Меню

Отрывок из лебединого озера лебедь

Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро»
план-конспект занятия по музыке (подготовительная группа) на тему

Пастухова Любовь Владимировна

Балет П.И.Чайковского «Лебединое озеро»

Скачать:

Вложение Размер
balet_lebedinoe_ozero.doc 46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Балет «Лебединое озеро»

Музыкальный руководитель. Мы с вами уже много раз слушали музыку, которую сочинил великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Идет показ портрета композитора.) Послушайте внимательно, может быть, вы узнаете знакомые отрывки из его музыки и вспомните, как она называется. (Исполняет начало отрывков знакомых детям пьес — бодрого и четкого «Марша деревянных солдатиков» или ласковой, нежной «Болезни куклы».) Это произведения, которые композитор написал специально для того, чтобы их слушали дети. Но есть у Петра Ильича и музыка, которую он сочинил специально для взрослых зрителей и слушателей — его оперы и симфонии. А есть у него и такие произведения, «которые любят буквально все — и взрослые, и дети. К таким вещам относятся его балеты, созданные на сюжеты волшебных сказок.

Петр Ильич Чайковский создал три балета, которые до сих пор постоянно идут на сценах самых известных театров мира. Но самым замечательным все считают балет, который называется «Лебединое озеро». Может быть, вы даже уже слышали это название раньше.

Балет «Лебединое озеро» был создан по сюжету немецкой легенды. Сегодня мы поговорим об этом удивительном сказочном сочинении, познакомимся с его сюжетом, с его героями. А самое Равное — мы услышим музыку, которую композитор Чайковский написал к нему.

Прежде чем начать рассказ об этом балете, давайте сначала вспомним, что это такое — балет? Это музыкальный спектакль в котором все его герои танцуют. Обычно персонажи такой теат ральной постановки, как балет, имеют яркие выразительные наряды которых не увидишь ни в каком другом спектакле.

Сначала я расскажу вам о содержании сказки «Лебединое озеро», а потом мы познакомимся с отрывками музыки из балета, который сочинил композитор Чайковский.

Итак, представьте себе, что мы с вами перенеслись в роскошный дворец, где веселятся богато наряженные гости. Все они празднуют день рождения принца Зигфрида. Он получает в подарок лук и стрелы. Поэтому, когда он увидел, что над замком в небе пролетает стая белоснежный лебедей, то отправился за ними на охоту.

И вот принц приходит на берег озера, по которому плавают эти удивительной красоты птицы. Но вдруг на глазах у удивленного принца произошло чудо — лебеди превратились в прекрасных девушек. Царица лебедей, которую звали Одетта, рассказала принцу свою историю. Оказывается, злой волшебник превратил ее и ее подруг в лебедей. Весь день девушки летают птицами, а вечером, когда возвращаются на свое озеро, они вновь оборачиваются людьми. И спасти от этого несчастья их может только любовь верного юноши.

Принц с первого взгляда влюбился в Одетту. Он поклялся ей в своей любви и пообещал спасти ее. Но злой волшебник, который заколдовал девушек и превратил их в лебедей, решил обмануть принца. У злого волшебника была дочь, и он сделал так, что она стала, как две капли воды, похожей на Одетту. На другой день в замке у принца состоялся бал, на котором принц должен был выбрать себе невесту. И злой волшебник привел на этот бал свою дочь. Принц решил, что перед ним Одетта и назвал эту девушку своей невестой. Но в этот миг он увидел, что в окне тревожно машет крыльями белый лебедь. И принц понял, что обманут.

Он поспешил на берег озера, нашел Одетту и рассказал ей о том, что был обманут. Затем он вступил в бой со злым волшебником и победил его. Так он спас свою невесту и ее подруг — они вновь превратились в людей. А теперь познакомимся с некоторыми музыкальными отрывками из этого балета. Будем слушать, как музыка-искусство музыкальных звуков — расскажет нам эту удивительную сказку своим языком.

1. Увертюра (тема лебедей)

Музыкальный руководитель. Сначала прошу вас послушать главную тему балета «Лебединое озеро» — тему прекрасных лебедей. Она звучит в течение всего произведения несколько раз, начиная со вступления. Я напомню, что вступление к балету называется красивым словом увертюра. С этим словом мы с вами будем встречаться неоднократно, постарайтесь его запомнить. Итак, дослушайте сначала, как главная тема лебедей звучит в исполнении пианино. (Проигрывает одноголосную тему на пианино несколько раз) Как, по-вашему, какое настроение передает эта музыка? (Ответы детей: она тихая, плавная, изображает, будто лебеди плывут по поверхности воды.) Верно. Это мелодия легко запоминается, поэтому давайте попробуем ее негромко напеть. Мы попытаемся ее исполнить на любой открытый слог, например, «ля». (Дети напевают лейтмотив лебедей в регистре первой октавы.)

Эта тема исполняется разными музыкальными инструментами. Во вступлении к балету (как вы помните, такое вступление называется словом «увертюра») тема лебедей звучит в исполнении духового инструмента, который называется гобой, и арфы. (Дети рассматривают изображения инструментов на рисунках.) Видите, арфа — это инструмент, на котором играют, перебирая пальцами его струны. Нежные переливы арфы изображают поверхность волшебного озера, возле которого происходят события балета. Мы словно видим всплески воды и бегущие по озеру волны.

Теперь мы прослушаем тему лебедей из увертюры уже в фонозаписи. Давайте для того, чтобы нас ничего не отвлекало от слушания музыки, закроем глаза. Попробуйте представить себе волшебное озеро и лебедей, которые плывут по нему.

