Меню

Проблемы рек тамбовской области

В тамбовской реке Цне массово умерла рыба

Анна Скрипка, Татьяна Ткачева

Около 20 тысяч особей могло погибнуть в реке Цне в Тамбовской области. Проводится доследственная проверка, правоохранители устанавливают, что привело к мору рыбы и кто должен за это ответить.

Как сообщили в управлении СК РФ по региону, поводом послужила информация об экологическом бедствии, распространенная местными СМИ.

— Из публикаций следует, что сначала гибель рыбы местные жители обнаружили на участке от плотины в пригородном лесу до Соснового угла, а затем и в районе села Донское. По самым приблизительным подсчетам специалистов Рыбнадзора, речь может идти о 20 тысячах погибших особей. Официальную причину экологического бедствия природоохранные органы пока не называют, предполагая, что к гибели рыбы могла привести совокупность факторов (аномально жаркая погода в регионе, сброс уровня воды в Цне в связи с ремонтом плотины).

Есть и версия о том, что в реку попали опасные отходы. Пробы воды отправлены в лабораторию для исследования. К проверке, начатой следователями, привлечены специалисты и эксперты Главрыбвода, региональных управлений ветеринарии, Росприроднадзора и Россельхознадзора.

Точный размер причиненного ущерба пока не определен.

Тем временем в Курской области о похожей проблеме сообщили местные жители. Среди возможных причин чиновники назвали аномальную жару и гибель бактерий, которые очищают канализационные стоки, произошедшую из-за сброса неких токсичных веществ. Теперь правоохранители ищут виновника этого сброса.

Источник

Реки Тамбовской области

Основополагающий вопрос: Проблемы малых рек Тамбовской области. Творческое н.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Основополагающий вопрос:
Проблемы малых рек
Тамбовской области.

Творческое название:
Река Сява Знаменского района.

Автор:
Леонтьев Владимир Валентинович, учитель географии МОУ «Дуплято- Масловская СОШ»

Вопрос учебной темы:

Реки Тамбовской области.
Учебный предмет:
География.

Участники:
Учащиеся 11 класса.

Аннотация:
Данный проект направлен на изучение и исследование проблем малых рек Тамбовской области (на примере р. Сява Знаменского района).
В результате изучения проблем малых рек области и их исследования учащиеся должны попытаться определить проблемы, оказывающие существенное влияние на режим реки. В процессе создания данного проекта предполагается проведение учащимися исследования по заданной проблеме; также учащиеся приобретут навыки анализа текста, навыки работы с информационными ресурсами.
Актуальность выбранной темы вызвана тем, что малые реки – это основная водная артерия, которая дает жизнь большим рекам. Следовательно, проблема рационального использования водных ресурсов малых рек и их охраны тем более актуальна в наше время, когда вследствие технического прогресса резко возросли масштабы хозяйственной деятельности и ее влиянии на все компоненты природной среды.

Дидактическая цель проекта:
— Формирование компетентности в сфере самостоятельной познава-тельной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

Методические задачи:
изучить проблемы малых рек России;
изучить физико-географические условия формирования малых рек на территории Тамбовской области;
изучить физико-географические условия долины р. Сява;
изучить историю освоения природных комплексов бассейна реки Сява;
изучить современное экологическое состояние долины р. Сява.

Вопросы для самостоятельных исследований учащихся:
Каким образом проблемы малых рек Тамбовской области влияют на режим крупных рек?
Проведите собственные полевые исследования.
Оцените современное экологическое состояние реки Сява.

Результаты представления исследований:
Информационный буклет.
Презентация учащихся.
Дидактический материал.

Источник

Большие проблемы малой реки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Пичаевская средняя общеобразовательная школа

Исследовательский проект

Руководитель:

учитель географии и экологии

Пичаевский район

с. Пичаево

2012г.

Актуальность нашей темы в том, что именно малые реки принимают на себя основной «удар» антропогенной нагрузки на водные экосистемы.

