Алексеевский дворец
Один из самых необычных среди великокняжеских.
Великокняжеские – это дворцы, которые строились для детей и внуков императора. Сегодня речь пойдёт про дворец великого князя Алексея Александровича – четвёртого сына императора Александра II. Великий князь родился в 1850 году. С детства его стали готовить к военной службе на флоте: с 10 лет он начал проходить морскую практику на кораблях, с 23 командует флотским экипажем, в 31 – возглавляет флот и Морское ведомство, в 33 становится Генерал-адмиралом Российской империи (последним, кстати, кто получил это звание). А годом ранее у церемонимейстера двора А. Сабурова в казну был выкуплен обширный участок земли с особняком на берегу Мойки для строительства дворца для великого князя Алексея Александровича.
Обычно для строительства дворцов выбирались участки в центре, где уже была плотная застройка, или передавали уже существовавший дворец по наследству, поэтому там «разгуляться» было особо негде. Участок на Мойке был отдалён от парадного центра. На противоположном берегу располагались судостроительные верфи и Новая Голландия, а здесь был выкуплен обширный земельный участок, позволявший на нём построить дворец в «свободной» планировке. Место, которое сейчас кажется немного странным из-за соседства с промзоной Адмиралтейских верфей, но в то время всё было логично, ведь всё это относилось к ведомству великого князя, Неподалёку были и казармы гвардейского флотского экипажа. Это самый что ни на есть флотский район Петербурга. Где же ещё жить начальнику флота как не здесь?! Проект разработал архитектор Максимилиан Месмахер . Часть предыдущих построек были встроены в новое здание. С одной стороны, это сэкономило средства. А с другой, планировка здания стала очень необычной, сложной и ассиметричной. Типичная эклектика. По желанию самого великого князя был выбран стиль, напоминающий французские средневековые замки в долине Луары. Дворец был построен в 1885 году.
От набережной Мойки парадный двор отделён изысканной и впечатляющей кованой оградой. Звенья ограды имеют золочёную монограмму «АА» — инициалы бывшего владельца.
Центральные ворота в барочном стиле также декорированы золочёным вензелем, а также трезубцем и короной, напоминая о положении и статусе владельца. Решётка для ограды и ворот была изготовлена на заводе Сан-Галли. По изящности исполнения эту ограду по праву можно назвать одной из самых красивых в Петербурге.
В самом дворце обращают на себя внимание окна – они разного размера и формы. Точно также отличается декоративное убранство стен. Из парадного двора есть два входа. В глубине двора напротив ворот находится Главный подъезд. Большие тройные фонари по бокам от входа, высокая остеклённая дверь и большой, искусно исполненный, геральдический картуш с гербом и двумя рогами изобилия над ней.
Слева от ворот – Собственный подъезд. Оформлен скромнее, но над дверью изящная чугунная решётка и малый гербовый картуш с буквой «А» под короной и с малыми рогами изобилия.
Представляет интерес и противоположная сторона дворца, выходящая в Собственный сад. От проложенной улицы (ранее – Алексеевской, а ныне – Писарева) сад отделялся высокой каменной оградой. Сейчас ограды нет и вход в сад свободный. Здесь дорожки извиваются, петляя между деревьев, то взбираясь, то огибая искусственные холмики. Говорят, что в них похоронены любимы собаки великого князя. Хотя я сомневаюсь, что холмики сохранились с тех пор. Перед входом во дворец со стороны сада устроен фонтан.
Со стороны сада обращает на себя внимание и высокая башня, завершающаяся шатром. Вот уже где максимальная отсылка к средневековой Франции. Внутри башни винтовая лестница, позволявшая слугам из цокольного этажа попадать на любой этаж любого корпуса здания, минуя парадные залы. Вторая башня поменьше видна со стороны Мойки.
Многие современники характеризовали великого князя как абсолютно светского, а не военного человека. Великий князь Александр Михайлович (внук Николая I и двоюродный дядя Николая II) вспоминал о своём родственнике:
И после сытного обеда, шуток и наполеоновского коньяка (любил великий князь всё французское и Париж в особенности) иногда обсуждались дела флота. Это не могло не сказаться на состоянии российского флота. В итоге, одним утром 1905 года, проснувшись, Алексей Александрович узнал о позорном поражении русского флота от Императорского флота Японии в Цусимском сражении. После этого ему ничего не оставалось, как подать в отставку. И вскоре он уехал в Париж, где и скончался в 1908 году.
