Меню

Мулам река в якутии

Мулам река в якутии

В поисках маршрута на следующее лето

По Муламу, Идюму, Алгаме, Учуру и Алдану

Протяженность сплава — около 650 км

Продолжительность — 15 дней

Сезонность — июль — август

Категория сложности -V

Маршрут проходит по самым живописным местам юго-восточной Якутии. Здесь разнообразная природа (горно-таежная зона вдоль маршрута постепенно сменяется таежной), богатый животный мир, разнообразные пейзажи. Район почти не заселен. В реках много рыбы (голец, ленок, таймень, хариус), на берегах легко повстречать оленя или даже медведя.

Основная сложность маршрута — доставка людей и снаряжения к его началу на озеро Большое Токко. Первый вариант доставки: спецрейсом самолета из поселка Чульман на метеостанцию Токо. Путь этот наиболее благоприятен из-за погодных условий. До Чульмана можно добраться от станции Большой Невер. Автобус идет около суток.

Второй вариант: через город Зею, куда можно доехать автобусом за 3,5 часа от станции Тыгда. Здесь также можно организовать спецрейс самолета (из села Бомнак), однако при непогоде, когда закрываются перевалы Станового хребта, вылет может задержаться на несколько дней.

В Бомнаке, который служит перевалочной базой геологических экспедиций, есть магазины, школы, почта, больница. Село связано с деятельностью писателя Г. А. Федосеева. Здесь жили его проводники Н. С. Лиханов и Улукиткан, широко известный по книгам «Смерть меня подождет» и «Последний костер». Могила Улукиткана находится на правом берегу Зеи, рядом с селом. На обелиске начертаны слова Федосеева: «Ему были доступны тайны природы, он был великим следопытом, наставником, другом» — и слова самого Улукиткана: «Мать дает жизнь, годы — мудрость».

Маршрут начинается от озера Большое Токо, глубокого, красивого водоема, окруженного горами. В нем много рыбы (голец, ленок, окунь), температура воды летом 15 — 16 градусов.

Начальный отрезок реки Мулам сложен для прохождения. Трудность усугубляется тем, что река не дает возможности «войти в форму»: уже первые препятствия требуют опыта в преодолении шивер и порогов. Первые 10 км пути — почти сплошная цепь препятствий, в основном перекатов и шивер различной сложности.

В середине отрезка крупный порог длиной 250 м; здесь Мулам дважды поворачивает, высота стоячих волн 1 — 1,5 м. Вход в порог преграждают 2 больших камня. Основная струя идет ближе к левому берегу, а у выхода из порога переходит под правый берег.

За порогом почти 2-километровая шивера. На ее начальном отрезке — косой вал, стоячая волна до 1 м, затем Мулам становится спокойнее: вторая половина шиверы представляет собой участок с быстрым течением и отдельными камнями. Завершается шивера 3 ступенями перекатов. Преодолевают этот участок обычно за один ходовой день. Ниже шиверы на правом берегу реки расположена метеостанция Токко. От нее до озера идет хорошая тропа.

Далее на протяжении около 65 км (от метеостанции до впадения слева реки Большой Дорын) Мулам имеет средний перепад уровня около 1,6 м/км и ширину 40 — 90 м (на начальном участке реки падение доходило до 6 м/км, а ширина составляла 20 — 70 м). Здесь река петляет посреди заболоченной равнины, берега невысокие, но крутые. В устьях притоков хорошие места для стоянок.

Там, где Мулам перед впадением в Идюм прорезает отроги Станового хребта, снова появляются препятствия. Отсюда сложность препятствий постепенно нарастает, а река, принимая мощные притоки, становится полноводной, что усиливает опасность отдельных порогов и шивер.

На первых 85 км этого отрезка (он преодолевается за 4 — 5 ходовых дней) препятствия разнообразные, средней сложности. Нужно быть внимательными и осмотреть все 5 порогов, которые здесь встретятся. Особенно опасен водопад высотой 2 — 2,5 м, расположенный примерно в 13 км от начала препятствий (необходим обнос).

Первый сложный участок составляет 18 — 20 км, река зажата горами. Далее она течет 15 — 18 км по равнине, становится спокойней, однако после впадения Мулама в Идюм горы снова приближаются к воде. Около 30 км тянутся частые препятствия Среди них 3 мощных порога, есть различные шиверы и свыше 10 перекатов.

