Меню

Река ока от калуги до алексина

Река Ока

Река Ока — крупнейший правый приток реки Волги, длиной почти 1500 км (1498,6 км), протекающая по территории 7 областей Центральной России, на берегах которой расположены такие города как Орел (Орловская область), Калуга (Калужская область), Алексин (Тульская область), Серпухов (Московская область), Кашира (Московская область), Коломна (Московская область), Константиново (Рязанская область), Рязань (Рязанская область), Касимов (Рязанская область), Муром (Владимирская область), Павлово (Нижегородская область), Дзержинск (Нижегородская область) и Нижний Новгород.

Исток, устье и притоки Оки

Исток реки Оки находится у деревни Александровка в Глазуновском районе Орловской области, далее Ока устремляется к востоку, принимая воду десятков притоков, наиболее известные из них: река Москва, Клязьма, Угра, Нара, Протва. А устье Оки находится в Нижнем Новгороде, где она впадает в Волгу. Окская вода выносит из болот много торфа и сильно отличается по цвету от волжской воды. Границу вод можно различить спустя несколько километров после слияния двух рек. Площадь водосборного бассейна Оки — 245 000 км кв.

Глубина Оки

Ока не может похвастаться большими глубинами. В месте впадения в Оку реки Москвы глубина составляет 6,8 метров, на участке от Коломны до Рязани есть места с глубиной до 10 метров по судовому ходу, но средняя глубина от 3 до 6 метров. Выше шлюза в Белоомуте глубина Оки 4,2 метра, ниже — 1,9 метров. У гидроузла в Кузьминске — 2,5 и 1,6 метра соответственно. В районе Рязани глубина от 2,8 до 8 метров. На участке от Рязани до Касимова есть места с глубиной до 13,8 метров (между перекатами Устранский и Волганский). В районе Касимова Ока имеет глубину от 3,5 метров до 7,8 метров, в Муроме — от 2,1 до 3,6 метров. В месте впадения Оки в Волгу в Нижнем Новгороде ее глубина 3,6 — 4,1 метра.

Гидроузлы на Оке

Круизы по реке Оке

Из-за малых глубин по Оке ходят только двухпалубные теплоходы проекта 305 — «Александр Свешников», «Алдан», «Бородино», «Василий Чапаев», «Григорий Пирогов» и «Сергей Образцов». До постройки в 2015 году нового гидроузла «Кузьминск», находящегося в Рязанской области у села Константиново и заменившего собой старый 1914 года постройки, круизное судоходство по Оке было возможно лишь с конца апреля и до начала июня, когда сохранялись высокие паводковые уровни воды. Далее река мелела и теплоходы в лучшем случае могли пройти снизу, от Нижнего Новгорода, до Рязани — если было дождливое лето, но обычно доходили лишь до Мурома или Касимова. С началом осени и сезона дождей появлялась возможность вновь пройти по Оке до реки Москвы, но не каждый год. С вводом в 2020 году нового гидроузла в Белоомуте, который должен заменить гидроузел 1915 года постройки, проблемы необходимых глубин на Оке должны быть решены.

Чаще всего круизы по Оке выполняются по следующим маршрутам:

Москва — Константиново
Москва — Константиново — Коломна
Москва — Рязань — Константиново — Коломна
Москва — Муром
Москва — Нижний Новгород — Москва
Нижний Новгород — Москва — Нижний Новгород
Нижний Новгород — Рязань

Есть и такие круизы, которые называются «Московская кругосветка»: теплоход отправляется с Северного речного вокзала Москвы, проходит по Каналу имени Москвы до Волги, затем спускается по ней до Нижнего Новгорода, заходит в Оку и поднимается по ней Коломны, где уже по реке Москве следует до Южного речного вокзала столицы.