Предмет исследования — участок реки Кашма, протекающей по территории села Волхонщина Пичаевского района. Он привлёк наше внимание своей уникальностью, изменчивостью, а самое главное – почти полным отсутствием информации о нём в специальной краеведческой литературе.

Гипотеза: Река будет жить, если мы приложим усилия по её спасению.

Цель работы: Исследовать участок реки Кашмы и выявить её экологические проблемы.

Задачи: 1. Провести работу по паспортизации реки.

2. Выявить экологические проблемы реки.

3. Разработать перспективный план мероприятий по спасению реки.

Методы исследования: работа с краеведческой литературой, с топографическими картами, Интернет; наблюдение, социологический опрос; брали интервью у жителей села, старожилов.

Проведя работу по паспортизации реки, мы оценили экологическое состояние исследуемого участка реки Кашма и сделали выводы:

1. Вода в реке средней чистоты и может быть использована для купания в местах рекреации, орошения, рыболовства, разведения бобров, в быту.

Читайте также:  Река святого лаврентия жак картье

2. Исследуемый участок реки находится на грани гибели и его можно охарактеризовать как неустойчивую водную экосистему.

3. Чтобы спасти реку, разработали перспективный план действий:

ü Очистить реку от мусора, упавших деревьев.

ü Ликвидировать свалки по берегам реки и оврагов.

ü Запретить сброс неочищенных стоков в реку.

ü Расчистить родники, ключи. Очистить исток реки.

ü Провести облесение ивой и ольхой, тополем вдоль русла реки.

ü Вести разъяснительную работу с населением.

ü Продолжить мониторинговые исследования реки и её поймы.

Практическая значимость моего исследования состоит в том, что оно:

ü призвано способствовать привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее.

ü может быть использовано в интересах качества эффективности экологического воспитания молодёжи.

1. Ход исследования и результативность 5-11

1.1 Анализ литературы 5- 6

1.2 Методика исследования 7 — 8

1.3 Результаты исследования 9-11 Заключение 12 Информационные ресурсы 13

Вода – «кровь» Земли

Леонардо да Винчи

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила период с 2005 по 2015 гг. Международным десятилетием действий «Вода для жизни». В принятой по этому поводу резолюции подчёркивается, что вода является «движущей силой для устойчивого развития и ликвидации нищеты и голода».

Актуальность нашей темы в том, что именно малые реки принимают на себя основной «удар» антропогенной нагрузки на водные экосистемы. У них – свои, вполне серьёзные проблемы: в речных долинах вырубаются деревья, отсутствуют очистные сооружения на множестве мелких ферм, застроены прибрежные зоны, беспощадно распаханы поймы, перегорожены «глухими» плотинами русла. Всё это ведёт к загрязнению, укорачиванию, обмелению и даже исчезновению многих сотен малых водотоков. Не надо забывать о том, что именно эти малые реки несут загрязняющие вещества в более крупные водотоки. Так что масса проблем возникает не только у речных обитателей, которые играют роль естественных очистных сооружений, но и у людей, живущих близ этих рек.

Объект исследования – вода.

Предмет исследования — участок реки Кашма, протекающей по территории села Волхонщина Пичаевского района. Он привлёк наше внимание своей уникальностью, изменчивостью, а самое главное – почти полным отсутствием информации о нём в специальной краеведческой литературе. Исследования проводились летом 2011 года.

Гипотеза: Река будет жить, если мы приложим усилия по её спасению.

Цель: Исследовать р. Кашма с. Волхонщина и выявить её экологические проблемы.

Задачи: 1. Провести работу по паспортизации реки.

2. Выявить экологические проблемы реки.

3. Разработать перспективный план мероприятий по спасению реки.

Методы исследования: работа с источниками информации, топографическими картами; наблюдение, сбор и обработка данных, беседа с жителями села, старожилами.

