Меню

Река колва пермская область

Река Колва на Северном Урале

Любой рассказ о природе Северного Урала будет неполным, если в нем не упомянуть реку Колву . В рейтинге туристов-водников эта река по праву занимает одно из ведущих мест. Главной особенностью сплава по реке Колве является историческая и культурная насыщенность такого маршрута. Колва не может похвастаться великолепием камней-останцев, как Вишера, не может поразить внимание своим стремительным течением и горным живописным ландшафтом, как Березовая. Зато она дает возможность окунуться в историю Прикамья и Урала и насладиться древней церковной архитектурой. По берегу Колвы стоит огромное количество деревень и поселков, история которых уходит в самую глубь веков. Почти в каждом населенном пункте есть церковь, купеческие дома или другие объекты, интересные для туристов. Кроме того, на берегах Колвы происходили значительные и знаменательные исторические события не только местного масштаба, но и значимые в рамках становления всей России. Любому, кто увлекается историей России, будет интересно посетить такие места, как яма Михаила Романова в Ныробе, Узкая Улочка, сам город Чердынь и др.

Начинается Колва с Колвинского Камня (772 м) — большого горного кряжа, который является частью Западно-Уральских увалов. Верховья реки пустынны и не обжиты людьми. Самая дальняя деревенька на Колве — Дий, пристанище старообрядцев-раскольников и та, на сегодняшний день, заброшена. Верховья Колвы — это Мекка для рыбаков и охотников. В силу своей труднодоступности этот район до сих пор богат рыбой (европейский хариус, таймень, щука), а его окрестности животными. На Верхней Колве даже в январе, в период, который среди местных рыбаков считается самым «мертвым сезоном» и глухозимьем, ловят хариуса. Недаром, само название реки переводится с мансийского как «рыбная река» — «кол-ва». Вообще, добраться до верховьем Колвы можно тремя способами: подняться по самой реке на моторной лодке, пройти пешком через Свердловскую область и Главный Уральских Хребет, и, последний, самый приятный и, конечно же, дорогой — на вертолете.

Но это не значит, что желающим побывать на Колве надо про нее забыть. Эта река довольно большая и длинная — более 450 км в длину. Площадь ее водосбора составляет 13,5 тысяч квадратных километров! А это значит, что «самодеятельные» туристы могут начать сплав по реке с ее среднего течения и нисколько в этом не проиграют. В своем среднем течении река более богата на поселки и деревни и уже больше подходит для водного туристического сплава. На пути туристов, сплавляющихся по Колве , будут стоять населенные пункты с многовековой историей, богатой на события и факты: Искор (он находится не на самой Колве , но «радиалку» можно сделать), древнее городище Искора и Узкая Улочка, Бигичи, Покча, Вильгорт, Камгорт, сам город Чердынь и др. Как уже говорилось выше, практически в каждом из этих поселков или деревень можно полюбоваться на шедевры деревянного и каменного зодчества. В Бигичах до сих пор стоит (правда, в плачевном состоянии) деревянная церковь, которая, как говорят, сделана без единого металлического гвоздя. В Искоре можно полюбоваться на церковь Рождества Христова (построенную в 1783 г.), в Покче интересно будет посетить каменную Благовещенскую церковь, а также посмотреть на жилые и хозяйственные постройки местных купцов, которые жили здесь когда-то.

Опять же, при разговоре о Колве неправильным будет делать акцент только на исторической и культурной составляющей. Есть на реке и чисто природные и ландшафтные достопримечательности. Одна Дивья пещера (стоит в десяти километрах от Ныроба) достойна отдельного разговора. Протяженность пещеры более 10 (десяти) километров и это самая длинная пещера в Пермском крае. Максимальная глубина пещеры — 28 метров. Дивья имеет несколько крупных гротов, на дне которых целые озера. Пещера знаменита своей уникальной флорой и фауной. Кроме этого, она популярна среди туристов благодаря своей красоте и необычности форм всевозможных сталагмитов и сталактитов. Вот как описывается Дивья пещера в книге «Туризм в Пермской области»: «В пещере сохранились редкие по красоте и изяществу кальцитовые натеки. Это и массивные занавесы с узорчатой бахромой внизу в гроте Кружевном, щетки кальцитовых кристаллов, напоминающие грозди винограда, в гроте Кристальном, тоненькие трубочки сталактитов — брчки, небольшие единичные сталактиты и сталагмиты, и каскады натеков, колонны и многоярусные пагоды в гроте Индийском. Есть очень крупные сталагмиты высотой до 3 м, диаметром 1,5 м (грот Столбовой)». Также, заслуживает внимания туристов водопад Алай в Дивьем камне, который находится недалеко от Дивьей пещеры.

Если вы любите водный туризм и интересуетесь историей России и Урала, то в вашем «туристическом лексиконе» обязательно должен появиться такое имя, как Колва .

Источник

Река Колва

Река на севере Пермского края, крупнейший правый приток реки Вишеры, относящейся к бассейну реки Камы. Это четвертая по длине река Пермского края. Здесь расположена самая длинная пещера Урала, стоят причудливые скалы, а на высоких берегах скрываются загадочные древние чудские городища.

Колва начинается на юго-восточном склоне горы Колвинский камень на высоте 575 метров, близ границы с республикой Коми. Длина реки составляет 460 километров. Для сравнения длина Вишеры, в которую впадет Колва, всего лишь 415 км. Это дает повод задуматься какая река главнее: Колва или Вишера, Кама или Волга.

Колва течет по диким, малолюдным местам, населенных пунктов немного. Площадь бассейна — 13500 км2. Средний уклон — 0,3 м/км. Течет преимущественно на юго-запад. Крупнейшие притоки: Березовая и Вишерка. Каменистые участки берега чередуются с песчаными. Колва впадает в Вишеру за 34 километра от ее устья.