Мосты на реке Оке (вниз по течению от Калуги):

Гагаринский автодорожный мост (Калуга)
Автодорожный мост в Калуге (Тульское шоссе)
Турынинский мост (Калуга)
Дугнинский понтонный мост
Железнодорожный мост в Алексине
Автодорожные мосты в Алексине
Железнодорожный мост Курского направления Московской железной дороги (Серпухов)
Автодорожный мост трассы М-2 «Крым»
Автодорожный мост трассы М-4 «Дон»
Автодорожный мост Каширского шоссе (Ступино)
Железнодорожные мосты Павелецкого направления Московской железной дороги (Ступино)
Разводной понтонный мост в городе Озёры
Щуровский автомобильный мост (Коломна)
Щуровский железнодорожный мост (Коломна)
Коробчеевский автомобильный мост (Коломна)
Рязанский автомобильный мост (Рязань)
Касимовский автомобильный мост (Касимов)
Муромский железнодорожный мост (Муром)
Муромский автомобильный мост (Муром)
Павловский наплавной понтонный мост (Павлово)
Гнилицкий автомобильный мост (Нижний Новгород)
Сартаковский железнодорожный мост (Нижний Новгород)
Мызинский автомобильный мост (Нижний Новгород)
Молитовский автомобильный мост (Нижний Новгород)
Нижегородский авто-метромост (Нижний Новгород)
Канавинский автомобильный мост (Нижний Новгород)

Источник

Река ока от калуги до алексина

Ока. Самая русская река мелеет

Владимир Дергачев

https://i-fakt.ru/wp-content/uploads/2020/04/fakty-reka-oka.jpg
«Реки, несущие животворную влагу по нашей планете,
как живые ленты, разбегаются по всем закоулкам земли.
И среди них красавица Ока — самая русская река»
Константин Паустовский
Река Ока — крупнейший правый приток Волги протяженностью 1500 км течёт по Орловской, Тульской, Калужской, Московской, Рязанской, Владимирской и Нижегородской областям. Крупнейшие города на Оке — Орёл, Калуга, Алексин, Серпухов, Кашира, Ступино, Коломна, Рязань, Касимов, Муром, Павлово, Дзержинск и Нижний Новгород в устье реки.

Читайте также:  Желоб для реки это

На правом берегу реки близ города Чекалина (Тульская область) сохранились остатки основанного еще в конце 11 века древнерусского города-крепости вятичей Дивягорска, входившего в Черниговское княжество. Ока — исторически важный водный путь средневековой Древней Руси, соединяющей Днепр, Десну, Дон с Волгой с помощью волоков и притоков Угра, Москва-река, Зуша, Тихая Сосна, Воронеж и другие.

Регулярное судоходство на реках Волге, Москве и Оке существовало в XIX веке. Но реки Москва и Ока в периоды межени часто оказывались непроходимы для большинства пароходов. У кампании Самолёт существовал регулярный маршрут от Нижнего Новгорода до Рязани. До 1860-х годов Ока была судоходна от Орла вниз по течению, но только во время половодья или с использованием накопительных плотин. Во второй половине 19 века была создана первая лоция Оки (от Каширы до устья), которая в дальнейшем неоднократно обновлялась. В верхнем течении реки имеется несколько водохранилищ. На Москве-реке к 1837 году для повышения уровня воды в центре Москве были построены Бабьегородская плотина и Краснохолмский шлюз. От Коломны до Нижнего Новгорода стали плавать пароходы с туристами. В 1873 году образовалось «Товарищество Москворецкого туерного пароходства», поставившее своей целью развить водный транспорт на реке. Туер (цепной пароход, буксир) двигался вдоль уложенной по дну цепи или троса. С начала XX века их начали вытеснять другие типы судов. Товарищество к 1878 году построило шесть плотин со шлюзами, они обеспечили проход судов с осадкой до 90 см от устья реки до города Москвы.

Ниже устья Москвы-реки на протяжении 100 км река Ока шлюзована плотинами Белоомутского и Кузьминского гидроузлов, воздвигнутыми в 1910 – 1914 годы. Это позволило соединить Москву с рекой Волгой и Поволжьем, включая один из крупнейших российских торгово-промышленных центров — Нижний Новгород, и обеспечить гарантированные глубины для судоходства. В 1930-ые годы после постройки канала имени Москвы стало возможным речное пассажирское движение непосредственно из столицы вниз по Волге. Одновременно с этим приток воды из Волги значительно увеличил сток Москвы-реки (на 40%) и это позволило сделать регулярным судоходство и по Москве-реке от города Москва до устья (Коломны). Был построен Южный речной вокзал в черте Москвы, однако планы регулярного пассажирского движения по Москве-реке и Оке были прерваны Великой Отечественной войной.

