Меню

Работа с рекой времени в доу

Инновационная технология «Путешествие по реке времени»

Содержимое публикации

Инновационная технология «Путешествие по реке времени»

Возмищева Татьяна Сергеевна,

высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования говорит о целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования, в виде социально-нормативных возрастных характеристиках возможных достижений ребенка: обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет (один из нескольких ориентиров).

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед дошкольными учреждениями встает важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует совершенствования учебно-воспитательного процесса с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Одной из основных задач направления «Познавательное развитие» является формирование познавательных процессов. Наиболее важным из психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребёнка, является воображение. Воспитание творчески активного молодого поколения — одна из главных задач современного общества. И решать её необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в воспитательном процессе в детском саду нужно уделять развитию творческого воображения. Для того чтобы представлять, воображать, придумывать необходимо воображение — своеобразная форма отражения действительности, заключающаяся в создании новых образов и идей на основе имеющихся представлений и понятий. Когда ребенок воображает, в его сознании возникают всевозможные образы.

Исследователи отмечают, что время является наиболее сложной категорией для восприятия и понимания детьми дошкольного возраста. У детей наблюдается смешение временных рамок, и время существует лишь в понятии «сейчас».

Технология «путешествие по «реке времени» направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации). Такая технология носит инновационный характер, так как в образовательной деятельности используются нетрадиционные методы, способы развития познавательно-исследовательской деятельности детей – работа с панно «Река времени», на занятии используются старинные вещи, с которыми можно исследовать и даже попробовать на практике.

В ходе организации непрерывно непосредственно образовательной деятельности мною используется данная технология, которая позволяет дать детям дошкольного возраста начальные знания о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.

Игры-путешествия использую в непосредственно непрерывно образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей, и в режимных моментах.

Дидактическое пособие «река времени» представляет собой длинный лист (я использую обои примерно размером 50х150 см), который представляет собой полосу темно синего цвета до бледно голубого обозначена река. Вдоль «реки времени» несколько остановок с названиями: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, «будущее» — то, что может быть в будущем.

Такое панно символизирует движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Остановки на «реке времени» заполняем иллюстративным материалом соответствующими темами мероприятий. Это могут и быть не только иллюстрации, но и старинные вещи, которые можно исследовать, даже попробовать предмет в действии (например, удобно ли использовать плашку для глажения белья).

Использование технологии «путешествие по реке времени» в образовательной деятельности

дает положительные результаты в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей.

Ведь ребенок дошкольник познает окружающий его мир в процессе своей деятельности.

В своей деятельности использую методы, чтобы мероприятие прошло интереснее.

Словесные методы – объяснения, уточнения, использование аудио и видео записей.

Практические методы – экспериментирование (с веществами, например с песком, глиной, водой, с предметами старины).

Игровые методы – подвижные игры.

Наглядные методы – показ слайдов, использование видеофильмов, аудиозаписей (например, путешествуя с детьми на машине времени использовала видеопрезентацию «полет во времени»).

Опыт работы показал, что такая игра-путешествие во времени является наиболее эффективным методом по изучению временных промежутков. Дети становятся смелее, более открытыми, самостоятельными, раскованными, обогащается словарный запас детей.

Предлагаю технологическую карту организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей с использованием технологии «Река времени» по теме «История книги».

Цель — создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире (источнике новой информации).

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Актуализировать представления детей об источнике новой информации – книге.

Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «остановки» («древность» — «старина» — «наше время» — «будущее время»).

Учить изображать предметы путем создания отчетливых форм.

Воспитывать бережное отношение к материалам, убирать их на место после работы.

Планируемый результат — воспитанники познакомятся с источником новой информации – книгой в различных временных отрезках «древность», «старина».

Возраст участников: дети подготовительной общеобразовательной группы от 6 до 7 лет.

Условие проведение мероприятия (место, время, перечень оборудования и медиа-ресурсов, оформление, особенности подготовительного периода и итогового этапа).

Непосредственно образовательная деятельность проводилась в МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 52» АГО в общеобразовательной подготовительной к школе группе детей (6-7 лет), 28 сентября 2018 года. Присутствовало 18 детей.

Перечень оборудования:

Наглядные средства: панно (обозначающее «реку времени»), книга, коробка с песком, глина, кора березы (береста), емкость с водой, ткань шелковая (размером 20*20 см), гуашь, баночки с водой, кисти, диск, флешка.

Для продуктивной деятельности: гуашь, листы бумаги, салфетки, трафареты из коры, ткань шелковая на каждого ребенка (размером 20*20 см).

Мультимедийные: презентация «История книги».

Особенности подготовительного периода.

Для ознакомления детей с книгами в группе были созданы книжные центры, в которых располагались книги по разным направлениям: книги о животных и растениях; книги для расширения сюжета детских игр; юмористические книги с яркими смешными картинками, книги, которые дети приносили из дома, сказочные произведения, стихи, рассказы (знакомящие детей с историей нашей родины, с современной жизнью). В книжных центрах присутствовали иллюстрации к прочитанным произведениям. Книжный центр для детей был оснащен сюжетно-ролевой игрой «Библиотека», где ребята познакомились с трудом работников библиотеки и закрепили свои знания о жанрах художественной литературы, писателях. Материалы книжного центра использовали как в процессе непосредственно-образовательной деятельности, так и на протяжении всего дня в соответствии с возрастными и поло-ролевыми особенностями детей, так чтобы они стали основой для их самостоятельной познавательно-речевой деятельности.