А его дворец принадлежал его наследникам, которые его сдавали. Удивительно, но революции его пощадили. Он неплохо сохранился. В середине XX века здесь даже размещался районный дворец пионеров. Но к концу века пришёл в упадок. И уже в наше время его отреставрировали, вернули былое великолепие, и с 2009 года здесь располагается Санкт-Петербургский Дом Музыки, тут проводят концерты. А вот фотографировать запрещают, поскольку тут часто бывает президент.
Такой необычный дворец находится по адресу: наб. Мойки, 122. Ближайшие станции метро: «Адмиралтейская», «Садовая», Спасская», Сенная площадь», но пешком от них идти чуть более двух километров. Если для вас это много, то можно доехать на автобусе или троллейбусе до пл. Труда, а оттуда уже пройти пешком вдоль Ново-Адмиралтейского канала мимо Новой Голландии. Кстати, там можно увидеть «Бутылку» , а напротив – дворец Бобринских .
Приходилось ли кому-то бывать внутри? Если да, то поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
Спасибо, что дочитали! Буду рад вашим комментариям и если нажмёте «палец вверх». Подписывайтесь , впереди много ещё интересного.
Источник
Богатые и знаменитые: шесть зданий на набережной реки Мойки, которые должен увидеть каждый
© Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
Темы дня
Готовый маршрут небольшой прогулки вдоль реки, где с основания Петербурга селились самые влиятельные люди города и страны.
Дом княгини Волконской
Первым жителем на этом участке набережной реки Мойки стал архитектор Доменико Трезини. Он жил до 1710 года в небольшом деревянном доме, из которого переехал в особняк на Васильевском острове. Следующим известным владельцем участка земли стал Иван Черкасов, секретарь Петра I и заведующий кабинетом Екатерины I. В 1720-х годах он построил здесь большой каменный трёхэтажный особняк с двухэтажными дворовыми флигелями. Дом из голландского кирпича был одним из первых в квартале и долгое время оставался самым большим в округе.
В 1762 году здесь жил Бирон, опальный фаворит Анны Иоанновны. В 1806 году участок перешёл княгине Александре Волконской. К этому моменту дом уже был перестроен в стиле раннего классицизма.
С сыном княгини Сергеем Волконским дружил Александр Пушкин. Они оба были декабристами, за что их отправили в ссылку. С середины 1830-х годов хозяйкой особняка стала Софья Волконская. Она решила сдавать здание поэтажно в наём. В сентябре 1836 года сюда переехала семья Пушкиных. Сюда же привезли раненого поэта после дуэли.
После трагической смерти Пушкина его жилище постоянно меняло хозяев и перестраивалось, вплоть до революции. Осенью 1924 года квартира попала в ведение Пушкинского кружка. В 1927 году в нескольких комнатах открылся первый музей поэта.
В 1980-х годах дом полностью расселили и отдали под музей. В это время прошла глобальная реконструкция и восстановление первоначальной планировки, вплоть до цвета стен. Были сделаны точные копии исторических рукописей, счетов, писем, долговых обязательств. Мемориальный музей вновь открылся для посетителей в феврале 1987 года.
Адрес: наб. реки Мойки, 12
Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
Доходный дом Калугиных
Четырёхэтажное здание появилось в 1852-1853 годах по заказу купца Ивана Калугина. Проектом занимался архитектор голландского происхождения Василий фон Витт. Просторный доходный дом принадлежал купеческой семье вплоть до революции.
К моменту строительства Калугин торговал сукном в Щукином дворе, был членом Депутатского собрания и заседателем 1-го департамента Санкт-Петербургской гражданской палаты. В последующие годы он был также директором Ассигнационного банка, попечителем Холерной больницы и заседателем Совестного суда.
После смерти имущество перешло к сыну Дмитрию. Он продолжил дело отца и торговал сукном. Но с возрастом отошёл от дел и жил на доходы от капиталов и недвижимости: в его собственности было три каменных дома в Петербурге и дома в Павловске. Дмитрий Калугин занимался благотворительностью, был казначеем в комитете главного попечительства детских приютов, ктитором церквей, сотрудником в комитете для призрения и разбора нищих.