До 1990-х годов река была судоходной до Чекалина (1200 км от устья). В советском прошлом на Оке в летнее время действовал регулярный, общедоступный водный пассажирский транспорт на направлениях: Калуга — Алексин, Алексин — Серпухов, Серпухов — Кашира, Серпухов — Прилуки, Коломна — Серпухов. В начале 2000-х годов судоходство начиналось от Калуги, транзитное — от Коломны (от устья реки Москвы). Судоходные глубины достигались в основном весной и осенью в период повышения уровня воды. Реконструированный к 2015 году Кузьминский гидроузел, расположенный между Константиновом (родиной Есенина) и Рязанью, частично улучшил судоходство. К 2019 году осуществлена кардинальная реконструкция Белоомутского гидроузла (ниже Коломны по течению) с двумя шлюзами и каналам для прохождения судов и попуска воды. Через реку наведено 72 автомобильных моста, работает свыше десятка паромных переправ.

Источник

Тема: Из Калуги в Алексин по Оке

Опции темы

Из Калуги в Алексин по Оке

Наконец-то, я созрел для рассказа о своей поездке. Это, можно сказать, давняя мечта прокатиться на Луче из Калуги до Алексина и обратно. К тому же прочтение отзывов о путешествии по этому маршруту ещё больше подкрепляли желание. Сразу скажу, что Ока действительно в тех местах очень красива.
Поездка состоялась 25 июня, в замечательный субботний день. По пути Луч делает остановки у прилегающих к реке деревням, в которых выходят или заходят люди — просто так не останавливается. У него есть уже наезженные места, о которых нужно просто знать, т.е. найти без помощи знающих места остановок весьма сложно (в том числе в Калуге и Алексине).

Из Калуги теплоход отправляется по расписанию в 8.00.

Но теплоход пришел заранее, всех посадил и мы отошли минут на 5-10 раньше. Народу было много (с учетом 51-го посадочного места ещё человек 30 при отходе от Калуги стояли). Но прошло чуть меньше часа и мы с подружкой уже сидели и начали наслаждаться красивыми Окскими пейзажами. Фотографировать было, к сожалению, неочень удобно (вперед на площадку, естественно, не пускали), но всё-таки я старался это сделать.

Пантонный мост около поселка Дугна. Прошлым летом, когда была засуха Луч доходил только до этой остановки, далее до Алексина не ходил из-за недостаточности глубин.

Вот мы уже в Алексине.

Читайте также:  Все реки центральной африки

Время 10.30 и Луч нас высаживает около автомобильного моста, т.е. путь занял у нас 2,5 часа.

Источник



Река ока от калуги до алексина

Данный участок Оки протяженностью около семидесяти километров редко упоминается в рыболовной литературе. Отчасти это объясняется удаленностью от Москвы и относительно слабо развитыми транспортными коммуникациями. Вместе с тем интерес рыболовов (в первую очередь любителей спиннинга) к этому району возрастает. В последние годы на небольших отрезках реки между Алексином и Калугой можно наблюдать скопления спиннингистов, характерные больше для популярных у московских рыболовов точек вблизи Серпухова, Каширы или Белоомута.

Чем же интересен этот участок Оки для спиннингиста? Что отличает его от расположенных ниже по течению окских просторов?

В первую очередь о самой реке и ее притоках. На рассматриваемом участке пойма Оки пролегает между живописными холмами, пересекаемыми глубокими балками и оврагами. Поросшие лесом высокие берега сменяются заливными лугами. Ширина реки редко превосходит 200 м. Средняя глубина менее 1,5 м. Периодически встречаются ямы глубиной до 5 — 8 м. Скорость течения в среднем более 0,5 км/ч. В некоторых местах, где река особенно узкая и мелкая (например, ниже автомобильного моста в г. Алексине), течение настолько сильное, что уместным будет сравнение с горными реками. Плесы с умеренным течением и глубинами сочетаются с вытянутыми на десятки метров песчаными отмелями. Левый берег более обжитой и доступный для проезда на автотранспорте. По правому берегу наезженные дороги проходят в стороне от реки. Хороший подъезд к воде встречается здесь не чаще, чем малонаселенные полузаброшенные деревеньки, для которых наиболее доступным средством сообщения с «внешним миром» является пассажирский катер «Луч», курсирующий по маршруту Калуга — Серпухов. Выше Алексина Ока вообще малосудоходна. Помимо упомянутого катера, типичными представителями местного речного флота являются бакенщики класса «Путейский» да моторные лодки. Массивные баржи, характерные для нижнего и среднего течения Оки, проплывают здесь крайне редко. Гидротехнических сооружений тоже немного и они не оказывают существенного влияния на общую гидрологическую обстановку.

