Меню

Подлинная добродетель подобна реке чем она глубже тем меньше шумит синтаксический разбор

Конспект урока «Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в рамках подготовки к ОГЭ, практической части курса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения»»

Урок русского языка в 9 кл. на тему » Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения»

обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;

развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;

совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;

употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Оборудование: ИКТ, карточки, учебники, эпиграф Л. Толстого

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок — практикум

Прогнозируемые результаты: учащиеся в конце урока знают: основные признаки бессоюзных сложных предложений; условия постановки тире, двоеточия, точки с запятой и запятой в БСП; учащиеся в конце урока умеют: ставить знаки в БСП, выполнять синонимическую замену ССП и СПП бессоюзными.

1. Организационный этап

2.Актуализация опорных знаний

1.Односоставные предложения. Выпишите грамм. Основу. Определить вид ОП.

С давно забытым упоеньем смотрю на милые черты.

Тихая, звёздная ночь.

Люблю тебя, моя Россия, за ясный свет твоих очей.

Под музыку дождя иду во тьме.

Просеки лесных дорог, заглядевшихся в озера.

Редкий лес на берегу реки.

Воздух – парное молоко.

2. По картине составить бессоюзное сложное предложение

Союзные предложения делятся на ССП и . (СПП)

В ССП средством связи являются союзы . (сочинительные)

В СПП части связываются при помощи каких союзов (подчинительных)

А в БСП части связываются при помощи смысла и . (интонации)

На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи . (знаков препинания)

Назовите основные типы (значения) интонации в БСП (перечисления, сопоставления, причины, пояснения)

Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между частями ставится. (точка с запятой)

Если вторая часть обозначает причину того, о чем говорится в первой части, то между частями БСП ставится . (двоеточие)

Вспомните памятку о постановке двоеточия в БСП ( Причины поясните дополнительно!)

Если в первой части предложения содержится указание на время, то между частями БСП ставится. (тире)

III. Обобщение, систематизация знаний и умений учащихся

1. “Мозговой штурм” Работа с эпиграфом

Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно” (Л.Н. Толстой)

Как вы понимаете это высказывание?

Очень часто мы с вами говорим о том, что самым главным, самым ценным в жизни человека является доброта.Стать добрым совсем не просто. Стать эталоном доброты – задача наисложнейшая. Добрый человек – это отзывчивый человек, способный на сочувствие.

— Запишите высказывание Льва Николаевича Толстого как эпиграф к уроку.

Объясните знаки препинания. Сделайте синт. разбор

Почему автор использует бессоюзное предложение?

Что произошло бы, если бы записали это предложение другой синтаксической конструкцией?

-Запишите это предложение как СПП и ответьте на поставленный вопрос.

(Лучше добрым на свете быть, потому что злого в мире и так довольно)

(Двоеточие ставится, потому что вторая часть предложения имеет значение причины. Подчинительный союз сделал бы его более громоздким, тяжеловесным. Сложное предложение потеряло бы свою легкость, стало бы менее выразительным)

2. Рассмотрите схему. Передайте содержание схемы в виде связного высказывания.

3.Задание: Внимательно прочитайте предложения, следите за правильной интонацией, которая передает смысловые отношения между частями бессоюзного предложения.

-Добро не лихо, бродит в мире тихо. (В. И. Даль)

— Сияло небо надо мной, шумели листья, птицы пели. (И. Тургенев)

— Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.

— Доброта. постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доброту. (А. Швейцер.)

— Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов)

— Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце.

— У каждого времени своя жестокость — доброта одна на все времена. (А.Лиханов.)

4.Сделайте синт. разбор по 1 предложению из каждой части (на слайдах)

5. Работа с текстом (текст на экране)

Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. (2) Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. (3) Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. (4) В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств. (По В. Сухомлинскому)

Задание к тексту:

1. Определите тему текста (о добрых чувствах).

2. Определите его основную мысль.

Читайте также:  Контурная карта россии река енисей

3. Определите тип и стиль текста (тип речи – рассуждение; стиль – публицистический).