Последним владельцем дома был внук купца Михаил. Он был общественным деятелем и политиком, членом IV Государственной думы. После 1917 года эмигрировал в Хельсинки, где в 1924 году скончался. В 2005 году в здании была проведена реставрация швейцарской компанией, после которой здесь находится отель.
Адрес: наб. реки Мойки, 22
Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
Доходный дом Суворина
Первое известное здание на участке появилось в 1723 году. Архитектор Николай Гербель построил двухэтажный каменный дом для любимого шута Петра I – Луки Чистихина. С последующие годы дом и дворовые флигели много раз перестраивались и надстраивались.
В 1877 году дом полностью изменил свой вид благодаря архитектору Александру Иванову. Угловой флигель становится трёхэтажным, дворовый – ещё на этаж выше. Вестибюль украсили лепниной, на парадной лестнице установили литые перила, а пол выложили плиткой.
В апреле 1905 года доходный дом выкупил журналист и издатель Алексей Суворин. Вместе со зданием он принял на себя долг его бывшей владелицы на 100 тыс. рублей Кредитному обществу. В следующем году архитектор Борис Зонн достроил здание до шести этажей. Долг банку Суворин так и не выплатил, поэтому здание было продано на торгах.
В 13 квартирах доходного дома работала редакция газеты «Русь», а во дворовом флигеле размещалась её типография. Позже первые два этажа заняло издательство «Cельский вестник». В марте 1917 года в одной из квартир поселилось издательство газеты «Правда». В январе 1984 гда в доме был открыт музей «В.И. Ленин и газета Правда». После распада СССР он был реорганизован в «Музей печати Санкт-Петербурга».
Адрес: наб. реки Мойки, 32
Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
Дом Чичерина
В 1716-1720 годах на участок между Мойкой, Большой Морской улицей и Невским проспектом был перенесён Морской рынок. После нескольких пожаров Растрелли предложил построить здесь временный Зимний дворец. 25 декабря 1761 года в нём скончалась императрица Елизавета Петровна.
Когда временный дворец был разобран, Екатерина II подарила часть освободившейся земли генерал-полицмейстеру Петербурга сенатору Николаю Чичерину. По заказу нового владельца здесь появился четырёхэтажный дом. Автор проекта неизвестен, но здание стало одним из самых старых на Невском проспекте.
С конца XVIII века дом на углу Мойки был местом, где жили богатые вельможи и самые известные люди Петербурга. Им владели знатные дворяне и влиятельные купцы. В нём находилась первая в Петербурге частная Вольная типография, а ещё скульптурная мастерская Винченцо Мадерни. В части здания по Большой Морской улице располагался ресторан «Talon», где бывала вся знать Петербурга, в том числе Пушкин.
Читайте также:
В 1958 году Степан Елисеев приобрёл старинный особняк Чичерина. По его распоряжению дом был перестроен архитектором Николаем Гребенка. Он заменил нижние колонны в центре фасада массивными пилонами, ввёл круглые окна, перестроил Большой зал, а также расширил дворовые флигели и переделал фасад в приёмах ранней эклектики.
В 1902-1904 годах особняк был реконструирован Степаном Елисеевым (внуком первого Степана). При нём была создана отделка интерьеров в исторических стилях и формах модерна. Все владельцы особняка были коллекционерами и собрали много произведений искусства, находящихся на данный момент в Эрмитаже. Сейчас здание перестроено под роскошный отель.
Адрес: наб. реки Мойки, 59
Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
Усадьба Демидовых
Красивая усадьба знаменитых промышленников Демидовых скрыта от посторонних глаз одноэтажной пристройкой. Дом окружён со всех сторон соседними зданиями и практически не виден. Внутри расположен яблоневый сад и уникальная чугунная веранда с раздвоенной лестницей.
История дома началась с Григория Демидова. По его заказу архитектор Савва Чевакинский в 1759 году возвёл большой особняк в стилях классицизма и барокко. Дом был украшен барельефами и колоннами ионического типа. Только самый богатый промышленник империи мог позволить себе потратить огромное количество чугуна на установку металлической веранды.
