Мини-субмарины Третьего рейха: призраки из речных глубин
В Калининграде издавна ходили легенды о сверхмалых субмаринах Третьего рейха. Рассказывали, что весной — летом 1945 года из уже взятого Красной армией Кёнигсберга на подводных лодках вывозились документы, золото, драгоценности и произведения искусства, включая знаменитую Янтарную комнату, которая бесследно исчезла именно в Кёнигсберге. Причем подлодки сновали прямо по морскому каналу, соединявшему Кёнигсберг и порт Пиллау, а также по реке Прегель, доходя до замка Тапиау, расположенного в глубине Восточной Пруссии. Говорили также о секретных базах подводных лодок, обустроенных на судоходных каналах недалеко от нынешней границы Калининградской области и Литвы. Мол, там стояли на приколе эти речные хищники и оттуда отправлялись на охоту. Ведь кроме кроме перевозки ценных грузов занимались субмарины и диверсиями против советских войск и гражданского населения.
Однако здравый смысл подсказывал, что это не более, чем мифы. За секретные базы на каналах принимали либо береговые укрепления, либо и вовсе гидрографические сооружения гражданского профиля. Но, перефразируя знаменитую поговорку, в каждом мифе есть доля правды. Это подтвердил калининградский ученый Геннадий Кретинин , который подробно изучал тему Восточно-Прусской наступательной операции.
Историк наткнулся в архивах на очень любопытный документ — доклад замначальника оперативного управления 3-го Белорусского фронта подполковника Бойко «О расследовании появления подводной лодки на реке Дейме». Доклад датируется июлем 1945 года, война уже закончилась, Восточная Пруссия, где протекает Дейма (она соединяет реку Прегель с Куршским заливом), уже без малого четыре месяца находится под контролем Красной армии. И тут — нацистская подводная лодка?
Вначале, как следует из докладной записки подполковника Бойко, думали, что шалит балтийский тюлень — эти животные, хоть и крайне редко, заходят в реки. Однако вскоре от этой версии пришлось отказаться, потому что тюлени себя так не ведут. Самая горячая встреча с таинственным «бревном» произошла 22 июля.
Историк Кретинин предполагает, что красноармейцы видели либо сверхмалую субмарину класса «Бибер», либо похожую на нее «Зеехунд». Причем второй вариант предпочтительнее, поскольку «Зеехунды» собирали неподалеку от Кёнигсберга — в Эльбинге. Проблема в том, что эти грозные малютки базировались в Роттердаме и действовали преимущественно возле побережья Голландии. Именно с Северным морем связаны и известные случаи их боевого применения, к слову, весьма неудачные («Зеехунд» потопил девять судов союзников, «Бибер» — всего один). Но учитывая, что в общей сложности мини-субмарин было собрано несколько сотен, исключать тот факт, что они могли появиться в Восточной Пруссии, нельзя.
— Миф это или нет? Искать надо. Архивные данные говорят о фактах. Три ночи наблюдали эти лодки! — признался в интервью «Комсомольской правде» Геннадий Кретинин.
Искать пытались. В 2014 году МЧС организовало в Калининградской области специальную экспедицию — проверило русло Деймы вдоль и поперек, пытаясь найти потопленные мини-субмарины. Безрезультатно. Нашли мины, снаряды, бомбы, но только не подводные лодки. Вероятно, еще тогда, в июле 1945 года они ушли по реке в залив, а затем в море.
Источник
Немецкая подводная лодка в реке
Виталий Карюков. Как немецкие подлодки доходили до берегов Якутии
Субмарины Гитлера орудовали за 5000 км от линии фронта в глубоком тылу СССР
На фото: немецкая подводные лодки во Второй мировой войне (Фото: Scherl/ Global Look Press)
Вот уже несколько лет продолжается очистка российского сектора Арктики от мусора, которого накопилось за целый век активного освоения полярных районов тысячи тонн. И в первую очередь, конечно же, замусоренную территорию освобождают от огромного количества пустых бочек из-под дизельного топлива и солярки.