(После прослушивания педагог просит детей высказаться о том, каков характер музыки. Дети дают свои определения — красивая, нежная, грустная, тихая. Рисует, как лебеди плывут по поверхности озера, отражаясь в нем.)

Музыкальный руководитель. Вы правильно отметили характер музыки и то, что тема лебедей передает образ волшебного озера. Но в течение всего балета эта тема будет меняться — становиться тревожнее, взволнованнее.

Потом, в середине балета, когда принц, будет обманут злым волшебником, эта тема станет громкой, грозной, взволнованной. В ее звучании примут участие ударные инструменты — барабан, Грелки. Мы сразу услышим, как в звуках музыки появится тревога, Настороженность.

2. Танец с кубками

Музыкальный руководитель. В этом балете много танцев, которые исполняет принц со своими гостями на балах.

Один из таких номеров — «Танец с кубками», который он танцует в первом действии вместе со своими приятелями — придворными и другими принцами. Прислушайтесь, какой характер у этого танца — твердый, маршевый, даже грозный. (Наигрывает тему танца) Он рисует образ этих молодых решительных сказочных принцев. Здесь главную тему исполняют духовые инструменты.

Но в середине характер музыки меняется, как будто становится более легким, воздушным. Наверное, здесь музыка рассказывает о душе принца, о его мечтах. Меняются и инструменты, которые здесь звучат — мы услышим голоса скрипок, когда музыканты не проводят по струнам смычком, а дергают струны пальцами. От этого звук получается негромким, нежным. А в конце вновь возвращается прежняя первая тема — решительная, маршевая. И вновь звучат трубы, фанфары, барабаны.

Сейчас мы будет слушать «Танец с кубками». Постарайтесь услышать, как меняется характер сначала с маршевого на танец. Для этого давайте начнем слушать пьесу, слегка наклонив голову, а когда музыка изменится, поднимите глаза и посмотрите на меня. По вашему взгляду я пойму, что вы услышали изменение музыки. (Идет прослушивание «Танца с кубками».)

Музыкальный руководитель. В «Лебедином озере» звучит несколько вальсов — почти все они написаны для сцены, где принц встречается с Одеттой и ее подругами. Наверное, композитор решил, что вальс лучше остальных жанров подходит для того, чтобы нарисовать волшебные образы заколдованных девушек. Мелодия вальса, в котором танцуют три девушки-лебедя, тоже легко запоминается, ее можно напеть. (Наигрывает основную тему вальса, после чего предлагает детям спеть ее на слог «ля».)

Главными музыкальными инструментами, исполняющими этот вальс, становятся скрипки. Голос скрипки очень близок человеческому. Поэтому, когда вы услышите знакомую мелодию, попробуйте ее тихонечко пропеть так, как вы это делали только что.

(Идет прослушивание вальса. Затем дети делятся своими впечатлениями о настроении, которое передает музыка. Характер вальса — нежный, неторопливый, задумчивый, ласковый.)

4. Танец маленьких лебедей

Музыкальный руководитель. «Танец маленьких лебедей» — один из самых знаменитых отрывков балета «Лебедин озеро». Во всем мире его люди могут не только напеть, но и даже станцевать. В танце участвуют четыре девушки. Сначала в музыке танца звучит вступление, которое исполняют деревянные духовые инструменты — гобой и английский рожок. А потом начинает зву-всемирно известная тема маленьких лебедей. Музыка здесь легкая, запоминающаяся. Даже если не смотреть на то, как поставлен в балете этот танец, можно себе представить, что балерины в этом моменте делают пружинистые прыжки. Так оно и есть. Весь этот «Танец маленьких лебедей» целиком построен на прыжках.

5. Рассказ Одетты

Музыкальный руководитель. Этот отрывок передает нам разговор двух главных героев, музыкальную тему любви принца (девушки-лебедя Одетты. В моменте встречи принца и Одетты тема их любви проходит дважды. Сначала ее исполняет струнный музыкальный инструмент под названием виолончель. (Дети рассматривают изображение виолончели на рисунке.) У виолончели, которая по форме похожа на большую скрипку, голос удивительно теплый, близкий по высоте к человеческому. Поэтому, если вслушаться в мелодию, которую играет виолончель, может показаться, будто бы мы действительно слышим рассказ Одетты о том, как она и ее подруги были превращены в лебедей. На эту мелодию даже можно пропеть слова, подходящие по смыслу, например, такие: «Ах, не всегда мы были лебедями, но это волшебник злой нас превратил».

(Педагог может наиграть тему на пианино, напев ее с указанными словами, потом попросить детей рассказать о ее характере (мелодия плавная, красивая, печальная).)

Музыкальный руководитель. Потом эта же мелодия звучит уже в исполнении двух музыкальных инструментов — виолончели и скрипки. Кажется, что тему любви сказочных героев поют два человеческих голоса — мужской и женский. Как красиво сливаются эти голоса, как они переплетаются, подходят друг к другу. Как удивительно композитор нашел нужные мелодии для передачи возникающего у принца и принцессы чувства любви. Музыка чрезвычайно нежная, лирическая, трогательная, возвышенная.

(После этого музыкальный отрывок звучит в записи.)

6. Неаполитанский танец

Музыкальный руководитель. Еще один из самых знаменитых отрывков балета «Лебединое озеро» — танец, который звучит на балу в замке, когда принц должен выбрать для себя невесту. Для этого к нему в гости приезжают самые красивые девушки со всех концов света и из разных стран — из России, Испании, Италии. Вот во время этого бала звучит «Неаполитанский танец». Его главную тему исполняет музыкальный инструмент, который называется труба.

(Детям показывается изображение трубы и рассказывает что звук из нее извлекается, когда в нее вдувают воздух. Поэтому такие инструменты называются духовые.)

