался её крик. Я молчу. А она уже совсем близко кукует.
Гляжу – через поляну летит птица. Хвост у неё длинный, сама серая, грудка в тёмных пестринках. Может, это ястребок? А птица подлетела к соседнему дереву, села на сучок и закуковала. Так вот она какая – кукушка!
Объём слов: 110
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста три местоимения. Определи их лицо, число, падеж.
- Распредели слова на две группы. Запиши их на две строки:
Для, он, по, её, от, возле, вы, нам, у, тебе.
Контрольный диктант «Последние денечки»
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдернуло оно легкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около березки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно ребятишки бегут по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лед и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал веселый говорливый ручеек. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Объём слов: 76
Грамматические задания:
- Синтаксический разбор 2 предложения.
- Морфологический разбор:
I вариант – солнце(1 предложение) ,
II вариант – березки (4 предложение).
Контрольный диктант «Цветёт черёмуха»
Под лучами майского солнышка всё быстро растёт. Отцвели лёгкие белые подснежники. В лугах развернулся пёстрый ковёр из трав и листьев. Налились на черёмухе бутоны. Приятным ароматом повеяло от дерева. Грянули холода. Утренний туман не поднялся колечком с лесной полянки. Он замер и лёг инеем на землю. Тишина в лесу. Птицы молчат. Они боятся застудить горлышко. Одна кукушка кричит с раннего утра до позднего вечера.
Объём слов: 66
Слова для справок: аромат, замер, боятся.
Грамматическое задание:
1. Указать время глаголов.
2. Выписать из текста глагол в неопределённой форме.
3. Выписать глагол из последнего предложения. Выполнить морфологический разбор.
Контрольный диктант «Вечерняя прогулка»
Перед заходом солнца я отправляюсь на свою обычную вечернюю прогулку. Весело пробираться по зарослям высокой, сочной, душистой травы. Я забираюсь в самую глушь леса. Вот уже с трудом пробираешься вперёд. С облегчением вздохнёшь, когда снова очутишься на солнечной опушке.
Какая перед тобой открывается красота! Внизу, как на ладони, расстилается широкая долина, по которой змеёй извивается синяя река. За рекой виднеется соседняя с нами деревня и моё любимое ближнее озеро.
При солнечном освещении всё это принимает волшебный вид.
Объём слов: 79 слов
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть глаголы в неопределённой форме.
2. Сделать морфологический разбор глагола из последнего предложения.
Итоговый диктант «Летняя прогулка»
Цель диктанта: проверить знания и умения учащихся по изученному материалу курса русского языка в 4 классе.
Ранним утром иду я в соседнюю рощу. Стоят ряды белых берез. Сквозь листочки на траве играют золотые лучи утреннего солнца. В чаще кустов и деревьев распевают птицы. Звуки их песен разносятся по всей окрестности.
На опушке леса поспевает первая земляника. В конце рощи есть пруд. В глубоком овраге журчит ручей. Я сяду на пенек у ключа, достану кружку и кусок мягкого свежего хлеба. Как приятно выпить в жару холодной воды! Хорошо летом в роще, в лесу, в поле!
Объём слов: 80
Грамматическое задание:
- Сделайте морфологический разбор существительного, прилагательного, глагола, местоимения.
- Разберите по членам предложения любое предложение.
- Разберите по составу (по частям слова) любое существительное, прилагательное, глагол, наречие.
- Выполните фонетический разбор слов: солнце, мягкого, деревья.
Итоговый диктант «Последние денёчки»
Ранним мартовским утром проснулось солнце. Отдёрнуло оно лёгкую кисею облаков и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Около берёзки свежий снежок бросили, холмы молочным туманом укрыли. А в лесочке ледяные сосульки на соснах развесили. Радостно бегут ребятишки по последнему снежку.
Поглядело светило на эти проказы и стало землю пригревать. Лёд и снег сразу потускнели. По лесной ложбинке побежал весёлый говорливый ручеёк. Он бежал и пел свою песенку о весне.
Объём слов: 76
Грамматическое задание:
- В последнем предложении выдели основу, выпиши словосочетания, над каждым словом укажи части речи.
- Разбери по составу слова природа, пришкольный, приветливый.
Итоговый диктант «Весенний звон»
Рубежный контрольный диктант объемом в 76 слов проводится с целью выявления прочности знаний у учащихся по русскому языку, а также умений использовать навык безошибочного воспроизведения слуховой информации.
Пробудилась земля от долгого зимнего сна. Заблестела молодая травка. Разлилась волна зеленого тумана по широкому лугу. Стоят теплые и тихие вечера. Я прислушался к вечерней тишине. Звенят луга. По земле, по лугам, по оврагам плывет звон. Что это звенит? Вот скатилась капля сладкого сока с березовой ветки. Она упала на зеркальную поверхность пруда.
Возвратились из теплого края журавли. Они важно осмотрели родное болото. Весело зазвучала их радостная песня. В эти дни мы всюду слышим музыку природы.
Объём слов: 76
Слова для справок: поверхность, прислушался.
Грамматическое задание:
- Первое предложение разобрать по членам.
- В 9 предложении определить склонение, падеж и число существительных.
- Выписать глаголы настоящего времени, определить спряжение.
Словарные диктанты
Словарный диктант
Район, революция, решать, сверкать, свитер, секрет, совсем, аккуратно, биография, искусство, правительство, памятник, портрет, минута, сочинение. (15 слов)
Словарный диктант
Памятник, похожий, охотник, надежда, пассажир, портрет, обида, отечество, оборона, печаль, пейзаж, огонь, перрон, одиннадцать, болото. (15 слов)
Источник
Тема: Бессоюзное сложное предложение.
Бессоюзное сложное предложение
Бессоюзным сложным называется предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно, а также порядком расположения.
По значению бессоюзные предложения могут приближаться и к сложносочинённым, и к сложноподчинённым, т.е. могут выражать те же самые смысловые отношения, что и союзные сложные предложения.
Пример: Страх, не умеряемый смелостью, делает человека трусом; смелость же, не умеряемая страхом, производит гибельную дерзость и буйство.
Это предложение имеет значение одновременности происходящих событий, перечислительную интонацию – приближается к сложносочинённому.
Пример: Отношение к пунктуальности (точности) в разных странах не одинаково: в Италии ее высоко ценят, а в Испании опоздание на полчаса никого не удивляет.
Это предложение выражает причинно-следственные отношения (вторая часть предложения содержит причину первой) и соотносительно со сложноподчинённым предложением (сравните: Я доверяю любящим, потому что они великодушны ).
Задание 190 . Прочитайте мини-тексты. Выделите бессоюзные сложные предложения.
I . Странная это вещь – книга. Есть в ней, кажется, что-то загадочное, чуть ли не мистическое. Вот вышло в свет очередное новое издание – и тотчас где-то в статистике оно уже фигурирует. А на самом деле, хоть книга и есть, но её ещё нет! Нет, пока не прочтёт хоть один читатель.
Да, странная это вещь – книга. Стоит она на полке тихо, спокойно, как и многие другие предметы в вашей комнате. Но вот вы берёте её в руки, открываете, читаете, закрываете, ставите на полку и … все? Да разве что-то в вас не переменилось? Прислушаемся к себе: разве после чтения книги не зазвучала в нашей душе какая-то новая струнка, не поселилась в голове какая-то новая дума? Разве не захотелось что-то пересмотреть в своём характере, в своих взаимоотношениях с людьми, природой?
Книга … Это ведь кусочек духовного опыта человечества. Читая, мы вольно или невольно перерабатываем этот опыт, сопоставляем с ним свои жизненные обретения и потери. В общем, с помощью книги мы совершенствуемся.
II. Парадоксально – но наиболее замечательные книги, которые мы в течение жизни постоянно перечитываем, забываются в памяти. Казалось бы, должно быть наоборот – книга, произведшая на нас впечатление, да ещё читанная не однажды, должна была бы запомниться во всех подробностях. Нет, этого не происходит. Разумеется, мы знаем, о чём в основном идёт в этой книге речь, но как раз подробности для нас неожиданны, новы – не только подробности, но и целые куски общей конструкции. Безусловно, так: замечательную книгу мы читаем каждый раз как бы заново … И в этом удивительная судьба авторов замечательных книг: они не ушли, не умерли, они сидят за своими письменными столами или стоят за конторками, они вне времени. (Ю.Олеша)
Задание 191. Прочитайте предложения. Понаблюдайте за интонацией, стилистическими особенностями бессоюзных сложных предложений, обоснуйте употребление знаков.
1. Осень была ранняя, в сентябре настойчиво стал сыпать дождь и снег. 2. Как-то набрели они на столбленное место: возле безымянной речушки – глубокий, с обвалившимися стенками, шурф, заросший кустами и травой. 3. Свежее солнечное утро. Зима только погрозилась, теплый ветер за ночь съел весь снег: под ногами влажно, зелено. Далеко от стана Прохор боится отойти: пропадёшь. 4. Где-то там, за деревьями, за крышами, в краю далеком вспыхивали молчаливые зарницы: как бы не пришла гроза. 5. Откуда пришёл сюда Данило почти семьдесят пять лет тому назад – никто не знал. 6. Окна открыты, чуть колыхались занавески, их потряхивал налетевший с Волги ветерок.
Задание 192. Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.
1. Небо на востоке начало темнеть
2. На вечерних улицах зажглись огни
3. Молния блистала почти непрерывно
4. Река в половодье сильно разлилась
5. За селом прогремел гром
6. Вся природа дышит свежестью
7. Воздух чист и прозрачен
Задание 193. Прочитайте предложения. Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих бессоюзных сложных предложениях? Какими союзами это можно проверить?
1. Я был готов любить весь мир — меня никто не понял. (М. Лермонтов). 2. Обстановка её поразила — в первый раз она видела старинные вещи, альбомы, красное дерево. (И. Грекова). 3. Тронула клавиши, запела. Он уже и пошевелиться не мог — весь слушал, всем своим старым телом, утопавшим в кресле. (И. Грекова). 4. Выстрел раздался — дым наполнил комнату. (М. Лермонтов). 5. Слой облаков был очень тонок — сквозь него просвечивало солнце. (К. Паустовский). 6. Лучше вспашешь — больше хлеба возьмёшь. (пословица).
Задание 194. Спишите, сгруппируйте пословицы по смысловым отношениям их частей. Вставьте пропущенные буквы.
1. Лето пр_пасает — зима по_даёт. 2. Тьма свету не люб_т — злат доброго не терп_т. 3. Напролом идут — в_лос не ж_леют. 4. Источник ут_ляет жажду — доброе слово ож_вляет сердце. 5. На глаз повер_ш_ — криво отмер_ш_. 6. Не кричи о с_бе — пусть другие о тебе тихо скажут. 7. Наука даром не даёт_ся — наука трудом берёт_ся. 8. Вз_шло красно солн_шко — пр_щай, светел месяц. 9. Извериш_ся в алтыне — не поверят в рубле. 10. С воза упало — не сыщеш_. 11. Ручка бел_нька — душа ч_рненька. 12. С глупым водит_ся — сам п_глупееш_. 13. Помаш_ш_ палкой не умея — своя же постр_дает шея.
Источник
Развитие речи. Самостоятельная работа по теме «Бессоюзное сложное предложение» — БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Цели: контроль и коррекция уровня усвоения учебного материала, умения применять на практике полученные знания.
Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал, репродукция картины В. Поленова «Осень в Абрамцеве».
Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
1. Слушание 2—3 творческих работ
(см. домашнее задание предыдущего урока)
2. Наблюдение над языковым материалом (запись на доске)
Сравните данные бессоюзные предложения с синонимичными им союзными. Почему здесь более уместно использование бессоюзных конструкций?
Глядь: опять перед ним землянка; на пороге сидит его старуха, а перед ней разбитое корыто (А. Пушкин). Под окном Гвидон сидит, молча на море глядит: не шумит оно, не хлещет, лишь едва-едва трепещет (А. Пушкин).
Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг с листьев брызнет роса серебристая (И. Никитин). Мирный звук воркующей горлинки свидетельствует в лесу всем живущим: жизнь продолжается (М. Пришвин). Мало — помалу я догадался: это не человек, а барсук возвращался утром в нору из ночных своих похождений (М. Пришвин). Садясь на школьную скамью, не забывайте: вы в строю (С. Маршак).
III. Постановка целей и задач урока.
Мотивация учебной деятельности
Бессоюзные предложения отличаются от сложноподчиненных экспрессивностью, лаконичностью и ярко выраженной разговорной окраской. Они широко используются в разговорной речи и в стилях, допускающих разговорную экспрессию,— художественном и публицистическом.
В бессоюзных предложениях связь между частями внутренняя, скрытая, но она обычно легко угадывается. А раз нет союзов — текст более сжат, усилен динамизм содержания. Разнообразнее и выразительнее интонация таких предложений. А на письме её роль выполняют знаки препинания: тире, двоеточие, запятая, точка с запятой.
Цель нашего урока — систематизировать, обобщить и закрепить знания о правилах постановки знаков препинания в данных конструкциях, совершенствовать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять в речи бессоюзные сложные предложения различных видов.
IV. Совершенствование пунктуационных навыков и речевых умений
1. Творческая работа
а) Восстановите авторский текст, заменив сложные предложения с союзами — бессоюзными.