Следует сказать несколько слов и об экологической ситуации. Основным источником загрязнения Оки в данном районе являются промышленные предприятия Калуги и Орла, однако в последние годы, в связи с резким сокращением производства, количество токсичных отходов, сливаемых в Оку и реки ее бассейна, заметно уменьшилось. Косвенно это подтверждается увеличением количества раков и рыбы ценных видов (в том числе и стерляди). Еще одним фактором, влияющим на чистоту воды, являются многочисленные родники, которые в этих краях называют «колодцами» (Святой колодец, Змеиный колодец и т.п.). Во многом благодаря этому, местная рыба отличается превосходными гастрономическими качествами.

Холмистость рельефа, быстрое течение и разнообразные притоки являются источником неоднородностей дна реки, служащих укрытием для различных хищников. Для спиннингиста наиболее привлекательными являются многочисленные перекаты, подводные косы с ярко выраженным перепадом глубин, россыпи камней, небольшие островки из песка и щебня. Что касается подводных ям и оврагов, то причиной их появления нередко является работа земснаряда по углублению фарватера или добыча грунта. В первое время такие искусственно созданные ямы становятся прибежищем судака, сома, крупной щуки и других любителей искать «где глубже». Однако через два-три года ямы затягиваются песком, что часто сопровождается оползанием берега, незапланированным изменением русла реки и другим негативными последствиями. Но это тема для отдельного обсуждения, выходящая за рамки настоящей статьи.

Перспективными для охоты на хищников являются также устья притоков, многие из которых (Мышега, Крушма, Ужердь и др.) интересны сами по себе и заслуживают отдельного упоминания. В среднем относительно мелководные, они изобилуют каменистыми перекатами и глубокими омутами, некоторые из которых когда-то имели хозяйственное значение. Например, недалеко от устья реки Крушма, пойма которой является государственным заказником, есть небольшой омут, где сохранились сваи от некогда известной в округе водяной мельницы.

Основные объекты ловли спиннингом — жерех, судак, голавль, окунь, щука, язь. Реже ловятся сом и налим. Одна из главных особенностей видового состава хищных рыб данного участка Оки — преобладание жереха и голавля. Если в 80-х и начале 90-х доли жереха и судака в уловах спиннингистов были примерно равны, то в последние 5—7 лет это соотношение явно изменилось в сторону преобладания жереха. Ловля его в этих краях особенно добычлива, и опытные спиннингисты вправе рассчитывать не только на большое число пойманных «хвостов», но и на трофейные экземпляры весом свыше 3 кг. Что касается голавля, то по своей численности он превосходит всех остальных хищников (возможно вместе взятых). Однако крупный голавль (более килограмма) добычей спиннингистов становится нечасто. Последнее в значительной мере относится и к язю. Окуня ощутимо меньше, чем в нижнем течении Оки, но вполне достаточно, чтобы рассматривать его как отдельный объект охоты, заслуживающий того, чтобы специально заняться его ловлей. Значительно хуже обстоит дело со щукой, которая непосредственно в Оке попадается эпизодически. В связи с этим любителям ловли щуки можно порекомендовать упомянутые выше притоки, где встреча с зубастой хищницей более вероятна, чем на самой Оке.