Музыкальный руководитель . Когда мы будет слушать этот отрывок из балета, то его мелодия вам покажется известной — мы с вами раньше знакомились с произведением П.И. Чайковского «Неаполитанская песенка», входящей в его сборник «Детский альбом». Но для этого сборника он написал пьесу, которая исполняется на пианино. (Музыкальный руководитель может наиграть основную мелодию «Неаполитанской песенки», чтобы дети ее вспомнили.)

А вот в балете та же мелодия оказывается разукрашенной всеми цветами симфонического оркестра. Сначала главную музыкальную тему в ней играет труба, а затем вступают струнная и духовая группы инструментов оркестра. Поэтому, слушая отрывок из балета «Неаполитанский танец» кажется, что лучше музыки уже написать невозможно.

Звонкий, гулкий голос трубы передает ощущение простора. Кажется, мы видим, как корабль вплывает в морской залив, на берегу которого расположен итальянский город Неаполь. Корабль покачивается на волнах, и музыка неоднократно повторяет один и тот же напев, словно действительно морские волны набегают на берег и откатываются назад, и снова набегают на берег.

А потом на берег к морю сбегает веселая шумная толпа горожан, которая начинает, смеясь, танцевать под звуки оркестра. К инструментам симфонического оркестра присоединяются голоса колокольчиков, которые звенят своими звонкими голосами, привнося ноту веселья в общий характер звучания.

(После этого музыкальный отрывок звучит в записи.)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В конспекте описывается занятие по технологии О.П.Родыновой «Музыкальные шедевры». Предлагается детям в доступной форме воспринимать музыку П.И. Чайковского. Происходит знакомство с одним из вид.

конспект занятия по ознакомлению детей с жанром » балет» и творчеством П.И.Чайковского.

Музыкальная гостиная Знакомство с балетом П.И. Чайковского «Лебединое озеро»

Познакомить детей с музыкой балета П.И. Чайковского, с сюжетом сказки, положенной в основу произведения; учить чувствовать характер музыки.

Музыкально-творческий проект «Путешествие в мир балета П.И. Чайковского «Лебединое озеро» в подготовительной группе

Паспорт проектаВид проекта:групповой, музыкально-творческий.Продолжительность проекта:краткосрочный (1, 5 месяца) .Срок реализации проекта:с 10.03.2014г. по 25.04.2014г.Место реализации:МБДОУ де.

Непосредственная совместная образовательная деятельность по слушанию и просмотру (балета) фрагментов балета «Лебединое озеро»

ЦЕЛЬ. Воспитывать эмоциональное отношение к живописи, классической музыке, танцу, искусству слова. Развивать воображение, фантазию, умение активно и самостоятельно воплощать св.

Познакомить детей с балетом, как видом искусства.

Знакомство с творчеством выдающегося русского композитора П.И.Чайковского, с жанром искусства балет.

Источник

Краткое содержание балета Лебединое озеро сюжет

Все начинается с грустной истории принцессы Одетты. Красивая девушка прогуливалась в старинном парке, когда ее увидел незнакомец. Им оказался злой волшебник Ротбарт. Принцесса очень понравилась ему, и Ротбарт предложил ей стать его супругой. Но Одетта ответила отказом. В гневе Ротбарт наложил на нее заклятие. Теперь Одетта днем превращается в лебедя, а ночью принимает человеческое обличие.

После похищения дочери ее мать плакала так долго, что из слез образовалось целое озеро. На этом водоеме обитает стая прекрасных лебедей, некогда все они были юными красавицами. Всех их превратил в птиц хозяин озера – колдун Ротбарт. Заколдованные девушки избрали Одетту своей королевой. Разрушить злые чары способна лишь любовь юноши. Но эти чувства должны быть искренними и верными, иначе принцесса рискует навсегда остаться в облике белой птицы.

В это время во дворце царит веселье. Принц Зигфрид не спешит связывать себя брачными узами, он развлекается и веселится в кругу друзей и прекрасных девушек. Танцы продолжаются, но принцу становится скучно, и он просит всех удалиться. Мимо него высоко в облаках пролетает стая красивых белых лебедей, они привлекают внимание принца. Он отправляется их искать, чтобы поохотиться.

Птицы приводят Зигфрида в темный густой лес, где среди развалин замка простирается зеркало волшебного озера. Юноша наблюдает за белым лебедем, самым прекрасным из всей стаи, который превращается в девушку. Одетта рассказывает принцу о проклятии. Лишь ночью среди развалин она бродит в образе девушки. Зигфриду жаль принцессу, он готов отомстить за нее и убить злого чародея. Но смерть его не развеет чары, Одетту может спасти только любовь. Зигфрид дает клятву Одетте, он обещает любить ее вечно. Но злой колдун все видел и уже строит коварный план, как помешать двум влюбленным.

В замке снова торжество. Это бал, на котором принц Зигфрид обязан выбрать себе будущую супругу. По этому случаю приехали принцессы из самых разных стран. Но все мысли принца заняты Одеттой, он не смотрит на красавиц в замке.

Но одна девушка привлекает внимание Зигфрида. Это дочь таинственного незнакомца. Она как две капли воды похода на Одетту. Это все злые чары колдуна Ротбарта. Девушку зовут Одиллия, это двойник прекрасной принцессы-лебедя. Принц очарован ею и объявляет матери и всем присутствующим, что он выбрал невесту. Колдун ликует, на замок опускается тьма. Принц понимает, что его обманули и что он нарушил клятву верности, данную Одетте.

Зигфрид спешит к озеру, где обитают лебеди. Одетта понимает, что теперь она навсегда так и останется лебедем. Но принц не нарушил клятву, ведь он видел лицо Одетты и только поэтому объявил ее своей невестой, ведь он любил именно Одетту.

