Меню

Радимичи жили в бассейне реки

Радимичи – история, рассказанная курганами

Радимичи – одно из самых известных древнеславянских племён или племенных союзов. Проживали они преимущественно в междуречье Верхнего Днепра и Десны, на берегах Сожа и его притоков. Радимичи создали особенную культуру, в которой проявлялись заимствования других славянских народов, однако сохранили самобытные элементы.

Современные исследователи посвятили немало работ изучению генетики, различных этнических черт радимичей, в том числе постарались воссоздать внешность людей того времени. А с их происхождением связаны как исторические факты, так и предания. Какими же были радимичи? Что помнит история об этих представителях древнеславянских племён?

Почему радимичи?

Любой народ, в первую очередь, привлекает нас своим названием. Что же значило определение “радимичи”? Как гласят старинные предания, связано оно с именем прародителя племени – легендарного Радима.

В “Повести временных лет” указывается:

“Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Родим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи”.

В письменных источниках IX-XII столетий нередко фигурирует слово “радимичи” при упоминании о народе, расселившимся в междуречье Днепра и Десны. Земли их охватывали часть современной Белоруссии и юго-западные регионы Смоленской области России.

Стремление к независимости

У радимичей существовала строгая общественная организация. Несмотря на то, что в списке княжений их нет, народ находился под управлением вождей племён. Кроме того, у них существовало собственное войско.

По сути, земли радимичей сохраняли самостоятельность до конца X века, однако и в составе Руси оставались своего рода автономией. В Радзивиловской летописи отмечается, что до 885 года радимичи платили дань хазарам, однако после появления на их территориях князя Олега перешли под власть русских. При этом народ старался сохранять свою независимость.

Известно, что через несколько лет, в 907 году, радимичи уже стали участниками похода Олега на Царьград. В Радзивиловской летописи значится:

“Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави въ Киевѣ, поя множество варягъ, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и сѣверо, и вятич(и)”.

Несмотря на взаимную помощь, радимичи не хотели находиться под властью киевских князей. Они на некоторое время сумели вернуть самостоятельность. Однако столкновение с войсками Владимира Святославича оказалось роковым для племён. Радимичи были разбиты, после чего их земли присоединились к Киевской Руси. В дальнейшем эти территории стали регионами Смоленского и Черниговского княжеств.

Деятельность радимичей

Основным занятием радимичей было земледелие, чему способствовали плодородные почвы, обилие рек и озёр. Вырубая часть леса, они создавали пашни, тщательно выкорчевывая пни. Это было непростая работа, но радимичи преуспели в земледелии такого рода.

Более того, у них существовала своя система использования земель. Считалось, что через три года выращивания на пашне культур следует оставить почву “отдохнуть” и перейти на другой участок. Чередовать свободную и используемую землю можно было через год.

Данные из курганов

Советский археолог Борис Рыбаков в 1932 году издал монографию, посвящённую изучению радимичских курганов. Отличительной особенностью народа стали украшения – семилучевые височные кольца. Если судить по захоронениям, в которых они были найдены, территории проживания радимичей охватывали бассейн Сожа и междуречье Днепра и Сожа.

Интересной отличительной особенностью радимичских курганов учёные считают трупосожжение на месте с подсыпкой, то есть на небольшой насыпи. В местах погребения с неполным сожжением направление тела усопшего сложно определить, куда была направлена голова покойного непонятно.

Многие народы считали, что лицо его должно быть обращено строго на запад или восток, но у радимичей встречаются разные варианты. На мой взгляд, народ не придерживался данных традиций.

С X века под влиянием других народностей обычаи радимичей значительно изменились. Конечно. об этом мы тоже можем судить по курганам. Если прежде покойных сжигали, то теперь их просто опускали в землю, однако рядом с местом погребения разжигали костёр (вероятно, это пережиток времён обычаев трупосожжения).

В местах захоронений радимичей не слишком много вещей – многие из них сгорали или плавились на кострах. Однако явное различие прослеживается между височными кольцами раннего и позднего периода.

Исследователь П.М.Еременко отмечал, что изначально эти украшения представляли собой сложную работу ювелиров, но в дальнейшем их рисунок становится проще, а сами кольца превращаются в примитивный вариант ожерелья – они были

“продетыми через полоску кожи, на одинаковом расстоянии, одно ниже другого”.

Крайне популярными украшениями женщин радимичей были шейные гривны. Интересно, что у многих соседних племён они почти не встречаются в захоронениях, однако радимичи отдавали им предпочтение перед другими декоративными изделиями. Внешне они напоминают ожерелья, найденные в древних курганах Литвы и Латвии, что говорит о взаимном культурном обмене разных народов.

Конечно, о быте и культуре радимичей нам известно не слишком много, однако историки современности прикладывают все усилия, чтобы совсем скоро часть неразгаданных тайн этого народа была раскрыта. В летописях, датированных XII веком, встречаются последние упоминания о радимичах. Вероятно, перейдя под власть киевских князей, они растворились среди прочих племён, однако стали основой для появления новых славянских народов.