Название реки, по наиболее распространенной версии, означает «рыбная река».

На Колве встречаются скалы (хотя их и немного). Самые известные из них: Дивий, Боец, Ветлан, Бобыкский. В 6 км севернее Ныроба Колва пересекает горный Полюдов Кряж. Здесь же расположена пещера Дивья длиной 10100 метров. На протяжении долгого времени и до недавних пор она была самой длинной на Урале, пока её не опередила пещера Киндерлинская (им. 30-летия Победы) в Республике Башкортостан.

Дивья пещера издавна овеяна легендами. Предлагаю заглянуть в книгу «Предания и легенды Урала» (Свердловск, 1991):

«Где-то около Ныроба есть очень большая пещера. Такая большая, что надо целый фунт свечей, чтобы ее выходить. В этой пещере сидит не то разбойник, не то богатырь. Косая сажень в плечах. Богатырь сидит возле стола, а рядом конь стоит в полном снаряжении. На полу возле богатыря палица, что ли, лежит. Кто заходит бедный человек в пещеру, выдвигай из стола ящик и бери оттуда одной рукой горсть золота, а другой — серебра. Ну, сколько в горсть-то уйдет: не больше. Взял и ящик опять задвинь в стол. Какой такой богатырь, то ли закляненный, то ли до времени он сидит, не знаю уж. Так вот я слышал от своей матери» (Записано в 1940 г. от С.С. Каргаполова, 1874 г.р.).

В XIX веке В.Н. Берх записал со слова М.Д. Пономарева легенду о Дивьем камне и других скалах на Колве:

«Здесь жила дева, управляющая чудским народом. Мы. не имеем о ней обстоятельных сведений, а слышал я только от стариков, что она славилась умом и миролюбием. Торговлю вела она с чудаками, жившими в Искоре, и езжала к ним безбоязненно и одна.

На восточном берегу Колвы камень Светик — имя дано потому, что под оным находятся круглые ворота, насквозь светящиеся.

Камень-боец с пасынком название получил потому, что соляные лодьи, хаживавшие в прежние времена по Колве, нередко об оный сокрушались. Пасынок, выдавшийся в реку, покрывается большой водой. Этот камень-боец весьма опасен».

Колва имела большое историческое значение. На Колве стоит город Чердынь – бывшая столица этих земель. В прошлом до Чердыни ходили пароходы. В начале XX века они поднимались и выше — вплоть до села Тулпан (262 километров от устья), а в 1960-70-х годах весной суда по Колве поднимались до Корепино (183 километра от устья). Работала и пассажирская линия Чердынь — Корепино.

Тут проходил путь в Печорский край: по рекам Колве, Вишерке, Чусовскому озеру, речкам Березовке, Вогулке, затем по сухопутному Печорскому волоку и речке Волоснице до реки Печоры. Около камня Ветлан в прошлом была пароходная пристань.

По берегам найдено несколько древних городищ (местные жители приписывали их легендарным народам, называя чудскими). При их изучении археологи находили восточные монеты, что подтверждает древние связи Северного Урала с Востоком. Так, городища были на камнях Ветлан и Дивий.

Постоянное русское население на Верхней Колве формировалось в начале XVIII века, люди пришлю сюда из-под Чердыни. Самым верхним населенным пунктом была деревня Дий в 392 километрах от устья. Река была единственным транспортным путем. Летом добирались на лодках, а зимой по льду на лошадях.

На Колве хорошая рыбалка. Неспроста, как считают лингвисты, ее название означает «рыбная река». Особенно ценится хариус, которого много в верховьях реки. Также встречаются таймень и стерлядь. В среднем и нижнем течении: щука, лещ, окунь, ерш, язь, жерех, налим, елец, чехонь, подуст.

Крупнейший левый приток Колвы — река Березовая, протяженностью 208 километров. Она славится своей сказочной красотой и пользуется популярностью среди туристов-сплавщиков.

Н.Е. Ермилов о Колве

Интересные записи о Колве можно прочесть в путевых очерках Н.Е. Ермилова «Поездка на Печору» 1888 года. Приведу фрагмент из книги.

«Вверх по реке Колве мы тронулись 8 июня в 7 ½ часов вечера на пароходе, принадлежащем крестьянину Г.П. Вилесову. Пароход этот исключительно буксирный и не имеет никаких приспособлений для перевоза пассажиров, простроен, как мне говорили, механиком самоучкой крестьянином Стоиловым. Пришлось разместиться всем нам на открытой палубе, подвергаясь влиянию всех атмосферный перемен, которые, впрочем, были ничто в сравнении с огненным дождем, осыпавшим нас всю дорогу. Не удивляйтесь, читатель, — действительно на нас падал огненный дождь искр из пароходной трубы, не имевшей ровно никаких приспособлений против этого. В итоге действия огненного дождя оказалось прожженное на всех нас платье, а на некоторых даже и обжоги, так как вылетавших из трубы искры или, вернее, угли от сырых дров были значительных размеров. От них нельзя было уберечься, даже встав против ветра: река Колва чрезвычайно извилиста и потому направление ветра относительно нас поминутно менялось.