В фамильной усадьбе выросло несколько поколений, пока род Демидовых не начал угасать в середине XIX века. Особняк сдали в аренду Английскому клубу и Петербургской консерватории. Здание пережило несколько перестроек и перепланировок, после которых изначальная архитектура дома была полностью утрачена. В советское время здесь долгое время находилось конструкторское бюро. В настоящее время усадьбой Демидова владеет коммерческая организация.
Адрес: наб. реки Мойки, 64
Фото: Instagram / @andrei_mikhailov
Дворец Юсуповых
С самого основания Петербурга на этом участке находилась усадьба царевны Прасковьи Ивановны, племянницы Петра I. В 1742 году особняк приобрёл генерал Шувалов. Современное здание было построено в 1770-х годах по проекту Жана-Батиста Валлен-Деламота. В оригинальном виде до наших дней сохранились триумфальные ворота и ограда с классической колоннадой.
В 1795 году Екатерина II выкупила дворец в казну и подарила его графине Браницкой. У неё здание выкупил в 1830 году Борис Юсупов. Вплоть до революции домом владели пять поколений династии. Всего же в России им принадлежали 57 различных дворцов.
В 1832-1834 годах архитектор Михайлов расширил один из корпусов здания и вместил туда пять залов и знаменитый театр. В 1914 году во дворце появились Большая гостиная, Большой зал и Столовая. Юсуповский дворец вошёл в историю и как место убийства Григория Распутина в 1916 году.
Во время войны дом сильно пострадал, но был восстановлен в ходе масштабной реставрации под руководством Ирины Бенуа. Сейчас внутри располагается большой многофункциональный историко-культурный центр.
Адрес: наб. реки Мойки, 94
Источник
Дворец вел. кн. Александра Михайловича —
Дворец княгини М. В. Воронцовой —
Институт физической культуры им. П.Ф.Лесгафта
Архитекторы: | Монигетти И. А. Рошефор де Н. И. |
Год постройки: | 1850, 1895-1897 |
Стиль: | Эклектика |
Дворец вел. кн. Александра Михайловича
наб. р. Мойки, 106
Пам. арх. (федеральн.)
Дворец княгини М. В. Воронцовой
В конце XVIII века здесь был возведен дворец княгини М. В. Воронцовой.
В середине XIX века его перестроил арх. И. А. Монигетти.
Для вел. кн. Александра Михайловича — внука Николая I —
здание в 1895-1897 гг. частично перестроено — гражд. инж.. Николай Иванович де Рошефор (Рошфор).
Садовый фасад дворца обработан только рустованными лопатками и прорезан высокими окнами. Здание завершает высокий мезонин с балюстрадой.
Орест Кипренский.
Портрет Карла Ивановича
Альбрехта. 1820.
Первый владелец участка контр-адмирал Иван Акимович Сенявин. Участок на Мойке он получил от государя Петра Алексеевича еще в 1710-х гг.
Затем усадьба на Мойке перешла сыну Ивану, также избравшему флотскую службу.
В 1765 г. участок был продан нарвскому купцу А. В. Вульферту.
По аксонометрическому плану Сент-Илера-Соколова (1770-е гг.), помимо двухэтажных каменных палат с треугольным фронтоном и в ту пору еще одноэтажного набережного флигеля в семь окон по фасаду видны различные хозяйственные постройки и довольно обширный сад, отделенный от набережной Мойки деревянной решеткой.
В 1810-х гг. владелец усадьбы — купец Иван Фрост. Он выстроил позади главного корпуса, почти впритык к нему, но несколько левее, каменный флигель, так что оба здания почти соприкасались углами. При дальнейших перестройках они слились в одно.
В 1828 г. И. И. Фрост продал свое домовладение инженер-генерал-майору ведомства путей сообщения Карлу Ивановичу Альбрехту.
К середине 1850-х гг. дом был продан светлейшей княгине М. В. Воронцовой, урожденной княжне Трубецкой.
В 1894 г. княгиня Воронцова продала особняк на Мойке удельному ведомству.
Был передан по случаю бракосочетания великому князю Александру Михайловичу и великой княжне Ксении Александровне, дочери императора Александра III.
