Меню

Река тагна заларинский район

ХОР-ТАГНА — МЕСТО ДЛЯ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Медвежий угол

Еще совсем недавно про это село мало кто знал. Оно расположено вдали от основных транспортных магистралей, в таежной глуши. От регионального центра – Иркутска – до Хор-Тагны около 300 километров, от районного – поселка Залари – около 80 километров. Общественный транспорт ходит сюда так редко, что проще взять машину в прокате.

Однако эта удаленность от цивилизации позволила сохранить многие элементы культуры местных народов и природу в почти нетронутом состоянии. Жители Хор-Тагны, для которых турист пока в диковинку, видят посетителей села не как объект заработка, а как дорогих гостей, встречая их в подлинных традициях сибирского гостеприимства.

Загадка названия

ХОР-ТАГНА — МЕСТО ДЛЯ ПЕРЕЗАГРУЗКИ

Село Хор-Тагна расположено в месте слияния рек Хор-Тагна и Тагна. Первую часть названия села и реки связывают с бурятским словом, имеющим значение «два» («хоор» – местная диалектная версия, в литературном бурятском звучит как «хоер»). В таком случае Хор-Тагна можно перевести как «вторая Тагна». Есть также версия, что слово «хор» связано с другим бурятским словом – «хара», что значит «черный».

Вторая половина названия, Тагна, также имеет спорное происхождение. Существует версия, что этот гидроним образован от названия бурятского тагнитского рода, перекочевавшего в эти места из Тункинской долины (ныне Тункинский район Республики Бурятия).

По другой версии, название Тагна является бурятским искажением тувинского слова «таңды» – «высокая гора», «высокогорная тайга».

Третья версия предлагает тюркское происхождение слова: «таг/даг» – «гора» – и суффикс «-на» можгут означать «горная» (река). Истоки рек с названием Тагна и вправду находятся в горах.

Любая из этих версий может быть настоящей, но в любом случае село именуют самым красивым не из-за названия.

Старообрядцы, традиции и Кавказ

Село было основано в конце XIX века, но люди жили в этих местах с гораздо более ранних времен, о чем говорят многочисленные бурятские топонимы.

С самого начала своего существования село было переселенческим. Причем жили в нем переселенцы из самых разных уголков Российской империи.

Одна из крупнейших улиц Хор-Тагны называется Кавказская. Некоторые краеведы считают, что название эта местность получила благодаря донскому казаку Антипину, который был сослан сюда. В память о родных местах он назвал Кавказом место, где поселился. Вот только странно, что донской казак считал своей родиной именно Кавказ, а не Дон.

Селились здесь и старообрядцы, которые ценили уединение и отдаленность от цивилизации. Действительно, Хор-Тагна – это как будто место для осмысления себя, перезагрузки. Чистое небо, до которого как будто можно дотянуться, и тайга, окружающая село со всех сторон, живописна, как будто написана кистью Шишкина.

Улицы поселка дышат жизнью прошлого – колодцы, крепкие сибирские избы, женщины с коромыслами. Ты как будто попал в музей, в котором экспонаты живы. Впрочем, есть здесь и классический краеведческий музей, который можно посетить.

Среди местных достопримечательностей можно назвать новый подвесной мост через реку Тагна, старый деревянный мост, который в настоящее время не эксплуатируется, и необычный родник, бьющий прямо из реки. Когда-то давно местные умельцы вставили металлическую трубу в место, откуда выходит вода под напором, и теперь из реки, как из нефтяной скважины, бьет «родниковый фонтан».

Таежные голландцы

В окрестностях Хор-Тагны в начале XX века поселились выходцы с территории современной Украины и Беларуси, небольшой народ с уникальной историей – голендры.

Они живут в трех поселках по дороге в Хор-Тагну и входят в Хор-Тигнинское муниципальное образование – Дагник, Пихтинский и Среднепихтинский. Раньше они именовались соответственно Дахна, Самустече и Новына.

Голендров считают потомками немцев и голландцев, в давние времена переселившихся в Речь Посполитую и перенявших многие элементы культуры у поляков. В дальнейшем, проживая на пересечении польской, украинской и белорусской культур, они многое восприняли от каждой из них.

В начале XX века, вслед за другими переселенцами в рамках Столыпинской реформы, голендры поселились в этом живописном, но диком месте. Как и местные русские, голендры сохранили свою особую идентичность, а также элементы культуры: обряды, песни, танцы. Немецкий этнограф, побывавший в среде голендров, так описал этот народ: «Они носят немецкие фамилии, говорят на украинско-белорусском наречии, чтут традиции, схожие с голландскими, и к тому же молятся по-польски».