Колва, судоходная от устья до Чердыни в течение всей навигации, далее к верху судоходна лишь весною и осенью, когда вода в ней стоит выше воды меженной, по крайне мере, на аршин. Другим препятствием судоходству, кроме низкого уровня воды, служат перекаты – длинные каменистые мели, обилующие по реке; таких перекатов по Колве насчитывается 17…

Берега Колвы, начиная от Чердыни, верст на 30 вверх по реке представляют обыкновенную картину речных берегов: левый берег низменный, заливной, покрытый ивняком, за которым следует лиственный, перемешанный с хвоем, лес; правый берег возвышенный и по мере удаления от Чердыни принимающий все более и более горный характер, распространяющий затем и на левый берег, так что уже версте на сороковой от Чердыни оба берега представляют высокие нависшие над рекою гористые возвышения, из которых выдаются громадных размеров скалы, одиноко возвышающиеся над рекой. Таких скал по берегам Колвы, особенно замечательных, четыре, называемых по-местному «камнями», как и всякая гора: Дивий-камень и Боец-камень – на правом берегу реки, и Ветлан и Бобыков на левом. Самый высокий камень Бобыков, на взгляд – сажен в 80 вышиною [170 метров], средний – Дивий-камень и самый меньший – Боец. Наслоения пород, их составляющих, вертикальное, так что общий вид каждого из них представляет сплошной серый утес, как бы разделенный на массу пирамид, обросших наверху и по сторонам мелким зеленым лесом. Утесы эти возвышаются совершенно отвесно над рекой и представляют действительно подавляющую своим величием картину. Не даром же по поводу Дивьего камня у народа сложилось предание, основанием которого служит грандиозность этих утесов. Рассказывают, что, будто бы, в старину на камнях Дивьем и Ветлане (а находятся они в нескольких саженях наискось друг против друга, через реку) жили девы-богатыри, которые пряли на вершинах скал и перекидывали через реку, со скалы на скалу, свои громадные веретена.

Читайте также:  Река иртыш многоводнее реки

Как раз против Бобыкова камня, на горе высокого правого берега Колвы, есть незначительное отверстие, в которое с трудом может пролезть человек; за отверстием следует, направляясь постепенно вниз, в глубину до сажени, узкий коридор, который приходится проползти на четвереньках; но затем коридор этот, постепенно расширяясь, приводит вас в громадную высокую и широкую сталактитовую пещеру, на дне которой помещается обширное озеро. Из этой пещеры идут такие же узкие ходы в следующие пещеры, которых так много и ходы так извилисты, что, по сообщениям крестьян, бывших в этой пещере, обойти ее нельзя даже в три дня… Очень жалею, что я не мог посетить этот дворец, устроенный самою природою, и проверить слышанные мною рассказы о нем…

Однако, я отвлекся от начатого мною изложения причин несудоходности реки Колвы. К ним еще нужно прибавить одну искусственную причину – это небрежность рыбаков (а здесь рыбаки – все население), небрежность, зависящую от лени и влекущую за собой значительное обмеление реки и не только одной Колвы, но и большинства северных рек. Рыбу здесь ловят при помощи заколов, или, по-местному, забоев. В дно реки вбивается ряд кольев, на которых поперек течения растягивается сеть и оставляется промежуток, в который направляется вся рыба, за неимением другого выхода. В этом проходе поставлены верши, в которые она и попадает. По окончании лова сети снимаются, а вбитые колья оставляются на произвол судьбы. Понятно, что речной ил, песок и камни, встретив препятствие в виде кольев, останавливается и делается основанием для мели. Новые наносные пласты песку увеличивают эту мель не только в вышину, но и в ширину, и река мелеет. Таких мелей, зависящих от этих заколов, в последние годы появилось много, и это обилие их грозит в недалеком будущем превратить реки, и особенно речки, судоходные в несудоходные… Все, что я сказал о влиянии заколов на обмеление Колвы, еще в большей степени применимо к реке Вишерке, притоку первой, в которую мы вошли, покинув Колву».

Продолжение путевых очерков можно почитать по этой ссылке.

Источник

Река Колва – хранительница древних легенд

Колвинские берега – заброшенный край. Когда-то здесь кочевали дикие вогулы со стадами северных оленей – теперь их пастбища заброшены. В своё время прятались здесь староверы от притеснений официальной православной церкви – сейчас зарастают их заброшенные деревни. Даже исправительно-трудовые учреждения, прославившиеся лесоповалом, не выдержали – многие из них заброшены. Сегодня река Колва хранит множество тайн, скрытых временем.

Река Колва менее известна, чем Вишера, в которую она впадает, и менее доступна для туристов. В верховьях и среднем течении минимум инфраструктуры; зато в нижнем течении, от Ныроба до Чердыни, местные жители позаботились о разнообразии отдыха для гостей Северного Прикамья. Впрочем, многие приезжие предпочитают отдыхать «дикарём»: сплавы, джиппинг, рыбалка, фотографирование на камнях-скалах.

Краткая справка

Река Колва – четвёртая по длине река Пермского края, протекает полностью по территории Чердынского района. Можно посомневаться, Колва ли впадает в Вишеру или наоборот: длина Колвы 460 км, длина Вишеры 415 км. Бассейн реки 13,5 тыс. км 2 ; расход воды 457 м 3 /с; перепад высот между истоком и устьем 213 м. Многие скалы по берегам имеют статус особо охраняемой природной территории.

Вогулы – древнейшие из дошедших до наших дней жители колвинского бассейна. Современное название – манси. Язык относится к финно-угорским, имеет много диалектов. Официально крещены в православии в XVIII в., но по сути оставались язычниками. В верховьях Колвы вогулы занимались оленеводством, в среднем течении – охотой и рыбалкой, в нижнем течении интересы пересекались с коми-пермяками и русскими. Поселения на севере Прикамья состояли из 1-2 семей, расстояния между которыми измерялось десятками километров. Традиционный уклад ведёт только одна семья приуральских манси – Бахтияровы.

