Меню

Путешествия по рекам подготовка

Подготовка к водному путешествию

“ Транспортное обеспечение в туризме”

“Обеспечение безопасности туристов во время водных путешествий”

Студентка Кристина Погосян

Проверил преподаватель Назарян Г.А.

И обеспечение безопасности на воде.

Водный туризм — это походы по рекам, озерам и водохранилищам на туристских судах.

В нашей стране более 40 тыс. рек длиной более 10 км и свыше 250 тыс. озер. Поэтому каждая туристская группа может выбрать водный маршрут в соответствии со своими интересами и туристской квалификацией. В водном туризме удачно сочетаются элементы познания, активного отдыха, оздоровления, физической культуры и спорта. Он доступен каждому практически здоровому человеку независимо от возраста. Поэтому по числу занимающихся водный туризм делит первое место с наиболее массовым пешеходным. В последние годы в спортивных походах участвует 175 — 220 тыс. туристов в год, из них в водных походах около 30%, в пешеходных около 30%, в горных около 19%, в лыжных походах около 10% всех туристов.

В отличие, например, от пешеходного или лыжного туризма водный технически более сложен. Даже в самом простом походе турист должен уметь собрать (или построить), а в случае необходимости и отремонтировать судно, правильно упаковать, разместить и защитить от воды продовольствие и снаряжение. Он должен уметь садиться и сходить с судна, правильно грести и управлять им, подходить к берегу и отваливать от него. Турист-водник должен хорошо знать препятствия, встречающиеся на реке, и уметь легко различить их, знать способы преодоления этих препятствий и уметь ими пользоваться. Еще до похода турист должен заранее внимательно изучить маршрут, возможные препятствия и подобрать надежный экипаж.

Водный туризм потенциально опасен, так как ареной деятельности туриста является водоем. Даже в самых простых походах возможны аварии судов, приводящие к попаданию туристов в воду с воздействием на них опасных факторов переохлаждения, ударов о различные предметы в воде, сбоя дыхания. При этом могут быть повреждены или утрачены суда, продовольствие и снаряжение. Поэтому турист-водник должен знать и уметь применять способы самостраховки, взаимной страховки и оказывать первую помощь. Все эти знания накапливаются в результате постепенного перехода от простых к более сложным походам.

Чрезвычайные ситуации на воде требуют специальной подготовки, причем психической подготовки уделяют внимание не менее чем спортивной тренировке мышц. Особенную роль играет способность не растеряться в сложившейся ситуации. Важно не поддаваясь панике, суметь выплыть на берег, используя любую возможность для спасения себя и своего плавательного средства.

Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.

Какие бывают суда?
Большинство туристов-водников знакомятся с водным туризмом и совершают свой первый поход на разборной байдарке, Это судно наиболее пригодно для освоения начальных навыков плавания и обращения с судном.

Байдарок существует несколько типов: разборные каркасные (одно-, двух- и трехместные), каркасно-надувные (одно- и двухместные), надувные (одно- и двухместные) и самодельные стеклопластиковые (также на одного или двух человек).
Следующий вид судов — каноэ, количество мест не ограничено.
Далее следуют лодки, катамараны (от одного до четырех мест), плоты (деревянные и каркасные), каяки.

Как выбрать маршрут?
Принцип постепенного перехода от простых к более сложным походам является основным принципом обеспечения безопасности.

Для новичков лучше всего выбрать реки, расположенные близко к дому. Реки первой категории сложности отличаются не очень быстрым течением. Это равнинные реки, не содержащие препятствий, требующих индивидуального подхода для преодоления. Основными видами препятствий являются пороги (участок реки с резким возрастанием скорости течения и уклона реки) и шивры (каменистый участок русла реки с быстрым течением, небольшой глубиной, с большим количеством камней, как выступающих из воды, так и подводных). Наиболее характерными препятствиями на реках первой категории сложности являются мели, перекаты (сложное образование из двух отмелей, растущих с противоположных берегов навстречу друг другу), завалы, а также искусственные препятствия — низкие мосты, плотины и т. п.

Подготовка к водному путешествию

Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой все, что может потребоваться для ее ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвертку, клещи, деревянный молоток и др.

Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом ее необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить: отвертка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.

Личное снаряжение туриста — дело действительно сугубо личное, так как в простых водных походах практически нет ограничения по весу. Но все же приведем краткий список необходимых вещей.

