Меню

Река 2 категории байдарках

Отчёты о походах

Виды туризма

Автор: Алена Гонтарь, Владимир Каушан (Запорожье)

Содержание

  1. Общие сведения;
  2. Препятствия;
  3. Ночлеги;
  4. Участники;
  5. Подъезды;
  6. Погода;
  7. Маршрут
Общие сведения

Длинна маршрута 168 км.

7 ходовых дней с 30 апреля по 7 мая.

В первой части маршрута ширина реки 20 – 30м с течением 3 – 5км/ч. Во второй части маршрута ширина реки 30 – 100 м, с течением 2 – 3.5км/ч.

Под скоростью течения реки подразумевается скорость дрейфующей байдарки в фарватере.

На всем протяжении похода группа не испытывала недостатка в дровах. Для приготовления еды воду брали из реки. В сельских магазинах можно купить продукты.

До ПГТ Сосновое села практически не просматриваются с реки (кроме Курчицы и Городницы). Дальше населенные пункты встречаются чаще.

Достаточно большая скорость течения позволяет, при необходимости, проходить до 50км. за день на любом участке маршрута.

В описании указаны не все мелкие препятствия, только некоторые из них упомянуты, как ориентиры.

Все замеры сделаны с помощью GPS навигатора MAGELLAN eXplorist 210.

Препятствия

На реке три главных препятствия:

I. Порог в с. Александровка. 50° 37.95 ? с.ш. 27° 37.17 ? в.д. Буруны порога и шум воды видны и слышны издалека, ориентир – красное здание бывшей мельницы на левом берегу. Просмотр порога лучше провести с обеих сторон. Первые две ступени проходят по левому берегу, а при прохождении третьей смещаются вправо минуя камни. Местный житель показывал на вариант прохода по правому берегу. При низкой воде порог может быть непроходимым.

II. Остатки плотины в с. Чижовка 50° 39.75 ? с.ш. Трехметровый слив по всей ширине реки – непроходим. Слив сверху почти незаметен, шум воды экранируется барьером плотины. Требуется повышенное внимание. Ориентиром служат здания бывшей фабрики, стоящей у самой воды. Обнести следует по левому берегу.

III. Порог между с.Курчица и с.Анастасьевка (в районе заброшенного с.Любтов). Издали слышен шум воды, видны барашки. Порог считается проходимым.

Другие препятствия менее сложные, но предварительного просмотра требуют следующие:

1. Шивера после моста сразу за островом в центре Новограда-Волынского. Пройдена нами ближе к левому берегу.

2. Порог между селами Лучица и с. Устье. 50° 47.86 ? с.ш. 27° 14.36 ? в.д. (7.5 км. от моста в ПГТ Городница). Прошли все байдарки разными маршрутами.

3. Низкий мост со сливами в с. Курчица. По рассказам местных жителей, за 2 дня до нас, его проходили на резиновых лодках в правый пролет. Мы обнесли мост по правому берегу.

Ночлеги

Рекомендуем три места, где можно устроить дневку:

1. 6 км. ниже моста в с. Бельчаки. Ориентир – бетонное сооружение похожее на отстойник на левом берегу. Сразу за поворотом песчаный пляж. Рядом площадки с редкими соснами. 50° 48.72 ? с.ш. 27° 05.61 ? в.д.

2. 4 км. ниже моста в с. Витковичи, где сосновый лес подходит вплотную к реке. 51° 04.58 ? с.ш. 26° 45.17 ? в.д. (не путать с ближайшим к мосту клочком соснового леса).

3. 1.5 км. от моста в с. Князевка. 51° 07.30 ? с.ш. От этого места сосновый лес на левом берегу тянется более чем на 3 км. Отличные места для стоянок.

В первой части маршрута мало хороших мест, но на ночлег можно стать практически везде. Берега не голые, поросшие ивами, иногда лесом.

Во второй части похода следует придерживаться рекомендованных мест для ночевок. Последнее из них – в полутора километрах за с. Дубняки. 51° 16.46 ? с.ш. (9.5 км до г. Сарны).

Участники

Группа из г. Запорожья в составе восьми человек и одной собаки на четырех байдарках ”Таймень”: “Бегущая по волнам”, “Редик”, “Чукотка” и к рейсер “Вiльний” (за глаза — “Курск”) совершили спортивное путишествие сложностью 1у по маршруту 2 категории сложности.