Но злой колдун не сдается. Он направляет против Одетты и Зигфрида все природные стихии. Но двум влюбленным гром и молнии не страшны, буря их не пугает. Принц борется с хозяином озера и побеждает его. Злые чары больше не властны над Одеттой и другими девушками.

Произведение учит тому, что любовь и верность могут победить все, даже самое большое зло и обман.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Оперы. Все произведения

  • Балет Ромео и Джульетта
  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Вагнер — Валькирия
  • Вагнер — Гибель богов
  • Вагнер — Золото Рейна
  • Вагнер — Летучий голландец
  • Вагнер — Лоэнгрин
  • Вагнер — Тангейзер
  • Вебер — Вольный стрелок
  • Верди — Аида
  • Верди — Бал-маскарад
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Зигфрид
  • Верди — Луиза Миллер
  • Верди — Макбет
  • Верди — Набукко
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Верди — Фальстаф
  • Гендель — Оттон
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глинка — Иван Сусанин (Жизнь за царя)
  • Глинка — Руслан и Людмила
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Гуно — Фауст
  • Даргомыжский — Русалка
  • Доницетти — Дон Паскуале
  • Доницетти — Любовный напиток
  • Доницетти — Лючия ди Ламмермур
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Кальман — Принцесса цирка (Мистер Икс)
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Масканьи — Сельская честь
  • Моцарт — Волшебная флейта
  • Моцарт — Дон Жуан
  • Моцарт — Похищение из сераля
  • Моцарт — Свадьба Фигаро
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Джанни Скикки
  • Пуччини — Мадам Баттерфляй (Чио-Чио-сан)
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Рахманинов — Алеко
  • Римский-Корсаков — Золотой петушок
  • Римский-Корсаков — Псковитянка
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Римский-Корсаков — Царская невеста
  • Россини — Севильский цирюльник
  • Рубинштейн — Демон
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Евгений Онегин
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Пиковая дама
  • Чайковский — Чародейка
  • Чайковский — Щелкунчик

Лебединое озеро. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Антон Павлович с самых ранних лет был приучен к труду, что в дальнейшем помогло ему добиться успеха в жизни. Его отец был добрым, но справедливым. Он приучил юного Антона Павловича к труду.

Купец Эгеон из Сиракуз по личным делам должен поехать на берег адриатического моря — в город Эпидамн. Когда он уезжал, его супруга Эмилия была беременна. Спустя пол года к нему неожиданно приезжает Эмилия

Васека был не такой, как все. Молодой высокий парень с утиным носом и невозможным характером, он резко отличался от остальных молодых людей. Деньги его не интересовали, работой не увлекался – не видел ни в какой деятельности «души»

Феридэ рано осталась без родителей, ее взяли на попечение родственники матери. Девочка учится и живет во французском пансионе, а на каникулы приезжает в семью тетки. Феридэ обожает лазить по деревьям

Как-то утром Юра едва не опоздал в школу. Мама вчера где-то допоздна задержалась, но на все вопросы сына молчала.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • аппликации (48)
  • аудиокниги (175)
  • батик (33)
  • батик (32)
  • библиотеки (22)
  • бисер (340)
  • браслеты (79)
  • брошь (5)
  • жгуты вязаные,плетеные (5)
  • журналы (54)
  • колье,кулоны (40)
  • кольца (5)
  • оплетение риволи,бусины,плетеные бусины (17)
  • серьги (30)
  • схемы (9)
  • ткачество (4)
  • цветы из бисера (7)
  • браслеты другие (37)
  • браслеты из кожи (22)
  • браслеты плетеные (35)
  • валяние (214)
  • валяние : красивости (32)
  • валяние одежды (101)
  • валяние сумок (54)
  • валяние цветов (41)
  • вышивка «ришелье» (21)
  • вышивка барджелло (11)
  • вышивка бисером (52)
  • вышивка гладью (174)
  • вышивка ковровая (26)
  • вышивка крейзи (5)
  • вышивка крестиком (39)
  • вышивка лентами (50)
  • вышивка объемная (41)
  • вышивка одежды (42)
  • вышивка по канве (32)
  • вышивка разное (209)
  • вязание : жаккард (35)
  • вязание крючком (218)
  • вязание крючком: узоры (17)
  • вязание пончо крючком (14)
  • вязание с бисером (59)
  • вязание с мехом (94)
  • вязание спицами (111)
  • вязание спицами: платья (15)
  • вязание спицами: пуловеры (104)
  • вязание спицами:узоры (22)
  • вязание топов крючком (74)
  • вязание филейное (45)
  • вязание шнуров (32)
  • вязание: береты (32)
  • вязание: шарфы,шали (95)
  • вязаные шапки (151)
  • гильоширование ткани (15)
  • гобелены,ткачество (225)
  • декор (59)
  • декор из шпатлевки (23)
  • декупаж (40)
  • дизайн интерьера (71)
  • жзл (18)
  • живопись (46)
  • заготовки на зиму (27)
  • здоровье,красота (99)
  • игрушки (31)
  • идеи для вдохновения (27)
  • идеи для интерьера (79)
  • из молнии и фетра (14)
  • из проволоки (38)
  • изделия из меха и кожи (109)
  • имитация поверхностей (20)
  • искусство (18)
  • картины (74)
  • книги (135)
  • коврики (13)
  • крейзи вул (66)
  • кулинария (171)
  • кулинария: выпечка (57)
  • кулинария: заготовки (23)
  • кулинария: салаты (4)
  • лепка (31)
  • лепка из полимерной глины (150)
  • лепка из соленого теста (50)
  • лепка из холодного фарфора (187)
  • лоскутное шитье БОРО (2)
  • макраме (177)
  • мастер-классы (145)
  • мода и стиль (79)
  • мозаика (28)
  • Музыка (21)
  • мультфильмы (1)
  • неделя моды (10)
  • неделя моды в Париже (49)
  • нужные сайты (36)
  • ожерелья (49)
  • органайзеры (11)
  • отливки из гипса (15)
  • пейп-арт (5)
  • переделки (18)
  • плетение (53)
  • ПОДУШКИ (25)
  • поздравления (3)
  • помпоны идеи (4)
  • поэзия (16)
  • психология (33)
  • пэчворк (111)
  • работа с компьютером (25)
  • реставрация мебели (21)
  • роспись (96)
  • рукоделие (21)
  • сад и огород (16)
  • СВОИМИ РУКАМИ (175)
  • синель (16)
  • СТАРОСТЬ (2)
  • страны (24)
  • сувениры (7)
  • сумки : идеи (67)
  • сумки вязаные (83)
  • сумки сшитые (157)
  • сумки: клатчи (10)
  • сумки: косметички (31)
  • ткань или кожа + вязание (76)
  • ТРАФАРЕТЫ (50)
  • украшения (143)
  • фильмы (287)
  • фотографии (23)
  • цветы вязаные (14)
  • цветы живые (12)
  • цветы из кожи (18)
  • цветы из лент (37)
  • цветы из разных материалов (46)
  • цветы из ткани (52)
  • цветы из фетра (15)
  • шедевры из пуговиц (9)
  • шитье и моделирование (107)
  • шкатулки (20)
  • шоу бизнес (15)
  • юмор (9)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

