Меню

Подняли танк со дна реки

«Машина уникальна». Как со дна реки Дон в Воронежской области подняли легендарный Т-34

Танк Т-34-76 подняли со дна реки Дон на окраине деревни Украинская Буйловка Подгоренского района в четверг, 14 июля. Танк – единственный хорошо сохранившийся образец Т-34 из 600-1000 машин, отправленных в части Советской армии из цехов Сталинградского тракторного завода. Подготовку к подъему танка, засевшего в иле на 6-метровой глубине, с середины апреля 2016 года вели специалисты военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» из подмосковной Кубинки и военнослужащие Западного военного округа .

О том, что в Дону недалеко от берега находится танк, местные жители знали давно.

– В 80-х летом, когда уровень Дона падал, башня танка оказывалась примерно в метре от поверхности воды, и ребята доплывали до танка, становились на башню и пытались нырять с нее в реку, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» глава Витебского сельского поселения Михаил Ковалев. – Возле этого танка был затоплен еще один, но лет двадцать назад его подняли со дна Дона. Точно знаю, неподалеку от него лежат останки понтона, разбомбленного фашистами, и старый катер.

Фото – Роман Демьяненко

Жительница хутора Витебск, 79-летняя Нина Босова, родом из Украинской Буйловки. Босова помнит, как местные жители пешком уходили в Россошь перед тем, как сюда пришли фашисты.

– Летом 1942 года на правый берег Дона перли немцы, а на левом были наши. Понтонную переправу разбомбили, и наши танкисты вылезли из машины, которую обстреливали наступающие немецкие войска, поставили ее на скорость и на полном ходу пустили в Дон, чтоб танк не достался врагу. А сами приняли бой на берегу, – объяснила женщина.

Нина Босова и ее брат Виктор Фоменко Фото – Роман Демьяненко

По словам ведущего специалиста военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» Анатолия Калемберга, есть две версии попадания танка на дно Дона

– Первая – он был затоплен нашими танкистами при отступлении, чтоб машина не досталась врагу. Вторая – его разбомбили вместе с понтоном, и он ушел на дно реки, – объяснил Анатолий Калемберг.

Анатолий Калемберг Фото – Роман Демьяненко

Посмотреть на операцию приехали жители нескольких районов – более сотни машин из Россоши, Подгорного, Богучара. Полицейские и военные с трудом отодвигали толпу, снимавшую подъем легендарной «тридцатьчетверки» на фото- и видеокамеры.

Подъем танка начался в 13 часов. Т-34 мощными тросами подтянули к берегу к берегу на расстояние нескольких метров. Тросы тянула бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-1, вторая БРЭМ-1 для подстраховки стояла чуть выше по откосу. Машина способна вытащить вес в 75 т, Т-34 весит примерно 32 т.

Когда танк показался на берегу, подъем остановился – военные начали поливать из пожарного шланга глинистый откос длиной в десяток метров. Танку предстояло проделать 30-метровый путь. Со скоростью примерно 50 см в минуту Т-34 начали поднимать на берег. Операция заняла примерно полтора часа. Сразу после этого машину начали поливать водой под сильным напором, чтобы смыть ил и налипшую при транспортировке глину.

– От нашей бригады в работе было задействованы две бронированные ремонтно- эвакуационные машины БРЭМ-1 и группа разминирования, – рассказал заместитель командира мотострелкового соединения Западного военного округа подполковник Андрей Смирнов. – Все гусеницы танка были заклинены, поэтому пришлось его тащить волоком, предварительно проливая склон водой. По предварительной информации, ни останков людей, ни снарядов в нем не обнаружено.

Андрей Смирнов Фото – Роман Демьяненко

Читайте также:  Ночная река в деревне

По словам специалистов, поднятый со дна Дона танк уникален тем, что это единственный идеально сохранившийся Т-34-76 производства Сталинградского тракторного завода.

– Этот танк предположительно был выпущен зимой-весной 1942 года Сталинградским тракторным заводом, – отметил Анатолий Калемберг. – Машина уникальна тем, что после августа 1942 года этот завод прекратил выпуск таких танков. До конца войны ни один такой танк не дожил. Благодаря тому, что Т-34 пробыл 74 года под водой, он находится почти в идеальной сохранности и комплектации. В нашем центральном музее бронетанкового вооружения и техники таких машин нет, хотя это самый большой в мире музей танков.

Фото — Роман Демьяненко

По словам Анатолия Калемберга, поднятый со дна Дона Т-34 реально восстановить до такого состояния, чтобы он участвовал в парадах Победы на Красной площади или исторических реконструкциях.

После обследования танк погрузят на специальную платформу и отправят в парк «Патриот». Специалисты начнут идентификацию машину по ее номеру и попытаются разыскать в военных архивах данные об экипаже.