С детьми были организованы две виртуальные экскурсии. Первая виртуальная экскурсия – как изготавливают бумагу, этапы производства бумаги. Вторая виртуальная экскурсия в типографию, где дети познакомились современными печатными станками, посмотрели кто создает материалы для книг, газет. Дети узнали, что создание книги, газеты — огромный труд и над ее рождением трудятся люди разных профессий: печатник, переплетчик, фальцовщик, резчик и другие.

Совместно с детьми после посещения виртуальной экскурсии решили организовать сюжетно-ролевую игру «Типографию», где дети вместе с воспитателем создали свои газеты, журналы, книжки, малышки. Это интересное дело увлекло всех детей без исключения. Каждому ребенку педагог предлагал работу, например, «наборщик» составляет из буквенного конструктора слова, входящие в название газеты, журнала, книжки, статьи, рубрики; «корреспонденты» берут интервью; «художники» оформляют издание, рисуют иллюстрации к тексту сказки, заполняют страницы рисунками, узорами; «писатели» придумывают сказки, рассказы, четверостишья.

Для подготовки к занятию дети совместно с педагогом создали панно «Река времени» — закрашивали гуашью временные периоды.

организации совместной непрерывной непосредственно образовательной деятельности воспитателя и детей

Воспитатель: Возмищева Татьяна Сергеевна

ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 52» АГО

Тема: «История книги»

Возрастная группа: подготовительная группа (от 6 лет)

Форма НОД: познавательно – исследовательская деятельность

Технология: путешествие по «Реке времени»

Форма организации: групповая

Наглядные: панно (обозначающее «реку времени»), книга, коробка с песком, кора березы (береста), емкость с водой, ткань шелковая, гуашь, баночка с водой, кисть, диск, флешка.

Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги. СПб., 2005.

Для продуктивной деятельности: гуашь, листы бумаги, салфетки, трафареты из коры, ткань шелковая на каждого ребенка (размером 20*20 см), баночки с водой, кисти.

Мультимедийные: презентация «История книги»

Цель – создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире (источнике новой информации).

Задачи образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.

Актуализировать представления детей об источнике новой информации – книге.

Создать в воображении детей целостные образы истории человечества через «остановки» («древность» — «старина» — «наше время» — «будущее время»).

Учить изображать предметы путем создания отчетливых форм.

Воспитывать бережное отношение к материалам, убирать их на место после работы, аккуратно выполнять поручения.

Выполнять коллективные поручения.

Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником.

Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

Формировать пространственные временные представления.

Предварительная работа – рассматривание иллюстраций с изображением книг в разные временные периоды.

Этапы (последовательность деятельности)

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей. Выполнение, которых приведет к достижению запланированных результатов

Обсуждение реального или вымышленного события

Педагог показывает детям красивую коробку.

Загадывает детям загадку.

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Все девчонки и мальчишки

Любят их. Ведь это.

Предлагает рассмотреть содержимое коробки.

Задает вопрос: для чего нам нужны книги?

Рассматривает с детьми книгу. Уточняет материал, из которого изготовлена книга, из каких частей состоит.

Педагог акцентирует внимание на предмете исследования. Поощряет детей к высказыванию; эмоционально, вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания.

Проявляют заинтересованность. Вовлечены в диалог с педагогом.

Интересуется предметом новых знаний.

Постановка цели исследования

Педагог спрашивает у детей «Вы знаете, всегда ли книги были красочными, яркими?»

Предлагает детям узнать, как появились первые книги и из какого материала они были во времена наших прапрабабушек. Но для этого нам с вами нужно отправиться в путешествие на очень много лет назад.

Интересно, ребята, а на чем мы с вами отправимся в прошлое?

Задает вопросы. Педагог создает проблемную ситуацию. Предлагает способ действия.

Педагог обыгрывает каждое высказывание ребенка, пока дети не придут к выводу, что попасть в прошлое возможно, только на машине времени.

Вступают в диалог.

Вовлечены в диалог с педагогом.

Способны планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на машине времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть во времена бабушек наших бабушек – в древность».

«Раз, два, три, машина времени лети, в древность нас всех отвези!». Звучит музыка.

Вот первая остановка, называется «Древность». Педагог предлагает посмотреть на экран: мы попали с вами в древний Египет.

Педагог говорит: Египет — это прекрасная страна. Здесь есть пустыни, сфинксы, пирамиды. В старые времена Египтом правили фараоны. А помогали им жрецы. Жрецы — это помощники фараонов. Жрецы были очень умные и образованные люди, они умели писать и читать, и для этого использовали природные материалы.

Педагог предлагает детям посмотреть какие природные материалы лежат перед вами (песок, вода, глина, палочка).

Педагог предлагает детям взять палочку и нарисовать на песке. Педагог спрашивает: вашу надпись видно?

Предлагают вам представить, что наши надписи понесли кому-нибудь почитать. Несли, трясли по дороге.

Педагог предлагает потрясти надпись.

Педагог интересуется: что произошло с надписью? И почему?

Педагог обобщает ответы детей: песок сыпучий и, если его немного потрясти, или подуть на него надпись пропадает. Ребята, а нам подойдет песок для написания книги?