Источник

РАДИ́МИЧИ

РАДИ́МИЧИ, од­но из вост.-слав. пле­мен­ных объ­е­ди­не­ний. По сви­де­тель­ст­ву «По­вес­ти вре­мен­ных лет», пред­ки Р. оби­та­ли «у ля­хов» (т. е. в Вис­ло-Одер­ском ре­гио­не), своё на­име­но­ва­ние по­лу­чи­ли по­сле рас­се­ле­ния в По­со­жье (по име­ни пред­во­ди­те­ля Ра­ди­ма). До кон. 9 в. вы­пла­чи­ва­ли дань Ха­зар­ско­му ка­га­на­ту. Око­ло 885, в прав­ле­ние ки­ев­ско­го кн. Оле­га, по­па­ли в дан­нич. за­ви­си­мость от Др.-рус. гос-ва. В 907 уча­ст­во­ва­ли в по­хо­де войск кн. Оле­га на Ви­зан­тию. В 984/985 окон­ча­тель­но во­шли в со­став Др.-рус. гос-ва по­сле по­хо­да войск ки­ев­ско­го кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча под на­ча­лом вое­во­ды Вол­чь­е­го Хво­ста и бит­вы на р. Пес­ча­не (Пи­ща­не), где Р. бы­ли раз­би­ты. В 11 – нач. 12 вв. тер­ри­то­рия Р. раз­де­ле­на ме­ж­ду Смо­лен­ским и Чер­ни­гов­ским кня­же­ст­ва­ми. По­след­ний раз (в кон­тек­сте «уво­ро­тя­ся на ра­ди­ми­чи») упо­ми­на­ют­ся в ле­то­пи­си при опи­са­нии пу­ти бег­ст­ва в Сев.-Вост. Русь кн. Вла­ди­ми­ра Мсти­сла­ви­ча в 1167.

Ар­хео­ло­гич. па­мят­ни­ки По­со­жья 8–10 вв. прак­ти­че­ски не от­ли­ча­ют­ся от син­хрон­ных вост.-слав. древ­но­стей куль­ту­ры Лу­ки-Рай­ко­вец­кой и ро­мен­ской куль­ту­ры. С эпо­хой вклю­че­ния Р. в Др.-рус. гос-во свя­зан мо­гиль­ник древ­не­рус­ской дру­жин­ной куль­ту­ры в Мо­хо­ве (Ло­ев­ский р-н Го­мель­ской обл., Бе­ло­рус­сия; рас­коп­ки О. А. Ма­куш­ни­ко­ва с 2003). Кур­ган­ные ком­плек­сы кон. 10 – нач. 12 вв. в бас­сей­не р. Сож вы­де­ля­ют­ся жен­ским убо­ром, вклю­чаю­щим се­ми­лу­че­вые ви­соч­ные коль­ца, би­эл­лип­со­ид­ные, языч­ко­вые и пет­ли­стые (в ви­де кре­ста, об­ра­зо­ван­но­го 5 пет­ля­ми) под­вес­ки, грив­ны с ро­зет­ко­об­раз­ны­ми окон­ча­ния­ми, что, ве­ро­ят­но, свя­за­но с со­хра­не­ни­ем эт­но­гра­фич. осо­бен­но­стей, сло­жив­ших­ся у Р. На се­ли­щах др.-рус. вре­ме­ни это­го ре­гио­на изу­ча­лись на­зем­ные до­ма с под­поль­ны­ми яма­ми, пе­ча­ми-ка­мен­ка­ми и гли­но­бит­ны­ми пе­ча­ми. Ле­то­пис­ная тра­ди­ция упо­ми­на­ет на тер­ри­то­рии рас­се­ле­ния Р. го­ро­да Кре­чут (1136, ны­не Кри­чев Мо­ги­лёв­ской обл.), Пру­пой, или Про­по­шеск (1136, ны­не Слав­го­род Мо­ги­лёв­ской обл.), Го­мий (1142, ны­не Го­мель), Чи­черск (1158, ны­не Че­черск Го­мель­ской обл.). В Го­ме­ле, Че­чер­ске, Кри­чеве про­во­ди­лись круп­ные ар­хео­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния.

Источник

Радимичи

Радимичи

Они жили в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.

«Повесть временных лет» повествует так: «Радимичи же и вятичи — от рода ляхов. Были ведь два брата у ляхов — Радим, а другой — Вятко; и пришли и сели: Родим на Соже, и от него прозвались радимичи, а Вятко сел с родом своим по Оке, от него получили свое название вятичи». Упоминается имя радимичей в письменных свидетельствах с 885 по 1169 год.

Поречье Днепра было пограничьем радимичей с дреговичами. На юго-востоке соседями были северяне (граница проходила в междуречье Сожа и Десны, только в отдельных местах ареал радимичей достигал Десны), а на левых притоках Десны радимичи соприкасались с вятичами или северянами.

Радимичи управлялись племенными вождями, но про их князей нигде не говорится. Далее в «Повести временных лет» они упоминаются под 885 годом: «Послал Олег к радимичам, спрашивая: «Кому даете дань?». Они же ответили: «Хазарам». И сказал им Олег: «Не давайте хазарам, но платите мне». И дали Олегу по щелягу, как раньше хазарам давали».

В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград, том самом, после которого Олег прибил свой щит ко вратам Цареграда и получил прозвание «Вещий».

Спустя некоторое время радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа), и радимичи были разбиты. Их земли опять оказались в составе Киевской Руси. В XI веке территория радимичей вошла в Смоленское и Черниговское княжества

Что касается происхождения радимичей, то заявление летописца о их польском прошлом порожило немало дискуссий. Средневековые польские хронисты — Ян Длугош,

Мацей Стрыйковский и другие, а также историки XVIII и XIX веков безоговорочно признавали польское происхождение радимичей. С этим соглашался и пытался обосновать это данными языка академик А.А. Шахматов.

Однако филолог Е.Ф. Карский высказался против теории ляшского происхождения радимичей. Он считал, что они переселились на Сож из более западных регионов, где были соседями ляхов. Это мнение поддержал и Л. Нидерле, считавший первоначальной областью радимичей бассейны Буга и Нарева.