Чайковский.Лебединое озеро (фрагменты,описание).

«Белый лебедь» Чайковского

«Белый лебедь» Чайковского

22 (700x197, 180Kb)

Знаменитый музыкант И. Стравинский почитал П.И. Чайковского, прежде всего, как балетного композитора.
Все три балета Чайковского («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик») были созданы на сказочные сюжеты.

1111 (700x679, 151Kb)

Предположительно, литературной основой для либретто к балету «Лебединое озеро» могла послужить романтическая сказка немецкого писателя Музеуса «Лебединый пруд», а также «Ундина» Ламотт-Фуке — Жуковского. Оба эти произведения отражают темы и образы романтического искусства — стремление к идеалу и невозможность его обрести. Автор либретто «Лебединого озера» не известен (но предполагают, что им вполне мог оказаться и сам композитор).
Над этим балетом Чайковский с перерывами работал один год — начал в мае 1975 г., а закончил в апреле 1876 г. Премьера состоялась на сцене московского Большого театра 20 февраля 1877 г.
Для новой постановки 1894 г., уже после смерти композитора,
М.И. Чайковский написал новое либретто, которое и стало основным для постановок «Лебединого озера» в XX в. театрами всего мира.
«Белый лебедь» Чайковского до сих пор остается символом русского балета, символом его чистоты, величия, его благородной красоты.

12 (640x480, 119Kb)

В основу сюжета балета «Лебединое озеро» положена простая и
непритязательная немецкая сказка о девушке-лебеде. Эта сказка была
превращена композитором в волнующую поэму о верной любви. Написан
балет был по заказу дирекции Московского Большого театра. Создание
балета пришлось на те годы, когда композитор уже пользовался широкой
популярностью в музыкальных кругах. Богатый опыт сочинительства
наложил отпечаток на понимание композитором роли музыки в балетном
спектакле. Премьера балета состоялась в 1877 году на сцене Московского
Большого театра. Говоря о стиле балетной музыки Чайковского следует
подчеркнуть её мелодизм, лиризм, фантастические образы явились
отражением образов реального мира, они наделены живыми человеческими
чувствами.

Действие первое. Картина 1. Юный принц Зигфрид достиг
совершеннолетия. К нему собрались друзья. В светлой музыке этой картины особенно запоминается певучая, задушевная музыка «Вальса».
33 (600x400, 70Kb)
17 (700x524, 74Kb)

Картина 2. Белые лебеди — это прекрасные девушки, заколдованные
злым Гением — Ротбартом. Только по ночам превращаются они в людей.
Лебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера,
около которого высятся развалины мрачного замка.
Стая белых лебедей плывет по озеру. Впереди лебедь, увенчанный
короной. Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Зигфрид
видит, как королева лебедей внезапно превращается в девушку. Ее красота
очаровывает принца, и он клянется девушке-лебедю Одетте в вечной любви.
Только искреннее чувство может спасти Одетту и ее подруг от злых
чар Ротбарта. Возникает большая танцевальная сцена, состоящая как из
отдельных, так и групповых танцев.
2 (700x283, 142Kb)
11 (700x476, 95Kb)
0 (700x430, 222Kb)

7 (678x460, 99Kb)

Слышится лирического характера вальс, а затем легкий, грациозный «Танец маленьких лебедей».

Музыка танца маленьких лебедей очень проста и вместе с тем
привлекательна. Чайковский великолепно использовал здесь звучания
деревянных духовых инструментов. Отрывистые, легкие звуки двух гобоев и
аккомпанирующих им фаготов воспроизводят «топчущиеся» изящные и
слаженные движения танцующих маленьких лебедей.
«Танец Одетты» (так называемое «Адажио») — это искреннее
поэтическое признание в любви. Солирующие звуки скрипки и прозрачные
аккорды арфы передают лирическое чувство Одетты и Зигфрида.
4 (600x400, 208Kb)
13 (690x460, 104Kb)
5 (600x400, 191Kb)

Действие второе. Торжественный бал

9989 (700x463, 144Kb)

Торжественный бал в замке владетельной принцессы. На праздник собираются приглашенные гости. Они входят под музыку, написанную композитором в характере быстрого марша.
Появляются шесть девушек, из них Зигфрид должен выбрать себе невесту.
В этом действии особенно красочно представлены танцы различных
национальностей. «Польская мазурка» — трехдольная, с характерными
притопываниями в крайних частях имеет острый ритмический пунктирный
рисунок, в средней — напевного характера грациозную, мягкую,
женственную тему.