В Хор-Тагне только создается инфраструктура для туристов, но уже сейчас стоит побывать в этом удивительном месте, над которым как будто не властно время. Лучше всего поехать сюда на несколько дней, чтобы успеть побывать во всех интересных местах, порыбачить, побывать в настоящей присаянской тайге и «перезагрузиться».

Источник

Река тагна заларинский район

ТАГНА ПРЕКРАСНОЕ МЕСТО ДЛЯ ДИКОГО ОТДЫХА

Над плавным зеркальным изгибом реки с диким звучным именем Тагна, у подножья страны Белогорья, в местах, где небо пронзают острые пики местных величественных елей – раскинулось село. Река обняла селение, оберегая его с разных сторон от пришельцев, от лишних визитов зверья и людей. Сами же дома в селе раскинулись вольно, по-сибирски. На просторах тагнинской земли есть где развернуться хозяину – и огороды, и усадьбы, и дом, и даже деревья в саду – все не теснится, а раскидано с волей. Там, где зеркальная лента реки – плотной стеной изумительной красоты лес. От чистоты воздуха издали смотрится он – куда ни глянь – живописно, всюду пейзаж для глаза художника: четко светятся женской белизны кожи березы; но в основном – вечный, темно – зеленый цвет сильных огромных могучих елей. Лес таёжный, крупный, матерый. Волнует он сердце маленького человека и заставляет преклоняться перед его величием и красотой не одного местного жителя, а и всякий приезжий это чувствует. Краса природы и рядом в селе: вот светятся на солнце гибкие, почти фиолетовые ветви черемухи; вот сквозь мякоть замерзшей яблони светится изнутри что-то волнующе – туманное, красное, с поволокой; вот на чистом воздухе глаз по-особому чувствуется внутреннее тепло и мягкий цвет дерева, бревна, из которого сложен дом.
Мы с Вами в Тагне.