Огибая гористый участок, Идюм делает петлю около 30 км. На этом отрезке — быстрое течение и незначительные перекаты.

Самый трудный участок на Идюме начинается ниже устья правого притока — Сивагли и тянется до впадения Идюма в Алгаму (около 130 км). Перепад высот составляет здесь в среднем 2 — 2,5 м/км, но Идюм полноводнее Мулама, и препятствия расположены часто, с небольшими интервалами (плесы с быстрым течением). Все это требует от группы внимания и осторожности. На мощных порогах необходимо организовать страховку.

Идюм течет тут в ущелье, один берег которого обрывистый и высокий, а другой — более пологий. Особенно красива река в районе устья Сивагли, где она петляет в скалах. На каждом повороте ее — препятствие.

Самый длинный порог (около 1 км) расположен примерно в 30 км выше устья Идюма. Ширина реки в этом месте 150 — 200 м. Там, где проходит основная масса воды, — стоячие волны высотой 1 — 1,5 м. Главная струя идет у правого берега, а после каменного мыса на правом берегу устремляется к левому, возле которого есть крутой слив. А у правого берега поток слабеет, в русле много подводных и надводных камней.

От устья Идюма до конца маршрута около 350 км. Алгама — спокойная, полноводная река с множеством островов и высокими скалистыми берегами. После слияния с Гонамом ширина ее увеличивается до 800 м, и такой широкой лентой она впадает в Учур.

Путь по Учуру описан в маршруте 126.

Литература: 171, 175, 177, 180.ъ

Источник: «Водные маршруты СССР. Азиатская часть». М., «Физкультура и спорт», 1976.

Сканирование и обработка: Илья Слепцов, Санкт-Петербург — 2002.

Озеро Большое Токко

Из сайта «Булт-алт».

В ОБЪЯТИЯХ СТАНОВОГО

Петр Машицкий Ср, 10/12/2011 — 10:29

Да, наши сердца навеки остались на Становом хребте, на берегах рек, на великом Муламском пороге, там, где настоящая мужская дружба помогает тебе в экстремальной ситуации, вселяет уверенность, что друг не подведет.

В начале июля 2000 г я с моими друзьями, опытными туристами-водниками Александром Глушковым и Владимиром Васильевым, за плечами которых около 40 сплавов по рекам Якутии от 1 до 5 категорий сложности, осуществил свою давнишнюю мечту — побывал на озере Большое Токо, где в 50-е годы работал со своими отрядами геодезист-писатель Григорий Федосеев.

. После долгого ожидания возможности вылететь из Чульмана, затяжных дождей на метеостанции Токо, расположенной в 10 километрах ниже того места, где Мулам вытекает из озера Большое Токо, мы забросились попутно с геофизиками из Хабаровска на вертолете в самое сердце Станового хребта — на озеро Малое Токо. Оно поразило нас красотой своих берегов. Окруженное скалами, постепенно сужаясь, оно уходит на восток и теряется в сизой дымке. Справа от нашего лагеря уходит в заоблачную высь могучий хребет. Рядом с нами низвергается с 500-метровой высоты чудо-водопад, который с грохотом пробивается среди огромных валунов, окутанный туманом из брызг. Выше водопада и облаков — альпийские луга. Упадешь обессиленный на мягкий мох и кажется, что остался бы тут навек, среди диких скал и неописуемой красоты.

Озеро порадовало нас 4-5-килограммовыми щуками, из которых сварили ароматную уху с диким луком и наделали вкусных котлет. О такой рыбалке может мечтать любой спиннингист. Малое Токо встретило нас дождем — дождем и проводило. Мы вышли из него короткой проточкой на реку Утук, по которой сплавились до озера Большое Токо. Оно встретило нас бегающим среди завалов плавника соболем, криком чаек и ярким солнцем. Последний километр Утук течет между Сциллой и Харибдой, охраняющими вход в озеро. Большое Токо — огромное водохранилище чистой воды. Длиной 15 и шириной 6 километров, оно имеет глубины до 100 метров. Очень богато рыбой. По берегам много зверя. Кажется, что нет на земле красивее этого места. Утром или вечером озеро кажется особенно таинственным. В ненастные дни оно штормит как море, набрасывается на берег, словно дикий злобный зверь.