* Новости из таких источников показываются на сайте Яндекс.Новостей выше других

Источник

Подъем уникального танка Т-34-76 из реки Дон

Началось всё с телефонного звонка старого знакомого в первых числах июля – нашли танк, будем вытаскивать. Поначалу воспринял эту новость с ленивым скептицизмом — знаем мы эти «вытаскивания», хорошо, если в наличии оказываются хотя бы куски от танка, зачастую и вообще ничего не обнаруживается. Да и без различных мощных бумажек это сомнительное занятие – хотя МО и является законным владельцем машины, танк у них запросто могут отобрать местные власти, прецеденты уже были. В качестве ответа мне на почту присылается видео – подводная съёмка сделанная дайверами. На видео, сквозь тёмную водную муть, явно виднеется Т-34-76 выпуска СТЗ с повёрнутой вправо башней, ровно стоящий на дне и практически не занесённый илом! Более того – подъём машины уже согласован на самом высоком уровне в министерстве обороны!
Найденный танк оказался уникальным – выпуск Сталинградского тракторного завода, 1942 года. К настоящему времени сохранилось 3-5 таких машин, а комплектных наверное вообще ни одной.

Основная часть экспедиции выехала задолго до нас, им предстояло разбить лагерь, поставить в известность местную администрацию, полицию, МЧС, наладить взаимодействие с военными (военная часть из Богучара предоставляла БРЭМ, тралы для перевозки и сапёров для обезвреживания боеприпасов). Быстро собираем такелажное имущество – блоки, громадные шаклы, коуши и главное — краном ЗИЛа грузим в прицеп катушку со 100 метрами специального троса. В ночь выдвигаемся на место. Впереди 700 километров по трассе М4.
Место проведения подъёма находилось в населённом пункте, отмеченном на картах как село Украинская Буйловка. К настоящему времени от села остались только покрытые буйной растительностью развалины домов да руины церкви в центре – последний житель покинул его в 2008-ом году.

Дорога до села представляла из себя заросшую и петлявшую по придонским оврагам колею – клиренса прицепа кое-где не хватало и он просто тащился балкой по земле. К моменту нашего приезда лагерь был уже разбит, на берегу спилены все мешавшие деревья, определено место для БРЭМа.

Танк примерно в 5 метрах от берега, глубина 7 метров

С нашим приездом начинается работа по зацеплению танка –в соответствии с заранее продуманной схемой разматываем и укладываем трос, вымеряем нужное расстояние для установки коушей (специальных петлей на тросу) и места для блока.

После подготовки троса начинается работа водолазов – нужно спуститься к машине, накинуть петли на крюки танка, подвязать их специальной проволокой от соскакивания, расправить трос. И всё это на сильном течении и практически на ощупь!

Читайте также:  Сделать экг метро черная речка

К вечеру подготовка к подъёму закончена, ждём военных с тяжёлой техникой. Полагая, что последних надо ждать не раньше, чем через 2-3 дня, мы уже морально приготовились к ленивому 3-хдневному расслабону, и каково же было наше удивление, когда ранним утром мы были разбужены рёвом БРЭМа, продирающегося сквозь прибрежные заросли! Оказывается техника ещё с вечера выехала с Богучара, и несмотря на затруднения по технической части, к утру уже была на месте! Более того, на всякий случай БРЭМов приехало два! Машины оказались даже полностью исправными и укомплектованными всем необходимым имуществом, что само по себе редкость. Возглавлял военных на редкость адекватный и грамотный подполковник, заместитель командира вновь созданной богучарской бригады.
Было решено сразу начинать, не дожидаясь дневной жары. Встав на место, первый БРЭМ сразу начал разматывать лебёдку, а его экипаж собирать полиспаст.

Источник

Подняли танк со дна реки

« Танк Т-34-76 подняли со дна реки Дон на окраине деревни Украинская Буйловка Подгоренского района в четверг, 14 июля. Танк – единственный хорошо сохранившийся образец Т-34 из 600-1000 машин, отправленных в части Советской армии из цехов Сталинградского тракторного завода. Подготовку к подъему танка, засевшего в иле на 6-метровой глубине, с середины апреля 2016 года вели специалисты военно-патриотического парка культуры и отдыха «Патриот» из подмосковной Кубинки и военнослужащие Западного военного округа «.

« По словам Анатолия Калемберга («Патриот»), поднятый со дна Дона Т-34 реально восстановить до такого состояния, чтобы он участвовал в парадах Победы на Красной площади или исторических реконструкциях «.

Танк поднимали в 2 этапа — 13 июля частично подняли со дна и подтянули к берегу.

14 июля началась окончательная операция по подъему танка.

И вроде все прекрасно — нашли еще один раритет военных времен. Но вместо того, что бы поставить БОЕВУЮ машину после реставрации на почетное место в музее, его заставят кататься на потеху публике. Трофеи — это другое, они и должны кататься и тешить народ. Но поднятые из болот и рек танки, по идее — безвозвратные потери. Не надо делать из них «живых мертвецов», ибо они заслужили музейный покой.

Еще хуже — это «франкенштейны», танки-новоделы с вкраплениями частей настоящих машин.