Из статьи «Возрождение» местного краеведа и журналиста Анатолия Тимченко от 17 августа 1989года: «Сейчас дорога в село проходит по новому железобетонному мосту. Правый берег реки на вид угрюм. Крутобокие его сопки заросли темным ельником и разлапистым сосняком, на речных поворотах оканчивается обрывами. На середине излучины высится гора Теплая». Внимание, читатель. Дальше так: «От непонятного для людей внутреннего тепла зимой на ней не держится снег. Первые поселенцы выбрали для жилья более удачный низинный левый берег». Не знал автор статьи тогда, что он был не прав. Данные археологической экспедиции Центра по сохранению историко — культурного наследия Иркутской области под руководством Олега Владимировича Задонина в 1994 году спорят с предположениями автора статьи. В качестве аргументов они выдвигают факты: впервые следы первых обитателей Тагны найдены на другом – правом берегу реки очень недалеко от той самой Теплой Горы. Археологические находки в виде орудий труда первобытного человека – нуклеуса, отщепов, найденные ими здесь, относятся к III тысячелетию до нашей эры, к эпохе неолита, времени перехода первобытного человека от собирательства охоты к производному хозяйству (земледелие, скотоводство). Осколки керамической посуды, найденные этой же археологической группой (С.Дзюбас., А.Луньков., О.Задонин) в районе исчезнувшей деревни Старый Рудник, на берегу реки Оки, что неподалеку от Тагны, подтверждают обитание людей бронзового века в этих местах.
Следующая дата, которую следует особо зафиксировать на карте местной истории – 1750 год. Именно в 1750 году по воспоминаниям старожилов, документально зафиксированным в архиве редких изданий Научной библиотеки ИГУ, здесь появились первые поселенцы из европейской части страны. Новые хозяева сибирских угодий… кто были они, первые поселенцы?
Конечно, этот вопрос задавался в этих местах не раз. И надо сказать, что чаще всего он оставался все-таки безответным. Попробуем дать хоть гипотезу какого-то варианта.
Историю села невозможно рассматривать единично, в отрыве от окружающих деревень, от уезда, губернии, государства. И хоть мы и забрались в таежные дебри дикой тайги, а именно там наша заларинская тайга и горы, на юге района – дики, не обузданы, не освоены, все равно поселенческие участки возникли здесь по какой – то общей системе, по упорядоченности. Все эти годы мною изучалась и выявлялась история деревень Черемшанка, Пихтинск, Троицк, Большая Заимка и других в Заларинском районе. Тем давним старожилам закрепилось одно имя – чалдоны, а в Тагне их называют «чалдоньё».
Чалдоны – переселенцы в Сибирь с 17 века, пришедшие на покорение Сибири как служилые люди с Ермаком или после Ермака до XIX века и осевшие в этих местах. Их корни, пущенные здесь, наполовину смешаны с аборигенами здешних мест: бурятами, тунгусами, или как их принято называть, эвенками. Поскольку первопроходцам приходилось преодолевать огромные пространства, переселение этих служилых людей происходило дерзким отчаянным способом – по верховьям сильных могучих сибирских рек переправлялись они в низовья. По Енисею, Лене, Ангаре они спускались на плотах в наши параллели и распространялись по нашим местам, основывая здесь села в 18 веке. Сейчас и в начале ХХ века эти села называют старожильческими. В 1720 году именно так с Байкала через Лену появились в наших Сортах первые основатели заимок Заларинского района – Шабалина, Волкова, Шарагул – Сачки – по воспоминаниям старожилов в этих поселениях подтверждается факт их образования людьми с берегов Ангары. Вместе с названиями деревень проходит свой путь во времени и ряд фамилий. Для Тагны характерна фамилия, которая стойко прошла и сохранилась во временном пространстве: фамилия Сухаревых. Интересна такая деталь: фамилия эта как старожильческая встречается и по округе: в Большой Заимке первые поселенцы с Ангары – Сухаревы, в Моисеевке название деревни пошло от имени основателя Моисея Сухарева. В Тагне тоже вспоминают сильных хозяйственников – крестьян старожилов Сухаревых, братьев Савву и Павла. Осмелюсь предположить о кровном родстве всех перечисленных Сухаревых – речь идет о Сухаревых близлежащих деревень, у нас уже в истории района так бывало не раз: заимку Волкова основали 4 брата; заимку Шабалина -2 брата; 5 братьев Петуховых с Санкт – Петербурга основали в наших местах одну деревню за другой (малую Петухову, Большую Петухову). В начале этого века зажиточные братья Курсановы открывают торговые лавки в этих селах, где они селятся (Иннокентий – в Троицке, Василий – в Романенкино и Петухово, Гавриил – в Заларях и Холмогое). Не исключён и вариант «раздачи» этой фамилии местным бурятам во время их крещения и оборачивания их в православную веру пришедшими русскими.
Итак, было ли родство между собой у ангарских Сухаревых из Моисеевки, Большой Заимки, Тагны – остается только предполагать. Но что этих людей роднили не только географическая близость, фамилия и время их появления здесь, но и хватка, цепкость, умение подмять под свою волю все трудности на пути – это факт бесспорный.