Староверы отделились от основной православной церкви в XVII в. в связи с реформами Никона, имеют несколько согласий. Не язычники. В верховьях Колвы проживали представители поморского согласия. Во второй половине XIX в., после неудачной попытки привести старообрядцев к официальной религии, на Колве появилось много направлений: кто-то сохранял прежние традиции, кто-то придумывал свои, кто-то искал умные мысли по России. В итоге большинство остановилось на странничестве – это полный отказ от связей с государством, денег, документов и т.п.

Быт колвинских староверов во многом был похож на поморский с элементами вогульского; основные занятия – охота, рыболовство, животноводство, небольшие поля и огороды. Дома и утварь аналогичны существовавшим в XVI-XVII вв. Характерно северное узорное вязание с языческими мотивами. Песни, заговоры, речь похожи на поморские. Охотничьи и рыболовные обычаи сходны с вогульскими. Высокая грамотность крестьян.

С советских времён река река Колва ассоциируется с зонами и лесоповалом. Верховья и среднее течение реки обживались в рамках ГУЛАГа. Однако сейчас от былого размаха остались только колонии в Ныробе. Посёлки при бывших исправительно-трудовых учреждениях пока ещё оживляют берега Колвы, иначе населения здесь не было бы совсем. Зато у природы есть шансы восстановиться после массовых вырубок.

Река Колва Пермский край

Река Колва

От истока до устья Колвы

Колвинский камень. Часть Берёзовского хребта, высота 772 м над уровнем моря. Водораздел Камского и Печорского речных бассейнов; их граница видна с вершины камня. На северо-востоке возвышаются Тулымский и Молёбный камни, а чуть дальше – центральный Уральский хребет.

Родник реки Колвы находится на склоне, почти у подножия, на высоте 325 м над уровнем моря. Тот же хребет – Берёзовский – даёт начало Берёзовой, ещё одной живописной реке, популярной для сплавов. А в километре от колвинского ключа по другую сторону хребта начинается Лопья, приток Вишеры. Подобраться максимально близко к истокам можно по лесовозной дороге, но удовольствие это для экстремалов. А дальше пешком. Либо до Талова и по туристскому пешеходному маршруту, рассчитанному на 2-3 дня пути.

Вершины всех камней – безлесны, а вокруг них, как вокруг островов, море тайги, подёрнутое в хороший день синей дымкой. В некоторых местах есть причудливые останцы – священные места для вогулов. На вершине Берёзовского хребта было пастбище ижемских манси, однако время уже стёрло следы многих дорог-перегонов. Можно различить перегонные тропы в истоки Лозьвы (Свердловская область, бассейн Иртыша) и Уньи (республика Коми, бассейн Печоры). Забраться наверх можно либо пешком / на лыжах, либо на вертолёте.

Уйвож / Уйваж. Правый приток Колвы. Его истоки – в полукилометре от истоков Култаньей, относящейся к бассейну Уньи-Печоры. Вдоль Уйвожа были старообрядческие скиты, вероятно, была и тропа в Печорский бассейн. Староверы расселялись не по Берёзовой, или Вишерке, или Вишере, а именно вдоль Колвы и Уньи. Именно здесь, на Уйвоже, староверы спасались от конца света в 1912 г. – было построено около сотни избушек.

Наумовская рассоха. Правый приток Колвы, назван в честь одного из старообрядческих начётников-проповедников, устраивавших скиты в безлюдных местах. Река, уже несколько метров в ширину, петляет по довольно ровной возвышенности, оставляя старицы. Вокруг густые хвойные леса вплоть до вырубок, оставленных советским ИТЛ в 4-5 км от берега. Там же старые лесовозные дороги и святой источник местных жителей – родник речки Визья.

Костина. Левый приток Колвы, течёт с Берёзовского хребта. Назван в честь одного из самых популярных старообрядческих начётников-проповедников Кости Суслова, предлагавшего молиться солнцу и креститься печке. Вполне вероятно, что где-то на берегах этой речки побывал в конце XIX в. краевед Н.П. Белдыцкий, описавший быт староверов и насчитавший 15 скитов и обширную библиотеку.

Сурья. Левый приток Колвы. В её устье когда-то находилась одноимённая староверческая деревня; о её существовании напоминает и соседний ручей – Мельничный. В XX в. о ней ещё помнили жители Дия, но сейчас от домов ничего не осталось. После поворота Колва сбегает по склону, окружённая густым лесом. В реке водится хариус до 2 кг, впрочем, лучше рассчитывать на обычные 200-400 г.

Дий. Первая деревня от истока. Нежилая, но есть дома, используемые туристами и охотниками. Есть даже баня. Местные амбары отнесены к памятникам истории. Как и все остальные староверческие деревни, расположена на высоком берегу; улиц нет и не было, фасады домов развёрнуты к реке; небольшие огороды и обширные луга для выпаса. Постепенно деревня становится похожей на Сурью, т.е. полностью исчезает.

Углубившись в лес на противоположной стороне реки, когда-то можно было добраться до скита осинских скрытников, расположившихся на впадении Посавожа в Ямжач, приток Колвы (6-7 км). Оттуда экспедиция из Пушкинского дома в 1959 г. увезла в Москву 20 старопечатных книг XVII-XIX вв. Сейчас там ничего не осталось, даже лугов – жители скита не держали скот. Ведь для того, чтобы скрытники-странники могли существовать без денег-документов и прочей «бесовщины» нужны сочувствующие им в миру, помогающие едой и одеждой и не брезгующие деньгами-документами.

Река Колва уже достаточно широкая, но при этом быстрая. Ниже Дия течение слегка, по меркам Колвы, замедляется и по берегам старицы и болота. Автомобильная дорога для экстремалов, нужно переезжать вброд 3 раза через Колву и 1 раз через Ямжач. Берега лесистые, гор особо не видно, но скорость течения явственно о них напоминает. Поймать проще всего хариуса, но встречается и таймень. В старицах водятся щука и окунь.