В.В. Седов на основе анализа названий рек установил сходство названий бассейна реки Сож с небольшим участком Верхнего Поднестровья. Эта местность многими учеными теперь и считается первоначальной родиной радимичей. Когда же они пришли на Сож, то слились здесь с местным балтским населением, переняв у них многие обряды и предметы материальной культуры. Причиной переселения радимичей на новое место послужило, возможно, передвижение угров (венгров) из междуречья Днепра и Дона в Центральную Европу. Первые вторжения угров, проходивших через верховья Днестра, датируются 862 годом. Возможно, тогда племя и решило уйти из неспокойного места. Интересно, что в летописной записи за 859 год, в которой отмечены племена, платившие дань Хазарскому каганату, радимичи не упоминаются.

Читайте также:  Река модан нижегородская область рыбалка

Большинство исследователей считают, что название «радимичи» имеет балтское происхождение. Наиболее близкими к этому термину являются литовские слова radimas — «нахождение», radimviete — «местонахождение». ГА. Хабургаев считал, что термин «радимичи» был образован от более раннего названия балтской общности, которая была славянизирована к IX–X векам.

Земля радимичей удобными речными путями была связана с центральными областями Киевского государства. В XI–XII веках на их земле известны города Г омий (Г омель) и Чичерск на Соже, Вгциж на Десне, Воробьин, Ропейск, Стародуб и др.

Древнерусские сельские поселения (селища) располагались обычно по берегам рек и занимали сравнительно невысокие, ровные и удобные для жизни и хозяйственной деятельности места. Городища же представляли собой простейшие укрепленные поселки, которые устраивались на мысах подобно городищам раннего железного века и очень часто на месте последних.

В хозяйственной деятельности ведущее место занимало земледелие. В землях радимичей преобладали леса, поэтому земледелие сначала было подсечным. Лес подрубали, он высыхал на корню, затем деревья сжигали, пни выкорчевывали, почву взрыхляли сохой-ралом или суковаткой. Там, где сложно было использовать соху, применяли мотыгу. При подсечной системе орудием земледельца, без которого нельзя было обойтись, стал топор. В конце I тысячелетия появились железные сошники и наральники, но все же основными орудиями труда продолжали оставаться изделия из дерева.

В X–XI веках подсечная система земледелия постепенно уступила место более совершенной — переложной или залежной. Участок земли, освобожденный от леса, использовался 2–3 года, затем такое же время обрабатывался другой участок, а потом их меняли. Из переложной позднее возникла двупольная система земледелия, при которой пахотная земля и участок «под паром» чередовались ежегодно.

В основном выращивали зерновые культуры: озимую и яровую рожь, пшеницу, ячмень, овес, полбу (вид пшеницы), просо, гречиху. Из других культур выращивали горох, лен, коноплю, репу, редьку, капусту, свеклу, лук, чеснок. На пашне применяли силу рабочего скота и «рало» (первый плуг, подрезавший и переворачивавший землю). Урожай убирали железным серпом, зерно размалывали каменными жерновами.

Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Среди домашней птицы преобладали куры и гуси, в меньшей степени — утки. Высоко ценились ловчие соколы и ястребы, использовавшиеся для охоты.

Леса были богаты зверем и птицей, многочисленные реки и озера — рыбой и водоплавающими, поэтому широко распространены были рыболовство, охота, собирательство, бортничество, разнообразные лесные промыслы. Бортничество давало мед и воск, которые широко использовалось в хозяйстве, также были важной статьей дани. Ловили «белую рыбу»: щук, линей, лещей, налимов, карасей, окуней и пр. Устраивали загороди из частоколов, бревен, плетней, а в оставленных небольших проходах ставили верши, морды и другие ловушки. Для ловли рыбы применяли сети, сачки, переметы, крючки.

Для собственных нужд, обмена, а позднее для выплаты дани сначала хазарам, а затем киевским князьям, большое значение приобрели меха. Объектами охоты являлись лоси, бобры, зайцы, медведи, кабаны, косули, зубры, благородные олени. Охотились с помощью лука и стрел, рогатин, ловчих ям, широко использовали силки, западни, сети и прочие приспособления. В X веке охотничьи угодья, различные «ловигца» и «перевесигца» принадлежали как рядовым общинникам, так и зарождающейся знати.

Из домашних ремесел были развиты прядение и ткачество изо льна, шерсти, конопли, обработка кож и шкур пушных животных, выделка овчин.

Древесина использовалась в строительстве, для изготовления домашней утри и орудий труда: ведер, ковшей, решет, бочек, телег, саней, грабель, вил, борон, сох, приспособлений для прядения и ткачества, также дерево шло на дрова, лучину.

Постепенно ремесла обособлялись, появлялись ремесленники, развивалась торговля. Из ремесел можно выделить кузнечное, гончарное, плотницкое, бондарное, кожевенное, скорняжное и прочие. Ремесленники были связаны уже не с деревнями, а с городами, где удобней было производить обмен.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Радимичи и вятичи

Радимичи и вятичи Радимичей летописец помещает по реке Сож, вятичей — по реке Оке. Однако в обоих случаях, особенно во втором, это весьма приблизительно. Бассейн Оки велик, и мы знаем, что там обитали также и финские племена мурома, мордва и меря. Более точно границу

Радимичи

Радимичи Словом «радимичи» принято называть объединение восьми небольших племен, возникшее в IX веке восточнее Днепра. Это бассейн реки Сож, ее притоков Ипути и Беседи, а также берега рек Проня и Остер. Всего до 30 тысяч кв. км.ПВЛ сообщает, что они пришли откуда-то с запада и

Радимичи

Радимичи «…Радим сел на Соже, от него назвались радимичи» («Повесть временных лет»).Восточнославянское племя, которое в ІХ – Х вв. жило в междуречье верхнего течения Днепра и Десны, в бассейне реки Сож. Занимались земледелием, скотоводством, промыслами, ремеслами.