Веста (охрана).
Гайош Людмила (зам. руководителя).
Гонтарь Алена (судовой журнал).
Головачев Эдик (техобеспечение и рембаза).
Головачева Юля (завхоз).
Каушан Владимир (руководитель).
Каушан Иван (медицина).
Каушан Ольга (юнга).
Трейгер Виталий (фото).

Подъезды

Запорожье – Шепетовка (поезд).
Шепетовка – Новоград-Волынский (микроавтобус).
Сарны – Киев (микроавтобус).
Киев – Запорожье (поезд).
Стоимость проезда в обе стороны на одного человека – 195 грн.

Маршрут

Не смотря на плохой прогноз все дни были солнечными. Днем было тепло, даже жарко. Ночью, в первые дни, на палатках и на земле выпадал легкий иней.

Источник

Категории сложности рек

Классификация водных препятствий и маршрутов.

Лекция прочитана в КВТ МГУ в 2015 г.

Единая всероссийская классификация туристских маршрутов

Водные маршруты

Паспорт препятствия

  • Географический район, река.
  • Название препятствия.
  • Категория сложности зависит от уровня воды: (уровень может быть низкий, средний, высокий, очень высокий). (Указать критерий, определяющий уровень воды.)
  • Местонахождение на реке, ориентиры.
  • Кем названо, когда, в честь чего (кого), что означает.
  • Сведения о первопрохождении препятствия, их источники.
  • Карта участка реки, схема препятствия.
  • Протяженность, падение на участках.
  • Береговая обстановка, рабочий берег.
  • Среднемесячные расходы реки в данной точке.
  • Суточные колебания уровня воды (если существенны).
  • Возможные опасности и рекомендации к организации страховки, характер реки ниже препятствия.
  • Специальное снаряжение, необходимое для просмотра и страховки.
  • Места для организации базового лагеря.
  • Описание прохождения.
  • Информация о ЧП и аварийных ситуациях.

Международная классификация разделяет все бурные сплавные реки на шесть категорий:

Категория I: несложные.

Течение имеется, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни.

кс1

Категория II: умеренно сложные.

Линия движения очевидна с наплыва, однако существуют простые препятствия. Могут присутствовать небольшие сливы и бочки. В некоторых местах поток ускоряется.

кс2

Категория III: сложные.

Существует вполне определенная линия движения, которой необходимо придерживаться, однако ее легко увидеть с наплыва. Валы могут быть высокими и беспорядочными. Камни и другие препятствия могут быть многочисленными. Существуют бочки и небольшие улова.

кс3

Категория IV: очень сложные.

Линия движения в пороге не всегда очевидна. На этом уровне сложности большинство каякеров предпочитает проходить пороги с предварительным просмотром. Пороги непрерывны, вода может быть мощной. Бочки очень мощные. Необходимо постоянное маневрирование.

кс4

Категория V: чрезвычайно сложные.

Предварительная разведка препятствий, как правило, необходима, поскольку они содержат участки, представляющие серьезную опасность для жизни. Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и сложные бочки. Препятствия непрерывны.

кс5

Категория VI: официальный верхний предел.

Возможность прохождения существенно зависит от уровня воды. Последствия ошибок чрезвычайно серьезны. Может включать любые типы препятствий со сложным заходом и выходом.

Критерии:

  • наличие препятствий,
  • возможность оценить линию движения,
  • последствия ее несоблюдения

Как правило, река разделяется на участки примерно одинаковой сложности. Но часто бывает полезно указывать сложность конкретного порога, если она превосходит сложность окружающего участка. Иногда сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Так, II4 означает, что участок в целом – второй категории сложности, но содержит порог или водопад четвертой категории. Следует отметить, что каждая категория – это не точка, а некоторый диапазон, и две реки одной и той же категории совсем не обязательно имеют одинаковую сложность. Для более точной характеристики иногда используется “половина” или “треть” категории: III-, III, III+, IV- и т.д., или двойное обозначение: III-IV. Классификация соответствует тому уровню воды, при котором по данной реке сплавляются чаще всего.