Недавно очередной этап этой перманентно текущей операции преподнес небольшой сюрприз. В очередной раз прибывшими на остров Котельный, который расположен в море Лаптевых, бойцами экологического взвода Северного флота была найдена пустая бочка из-под топлива времен Третьего рейха. При ближайшем рассмотрении на торце двухсотлитровой емкости можно было увидеть четкую штампованную надпись, говорившую о дате ее изготовления, — 1944 год.
Хорошо сохранившуюся бочку решено передать в Военно-морской музей Северного флота, где она займет свое место в качестве экспоната времен Великой Отечественной войны. Однако музейщики и историки сразу же стали гадать — каким образом раритет из прошлого оказался на острове Котельный. По одному из предположений, использованная бочка, возможно, была выброшена за ненадобностью экипажем фашисткой подлодки. По другой версии ее могли оставить там советские полярники.
Но как немецкая субмарина могла оказаться так далеко от своей базы и что она там делала? Ведь от острова Котельный, который находится на меридиане Якутии, до линии фронта в 1944 году было более 5000 (!) километров. А Красная армия громила врага в Восточной Европе.
Сейчас уже многое известно о рейдах подводных лодок кригсмарине в наши северные моря, которые стали братской могилой для сотен наших моряков. Немецкие подлодки из-за преступной халатности советских капитанов потопили здесь в первые годы войны множество гражданских судов. Командование Северного флота многократно, но тщетно предупреждало руководство Главсевморпути о том, что северные моря буквально нашпигованы вражескими подводными лодками. Что советские летчики неоднократно замечали немецкие субмарины то тут, то там, что нужно непременно соблюдать режим радиомолчания или зашифровывать переговоры, чтобы не попасть под их удар. Однако главсевморпутейцы и капитаны судов просто отмахивались от таких советов. В нарушение инструкций моряки на свою беду открытым текстом сообщали в эфире о том, куда идут на этот раз, называли даты, курс судна и свои координаты. Результаты, как известно, были трагическими.
Для снабжения своих подлодок немцы построили на северном побережье и арктических островах несколько баз снабжения и стоянок для субмарин. Большинство из этих убежищ были обнаружены уже после войны. Но работа по обнаружению таких баз ведется до настоящего времени. Так, в этом году будет организована совместная исследовательская экспедиция на Землю Франца-Иосифа, в которой примут участие военные из Министерства обороны и ученые из Русского географического общества. Члены экспедиции намерены изучить те самые базы с остатками сохранившейся техники, оружия, предметов обихода, вещей и так далее. Также продолжается совместная работа по изучению мест на острове Средний (Северная Земля), мысе Шмидта, острове Врангеля, Новой Земле, Новосибирских островах.
Между прочим, остров Котельный — самый большой из Новосибирских островов. И находится он между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем. Кстати, на берегу моря Лаптевых в районе залива Неелова местные жители нашли в 1963 году разложившийся труп немецкого моряка. Возможно, он пролежал на берегу одной из неизвестных немецких баз лет 20 и хорошо сохранился в арктическом холоде. А может, был похоронен недалеко от берега. Потом волны могли смыть его в море и принести на побережье залива Неелова. Точно сказать нельзя. А через пять лет там же, близ поселка Тикси, морскими волнами на берег была выброшена неполная бочка керосина, на которой четко проступала маркировка кригсмарине. Ее тоже могло унести течением или волнами с берега заброшенной немцами базы.
Сегодня исследователи и историки хорошо знают, где располагались те самые базы или метеостанции фашистов. На Земле Александры, например, была и метеостанция, и спрятанная в прибрежной пещере база подводных лодок. Говорят, что места базирования были в устьях Енисея и других сибирских рек, в Обской губе, на Земле Франца-Иосифа, Новой Земле и многих других островах и побережье Белого, Баренцева, Карского морей. И некоторые базы или признаки их существования находят до сих пор, как нашли ту самую бочку 1944 года. Однако о том, чтобы они находились в море Лаптевых или еще дальше на востоке, известно мало. Но кое-что все-таки известно.