Читайте также:  Какая река разлилась сейчас

Визья. Правый приток Колвы. Святая речка – так переводится название, – скорее всего, почиталась сперва среди вогулов, а затем и остальных местных охотников. Родник святой речки – на дальних вырубках таловского ИТЛ.

У каждой вогульской семьи были свои сакральные места, которые родственники старались держать в тайне. В наши дни известны в основном межродовые святыни на вершинах хребтов – созданные самой природой удивительные скалы-останцы. Семейные места почитания менее заметны: какое-нибудь необычное дерево или кустарник. Знаки, вырезанные на коре деревьев, могут быть как священными, так и «информационными» – сообщающими о том, что такой-то охотник поймал такое-то животное.

Няризь. Правый приток Колвы. В его среднем течении находился ИТЛ – исправительно-трудовой лагерь; назывался как Няризью, так и Таловым. Упразднён в 1990-е гг. На остатки можно посмотреть, добравшись из деревни Талово по старой лесовозной дороге. В паре километров от бараков – вырубки, не заросшие до сих пор.

Талово. Нежилая староверческая деревня, в которой так же, как и в Дие, есть более-менее сохранившиеся дома и бани. Пока не все из них разобрали на дрова. Поселение живописно: меж двух холмов бежит ручей Родник. Во многих деревушках, в том числе и Талове, растут примечательные кедры. С крутых берегов можно увидеть Тулымский хребет и Муравьиный камень.

Таловская переправа через Колву

Талово известно среди туристов благодаря тому, что многие маршруты начинаются в этих местах. Правда, на самом деле начало в нескольких километрах ниже старой деревни по течению у разрушенного автомобильного моста через Колву. Его опоры до сих пор видны. На хорошем внедорожнике рискуют и переезжают в брод возле опор. Дорога вела от Верхней Колвы в Няризь-Талово.

Река Колва довольно широкая, быстрая и неглубокая, хотя на перекатах уже сложно задеть лодкой дно. Вода в реке чистая и холодная: пить можно, купаться – на любителя. Сразу за бывшим мостом – водопад, который образует левый приток Колвы Селея. Река за водопадом пробивается через невысокие скалы, поросшие хвойным лесом. Ловятся, помимо хариуса, таймень и жерех.

Сусай. Нежилая староверческая деревня, хотя, говорят, что один рыбак ещё задержался в ней. В дореволюционное и советское время дорога шла из республики Коми по берегам ручьёв, и ещё в середине XX в. она использовалась для связи. Тогда и староверческие деревни ещё были заселены: в них жили мастерицы, вязавшие в технике северного узорного вязания и ткавшие на старинных станках «с кола», и мастера, вырезавшие столовую утварь и сплетавшие берестяные изделия.

Ниже Сусая Колва живописно и бодро спускается вдоль небольших скал, по берегам есть и кедровые боры. В нескольких местах попадаются луга – следы от староверческих деревень. Ловятся таймень, жерех, щука, окунь. До Сусая добраться на машине летом невозможно. Есть лесные тропы до Черепанова, по которым можно пройти пешком или на лыжах.

Нерья. Правый приток Колвы. За километр выше неё по течению – большой луг на пригорке с обжитой избой. Отсюда начинается ещё одна дорога на Унью – приток Печоры. Её первая половина до сих пор проходима, а вторую придётся искать и прорубать в печорской парме. Впрочем, говорят, что её осилили байкеры со стороны Коми. Также есть тропы до Сусая и, через брод, до Черепанова. До последнего пешком – 1,5-2 км, но река изгибается излучиной с болотами и старицами на 10 км, хотя и бежит весьма живо. В излучину впадает белая речка Сухотыль – такой цвет у неё от природы. В её верховьях – вырубки и лесовозные дороги от Петрецова.

Черепаново. Жилая староверческая деревня. В советское время действовал леспромхоз, развалившийся в 1990-е, и потихоньку деревня приходит в запустение. Электричества в ней нет. Сообщение с цивилизацией – по воде и зимник. Река Колва бежит между плёсами в обрамлении красивых лесных берегов и галечно-песочных пляжей. А за ними – сиротливые вырубки с обеих сторон; может, и к лучшему, что человек свернул здесь свою хозяйственную деятельность.

Черепановская переправа через Колву. Теперь это ещё один разрушенный мост с соседствующим бродом. Лесовозная дорога вела от зон Петрецова к вырубкам. Лес оставлен только на берегах, чуть подальше – сплошные вырубки. Колва – уже широкая и глубокая река с быстрым течением. По правому берегу – зимник до Тиминской и Нюзима.

Тиминская. Ещё одна жилая староверческая деревня, такая же, как Черепаново. Приводят в пример её застройку: дома выстроены в 3 ряда фасадом к реке – так принято на севере. После Тиминской течение замедляется и река образует несколько излучин. Зимник отходит от реки довольно далеко из-за оврагов.

Нюзим. Очередная жилая староверческая деревня. Раньше Нюзимов было три, сейчас остался только Нижний, остальные заросли травой. В селе был центр странничества в советское время благодаря Галине Андроновне, обустроившей в своей избе келью с иконостасом и проводившей староверческие обряды. Не-старообрядцы слагали о ней легенды, как о знахарке. Её келью ещё можно определить среди покосившихся избушек. Где-то должна быть доска, которую Галина Андроновна поставила в память о сёстрах-помощницах.

Сразу за Нюзимом Колва образует несколько излучин и стариц, а затем по прямой спускается к Тулпану. Берега красивы, но сразу за прибрежными скалами и лесами начинаются вырубки, более старые, чем выше по реке, а потому немного заросшие. Есть лесовозные дороги до Петрецова.