Адиссоновский вариант

Эффективная система должна включать следующие элементы:

Сложность – абсолютный минимум технических навыков необходимых для успешного прохождения данного препятствия. Эта величина не должна иметь максимального ограничения.

Опасность – тяжесть последствий в случае совершения ошибки.

  • Один – отсутствие какой либо опасности.
  • Три – есть вероятность получить травму.( перелом, порез с кровотечением, возможность серьезных проблем) смертельный риск невелик, конечно это тоже будет зависеть от удаленности.
  • Пять – высокая вероятность серьезной травмы с непредсказуемыми последствиями (перелом позвоночника, и т.п.) Высокий смертельный риск.
  • Шесть – Нет шансов.
Читайте также:  Тушь черная китайская от черной речки

Удаленность – продолжительность ожидания оказания сторонней помощи.

  • А – помощь достижима в границах часового интервала.
  • В – Больше часа, но меньше суток.
  • С – Больше 24 часов.

“Насколько сложна для меня эта река (порог) и что случиться, если я совершу ошибку?” Водопад Ниагара 3.5А

  • 3 – Сложность – технически несложен.
  • 5 – Опасность – высок шанс серьезной травмы и смертельного исхода.
  • А – Удаленность – помощь менее, чем в часе достижения.

Порог Киши1 – 2 на реке Белая 5.3В

  • 5 – Сложность – технически сложен.
  • 3 – Опасность – есть вероятность травмы, смертельный риск невелик.
  • В – Удаленность – помощь достижима в пределах одних суток.

Категории сложности

“Легкое препятствие”. Доступно для прохождения туристам, не имеющим
туристского опыта. Перекат, быстрина, невысокие валы, не требуется выбора линии движения и
разведки. Характерно для маршрутов I к. с.

кс1

“Простое” препятствие. Валы, несложная шивера, порог, прижим,
скорость воды и уклон невелики. Линия движения видна с воды. Определяющее препятствие маршрутов
II к. с.

кс2

Препятствие “средней” трудности. Локальный порог со спокойным
участком на выходе, шивера, отдельные камни в русле, завалы. Линия движения видна с воды.
Определяющее препятствие маршрутов III к. с.

кс3

“Сложное” препятствие. Протяженная шивера или порог с большим
количеством камней, бочками и валами. Каньон и щеки с прижимами, отдельными камнями и сливами. В
конце препятствий имеются достаточно протяженные относительно спокойные участки реки. Желательна
разведка, элементы страховки, линия движения с воды не просматривается или неявно выражена.
Определяющее препятствие маршрута IV к. с.

кс4

“Трудное” препятствие”. Технически трудный протяженный порог или
шивера на участках с большим уклоном и расходом воды, крупные бочки и валы, сложная линия
движения. Препятствия следуют друг за другом. В конце препятствия короткий участок быстротока,
где возможна швартовка. Каньон с препятствиями 4 к. т. Сильный прижим. Обязательная разведка и
страховка, возможна аварийная ситуация. Определяющее препятствие маршрутов V к. с.

кс5

“Очень трудное”, опасное препятствие. Опасный сложный каскад
препятствий или каньон с набором наиболее трудных препятствий. Отдельные препятствия переходят
из одного в другое, швартовка и страховка затруднены или невозможны. Опасное локальное
препятствие на участках с высоким уклоном и расходом воды. Проходится после тщательной разведки
и со страховкой. Преодолевается на пределе возможности судов. Определяющее препятствие маршрутов
VI к. с.

кс6

“Сверхтрудное” препятствие. Труднопроходимое для любого класса
судов. Ранее не пройденное или имеющее единичные случаи прохождения, крайне опасное для жизни
членов экипажей (завалы, водопады, водосбросы, ущелья…). Характерно для
маршрутов-первопрохождений VI к. с.

Черник.

Категории 4, 5, 6 имеют подкатегории А, В и С.

При этом к препятствиям 6 к.с. относятся 5С, 6А, 6В, 6С,

к препятствиям 5 к.с. – 4С, 5А, 5В.

К подкатегории 6С относятся лишь непроходы,

очень опасные пороги и “суперпороги”.

Шварц.

Основная идея введения шкалы сложности для подмосковных рек (как, собственно и основной шкалы сложности) – с опытом N-й категории на N+2-ю лучше не ходить.