Палатка, обычно берется двух или трехместная. Если поход проходит не по лесистой местности, целесообразно взять двухслойную шатровую палатку. Для разведения костра необходимы топор и спички. Стоит взять фонарик с запасными батарейками, он вам очень пригодится для ночных прогулок. Для того, чтобы было удобно спать, берут либо коврики из пенополиэтилена, либо надувные матрасы. Кроме того, полезно взять спальные мешки, рекомендуем двухместные (вдвоем теплее спать). Кружки и миски особого затруднения в выборе не должны вызвать, но взять их тоже стоит. Самая необходимая вещь — это аптечка, в ней должны быть лекарства и медикаменты на все возможные случаи жизни, при этом постарайтесь, чтобы не было стеклянных пузырьков, а сама аптечка была герметично закрыта от воды.

Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, который необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застегивающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).

Запас спичек, сухой спирт и соль надо хранить в пластмассовых (металлических) емкостях с плотно завинчивающимися крышками.

Рюкзак должен быть удобен в носке и непроницаем для воды.

Водный туризм связан с большой степенью риска и, чтобы свести его к минимуму, рекомендуем запастись некоторым специальным снаряжением.
Спасательный жилет необходим всем, как умеющим плавать, так и не умеющим. Когда вы попадаете в воду в результате переворота судна, это всегда неожиданность. В спасательном жилете, даже если вы растерялись, вас не утащит под воду.

Переохлаждение приводит к очень неприятным последствиям, поэтому лучше использовать в походе гидрокостюм или шерстяную одежду (шерсть, даже намокшая, неплохо держит тепло). И последнее, чем не стоит пренебрегать — защита для головы. Это может быть что угодно — от ультрасовременного спортивного шлема до хоккейной каски, главное, чтобы шлем прочно держался на голове и предохранял ее от повреждений.

Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке — в носовой части поверх багажа, в байдарке — на носовой палубе или за спинами гребцов; спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.

Источник

Водный туризм: как новичку подготовиться к походу?

Водный туризм является очень популярным развлечением среди путешественников, даже несмотря на то, что он считается экстремальным видом туризма. Так же, как и пеший туризм, его водный собрат подразумевает под собой преодоление определенного маршрута, но в данном случае – маршрута по поверхности воды. Далее мы подробнее расскажем о распространенных видах водного туризма, о том, как выбирать снаряжение, маршрут и как вести себя на воде.

Популярные виды водного туризма

Рафтинг – один из самых распространенных видов водного туризма, который осуществляется с помощью вместительных надувных лодок – рафтов. На одном таком рафте могут сплавляться по реке от 6 до 8 человек. Данный тип лодок отлично подходит для путешествия по бурным рекам, поскольку отличается высокой устойчивостью.

Люди на рафте

Сплав на байдарках. Наверняка все слышали об этом популярном виде водных походов, при котором туристы должны сплавляться по реке на спортивной узкой лодке. На вид этот тип лодки кажется не слишком устойчивым, но на самом деле все совершенно наоборот. В зависимости от вместимости байдарки сплавиться в ней по реке могут два-три человека.

Туристы на байдарке

Парусный туризм. Подразумевает туризм на парусных суднах – яхтах, парусных катамаранах, лодках и плотах. Сплавляться по реке на них, конечно же, смысла нет, зато они прекрасно подходят для плавания по озеру, морскому побережью либо водохранилищу.

Парусник на озере

Подготовка к водному походу

Водный туризм – это не просто отдых на реке, это экстремальный вид туризма. Отправляться в водный поход неподготовленным нельзя: каждый участник должен изучить маршрут, выбрать снаряжение и научиться обращаться с судном, быть готовым к опасностям. Новичкам, которые легче всего подвергаются панике в непредвиденных обстоятельствах, следует рассмотреть вариант с сопровождением опытного инструктора.

Читайте также:  Куда впадает река гудзон

Выбор маршрута

Водный туризм имеет классификацию рек по степени сложности, согласно которой новичкам следует пробовать свои силы на реках первой категории сложности (всего их насчитывают шесть).

Туристы на лодке

Как правило, это равнинные реки с небольшим течением, где единственные препятствия, встречающиеся на пути, – это мели, выступающие камни и иногда некоторые искусственные препятствия, к примеру, в виде плотин или низких мостиков.

Собираем снаряжение для туризма

В зависимости от условий водного похода, его продолжительности и личных нужд участника, туристическое снаряжение может насчитывать множество самых разнообразных пунктов. Поэтому далее мы представим минимальный список тех вещей, которые предполагает водный туризм:

  • двух- или трехместная палатка и спальные мешки;
  • топор и нож;
  • спички (хранить в непромокаемой емкости);
  • карманный фонарик и батарейки – на время ночной прогулки;
  • герметичная аптечка с набором всех необходимых лекарств;
  • небьющаяся посуда;
  • наличные деньги и документы, упакованные в вакуумный пакет;

Вещи для похода

  • сменная теплая одежда, обувь, нижнее белье;
  • защита от солнца (головной убор, очки и крем);
  • принадлежности для туалета (личная зубная щетка, полотенце, мыло, расческа, зубная паста и т. д.);
  • спасательные круги и жилеты;
  • в меру большой походный рюкзак, непромокаемый и комфортный.