Тулпан. Умирающая староверческая деревня. До революции в ней была построенная старообрядцами единоверческая церковь. В советское время жители были связаны с лесоповалом и в ней располагалась метеорологическая станция. Сейчас всё печально. За старицами на левом берегу, возле Малой Меговой, стоит староверческая деревня Орловка; с Колвы её не видно. За Тулпаном начинается участок реки с большим количеством стариц; в них хорошо ловятся щука, окунь, жерех, елец, сорога.

Ольховка. С этого посёлка на правом берегу Колвы начиналась зона зон. Сейчас заключённых тут нет. Река становится спокойнее, берега пологие, зачастую луговые.

Петрецово. Сперва небольшая старая деревня (4 человека), а ниже Визесьинского болота – бывшая колония. Первый рабочий мост через реку (понтонный). Для туристов важен первый от верховьев Колвы магазин; раньше спиртного тут не продавали, ибо зона. До Петрецова относительно нормальная автомобильная дорога, но туристы по ней не ездят – до Талова и Дия она не идёт. Зато можно попасть в Нюзим, Тиминскую и Тулпан.

Русиново, Гадья. Русиново – небольшая деревушка, давшая название колониям. Гадья – староверческая деревня, раньше довольно крупная; самих селений было два: Большая и Малая Гадья. Колва течёт среди лугов, болот и стариц.

Верхняя Колва. Бывший центр местных зон, в самом посёлке ещё осталось 542 жителя. 3 магазина и автобус до Чердыни. В реке можно наловить окуней, щук, голавлей.

Ракшер. Нежилая деревня, в которой когда-то был паром, соединявший Верхнюю Колву и Корепино.

Корепка и Корепино. Люди здесь были ещё в III тыс. до н.э. До революции – большое староверческое село, в котором построили новообрядческую церковь, чтобы вернуть раскольников к официальной религии. Попытка была неудачной, но деревянная церковь, поставленная в середине XIX в., стоит на горе до сих пор, постепенно разрушаясь.

река Колва в Чердынском районе

Река Колва. Фотография Дарьи Чеботаревой.

Устье Берёзовой

Берёзовая – самый большой приток Колвы, начинающаяся недалеко от неё на Берёзовском хребте и текущая в том же направлении между Колвой и Вишерой. По величине обе реки практически одинаковы. На стрелке есть туристическая стоянка.

Берёзовая сильно отличается от Колвы по внешнему виду берегов: первая течёт среди величественных скал-камней, а вторая – в лучшем случае среди небольших утёсов, а перед впадением Берёзовой и вовсе выглядит как типичная равнинная река со множеством островов, стариц, излучин, болот. Разве что, в отличие от обычной равнинной реки, Колва очень быстрая.

Урцева, Малый и Большой Раскат, Большой и Малый Кикус. Старые деревни, часть из них уже нежилые. В Большом Кикусе старая деревянная церковь, скорее всего, староверческая, 15 м в длину и 3 м в ширину. Живописность деревням добавляют кедровые рощи. Магазинов нет.

Колва течёт по широкой долине, разливаясь на 100-120 м. Красивые повороты, а перед устьем Вишерки частично пересохшие большие старицы. Хорошо ловятся щука, окунь – если повезёт, то вытянут и на 5-7 кг. От устья Берёзовой до устья Вишерки оборудовано несколько туристских стоянок. На машине можно подъехать к Кикусам.

Устье Вишерки

Вишерка – второй по величине приток Колвы, в своё время сыгравший ключевую роль в истории Прикамья. Именно по Вишерке проходил водный путь с Печоры в Чердынь.

Само устье довольно неприметно: внимание отвлекает скала-боец, возле которой 100 м одной реки и 30 м другой сужаются до 60-80 м – почти в два раза. Раньше Вишерка впадала в Колву севернее, у ныне пересыхающей старицы. Есть шансы, что в обозримом будущем образуется ещё одна старица там, где перешеек между двумя участками Колвы сокращается до 150 м.

Возле устья Вишерки, на верху горы, деревня Богатырёво. Она стала спецпосёлком для раскулаченных. Сейчас в ней никто не живёт.

Вишерка течёт с севера на юг вдоль Полюдова кряжа, и её устье означает для Колвы резкую смену рельефа: от просторной долины, в которой река образует поток шириной около 100 м и неоднократно меняет своё русло, до узкого ущелья – меньше 80 м – между красивыми скалами. Конечно, это не Большой Каньон в Колорадо, но все береговые скалы впечатляют и внесены в список особо охраняемых природных территорий.

22 км от устья Вишерки до посёлка Вижаиха, на протяжении которого Колва пересекает Полюдов кряж, – самый изъезженный туристами участок. Здесь туристы как сплавляются, так и ездят на машинах/снегоходах/квадроциклах, а желающие ходят пешком. Готовых экскурсий и самостоятельных маршрутов много и можно подобрать по интересам: археология, фотографии, активный отдых, скалолазание и т.п.

Камень Боец. Колва прорывается сквозь Полюдов кряж, влетая в одну из скал под прямым углом и сужаясь в 1,5 раза. Боец – красивый камень, первый из череды, к которому регулярно ездят туристы по маршрутам выходного дня. По левому берегу можно дойти или доехать и сфотографировать прекрасный вид; безусловно, впечатляет сплав, по весенней воде он совсем не для слабонервных. На вершине камня одноимённый посёлок. На повороте в Колву впадает ещё одна Визья – святая речка. Доступ только по реке, но с другого берега можно полюбоваться и добравшись на машине.