Радимичи

Радимичи Предки радимичей были не славянами, а их ближайшими родичами – балтами. Их племена пришли с запада, вытесненные еще в III веке готами, и поселились в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков.К VIII–IX веку с запада приходят уже славянские

Источник

Радимичи

Images.pngВнешние изображения
Image-silk.png Карта «Расселение славян на территории современной Беларуси» (белор.) [1]

Ради́мичи — летописное объединение IX-XII веков, традиционно считающееся славянским племенем или союзом племён. Согласно «Повести временных лет», «… были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси, повоз везут и доныне» [2] . В научной литературе единого мнения относительно происхождения радимичей нет.

Проживали радимичи в междуречье верхнего Днепра и Десны по течению Сожа и его притоков (Гомельская и Могилёвская области Республики Беларусь). Письменные свидетельства о радимичах приходятся на период с 885 по 1169 годы.

Содержание

Летописные свидетельства

Согласно летописям, название происходит от имени вождя Радим, во главе с которым радимичи, якобы пришли из пропольских (ляшских) земель [3] . Место расселения радимичей ­— бассейн Сожа. В «Повести временных лет» сказано «… и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи» [2] .

В летописном перечне княжений радимичей нет. Однако из других мест летописей понятно, что радимичи управлялись племенными вождями, имели свое войско и до последних десятилетий X века сохраняли самостоятельность.

В 885 году киевский князь Олег установил свою власть над радимичами и обязал их платить ему дань, раннее уплачиваемую хазарам:

« И посла к радимичем, река: «Кому дань даеть?» Они же ръша: «Козаромъ». И рече имъ Олегъ: «Не дайте козаромъ, но мнъ давайте». И даша Олгови по щълоягу, якоже и козаром даяху. И бъ Олегъ обладав поляны, и деревляны, и съверяны, и радимичи, а съ суличи и тиверци имеаша рать [4] . »

В 907 году в составе войска Олега радимичи участвовали в легендарном походе на Царьград:

« Иде Олегъ на Грекы. Игоря остави в Киевъ, поя множество варяг, и словенъ, и чюд(и), и словене, и кривичи, и мерю, и деревляны, и радимичи, и поляны, и съверо, и вятич(и), и хорваты, и дулъбы, и тиверци, яже сут(ь) толковины: си вси звахутьс(я) от грекъ Великая Скуф(ь) [5] . »

Спустя некоторое время радимичи освободились от власти киевских князей, но в 984 году состоялся новый поход на радимичей. Воевода киевского князя Владимира Святославовича Волчий Хвост встретился с войском радимичей на реке Пещань (приток Сожа, у Пропошеска (нынешний Славгород). Радимичи были разбиты. Их земли оказались в составе Киевской Руси. Последний раз радимичи упоминаются в летописях под 1169 годом.

К XII веку относятся письменные сведения о городах радимичей — Кричеве (Кречют, 1136), Пропойске (Прапошаск, 1136), Гомеле (Гомий, 1142), Рогачёве (1142) и Чечерске (1159).

Археология

В связи с явным недостатком письменных источников изучение радмичей невозможно без привлечения широкого круга источников вещественных. Наиболее продуктивными в этом плане являются археологические исследования древних курганов. В XIX веке раскопками курганов радимичей занимались: Н. М. Турбин, А. С. Уваров, М. М. Филонов, Е. Р. Романов, Д. Я. Самоквасов, П. М. Еременко, В. Б. Антонович, М. В. Фурсов, С. Ю. Чоловский [6] и В. И. Сизов.

В первой половине XX века исследования курганов кривичей вели такие исследователи как С. М. Соколовский, И. Х. Ющенко, И. А. Сербов, К. М. Поликарпович, С. А. Дубинский, С. Х. Бобрыкин, С. С. Деев и П. С. Ткачевский. Во второй половине ­- Ф. М. Заверняев, В. А. Падин, И. И. Артеменко, Г. Ф. Соловьева, Я. Г. Риер и В. В. Богомольников. Так, например, В. А. Падин исследовал радимичско-северский Кветунский могильник.

В XIX веке было обнаружено, что в Посожье очень плотно сконцентрированы семилучевые височные кольца, считающиеся основным этноопределяющим признаком.

В 1932 году была издана монография Б. А. Рыбакова, в которой радимичские курганы и их вещевые инвентари получили научную систематизацию [7] . Кроме того, Рыбаков очертил область расселения радимичей и показал хронологическую эволюцию радимичских курганов.

Если судить по распространению семилучевых височных колец, то радимичская территория в X—XII веках занимала в основном бассейн нижнего и верхнего Сожа и междуречье Сожа и Днепра. Поречье Днепра было пограничьем радимичей с дреговичами. При этом заметно проникновение дреговичей на территорию соседей. На юго-востоке радимичи соседили с северянами. Граница между ними проходила в междуречье Сожа и Десны, только в отдельных местах ареал радимичей достигал Десны, и на её левых притоках радимичи соприкасались с вятичами или северянами.