Общие правила безопасности во время водного похода

Заплыв на байдарках | Водные препятствия

Учимся плавать на байдарках

Летний отдых — как правильно организовать туристический поход

Советы бывалого туриста: как подготовиться к турпоходу?

Источник

Водные походы: обеспечение безопасности на воде, снаряжение, организация и проведение

Водные походы по сравнению с сухопутными отличаются повышенной сложностью. Турист, который совершает данный вид похода, должен уметь хорошо держаться как на воде, так и под водой, спасать тонущих в случае необходимости, уметь управлять средством передвижения и грести, уметь готовить судно к походу и ремонтировать его, если случилась поломка во время похода.

Что необходимо учитывать при подготовке

Проведение подобных мероприятий отличается в зависимости от сложности. Чем труднее маршрут водного похода, тем более тщательной подготовки он требует.

Сложность похода определяется динамикой потока воды, препятствиями, протяженностью маршрута, населенности местностей, которые примыкают к маршруту проведения похода. На реке сложность определяется уклоном русла, его характером, препятствиями, порогами, глубиной плесов, перекатов и расходом воды, рельефом ложа, долины и берегов реки, выяснением источников питания рек, колебаниями урезов. Помимо этого, нужно учитывать информацию о замусоренности русла и притоков. Также необходимо учитывать направление ветров, течений, учитывать характер берегов, прибрежных глубин, направления волн, а также необходимо брать во внимание климатические факторы конкретной территории, по которой планируется осуществлять водный поход.

Организация и проведение походов по воде

При подготовке сложных маршрутов первым организационным мероприятием должно стать составление продольного профиля по уклонам реки, который строят в масштабе: длина реки чертится в более мелком, а урезы воды в более крупном.

Подробный профиль для каждого участка нужен при планировании похода по горным рекам, которые имеют уклоны 2-4 м/км.

Сплав по горным рекам возможно осуществлять при более крупных уклонах до 6-8 м/км, но данные участки должны быть короткими. Однако, чем больше уклон, тем лучшую подготовку должна иметь группа.

Если движение осуществляется на веслах, то оно может проходить против течения реки в эффективном режиме на уклонах до 0,6 м/км. Чем больше уклон, тем сложнее оборудование требуется применять для его прохождения.

Опасности при сплаве

Наибольшую опасность представляют долины, в которых отсутствуют пойменные береговые террасы. В них ложе переходит сразу в крутые склоны, поднимающиеся вверх.

Помимо этого, опасность для водных походов представляют каньоны рек и ущелья с берегами, имеющих вид бомов. Под последними понимают скалы с уходящими под воду вертикальными стенами. Они особо опасны при повороте реки.

Если ложе реки образовано из обнаженных коренных пород, представляющих собой грани скал, то оно также опасно для передвижения.

При изучении долины и ложа реки особое внимание нужно уделять хребтам, отрогам, поскольку здесь возможна встреча бомов, водопадов, выхода коренных пород, теснин, а также для таких мест характерна максимальная скорость течения для реки. Если последняя превышает 14-15 км/ч, то судно не подходит как сплавсредство, здесь могут применяться плоты. Чем ниже уровень подготовки группы, тем меньшая скорость реки должна быть выбрана для осуществления похода. Для начального уровня она не должна превышать 5 км/ч.

Чем больше уклон реки, тем большая ширина должна быть у судна. Водные походы и обеспечение безопасности на воде неразрывно связаны между собой.

Главные правила безопасности

Сухой спирт и спички при походе нужно хранить в пластмассовых канистрах или других емкостях, которые имеют навинчивающиеся крышки.

При посадке в судно нельзя совершать резких прыжков. Она должна осуществляться с кормы.

Во время похода не нужно кричать без надобности. Голосовая и зрительная связь должна поддерживаться между лодками.

При перевороте судна на пороге находящиеся на судне люди должны хвататься за его края и перемещаться к берегу. Вещи с перевернувшейся лодки должны вылавливаться теми командами, которые находятся впереди данной лодки.

Таковы основные правила обеспечения безопасности на воде при водных походах.

На каждого участника похода берут спасательные средства, чаще всего спасательные круги, либо помещенные в сетку и надутые попарно футбольные камеры.