Мы пересекли озеро, и зашли погостить на базу отдыха, расположенную на восточном берегу, на территории Хабаровского края. Гостеприимный хозяин базы Иван Будяк истопил баньку. После парилки и купанья в холодной воде озера были великолепный ужин и душевные разговоры. Такие короткие таежные встречи память часто хранит как самые ценные мгновения путешествия.

Через день мы покидаем озеро Большое Токо. Последний прощальный взгляд на синеющие вдали горы. Мимо проносится стая турпанов.

Мулам начинается незаметным движением воды, но через полкилометра, словно опомнившийся, что он сын диких гор, начинает кипеть в беляках по всему руслу, словно в шахматном порядке утыканному огромными гранитными валунами. За шумом воды не слышно команд, куда нужно идти. Все делается быстро и слаженно. Слалом среди валунов при помощи шеста и вёсел. Помогает опыт прежних сплавов.

Но вскоре Мулам успокоился, начал делиться на рукава и изобиловать мелкими галечными перекатами. Лодки бесшумно скользят среди первозданной природы, где в любой миг может произойти что-то необычное. Душа наполнена каким-то радостным ожиданием встречи с прекрасным. В одном месте нас удивленно проводили взглядом отдыхавшие у реки лосиха с лосенком. Мы успели заснять их на видеокамеру. Но чаще всего этого сделать не успеваем. Остались «за кадром» другие свидания с лосями, оленями, медведем, глухарем и т.д.

Недолго продолжалась идиллия слалома по перекатам. Впереди нас ждал Великий Муламский Порог — самый грозный и красивый в Якутии — предел мечтаний многих туристов-водников. Далеко не все отважились пройти по нему сплавом. Он ошибок не прощает. Длиной около 300 метров, порог состоит из трех каскадов водопадного типа среди огромных валунов. Страшная сила! Ты стоишь на мокрых камнях у ревущей воды и думаешь:

«Неужели можно одолеть эту бушующую стихию? Как это сделать?». Совет с друзьями и решение принято: вещи обносим и плывем. Вперед! И только вперед! Проходим вдоль порога и намечаем ориентиры, тщательно изучая сливы потока. Соблюдены все меры безопасности. Одна лодка ждет ниже порога на случай аварии.

И вот лодку подхватил необузданный поток и бросил в узкий проход между камней. Дальше все происходит как во сне. Твое тело и лодка — это единое целое, подчиненное твоей воле. Нервы натянуты как струны. Страха нет. Он придет потом, позже. Вползет на грани сна и бодрствования леденящим душу ужасом. А сейчас не до страха — только вперед! Движения механические, вправо, влево, отработка назад. Вот лодка ударилась о камень и на мгновение застыла, но через секунду она уже во власти новых волн. Они заливают ее с каждым разом все сильнее и сильнее. Ты не обращаешь внимание на холодный душ, распер ноги и держишься ими за борта, стараясь не выпасть из лодки. Поток ревет, заполняя гулом все ущелье. Ты в этом устрашающем реве чувствуешь себя Давидом, вступившем в борьбу с Голиафом, с отчаянием пытаешься вырваться из его могучих рук, которые никогда не выпустят пойманную добычу.

Опасное место. С берега Глушков показывает рукой — иди правей. Но поток делает лодку неуправляемой. Прыжок с трамплина водопада последнего каскада чуть не закончился переворотом. Все обошлось. Последние «ухабы» волн выносят лодку в тихую гавань. Победа! Тебя обнимают друзья, хвалят и хлопают по спине. А ты стоишь, все еще ошеломленный, но бесконечно счастливый. И в сердце твоем молчаливая песня победы. Да! Многое еще могут пятидесятилетние романтики!

А впереди нас ждали еще много порогов и шивер, не менее сложных и опасных. Были интересные встречи с животными. Среди них особенно запомнилась сцена охоты росомахи на кабаргу. Бедное животное в отчаянии бросилось на наших глазах в бурный поток и затерялось в волнах. Хищник тоже метнулся в воду, но потерял свою жертву и остался ни с чем. После Мулама мы вышли на Идюм, потом на Алгаму, Гонам и Учур. От устья Учура мы поднялись по Алдану на попутном теплоходе до Томмота. Позади осталось более тысячи незабываемых километров путешествия 5 категории сложности. Наш девиз: окончание одного похода — это начало нового похода!