Вот что рассказывал в свое время Николай Антонов, в годы войны — моряк Северного флота. «Немецкие подводные корабли заходили за пролив в районе мыса Челюскин и доходили до островов Пионерской правды. Это было море Лаптевых. Даже были случаи, когда подводные лодки приходили и производили зарядку, — вспоминал Николай Андреевич. — Они приходили не в диксонскую бухту, а в бухту, которая расположена рядом. Заходили туда, у берега приспосабливались и производили зарядку аккумуляторов».
Да что там говорить, если в настоящее время уже хорошо известно, что на протяжении всей войны подводные лодки немцев неоднократно проходили по Северному морскому пути. Последняя из них, например, U-234, отплыла 16 апреля 1945 года из Норвегии и направлялась через Севморпуть в Тихий океан. На ее борту немцы пытались эвакуировать в Японию контейнеры с оксидом урана — все, что осталось от ядерной бомбы, которую фашисты так и не успели довести до ума и испытать. Новость о капитуляции Германии и приказ гросс-адмирала Дёница о возвращении в порт приписки или сдаче союзникам застала капитана подлодки в пути 10 мая. Что он и сделал, сдавшись 14 мая американцам. Узнав о том, что немцы намерены сдаться, высокопоставленные японские офицеры, находившиеся на борту подлодки, покончили с собой, приняв большую дозу снотворного.
Возможно, рано или поздно Север откроет нам все свои тайны. Но, скорей всего, секретные базы фашистов в Арктике так тщательно спрятаны и замаскированы от любопытных глаз, что ждать открытий придется еще очень и очень долго.
Источник
Секретный фарватер
Одной из самых загадочных спецопераций Великой Отечественной войны стало появление на реках Вологодчины подводных лодок. За их перемещением наблюдали многие местные жители, однако для фашистской разведки это так и осталось тайной.
Но искать «гостей» под водой не стоило: из-за больших габаритов их можно было переправлять либо в полуразобранном состоянии по железной дороге (да и то не все), либо в специальных плавучих доках.
Неудачное для нас развитие боевых действий в начале войны и реальная опасность потерять судостроительную базу в Ленинграде вынудили руководство страны принять срочные меры, результатом которых и стало появление подлодок на реках нашей области.
Несмотря на режим секретности, большие корпуса подлодок на плавучих доках не удавалось полностью замаскировать, разве что рубку. На этом редком снимке — одна из лодок в плавучем доке во время переброски на Север. | Фото из журнала «Судостроение»
В СПЕШНОМ ПОРЯДКЕ
Ещё до выхода немецких войск к Неве удалось перебросить на Север несколько подводных лодок, в том числе три средних типа «С», которые из-за размеров (длина корпуса — порядка 80 метров) даже в разобранном состоянии нельзя было перемещать по железной дороге, и четыре малых (их длина не превышала 45 метров, а осадка — трёх) типа «М» — «Малютка». Часть разобранных корпусов погрузили на широкие платформы и отправили в эвакуацию по железной дороге через Вологодскую область. В Кадуйском районе даже пришлось строить временный мост: старый, стационарный, не пропускал платформы по габаритам.
Однако в полном объёме реализовать планы эвакуации не удалось, а блокада Ленинграда привела к тому, что единственным средством пополнения Северного флота новыми кораблями стали заводы Волжско-Каспийского бассейна.
В годы войны трижды проводились спецоперации по переброске на Север через Вологодчину подводных лодок, построенных или достроенных на Волге: сперва во второй половине 1942-го по железной дороге передислоцировали восемь «малюток» XII серии, а в 1943 году началась основная фаза операции: в общей сложности в 1943-1944 годах девять подлодок были отправлены на Север в период весеннего паводка по Северо-Двинской водной системе.