Если в процессе похода лодка дает течь, то определяют размер щелей. Если они небольшие, то их затирают хозяйственным мылом, которое должно быть сухим. Эта операция ликвидирует течь на 3-4 дня, после чего ее повторяют. Если же щели большие, то их надо проконопатить мхом или паклей, смазанными мылом, затереть со всех сторон. Пробоины ликвидируют заделкой жестью или досками.

Подготовка группы

Чем сложнее планируется маршрут водного похода, тем более важным становится подбор участников для его осуществления. При этом опыт должен накапливаться постепенно. Руководитель группы хотя бы раз должен был принимать участие в походах подобной категории сложности. Такой же опыт требуется для рулевых на лодках. Также при осуществлении походов на лодках и байдарках требуется хотя бы один опытный водник.

Самому походу должны предшествовать тренировки. Их проводят не только для новичков, но и для совместных команд, в которых присутствуют опытные туристы, а также новички. На тренировках отрабатываются подходы и отходы от берега, движение против течения, повороты, волоки, обходы препятствий, размещение груза. Чтобы хорошо подготовиться к путешествию по реке, лучше тренировки осуществлять на лодках в водном слаломе. При этом тренирующиеся хорошо овладевают судном, понимают силу водного потока и становятся готовыми для прохождения порогов.

При осуществлении тренировок руководитель похода знакомится с участниками подробно и готовит их к прохождению порогов. В водном слаломе тренировки должны проходить обязательно. Во время их осуществления намечается порядок следования судов, замыкать которые должен опытный рулевой. На тренировках оговариваются все возможные аварийные ситуации и способы помощи при их возникновении.

Судна для водного туризма

В походы чаще всего ходят на весельных лодках, по быстрым рекам против течения на шестах или бечевой лодке. Для походов используются прогулочные или местные плавсредства. Данное судно должно обладать хорошей плавучестью, легким ходом, не накреняться и не переворачиваться.

С целью совершения путешествий по реке хорошо использовать разборные байдарки, поскольку они имеют небольшую осадку, которая позволяет использовать их даже в мелких реках. Байдарка — достаточно легкая лодка, что позволяет ее переносить, а разборные и перевозить.

Помимо этого, для передвижения небольшими группами можно использовать плоты, которые делают из сухих бревен, соединяя их между собой шпоной.

Управляем лодкой

Для правильной гребли необходимо упереться ногами со слегка согнутыми коленями в опорную планку, поместить большой палец на веслах внизу, другие сверху, осуществить наклон вперед, распрямлять руки одновременно и заносить весла. Лопасти весел до шейки помещаются в воду, спина разгибается, а руки сгибаются, после чего осуществляется гребок. Для погружения весел на нужную глубину их лопасти наклоняют верхней кромкой под небольшим углом к корме. Если лопасть наклонена неправильно, это замедлит ход лодки, поскольку затруднится проводка весла. Во время проводки рукоять весла держат свободно.

Тормозят, удерживая весла под углом 90 градусов к бортам лодки или осуществляя гребки в обратную сторону. Последний процесс называется табанить.

Для поворота лодки во время движения в воду помещают одно весло под прямым углом к лодке. Если табанить одним веслом, поворот будет крутым. В этих двух случаях скорость судна снизится. Чтобы ее не потерять, нужно осуществлять гребки одним веслом. Для разворота плавсредства или крутого поворота одним веслом загребают, а другим табанят.

Помимо этого, управление может осуществляться с помощью руля. Рулевой должен находиться на корме, держа рулевое весло одной рукой за рукоять, а другой за середину веретена.

Рафтинг

Так называется спортивный сплав по горным рекам. На реках с бурным течением используются рафты без уключин и каркаса. Гребля осуществляется однолопастным веслом (канойный способ).

Читайте также:  Город двух великих рек

Если туристы не хотят грести канойными веслами, то используют рафты с распашными веслами. Для участия в рафтинге не требуется опыта, это — коммерческие сплавы.

Сложность рек

По количеству порогов, наличию и качеству препятствий, температуре воды, равномерности и степени уклонов, удаленности от населенных пунктов, возможностях просмотра и страховки выделяют 6 категорий сложности реки.