«Венгерский танец» написан в характере венгерского национального
чардаша. Начинается он со спокойной, сдержанной мелодии, которую
исполняют скрипки. Как и во всяком чардаше, следующая часть венгерского
танца — быстрая, стремительная, вихревая пляска.

«Испанский танец» выдержан в характерном национальном ритме
болеро. Композитор вводит в музыку этого танца испанский народный
ударный инструмент — кастаньеты.

В «Неаполитанском танце» (в первой части) Чайковский
использовал подлинную народную мелодию. Ее исполняет медный духовой
инструмент — труба. Вторая часть более танцевальная, праздничная, в духе
итальянской тарантеллы — быстрого, стремительного танца, ис-
полняющегося одной или несколькими парами.

«Русский танец» Начинается он со спокойной, сдержанной мелодии, которую
исполняют скрипки.

3232 (550x416, 42Kb)

Но где же сам Зигфрид? Гости смущены. Тогда шут начинает веселые
пляски. Все гости танцуют.

Наконец появляется Зигфрид. Он холодно отворачивается от девушек,
ждущих, чтобы он признал среди них избранницу, Зигфрид полон
воспоминаний о прекрасной Одетте.
Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой Гений.
Он привел на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на
Одетту. Злой Гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него
признание в любви.

444 (429x500, 41Kb)
44 (648x500, 57Kb)

Принц, не узнав Злого Гения, принимает Одиллию за
свою возлюбленную — Одетту. Он объявляет матери о своем решении
жениться на ней.
20 (690x460, 69Kb)
21 (700x444, 66Kb)

Колдун торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и ее
подруги погибнут. В это время в окне появляется Одетта. Зигфрид в
отчаянии. Но поздно. Со злобным смехом колдун исчезает вместе с
Одиллией.

55 (600x400, 118Kb)

Зигфрид понимает, что он обманут, и спешит к лебединому озеру.
Действие третье. Берег лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь.

555 (700x525, 205Kb)
77 (693x460, 147Kb)

66 (600x400, 150Kb)

Подруги ждут Одетту, ее все нет. Девушки-лебеди волнуются. Появляется
потрясенная горем Одетта. Она рассказывает подругам об измене принца.
Последняя надежда на освобождение лебедей от злых чар потеряна.
Появляется Злой Гений. Лебеди просят освободить от злых чар хотя бы
одну Одетту, но все напрасно. Заметив приближение принца, Злой Гений в
бешенстве разгоняет лебедей.

Вбегает принц Зигфрид. Он ищет свою Одетту. Но вновь появившиеся
лебеди закрывают Одетту от принца, не пускают его к ней. Наконец, принцу
удается найти Одетту и уверить ее, что он не нарушил свою клятву и что в
замке его признание было обращено только к ней, ведь Одиллию он принял
за Одетту.

7777 (600x400, 145Kb)
777 (690x460, 78Kb)

Злой Гений, видя, что замысел его рушится, в ярости вызывает грозные
силы природы. Начинается буря, сверкает молния, но ничто не может
сломить юную чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида.
Вступивший в единоборство с принцем Злой Гений погибает. Его чары
рушатся.
Третье действие начинается музыкальным вступлением, в котором
Чайковский изобразил картину яростно бушующей природы. Она
одновременно символизирует и силу чувств Одетты и Зигфрида. Затем эта
взволнованная картина природы сменяется темой лебедя, переходящей в
светлый, торжественный, победный финал.

Источник



Лебединое озеро. сценарий отрывок

Лебединое озеро – поэтическая легенда о любви и верности.

СЦЕНАРИЙ ( отрывок)
2016-2018.

Музыкально-поэтическая и пластическая композиция на стихи поэта, писателя и журналиста Елены Вагнер ФЕДОСЕЕВОЙ

ЕЛЕНА ВАГНЕР ( Федосеева) — творческое и журналистское имя Федосеевой Галины Анатольевны, кандидат экономических наук, доцент, член Дома ученых, член МГО Союза писателей России, член Союза писателей и переводчиков, член Российского союза писателей, член Союза журналистов России, член МЕДИАСОЮЗА, исполнительный директор Гильдии журналистики о моде и стиле жизни, член Международной Федерации журналистов, член Клуба писателей Центрального Дома Литераторов, член Российского творческого союза работников культуры, Руководитель секции ПОЭЗИИ МО РТСРК, награждена дипломом им. М.Ю. Лермонтова » Недаром помнит вся Россия» и медалью » М.Ю. Лермонтов 1824-1841″, , памятной медалью » 200 лет со Дня рождения Н.В. Гоголя» «За труды в просвещении», медалью «850-летия Москвы», автор научных трудов, монографий, учебников, статей, автор сборников поэзии, аудио-видео-электронных книг.