Педагог предлагает детям нарисовать на воде. Возьмите палочку и нарисуйте на воде. Что у вас получается? А почему?

Педагог предлагает нарисовать или что-нибудь написать на глине, а затем немного потрясти. Что произошло? А теперь подуйте на глину. Что с ней стало?

Педагог обобщает ответы детей: Глина подходит для хранения информации. Вот и к этому выводу и пришли древние жрецы.

Первые книги делались из глины, на которой выдавливали острой палочкой (клинком). Потом сушили и обжигали в печи, и их складывали друг на дружку. Получались большие и тяжелые книги.

Педагог спрашивает: «Интересно вам было создавать книги из глины? А сейчас я вам предлагаю посмотреть книги, которые были в старину».

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на машине времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть во времена наших бабушек – в старину»

Читайте также:  Река енисей какие города расположены

«Раз, два, три, машина времени лети, в старину нас всех отвези!». Звучит музыка.

Педагог говорит: Теперь мы с вами попали в древний Китай, где есть великая китайская стена, красивые дома. И китайцы много времени уделяют своему здоровью.

Педагог предлагает ребятам немного отдохнуть.

Педагог проводит физкультминутку «Машина времени». В машину времени садимся (делаем приседание и одновременно делаем «упражнение моторчик»),

В прошлом сразу очутимся (описываем двумя руками в воздухе круг).

Начинаем мы считать,

Раз, два, три, четыре, пять (загибаем указательным пальцем правой руки пальчики на левой руке).

Машина наша ты лети (показываем руками крылья самолета),

В прошлое нас всех верни (описываем двумя руками в воздухе круг).

Педагог продолжает: Ребята, а как вы думаете, из чего же делали первые книги в Китае?

Педагог делает небольшую подсказку: показывает кусочки материи, дает детям потрогать материал.

В древнем Китае писали на шёлке, а потом его нарезали на кусочки и на них писали, сшивали и получались шелковые книги.

А вы хотите попробовать стать создателями шелковых книг, попробовать написать на шелковой страничке.

Педагог говорит: В Китае были специальные символы, которые назывались иероглифы.

Педагог предлагает посмотреть на экран, на котором изображены иероглифы и их обозначения.

Педагог предлагает детям выбрать любой иероглиф и изобразить на шелке.

Педагог продолжает: китайцы – изобретательный народ, они первые на земном шаре стали изготавливать бумагу.

Педагог предлагает детям: «Занимайте свои места для путешествия на машине времени». Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть в древнюю Русь: «Раз, два, три, машина времени лети, в старину нас всех отвези!».

Педагог говорит: Вот мы с вами оказались в древней Руси, где Русь славилась деревянными красивыми городами, сильными богатырями, рукоделием, и веселыми праздниками.

Педагог говорит: Ребята, на Руси писали на бересте. А что это такое — береста?

Педагог обобщает ответы: Правильно, это кора березы, на ней писали при помощи острой палочки. Потом появилась бумага и на ней писали летописцы. Их труд был тяжелым. Буквы вырезали из дерева, наносили краску и прижимали к бумаге – это была первая печать.

Педагог предлагает детям создать свою печатную книгу.

Педагог предлагает послушать стихотворение и подумать какую книгу им необходимо сделать.

Октябрь. Берестов В.Д.

Вот на ветке лист кленовый.

Нынче он совсем как новый!

Весь румяный, золотой.

Ты куда, листок? Постой!

Педагог показывает: ребята посмотрите, как мы будем необычным способом оттиском коры создавать свою книгу.

Педагог говорит: Посмотрите какие красивые странички книг вы создали.

Педагог предлагает детям вернуться в машину времени. Дружно проговорим волшебные слова, для того чтобы попасть в наше время: «Раз, два, три, машина времени лети, в наше время нас всех отвези!».

Педагог продолжает: Оказывается очень долгий путь проделала книга, пока не стала, такой какой вы ее видим сейчас. А сейчас бумагу производят из древесины, из которой создают книги.

Педагог спрашивает: «Вот мы и попали в наше время. А ваши мамы читают вам книги, сделанные из глины, шелка, бересты? Расскажите о ваших книгах».

Педагог интересуется: А в современном мире, как хранится информация?

Педагог обобщает ответы: На бумаге, на диске, на компьютере, электронные, на флэш карте памяти, аудиокниги.

Вводит элемент новизны; используется презентация -мультимедиа, наглядно-предметный, наглядно-информационный материал; стимулирует интерес детей; рассказывает; даёт задание.

Рассматривает вместе с детьми, что изображено на экране.

Предоставляет возможность высказаться детям на поставленные вопросы.

Познавательно-исследовательская деятельность с песком.

Экспериментирует с песком.

Обсуждает вместе с детьми.

Предоставляет возможность всем высказать свои версии.

Обобщает ответы детей о свойствах и качествах различных материалов.

Задает наводящие вопросы.

Использует презентацию — мультимедиа, наглядно-предметный, наглядно-информационный материал; стимулирует интерес детей.

Обобщает ответы детей.

Использует ИКТ в образовательной деятельности.

Стимулирует детей к деятельности.

Стимулирует на дальнейшее путешествие.

Использует художественное слово.

Задает наводящие вопросы.

Проявляют познавательную активность.

Осуществление практической деятельности преобразующего характера: наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы.

Дети выясняют закономерности.

Делают самостоятельно заключения, исходя из полученного опыта.