Для Московской области и прилегающей к ней территорий, можно обоснованно ввести 4 градации (называемые А, Б, В, Г). Я не могу сформулировать формальные критерии, поэтому при определении сложности реки отталкиваюсь от эталона.

  • А – Истра
  • Б – Волгуша
  • В – Большая Сестра
  • Г – Выпрейка
  • Д – Мутенка, Комола

Опыт прохождения равнинных речек с точки зрения сплава по подмосковным паводковым заменяет А, Карельских двоек-троек – А+, отягощаемый излишней уверенностью в своих силах, валдайских шиверистых без особых завалов (типа Шегринки) – Б, с завалами (Льняная или Волма в хорошую воду – Г), опыт Кунянки, Щеберехи совершенно достаточен для любых выходов. О серьезных азиатских реках я и не говорю.

Требования к опыту участников и руководителя в водных походах.

*) – решением МКК могут быть снижены , но не более чем на один год, требования к возрасту участников, имеющих подготовку в учебных туристских и спортивных школах, спортивных секциях и клубах, специализирующихся на спортивном туризме.
Обозначения в Таблице 1: н/к –некатегорийный маршрут; ст.с.- степенной маршрут; 2х5 – два маршрута 5 к.с.; (4-п.3.2.6.) – четыре, в соответсвии с п.3.2.6. настоящих Правил.

Требования к подготовке участников походов различной категории сложности в зависимости от типов судов.

«Некий каякер-новичок подходит к серьезному порогу и спрашивает у своего более опытного товарища: “Как ты оцениваешь этот порог?”. На что последний отвечает, что данный порог 5 (международной) категории сложности. Каякер-новичок проходит порог и ему, как говорится, “не вставляет”. Через некоторое время тот же каякер задает тот же вопрос перед прохождением другого сложного порога, и получает тот же ответ. Во время прохождения порога каякер влетает в серьезный котел, и его там “заваривает” надолго. В конце концов ему все же удается выбраться из этого котла живым. Еще некоторое время спустя, на вопрос о том же самом перед очередным прохождением очередного порога, каякеру сообщают… да, вы угадали, что этот порог 5 категории сложности. Но на выходе из порога неожиданно образовался завал, и каякер там “убрался”.
По-моему, очень конкретный пример различия препятствий одной и той же категории. Поскольку ни одна категория не дает полной информации ни о реальной динамике потока, ни о количестве камней в русле, ни об уклоне реки на данном участке. Так же ничего нельзя сказать о расходе, возможности постановки страховки, возможности аварийного выхода в районе препятствия и т.д.»

“Ну и какую информацию вы получили, узнав, что данная река является маршрутом именно этой категории сложности?” Отвечаю сам – ЯВНО НЕДОСТАТОЧНУЮ для планирования этого маршрута!

Вот мы и подошли к вопросу, который был задан в начале этой статьи. А теперь я попытаюсь еще раз разложить все по полочкам. Итак – нужны ли эти категории? Да, безусловно – просто для первоначальной ориентировки при выборе маршрута. Типа, ткнуть пальцем, закрыв глаза, в карту Евразии. Только информативность будет такая: “попал на территорию Киргизии, там протекает какая-то речка, в горах, довольно длинная”. Ну, еще вы сможете предположить, что вам стоит/не стоит изучать этот маршрут дальше, в силу того, что у вас изначально достаточно/не достаточно соответствующего опыта. То есть решается вопрос о СМЫСЛЕ РАССМОТРЕНИЯ данного варианта, как ПОТЕНЦИАЛЬНО ВОЗМОЖНОГО. И все!

А дальше начинается изучение материалов, как объективного характера (гидрология, уклон русла, расход воды по сезонам), так и частично субъективного (отчеты, описания, дневники). Причем, для набора некой статистики, субъективного материала должно быть… много более одного.»

Нельзя забывать:

Категория – это отрезок

Добавить комментарий Отменить ответ

Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.

Источник

Категорийные водные походы

К категорийным относятся водные походы, за прохождение которых может быть присвоен спортивный разряд или более высокое звание, например мастер спорта. Для этого маршрут должен удовлетворять трём критериям: продолжительность в днях, протяженность в километрах и техническая сложность .