Руководивший переброской подлодок через Вологодчину Николай Васильевич Алексеев (1901-1950) стал впоследствии начальником Центрального научно-исследовательского института военного кораблестроения и дослужился до звания инженер-контр-адмирал. | Фото с сайта 1941g.wordpress.com
Весной 1943-го, после того как немцев разбили под Сталинградом и отогнали от Волги, было принято решение перевести часть каспийских подводных кораблей в Архангельск и Мурманск для усиления Северного флота. Разработанный маршрут проходил по Волге, Рыбинскому водохранилищу, реке Шексне, Кубенскому озеру, Сухоне и Северной Двине. Весь этот путь в апреле 1943 года предварительно проверила специально командированная группа офицеров, задачей которых было «прощупать» и уточнить фарватер — безопасный водный путь для гружённых подлодками доков.
А началось всё 18 марта 1943 года, когда заместитель наркома ВМФ по кораблестроению отдал распоряжение командующим Каспийской и Волжской военными флотилиями о подготовке шести подводных лодок типов «С» и «М» (С-14, С-15, С-103, С-104, М-200 и М-201) к переходу из Баку в Архангельск. Общее руководство всей технической стороной операции возложили на заместителя начальника Управления кораблестроения ВМФ инженера-капитана 1-го ранга Николая Алексеева.
Перебрасываемый «контингент» был выделен в отдельный отряд подводных лодок (ООПЛ). В Горьком лодки типа «С» подразобрали, чтобы разгрузить плавучие доки, в которых собирались их транспортировать по рекам, а «малютки» поместились туда «в сборе».
От Горького до Архангельска буксируемые местными речниками плавучие доки с погруженными на них кораблями сопровождал водолазный бот ВМФ. На Сухоне к нему присоединилась специально оборудованная понтонами баржа на случай аварии или посадки на мель (понтоны за ненадобностью выгрузили в Тотьме — они так и не пригодились). Кроме того, с отрядом следовал офицер-гидрометеоролог, получавший все нужные сведения от Центрального института прогнозов по радио через Управление связи ВМФ.
11 мая 1943 года отправились в путь. Для обеспечения секретности разделились на три группы. В Топорне, недалеко от Кириллова, доки с подлодками встретил отряд тральщиков Беломорской военной флотилии.
Выполняя функции противоминной и противовоздушной обороны, они шли впереди каждого дока, нередко оказывая помощь в снятии их с мели. Для прикрытия от нападения с воздуха на территории Вологодской области была привлечена истребительная авиация Череповецко-Вологодского дивизионного района ПВО.
Но без происшествий всё равно не обошлось.
Переправленной на Север через вологодские реки подлодке М-200 (на снимке) 18 июня 1943 года приказом наркома ВМФ СССР было присвоено наименование «Месть». А в 1956 году она погибла из-за нелепой ошибки нового командира. | Фото с сайта bookz.ru
ПРИКЛЮЧЕНИЯ В ПУТИ
Во время сильного ветра на Рыбинском водохранилище док № 1, где находились две «малютки», оборвал буксирные тросы. Из Череповца на помощь был срочно выслан мощный буксир «Бобёр», которому удалось «заарканить» дрейфовавший док и привести его в будущий город металлургов.
Дальше док буксировал пароход «Конструктор». Среди членов его команды был и вологжанин Борис Новосёлов. Впоследствии он вспоминал:
«Ночью на Кубенском озере поднялся сильный ветер и волны. Державший нас «на привязи» плавучий док чуть не перевернул судно. И тогда капитан «Конструктора» Алексей Калининский самолично перерубил трос, скреплявший пароход с доком. Пришлось ждать, пока из Печаткина не пришел рейдовый теплоход и не провёл нас до Сокола. Там мы снова взяли на буксир плавучий док и отправились вниз по Сухоне. Две трети пути прошли благополучно, а вот у нюксенского Брусенца произошло досадное происшествие — пароход и док прибило на мель, к берегу».