Дети наблюдают, сравнивают, классифицируют, делают выводы. Дети проявляют познавательную активность.

Вступают в диалог.

Произносят слова, для путешествия.

Высказывают предположения, делают вывод.

Вступают в диалог.

Продуктивная деятельность детей.

Высказывают свои предположения.

Проявляют познавательный интерес.

Возвращаются на места. Проговаривают слова.

Вступают в диалог.

Вступают в диалог.

Имеют представления об источнике новой информации, разного исторического времени (древности, старины, нашего времени)

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Педагог переходит к панно, приглашает детей: «Дети, вы сможете расположить на нашем панно, символизирующем «Реку времени», книги, соответствующие определенному историческому этапу? Посмотрите, здесь есть темно – синяя часть панно, это определенный участок исторического времени – древность, есть участок посветлее – это старина, а есть светло – голубого цвета участок – это наше время. Возьмите книги, и положите к соответствующим историческим временам».

Предлагает детям сделать выбор книг, соответствующей определенному историческому этапу.

Дети выбирают вид книги, поясняя его характеристики, и определяя к какому историческому времени он относится.

Выбирают и группируют предметы.

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

После распределения книг на разных исторических этапах, педагог предлагает обратить внимание детей на оставшийся участок на панно, бледно – голубого цвета: «Дети, посмотрите. У нас осталось еще одно место, для исторического времени. Как вы думаете, что за время впереди всех этих времен должно быть? Правильно, это время называется – будущее. Предлагаю вам самим дома подумать и создать свою книгу будущего, которую мы потом расположим на нашем историческом панно, на соответствующем этапе».

Предлагает разложить выбранные виды книг на панно.

Предлагает поучаствовать в продуктивной деятельности.

Раскладывают книги в соответствии с историческим временем.

Дети дома самостоятельно создают книгу будущего.

Умеют разместить предметы в соответствии с поставленной познавательной задачей.

Вывешивание таблицы на стене группового помещения

Педагог предлагает детям рассмотреть заполненное панно, в соответствии с названиями исторических этапов «древность – старина – наше время – будущее время». Предлагает рассказать детям о книгах определенного исторического времени.

Восхищается полученным результатом.

Рассказывают о распределении книг на панно.

Закрепляют полученные знания.

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Педагог говорит: «Дети, предлагаю оставить наше панно с книгами на этом столе. Если из вас кому-то хочется сделать книги разных времен, возьмите нужные материалы, и можете самостоятельно их сделать».

Предлагает детям самостоятельно поучаствовать в продуктивной деятельности.

Дети, по собственной инициативе создают книги.

Способен создать определенный объект.

Алёшина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительные группы. – М.: ЦГЛ, 2005.

Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Всеобщая история книги. СПб., 2005.

Большая Российская энциклопедия. – М. Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», 2007.

Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А., «От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования» / М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Гильманова О.Л., Корнеева Е.П., «Проектирование деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО: методические рекомендации»/ НТФ ИРО, 2015.

Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика — Синтез, 2011.

История книги / Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. М., 2001.

Книга. Энциклопедия. М., 1999.

Комментарии к ФГОС дошкольного образования / Минобрнауки России, 2014 год;

Кузина Е. В., Ларина О. В., Титкова Т. В., Щеглова О. А. «Энциклопедия открытий и изобретений человечества». — ООО «Дом Славянской книги», 2006.

Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В. [и др.] «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие» / – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

Ресурсы интернет vilingstore . net › Istoriya — sozdaniya — knig — i 171349

Источник

Технология «Река времени»: возможности реализации в дошкольном образовании

Тезисы представлены для детей дошкольного возраста

Содержимое разработки

Технология «Река времени»: возможности реализации в дошкольном образовании

студентка 31 ДО группы,

В общих положениях ФГОС дошкольного образования, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, изложены его основные принципы, которые включают формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.

В настоящее время дошкольные образовательные организации интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольной организации – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности.

Согласно содержания ФГОС дошкольного образования, современное образование ставит перед педагогами задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации учебно-воспитательного процесса. Соответственно, можно определить проблему, которая заключается в поиске методов, способствующей формированию интереса детей дошкольного возраста к технологии «Река времени».

Автором технологии «Путешествие по «реке времени», является Короткова Надежда Александровна. Данную технологию можно использовать в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Надежда Александровна предлагает использовать дидактическое пособие – панно «Река времени». Термин «река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссета, придумавшего его для повести-сказки «Путешествие дядюшки Тик-Так».

Технология «путешествие по «реке времени» направлена на освоение временных отношений (представлений об историческом времени – от прошлого к настоящему); развивает целостное восприятие мира, логическое мышление, устанавливает причинно-следственные связи, последовательность развития мира по каждому направлению.

Путешествия «по реке времени» – одна из наиболее интересных и доступных игровых форм представления детям целостной картины мира. Именно она позволяет дать детям представления об историческом времени; осознанно находить связи, отношения между явлениями окружающего мира и фиксации этих связей как своеобразного результата собственной деятельности. Игры-путешествия можно использовать в НОД, в самостоятельной деятельности детей, а также в образовательной деятельности в режимных моментах.

Дидактическое пособие «река времени» – это длинный лист (вначале это могут быть обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х18). Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. К примеру: «древность» — «старина» — «наше время». «Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей; «старина» – примерно мир средневековья и чуть позже, «наше время» — современный мир, может быть и будущее.