Ценность работы состоит в том, что, к сожалению не все бережно относятся к воде, а приведённые мной исследования дают возможность познакомить молодое поколение с проблемами малых рек.

Новизна исследования заключается в том, что в нём приоритетное внимание отдаётся конкретным примерам и делам.

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует привитию любви к малой родине, ответственности за её будущее и может быть использовано в интересах качества эффективности экологического воспитания молодёжи.

Ход исследования и результативность

1.1 Анализ литературы

Первое из природных богатств, с которым человек встречается в своей жизни, это вода. По данным экспертов ООН, в настоящее время примерно одна шестая часть населения Земли не имеет доступа к чистой воде, а одна треть – к воде для бытовых нужд. Острый дефицит пресной воды возник из-за роста численности населения и возрастающего водопользования в промышленности, сельском хозяйстве, быту. Речные воды – это самый удобный для использования вид природных вод. Одна из важнейших причин уменьшения запасов пресных вод связана с сокращением водоносности рек. Она вызвана вырубкой лесов, распашкой пойм и осушением болот. За счёт этого резко увеличивается поверхностный сток и понижается уровень грунтовых вод. Быстрое таяние снега весной, выпадение обильных дождей в этих условиях вызывает половодья, а летом реки мелеют и иногда пересыхают полностью [8].

На протяжении последних десятилетий всё большую тревогу вызывает изменяющееся качество воды рек, определяющее пригодность её для конкретных видов водопользования: хозяйственно-питьевого, культурно-бытового и рыбохозяйственного. Для каждого вида водопользования нормы установлены Государственным стандартом, который определяет благоприятные для конкретной цели показатели: вкус, цвет, прозрачность, её химический и эпидемиологический состав [4].

Изменение качества пресной воды связано с целым рядом факторов, в первую очередь, это загрязнения водоёмов промышленными и бытовыми стоками. Значительную отрицательную роль здесь играют поверхностно-активные вещества (ПАВ), в том числе синтетические моющие средства (СМС), замедляющие естественное самоочищение водоёмов, действующие угнетающе на биохимические процессы [5]. Важную роль в ухудшении качества пресной воды играет эвтрофикация водоёмов. Быстрое накопление органических веществ, азотных, фосфорных удобрений, вносимых человеком в почву, приводит в водоёме к обильному размножению сине-зелёных водорослей. В результате разложения органических веществ ухудшается и снабжение воды кислородом, гибнут водные организмы, вода становится непригодной для использования человеком. [5].

Читайте также:  Речной бассейн реки ганг

В литературе иногда встречаются кардинальные предложения: оставить реки в покое и не использовать их воды в хозяйственной деятельности. Такие предложения входят в противоречие с законом развития природной системы за счёт окружающей природной среды. Любая природная система может развиваться только за счёт использования материально-энергетических и информационных возможностей окружающей среды. Поэтому человеческое общество использует, и будет использовать окружающую природную среду. Но при этом необходимо прогнозировать вредные воздействия человека, в том числе и на реки. [3].

Следует помнить, если экосистема, эволюционно потерявшая или сменившая часть своих элементов, не может вернуться в первоначальное своё состояние согласно закону эволюционно-экологической необратимости, то к ней следует подходить как к новому образованию, на которое неправомерно переносить ранее выявленные закономерности. Например, спрямлённые русла рек, интенсивно зарастающие растительностью, требуют систематической расчистки. Учёт этого закона вызывает необходимость паспортизации рек, при которой и выявляются новые, сформировавшиеся к настоящему времени гидрографические, гидрохимические и гидробиологические характеристики рек.

В настоящее время актуальным для человечества является соблюдение экологического закона постепенного превращения биосферы в ноосферу или закона , который предполагает разумное отношение человека к природе. В связи с этим реализуется ряд государственных программ, которые направлены на восстановление рек. Конечно, теперь сложно вернуть первоначальное состояние реки, но те мероприятия, которые проводятся, позволят сохранить реки для будущих поколений. На Саммите Земли в Йоханнесбурге (2002 г.) среди проблем, которые нужно срочно решать, важнейшее место занимает водная. Один день работы Саммита прошёл под лозунгом: ‘Wo water — по future!», что значит «Без воды — нет будущего». Это не просто лозунг, а программа действий, так как 2 — 2,5 млрд. людей уже сегодня остро нуждаются в воде.

43 % территории Тамбовской области занимают водные ресурсы [6]. Здесь насчитывается около 1400 рек, большинство из которых являются малыми [7]. Управление по охране окружающей среды и природопользования Тамбовской области информирует о том, что 07 июля 2011 года Федеральным агенством водных ресурсов и администрацией Тамбовской области подписана программа «Рациональное использование и охрана водных ресурсов Тамбовской области на годы». Основные показатели программы – расчистка 50км рек, капитальный ремонт более 30 гидротехнических сооружений. Программа направлена на консолидацию и координацию действий Федерального агенства водных ресурсов и администрации Тамбовской области по реализации полномочий в области водных отношений и обеспечение целевого и эффективного использования средств бюджетов всех уровней [10]. По инициативе главы администрации области приняты важные шаги по решению проблемы, приобретён многофункциональный земснаряд, предназначенный для расчистки малых рек. Расчистка началась на реке Польной Воронеж, продолжится на реках: Цна, Большой Ломовис и Савала [10].

1.2 Методика исследования

Включая в работу наши исследования по паспортизации реки, делая заключения о состоянии экосистемы реки, мы пользовались методиками, опубликованными в практикуме «Экология» , . М.: Оникс 2007 [2]

Паспортизация малой реки:

К бассейну какой реки она относится. Исток реки и её устье. Протяжённость. Какие населённые пункты находятся на её берегах. Качество воды. Основные источники загрязнения. Экологическое состояние реки.

Измерение глубины реки

С моста на дно опустили лот, изготовленный из верёвки длиной 5м. Через каждые 10см. на ней завязаны узелки, а на конце привязан груз.

Определение ширины реки.

Для этого на противоположном берегу реки заметили два близко расположенных друг к другу дерева. Подошли к берегу реку и на расстоянии вытянутой руки закрыли промежуток между ними карандашом или таких размеров палочкой. Далее сломали палочку на две равные части. Вновь вытянули руку и отходили назад до тех пор, пока расстояние между объектами не закрылось одной из частей палочки. Чтобы узнать ширину реки, необходимо замерить расстояние от первоначального места наблюдения до конечного. Полученное расстояние будет равно ширине реки.

Определение скорости течения реки.

Для этого отмерили рулеткой отрезок вдоль берега длиной 20м. Поставили на его концах двух наблюдателей. Первый наблюдатель, находящийся выше по течению реки, бросает на середину реки палочку или небольшое яблоко и засекает время. Когда этот предмет поравняется со вторым наблюдателем, снимается второе показание времени. По разнице двух показаний определяется время, за которое предмет проплыл 20м. Поделим 20м. на это время и получим скорость течения реки в м/с.

Читайте также:  Участок у реки с причалом

Определение расхода воды по формуле: Q = V х H х S, где Q – расход воды, м/с., H – глубина, м., S – ширина реки, м, V — скорость течения, м/с.

Измерение температуры воды и воздуха над рекой.

Измерили температуру воздуха, держа термометр на вытянутой руке над водой в течение 3 минут, при этом важно, чтобы на термометр не попадали солнечные лучи.

Измерили температуру воды, держа термометр на глубине 10см. в течение 3 минут. Если температура воды выше, чем температура воздуха, то существует угроза термального загрязнения природных вод. (Благоприятны температуры для жизнедеятельности водных экосистем: 5 – 15 град. по Цельсию).

Определение жёсткости воды.