На территории радимичей курганы с захоронениями по обряду трупосожжения немногочисленны. Основная часть их находится по берегам крупных рек ­- Сожа, Ипути и Беседи. Особенностью радимичского ареала является резкое преобладание курганов с трупосожжением на месте. При этом сожжение производилось в большинстве случаев не на горизонте, а на так называемой подсыпке. Г. В. Соловьева высказала предположение, что курганы с трупосожжением в насыпи можно считать специфически радимическими [8] . Однако подобные насыпи встречены и за пределами радимичского ареала [9] . Известны и радимичские курганы с трупосожжениями на горизонте.

Размеры погребальных костров обычно имеют овальнокруглые очертания. Кальцинированные кости часто оставляли нетронутыми. В таких курганах можно видеть, что умерших клали на костер в направлении запад — восток. Однако определить, в какую сторону была направлена голова умершего, не удается. Только в одном кургане исследователям удалось определить восточную ориентировку трупа. Строение погребальных кострищ напоминает теремки-домовины. В радимичских курганах открыты и настоящие домовины.

Читайте также:  Фидер для реки с быстрым течением

В радимичской земле зафиксировано несколько случаев неполного трупосожжения. В таких курганах известна как западная, так и восточная ориентировка умерших. Датировать их невозможно ввиду отсутствия вещей при погребениях.

Большинство курганов с сожжением лишено вещей. По-видимому, предметы украшений обычно сгорали на погребальных кострах. Определить точную дату радимичских курганов с трупосожжениями очень трудно. Аналогичные курганы в других местах обычно датируют IX—X веками. Никаких материалов для датировки их более ранним временем в распоряжении исследователей нет. Раскопанные Г. Ф. Соловьевой курганы в Демьянках по бочонкообразным позолоченным и посеребренным бусинам относятся к X веку.

В последней трети X века в земле радимичей появляются первые захоронения по обряду трупоположения. Такие курганы более или менее распространены на всей территории радимичей. На месте, выбранном для сооружения кургана, разжигали костер. По-видимому, это реликт обряда кремации умерших. От таких костров в основаниях курганов оставался слой золы и мелких угольков. Такое кольцо, называемое исследователями «огненным кругом», составляет специфическую особенность радимичских курганов. Г. Ф. Соловьева считает, что «огненные кольца» относятся к X—XII векам и характерны для насыпей с трупоположениями [10] .

Обычай устраивать ритуальные костры на месте захоронений бытовал в XI—XII веках. Но уже на рубеже XI и XII веков появляются курганы без остатков кострищ. Погребения в грунтовых ямах немногочисленны.

Борис Рыбаков на основе находок монет датировал курганы с трупоположениями на горизонте XI—XII веками, а курганы с захоронениями в ямах ­- в основном XII веком [11] . Согласен с такой датировкой и Валентин Седов [12] .

Положение умерших в радимичских курганах преимущественно с ориентировкой головой на запад, хотя захоронения с ориентировкой умершего головой за восток также не редки. В парных погребениях умершие, как правило, ориентированы в противоположных направлениях: мужчины ­- головой на восток, женщины ­- на запад. Очень редко встречаются женщины, погребенные головой к востоку. Трупоположения с северной ориентировкой в курганах радимичей встречены всего дважды. Такой обряд, связывают с финно-уграми.

Радимичский курганный инвентарь довольно многообразен, но большинство предметов имеет множество аналогий в курганах других общностей. Собственно радимичскими, как уже говорилось, являются семилучевые височные кольца. Щитки у них гладкие или орнаментированные дугообразными полосками. Исследователями замечено, что ранние височные кольца имеют более богатую орнаментацию, поздние ­- чаще лишены узоров. Семилучевые украшения носили по одному или по нескольку на каждом виске. Ещё П. М. Еременко заметил, что при раскопках их обнаруживают «продетыми через полоску кожи, на одинаковом расстоянии, одно ниже другого» [13] .

Встречаются в радимичских курганах и захоронения с исключительно перстнеобразными височными кольцами, а в кургане близ деревни Шапчицы вместе с пятью семилучевыми украшениями найден фрагмент проволочного завязанного кольца.

Шейные гривны обычно не встречаются у волынян, полян, древлян и дреговичей, зато достаточно обычны в землях радимичей. Ближайшие и многочисленные аналогии эти украшения находят в древностях Латвии и Литвы. Балтские прототипы имеет также шейная гривна с заходящими многогранными концами из кургана близ села Луговец. Балтское происхождение имеют также звездообразные (лучистые) пряжки, костяные привески в виде уточек, бронзовые спиральки, змееголовые браслеты и другие предметы, найденные в радимичских курганах.

В радимичских курганах XI—XII веков балтские элементы (восточная ориентировка, украшения) обнаруживаются в большем количестве, чем в ареалах других летописных общностей. Сей факт может свидетельствовать о меньшем влияний славян или их более поздним приходом на эти земли [14] .

Происхождение

«Повесть временных лет» сообщает о ляшском происхождении радимичей: «… радимичи бо … от ляховъ» [2] и «Быша же радимичи от рода ляховъ; прешедъше ту ся вселиша, и платять, дань Руси» [15] . Эти слова летописца оказали большое влияние на многих исследователей. Средневековые польские хронисты ­— Ян Длугош, Мацей Стрыйковский и другие, а также историки XVIII и XIX веков безоговорочно признавали польское происхождение радимичей.

Алексей Шахматов пытался подкрепить летописное сообщение о ляшском происхождением радимичей лингвистическими данными, ссылаясь на то, что область радимичей принадлежит ныне к территории белорусского языка, в котором имеется много совпадений с польским [3] .