Карта-панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

На панно заранее наклеиваются небольшие иллюстрации— «метки» каждой остановке во времени. Такими символами — «метками» являются изображения человека в типичной для исторической эпохи среде (например, кочевники у костра и шалаша, жители средневекового города-крепости, обитатели современного города). Возможны и другие метки символы – может жилища или еще что-то характерное для определенной исторической эпохи.

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются — заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые можно исследовать, попробовать в действии (например, определить, удобно ли было пользоваться для письма гусиным пером или ручкой с пером с чернилами). Такие картины-иллюстрации используются многократно.

Этапы проведения технологии «Путешествие по реке времени»

1 этап – обсуждение реального или вымышленного события;

2 этап – постановка исследования (узнать…);

3 этап -анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала;

4 этап — работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»;

5 этап — сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования;

6 этап — вывешивание таблицы на стене группового помещения;

7 этап — дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности.

Особенность технологии «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий мир в процессе любой своей деятельности. «Островки» познавательно-исследовательской деятельности сопровождают игру, продуктивную деятельность, вплетаясь в них в виде ориентировочных действий, опробования возможностей любого нового материала.

Читайте также:  В нашей речке обитает щука

Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 208с.

Толстикова О.В., Савельева О.В., Иванова Т.В., Овчинникова Т.А., Симонова Л.Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н.А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

Е. А. Сыпченко «Инновационные педагогические технологии» Метод проектов в ДОУ: СПб, ДЕТСВО-ПРЕСС, 2012 г.

Ю. В. Атемаскина, Л. Г. Богославец «Современные педагогические технологии в ДОУ»: СПб, ДЕТСВО-ПРЕСС, 2012 г.

Т. В. Хабарова « Педагогические технологии в дошкольном образовании»:СПб, ДЕТСВО-ПРЕСС, 2012 г.

Источник

Мастер-класс для педагогов по развитию познавательных способностей старших дошкольников посредством технологии «Река времени»

Марина Барышникова
Мастер-класс для педагогов по развитию познавательных способностей старших дошкольников посредством технологии «Река времени»

Мастер-класс для педагогов

«Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Река времени»

11 декабря 2018 г.

Барышникова Марина Николаевна

Цель: Ознакомление педагогов с технологией «Путешествие «по реке времени»».

1. Передача педагогического опыта путем прямого комментированного показа последовательности действий, методов, приемов;

2. Популяризация инновационной технологии, идей, находок;

3. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер – класса

Уважаемые коллеги, добрый день. Я предлагаю Вам сегодня технологию «река времени». Меня зовут Марина Николаевна. Я работаю воспитателем старших и подготовительных к школе групп.

Актуальность. В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу технологии, которые направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. В частности, технологии, позволяющие достичь таких целевых ориентиров, когда ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области естествознания, истории.И здесь воспитатели сталкиваются с трудностями: как познакомить детей с понятием «историческое время»?

Существует несколько методик для знакомства детей с временными промежутками, изменением образа и предназначения тех или иных вещей во времени. Методика Рихтермана.

В образовательной программе нашего детского сада № 12 «Звездный» в курсе «Ознакомление с окружающим миром» предлагается использование «ленты времени» (как вариант – «Река времени»). Мне ближе понятие «река времени». Оно более живое, динамичное. Позволяет дать образное сравнение течения времени с течением воды в реке.

Кроме того, данная технология носит инновационный характер, т. к. в системе работы по ней используются нетрадиционные методы и способы развития познавательнойактивности и исследовательской деятельности детей: игра-путешествие, работа с пособием-панно «река времени», рассказ и обсуждение подкрепляется не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами, которые ребята могут взять в руки, исследовать со всех сторон, попробовать их в действии, если это возможно.

Благодаря её использованию в работе, возможно, охватить познавательную, речевую, социально-коммуникативную образовательные области. Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний.

Термин «Река времени» придуман не Н. А. Коротковой, она позаимствовала его у английского писателя Дональда Биссата. Придумавшего его для повести «Путешествие дядюшки Тик-Так»

Для того, чтобы работать в данной технологии, необходимо пособие. Дидактическое пособие (панно) «река времени» – это длинный бумажный лист (обои или склеенные листы ватмана, примерным размером 50х160 см или 60х180 см, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «реки времени» намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.

К примеру: «древность»«старина»«современность»«будущее».

«Древность» – это эпоха древнего мира первобытных людей

«Старина» – примерно, мир средневековья и чуть позже.

«Современность»современный мир.

Арт -панно «река времени» символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему.

Для реализации технологии были подобраны картинки (в том числе в виде презентации, игры, литературные произведения, подобран дидактический материал, схемы и символы, музыкальное сопровождение, что позволяет сделать занятия доступными, содержательными и познавательными. На всех мероприятиях присутствует одно и то же дидактическое пособие, Н. А. Коротковой «река времени«

Остановки на «реке времени» от мероприятия к мероприятию обживаются- заполняются соответствующим иллюстративным материалом. Где это возможно, рассказ и обсуждение следует подкрепить не только иллюстрациями, но и реальными старинными вещами. которые можно исследовать, попробовать в действии. Такие картинки-иллюстрации используются многократно. Также понадобятся аналогические по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки- «метки» для наклеивания на панно (размер картинок 6х8 см или 7х10 см). Можно делать прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной

Подбор методов и приемов при ознакомлении детей с различными эпохами основывается на следующих принципах:

Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям старшего дошкольного возраста.