4. Замените словосочетание “добрые чувства”, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.(чувства доброты)

5. Определите тип подчинительной связи в словосочетании “подлинно человеческое” (предложение 3) (примыкание)

6. Из второго (2) предложения выпишите сказуемое. Укажите его тип. (средоточие, составное именное)

7. Найдите СПП, в состав которого входит односоставное обобщенно-личное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)

8. Определите вид осложнения четвертого (4) предложения (обособленное приложение)

9. Найдите сложное(-ые) предложение (-я), одна из частей которого (-ых) осложнена однородными членами. Напишите номер (-а) этого(-их) предложения (-ий). (1,3)

10. Найдите СПП с придаточным причины.Напишите номер этого предложения (3)

IV. Подведение итогов.

— Что повторили? Что нового узнали.

— Выберите крылатое выражение, которое наиболее полно отражает ваше состояние в конце урока:

1. Тяжела ты, шапка Мономаха.

2.Повторение – мать учения.

3.Учась, узнаёшь, как мало ты знаешь.

4. Если за день ничему не научился – зря прожил день.

Источник

Презентация по русскому языку на тему «Повторение и обобщение БСП» (11 класс)

Тема: Обобщение и повторение БСП

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема: Обобщение и повторение БСП

«Мудрый человек требует всего только от себя, ничтожный человек требует всего только от других. (Китайская) «Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце» « Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит» У каждого времени своя жестокость, а доброта одна на все времена.

Цели урока: Обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о БСП; формирование навыков пунктуационной грамотности учащихся путём сравнивания и обобщения наблюдений над ролью бессоюзных сложных предложений в художественном тексте; вызвать интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой начинается человек; Развитие умения аргументировать, доказывать, выделять главное сравнивать и обобщать.

Эпиграф (тезис) «Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно» (Л.Н. Толстой) «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями» (Л.Т. Григорян, известный учёный)

Доброта отзывчивость сочувствие дружеское расположение к людям все положительное полезное милосердие забота любовь

1. [ ], (чтобы) 5. (Если), [ ]. 2. [ ] : []. 6. (Когда), [ ]. 3. [туда], (откуда). 7. []–[ ]. 4.[ ],[ ],[ ]. 8.[]–[ ]. Конкурс «Кто быстрее?»

Синтаксическая минутка 1. Под окнами в саду зашумели птицы, туман ушел из сада, все кругом озарилось весенним светом, точно улыбкой. 2.Бессоюзное

Запятая и точка с запятой в БСП [ ], [ ]. — перечисление фактов В лесу весело и беззаботно поют птицы, над цветами летают бабочки [ ]; [ ]; [ ]. – перечисление фактов, предложения распространены, внутри уже могут быть знаки препинания Кусты орешника разрослись по берегам ручья; к воде склонили свои жёлтые головки цветы купальницы; воздух наполнен запахами лета.

Двоеточие в БСП [ ] : [причина]. Путешественники спешили: в горах ночь наступает быстро. [ ] : [поясняет]. Погода была ужасная: ветер вырывал кусты и молодые деревья с корнем. [ ] : [дополняет]. Павел почувствовал: чья-то рука легла ему на плечо. [ ] : [ ] Путешественники смотрели на восток: над горизонтом медленно поднималось ярко-красное солнце

Тире в БСП [ ] — [ ].- противопоставление Все ожидали увидеть его на балу – он бросил всё неожиданно и уехал в дальнюю деревню. [время, условие] — [ ]. Придёт отец – поедем на выставку. [ ] — [вывод, следствие]. Ласточки летают низко над землёй – жди дождя. [ ] — [быстрая смена событий]. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

Пунктуационная разминка Мы знаем () главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. Сделал доброе дело ( ) сердце радостью наполнилось. Добро не лежит на дороге () его случайно не подберешь. Добрые деяния никогда не следует откладывать () всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. Подлинная добродетель подобна реке() чем она глубже, тем меньше шумит. Добро побеждает ( ) зло погибает.

Проверь себя Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(дополнение) Сделал доброе дело — сердце радостью наполнилось.(следствие) Добро не лежит на дороге ,его случайно не подберешь. (перечисление) Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина) Подлинная добродетель подобна реке: чем она глубже, тем меньше шумит.(причина) Добро побеждает — зло погибает. (противопоставление)

Преобразуй в БСП 1. У каждого времени своя жестокость, а доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.) 2.Когда творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу, не от­ступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.) 3.Когда мы совершаем доброе дело, душа наша наполняется светлой радостью, когда творим зло, душа скорбит. (По А. За­харову.) 4.Доброта. постоянна и сама себя усиливает, ибо она рождает ответную доб­роту. (А. Швейцер.) 5.Пока вы молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А. Чехов) 6. Помните, что с доброты человек начинается! (А.Чехов)