В прошлом году по ней хотели идти амурчане. Руководитель амурского турклуба рассматривал вариант совместного сплава по этому маршруту. Немножко переписались, обменялись фильмами своих походов. Егор описал схему подъезда к Большому Токко:

Читайте также:  Какие реки находится в египте

Схема заброски на Алгому/Б-Токо будет следующая.

Из Якутска до Томмота на автотранспорте.

Поезд Томмот — Нерюнгри ходит ежедневно:

из Томмота — в 13-00(Время везде московское)

в Нерюнгри — 21-17.

Затем пересадка в Нерюнгри на поезд Нерюнгри-Тында:

из Нерюнгри — 22-57

Прибытие в Тынду на следующий день в 05-07

Из Тынды на едежневном поезд Тында-Комсомольск:

из Тынды — в 11-26

Прибытие в Улак — 18-36 (00-36 местного времени, не очень удобно, но

На станции Улак к поездам постоянно подъезжают вахтовки, чтобы забрать

рабочих и закинуть на тот или иной участок трассы. Наши водники регулярно

заезжают для сплава на правый приток Зеи — р. Ток (4 к.с.).

Выходят на 170-м километре. Договариваются с вахтовками без проблем.

Водители даже иногда денег брать не хотят.

До Алгамы ехать 180 км.

Так же у меня есть телефоны людей из п.Горного (поселок находится

в 6-ти километрах от станции Улак), которые могут помочь с

транспортом, если вдруг с вахтовками не удасться договориться.

До озера как таковой дороги нет. Дорога будет только до угольного

разреза на ручье Эльга. До него около 300км.

Сейчас на разрезе должны уже идти вскрышные работы,

т.е убирают верхний грунт.

От него до озера около 20 км. Но я точно знаю, что на озеро

строители ездят. И с заброской до озера надо будет договариваться на

месте. Это единственное тонкое место во всей схеме заброски, т.к.

контактов с вездеходчиками, кто бы помог заброситься от разреза до

Территория озера, кстати, — заказник.

Далее, собственно, сплав

озеро Б.Токко-Мулам-Идюм-Алгама-Гонам-Учур, до посёлка Чагда.

От Чагда до Томмота — 400км по Алдану.

1) Нанять лодки в Чагде.

2) Договориться заранее в Томмоте с местными перевозчиками. Телефоны

Собственно и всё.

В файле — карта дороги Улак-Зльга на границе Ам.обл. и Якутии.

Делал jpg из автокада. Это мне в прошлом году прислал один из

инженеров, работающий на стройке дороги. Получается не очень хорошее

качество. Но основное видно.

Красным цветом — Ж/Д.

Синим — притрассовая автодорога.

Рельсов сейчас вроде положили только 160 км.

Там, где дорога подходит к Алгаме — 180-ый километр.

Собственно, на следующий год планируем пойти по Алгаме этим маршрутом.

Пока решаем вопросы с отпусками и т.д.

Если нужны какие подробности — мой сотовый .

С уважением, Медведев Егор

Амурская обл., Благовещенск.

Карта, отправленная Егором:

В общем, река то ли 4-й, то ли 5-й категории сложности. На пятую категорию настаивает Александр Глушков(автор книги «100 рек Якутии»), который делал сплав по этому маршруту. Одним из участников этого похода был Петр Машицкий(см.выше).В реестре рек России и на сайте Скитальца сложность маршрута оценивается 4-й категорией, поэтому будем считать сложность маршрута 4-й категорией.

Для выхода с маршрута можно воспользоваться услугами того же Чалого с Томмота, которого привлекали в 2008-м году после сплава по Чульману-Томмоту.

По срокам: с 21 августа по 15 сентября(25(26) дней. Т.е. 5 дней- заброска, на сам поход 17(18) дней и на выход с маршрута 3 дня. На заброску и выход дни взял с запасом.

Может быть возникнет возможность использования вертолета для заброски на о.Большое Токко, но в этом случае транспортные возрастут значительно.