Принцип наглядности — предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.

Принцип эмоционального восприятия информации — позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.

Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникамрекомендуется использовать в своей работе следующие методы:

Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование фонотеки.

Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.

а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.

в) Составление и оформление макетов.

Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.

Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.

Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.

Перед вами алгоритм занятия. В конце практической части мы с вами посмотрим, где какой этап проходил, в чем он заключался.

Алгоритм проведения «Путешествия по «реке времени»

• Обсуждение реального или вымышленного события

• Постановка цели исследования (узнать)

• Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

• Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

• Вывешивание таблицы на стене группового помещения

• Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Более подробно я хочу вас познакомить с данной технологией на примере работы с картой — панно на тему «Осветительные приборы» в форме непосредственно образовательной деятельности. Вас я приглашаю не только освоить эту технологию, но и выступить в роли детей.

Показ отрывка НОД с участниками мастер-класса

Занятие по познавательно — исследовательской деятельности.

Тема: «История возникновения осветительных приборов».

На столе раскладываются картинки осветительных приборов разных эпох.

Цель: Создание условий для формирования представления о истории осветительных приборов, процессом их преобразования человеком.

Воспитательные задачи: Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками и со взрослыми, становление самостоятельности.

Развивающие задачи: Развивать воображение, внимание, тактильное восприятие.

Обучающие задачи: Познакомить детей с историей возникновения осветительных приборов, вызвать интерес к прошлому этих вещей. Систематизировать и обобщить знания детей об их назначении; материала, из которого они сделаны.

Первый стол работает со мной на большом панно. Остальные на макетах, которые лежат на столе.

1. Обсуждение реального события. (сообщать название)

Игра «Четвертый лишний».

Воспитатель: Обратите внимание, сколько здесь

разных красивых вещей. Давайте назовем их

(свеча, керосиновая лампа

— Посмотрите внимательно и скажите, какой

предмет здесь лишний: палочки. Почему?

В древности люди с помощью палочек добывал

2. Постановка цели исследования.

Хотите узнать, как появились осветительные

Вы, любите путешествовать? Я, предлагаю вам

в путешествие по «реке Времени». Время течёт

как вода, и на пути нам будут встречаться острова

Воспитатель: На столе лежат предметные

картинки, это осветительные приборы,

давайте поможем каждому из

них вернуться в свою эпоху.

(На большом панно «река времени»

метками «Древнего мира», «Русской старины»

и «Современного времени».)

А помогут нам путешествовать вот эти часы,

закроем глаза и поплывём по реке времени.

Тик — так, тик — так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В Древность с вами попадём.

3. Анализ-сравнение, активное обсуждение

иллюстрированного или предметного

Воспитатель: На реке времени остановка, она

называется «Древность».

Древние люди жили в пещерах и носили

одежду, сделанную из шкур

животных. Как вы думаете, как же они

жили в темноте, ведь

электричества не было?

Сейчас вы попробуете отгадать

загадку, и вы узнаете, чем

люди в древности освещал

Воспитатель загадывает загадку:

На привале нам помог:

Суп варил, картошку пек.

Для похода — хорошо,

Но с собой не понесешь.

Как вы думаете, что это?

Воспитатель: Верно, древние люди разжигали

огонь зажигали спомощью трутовых палочек.

Давайте и мы с вами попробуем, как древние люди

Игра «Добываем огонь» (раздать палочки)

Подумайте и скажите, для чего древние люди

костер? (Тепло, свет, приготовление пищи,

Давайте поместим картинки на «реке времени».

А как же они ходили на охоту с костром в руках,

они же обожгутся?

На столе у вас подсказки – в конверте.

А там разрезная картинка.

Нам надо ее собрать.

Игра «Собирают картинку». «Факел»

В: Что это ребята?

Факел — это короткая палка с намотанной на

Как люди использовали факелы?

С факелами ходили по улице; их также

укрепляли на стене. И тогда

они освещали помещение.

Поместите картинку в ее временную эпоху.

Назовите первые осветительные приборы.

(Костер, факел)

Давайте поплывём дальше по нашей реке.

Закроем глаза и поплывём.

Тик — так, тик — так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В старину мы попадём.

Воспитатель. Время движется, а мы вместе

с ним. Следующая

наша остановка «Старина».

Может из вас кто-то знает, какой осветительный

избу в старину?

Воспитатель загадывает загадку:

Под нее девицы пряли,

Ей работу освещали.

Песню пели, славно, чинно

А зовут ее (лучина)

Показать картинку на телевизоре «Девушка

прядет около лучины»

Люди придумали лучину. Это обыкновенная

сделанная из березового полена и заострённая

на конце. Ее зажигали

и таким образом освещали жилище. Лучины

специальные приспособления, которые

назывались «светцы».

Благодаря светцам лучины можно было

переносить в любое место.

Игра в кругу «Передай быстрее»

(чтобы не обжечь руки лучиной

надо быстрее передать) пока играет музык

а лучину передают из рук в руки, как только музыка закончилась

, тот у кого лучинка оказалась в руках должен сказать какая она)

(горячая, тонкая, деревянная, обжигающая). Молодцы.

(сели на стульчики)

В: Вам было бы удобно пользоваться таким осветительным прибором? Почему?