Однако Евфимий Карский высказался против теории ляшского происхождения радимичей, показав самостоятельное развитие тех особенностей белорусского языка, которые сближают его с польским [16] . По мнению Карского, летописное сообщение о ляшском происхождении радимичей свидетельствует не о том, что они были ляшским племенем, а о том, что они переселились на Сож из более западных регионов, где соседили с ляшскими племенами. Это мнение поддержал и Любор Нидерле, считавший первоначальной областью радимичей бассейны Буга и Нарева [17] .

Неоднократно делались попытки определить область, из которой радимичи пришли на Сож при помощи картографирования топонимов с основой рад-. Однако такие топонимы, видимо, происходят от антропонима Радим, распространенного на куда большей территории, чем определяемые регионы.

На основе данных гидронимики удалось установить некоторое сходство гидронимов Посожья с гидронимами небольшого участка Верхнего Поднестровья. Именно регион Верхнего Поднестровья и является, по мнению некоторых историков, той областью, из которой радимичи переселились в бассейн Сожа [18] .

Связь между радимичами и дорадимичским населением Посожья, наблюдаемая как в предметах материальной культуры, так и в обрядах, позволяет предположить, что пришлые славяне ощутили здесь влияние балтского населения. Также возможно сделать предположение о небольшой численности пришлых славян.

Большинство исследователей считают, что этноним «радимичи» имеет балтское происхождение. Так, наиболее близкими к этому термину являются литовские термины radimas ­— нахождение, radimviete ­— местонахождение [19] . Георгий Хабургаев считал, что термин «радимичи» был образован от исторически более раннего названия балтской этнической общности, которая была славянизирована к IX—X векам [20] .

Летопись сообщает о происхождении радимичей от мифической личности Радима: «…радимичи бо и вятичи от ляхов. Бяста бо 2 брата в лясех, — Радим, а другий Вятко,- и пришедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася радимичи…» [21] . Эта легенда скорее отражает библейское мировоззрение автора, чем реальный исторический факт [22] .

Примечания

  1. Цемушаў В. М. Рассяленне славян на тэрыторыі сучаснай Беларусі // Вялікі гістарычны атлас Беларусі. — Т. 1. — Мн. : Белкартаграфія, 2009. — С. 47.
  2. 123 Повесть временных лет. — М., 2002. — С. 5.
  3. 12Шахматов А. А. Древнейшие судьбы русского племени. — Пг., 1919. — С. 25, 37-39.
  4. Радзивиловская летопись. М.26. Л. 11 об.
  5. Радзивиловская летопись. М.34. Л. 14 об.
  6. Фурсов М. В., Чоловский С. Ю. Дневник курганных раскопок … в уездах Рогачевском, Быковском, Климовичском, Черниговском и Мстиславском. — Могилев, 1892.
  7. Рыбакоў Б. А. Радзімічы. ­- Працы секцыі археолёгіі Беларускай АН. — М., 1932. — С 81-151.
  8. Соловьева Г. Ф. Славянские союзы племен по археологическим материалам VIII—XIV вв. н. э. (вятичи, радимичи, северяне) // Советская археология, 1956. — XXV. — С. 141.
  9. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М., 1982. — С. 154.
  10. Соловьева Г. Ф. Славянские союзы племен по археологическим материалам VIII—XIV вв. н. э. (вятичи, радимичи, северяне) // Советская археология, 1956. — XXV. — С. 162.
  11. Рыбакоў Б. А. Радзімічы. ­- Працы секцыі археолёгіі Беларускай АН. — М., 1932. — С. 102.
  12. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М., 1982. — С. 155.
  13. Еременко П. М., Спицын А. А. Радимичские курганы // Российское археологическое общество, 1895. — 8. — С. 63.
  14. Седов В. В. Восточные славяне в VI—XIII вв. — М., 1982. — С. 150—156.
  15. Повесть временных лет. — М., 2002. — С. 27.
  16. Карский Е. Ф. Белорусы. — Т. 1—3. — Москва, 1955—1956. — С. 71, 72.
  17. Нидерле Л. Славянские древности. — М., 1956. — С. 160—162.
  18. Седов В. В. Славяне Верхнего Поднепровья и Подвинья. — М., 1970. — С. 142—143.
  19. Литовско-русский словарь / Под ред. Х. Лемхенаса. — Вильнюс, 1971. — С. 621.
  20. Хабургаев Г. А. Этнонимика «Повести временных лет». — М., 1979. — С. 196—197.
  21. Повесть временных лет. — М., 2002. — С. 28.
  22. Пилипенко М. Ф. Возникновение Белоруссии: Новая концепция. — Мн., 1991. — С. 34.