Сценарист – Елена Вагнер Федосеева ( Галина Федосеева)
Постановка:
Режиссура и хореография:
Художественное оформление:
В главных ролях:
При участии артистов и танцовщиков московских и питерских музыкальных театров

Добрая Фея —
Сказочник —
БОГ —

Одетта –
Одиллия —
Принц Зигфрид
Королева Мари (мать Зигфрида) —
Придворный звездочет ( астролог) —
Богиня Диана ( покровительница охоты)
Злой чародей Ротбард ( Демон) —

Юные бабочки-с разноцветными крылышками —
Девушка ( которая будет воображать себя Одеттой) —
Юноша ( впоследствии принц Зигфрид)-
Две девушки- возлюбленные Ротбарда —
Молодые жители окрестных деревень… человек десять…
Ветер-шалун —

Девы – лебеди – ( от десяти и выше танцовщиц)
Юные девы-лебеди ( четыре)-
ДУША-ДУХ — ( девушка)-

Гости на балу –
Испанский герцог-
Испанская принцесса-

Неаполитанский король-
Неаполитанская принцесса-

Польский король-
Польская принцесса-

Первый поэт-
Второй поэт —
Третий поэт-
Четвертый поэт-
Пятый поэт-

ВСТУПЛЕНИЕ. Танец Феи.

1.Добрая Фея
2.Красавица-бабочка с яркими крылышками, стрекоза и несколько юных бабочек с разноцветными, прозрачными крылышками)
3. Ветер — шалун —
4. Цветок Ириса —
5.Женский голос за сценой —

На сцене Добрая Фея – волшебница. У неё волшебная палочка, возможности которой она показывает, дотронувшись до театрального занавеса. Занавес открывается. А там Сказочная страна.

Звучит интродукция из балета Лебединое озеро П.И. Чайковского.
Декорации – берег озера Шванзее, вдали виднеется великолепный замок Нойшванштайн.

На экране видео-ролик…озеро необыкновенной красоты ( Шванзее в Швангау), окруженное со всех сторон горами. В Зеркальной глади отражается небо, склоны, поросшие лесом…вдали на пригорье виднеется сказочно красивый замок —
( Нойшванштайн)… по озеру плавают белые лебеди, горделивые белые птицы ( анимационные , применение новейших технологий, сочетание реальных природных картин с мульпликационными эффектами…

Фея находит в дупле старой ели древний свиток и начинает читать…

Звучат слова поэмы… женский голос за сценой.

Фея танцует свой танец-легенду с древним свитком в руке.

Среди прекрасных гор
Есть озеро невиданной красы,
Высокими горами скрыто от ветров,
По берегам леса, травы, полные росы,

Веками неподвижна голубая гладь,
И солнце, словно в зеркало в нее глядит,
Светило созерцает в отражении благодать
Свет льет на небесный свод ланит.

Синь неба отливает в глянцевых водах,
На берегу в изысканном цветке
Кокетливая бабочка пьет нектар
Изящная травинка дала приют беспечной стрекозе.

(Красавица бабочка «пьет нектар, стрекоза танцует с травинкой)

Трава пушистая зелена, юна,
Шелк ее нежный дарит негу и покой,
Волшебство царит в неге сказочного сна,
Манит в блаженстве скрыться с головой.

( вокруг феи порхают разноцветные юные легкие бабочки с разноцветными крылышками, с ними резвится Ветер-шалун, ему доставляет удовольствие играть с ними)

Кузнечики стрекочут в ритме Космоса шумов,
Рыбешка в водах всплеском даст о себе знать,
Порханье бабочек, жужжание жуков —
В жизнь музыкою сфер льется благодать.

( Цветок Ириса ( танцовщик в сиреневом костюме с изысканными лепестками общается с Космосом и принимает таинственные волны КРАСОТЫ. )

Ирисы ароматные кивают в такт ветрам,
Изысканный цветок в мире этом одинок,
Сиреневыми лепестками шлет привет Богам,
Не сломится в надежде тонкий стебелек.

Нежнейшей дымкой тайна укрывает землю,
И соловьи в зарослях заливисто поют:
И сказочные мифы льются радостною трелью —
Предания старинные соловушки веками ткут.

Дохнул прохладой шаловливый ветер,
Рябь легкую на озере лесном создал,
Слегка взгрустнули облака на небе,
Шалун гармонию нарушил и в леса удрал.

1. ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ . Легенда о Лебедином озере и Деве-Лебеди.

1.Фея —
2.Сказочник —
3.Девушка ( которая будет воображать себя Одеттой) —
4.Юноша ( впоследствии принц Зигфрид)-
5.Одетта-лебедь —
6.Ротбард ( Демон) —
7.Две девушки- возлюбленные Ротбарда —
8.Бог —
9.Дети – мальчики и девочки, жители окрестных деревень —
10.Девушки – невесты ( возлюбленные) Ротбарда

На берег выходит Сказочник. Фея передает ему древний свиток и он обещает рассказать сказку жителям окрестных деревень.

Сказочник садится на пень около озера, к нему выбегают несколько мальчиков и девочек. Среди них есть подростки. Они рассаживаются вокруг сказочника.
СКАЗОЧНИК начинает читать легенду ( мужской голос за сценой).

Лебединым — звали озеро баварцы,
Крестьяне знают из окрестных деревень:
Прилетают к озеру лебеди-скитальцы,
Чудесною порой, когда цветет сирень,

( на экране лебеди прилетают на озеро, потом с выводком лебедят плывут по воде)

Из стран далеких гонит лебедей любовь
Птенцов на озере растят, оживая вновь,
Среди цветов и трав, в чудесной тишине,
Вьют гнезда птицы, нежатся в волне.

Сказочник продолжает читать текст,
а юноши и девушки наблюдают за ожившей картинкой.

Гласит легенда, что в седую старину
Красавица купалась в озере, ныряя в глубину.
Злой чародей нагую деву увидал,
Был очарован, страстью воспылал.