Источник

Большое Токо

Большое Токо (Россия)

Blue pog.svg

Большое Токо (Якутия)

Blue pog.svg

Большо́е То́ко — озеро на Алданском нагорье в юго-восточной части республики Саха России, вблизи её границы с Амурской областью. Расположено в Нерюнгринском районе на удалении 450 км от Нерюнгри, в 90 км на запад от административной границы с Хабаровским краем. [6] Озеро принадлежит бассейну реки Алгама.

Постоянных населенных пунктов на побережье нет, территориально входит в состав заказника «Большое Токо». На небольшом удалении от озера в западном направлении располагается Эльгинское место­рождение каменного угля. [6]

Содержание

Общие сведения

Большое Токо является самым крупным озером в пределах Станового хребта с площадью зеркала 82,6 км² и представляет собой тектоническую впадину, обработанную ледником. [3] [4] [7] Имеет форму округлого, вытянутого в северном направлении водоема с небольшими заливами ледникового про­ис­хож­де­ния. Озеро расположено на Токинском плато с абсолютными высотами 950−1100 м и общей площадью более 10 тыс. км². Плато, называемое также Токинской котловиной, с юга и юго-востока окаймляется хребтом Токинский становик, на севере — Нижне-Гонамским, на западе — Нинганским, а на востоке — Учуро-Идюмским хребтом. [8] Озеро находится на юге котловины и ограничено системой валов конечных морен, являющихся резуль­татом активной деятельности ледников четвертичного периода, спускавшихся со склонов Станового хребта в эпохи оледенений. Комплекс образующих побережье морен возвышается над уровнем озера на высоту до 100 м и достигает ширины 2-3 км. С внешней стороны этот комплекс представлен крутым конечно­моренным валом, с грядами высотой до 10-15 м. Гряды сложены из крупных окатанных валунов и необработанных ледником каменных глыб. [3] На удалении два километра в южном направлении располагается озеро Малое Токо (площадь 2,5 км²), которое соединено протокой с единственным значимым притоком озера Большое Токо — рекой Утук. [3] Весь сток про­исходит через реку Мулам, левый приток Идюма. [1]

Высота уреза воды, равная 903 м, соответ­ствует пере­ходной зоне от горных средне­таежных лесов к зоне лесо­тундровых лесов. Озеро находится в области распространенной вечной мерзлоты, толщина которой в этой местности достигает 30 м, глубина зимнего промерзания и оттаивания колеблется от 0,3 до 4 м. [9] Продолжительность зимы в районе составляет 7/7,5 месяцев, средняя температура — −30°С/-32°С. Максимум осадков приходится на летний период, средняя температура календарного лета — +17°С/+19°С. [8] Область озера сейсмоактивна, сильные землетрясения в районе, возможно, были связаны с развитием и таянием лед­ник­ов в периоды оледенений. В четвертичный период в окрестностях озера, возможно, также имели место вулканические или крупные гео­термаль­ные извержения. [10]

Побережье покрыто лиственничным лесом, в котором встречается лось, дикий олень, бурый медведь, соболь, птицы и водоплавающая дичь. В озере водится таймень, ленок, хариус, сиг, окунь и щука. [3] По причине большой глубины водоема, его вода отличается высокой прозрачностью. [10]

Токинский (Токийский) угольный бассейн

Район Токинской котловины, в котором располагается озеро, входит в Южно-Якутский каменноугольный бассейн с общими запасами угля в 57,5 млрд т и выделя­ется в отдельный Токинский (Токийский) угольный район. [8] Эльгинское угольное месторождение площадью 246 км² располагается в 15−30 км на запад от озера. [1] [6] [11] На некотором удалении на восток от озера находится Токо-Худурканское месторождение угля. [12] [13] Каменный уголь также встречается лежащим на побережье Большого Токо в виде гальки. [10]

Источник

Паводковые воды могут затопить четыре села в Якутии

В Республике Саха (Якутия) сохраняется угроза подтопления четырех населенных пунктов, расположенных в Усть-Алданском и Намском районах. Об этом рассказал начальник республиканского ГУ МЧС Павел Гарин.

«На северных реках региона наблюдается подъем суточного уровня воды. На территории Усть-Алданского и Намского районов сохраняется угроза подтопления в случае образования заторных явлений», — заявил Гарин.

По его словам, за ситуацией на реках региона следят четыре опергруппы МЧС. На 18 мая запланировано прибытие группы «Колыма-1» в Среднеколымский район.