На самом деле при проходе через Сухону доки не раз задевали дно или каменистые берега, но обошлось без серьёзных последствий — так, где-то повылетали заклёпки, что-то слегка погнулось. Ночью 18 мая в один из доков даже врезался сопровождавший его катер, однако док и тут отделался лишь вмятиной.
Дальнейший переход доков до Архангельска обошёлся без приключений. Уже в конце мая подводные лодки официально были зачислены в состав Северного флота.
Аналогичную спецоперацию по переброске в плавучих доках на Север трёх подлодок типа «С» (С-16, С-17 и С-19) провели год спустя тем же маршрутом. Стоит отметить лишь, что если в 1943 году буксировка на Нижней Сухоне проводилась только в светлое время из-за опасности сесть на мель, то в 1944-м она велась в течение всего времени суток — глубина оказалась достаточной из-за половодья, а потому весь путь занял куда меньше времени.
ОТ ПОБЕД ДО ТРАГЕДИЙ
Все переправленные через реки Вологодчины субмарины благополучно дожили до Дня Победы — правда, без особых боевых успехов.
Согласно рапортам командиров «наших» подлодок, за время боевых действий они потопили семь вражеских транспортов. Однако, как выяснилось уже после войны, документально подтверждены лишь гибель сторожевого корабля противника V6112, вместе с которым на дно отправились 29 гитлеровских моряков (отличилась подлодка М-201), и повреждение крупного транспорта «Дессау» (его атаковала С-15). Говорят также, будто бы С-14 потопила ещё одного фашистского тральщика, но историки до сих пор в этом сомневаются.
Самая печальная судьба оказалась у «малютки» М-200 (той самой, док с которой буксировал пароход «Конструктор»). До победного мая 1945 года субмарина успела совершить шесть боевых походов и успешно возвращалась на базу. Злой рок настиг субмарину в ноябре мирного 1956 года, когда она бороздила воды Балтийского моря: из-за ошибки только что назначенного нового командира М-200 столкнулась с шедшим встречным курсом эскадренным миноносцем. 28 подводников погибли, а сама лодка затонула на 53-метровой глубине.
Источник
В США на дне озера Мичиган покоится затопленная немецкая подводная лодка UC-97
Эта не та фейковая история, которая широко распространялась пару лет назад, и в которой рассказывалось о том, что неподалеку от Ниагарского водопада со дна озера была поднята немецкая подводная лодка.
Тогда в качестве доказательств были продемонстрированы фотографии советской атомной лодки К-159, затонувшей в августе 2003 года. На тот момент лодка была уже списана и ее должны были утилизировать, но во время буксировки она затонула.
Чей воспаленный мозг придумал этот фейк, сказать сложно, но то, что на дне одного из Великих американских озер, а точнее в озере Мичиган покоится немецкая подводная лодка, это действительный факт.
В 1992 году экипаж судна, принадлежащего компании « A and T Recovery» обнаружил гидролокаторами неизвестный объект на дне озера Мичиган. С помощью глубоководных камер удалось выяснить, что неизвестным объектом является немецкая подводная лодка.
Но, согласно архивным документам, эта лодка не имела никакого отношения ко Второй Мировой войне и секретными планами нацистов.
То, как она туда попала, не имеет никакого отношения к морским сражениям.
Первая Мировая война была войной, в которой на полях сражений появились новые, невиданные до этого времени образцы вооружения, появившиеся благодаря развитой промышленности и научным изобретениям того времени.
Американцы видели ту войну только на фотографиях. Им не знакомы были те опустошения, которые принесла Великая война.
И вот после многих лет слухов про злые немецкие подводные лодки, которые топили корабли союзников, ведя беспощадную подводную войну, скользящих в океанских глубинах словно призраки, одна из таких подводных лодок начала совершать рейсы по прибрежным городам Соединенных Штатов, и люди по понятным причинам хотели видеть ее.
После поражения в Первой Мировой войне, германский флот должен был передать свои корабли союзникам, но вместо этого немцы затопили большую часть своего флота около британской базы в Скапа-Флоу.