Одетта полуобнажена, она выходит на берег озера,
сбрасывает одежду и решает искупаться в озере.
(Балерина остается в прозрачном трико телесного цвета…)

Внезапно появляется злой волшебник Ротбард.
Он замечает купающуюся обнаженной красавицу Одетту и прячется в кусты.
Злой чародей подсматривает за юной купальщицей,
в нем загорается лютая страсть.

Одетта собирается выходить из озера, но замечает Ротбарда,
который с вожделением смотрит на юную красавицу.
Одетта бросается обратно в воду и решает лучше утонуть,
чем показаться злому чародею обнаженной.

Ей руку предложил волшебник злой,
Его отвергла дева, скрылась под водой,
Она ценила больше жизни свободу и любовь,
Не запятнала душу страстью, проливая кровь.

Женский Голос за сценой:

(Одетта (полуобнаженная) танцует текст)

Чиста красавица как белый лист
В молитвенном экстазе руки ее сплелись:
«Пусть я умру, сгорю, иль утону,
Чем прикоснусь к нечистому нутру,
Уж лучше не родиться мне на свет,
Чем подойти ко мне разбойнику иль вору,
Глазами не коснусь, руки не дам в ответ,
Пусть утону, чем покраснею под нескромным взором».

Сказочник продолжает читать, молодежь слушает и внимает
(девушка и юноша, которые потом будут воображать себя Одеттой и Зигфридом,
берутся за руки, юноша успокаивает девушку, которая взволнована развитием сюжета)

Мужской голос за сценой под музыку по мотивам Чайковского:

(Ротбард, а это он… танцует свой танец страсти и вожделения)

Маг блудный понял, дева правду говорит,
Смеялся грешник, потирая руки,
Взирал, вожделея на зарю ее ланит,
Но не посмел коснуться ее плоти.
«Художник,- думал грешник, — воспевая красоту,
О деве юной бы мечтал, любуясь телом,
И рисовал бы маслом на холсте ее лицо.
Я ж не посмел коснуться ее губ и тела».

(Ротбард танцует свой танец)

Сказочник продолжает читать текст,
а на сцене разыгрывается действо в соответствии с текстом.

И утонула дева… Белоснежен лист,
Он не испорчен чувством иль поступком вольным,
Он непорочен, девственен и чист,
И встретит дух любовь в иных просторах.

Ротбард вытаскивает Одетту из вод озера на берег
и производит магические пассы,
стараясь воскресить бездыханную Одетту.

Сказочник читает текст:

Но деву чародей из вод озерных спас,
Страсть бурная в нем разгорелась,
Пыл разбудить любовь у девы не угас,
Маг воскресил ее, в жизнь девица вернулась.

(Одетта оживает от действия волшебства).

Ротбард магически превращает Одетту в птицу.
И девушка-птица парит в танце над миром форм.

А блудный маг следит из-за кустов за её птичьей жизнью,
вожделея по чистой красавице,
которая никогда не будет принадлежать ему.

Сказочник читает текст древнего свитка:

Маг деву в лебедь превратил,
Но сил волшебных явно не хватало,
Он страстно жаждал деву и любил,
Но слишком незначительна награда,
Днем девица в обличии лебедя жила,
И в облаках средь горных круч парила,

( Одетта танцует танец птицы)

А в полночь перья сбрасывала,
Вновь девою прекрасной становилась.

Гаснет свет. Одетта сбрасывает крылья ночью
и вновь становится девушкой.

И лебедь белый на Шванзее жил,
Он одиноко плавал в серебристых водах,
Днем маг был филином и деву сторожил,
А ночью тайно любовался ею.

(По глади озера плавает одинокий белый лебедь.
А маг жадно ловит каждый её жест и в мечется от невозможности
соединиться в страсти с желанной для него Одеттой).

Боль чувственная возникает вновь и вновь,
Усиливает страсть сердечные страданья,
А искра ревности льет кровь,
Трагедию сердец зрит разум безучастно.

На заднике сцены темно. Ротбард в лучах пурпурно-красных лучах
неутоленной страсти мечется по сцене.

Неразделенная любовь смертельно ранит,
Страданье низвергает душу в ад,
Ненастье лишь духовная любовь прогонит,
Рассеет тьму и засияет радуга опять.

( на заднике сцены анимация – на миг появляется солнечный свет
и сияет радуга, Ротбард на миг прозревает, но ему не дано проникнуться Божественной любовью, о продолжает свой страстный танец)

Вновь темно не сцене… Ротбард беснуется…
он неизлечимо болен любовной СТРАСТЬЮ…
Любовь ему НЕДОСТУПНА…

И нет лекарства от любовной лихорадки,
Красоты меркнут, удовольствия теряют вкус,
Неразделенная любовь подобна яду,
Бессилен разум, игнорируя любви укус.

(Ротбард пробует то одну девушку, то другую,
он танцует с разными девушками эротический танец страсти.

И утоленье страсти с нелюбимою не лечит,
Беспамятство на время глушит сердца стон,
Неразделенная любовь жизнь слабого калечит,
Нет сил взлететь и в Боге обрести покой.

Одетта в лучах Божественного Света олицетворяет чистую душу и танцует Танец воссоединения с Богом)

Погладит Бог израненную душу взором,
Бальзамы в раны, кровоточащие ревностью, зальет,
Наполнит сердце силой, и велит: покорно
Жить на земле в служении дни и ночи напролет.
Любовь духовная наполнит светом сердце,
Объятие Бога, означает жизнь,
Оставим истину простую всем в наследство:
Что мудрый учится на опыте других.

Сказочник сворачивает свиток и вместе с молодыми людьми уходит со сцены.

Источник

Читайте также:  Шведское озеро это в истории россии
Adblock
detector