Читайте также:  Три девушки в речке

Перечисленные особенности реки и видового состава ее обитателей во многом определяют выбор снасти и снаряжения. На сильном течении и при небольших глубинах: использование лодки (особенно резиновой) в ряде случаев нецелесообразно, поэтому на первый план выходит ловля взабродку в болотных сапогах или комбинезоне. При охоте за верховой рыбой (жерехом, голавлем, язем) не лишними окажутся поляризационные очки. С учетом холмистой местности и крутых берегов их использование может существенно повлиять на поиск рыбы и результаты ловли. Подробнее об особенностях ловли взабродку можно узнать, прочитав статью Рональда Миккелайтиса «Всегда на шаг впереди. «, опубликованную во втором номере журнала «Рыбачьте с нами» за 1999 год. При ловле с берега или взабродку, вне зависимости от вида предполагаемой добычи, предпочтительнее использовать длинное удилище (не менее 2.70 м). Для карповых и окуня подойдут удилища параболического или полупараболического строя сверхлегкого или легкого класса (за исключением, пожалуй, тех случаев, когда для ловли жереха используются тяжелые приманки). Для судака и щуки желательно удилище быстрого строя, позволяющее забрасывать приманки весом до 35 — 40 г. Впрочем, последние рекомендации весьма условны, т.к. выбор удилища во многом зависит от конкретных ситуаций и личных пристрастий рыболова. Аналогичное замечание справедливо и в отношении катушек. В большинстве случаев вполне подойдет безынерционная средних размеров с открытой шпулей, вмещающей не менее 150 м лески диаметром 0,25 мм и передаточным соотношением от 1х4 до 1х5. Что касается инерционных катушек, то армия их поклонников, особенно в российской провинции, по-прежнему довольно многочисленна. Среди “инерционок” пальма первенства бесспорно принадлежит «Невской» — наиболее удачной и оптимальной по соотношению цена/качество отечественной модели.

Что касается блесен, то универсальной и уловистой приманкой для голавля и язя, конечно, будут “вертушки”. Наиболее активно эти осторожные хищники реагируют на небольшие (№ 0,1,2) «вертушки» неоднородной окраски. Хорошо зарекомендовали себя приманки с яркими точечными вкраплениями (“Mepps”, “Black Fury”, “Blue Fox”, “Hot Pepper” и подобные), а также блесны с «хвостовым оперением» (например, “Mepps Aglia Long Dressed”). При ловле голавля на сильном течении целесообразно использовать “вертушки” с узким удлиненным лепестком, которые обладают меньшим лобовым сопротивлением и в таких условиях работают более стабильно, чем блесны с широким лепестком. В тех случаях, когда требуется дальний заброс (обычно при ловле жереха или судака), легкие вращающиеся блесны можно дооснастить груз-головкой весом 7 — 10 г. Помимо вращающихся блесен с груз-головкой жерех и судак неплохо ловятся на различные колеблющиеся блесны. Это и знаменитый “кастмастер”, по праву считающийся одной из лучших жереховых приманок, и более доступные отечественные блесны, среди которых хочется выделить «Играющую» и «Сенеж» производства московского завода «Сатурн». У алексинских спиннингистов особой любовью пользуется «трехгранка». Эта тяжелая компактная блесна, чем-то напоминающая популярные среди любителей морской рыбалки пилькеры, одинаково хорошо зарекомендовала себя как при ловле судака, так и жереха. С той лишь разницей, что судак предпочитает медленную равномерную или ступенчатую проводку у самого дна, а жерех чаще атакует приманку, быстро движущуюся вполводы или у поверхности. Говоря о других видах приманок, следует отметить, что поролоно-силиконовый «бум» в Тульской и Калужской областях не так ярко выражен, как на подмосковных водоемах, поэтому малознакомые местному хищнику твистер, виброхвост или поролоновая рыбка могут предопределить успех ловли. В справедливости этого предположения я неоднократно убеждался, заменяя в процессе ловли блесну на джиговую приманку.

Завершая краткий обзор спиннинговых приманок, следует упомянуть о ловле на плавающие воблеры сплавом. Между Калугой и Алексином достаточно мест, где такой способ ловли заслуживает особого внимания. Одно из них — понтонный мост у поселка Дугна, где есть хорошие подъезды к реке и в достатке жереха, судака и голавля — основных объектов ловли на воблер.

Наконец, несколько слов о леске. В большинстве случаев достаточной является разрывная прочность в пределах 3,5 — 6,5 кг, что приблизительно соответствует диаметрам 0,2 — 0,28 мм для моножильных лесок. При этом, если в качестве основной используется леска диаметром 0,25 мм или больше, то желательно наличие запасной шпули с более тонкой леской и наоборот. А вот “неперекусываемый” поводок скорее всего не понадобится. И не только из-за малого количества щуки, но еще и потому, что значительная доля перекусываний, а вернее «срезаний» лески происходит в тех случаях, когда щука атакует приманку на встречном движении, выскакивая из зарослей тростника, кувшинки и другой прибрежной растительности, которая в этих местах довольно скудная.

Источник

Adblock
detector