Ссылки

  • Радимичи // Виртуальный музей «Наследие».
Киевская Русь
Русь · русь (народ) · Рюрик · Рюриковичи
Переломные события Призвание варягов · Крещение Руси · Съезд князей в Любече · Монголо-татарское нашествие
Летописные племена славянские: белые хорваты · болоховцы · древляне · дреговичи · дулебы (волыняне) · вятичи · кривичи · поляне · радимичи · северяне · ильменские словене · тиверцы · уличи · финно-угорские: весь · меря · мурома · чудь заволочская · балтские: голядь · литва
Киевские правители
до распада Киевского
государства (1132)
Аскольд и Дир · Олег Вещий · Игорь Рюрикович · Ольга · Святослав Игоревич · Ярополк Святославич · Владимир Великий · Святополк Окаянный · Ярослав Мудрый · Изяслав Ярославич · Всеслав Брячиславич · Святослав Ярославич · Всеволод Ярославич · Святополк Изяславич · Владимир Мономах · Мстислав Великий
Значимые войны
и битвы
Походы Руси против Византии · Каспийские походы русов · Битва под Любечем · Битва на реке Буге · Битва на реке Альте (1019) · Битва на реке Немиге · Битва на реке Альте (1068) · Битва на реке Стугне · Битва на реке Калке · Битва на реке Сити
Основные княжества
в XII—XIII веках
Владимиро-Суздальское · Галицко-Волынское · Киевское · Муромское · Новгородская земля · Новгород-Северское · Переяславское · Полоцкое · Рязанское · Смоленское · Туровское · Черниговское
Общество и культура Язычество славян · Христианство на Руси · Вече · Дружина · Русская Правда · Слово о законе и благодати · Повесть временных лет · Поучение Владимира Мономаха · Слово о полку Игореве · Моление Даниила Заточника · Слово о погибели Русской земли
Читайте также:  Битва русских князей при реке калке
Славянские племена
Восточные
славяне

Висляне • Гопляне • Куявяне • Лендзяне • Любушане • Лицикавики • Мазовшане (Мазуры) • Песничи • Поляне • Серадзане • Тадеши
Силезские племена: Бежунчане • Бобряне (Бобжане) • Голенжицы • Дедошане (Дзядошане) • Ополяне • Слензане • Слупяне

Дечане • Дудлебы • Ганаки • Голасицы • Зличане • Лемузы • Литомеричи • Лучане • Мораване • Пшоване • Седличане (Дечане) • Ходы • Чехи • Чёрные хорваты

Гаволяне: Брежане (Брижане) • Стодоране
Дулебы • Поляне • Суслы • Хорутане

Браничевцы • Дукляне • Захлумляне • Конавляне • Красные хорваты • Неретвляне • Ободриты • Сербы • Тревуняне

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Радимичи» в других словарях:

РАДИМИЧИ — РАДИМИЧИ, союз восточнославянских племён, расселившихся в междуречье Днепра и Десны. Платили дань Хазарскому каганату. Около 885 подчинены князем Олегом, в 984 окончательно покорены князем Владимиром I Святославичем. В 11 начале 13 вв. жили в… … Русская история

РАДИМИЧИ — РАДИМИЧИ, объединение восточнославянских племен в междуречье верхнего Днепра и Десны. Около 885 в составе Древнерусского государства. В 12 в. большая часть территории в Черниговском, северная часть в Смоленском княжествах … Современная энциклопедия

РАДИМИЧИ — союз восточнославянских племен междуречья верхнего Днепра и Десны. Ок. 885 в Древнерусском государстве. В 12 в. большая часть территории в Черниговской, северная часть в Смоленской землях … Большой Энциклопедический словарь

радимичи — сущ., кол во синонимов: 1 • племя (116) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Радимичи — одно из славяно русских племен, жившее в бассейне р. Сожи,притока Днепра, и вошедшее в состав Чернигово Северского княжества. Р.проявили наименее земельной самобытности; о них сложилась насмешливаяпоговорка: Пещаньци (так назывались они по р.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Радимичи — РАДИМИЧИ, объединение восточнославянских племен в междуречье верхнего Днепра и Десны. Около 885 в составе Древнерусского государства. В 12 в. большая часть территории в Черниговском, северная часть в Смоленском княжествах. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

радимичи — чей; мн. Группа восточнославянских племён, живших в первом тысячелетии в междуречье верхнего Днепра и Десны; представители этих племён. ◁ Радимич, а; м. * * * радимичи союз восточных славянских племён междуречья верхнего Днепра и Десны. Около 885 … Энциклопедический словарь

радимичи — название др. русск. племени, обитавшего между Днепром и Сожем, др. русск. радимичи (Пов. врем. лет); см. Барсов, Очерки 152 и сл. Летопись производит их от родоначальника по имени Радимъ, которое представляет собой краткую форму от имени собств.… … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

РАДИМИЧИ — др. рус. племенное объединение последних вв. 1 го тыс. н.э. Земли Р. лежали в вост. части Верх. Поднепровья, по Сожу и его притокам. В летописи о Р. сказано: радимичи же и вятичи от ляхов , что обычно рассматривалось как указание на их генетич.… … Советская историческая энциклопедия

Радимичи — вост. слав. племя. Назв. пошло, судя по летописи, от имени родонач.: Были ведь два брата у ляхов Радим, а другой Вятко; и пришли и сели: Радим на Соже, а от него прозвались радимичи. По мнению В. В. Седова, первонач. Р. занимали терр. Верх.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Источник



89. В. Агошков. Тросна. С. В. Трусов. Радимичи

Согласно ПВЛ: «… были же радимичи от рода ляховъ, пришли и поселились тут и платят дань Руси …»(43). Нестор приравнивает радимичей по родству с вятичами, говоря: «Были ведь два брата у поляков — Радим, а другой — Вятко. И пришли и сели: Радим на Сожи, и от него прозвались радимичи…»(44) . Не трудно предположить, что Вятко был предводителем группы западных славян, переселившихся на восток. Они расселились на землях, занятых незадолго до этого мурдасами. Ясно также, что новопоселенцы доминировали, поэтому всё население, проживающее здесь, стало называться вятичами. Наверняка и радимичи поселились не на пустом месте. Только название племени, в землях которого они поселились, нам не известно. Радимичи во времена Нестора занимали территорию в междуречье Днепра и Десны. В основном их поселения были сосредоточены в бассейне реки Сож. Древнерусский летописец, как и пристало христианскому писателю, рассказывает об обычаях радимичей с неприязней к их языческим обычаям: «А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие закон»(45).Как видим, Нестор по образу жизни приравнивает вятичей, кривичей, радимичей, северян и других северных славян. Поэтому не трудно предположить их общее происхождение.