Маршрут сплава по реке Катунь имеет высокую категорию

Нормативы выполнения спортивных разрядов и званий – это отдельная тема. Самый простой пример. За прохождение маршрута первой, самой легкой категории, присваивается третий разряд по туризму, самый низший. Чтобы получить высшее спортивное звание – мастер спорта международного класса – надо пройти руководителем самодеятельной группы два похода высшей, шестой категории, а также выполнить еще ряд условий. Людей, которые этот норматив выполнили, не так много во всей России. Это без преувеличения супермены.

Здесь приводится таблица характеристик категорийных походов.

Если продолжительность и длина маршрута будут больше необходимых для данной категории, то не беда. Главное, чтобы не меньше. Смысл такой: группа должна в течение указанного срока находиться на природе в условиях автономного существования.

Длина маршрута для пятой и шестой категории одинаковая. Различия в технической сложности препятствий, причем очень существенные. На шестой категории выше шансы разбиться.

В таблице приведены нормативы от 1995 года. Они редко меняются. Хотя другие нормативы, от 1972 года, по-прежнему можно встретить в интернете. По продолжительности похода они остались такие же, а по длине маршрута поменялись.

Нюансов с этими нормативами достаточно. Например, ночевать только в палатках не обязательно. Можно пользоваться туристскими базами или домами местных жителей, но не всё время, а только несколько раз. Максимальное число таких ночлегов прописано. Дневок – стоянок на одном месте на две ночи и один день – может быть не больше 20% от всех суток маршрута. И многое другое.

Техническая сложность зависит от наличия на маршруте препятствий, трудности и опасности их преодоления. Препятствия это пороги, шиверы, перекаты, водовороты, завалы бревен, плотины, которые надо обносить, и многое другое. Есть классификация порогов по сложности прохождения. От наличия порогов определенных классов на трассе сплава зависит категория маршрута в целом. Здесь очень много тонкостей. Одно и то же препятствие может иметь разную сложность прохождения при разном уровне воды и в разные сезоны года.

Если коротко, для начинающих. В поход первой категории , самый простой, может идти турист в возрасте с 14 лет, умеющий плавать и имеющий опыт похода выходного дня, то есть хоть раз переночевавший в палатке. В сопровождении родителей может идти турист без возрастных ограничений. Препятствия в таких походах не опасны, а сами сплавы по сводной классификации относятся к рекреационным.

Начиная со второй категории требования становятся жестче. Это уже настоящие спортивные походы. Туда могут идти только те, кто прошел первую категорию. Есть нюанс. В походах второй категории препятствия еще не слишком опасны. Поэтому до 30% участников от всего состава группы могут не иметь опыта категорийных походов.

Начиная с третьей категории уже есть опасность для жизни. Здесь туристский опыт становится необходимым. Автору известен один смертельный случай в таком походе. Произошел он именно при прохождении одного из препятствий. Если кому-то этого мало – дело ваше.

Категорийные походы по организации могут быть или самодеятельными, или коммерческими с минимальным набором услуг. Всю работу по жизнеобеспечению во время сплава выполняют сами туристы. Походы с максимальным набором услуг к категорийным не относятся. Там всю работу делают гиды, они же обеспечивают безопасность прохождения препятствий.

Для клиентов туристских фирм. Если в коммерческом сплаве заявлено прохождение порога 5-го класса, самого сложного, то стоит уточнить, как это будет делаться. Если это максимальный набор услуг, то все будет нормально. Если минимальный, с одним инструктором на группу, то вам врут. Вести неподготовленных людей на самостоятельное прохождение такого порога это убийство. А если наврали в одном месте, то стоит присмотреться, где врут ещё.

Для новичков, кто интересуется именно спортивными походами. Их еще надо оформлять по правилам. В каждом регионе России есть организация, которая этим занимается. Например Нижегородский областной туристский клуб (НОТК). Он контролирует прохождение категорийных походов, имеет право присваивать спортивные разряды, а также сам проводит сплавы с минимальным набором услуг.

Источник

Категории сложности водных маршрутов/сплавов по рекам

По статистике сплавы по рекам rel=»сплавы по рекам Карелии» href=»/tours/boating/»> Карелии считаются самыми популярными среди групп туристов — водников.