Как рассказала ИА SakhaNews руководитель пресс-службы спасательного ведомства Ксения Рахматуллина, по данным на 9 утра 17 мая ледоход на реке Лене проходит на территории Олёкминского и Хангаласского районов. В ближайшие сутки-двое ожидаются подвижки льда у Якутска, а 19-21 мая ледоход будет проходить в районе устья Алдана.

На реке Алдан ледоход проходит по Усть-Алданскому району. В течение двух дней он перейдет в устьевую часть. В случае образования там заторов льда и подпора воды с Лены возможны подтопления населенных пунктов Кыллай, Чериктей, Дыгдал (Усть-Алданский район) и Арбын (Намский район).

На реке Вилюй ледоход проходит по территориям Нюрбинского, Верхневилюйского и Вилюйского районов. Его протяженность составляет 396 км. 18–20 мая ожидается выход волны вскрытия с реки Вилюй на Лену.

Активная фаза ледохода на реке Оленёк фиксируется в Оленёкском районе. Протяженность вскрывшегося льда составляет 574 км. В ближайшие два-три дня ледоход достигнет нижнего течения реки.

18-21 мая в Верхоянском районе предположительно вскроется река Яна. Пока что от Верхоянска до села Сайдыы наблюдаются закраины и вода на льду. В верховьях Индигирки также зафиксированы закраины, вода течет поверх льда. Подвижка льда ожидается 17–18 мая в верхнем течении.

Источник



Сплав по маршруту озеро Большое Токко — реки Мулам — Идюм — Алгама — Учур

Сплав по маршруту озеро Большое Токко — реки Мулам — Идюм — Алгама — Учур

Отчёт о туристском походе 5 категории, протяженностью 650 км., проходящему по Амурской области и Республике Саха (Якутия) по маршруту озеро Большое Токко — реки Мулам — Идюм — Алгама — Учур, с выброской вверх по Алдану.

Предисловие

Поход осуществлялся с 18 августа по 10 сентября с учетом заброски и выброски из города Якутск. Количество участников — 10 человек. Маршрут похода затрагивает два региона России — Амурскую область и Республику Саха (Якутия). Средства сплава: катамаран четвёрка — 2 штуки и катамаран двойка — 1 штука. Транспортные средства использованные при заброске и выброске: автомобиль, поезд, вахтовка, вездиход, моторные лодки (пришлось на лодках, т.к. отменили полесье. Также возможен вариант на барже, но это долго — 3-4 дня). Участники похода были из разных регионов России и окончательная консолидация группы и закупка продовольствия происходила в столице БАМа — городе Тында. Средства связи — два спутниковых телефона. Уровень воды был высокий — мы попали в конец паводка. Поход был зарегистрирован в МЧС Якутии — всё прошло без проишествий, но мы всем рекомендуем это делать. В этом походе я вёл краткие записи каждый день и тут постараюсь в более художественной форме передать свои впечатления. Детальный, сухой технический отчёт для МКК подготавливается и будет выложен позже (может быть).

Нитка нашего маршрута на карте от станции Улак до города Томмот, с местами наших стоянок. Более детально — будет четыре картинки в самом низу этого отчёта.

Карта по маршруту озеро Большое Токко - реки Мулам - Идюм - Алгама - Учур

Заброска

Так как участники похода были из разных городов, то сбор группы проходил постепенно. Я и мой друг прилетели из Москвы в Якутск на самолёте, ещё двое участников приехали из Усть-Неры и Оймякона в Якутск на машине, пятеро были в Якутске. В таком составе 18.08.2016 мы загрузились в микроавтобус и отправились на федеральную трассу «Лена», по которой нам предстояло преодолеть примерно 1000 километров до города Тында, Амурской области. Трасса хорошая, почти везде уже асфальт. Делали три остановки в кафе, чтобы покушать и одну остановку около остатков одного из самых жёстких лагерей ГУЛАГа — «Васильевская» (также может называться «Васильевка» или «Васильевский»), куда отправляли только заключённых с большими сроками, не менее 20 лет. В лагере добывали уран.