  • Простые. Вода быстрая, риск небольшой, препятствий мало, все они легко обходятся, валы маленькие.
  • Для начинающих. Струя широкая и чистая, пороги прямые. Валы могут быть средними, легко обходимые тренированными гребцами. Травмы редки.
  • Средней сложности. Валы нерегулярные умеренные, которые сложно обходятся, встречающиеся крупные валы обходятся легко. При большом расходе воды наблюдаются мощные возмущения струи и суводи. Во время опасностей необходима групповая поддержка. Травмы достаточно редки.
  • Продвинутые. Пороги предсказуемы, хотя интенсивны и мощны. Могут встречаться большие валы и бочки, трудно обходимые узкие проходы, требующие точных маневров. Необходим просмотр с берега. Травмы вне каяка могут быть значительными. Обязательна групповая страховка.
  • Для опытных. Пороги мощные, с большими трудностями. Опасность для гребца выше средней. Валы и бочки могут быть огромными. Сливы следуют друг за другом, изменяя направление потока, улова турбулентны, со сложным заходом. Просмотр обязателен с берега. Страховка очень сложная. Выживание обеспечивается способностью совершать эскимосский переворот, огромным опытом, правильным снаряжением, навыками спасработ и страховки.
  • Экстремальные. В этих водах высший экстрим, спасработы зачастую невозможны. Сплавы могут осуществлять только профессионалы после скрупулезного изучения воды и предотвращения любых опасностей. Здесь могут попадаться проходимые водопады.

Снаряжение

Снаряжение для водного похода включает:

  1. Личную экипировку: рюкзак, спальник и др.
  2. Специфическое: сплавной костюм, который особенно необходим в горных реках, поскольку предохраняет от переохлаждения. Он состоит из неопренового комбинезона 3 мм толщины.
  3. Обувь — возможно надевать неопреновые носки с кедами или кроссовками, или неопреновые сапоги.

Необходимо использовать термобелье, в частности, термотрусы и термокофту. Плавание происходит на открытой местности, поэтому для защиты от ветров надевают штаны с ремнем или веревочкой и куртку. Штаны должны быть такими, которые не набирают быстро воду. Лучше использовать нейлоновые вещи. Опытные водники используют костюмы с пенкой.

Обязательно в снаряжении присутствие перчаток и шлема. Последний должен иметь отверстия для слива воды и закрытые уши. При неудобном помещении шлема на голове используют подшлемники, в качестве которых применяют тонкую шапочку, бафф или кепку. Также бафф может использоваться в качестве шарфа.

В состав снаряжения должен входить спасательный жилет. Он должен быть плотным по посадке, но не стеснять движений.

Обязательно наличие ножа-стропореза и самостраховки, представляющей кусок веревки или стропы с карабином. Желательно иметь зажигалку и гермомешки для предохранения вещей от промокания.

Одежда для сплава на катамаранах и других суднах должна включать два комплекта: один для водного путешествия, а другой для берега. Последний комплект применяют тогда, когда у него нет возможности промокнуть.

Помимо этого, с собой нужно иметь столовую посуду, прищепки, документы, деньги.

В заключение

Водный туризм представляет собой более опасное путешествие по сравнению с сухопутным походом. В зависимости от сложности реки в нем могут участвовать не любые группы. Каждый участник должен быть снаряжен для речного путешествия соответствующим образом.

Источник

Россия: вид с воды. Особенности путешествия на лодке

Путешествие на лодке (большие расстояния) практикуется у нас в стране с XV в. На весельных плавсредствах ходили по реке паломники, кланяясь всем православным храмам (дело в том, что к тому времени церквей стало в десятки раз больше). Позже на малых стругах медленно сливались в единый флот бунтари. С каждым последующим годом речной трип носит все меньше религиозного или политического окраса, используясь в мелкопромысловых или эстетических целях. А сегодня это отдых.

Речной туризм

Речной туризм – востребованный вид путешествия, основывающийся на использовании в качестве транспортной артерии проточного водоема. Под одним из терминов (в противовес сплаву) подразумевают применение исключительно моторных средств передвижения: от круиза на теплоходе или крупном лайнере до романтичного трипа на обычной «моторке». Хотя слово «обычная» к современным моделям не подходит. Данный транспорт в последнее время стал обладать слишком широкими возможностями, делая незабываемым все путешествие. На лодке по России – туристическое направление, которое популярно не только у рыбаков, но и у людей, которые ставят целью мирное созерцание медленно меняющихся пейзажей, фотографирование окрестностей или идиллию у прибрежного костерка…

В чем отличие тура? Вы перемещаетесь не через загазованную выхлопами трассу или загнанную между гаражами и искусственными лесополосами «железку». И не через облака (не видя ничего внизу). Турист неспешно осваивает курортную местность. В любой ее точке реально остановиться на привал, на фотосессию, для того, чтобы искупаться или поставить палатку. Нет запрещенных для парковки мест. Никто не будет взимать плату за стоянку транспортного средства, за ночь вашего проживания или за просмотр официальных красот…

Готовимся к круизу

Путешествие по рекам России (как, собственно, и по всем остальным) требует тщательной подготовки. Если у вас еще ничего нет, то прочитайте вот эту главу.