Карелия предоставляет большой выбор вод, где можно совершенствовать свои навыки в бурных потоках как на катамаранах так и на каяках и байдарках. Маршруты можно подбирать самые различные, начиная с простых, красивейших рек, до труднопроходимых порогов для высококвалифицированных туристов и спортсменов.

Международные стандарты оценивания водных походов составляют шесть категорий и относятся только к бурным сплавным рекам. Что означает каждая цифра в описании сложности маршрута? Давайте разбираться.

Категория I

Водные походы данной категории представляют собой реки с небольшим течением и совершенно несложными переходами. Опасность на таких тихих реках могут представить только внезапная мель или выступающие камни – валуны.

Категория II

Включает в себя реки с умеренно сложными препятствиями, такими как незначительные «сливы» и «бочки», а так же там, где поток реки немного ускоряется.

Категория III

Сложные реки с высокими и беспорядочными валами, большим числом встречающихся подводных камней и других значительных препятствий. Необходимость в данном водном походе умения профессионально маневрировать, обходя «бочки» и «сифоны».

Категория IV

Сложные реки с непредсказуемыми препятствиями, мощным потоком и сложными порогами. При водном походе данной категории следует уметь профессионально маневрировать, обходя «бочки» и «сифоны», а так же следует совершить предварительный просмотр пути по реке.

Категория V

Чрезвычайно сложные реки, пороги которых могут включать в себя водопадные сливы, трудные для прохождения шиверы и бочки, а так же совершенно узкие проходы. Данная категория прохождения некоторых участков такой бурной реки может нести огромный риск и опасность для жизни.

Категория VI

Бурные реки верхнего предела проходимости. Ошибки здесь могут стоить жизни – препятствия на таких реках проходят либо те, кто умеет красиво рисковать, либо участки так и остаются не пройденными.

Сложность реки (водного похода) зависит от изменчивых обстоятельств природы: уровня воды, засоренности брёвнами после наводнения и пр. Поэтому при присвоении той или иной категории для реки определяются те сложные или простые отдельные участки, которые могут получить своё описание.

Например, сложность того или иного порога на реке указывается в виде индекса. Что бы характеристика реки была более точной, в
некоторых случаях употребляется сочетание той или иной категории или половина одной: III+, IV– или III–IV. Поэтому, даже ориентировочно указывая сложность
сплавных рек, международная шкала включает в себя три простых и эффективных критерия:

  • определение препятствий;
  • линии движения;
  • безопасность при последствиях сложного прохождения.

Источник



Как и где путешествовать на байдарке

Маломерные суда появились более 4 тысяч лет назад и во все времена использовались для рыбной ловли и морской охоты. Только в наши дни сплавы на байдарках, каяках, каноэ и т.д превратились в спорт, овладеть которым может любой.

Из истории водного туризма

Удивительный факт, но у различных народов в различное время появляются суда, крайне похожие по конструкции. Попробуйте сравнить чукотскую и эскимосскую байдарку, каноэ американских индейцев, австралийский челнок и коракл коренных жителей Уэльса и Ирландии. Везде присутствует жесткий деревянный каркас, обтянутый гибкой и прочной оболочкой ( кожами животных или корой деревьев). Скрепляли конструкцию в зависимости от региона-производителя китовый ус, либо жилы животных, герметиком служила смола и китовый жир. Это практически все, что мы знаем о старинных маломерных судах. Из древности до наших дней дошли также понятия « юбка», в которую трансформировалась герметичная заглушка для люка и « эскимосский переворот» — элемент техники выживания при перевороте байдарки.

Одним из основоположников современного водного туризма на байдарках стал шотландец Джон МакГрегор. Он считается создателем дизайна современного каноэ. Длина его каноэ « Роб Рой» ( этим именем шотландского разбойника называли самого МакГрегора) была 4,5 метра, ширина 0,7 метра. Весило каноэ 36 килограммов.

В 1866 году Джон « Роб Рой» МакГрегор опубликовал книгу « Тысячу миль в каноэ „Роб Рой“, где пропагандировал байдарочный спорт. « Пешим ходом, — писал путешественник, — вы не сможете увидеть моря и реки, при ходьбе под парусами, вы вынуждены придерживаться фарватера, и вам будут недоступны мелководья. Когда вы сплавляетесь на каноэ, вы можете пройти везде. По реке вы будете плыть на нем, по земле – тащить до соседнего водоема».