Читайте также:  Река форсированная советскими войсками

Картина нужно сказать жуткая — сейчас это поросли невысоких деревьев и кустарника, идя через которые, то там то тут встречаются хаотично разбросанные безымянные могилы. Точнее могилами это сложно назвать — просто вдруг ты видеш небольшое углубление в земле прямоугольной формы. Картина жуткая. Останки там до сих пор так и лежат, потому что опознать кто где невозможно — хоронили просто закапывая и не документировали.

В полночь мы приехали к жд вокзалу г. Тында, сдали вещи в камеру хранения (140р. за 1 место), сразу сняли две квартиры (500р. с человека в сутки) и легли спать. У нас завтра был день в запасе и на поезде к нам должен был приехать десятый участник из Новотроицка (Башкирия), который ехал на поезде из Челябинска.

Очень впечатлило в ночи с подсветкой здания ж.д. вокзала города Тында — архитектор явно любил фантастику, футуристичные вещи и получилось очень круто. Я подобного вокзала не видел в России. К сожалению у меня пропало половина фото, сделанных на фотоаппарат по неизвестной мне причине, поэтому фото выкладываю какое осталось, но это не то — лучше в интернете глянуть.

ЖД Вокзал города Тында

Стоит отметить, что мы заложили сутки про запас на дорогу из Якутска до Тынды. Мы добрались очень быстро — у нас была хорошая машина и водитель, который торопился, плюс к этому мы приехали на паром через Лену — загрузились на него сразу без очереди и через пять минут отплыли. Так же была хорошая погода без дождя и на дороге обошлось без проишествий.

Прямо около вокзала находиться небольшая мелкооптовая база-магазин, где всё есть и все закупаются. Там же закупились и мы. В продаже было всё необходимое, в том числе хорошая бурятская тушенка. Хлеба мы взяли только на первые пару дней и взяли много муки — пекли лепёшки и т.д.

На следующий день нам предстояло загрузиться в поезд и доехать до станции Улак, которая находиться недалеко от Зейского водохранилища, и тут с нами приключился казус. Дело в том, что билеты на поезд покупали ребята из Якутска, которые на поездах то в походы, а тем более с барахлом, не ездят. Они ездят в основном на самолетах или микроавтобусах, на крышу которых грузат барахла сколько угодно. Вот и мы отправились в наш вояж взяв с собой раскладной стол, железные стулья, пару здоровых пластмасовых ящиков под посуду, сковородки, кухонные доски, несколько пластиковых боченков под провизию и прочую хрень — всего 28 мест, не считая тубусов для удочек, и билеты в сидячий вагон :)))

Казус с вещами на вокзале Тынды

Стоит отметить, что на БАМе проводники тщательно следят за габаритами и количеством багажа у пассажиров. Это не поезд который на майские праздники отправляется из Москвы в Карелию или на Кавказ, в котором народ едет с пластиковыми каяками в платскарте и проводникам побарабану — тут всё по инструкции РЖД. Стоит отметить, что инструкции РЖД по провозу багажа точно не способствуют развитию внутреннего туризма в стране. В итоге нам пришлось выкупить пять последних мест в грузовом купе (каждое стоило как и человеческий билет) и отдельно еще целиком купе. Туда мы с горем попалам распихали шмотки. Спасибо начальнику поезда, который вошел в наше положение и позволил загрузить так шмотки, а РЖД за этот казус (перевозку вещей) мы доплатили почти 11 тысяч рублей. Вот так вот федеральная компания поддерживает развитие внутреннего туризма, но и мы конечно тоже красавцы 🙂 Но зато теперь ребята из Якутска точно знают, что в поход нужно билеты брать в плацкарт 🙂

Кипиш с погрузкой в поезд закончился и мы отправились в 19-23 по направлению к станции Улак. Ехать нужно было около 6 часов, а на станции Улак нас поджидала вахтовка. Доехали без проблем, перекусив по дороге сухпайком.

Выйдя, в 00-36 по местному времени, из поезда — мы сразу загрузились в поджидавшую нас вахтовку, и отправились дальше в путь по рабочей дороге, которая идёт вдоль рабочей железки, подходящей к Эльгинскому месторождению каменного угля.

Вахтовка

Дорога протяженностью около 300 километров пролегала через отроги Станового хребта и была очень живописной. пока мы приехали и загрузилис, а затем доехали до подъёма на перевал — начало светать. Поднимались на перевал на самом рассвете — виды непередаваемой красоты! В час дня мы миновали перевал и добрались до места, где нас поджидала танкетка (гусеничный вездиход).