Читайте также:  Какая река впадает в вислу

Проверь себя! 1. У каждого времени своя жестокость- доброта одна, на все времена. (А. Лиханов.)тире-противопоставление 2. Творить добро желаешь ты от­дельным людям иль всему народу- не от­ступайся от своей мечты. (Д. Кугулътинов.)тире-время 3. Мы совершаем доброе дело- душа наша наполняется светлой радостью, творим зло — душа скорбит. (По А. За­харову.) тире-время, условие 4. Доброта. постоянна и сама себя усиливает: она рождает ответную доб­роту. (А. Швейцер.)двоеточие-причина 5. Вы молоды, сильны, бодры — не уставайте делать добро. (А. Чехов.) тире-время 6. Помните: с доброты человек начинается! (А.Чехов) двоеточие-изъяснение

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро. 2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи. 3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. 4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости. 5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь. 6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. 7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь. 8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность. Цифровой диктант Двоеточие Тире

Проверь себя! 1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение) 2. Ты сделал добро — скрой, тебе сделали добро — расскажи. (Арабская пословица.) условие 3. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.)дополнение 4. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление 5. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие 6. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающе­му. (По М. Панину.) пояснение 7. Доброта как солнце — без нее не­мыслима сама жизнь. (следствие) 8. Доброта бессмертна: в ней наша ду­ховная сущность. (По Е. Ильину.) причина Двоеточие Тире 1,3,6,8 2,4,5,7

Работа с текстом Мы живем в мире, в котором, к сожа­лению, слишком много зла, ненависти, жестокости и насилия. И настолько силь­но в нашей жизни это проявление всего агрессивного, антигуманного, античеловечного, что, кажется, и нет в ней места доброте. Но это не так: именно доброта определяет смысл всей нашей жизни. Почему же мы так часто видим во­круг много зла и почти не замечаем проявления добра? Потому что зло идет напролом, как танк, уничтожая все на своем пути и явно, открыто демонстрируя всю свою мерзость и цинизм, а добро, как правило, творится тихо и незаметно. Об этом гласит и русская пословица из словаря В. И. Даля: «Добро не лихо, бродит в мире тихо». Должен ли человек бороться со злом? Да, он обязан противостоять ему, побеждая зло добром. И начинать надо с самого себя, с корнем вырывая из души своей сорняки злобы, себялюбия, высокомерия, презрения к другому, ненависти, мстительности, зависти, лжи, лицемерия, сребролюбия, алчности, корыстолюбия и заботливо выращивая в ней ростки подлинной доброты. Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем. Не жалейте себя для доброго дела, сло­ва, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доб­роты человек начинается!

Источник

Урок-практикум на тему «Бессоюзные сложные предложения. Повторение. Синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзного сложного предложения»

  • обобщить и систематизировать знания учащихся о бессоюзных сложных предложениях;
  • развивать умения определять отношения между смысловыми частями бессоюзных сложных предложений;
  • совершенствовать соответствующие пунктуационные навыки;
  • употреблять бессоюзные сложные предложения в своей речи для решения определенных коммуникативных задач.

Тип урока: комбинированный.

Форма проведения: урок — практикум с использованием цифровых образовательных ресурсов.

Прогнозируемые результаты: учащиеся в конце урока знают: основные признаки бессоюзных сложных предложений; условия постановки тире, двоеточия, точки с запятой и запятой в БСП; учащиеся в конце урока умеют: ставить знаки в БСП, выполнять синонимическую замену ССП и СПП бессоюзными.

1. Организационный этап

Добрый день дорогие ребята, уважаемые гости. Сегодня наш урок я хотела бы начать словами Е.Евтушенко:

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.

Я произношу эти слова и представляю каждого из вас, интересного и неповторимого. Именно такими я хочу видеть вас на каждом уроке.

Читайте также:  Подземные туннели у реки

Нам на уроке потребуются ваше желание, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

Сегодня на уроке вы будете контролировать свои знания, и оценивать самих себя. Результаты своей работы фиксируйте в “Рабочей карте”, которая у каждого на столе.

Представьте, что в вашем сердце лежит цветок. Вот он раскрывается, лепесток за лепестком. Это центр покоя, центр доброты. Добро, доброта, доброта везде, доброта в тебе, доброта во мне.