Сухаревы были людьми сильными и волевыми. Ведь, наверное, не случайно, а благодаря именно этому признаку сохранилась эта фамилия в памяти местных людей и в архивах. Сухаревы – устроители местной жизни в 19 веке в Тагне. У людей деятельных по всем признакам должны быть какие — то принципы, внутренний стержень. Для многих крестьян – переселенцев в Сибирь этим стержнем были их дети по 10-14 человек в семье, стержнем были потребность и умение кормить свои семьи трудом, это стремление заставить служить им наши дикие земли. Духовно помогала предкам, основателям наших деревень, вера в бога – эта целая упорядоченная система жизни людей, куда входили и внутренняя культура, и почтение памяти усопших родных и воспитание подрастающего поколения, сложившийся стройный уклад, порядок в мыслях и поступках. В 1884 году в Тагне появился деревянный молитвенный дом с алтарем. 8 июня 1884 году он освящен во имя святой Параскевьи Пятницы. Не упустим мысль о духовной силе людей энергичных и предприимчивых. Именно те самые тагнинские братья Павел и Савва Сухаревы, благодаря своему особому духовному размаху, не удовольствовались малым молитвенным домом, и в 1899 году на свои деньги заложили в Тагне строительство церкви.
Цель была достигнута через два года. 27 октября 1901 году состоялось освящение нового храма. Красивая, вписавшаяся в ландшафт Тагны Пятницкая церковь встречала – привечала новых переселенцев с запада по столыпинской реформе, с богом приходили сюда люди.
Церковь в Тагне помнят так, как и по всей России помнит людская память о своих церквях. Она находилась на берегу реки справа по дороге, недалеко от въезда в село. Сухаревы отстроили ее в той же ограде, где был и молитвенный дом. Они стояли друг от друга в десятках метров. Люди вспомнили и рассказали автору, что в этой же церковной ограде находилось довольно большое церковное кладбище. У друзей-архитекторов Центра по сохранению историко– культурного наследия отыскалось маленькое старенькое фото Тагнинской церкви. Специалист ЦСН по церковным сооружениям И.В. Калинина так охарактеризовала архитектуру церкви. Композиция церкви характерна для культовых сооружений Восточной Сибири 18 века. Колокольня завершалась массивным граненым куполом, напоминающим покрытие древних славянских храмов Руси в стиле барокко. Стены церкви были сложены из бревен и оставлены без обшивки. Нарядно была убрана деталь колокольни, именуемая восьмериком. Она была украшена резьбой и накладными деталями в виде ромбов. На фото не видно, а люди помнят, что стёкла в окнах церкви были цветными, и, когда в них светило солнце, цветные стекла загорались яркой радугой.
Из рассказа местного жителя Исакова Владимира Михайловича выяснилась конечная судьба церкви. В годы, когда вера искоренялась повсеместно, она была свезена на строительство гаражей в село Моисеевка.
Уважаемый читатель! Мы подошли с Вами к одной из самых ярких страниц в истории Тагны, когда это село в начале ХХ века стало по праву называться «маленькой таежной столицей». Да, Тагна была столицей, главным местом одного из отдаленных в Присаянье от губернского центра, одного из самых тяжко осваиваемых переселенческих участков Иркутской губернии: Око – Тагнинского переселенческого подрайона. На картах Иркутского переселенческого Управления он числился 4 по счёту в губернии. Наша «маленькая таежная столица» в губернии – не нелепость, не абсурд, это так и есть по факту. Изучены истории городов, стран, отдельных исторических лиц. И, пожалуй, только еще наступает время изучения судеб больших сел, малых деревень у нас в Сибири, в частности и в Заларинском краю, где и здесь жизнь не только зажигалась и теплилась, но бурлила, кипела вовсю.
В конце прошлого века произошло распределение земель Иркутской губернии по уездам и волостям. В 1890 году на карте обозначилась Тагнинская волость, центром которой объявлена Тагна. Из характеристики архитекторов ЦСН, побывавших в этих местах в экспедиции в 1994 году: «Тагна – крупный центр, административный, торговый и промышленный переселенческий пункт, возник на базе старого села, образованного в 1750 году. Здесь были волостное правление, лечебный пункт, базар, почтовое отделение, закусочная, артель по выпуску конных телег и колес». В начале века от старожилов (чалдонов) здесь проживало 180 душ, переселенческого населения 3500 человек (Сравните: в 1920г.-1369чел., 1992г.-687чел). Цифры говорят об огромном притоке людей в Тагну в начале века. О массовых крестьянских переселениях в Сибирь в период развития капитализма в конце прошлого и начале нынешнего веков рассуждает ученый-географ Покшишевский («Заселение Сибири, 1951г.»):
«Переселения шли главным образом в степную и лесостепную зоны Сибири, они были связаны с кризисом пореформенного хозяйства в центральных районах России. Начиная с 80-ых годов XIX века, Сибирь стала главным миграционным театром, поглощавшим львиную долю выходцев-крестьян из наиболее затронутых аграрным кризисом губерний черноземного центра, Поволжья и Приуралья, правобережной Украины. Именно эти переселения дают богатый материал для анализа условий, ярко рисующих картину изменения переселенцами природных ресурсов Сибири. Они показывают, как географические условия влияют на хозяйственную приспособленность самих переселенцев в зависимости от мест их выхода и наличия у них тех или иных трудовых навыков. В обширной разноландшафтной Сибири процесс заселения и хозяйственного освоения шел по-разному на отдельных частных и миграционных театрах».
Как развернулось хозяйственное освоение южной части нашего района –Око-Тагнинского участка?
Относительно других подрайонов заселение Око — Тагнинского было поздним – не в 900-ых, а в 910-ых годах столетия. Это объясняется удаленностью подрайона от губернского центра, от железной дороги, от Сибирского тракта, врубанием в вековую тайгу – тяжелейшим процессом освоения сибирских пространств. Око — Тагнинский подрайон был на особом государственном учете как тяжелейший для освоения, трудным в планах географического доступа и физического покорения не только земельного пространства, а покорения дикой сплошной тайги. Медленно, тяжко, надрывно, но поступательно уверенно шло освоение Око -Тагнинского района.
Из статьи А.Я.Тимченко «Возрождение»: «Была Тагна когда-то таежный столицей, куда сходились пути из многих таежных заимок и тропок из поселений».
В ГАИО, а теперь и в архиве нашего музея, существуют интересные отчеты об образовании этих поселений, о количестве водворяемых душ, долях, о пахотных и сенокосных угодьях. По отдельным деревням (уч. Боровой, Русь, Черная Речка, Харагун) есть даже списки первых поселенцев, а так же планы расположения первых переселенческих домов на участках. Это означает, что сибирская генеалогия заларинцев не утрачена, а восстановлена с первых дней их появления в этих местах, и те, кто интересуется историей своей фамилии и малой родины, может подчеркнуть для себя официальную информацию. В архиве нашёлся интересный документ по участку Русинский. Он свидетельствует о том, что государство выплачивало премии за расчистку этой площади.
Так же, оказывается, в губернии велись специальные книги записей расчисток заселяемых площадей. Государство, а именно отдел дорожных работ, берет на себя возведение дорог – они в 10-ых годах впервые пронизали, но оживили здесь жизнь как животворящие артерии. Существует и такой документ, который ценен тем, что речь идет о первых дорогах, столыпинских, или как их называют у нас, царских дорогах в нашем районе. Кроме дорог отстраиваются колодцы, т.к. проблемы с водой здесь возникали значительные. Существуют и отчеты о колодцах столыпинской реформы.
Вниманию читателей хотелось бы представить выписку и «Общего описания отдельных групп переселенческих участков губернии по Око-Тагнинскому подрайону» (1913год):
«Тагнинская волость расположена на правом берегу Оки с севера граничит с Тыретской волостью, с юга и востока примыкает к свободным казенным землям (прошел почти век, а свободные казенные земли так и не решились освоить!). В состав волости входит 6 старожильческих селений: Тагна, Моисеевка, Хор-Тагна, Толстый Мыс, Уршатый и Буртай) и 23 переселенческих участка. Центр волости – село Тагна, что в 30 верстах от железной дороги. Самые отдаленные поселения (Русь, Таежный, Толстый Мыс) расположились от Тагны в верстах 45-50. Ко всем участкам проложены грунтовые дороги. В большой части пространство холмистое, примыкает к сплавным рекам Оке и Тагне. Помимо этого орошается массой ручьев и ключей. На всем пространстве волость покрыта лесами в северной части – лиственными, в средней – смешанными, а на севере-западе и на юге особенно крупным строевым лесом. Благодаря соседству с громадными лесистыми площадями и болотами происходит скопление влаги, что способствует развитию мошки, комаров.
Все участки распределяются на три группы:
1 группа на севере: Покровский, Петровский, Николаевский, Рудник, Моисеева, Тагна Графский, Благодатный, Верхний, Средняя Тагна, Боровой, Зубрежка.
2 группа на юго-западе волости: Хор-Тагна, Хорско-Бутырина, Харагун, Пихтинский, Хохловский, Сачки, Ивановский и Метелкинский. Участки заселяются наполовину, на Тостом Мысе и Хор-Тагне новоселы сразу приселяются к старожилам.
3 группа на юге: Чернореченский, Черемшанский, Федоровский, Жидоты, Каменка, Исаковский, Таежный и Русь.
Все они представляют собой особо трудные к разработке лесные участки. Разработка и расчистка под пашни очень трудна, почему переселенческим управлением предприняты здесь корчевальные работы. Несмотря, на трудность разработки участки 3 группы все же постепенно заселятся, а более доступные уже разработаны новоселами своими личными силами. Большинство участков лежит вблизи старожильческих селений из-за хлеба. Хлебопашество составляет главный промысел населения. Хозяйствование новоселы ведут как у старожилов, двупольное (т.е. под хлеба и пар).
Сеют яровую пшеницу, яровую и озимую рожь, овес, коноплю, ячмень, гречиху, картофель и даже лен. Мучают осенние заморозки. Картофель новоселы садят в больших размерах благодаря возможного его сбыта на винокуренный завод, находящийся в Троицком селе Холмогойской волости в 30 верстах от с.Тагна.
Мучают сорные травы. Перепахивают земли по 2-3 раза. Огородничество в Тагнинской волости удается хорошо. Сбыт хлеба и овощей производится населением на рынках в селе Тагна и при станции Тыреть. Картофель сбывается на винокуренный завод. Кроме земледелия население притаежных участков занимается охотой в лесах на зверя и белку, сбором кедровых орех, лесным промыслом, заготовкой шпал и других лесных материалов на Сибирскую железную дорогу, кои доставляют в ст. Зима на линию сбыта сплавом по реке Тагна и Ока. Вблизи Тагны имеются казенные скипидарный и смолокуренный заводы, устроенные в 1912 году переселенческим управлением для развития и улучшения смолокурения как показательные в губернии. Из остальных лесных промыслов следует указать на заготовку дров, бондарное и колесное производство. Местные бондари работают деревянную посуду (кадки, ушаты). В селе Залари существует бондарная мастерская, куда местными крестьянами доставляются осиновая клепка по 2рубля за сотню.
Показательность внимания государства к богом заброшенным диким землям была продемонстрирована и по-другому: вниманием к духовному внутреннему миру переселенцев, к здоровью.
В 1915 году в Хор — Тагне была освящена Никольская церковь, остов которой и поныне сохранился, он добротен и удивляет чуткий глаз осколками суровой красоты. На освящение далекой притаежной церквушки прибыл сам владыка из Иркутска. По мнению специалистов-архитекторов в архитектуре Никольской церкви чувствуется матерая рука специалиста-профессионала. Предполагают, что авторство принадлежит ведущему крупному губернскому архитектору Покровскому. Такой же почерк профессионала чувствуется в архитектуре Тагнинского больничного комплекса, построенного в те же времена. «Он относится к редкому примеру по крупности, сохранившему свою первоначальную композицию без значительных утрат и перестроек. Первоначально имел в своем составе 10 зданий различного назначения. На сегодня одно здание утрачено. Постройки выполнены в едином стиле. В основе плана распределения зданий лежит прямоугольник. Фасадное убранство очень скромное основано на контрасте темных рубленых стен и светлых наличников», -такова характеристика архитекторов ЦСН. Комплекс был отстроен в пору заселения 5 тысяч людей, потом население распределилось по заимкам, переселенческим пунктам и убыло из Тагны.
В советское время комплекс хотели разломать, развезти, но вовремя остановились, не разрушив цельности всего строгого ансамбля.
Кто же были люди, кто впервые ступили на земле Око-Тагнинского царства? На сегодня есть уже реальная возможность установить фамилии первых столыпинских поселенцев документально. И не только документально. Отзвуки этой информации — в частушке, бытующей здесь.
На Кареловке – карелы,
На Петровке – все хохлы,
А на Руднике – смешалка,
В Билигире – смоляки.
В результате столыпинской реформы люди сюда прибывали отовсюду. Все они проходили через встречу с крестьянским начальником по переселению в Око — Тагнинский подрайон Райнертом Адамом Адамовичем (жил в Тырети), который и распределял кучно людей по землячеству на обосновании в той или иной местности близ Оки и Тагны. Черемшанку и Федоровский по его направлению заселили выходцы из Уфимской губернии, Пихтинск, Дагник и Средний Пихтинск – люди из Волыно – Подольской губернии, большинство прибывало из Могилевской губернии – их называли здесь могульбой, и из Украины. В «досибирской» судьбе некоторых народов, переселившихся сюда, собраны интересные детали: так выходцы из Волыни – голландцы, но с их происхождением долго не разбирались и называли их немцами, а переселенцы, обосновавшие Кареловку из Тверской губернии – карелы по национальности. Они привезли сюда свой карельский язык, помнят, что вера у них была православная; на сегодня у выходцев из Кареловки не сохранилась национальная одежда, хотя туманно потомки переселенцев помнят об особенностях орнаментов на одежде. Отголоски национальной памяти сохранились и в местной кухне, (например, блюдо «сульчины») (из данных воспоминаний сестер Рюминых, октябрь 1996год). Как наши карелы оказались в Твери, вепсы – в Ленинградской области и Карелии, а немцы на Волыни – это разговор уже другой.
Интересна информация о Хор- Тагнинских поселенцах. Наверное, фамилия Чувашовы там не случайна. Может, существует какая – то связь этой фамилией с национальностью чуваши, переселявшихся сюда с Пермской губернии, с реки Вятки. Интересно, что они обосновались в Хор — Тагне, потом в 20-е годы они появляются и в Тагне (Емельяновы, Герасимовы, Михайловы и другие), т.е. рядом. Относительно рядом и другое селение с чувашами – Ново — Летники, только находятся оно на другом – левом берегу реки Оки – почти напротив Тагны. Зимой ново-летниковские и тагнинские чуваши ходили друг к другу в гости.В документах о промыслах в этих местах значится сведение, что чуваши завезли в эти места пчел из Пермской губернии и появилось здесь бортничество. Не исключительно, что пчелы здесь были благодаря и другим источникам (вечер воспоминаний по истории с.Тагна, 26.10.97года, Третьяков С.). Как и татары в Черемшанке, так и чуваши Хор — Тагны, Тагны сохранили свой язык, остались верны некоторым деталям в одежде (головные уборы, фартуки), сберегли свои обряды, песни, танцы, свою национальную кухню. Так тагнинские чуваши умели варить доброе пиво.
Если старожилы, чалдонье Тагны расположилось вдоль реки, то столыпинские переселенцы пошли уже от берега подальше. Особенно освоение мест от реки ожило с приходом еще одной любопытного землячества из самого сердца России – людей со Смоленской губернии. Смоляки поселились в этих местах, где до них «местные голубику брали». Прозвали их смолокурами здесь не потому, что смолу курили, а потому что пришли они со смоленской земли. Очень смутно потомки помнят о своих предках, как те рассказывали о войне 1812 года на их родине. Сюда привезли они новое дело. Оно странно было здесь и вот почему. Приехавшие издалека и осевшие здесь смоляки – переселенцы вдруг оставляли в Тагне своих баб, а сами уходили в города губернии! Зачем? Были смоляки отменными каменщиками и умели они из камня возводить большие дома. В деревнях нужды в таковых не было, вот и уходили русские мужики на заработки в большие города применять свой талант каменщиков на деле. Свой промысел внедряли они и в Тагне. В этих местах «воды много — хоть утопись, лесу много — хоть удавись» (пихтинская поговорка), принято все из лесу делать, а эти по привычке и по европейскому знанию из камня соорудили в Тагне несколько домов. Если одолеет любопытство, взгляните на бывшую тюрьму, стены из камня которой и поныне сохранились за зданием библиотеке. Каталажка в Тагне стала делом нужным особенно в 20-е годы, да и в 10-е сюда уже стали определять людей в ссылку.
Но это начинается история другая. Время настроение, жизнь стала во многом зависеть от новых политических событий в стране. Вот только раскорчеванные от пней пашни продолжали давать жито, как повелел ей местный крестьянин, да дома в Тагне и в заимках стояли твердо, уверенно.
Да еще в садах выросли красивые могучие кусты черемухи, рябины ветки стали радовать своими плодами – огоньками… Жизнь в Тагне продолжается…

Читайте также:  Чапаев василий переплывал какую реку

Источник

Грустное путешествие

Уважаемая «Восточка»! Хочу поделиться с тобой впечатлениями от посещения мест моего детства.

В 60-е годы прошлого века на реке Тагне, что в Заларинском районе, работала и снабжала электроэнергией весь Заларинский район Тагнинская ГЭС. Она стояла среди удивительной тайги, богатой всякой дичью и зверьём, а река Тагна просто кишела рыбой; водился даже таймень. Директором Тагнинской ГЭС был наш отец А. Н. Прохоров, заслуженный энергетик, воспитавший нас, пятерых детей. Все мы получили образование и пошли по стопам отца — стали энергетиками. Наше детство и юность прошли в этом райском уголке, куда стремились попасть, чтобы отдохнуть от городской суеты, многие.

Со временем ГЭС была демонтирована. Мы все разъехались кто куда, но мысль о посещении этих удивительных мест не покидала нас на протяжении нескольких десятков лет. И вот, наконец, в июне этого года мы, все пятеро, собрались и поехали навестить родные места.

Дорогу нашли с трудом; её почти не было вовсе. Многие деревни, раньше окружавшие ГЭС и имевшие прочные хозяйства, как ветром сдуло. А те, что остались, — одна убогость и запустение. Вместо ожидаемой радости — слёзы. От взорванной ГЭС остались одни траншеи; там, где жил обслуживающий персонал, — заросли. Вместо богатейшей тайги — сплошь вырубки ценных пород хвойных деревьев да чёрные гари. При виде всего этого нас охватило отчаяние. Как же жестоко мы, люди, обращаемся со своим лесным богатством! Впрочем, хозяйничающим в сибирской тайге кооператорам на сибирскую природу наплевать. Им бы только набить свои кошельки. А что после них остаётся, им не интересно.

Где же органы, которые должны отслеживать, как ведётся хозяйство на отведённых коммерческим фирмам делянах? Перед кем этим случайным, очень часто пришлым людям держать ответ за своё разграбление лесных запасов? Выходит, что не перед кем. А настоящие хозяева тайги — простые сибиряки — живут убого и в нищете. Разве это справедливо?

Читайте также:  Река кама хозяйственное значение реки

С чувством какой-то своей личной вины мы возвращались из наших когда-то удивительных родных мест.

Источник



Река тагна заларинский район

Герб иркутской области

Герб Заларинского района

Муниципальное бюджетное учреждение культуры
«Заларинский районный краеведческий музей»
(МБУК «Заларинский РКМ»)

  • Главная
  • Афиша
  • Новости
  • Виртуальные экскурсии
  • БИБЛИОГРАФИЯ
  • Стена Памяти Великой Отечествен. войны
  • Тагнинский филиал
  • Документы музея
  • Контакты и состав музея
  • Реквизиты
  • Отзывы
  • Режим и график работы
  • Фонды музея

Новое лесное чудо в Тагне!

В газете как-то сообщалось, что, по результатам проверки, самой чистой и наиболее пригодной для питья оказалась вода реки Тагна. Многие жители района покупают бутилированную Тагнинскую воду, взятую из артезианской скважины, находящейся на территории больничного комплекса в деревни Тагна. Более того, ее считают целебной. Недаром там возникают целые очереди из машин, желающих набрать себе побольше этой воды.

Но не многие знают, что действительно целебная и поистине волшебная вода находится в другом источнике, который местные жители называют «Фонтан». Он находится в лесу, в двух километрах от деревни. Долгое время из-под земли действительно бил фонтан, достигающий в высоту около 10 метров. В Тагнинском музее сохранились фотография раненых, лечившихся у нас в госпитале во время Великой Отечественной войны и сидящих на фоне этого фонтана. В госпитале была в то время такая процедура: идти на «Фонтан», чтобы пить и омываться его водой. И раненые исцелялись!

Но постепенно высота «Фонтана» снижалась. Школьники 1960-70-ых годов помнят, как водил их на лыжах к «Фонтану» учитель физкультуры, ныне покойный, Штельмах Дмитрий Игнатьевич, и как они любовались взмывающей вверх метров на 5 водой и как красиво потом капельки, падая, превращались на морозе в блестящие шарики.

Старожилы издавна использовали воду источника как для лечения, так и для бытовых нужд. Говорили, что хлеб, замешанный на этой воде, долго не черствеет…

Читайте также:  Реки мыть надо мной

Как возник источник, никто толком не знает, зато легенд об этом существует множество. По одной из них, ударила молния — и забил фонтан из-под земли. Но как давно это случилось? И кто забил в источник трубу? Больничный комплекс построен в Тагне в 1903 году. Можно предложить, что уже тогда рассчитывали использовать «Фонтан» для лечения больных?

В 80-х прошлого века после наводнения большую часть трубы снесло, и фонтан перестал бить в высоту, но источник остался живым и дарит нам целебную воду и днем, и ночью, и зимой, и летом. В 2018году экологическая команда единомышленников (Н.С. Гайдукова. О.В. Темникова, Г.В. Третьякова) провели первую разведку по установке тропы после длительной паузы. Осенью уже целая команда любителей природы- ветераны клуба «Светоч», ветераны труда — работники культуры совершили первый организованный и насыщенный культурной программой и заданиями поход к фонтану и были очень довольны. Подышали настоянным на хвое чистейшим воздухом, увидели редкие в произрастании растения, совершили пешую полезную для здоровья прогулку , получили эстетическое удовольствие от созерцания голубого хрустального кружения волшебной воды.

Сегодня организацией похода к фонтану занимается зав. Тагнинским этнографическим музеем Е.В. Авраменко. Ею и ее помощником С.К Литвинович уже в этом году было проведено два похода, в том числе и с детьми. Здоровье от пешего маршрута, хвойного настоя воздуха и целебной воду было и будет обеспечено всем. Приглашаем всех желающих в любое время года пожаловать в гости к «Фонтану». Работники Тагнинского музея проводят Вас и по дороге предложат Вам занимательные остановки.

Посмотрите на наши снимки: настоящий сказочный лес! А какой воздух в хвойном зимнем лесу! Как завораживает кружение воды в источнике!

Приезжайте к нам, набирайте себе целебной воды и будьте здоровы!

Е.Авраменко, О. Преловская. С. Тагна.

poxod thumb

Просмотров: 580 Опубликовано 06.02.2019 06:19

Источник

Adblock
detector