отроги Станового хребтп

На фото ниже — памятник Самострою :))

Памятник Самострою

На вездеходе нам оставалось преодолеть через тайгу, болота и предгорье 40 километров — к вечеру должны были быть на месте. На это ушло около 6-7 часов. Было забавно — ехали на крыше, т.к. в вездеходе было нереально жарко от работающего двигателя.

Танкетка

Вот это нужно, конечно, видеть в живую — пробираешься на вездеходе через тайгу, выезжаешь на полянку у ручья, а там — открывается шикарный вид на мост через этот ручей:))) Ближайший населённый пункт в 350 километрах через перевал :)))

Мост через ручей

На закате мы наконец прибыли на место стапеля — озеро Большое Токко, кардон Виктора Андреевича. Искупались в живописнейшем озере с видом на Становой хребет и легли спать — четверо в вездеходе, двое в палатке, а остальные в доме. Завтра стапель и начало маршрута. Навигатор показывает, что мы прошли (могло быть утеряно около 100-200 км из-за севшей батарейки) 1176 километров от места приёма делегаций у Миши в Якутске. Михаил Местников — это директор этой затеи и попутно директор компании Норд Стрим, организующей путешествия по Якутии.

Озеро Большое Токко - вид на Становой Хребет

Книга озера Большое Токкоо

День 1

(22.08.2016, отметка пути 1176 — 1196, прошли 20 км.)

Сегодня стапель и первые пороги. Встали рано. Дежурные Саня и Паша оперативно сделали покушать. Начали собирать катамараны — две четвёрки (Арктика от Вольного Ветра и Фокс 400 от Рафтмастера) и двойка Белрафт. Белрафт со старенькой рамой и на связках оказался самым долгим в сборке. Быстрей всего собрали Арктику, а затем Фокс. По моему личному ощущению — каты на вязках это полная жесть, особенно когда вязки начинают развязываться или рваться в пороге (как было на нашем «Оранжевом болиде»). За 18 лет занятия водным туризмом — я не встретил ещё ни одного болта сорванного на катамаране, зато столько раз насладился мучительным вязанием, особенно когда тебя поедает рой мошки, а ты размачиваешь или вариш в котле (в котором потом кушать готовят) верёвочки или куски резины для вязания рамы, а затем медлено и мучительно всей толпой вяжешь, а ещё лучше вяжешь раму и потом шнуруешь её к гондолам — без коментариев. 🙂 Но это лично мой жизненный опыт и мнение. Без обид приверженцев вязок и шнуровки! 🙂

Около 14 часов дня попрощались с Виктором Андреевичем и отправились в путь. Погода стояла хорошая, был штиль, пройти нужно было 8 километров до истока Мулама — идеально, чтобы команда пригреблась друг к другу и к катамаранам. Форсировали это расстояние примерно за два часа при штиле, навигатор показал, что прогребли 9.5 километра.

Затем вход в реку Мулам. Стоит отметить, что по река Мулам проходит административная граница Республики Саха (Якутия) и Амурской области, а также река делит два часовых пояса — фактически можно телепортироваться в пространстве и времени 🙂

При входе сразу начинаются пороги 2 к.с. местами 3 к.с. — у нас была большая вода. Траектория движения хаотическая, между камней, но отчётливо читается с воды. Попадаются мощные сливы. Один раз, в самом начале, посадили две четвёрки, но спрыгнули с камней без проишествий, не считая потерянного весла. Прошли 8 километров от устья Мулама до метеостанции и встали на стоянку на высоком берегу через пару километров. Стоит отметить, что река в том месте была в разбоях и зачалиться к метеостанции и поздороваться с ребятами не получилось, к тому же вечерело, а мест нормальных для стоянке было не видно. Мы им помахали — надеюсь они не обиделись. Рыбу не ловили. Устали, поужинали и легли спать. Пороги шли без разведки.

(23.08.2016, отметка пути 1196-1240, прошли 44 км.)

Вышли в 11-00 и встали на стоянку в 18-30. Река спокойная, без порогов, но есть разбои река петляет.До намеченной точки по карте было 34 км. пути, а навигатор зафиксировал протяженность пройденного пути в 44 км. Кто или что ошиблось мы не знаем. