Меню

Проанализируйте предложения объяснив постановку знаков препинания река приняла особый вид как будто

Упражнение 406 — Русский язык 7 класс. Разумовская, Львова, Капинос. Учебник

Вопрос

1. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните слитное, дефисное и раздельное написание слов со скобками.

Князь Андрей встал и подошёл к окну, чтобы отв..рить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как (будто) он (на) стороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату. Он отв..рил окно. Ночь была свежая и (не) подвижно (светлая). Перед самым окном был ряд (под) стриже. .ых дерев, ч..рных с одной и серебристо-освещё..ых с другой стороны. Под деревами была какая (то) сочная, мокрая, кудрявая растительность с серебристыми (кое) где листьями и стеблями. Далее за ч..рными деревами была какая (то) блестящая росой крыша, правее большое кудрявое дерево с (ярко) белым стволом и сучьями, а выше его почти полная луна на светлом, почти (без) звёздном весеннем небе. Князь Андрей облокотился на окно, и глаза его остановились на этом небе. (Л. Толстой)

2. Выпишите из текста подчинительные союзы. Объясните их написание и значение (пользуйтесь таблицей на с. 165).

3. Вслух выразительно прочитайте текст. Какое настроение он передаёт? Подчеркните слова, с помощью которых описаны цвета ночи.

4. Составьте схемы первого и последнего предложений, объясните постановку знаков препинания.

Подсказка

Объясним правописание слов:

  • отворить (ство́рки), об локот ился (ло́коть). о стан овились (ста́нет)- проверяемая гласная;
  • как будто — правописание союзов;
  • настороже -словарное слово;
  • не подвижно (спокойно) — не с наречием;
  • под стриж енн ых, о свещ ённ ых — одна и две буквы н в суффиксах причастий;
  • чёрн ых (чернеть) — правописание о-ё после шипящих в корне;
  • какая-то — правописание неопределённых местоимений;
  • блест ящая, ра ст ительность — корень с чередованием е//и;
  • ярко-белым (оттенок) — правописание сложных прилагательных;
  • без звёздном — слитное написание приставок.

Источник

§ 90. Знаки препинания при сравнительных оборотах

1. Сравнительные обороты присоединяются сравнительными союзами как, будто, как будто, словно, точно, что, нежели, чем и выделяются запятыми. Например: Вечерний туман дымился в камыше и лёгким, как кисея, паром вился над водой (А. Куприн); Иногда через дорогу протягивалась, точно огромная рука с растопы-ренными белыми пальцами, отягчённая снегом ветка. (А. Куприн)

2. Запятая ставится перед как в оборотах не кто иной, как; не что иное, как: Первый был не кто иной, как Михаил Агександрович Берлиоз. (М. Булгаков)

3. Сравнительный оборот не выделяется запятыми, если:

а) сравнительный оборот может быть синонимичен творительному сравнения или может быть заменён наречием: Как град посыпалась картечь. (М. Лермонтов) Ср.: Картечь посыпалась градом;

б) оборот имеет значение тождества (погода как погода; лес как лес), а также входит в состав сказуемого в качестве именной части: И эту затерянность я всегда ощущаю как счастье. (К. Паустовский) Ср.: Эта затерянность для меня как счастье;

Читайте также:  Глубина реки томь в новокузнецке

в) союз как имеет значение «в качестве»: Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. (А. Пушкин) Ср.: Ленский везде был принят в качестве жениха;

г) союз входит во фразеологические сочетания типа беречь как зеницу ока; лить как из ведра и т. п.; Косой дождь, гонимый сильным ветром, лил как из ведра. (Л. Толстой)

409. Объясните постановку знаков препинания перед союзом как. Определите функции этого союза.

1. Этот совершенно чистый, как алая утренняя струя, полный благородного веселья и царственности цвет являлся именно тем гордым цветом, какой разыскивал Грэй. (Грин) 2. Шофёр как шофёр, неприметный, как все. (Твард.) 3. Вспаханные поля лежат чёрные и лоснящиеся, как бархат. (Купр.) 4. С юга, как из печки, пахнуло теплом. (Паст.) 5. Мещёрские леса величественны, как кафедральные соборы. (Пауст.) 6. Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина чёрной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. (Пауст.) 7. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Тютч.) 8. Тихая река, неподвижная, как болото, вся была скрыта под сплошной твёрдой зеленью кувшинок, которые томно выставляли наружу свои прелестные, белые, непорочные венчики. (Купр.) 9. И конь стоит, как рыцарь на часах, играет ветер в лёгких волосах, глаза горят, как два огромных мира, и грива стелется, как царская порфира. (Заб.) 10. К вечеру дождь полил как из ведра. (Арс.) 11. В стихах Пушкина собраны, как в магическом кристалле, все необыкновенные качества нашей речи. (Пауст.) 12. Да сказать лекарю, чтоб он перевязал ему рану и берег его как зеницу ока. (П.) 13. Измайловский парк был известен ещё 300 лет назад как царская усадьба. (Рас.) 14. Все уверения мои и успокоения отскакивали как от стены горох. (Дост.)

410. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Подчеркните сравнительные обороты и объясните постановку знаков препинания при них.

1. Словно ангел возмутивший воду ты взглянул тогда в моё лицо. (Ахм.) 2. Мимо нас проходили. огромные, все в резьбе точно в кружевах ворота. (Купр.) 3. Как соломинкой пьёшь мою душу. (Ахм.) 4. Чичиков подозвал к себе первого мужика, который, поднявши где-то на дороге претолстое бревно, тащил его на плече подобно неутомимому муравью к себе в избу. (Г.) 5. Повалился он на холодный снег, на холодный снег будто сосенка. (Л.) 6. Солдаты пели словно школьники, и как солдаты пели мы. (Евт.) 7. Как невеста получаю каждый вечер по письму. (Ахм.) 8. Словно тяжким огромным молотом раздробили слабую грудь. (Ахм.) 9. Ермолай был человек престранного рода: беззаботен как птица, довольно говорлив, рассеян и неловок с виду. (Т.) 10. Сегодня целый день играет во дворе последний мотылёк и точно белый лепесток на паутине замирает. (Бун.) 11. Как луч зари как розы Леля прекрасен цвет её ланит; как у мадонны Рафаэля её молчанье говорит. (Л.)

Читайте также:  Как сплавляются по реке мана

Источник

ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 138

655. Прочитайте. Обозначьте однородные члены. Объясните постановку или отсутствие знаков препинания между ними.

1. И ВЕТЕР , и ДОЖДИК , и МГЛА над холодной пустынной водой.

2. Маруся одно за другим все новые да новые дела и СЕБЕ и НАМ придумывает.

3. Всю ночь огонь костра то РАЗГОРАЕТСЯ, то ГАСНЕТ .

5. Тут чудной старик ПРИПОДНЯЛ свою шляпу, СВИСТНУЛ собаку, ЗАПЫХТЕЛ трубкой, |оставляя за собой широкую полосу густого дыма|, и ЗАШАГАЛ к жёлтому гороховому полю.

6. Соборный колокол, |разнося гул далеко по острову и по морю|, не то БИЛ сполох, не то СОЗЫВАЛ чёрный собор всю БРАТИЮ и БОГОМОЛЬЦЕВ, СВЯЩЕННИКОВ и ДИАКОНОВ, соборных СТАРЦЕВ и БРАТИЮ, РЯДОВУЮ и БОЛЬНИЧНУЮ, монастырских СЛУЖЕК и СЛУЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ УСОЛЬЦЕВ и всех православных ХРИСТИАН .

Однородные (пАрнные) дополнения :

братию и богомольцев , священников и диаконов ,

старцев и братию,

служек и служилых людей, усольцев и христиан — — — —

рядовую и больничную

|оставляя за собой широкую полосу густого дыма|

|разнося гул далеко по острову и по морю|

656. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Обозначьте однородные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания.

1)Брови у Лизы ни то чтобы нахмурились, а дрогнули. 2)У меня дома своё птичье царство. 3)В нём не только воробьи, голуби, утки, но и поползни, синицы, дятлы, сотки. 4)Хорошо, приятно, молодо, но всё же чересчур буйно шумели грачи. 5)Тут и ромашки и колокольчики, дикая гвоздика и куриная слепота, незабудка и фиолка, земляника и зверобой. 6)Каждый приносит другому, или кусочек яблочка, или конфету, или орешек.

1) нахмурились и дрогнули (сказуемое)

3)воробьи, голуби, утки, поползни, синицы, дятлы и сотки (подлежащее)

4)хорошо, приятно, молодо, буйно (обстоятельство)

5) ромашки, колокольчики, гвоздики, слепота, незабудки, фиалка, земляника и зверобой (подлежащие)

6) Кусочек Яблочка, конфету, орешек (дополнение)

Источник



Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

Правда в огне не горит и в воде не тонет. [ — и ].