На лодке по России

Выбираем лодку

Как вы догадались, маломерное судно с подвесным мотором – это как раз то, что будет рассматриваться в нашем обзоре. Начнем с того, что вам следует выбрать между:

  • мини-катером (он до 3,5 метров в длину, и в нем есть даже капитанская полукабина!);
  • железной «посудиной» (за простоту и крепость ее любят пожилые рыбаки);
  • ПВХ-агрегатом;
  • «резинкой» (последняя – самая мобильная в плане заброски).

У каждого варианта есть минус. У первых двух это – цена, расход топлива и потребность в эллинге. А что касается отдельно «алюминия», то он слишком хорошо проводит звук и тепло, распугивая рыбу. «Резинка» же под тяжестью мотора (даже легкого электрического) все время старается задрать нос (ровное положение возможно только с 2 людьми, один из которых всегда будет впереди).

Другое дело – разновидности из ПВХ. Данный кластер сейчас в особом почете, так как отрицательных черт у него почти нет. Лодка на «баллонах» спокойно загружается на крышу машины, прекрасно умещается в гараже, требует фиксированного количества бензина (намного легче металлических собратьев). Довольно устойчива: ведь все-таки тяжелее обычной шлюпки, изготовленной из простой резины. Такие оптимальные альтернативы делятся на собственные подвиды. Размерный ряд включает параметры от 1 до 2,5 метров (вместимость от 1 до 5 человек). В плане функционала список включает:

  • sport (более жесткие и с аэродинамическими контурами);
  • roll up (складываются на две части, при этом вместе с полом);
  • air deck (гибкий пол);
  • rib (самые просторные и тяжелые).

Главное преимущество серий roll up и air deck заключаются в том, что их (с веслами и с прочими комплектующими) можно транспортировать даже без помощи авто. Достаточно двух взрослых мужчин. Однако лишь на первый и последний варианты реально установить серьезный («долгоиграющий») бензиновый мотор. Для многокилометрового приключения. Далее говорим как раз о моторах. На рынке их много.

Выбираем мотор

Лодка с мотором Sea Pro

Путешествие на моторной лодке уже в самом названии предполагает наличие бензо-механического или электрического устройства. У всех на устах японские или немецкие ДВС. Требуется понимать, что сейчас и на отечественных просторах выпускают достойные движки. Всех литровых классов. Под них и рынок комплектующих «заточен».

К примеру, легко найти моторы и запчасти Sea Pro. Производитель обладает широкой сетью филиалов. Кроме того, на «рибах» (а впятером и с палатками отправляются именно на них) хорошо зарекомендовали себя еще такие бренды:

  • Вихрь;
  • Нептун;
  • Бийск;
  • Салют;
  • Нара;
  • Прибой;
  • Ветерок.

Большинство перечисленных марок выпускаются на заводах, основанных еще в 60-е годы. Мы видели эти моторы в сценах десятка популярнейших советских кинолент. Моторная отрасль в родном государстве развивается быстрыми темпами. Однако из всего этого многообразия для длительного водного похода вам следует выбирать исключительно бензиновый мотор (на берегах вас не будут ждать розетки для зарядников). Он самый вместительный. Дело в том, что бензозаправочные станции близ рек есть (на Астраханщине они устроены даже на самих водоемах). Но их очень мало.

В итоге следует вливать как можно больше топлива за один раз. Больше всех «жрет» аэролодка. Особенно при движении против течения. Электродвигатель подойдет разве что для недолгого передвижения в судне на воздушной подушке. Знайте: корпус (с лавками и веслами), а также двигатель – это еще не все, что нужно для трипа. Читайте ниже о приспособлении для ваших вещей.

На лодке по России

Выбираем герметичный мешок

Мешки из непромокающего (как правило, синтетического) материала делятся по набору функций. Некоторые выполняют издавна привычную роль «тары-подушки». Но недавно появились еще и мешки-якоря. То есть свою поклажу можно смело выкидывать за борт. И место освободится, и лодка хорошо зафиксируется. Одно такое ноу хау получило прозвище «Каякорь». Его «изюминка» в том, что это еще и ведро! В общем, «3 в 1». Главное – все это тоже выпускается на наших предприятиях. Дорогие образцы (свыше 1 000 руб.) – лишь те, которые вмещают уже больше 60 л. Известный максимум – 180 л. В этого гиганта можно запихать 2 палатки, вещи 5 человек и газовую горелку. Лучший материал тот, из которого скроена сама лодка. Речь о ПВХ. Он вовсе неуязвим.