(От лучины очень мало света, она очень быстро сгорает и сильно коптит.)

— Представьте, что вы сидите около горящей лучины, от которой падают искорки на пол, и он вдруг загорается.

Что бы вы сделали для того, чтобы этого не произошло?

Наши предки нашли такой выход: под лучину они ставили корыто с водой, искры попадали туда и гасли.

Давайте поместим лучину рядом с меткой «Старина».

Прошли годы, человек развивался, трудился, учился и придумал более удобный предмет для освещения.

Будто стройная березка,

Только сделана из воска.

Как вы думаете, что это?

А кто знает, почему свечу назвали именно так?

Воспитатель: Свечу делали из пчелиного воска, бараньего сала,

у свечи есть фитиль, сделанный из ниток; он и зажигает свечу.

В: Свеча дает свет и светит дольше, чем лучина.

А чтобы не держать ее в руках, изобрели подставку под свечу. (подсвечник)

Как вы думаете, чем неудобна свеча?

(Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.)

Найдите картинки с изображением свечи и поместите их на панно.

Продуктивная деятельность: Лепка свечи из пластилин. (Показать)

В: Свеча ребята хоть и горит дольше, но мгновенно задувается

Читайте также:  Какая река впадает в баренцево море

ветром. И чтобы этого не происходило свечу стали помещать

в закрытый сосуд. И тогда появился еще один осветительный

Показать фонарь и зажечь свечу.

Продолжим наше интересное путешествие.

Люди хотели придумать более удобное освещение для своего жилья.

Постепенно они научились добывать разные полезные ископаемые: уголь и нефть. Из нефти научились делать керосин.

Какой же предмет для освещения они придумали?

Со стекла смахните пыль

У нее горит фитиль,

Он из плотных нитей. (Керосиновая лампа)

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа?

(Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно

надо было наливать керосин. Ещё она была не безопасна. Если вдруг кто-то нечаянно опрокидывал лампу, то керосин разливался, и вспыхивал огонь.)

Возьмите картинки с изображением керосиновой лампы и поместите их на «реке времени».

В: Прежде, чем двигаться дальше, давайте немного отдохнем.

Нас ждет мульт – зарядка. Приготовились.

(Включить видео «Самолеты» на телевизоре)

Давайте поплывём дальше по нашей реке.

Тик — так, тик — так,

Время отмеряет шаг.

Стрелки мы переведём

В современность попадём.

Воспитатель: Мы приблизились к последней нашей остановке

«Современность». Прошли годы. Человек искал новые способы

удобного освещения своего жилища.

Я вам загадаю загадку, а вы отправьте

отгадку «домой».

Дом стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется

Ярким пламенем зажжется. (Лампочка)

(Показ на телевизоре.)

Лампочки освещают наши квартиры и улицы.

А сейчас ребята появились новые энергосберегающие лампочки

(люминесцентные и светодиодные).

Они дают много света, а расходует электроэнергии мало.

Дома у вас, наверное, у многих таких есть.

Что появилось в наших домах благодаря появлению лампочке?

(Люстры, светильники)

Вот так люди, передавая свой жизненный опыт, знания и

умения из поколения в поколение, изменили свою жизнь.

Выбираем картинки с изображением лампочек и светильников и

размещаем их на панно.

В: Друзья, давайте посмотрим на нашу реку времени. Скажите

мне, люди перестали пользоваться осветительными приборами,

с которыми встретились в древности и в старину?

В: Вот факел! Зачем он современным людям?

В: Факел люди используют для представлений в цирке

и как традицию зажигания олимпийского огня на спортивных играх.

В: А лучиной пользуется человек в современном мире?

В: Пользуются, чтобы разжечь костер или печь

— А свечка для чего нужна современному человеку?

В: Люди пользуются свечкой, как осветительным прибором,

когда отключают электричество.

4.Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».

Воспитатель: У нас ещё остались картинки. Пусть каждый из вас

решит, какую временную точку он выберет на «реке времени» и

заполнит её картинками. Дети выкладывают картинки на выбранную

временную точку на панно «Река времени».

— Вам понравилось со мной путешествовать по реке Времени?

А что больше всего понравилось?

А сейчас небольшой сюрприз?

Воспитатель зажигает несколько настольных светильников разных по форме.

Дети рассматривают их, сравнивают.

— Ребята, интересно, а как они будут выглядеть в будущем?

Попробуйте пофантазировать и зарисовать осветительный прибор будущего

5. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.

6. Вывешивание таблицы на стене группового помещения.

Готовые панно вывешиваются в групповой комнате и при необходимости дополняются или используются для закрепления полученных представлений. Как видите таким образом можно познакомить с историей развития различных предметов: книг, письменности, бытовых приборов, костюмов, обуви, жилища и т. д.

7. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Обсуждение алгоритма проведения путешествия.

Алгоритм проведения «Путешествия по «реке времени»

Обсуждение реального или вымышленного события

Постановка цели исследования (узнать)

Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала

Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»

Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования

Вывешивание таблицы на стене группового помещения

Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности

Чтобы обобщить материал нашего мастер-класса, я предлагаю составить синквейн. Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение, состоящее из 5 строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы с вами говорили нужно представить в 5 строках.

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и содержание синквейна; путешествие

2 строка — два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах, характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола — описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами;

4 строка- форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее суть темы, философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников». Под.

Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «логопедическая ритмика» Формирование речи и ритмической деятельности старших дошкольников посредством технологии «Логопедическая ритмика» (описание опыта работы).

Конспект НОД по развитию познавательных способностей в речевой деятельности для старшей группы «Путешествие в осенний лес» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект НОД по.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Мастер-класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Мастер-класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников»Мастер-класс «Современные технологии в нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольников» Мастер-класс «Обогащение педагогических умений воспитателей ДОУ по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка — рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Источник



Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками

Наталия Бобыкина
Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками

В настоящее время педагогические коллективы дошкольных образовательных учреждений интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения. Познавая ценности материальной культуры в определенных временных рамках, ребенок учится соотносить память о прошлом и свою собственную индивидуальную память, приобретает знание о том, кто есть человек и каково его назначение на Земле, что представляет собой мир как множество связей, сущностей, вещей.

В практике своей работы активно использую технологию «Путешествие по «реке времени», которая направлена на упорядочение временных отношений (представления об историческом времени – от прошлого к настоящему на примерах материальной цивилизации, а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи).

Впервые эта технология предложена Н. А. Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. Путешествие по «реке времени» не преследует цели снабдить детей детальными историческими сведениями. Главное – создать в воображении ребенка целостные образы истории человечества через «метки» — символы материальной цивилизации.

Отправным моментом исследования могут быть как реальные события, так и смоделированные.

Отталкиваясь от события, воспитатель ставит вопрос для исследования. Каждый вопрос заставляет детей сравнивать, устанавливать возможные связи и отношения между событиями. Педагог обсуждает вместе с детьми высказанные идеи, предположения. Обсуждение проходит в ситуации «круглого стола» вокруг ключевого предметного материала. На этом этапе педагог широко использует реальный предметный и иллюстративный материал. Реальных предметов должно быть несколько, чтобы каждый ребенок смог опробовать возможности исследуемого материала. Иллюстративный материал, предлагаемый для исследования, представляет собой карточки разного размера, от довольно крупных до мелких, которые рассматриваются всеми участниками, передавая из рук в руки. Только при такой работе с иллюстративным материалом возможно активное обсуждение, нахождение связей и зависимостей.

Следующий этап: фиксация «меток» времени на панно «река времени». Дети могут действовать как индивидуально, так и в подгруппах в зависимости от контекста и предложенного материала. Подгруппы детей могут рассредоточиться, а потом вновь объединится за «круглым столом» для сборки панно, окончательного обсуждения, сопоставления результатов исследования.

Панно «река времени» должно быть «открыто» для дополнения – в свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их.При этом оно должно быть мобильно: на очередном занятии надо иметь возможность снять её со стены и использовать для дальнейших «исследований».

Карта-панно («река времени» — это длинный бумажный лист размером 50*160 см или 60*180 см) символизирует линейное движение исторического времени: от прошлого к настоящему. Вдоль нее намечаются несколько «остановок», с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями, например, «древность»«старина»«наше время». Педагог заранее наклеивает на панно небольшие иллюстрации – «метки» каждой остановки во времени.

Особенно актуально использование данной технологии в старшем дошкольном возрасте, когда у детей имеется уже определенный багаж знаний. Работая с дошкольникамиставлю следующие задачи:

1. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру.

2. Формировать умение находить пути решения проблем, умение анализировать ситуацию.

3. Воспитывать коммуникативные навыки у дошкольников: умение выслушивать друг друга, работать в группах, отстаивать свою точку зрения.

Совместно с участниками образовательных отношений (детьми и родителями) реализацию технологии «путешествие по реке времени» начали с темы «Чудеса на колесах – от телеги до современных машин», что, конечно, нашло большой отклик у мальчишек. Главной задачей было – раскрыть перед дошкольниками удивительный, многообразный рукотворный мир человека, вызвать восхищение людьми труда. Показать, как человек изменял транспорт, делая его более удобным, безопасным.

Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками

Большой интерес вызвало создание «реки времени» по теме «Мой родной город» в рамках реализации проекта по гражданско — патриотическому воспитанию, который позволил познакомить детей с малой Родиной – родным городом, с его историей, достопримечательностями, традициями, с людьми, которые в нем живут.

При изучении истории города детьми при помощи педагога и родителей была собрана информация об истории города Первоуральска, подобраны фотографии старого и современного города, организована фотовыставка. Взрослые помогали ребенку в подборе материала (использование домашней и городских библиотек, книжных магазинов, поиск источников дополнительной информации, Интернет-ресурсов по теме проекта).

Опыт работы показывает, что технология «путешествие по реке времени» дает положительные результаты в познавательном развитии детей, а образное представление о времени через пособие-панно «река времени» способствует развитию исследовательской деятельности дошкольников.

1. Дыбина О. В. «Ознакомление дошкольников с предметным миром»: учебное пособие. – Педагогическое общество России. – Москва, 2007.

2. Короткова Н. А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста». – М. : Линка-Пресс, 2007

3. «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста»: методическое пособие /авт. -сост. О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова (и др.)Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014

Современные образовательные технологии Современные образовательные технологии В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии.

Современные образовательные технологии в ДОУ Современные образовательные технологии в ДОУ Составитель: муз. руководитель ГБОУ лицей (технологический)с. Хрящевка СПДС «Золотой колосок».

Источник

Adblock
detector