Не забывайте, что во время вдоха вы поглощаете в себя Свет, наполняясь добротой, а выдыхая, делитесь добротой.)

Вот мы и поделились добротой, потому что разделённое добро — это два счастья.

Актуализация опорных знаний

— Начнём наш урок с экспресс-разминки (слайд)

  • Союзные предложения делятся на ССП и . (СПП)
  • В ССП средством связи являются союзы . (сочинительные)
  • В СПП части связываются при помощи каких союзов (подчинительных)
  • А в БСП части связываются при помощи смысла и . (интонации)
  • На письме отношения между частями бессоюзного сложного предложения выражаются при помощи . (знаков препинания)
  • Назовите основные типы (значения) интонации в БСП (перечисления, сопоставления, причины, пояснения)
  • Если части в БСП распространенные, имеют собственные знаки препинания, то между частями ставится. (точка с запятой)
  • Если вторая часть обозначает причину того, о чем говорится в первой части, то между частями БСП ставится . (двоеточие)
  • Вспомните памятку о постановке двоеточия в БСП ( Причины поясните дополнительно!)
  • Если в первой части предложения содержится указание на время, то между частями БСП ставится. (тире)

2. Орфографическая работа. Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “Буквы з и сна конце приставок)

Задание: К данным словосочетаниям подберите слова-синонимы с приставками, заканчивающимися на –з (-с). Графически объясните их правописание.

  • Не имеющий жалости – безжалостный
  • Лишенный смысла – бессмысленный
  • Не имеющий вкуса — безвкусный
  • Не дающий результата – безрезультатный
  • Покрытый царапинами – исцарапанный
  • Не имеющий звука – беззвучный
  • Лишенный порядка – беспорядочный
  • Не имеющий чувств — бечувственный
  • Предложение не имеющее союзов – бессоюзное (Самопроверка)

3. Отчет экспертов о написании сжатого изложения (проверка д/з)

Источник



Синтаксический разбор предложения в тексте

Чтобы сделать синтаксический разбор предложений в тексте, введите текст в текстовое поле и нажмите кнопку разобрать.

Как программа делает разбор предложений?
Программа разбивает весь текст по словам и предложениям, далее разбирает каждое слово по отдельности, выделяет морфологические признаки и начальную форму слова.

Оцените нашу программу ниже, оставляйте комментарии, мы обязательно ответим.

Символов в тексте

  • Показать все 9
  • Глагол в личной форме 1
  • Существительное 3
  • Предлог 1
  • Наречие 1
  • Союз 1
  • Инфинитив 1
  • Прилагательное 1
  • Вариант 1:
  • Часть речи: Глагол в личной форме
  • Начальная форма: ВСТАВИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ТЕКСТ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ПОЛ
  • Все характеристики

    Слово может быть разобрано в 4-х вариантах

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Наречие
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 2:
  • Часть речи: Предлог
  • Начальная форма: ВЫШЕ
  • Вариант 3:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: ВЫША
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Инфинитив
  • Начальная форма: ВЫПОЛНИТЬ
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Прилагательное
  • Начальная форма: синтаксический
  • Все характеристики

  • Вариант 1:
  • Часть речи: Существительное
  • Начальная форма: РАЗБОР
  • Все характеристики

    Характеристика предложения

    По цели высказывания
    По интонации (по эмоциональной окраске)
    По количеству грамматических основ
    По количеству главных членов предложения
    По наличию второстепенных членов

    О инструменте

    После того как вы нажмете кнопку «Разобрать», вы получите результат синтаксического разбора предложения. Сверху результата будет указано количество символов в тексте и количество слов.

    Каждая часть речи подсвечивается отдельным цветом, если вы хотите отображать только определенные части речи в предложении, выберите в панели инструментов нужную вам часть.

    Какой вариант разбора выбрать?

    Омонимы — это слова одинаковые по написанию, но разные по значению, такие слова могут попасться в предложении и программа не может определить какой смысл несет слово. Здесь нужно выбрать подходящей разбор слова в предложение, смотрите по контексту.

    Для этого вам помогут морфологические признаки слова, чтобы их увидеть наведите на слово и в раскрывающемся меню выберите «Все характеристики».

    Пример ситаксического разбора слова

    Часть речи сверху слова

    Чтобы показывать часть речи сверху слова, включите соответствующею функцию в настройке разбора.

    Источник

  • Adblock
    detector