Читайте также:  Как намыть золото в реке простым способом

Лучшие маршруты путешествия на лодке по реке

Популярное ныне северное путешествие на лодке – маршрут по Онеге. Летом на ее берегах красиво сушатся на ветру рыбацкие посудины. Табун лошадей создает шум. А душистый чабрец и тайга – запах. «Гвоздь программы» – созерцание деревушек, сохранивших свой первозданный вид. Заканчивается путешествие в национальном парке «Онежское Поморье». Заброска на авто комфортная – влажный песок на ривьере довольно плотный (колеса машин не увязают). Точками для палаточного лагеря могут стать любые участки. Часто здесь используют не мотор, а парус. Но это уже совсем другая история…

В Центральной части РФ бесспорным лидером является яхтенный путь «Из Москвы в Санкт-Петербург». А между парусниками проворно снуют именно «моторки». Маршрутная нитка – канал имени Москвы, Шошинское водохранилище, Иваньковское, Рыбинское и Шекснинское «моря». А еще Белое и Онежское озера, река Свирь, Ладожский бассейн. В пути ждут лиственные рощи и сосновые боры. Песчаные косы с кучами «сушняка», живописные заводи, шедевры деревянного и белокаменного зодчества. Но главный бренд скрепленного каналами пути – самые комфортные в РФ базы отдыха…

Вуокса

В Сибири путешествие на лодке по России чаще всего ассоциируется с Обью, Иртышом и Енисеем. Как вы догадались, «водников» привлекают их ширина (кое-где Обь имеет в поперечнике 20, а в разлив и 68 километров), протяженность проходимых отрезков (тут радует Иртыш), а также глубина и полноводность (эти 2 «конька» относятся больше к Енисею – географическому центру всего нашего Отечества). В низовьях холодно. Центральные фрагменты течения сильно подтоплены. Поэтому для палаточного отдыха чаще используются «верхи». Берега здесь высокохолмистые, сухие и лесистые. Вам откроются десятки обрывистых фрагментов (с идеальными «обзорками» речных изгибов). В Обь удобней выходить из Катуни (многие даже считают их единой водной «артерией»). Иртыш и Енисей отличаются тем, что при вашей возможности проведут сразу через полупустыню, степь, лесостепь, тайгу, лесотундру и тундру: продемонстрируют Сибирь.

А уральское путешествие на лодке – это, безусловно, река Белая. С ее прозрачной зеркальной глади (постоянно задирая голову) туристы рассматривают причудливые высоченные каменные останцы. Как правило, они-то и играют в русле роль яров. Самый интересный участок находится в Башкирии. «Скульптуры», пещеры, оборудованные рекреации на фоне пейзажей, которые трудно описать словами. После впадения в нее Уфы, Белая становится типично равнинной «водной дорогой». Увы, много охранных зон.

Река Белая

Самое запоминающееся южное путешествие по рекам России – проходы по волжским банкам на территории Астраханской области. Регион – один из трех, где еще с советских времен сохраняются речные ЗС. Нетрудно догадаться почему. Южнее Астрахани сухопутных трасс почти не остается – далее все перемещаются по водным. А к таковым относят 8 протоков. Старую Волгу, Шмагина, Бузан, Кизань, Бахтемир (заканчивается Волго-Каспийским каналом), Большую Черную, Болду и Тюрина. Последний водоем пограничный с Казахстаном. Фанаты описываемых походов съезжаются на праздник «Рыбацкая Деревня». И он каждый раз устраивается в разных локациях. Базы отдыха расположены только на главных банках. По дороге ко всем остальным нетрудно затеряться. Израсходовав весь бензин, страдальцы безропотно дожидаются пограничников, инспекторов Минприроды или рыбаков… В период разлива нетрудно разглядеть испуганно жмущуюся на островках фауну.

Советы бывалых

  • Для управления крупными моделями описанного транспорта их владельцам потребуются права. Их выдает ГИМС – государственная инспекция по маломерным судам. Если транспорт тяжелее 200 кг – регистрация неизбежна.
  • Желая изучить проходимую реку от начала до конца, стоит помнить: придется делать обносы обычных дамб, плотин ГЭС и водоохранных зон резерватов (в заказниках и заповедниках водоемы защищают от проникновения бензина и горюче-смазочных материалов). В итоге для долгого тура нужен бот из ПВХ (его с легкостью переместят двое мужчин, в то время как третий переносит мотор). Однако, в случае с тяжелым «движком» нужна сопровождающая ваш поход машина.
  • Путешествие на моторной лодке чревато возникновением таких ситуаций как поломка двигателя, перевертывание, попадание на мель и повреждение дна. Чтобы избежать перечисленных неприятностей следует знать: во-первых, хотя бы основные принципы гидродинамики; во-вторых – лоцию выбранного потока.
  • Запаситесь средствами индивидуального спасения – крушение возможно везде.
  • Заранее отрегулируйте глубину погружения винта – «глотая» воздух, лопасти со временем разрушаются (из-за разницы давления происходит процесс кавитации).
  • Топливо делят на 3 равные части – туда, обратно и резерв.