Но есть еще здравомыслее в наших военных! )
Т-34-76 в Кубинке, в парке «Патриот». Фото взяты у Ю.Пашолок.

«Меня подцепили за оба крюка,
Расклеила веки трясина,
И я увидал над собой облака
И ветер, летящий в осинах.

И время моё побежало опять
Как будто вчера заводили,
И снова услышал я ** твою мать,
И понял, что мы победили.

И понял — пожить мне ещё предстоит,
Пускай — не герой — победитель,
Пробитые немцами братья мои,
Простите меня и поймите.

Простите — не смог показать мастерство
Красивой военной работы,
Из всей из бригады — но лишь одного
Меня сохранило болото.

Не сжёг меня пушки немецкой расчёт,
И «Тигр» меня не искалечил,
Меня не расплавил товарищ Хрущёв
В огромной мартеновской печи.

Резон здесь конечно отыщется свой,
Сегодняшним людям — подарки,
Вы можете запах глотнуть боевой
Моей краснозвёздной солярки.

Залезьте — не бойтесь испачкать штаны
В крови и солярочной прели,
Почувствуйте кожей дыханье войны,
На чём ваши деды горели.

Читайте также:  Нашли нефть в реке

Я — брошенный в землю военный посев,
Я — памятник сгинувшей роте,
И мирная техника прёт по шоссе,
Поскольку я был в том болоте.

Я с пушкой торчащею наискосок,
Для вас непонятен и страшен,
Соляркою пахнущий правды кусок
Истории Родины нашей.

Что я уцелел — экипаж виноват,
Да наша родная природа,
Я танк — я убитый советский солдат
Второго военного года.
Я танк — я убитый воскресший солдат
Второго военного года.
Я дед твой убитый воскресший солдат
Второго военного года. «.

Источник



Со дна Невы удалось поднять легендарный танк КВ-1

В Ленинградской области со дна реки подняли знаменитый танк КВ — один из тех, что в 1941 году участвовали в ожесточённых боях на «Невском пятачке». Обнаружили его ещё весной, но на подготовку сложнейшей операции ушло несколько месяцев. Боевую машину, которую фашисты боялись как огня, теперь ждёт реставрация.

Самая кропотливая и опасная часть работы — погружение. В темную ледяную Неву водолазам пришлось опускаться несколько раз, чтобы закрепить под корпусом танка металлические тросы, с помощью которых боевую машину поднимут наверх.

«Сложностей здесь много. Во-первых, внезапно разыгравшийся ветер с правого берега. Во-вторых, очень сильное и неприятное течение», — говорит руководитель операции по подъему танка Андрей Шпигель.

Глубина русла в этом месте — 15 метров. Судоходный фарватер. Как здесь оказался пятидесятитонный танк, сегодня можно лишь предполагать.

Осенью 1941 года за участок земли, прозванный Невским пятачком, и разворачивались одни из самых жестоких боев Великой Отечественной. Оружие, в том числе и танки, на плотах перевозили с одного берега реки на другой. Плот, на котором находился найденный поисковиками КВ, был уничтожен, видимо, едва отойдя от берега.

Чтобы поднять затонувшую машину, пришлось вызывать плавучий кран из Калининграда. Вытащить на берег на буксире оказалось невозможно. Это пытались сделать еще в июне, когда танк только обнаружили.

«Танк, занесенный песком, перевернутый кверху гусеницами, — рассказывает поисковик-спасатель Валентин Рыбаков. — Там под водой сложно разглядеть что-то».

Первая попытка подъема оказалась неудачной. Слишком опасно натянулись тросы. Лишь через восемь часов на поверхности воды показалась одна гусеница. Танк перевернулся во время подъема набок и чтобы поставить его прямо, пришлось буксировать к ближайшей мели и только потом на берег. Первыми к корпусу пустили саперов. Мины и снаряды внутри и спустя десятилетия могут быть опасны.

За 70 лет под водой броня покрылась песком и илом. Металл проржавел, двигатель уничтожен, орудия нет. Специалисты говорят, что узнать всю историю этой боевой машины и ее экипажа будет невероятно трудно.

И все же реставраторы уверены: корпус они почистят, двигатель починят, орудие заменят.

КВ-1 – «Клим Ворошилов» — легендарный танк времен начала Великой Отечественной. Именно на таком в августе 1941 года экипаж старшего лейтенанта Зиновия Колобанова на подступах к Ленинграду всего за один бой уничтожил 22 немецких танка и еще два орудия. За невероятную живучесть немцы прозвали КВ «призраком».

«Он был построен на Кировском заводе. Его дети строили, поэтому и нужно передать эту память подрастающему поколению. И когда они увидят, как он заведется, как он поедет, а еще мы им дадим возможность сесть и потрогать. Это словами не передать», — говорит директор музея Битвы за Ленинград Олег Титберия.

Полностью восстановить боевую машину обещают через год. Сегодня во всем мире сохранилось лишь десять таких КВ. Этот станет одиннадцатым.

Источник

Adblock
detector