Правдана миру не стоит, а по миру ходит. [ — , а ].

Правда блещет, а ложь заикается. [ — = ], а [ — = ].

Правдалюбит свет, ложь во тьму тянет. [= — ], [ — = ].

Однородные члены предложения

Ø отвечают на один и тот же вопрос

Ø относятся к одному и тому же слову

Ø произносятся с интонацией перечисления.

Ø могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

Зима ещё хлопочет и на весну ворчит.

зима (что делает?) хлопочет, ворчит

Хлопочет и ворчит — однородные сказуемые.

Перед союзами а,но всегда ставится запятая.

Союз и требует особого внимания:

однородные части сложного

запятая не ставится запятая ставится

Морские волнывздымаются огромной водяной горой и рассыпаются несчётными брызгами в воздухе.

[— и ].

Музыкантвыводил мелодии на флейте, и чистый её голослетел до самого синего неба.

Морские волнывздымаются огромной водяной горой и рассыпаются несчётными брызгами в воздухе.

Читайте также:  Река у самого устья название

Находим основу предложения: волны вздымаются и рассыпаются. Предложение простое. Одиночный союз и соединяет два однородных сказуемых, запятая перед союзом не нужна.

Музыкантвыводил мелодии на флейте, и чистый её голослетел до самого синего неба.

Находим основы предложения: музыкант выводил, голос летел. Предложение сложное. Части соединяются союзом И. Между частями сложного предложения перед союзом и ставится запятая.

Послушайте текст. Определите тему и главную мысль текста.

Красив лес в ранние осенние дни. На золотом фоне листвы видны яркие клены, а желтые осинки совсем потерялись. Тихо падают с берез легкие листья, и шелестит под ногами сухая листва.

Чист и прозрачен воздух осенью. Плывут серебристые нити паутины. Еще зеленый стоит в лесу старый развесистый дуб, но уже оголились вершины берез.

Определите тему и главную мысль текста.

В тексте говорится об осеннем лесе.

Главная мысль – как красив лес осенью.

Найдите предложения, которые соответствуют схемам и запишите их.

Объясните постановку знаков препинания в предложениях.

Помните, чтобы правильно определить сложное предложение или простое, нужно:

1. Найти и подчеркнуть главные члены предложения (грамматическую основу предложения).

2.Посчитать, сколько основ в предложении.

3.Если основ две и больше – предложение сложное.

Если одно основа – простое.

4.Найти границы частей сложного предложения и пронумеровать части.

5.Выдели союзы, если они есть.

6.Поставить запятую между частями сложного предложения перед союзом.
7.Проверить написанное.

На золотом фоне листвы видны яркие клены, а желтые осинки совсем потерялись. Главные члены предложения – клены видны и осинки потерялись. В этом предложении две основы, значит предложение сложное. Оно состоит из двух частей, связанных союзом а, перед которым всегда ставится запятая.

Чист и прозрачен воздух осенью.

Основа этого предложения – воздух чист и прозрачен. Так как здесь одна основа, значит предложение простое. Одиночный союз и соединяет два однородных сказуемых, запятая перед союзом не нужна.

Еще зеленый стоит в лесу старый развесистый дуб, но уже оголились вершины берез.

В этом предложении две грамматические основы – дуб стоит и вершины оголились. Так как здесь две основы, значит оно сложное. Предложение состоит из двух частей, связанных союзом но (перед этим союзом всегда ставится запятая). Во второй части предложения есть однородные сказуемые, связанные союзом и, запятая здесь не нужна.

Выпишите сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные предложения. Поставьте, где нужно знаки препинания.

При выполнении упражнения обратите внимание на, что в простом предложении между однородными членами и в сложном предложении между их частями используются одни и те же союзы – и, а, но.

1. Скоро осень проснется и заплачет спросонья. 2. Лил серый дождь и даль была черна. 3. Замерзли реки воздух застыл. 4. Днём пригревало солнце а ночью морозы доходили до пяти градусов. 5. Река буравит берега и вьёт водовороты. 6. Спелый ветер дохнул порывисто и ушёл за моря. 7. Солнце только ещё поднималось но его лучи освещали верхушки деревьев.

Источник

Adblock
detector