Камень Орел с пещерой Релка. Варианты обоих названий – Орел, Орелка, Релка. Если Боец вырастает прямо из воды, то Орелка находится метрах в трёхстах от неё. На крутом склоне берега между рекой и камнем растут деревья и кусты; а сам камень становится видно, когда находишься ниже по течению. В Орелке две небольшие пещеры по 15 и 30 м, в которых расположены озёра, потому их называют ещё Озёрными. В известняках, из которых сложена скала, есть прослойки с мелкой живностью пермского периода. Орелка находится рядом с Бойцом, фактически одна скала, так что доступ тоже только по реке.

Читайте также:  Бой у реки марна

Камень Светик. Он же Подбобыкский из-за близости Бобыки. Маленькая скала всего 10 м высотой на левом берегу Колвы, рядом с дорогой от Ныроба через Подбобыку в Боец – это часть старого тракта на Печору. Помимо живописного вида, камень привлекает древним святилищем VIII-XI вв. (ломоватовская и родановская культуры, которые породили пермский звериный стиль; центром был район Редикора-Пянтега) и стоянкой бронзового века (II тыс. до н.э.). Коми-пермяцкое костище – одни из самых ранних археологических раскопок в Пермском крае (1895 г., С.И. Сергеев). Легко добраться на машине и есть возможность причалить на лодке.

Камень и речка Закаменка. 65-метровая скала среди леса и лужаек рядом с урочищем Цепия / Сепия. От деревни только луга и остались. В камне есть своя небольшая пещера. С Колвы скалистое обнажение не видно, хотя и расположено недалеко от реки. Закаменка впадает в Цепию, а Цепия – в Колву. Расположены на правом берегу Колвы, добраться можно только по реке.

Дивий камень с пещерой и водопадом. Самая известная колвинская скала, расположена на правом берегу ниже по течению урочища Цепии. Возвышается до 80 м над рекой на протяжении полукилометра. Известняки Дивьего так же, как и соседних прибрежных скал, относятся к пермскому геологическому периоду и прослоены остатками мелкой живности того времени.

Прекрасные виды на камень и с камня – суровая уральская природа, древние мшистые скалы, многочисленные источники у подножия, симпатичный трёхметровый водопад, древнее городище на вершине. Водопад образует ручей Алалай, вытекающий из 130-метровой пещеры. Главная достопримечательность – Дивья пещера, самая длинная на Урале. Она украшена причудливыми сталактитами, сталагмитами и другими кальцитовыми образованиями, пока пострадала от человеческой деятельности меньше, чем Кунгурская.

Добраться можно только по реке. Для туриста найти лодку или снегоход в Ныробе сейчас не так сложно. Официальная пристань – в Ветлане; ближайший пляж с подъездом для машин – в Подбобыке. На официальных экскурсиях расскажут местные легенды о Деве, жившей на камне.

Бобыкский камень. Это не прибрежная скала, а гора недалеко от Колвы, в основном поросшая на склонах лесом. Почти на вершине – деревня и луга. Также на верху есть скалистый выступ высотой около 20 м – он образцово-показательный для сакмарского яруса нижней перми. Самая высокая точка рядом с Ныробом находится здесь: гора возвышается над Колвой на 160 м.

Камень Колвинский Ветлан. Скалы на левом берегу; их верхняя точка выше реки на 100 м, непосредственно скалы высотой до 40 м. Между отвесным берегом и водой полоска земли, удобная для пикников и стоянок. Рядом организована пристань. Отличное место для поездки на выходной день; летом можно добраться на любой машине. Ехать из Ныроба 6-7 км.

Вижаиха. Посёлок, в котором заканчивается большинство сплавов. Создан в середине XX в. как лагерь для военнопленных и переселённых в годы войны. Многие остались здесь жить до сих пор. Изначально посёлок был в 5 км от берега – дорога туда есть. Летом действует паромная переправа, а зимой открывают зимник.

В районе Вижаихи для Колвы заканчивается Полюдов кряж и она окончательно становится равнинной рекой с болотистыми берегами, песчаными отмелями, прихотливыми старицами. Именно поэтому Ныроб находится не на берегу Колвы, а в некотором удалении от неё; в своё время русло было намного ближе к посёлку.

Колва. Небольшой посёлок на правом берегу реки. По прямой до Ныроба 4 км, но дороги нет – река и болота.

Люнва (Ныроб)

Небольшой левый приток Колвы примечателен тем, что протекает по окраинам Ныроба, а в его верховьях находятся Искорское городище и скала Узкая Улочка. Здесь заканчивается колвинская зона зон. Чуть ниже устья Люнвы деревня Булыга, после которой берега Колвы пустынны на многие километры. Русло реки петляет по болотистой низине, образуя узкие перешейки (минимальный по ширине уже, чем сама река). Немало пересыхающих и зарастающих стариц.

Бигичи. Старинная русская, а до этого коми-пермяцкая деревня, корни которой теряются в IX в. – ровесница Белозёрска, Смоленска, Праги. Колва в районе Бигичей добирается до Верхнекамской возвышенности, которая перенаправляет её с юго-запада на юг. Рядом с селом река разливается до 200 м – в хорошие годы она здесь судоходна. После Бигичей левый берег остаётся таким же низменным, а правый становится высоким и удобным для проживания, потому и заселён почти без перерывов между деревнями.

Камгорт и мост. Единственный нормальный автомобильный мост через Колву. Деревня похожа на Покчу.

Вильгорт и Цыдовка. Очередная версия Покчи, чуть большая по размерам, чем Камгорт. Стоит на речке Цыдовке, в среднем течении которой происходили драматические события времён заселения русскими Перми Великой.

Лобаниха и Лызовка. Мало примечательная деревушка в устье Лызовки. Место интересно тем, что с другой стороны речки, вероятно, находился первый известный по летописям русский городок в Перми Великой – Анфаловский.