Читайте также:  Обе рек сердце минус

Концепцию « всепроходимости» каноэ МакГрегор доказывал всю свою жизнь. « Тысяча миль» — это очень скромная цифра для человека, который прошел многие реки и озера Центральной Европы, а также Балтийское море, Красное море и Суэцкий канал.

В России гребной спорт появился в конце XIX века. Наши лодки были лишь отчасти похожи на байдарки. « Байдарочным» в них было, пожалуй, только весло, которым гребли, сидя на возвышении.

Какие бывают лодки

В настоящее время, согласно сведениям из энциклопедии « Кругосвет» существует несколько типов судов для спортивного сплава.

Байдарка — судно с байдарочным типом гребли ( двухлопастным веслом, попеременно с двух сторон судна), представляет собой длинную узкую лодку ( размеры двухместной байдарки – примерно 4,5 м в длину и 0,8 м в ширину). Гребцы располагаются в байдарке, сидя один за другим, их ступни и колени фиксируются в упорах для обеспечения максимально эффективного управления судном. Байдарки для спортивного сплава полностью закрыты сверху, что позволяет избежать заливания лодки водой при прохождении мощных препятствий. Для обеспечения полной герметичности применяются так называемые « юбки» из неопрена ( пористой резины), плотно облегающие талию гребца, которые закрепляют на палубе судна поверх посадочного места. Большинство байдарок, используемых при сплаве, разборные, каркасно-надувные.

Каяк — одноместная байдарка. Каяки существенно меньше по размерам, длина каяков для занятий фристайлом может быть менее 2 м. В отличие от байдарок, большинство каяков для спортивного сплава полиэтиленовые, а в гребном слаломе каяки только из композитных материалов. Современные каяки – компактные, прочные лодки обычно яркой расцветки ( в первую очередь из соображений быстрого обнаружения при возможных спасательных и поисковых работах). Как и в байдарках, герметичность внутреннего объема лодки ( кокпита) обеспечивается применением неопреновой юбки. Жесткая, фиксированная посадка гребца обеспечивает максимальную управляемость судном при сплаве. Поскольку этот тип сплавных судов обладает великолепными ходовыми качествами и неуязвимостью при контактах с препятствиями ( благодаря прочному полиэтиленовому корпусу), каяки используют для прохождения самых сложных и опасных препятствий.

Каноэ — судно с канойным типом гребли ( однолопастным веслом с одной стороны корпуса лодки). Во всех спортивных каноэ гребцы стоят на коленях, для обеспечения жесткости посадки и полной управляемости судна пристегиваются ремнями, идущими через среднюю часть бедра. Герметичность судна обеспечивается применением юбки. Современные сплавные и слаломные каноэ по своим обводам и размерам практически не отличаются от байдарок.

Катамаран — ( от тамильского « каттумарам», буквально – « связанные бревна»), судно с канойным типом гребли. Современное значение этого термина – любое двухкорпусное судно. Катамараны, применяемые в спортивном сплаве, представляют собой два объемных ( до 5 куб. м) надувных поплавка, скрепленных между собой деревянной или металлической рамой и оборудованных специальными посадочными местами, позволяющими гребцам жестко фиксироваться на судне. Длина современных сплавных катамаранов доходит до 6 м при 2,5–3 м в ширину.

Рафт — ( от англ., « плот»), судно с канойным типом гребли, надувная лодка значительных размеров (4 –7 м в длину). Гребцы в рафте располагаются, сидя на борту. Существуют рафты с распашным типом гребли, на них установлена жесткая рама с уключинами для весел, а также катамараны, оборудованные аналогичным образом, их называют катарафтами.

Отдельный вид маломерного судна для сплава — « Бублик», который представляет собой два огромных ( наружный диаметр до 3 м) поплавка с небольшим утолщением в нижней части, стоящих на ребре и расположенных на концах общей продольной рамы длиной 3–4 м. Внутри поплавков на утолщенных посадочных местах располагаются гребцы, по одному на поплавок. Такие суда используются для прохождения самых сложных и опасных участков мощных крутопадающих рек, Однако спортивность сплава на « бублике» представляется весьма спорной в силу относительно невысокой роли экипажа при прохождении препятствий, которая сводится практически только к зачаливанию судна на спокойном участке реки.