Летопись начинает сообщать о радимичах с 885 года, когда Олег, сев в Киеве, стал облагать данью соседние племена. Взамен он снял с радимичей обязательства по хазарской дани. Таким образом, в конце 9 века радимичи уже жили в этих местах.

Рис. 14. Карта расселения радимичей.

Появление Радима и ляхов на Соже можно связать с деятельностью Вадима Храброго. Гази-Барадж пишет, что Будим (Вадим) возвел города Смоленск, Минск и Ростов. При этом: «Будим, не доверяя балынцам, нанял тысячу анатышских альманцев и пять тысяч байлакских ульчийцев из племени кулбак»(46).Здесь: байлакские ульчийцы — поляки.

Эти события датированы у булгарского летописца 816 годом. Теперь вопрос: для чего Вадим строил крепости и кого он в них селил? Ответ: крепости он строил, чтобы закрепиться на занятой территории, а селил он там тех, кому доверял.

То, что этнообразующим народом радимичей были западные славяне, доказывает не только легенда о Ляхе и Радиме, но и топонимика. Коснемся только края этой огромной ономастической базы. Так русский ученый 19 века А.И. Якобий в своей работе «Вятичи Орловской губернии» пишет: «Географические имена корня Рад очень многочисленны в западной половине Орловской губ. и в Черниговской окраине: Радогощ (Радогост), ныне Погар, пригород Стародубскоо у. и Радоль, известная раскольничья слобода того же уезда; Радинка река, Радичи дер. Рославльского у. на границе Брянского; Радомка р. приток Снопоти, на самой границе Брянского у. и Смоленск. и Калужск. гг.: Радица река на границе Брянского у. и прилежащей части Жиздринского у.; Радица три дер., слобода, река, озеро; Paдчинка речка, Брянского у. близь границы Жиздринского; Радомье озеро, Радчино дер., Радчинская дер., Радушно дер. Трубчевского у.; Радомка река и дер., Радня река, Радыбич р. на границе Болховск. у., Радоховка река и дер. Козельского у.; Родзина три дер., Радомль река и дер., Радома р. и Радомль две дер. Болховск. у.; Радобичи (Радубины) дер. Дмитров. у.; Радовище (или Радогощь) д. Карачевск. у.; Родогоща д. Кромского у.; Радогощь д. Севского у.; Радобеж д. Фатежск. у. Курск. г.; Радутин (или Радукин) ручей, овраг, урочище Мценского у.; Радугощь дер. Одаевск. у., Тульск.

Таким образом вся эта местность есть крайняя западная часть Орловской губ. и прилегающая к ней с запада часть соседних губерний, т. е. именно та область, которую населяли Родимичи. Нанося на карту перечисленные пункты, мы видим, что Вятичские и Родимичские поселения переплетаются между собой… Родимичи, как и Вятичи, пришли „из Ляхов»; в Польше мы видим город Радом, а около Лодзи посад Радогощь; напомним Радочаста, божество Обитритов, Радагайса или Радогаста, сделавшего нашествие на Италию в 405 г»(47).

Добавим сюда тот факт, что Радегаст (Радогост, Радогощ) был главным богом у многих западнославянских племен. Он назван Гельмольдом в «Славянской хронике» (1167-1168 гг ) богом земли бодричей (ободритов). Также средневековые хронисты описывают храм Радегеста в Ретре, главном городе племени ратарей. Кстати, населенные пункты, отобразившие в своем название имя западнославянского бога, присутствуют не только в местах древнего проживания радимичей, но и на других территориях. Например: деревня Радогощь, Россия, Ленинградская область, Бокситогорский район; поселок Радогощь, Россия, Брянская область, Комаричский район; село Великая Радогощь Украина, Хмельницкая область, Изяславский район; село Малая Радогощь; Украина, Хмельницкая область, Изяславский район; село Радогоща, Украина, Житомирская область, Лугинский район; населенный пункт Радегаст в 35 км от Лейпцига, Германия; река Радегаст в землеМекленбург — Передняя Померания, Германия и т.д.

Несомненно, что близость вятичей и радимичей обусловлена не только тем, что в формировании данных племён приняли участие западные славяне. Как наглядно показал в своей работе Якобий, на территорию радимичей проникало с востока значительное количество вятичей (мурдасов). Естественно, что неизвестные нам аборигенные племена «ульчийцев», на территорию которых селились мигрировавшие с востока мурдасы и пришедшие с запада балтийские славяне и поляки, также были славянскими, а значит близкородственными.

В дальнейшем, радимичи влились в древнерусскую общность. Последнее сообщение о них датировано 1169 годом.

Примечание: при цитировании ссылка на сайт skolo.ru и автора обязательна

43. Повесть временных лет. М., 2002. С. 5.

44. ПСРЛ. Том 2. СПб. 2008. Стлб. 9. С.8.

45. ПСРЛ. Том 2. СПб. 2008. Стлб. 10. С.8.

46. Гази-Барадж тарихы. // Джагфар тарихы. Т.1. Оренбург 1993 г. С. 31.

47.П.И.Якобий. Вятичи Орловской губернии.//Записки императорского географического общества по отделению этнографии. Спб. 1907., часть 2, С.3.

Теги: радимичи , Смоленск , Вятко , Нестор , Вадим Храбрый

Источник

Adblock
detector