Прекрасны в средней полосе России пушкинские места. Эти места очаровали Пушкина, а он очаровал нас ими в своих стихах. Но в войну само Михайловское было превращено в узел обороны, а в доме Пушкина была огневая позиция фашистских артиллеристов. Колокольня в Святогорском монастыре была взорвана, а могила Пушкина заминирована. Но директор заповедника и люди, работавшие в нем, верили, что все будет так, как было при Пушкине, и не жалели для этого сил, работая от зари до зари.
б) Творческий диктант. Объедините простые предложения в бессоюзные сложные.
1) Пушкин задержался в Тамани из-за непогоды. (:) На море разыгрался шторм. Плыть через Керченский пролив было нельзя. 2) Утром 15 августа 1820 года бушевавшее несколько дней подряд море стихло. (—) Несколько часов спустя вместе с семьей генерала Раевского на корабль поднялся и Александр Пушкин. 3) Позади трогательное прощание. (,) Позади длинный многоверстный путь по Кубани. 4) Ветер наполнил паруса. (—) Корабль легко и плавно заскользил по воде, взяв курс на Керчь. 5) На берегу их встретил сорокалетний седовласый начальник флотилии Патиниоти. (:) Этому морскому офицеру выпало счастье общаться со многими впоследствии знаменитыми писателями. (По Н. Веленгурину).
2. Конструирование бессоюзных сложных предложений по данному началу
Продолжите начатые предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные:
а) с запятой и точкой с запятой:
Образец. Закат уже начал темнеть. Закат уже начал темнеть, кое-где на небе зажглись первые звезды. Закат уже начал темнеть; кое-где на небе, одиноко мерцая вдали, зажглись первые звезды.
Река в половодье сильно разлилась.
Вся природа дышит свежестью. ;
Растения освежают воздух.
Лес влияет на температуру воздуха.
Вглядываюсь вдаль и вижу. ;
Мы хотели закрыть окно —. .
Составьте сложные предложения, а затем перестройте их в бессоюзные:
а) с союзами и, а, когда, если:
Раздался звонок. (ученики вошли в класс).
Наступят каникулы. (поеду в лагерь).
Коля поступил в техникум. (Сережа пошел работать);
б) с союзами потому что, так что, что:
Я встал рано. (завтра первый день занятий в школе).
Было уже светло. (свет в комнате не зажигали).
Радовался. (встречусь с друзьями).
3. Конструирование бессоюзных сложных предложений по данным схемам
Рассмотрите схемы. Составьте по одному предложению на каждую схему.
а) [время или условие] — [ ] .
б) [ ] : [дополнение, изъяснение].
4. Творческая работа: употребление бессоюзных сложных предложений в речи
• По данному началу напишите сочинение-миниатюру, употребляя бессоюзные сложные предложения.
• Определите тип и стиль речи. Обоснуйте свой ответ.
В. Д. ПОЛЕНОВ. «ОСЕНЬ В АБРАМЦЕВЕ»
Это картина-воспоминание. Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной.
Тихий лесной уголок осенней порой. Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку.
Это картина-воспоминание. Она получилась очень поэтичной, проникновенной и немного грустной.
Тихий лесной уголок осенней порой. Дремучий смешанный лес сплошной стеной окружил прозрачную речку; золотые и оранжевые березы чередуются с темными елями; маленькая одинокая осинка горит пунцовым пламенем; налево высится еще по-летнему зеленый дуб.
Краски яркие, нарядные, звонкие и одновременно какие-то тревожные. И кажется нам: поет где-то в лесу нежная и тонкая скрипка.
Напишите часть сказки. Придайте повествованию разговорную окраску, используя бессоюзные предложения.
Образец. Посмотрел Иванушка налево — видит непроходимое болото, посмотрел направо — видит глубокий овраг с водой. Вперед идти — не проберешься. Лес стеной стоит. Что делать?
V. Рефлексия. Подведение итогов урока
Фронтальная беседа (интерактивный прием «Микрофон»)
• Какие сложные предложения называются бессоюзными?
• В каких случаях между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая? точка с запятой? Приведите примеры.
• Когда между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие? Когда — тире? Приведите примеры на каждый случай.
VI. Домашнее задание
Выпишите из романа М. Лермонтова «Герой нашего времени» по одному предложению на употребление запятой и точки с запятой в бессоюзных сложных предложениях и по два предложения на употребление двоеточия и тире.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.
Источник