Для этого к 100мл. пробы постепенно добавляем по каплям концентрированный раствор карбоната натрия (соды) или хозяйственного мыла. Визуально отмечаем количество выпавшего осадка. Много осадка — вода жёсткая, мало – умеренно-жёсткая, практически нет осадка – мягкая.

Определение характера и интенсивности запаха воды.

Запах воды можно определить путём интенсивного встряхивания воды в пробирке, закрытой пробкой, либо в лабораторных условиях, нагревая закрытую колбу со 100 мл. воды до температуры 40-50 град. по Цельсию. После этого колбу встряхнули, производя вращательное движение, сняли стекло и определили обонянием интенсивность запаха. Сверили наше восприятие со шкалой.

Источник



Основополагающий вопрос: Проблемы малых рек Тамбовской области. Творческое название: Река Сява Знаменского района. Автор: Леонтьев Владимир Валентинович, — презентация

Презентация была опубликована 7 лет назад пользователемЛев Тикшаев

Похожие презентации

Презентация на тему: » Основополагающий вопрос: Проблемы малых рек Тамбовской области. Творческое название: Река Сява Знаменского района. Автор: Леонтьев Владимир Валентинович,» — Транскрипт:

1 Основополагающий вопрос: Проблемы малых рек Тамбовской области. Творческое название: Река Сява Знаменского района. Автор: Леонтьев Владимир Валентинович, учитель географии МОУ «Дуплято- Масловская СОШ»

2 Вопрос учебной темы: Реки Тамбовской области. Учебный предмет: География. Участники: Учащиеся 11 класса.

3 Аннотация: Данный проект направлен на изучение и исследование проблем малых рек Тамбовской области (на примере р. Сява Знаменского района). В результате изучения проблем малых рек области и их исследования учащиеся должны попытаться определить проблемы, оказывающие существенное влияние на режим реки. В процессе создания данного проекта предполагается проведение учащимися исследования по заданной проблеме; также учащиеся приобретут навыки анализа текста, навыки работы с информационными ресурсами. Актуальность выбранной темы вызвана тем, что малые реки – это основная водная артерия, которая дает жизнь большим рекам. Следовательно, проблема рационального использования водных ресурсов малых рек и их охраны тем более актуальна в наше время, когда вследствие технического прогресса резко возросли масштабы хозяйственной деятельности и ее влиянии на все компоненты природной среды.

4 Дидактическая цель проекта: — Формирование компетентности в сфере самостоятельной познава- тельной деятельности, критического мышления, навыков работы в группе, приобретение навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.

5 Методические задачи: изучить проблемы малых рек России; изучить физико-географические условия формирования малых рек на территории Тамбовской области; изучить физико-географические условия долины р. Сява; изучить историю освоения природных комплексов бассейна реки Сява; изучить современное экологическое состояние долины р. Сява.

6 Вопросы для самостоятельных исследований учащихся: Каким образом проблемы малых рек Тамбовской области влияют на режим крупных рек? Проведите собственные полевые исследования. Оцените современное экологическое состояние реки Сява.

7 Результаты представления исследований: Информационный буклет. Презентация учащихся. Дидактический материал.

8 Этапы и сроки проведения проекта: Этапы проведенияСроки проведения «Мозговой штурм».10 – 15 минут. Формирование групп.10 – 15 минут. Выбор творческого названия.20 минут. Обсуждение плана.30 минут. Самостоятельная работа групп.3 месяца. Подготовка презентации.3 часа.

9 Информационные ресурсы: 1. Барсук О.А. Малые реки России // География в школе – Большое село у Малой воды Вендров С.Л. Жизнь наших рек. Л., Гидро., – С Дудник Н.И. Природные ресурсы и ландшафты Тамбовской области. – Тамбов. – Дудник Н.И. Природа Тамбовского края. Тамбов. Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, с. 6. Каталог. Реки Тамбовской области Штепа Б. Реки малые – проблемы большие // Наука и жизнь – 1986.

Источник

Adblock
detector