Сложность – для профессионалов

Еще десять-двадцать лет назад спортивные сплавы были уделом немногих занимающихся в клубах туристов. Сейчас понятие сплава стало более демократичным, появилось понятие туристического сплава. Любой, кто пожелает, сможет найти маршрут выходного дня, связанный с речным путешествием. Обычно туристам-новичкам предлагают маршруты по рекам 1-3 категории сложности. Всего же категорий сплавов, по общероссийской классификации, существует 6.

1 категория. Это сплав по спокойной реке с небольшими стремнинами и валами. Падение в воду оборачивается приятным купанием. Опасность для снаряжения может представлять не вовремя подвернувшаяся внезапная мель, коряга или камень. К рекам первой категории сложности можно отнести большинство участков всех равнинных рек – Волги, Оки, Чусовой и т.д). Однако во время весеннего половодья некоторые участки равнинных рек из первой категории могут перейти во вторую.

2 категория. Это реки с прямолинейными порогами, широкими относительно безопасными проходами. При падении за борт можно потерять мелкие вещи, поцарапаться о камни. От ударов о подводные камни на лодке могут появиться вмятины и глубокие царапины. К рекам второй категории относятся, например, такие, как: Мста, Западная Двина, Южный Буг, Вишера, Сосьва.

3 категория. Эти реки характеризуются нерегулярными валами и вспененной водой. Упасть за борт здесь легко, выплыть на берег довольно сложно. Лодка после такого похода может быть изрядно расцарапана, а снаряжение безвозвратно потеряно. Реки третьей категории: Охта, Чирка-Кемь, Большой Зеленчук, Кура, Лена.

4 категория. Это холодные горные реки с мощными, но предсказуемыми порогами, которые требуют точности маневрирования. Лодка здесь застревает в центре порога, многие вещи при падении уносит безвозвратно, а за спасконец не так-то просто ухватиться. Реки этой категории сложности: Катунь, Кокса, Чуя, Абакан, Алдан.

5 категория. Это неуправляемая неконтролируемая стихия. От сплавщика тут туже мало, что зависит, пороги здесь имеют протяженность километр и более. Если вы перевернетесь, то без травм и переломов не обойтись, а изодранную « в хлам» лодку придется чинить трое суток. К рекам пятой категории относятся такие, как: Курейка, Аян, Котуй, Зун-Мурин, Утулик.

6 категория. Это категория исключительно для мастеров сплавов. Без специальной многолетней подготовки по этим рекам ходить запрещено. При падении за борт можно погибнуть, разбившись о камни. Шестая категория рек: Андийское Койсу, Ингури, Карагем, Аргунь, Зеравшан.[i]

Сплавляемся с удовольствием

Итак, если вы не опытный турист-экстремал, и вашей целью не является героическая гибель в бурных водах, вам вполне подойдет сплав на байдарках по рекам 1 и 2 категории. В первую очередь это прогулки на байдарках по прекрасной равнинной реке Волге. Волжская природа настолько прекрасна, что забываешь обо всем, размеренные взмахи веслами, мерное сильное и спокойное течение усиливает впечатление от сопричастности к русскому, широкому, родному. Здесь иногда встречаются небольшие стремнины и водовороты, но это нисколько не портит ощущение спокойствия. На Волге можно грести шесть-семь часов кряду и нисколько не устать. А, если все-таки устанете, то невысокие Волжские берега гостеприимно примут вас на стоянку.

Сплав по Волге, как правило, проходит в рамках маршрута выходного дня. Путешествовать новичкам предпочтительнее по Верхней Волге ( Тверь, Ярославль, Кострома). Река здесь уже и периодически встречаются небольшие препятствия, которые сделают прогулку чуть более захватывающей. Только на Верхней Волге можно познакомиться с настоящей, подлинной Россией.

Наша компания с удовольствием примет желающих совершить увлекательную прогулку по Верхней Волге в районе Ярославля. В пути вас ждет удивительные и потрясающие факты из истории древней земли, вы напитаетесь волжским солнцем и чистейшим воздухом этих мест и получите истинное удовольствие от путешествия.

Источник

Adblock
detector