Интерьеры особняка были заново отделаны по проекту гражд. инж. Н. И. де Рошефора. По его же рисунку изготовили и ограду с великолепными воротами.
(по материала — СПб Ведомости № 035 от 27.02.2009)
Фото — Mary, 2009.
Решетка.
Ворота украшены
двумя вензелями КА.
Фото — Mary, 2009.
Решетка окна под балюстрадой
лицевой части дворца
Фото — Anna Zinchenko
Перед дворцом расположен сквер, отделенный от набережной ажурной решеткой. На участке, имеющем форму неправильного многоугольника, разместились флигели.
Молодые ленинградские художники украшают своими картинами и панно помещения института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Для оформления парадной лестницы главного корпуса выполнены монументальные панно, посвященные советскому спорту. Композиции созданы Ю. Королевым и Б. Тальбергом, окончившими в нынешнем году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Это — дипломные работы молодых живописцев, подготовленные ими под руководством профессора Г. О. Рублева. . Москва. Вдали, на фоне ясного летнего неба высятся здания Московского университета. Ветер развевает многоцветные знамена добровольных спортивных обществ. На переднем плане группа спортсменов разных национальностей. Молодежь, радостно взволнованная, чествует победителя соревнований. Они его высоко подняли на руки, передают ему букеты цветов. Горячо приветствуют победителя и присутствующие па стадионе зрители. Кинооператор и фотокорреспондент торопятся запечатлеть торжественный момент. Таково содержание центрального панно. Около двухсот фигур изобразили художники в своих монументальных композициях. Показаны представители различных видов спорта: тяжелоатлеты, гимнасты, баскетболисты, пловцы, прыгуны с шестами. На одном из панно — посланцы разных стран и народов, прибывшие в гости к советским спортсменам. «Славься, отечество наше свободное, Дружбы народов надежный оплот!» — начертано над этим панно. На стене изображены орден Ленина и орден красного Знамени, которыми награжден Институт имени Лесгафта. (ЛенТАСС)
(Монументальные панно «Советский спорт» «Смена» №208(9026) от 02.09.1955 г. С.2, добавил lenarch )
Источник
Дворец Александра Михайловича
Династия Романовых является предметом моего пристального изучения. Поэтому попасть во дворец Александра Михайловича на Мойке (ныне Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта) — давнее желание. Хотя мне приятней называть его дворцом Ксении Александровны. Тезка, да и рангом повыше своего супруга. Все-таки дочь и сестра императоров, а Сандро — только внук и двоюродный дядя.
Экскурсий по учебному заведению не проводят, но мы получили разрешение ректора на осмотр исторических помещений. Правда, от интерьеров практически ничего не осталось — после революции здание горело, в войну в него попала бомба, да и новые владельцы не стремились сохранить роскошное убранство. Тем ценнее уцелевшие приметы прошлой жизни, которые нам удалось увидеть.
Сотрудники «Исторического центра» университета совместили наше посещение с визитом Е.И. Жерихиной — исследователя-краеведа, автора многочисленных публикаций и книг о Петербурге. Поэтому были осчастливлены полноценной экскурсией от специалиста.
Сначала прошли во флигель управляющего Шателена – ныне кабинет ректора.
Затем зашли в сам дворец.
На парадной лестнице удалось сделать сравнительную фотографию «сквозь столетие».
Лестница на второй этаж была встроена после войны.
Наконец, половина хозяйки. Камины, дубовая лестница и умывальник.
После проследовали в апартаменты Великого князя, где полюбовались адъютантской и кабинетом. Помимо деревянного потолка и шкафов, сохранился шикарный камин. Но он заставлен книжными полками, поэтому сфотографировать удается только сбоку.
Университету также принадлежит здание бывшего Демидовского дома призрения трудящихся. Решили заглянуть и туда, чтобы осмотреть старинные лестницы, печи и фрагменты отделки.
Любопытна и дворовая территория. Здесь растет трехсотлетний дуб, по легенде перевезенный из Крыма Потемкиным в угоду Екатерине II,
и стоит памятник Ленину с Варшавского вокзала, спасенный ректором от переплавки.
Рядышком поилка для лошадей у бывших конюшен.
Источник