Однако подводные лодки уцелели. Их было так много, а немецкие технологии были одними из лучших технологий того времени, поэтому британцы часть из них передали в другие страны.
Соединенные Штаты 22 ноября 1918 года получили одну из таких лодок. Это была UC-97. Она не участвовала в подводных сражениях, и на ее счету не имелось потопленных кораблей.
Вначале эта лодка курсировала по всему побережью Соединенных Штатов, и главной целью был сбор денег, в которых остро нуждалось правительство США и которые нужны были для погашения огромного военного долга.
Так как желающих увидеть одну из подводных лодку, которые еще совсем недавно внушали ужас, было огромное количество, то и сбор средств шел достаточно успешно.
После успешного завершения этой миссии, военно-морской флот продолжал использовать эту лодку теперь уже для привлечения новобранцев в ВМФ США. UC-97 участвовала в своеобразной рекламной акции, предназначенной для набора новых рекрутов.
UC-97 добралась по реке Святого Лаврентия до озер Онтарио и Эри.
Это была первая подводная лодка, когда-либо плававшая в Великих озерах.
А потом подошло время, когда интерес к этой подводной лодке сошел на нет, и после сбор денег, найма моряков, изучения технологических новинок, которые использовались при ее создании, а так же демонтажа всего ценного оборудования, лодка стала никому не нужной и осела где-то в одном из речных портов Чикаго.
Рассматривалось превращение UC-97 в музейное судно. Так подводная лодка простояла до 7 июня 1921 года, когда она была потоплена в соответствии с положениями Версальского договора, который требовал, чтобы каждый немецкий военный корабль, находящийся в распоряжении союзников, был уничтожен или потоплен. UC-97 был лишен всего ценного, включая один дизельный двигатель и перископ.
UC-97 уже не имела возможности самостоятельно передвигаться и 21 июня 1921 года ее отбуксировали на середину озера Мичиган, где она предстала в качестве мишени для учебных стрельб для судна Военно-Морского резерва Wilmette.
Wilmette (IX-29) произвел 18 выстрелов из своей 4-дюймовой пушки, 10 снарядов нашли свою цель и UC-97 затонула и была забыта на многие десятилетия.
Место затопления UC-97 обнаружил через 71 года экипаж чикагской компании «A and T Recovery». Так было найдено последнее пристанище немецкой подводной лодки, которая первой побывала в Великих североамериканских озерах.
Источник
На побережье Таймыра обнаружена немецкая подлодка времён ВОВ
На побережье полуострова Таймыр в Карском море обнаружена подводная лодка времен Великой отечественной войны, предположительно немецкая. Для исследования обнаруженной субмарины в данный район будет организована экспедиция. Об этом сообщается на сайте «Русского географического общества».
Как сообщается, примерно в середине мая в район обнаружения подводной лодки отправятся участники экспедиции «Мы идем в Арктику» Русского географического общества. Экспедиция возьмет старт в Енисейске, затем на двух специализированных плотах пройдет до Дудинки, а далее через Норильск по речке Пясине до арктического побережья Красноярского края. Для поисков субмарины будет применена специальная техника, включая гидросамолет Ч-29, так как точные координаты ее не известны.
По предварительной информации, подлодка входила в состав немецких Кригсмарине, поскольку история почти всех советских подлодок, воевавших в этих широтах, хорошо известна. На данный момент имеются сведения, что люк рубки задраен и не открывается. По одной из гипотез, подводники сами посадили субмарину на мель, после чего покинули подлодку.
Во время второй мировой войны немецкие подлодки были частыми гостями в Баренцевом и Карском морях. Известно, что в 1942 году по приказу Гитлера на военных базах в Северной Норвегии было сосредоточено до 20 подводных лодок, которые не только участвовали в охоте «волчьими стаями» на конвои, шедшие из Британии, но и осуществляли одиночную охоту на советские корабли.
Источник