Покча. Большое старинное село, с XV в. русское. До этого где-то здесь располагался коми-пермяцкий городок (родановская культура), но пока известно только селище, т.е. деревня, а городище, вероятно, было смыто рекой.

Крымкор. Очередная старинная деревушка с родановским городищем.

Чердынь. Самый лучший вид на город – с реки, ведь изначально он строился с учётом его восприятия именно при прибытии и отплытии по Колве.

Серёгово. Русская деревня XVII в.

Устье – впадение в Вишеру. Вишера – не менее интересная река. До устья Колвы лучше добираться по воде – по берегам ни дорог, ни троп нет. Река здесь судоходна даже для теплоходов.

Река Колва, отдых на реке.

Вид на Колву с Вятского холма

Рыбалка, этнотуризм и другие развлечения: зачем ехать на Колву

Рыбалка. Самое популярное развлечение в настоящее время. Хорошо ловятся окунь, щука, таймень, жерех, хариус. Впрочем, желающих порыбачить там уже столько, что рыбы стало меньше. Но пока ещё будет, о чём рассказать друзьям.

Сплавы. Не менее популярный вид отдыха на Колве. Основные маршруты: от Таловской переправы до Вижаихи (около 10 дней) на лодках, катамаранах и пр. – на чём угодно – и совмещённые с рыбалкой в верховьях с заброской на машинах и до Вишерки или Берёзовой с заброской на моторках.

Джиппинг. Или просто поездки «дикарями» по пересечённой местности. Старые торговые тракты и лесовозные дороги предоставляют прекрасную возможность испытать внедорожники в тайге. Из объектов-целей можно назвать Талово и Дий, Тулпан и Нюзим, Таловскую колонию, Печорский тракт.

Пешеходные маршруты: на Берёзовский хребет, включая Колвинский камень, часто совмещается со сплавом; а также Чердынь (от Искора) – Полюдов камень по ораловскому тракту. Там же ходят на лыжах. При желании и наличии опыта можно попытать счастья на переходах с Колвы на Унью.

На выходной день. Самый удобный вариант – посещение Ветлана и Дивьего камня. Если ехать на несколько дней из Перми, Екатеринбурга, Ижевска, то хорошо совмещать колвинские камни, компактно расположенные в районе Ныроба, и посещение Полюда у Красновишерска.

Этнотуризм. Староверческие деревни, несомненно, интересны для любителей русской истории – здесь она остановилась в XVI-XVII вв., слегка изменившись под влиянием леса, вогулов и времени. Есть шансы найти скиты с книгами того времени; дома и утварь, хоть и новее, выполнены так же, как тогда. Есть походы по вогульским местам, однако в реальности мало что сохранилось от этого народа – он был слишком малочисленным и неприметным на фоне природы.

Экскурсии. Чердынь, Покча, Ныроб, Искор – православие, Романовы, купцы, Пермь Великая, коми-пермяки и страна Вису, ГУЛАГ… Всё это – на берегах Колвы. Если повезёт с экскурсоводом, то впечатления останутся на всю жизнь.

Скалолазание. На Колве не так много скал, как на других реках Северного Урала, но они есть и некоторые расположены весьма удобно. Например, колвинский Ветлан – вполне комфортное и красивое место для любителей.

Источник



Информация и литература о реке Колва

Содержание:

Река Колва — Энциклопедическая справка

1. Колва — река в Пермском крае России, протекает по территории Чердынского района.
Длина реки составляет 460 км, а площадь бассейна — 13 500 кв км. Относится к Камскому бассейновому округу.
Исток реки находится на северо-востоке края около границы с Республикой Коми, на юго-восточном склоне горы Колвинский Камень. Протекает в основном по западному склону Северного Урала и впадает в Вишеру выше Рябинино, в 34 км от устья.
Питание смешанное, с преобладанием снегового.
Имеет 39 притоков.
Является крупнейшим правым притоком Вишеры.
На реке расположен город Чердынь, а так же сёла Корепинское, Искор, Вильгорт, Покча, Камгорт, Бигичи.
По Колве проходил древний путь из Поволжья в Печорский край. Между Чердынью и Ныробом найдено несколько чудских городищ, в которых попадаются восточные монеты, свидетельствующие о важности Колвы, как пути сообщения древнего Болгарского царства с отдалённым Севером. В 1472 году на берегах Колвы московская рать разбила войско Великопермского княжества.

2. Колва — река в Ненецком автономном округе и Республике Коми России
Длина реки составляет 546 км, а площадь бассейна — 18,1 тыс. кв км.
Правый приток реки Уса. Относится к бассейновому округу — Двинско-Печорский.
Питание преимущественно снеговое.
Имеет 55 притоков.
Берёт начало на возвышенности Янеймусюр, течёт на юг по Большеземельской тундре и впадает в реку Уса.

Литература о реке Колва

Река Колва — СТИХИ

Река Колва, Пермский край!
Камич

Река Колва, север края,
Рядом только лагеря,
Мы весною поднимались,
На судах сюда не зря!

Гор краса и водопады,
Кипень белая цветов,
Лесов таежные армады,
Вдоль живописных берегов!

Всё светлей и шире реки ближе к устью
Сергей Кувшинов

Всё светлей и шире реки ближе к устью,
Всё дышать свободней путникам на них.
Почему при этом мне немного грустно?
Жизни перекаты не из благ одних.

Не ищу причала, не хочу покою.
Не желаю пузо греть на берегу.
Из Ольховки речки попадаю в Койву.
На байдарке юркой не иду — бегу.

Трепетной надеждой сердце утешаю,
Что любовь большую встречу вдалеке.
Вьётся лентой Койва, синь небес мешая,
Отдавая воды Чусовой реке.

Смотрите информацию о реках в каталоге по алфавиту:

Источник

Adblock
detector