Скоростное путешествие на моторной лодке в советские времена считалось видом спорта. Он так и назывался – водно-моторным. В лихие годы «моторка» стала символом одновременно рыбинспекции и браконьеров. Их состязание – своего рода, тот же спорт. Но проигравшему в той гонке грозило не только олимпийское разочарование. Еще штраф. Или даже срок. Наконец, в наши дни «сплав на моторе» все чаще привлекает даже тех, кто не живет на водоеме. Появились лодки, которые легко довезти на авто или даже принести на плечах.

Источник



Основы безопасности жизнедеятельности 6 класс

Урок 10
Водные походы и обеспечение безопасности на воде

В походах по рекам, озёрам, морям и водохранилищам удачно сочетаются элементы познавания окружающей природной среды, активного отдыха и оздоровления организма.

Водный туризм доступен практически каждому здоровому человеку. В то же время водный туризм является одним из наиболее сложных и подготовка к водным путешествиям имеет ряд особенностей.

В самом простом походе турист-водник должен:

— уметь хорошо плавать;
— собирать и ремонтировать туристское судно;
— правильно упаковывать, размещать и защищать от ветра продовольствие и снаряжение;
— правильно садиться на судно и сходить с него, грести и управлять им, подходить, причаливать к берегу и отваливать (отходить) от берега.

Турист — водник обязан хорошо знать и распознавать препятствия, встречающиеся на водных маршрутах, владеть приёмами их преодоления, уметь применять различные способы самостраховки и взаимной страховки.

С какими препятствиями можно встретиться на водном маршруте? Это могут быть:

— сильные течения,
— пороги (участки реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения),
— перекаты (мелководные участки русла реки,
— расположенные поперёк реки по всей её ширине),
— захламлённое русло,
— плотины и т. п.

Водная среда достаточно опасна: человек, неожиданно попавший в воду, может утонуть, а при низких температурах в воде может наступить быстрое переохлаждение.

Путешествие по воде требует от всех участников похода высокой дисциплины, соблюдения правил поведения на маршруте, а также точного и быстрого выполнения команд руководителя.

Для водного туризма используются различные виды лёгких гребных судов, наиболее распространены байдарки, катамараны и надувные лодки. Используются также шлюпки, долблёнки, плоскодонки и суда местной постройки.

Большинство туристов — водников совершают свой первый поход на корпусно — разборной байдарке. Это судно наиболее подходит для приобретения начальных навыков плавания и управления судном, умения ориентироваться на реке, распознавать препятствия.

Подготовка к водному путешествию

Если для водного путешествия будет использована деревянная лодка, то необходимо взять с собой всё, что может потребоваться для её ремонта: смолу, паклю, гвозди, топор, ножовку по дереву, отвёртку, клещи, деревянный молоток и др.

Если для похода будет использована бывшая в употреблении байдарка, то перед походом её необходимо тщательно осмотреть и провести починку или замену отдельных деталей. С собой необходимо взять ремонтный набор, в который могут входить отвёртка, кусачки, плоскогубцы, пилка по металлу, ножницы и др.

В походе необходимо соблюдать ряд основных правил обеспечения безопасности.

Документы и деньги должны быть упакованы в непромокаемый мешок, который необходимо постоянно держать при себе (можно носить его в застёгивающемся кармане плавок, шорт или повесить на шею).

Запас спичек, сухой спирт надо хранить в пластмассовых (металлических) ёмкостях с плотно завинчивающимися крышками.

Палатку, спальные принадлежности, запасную одежду, бельё, продукты, боящиеся влаги, следует держать в полиэтиленовых мешках.

Спасательные круги должны быть надуты и уложены: в лодке — в носовой части поверх багажа, в байдарке — на носовой палубе или за спинами гребцов. Спасательные жилеты надеты и приведены в рабочее положение.

При путешествии на лодках под основную массу вещей используется носовая часть лодки. Продукты рекомендуется держать в ящиках. Костровые и спальные принадлежности целесообразно укрепить вдоль бортов изнутри. Погрузку вещей в лодку производят, когда лодка уже на воде.

Источник

Adblock
detector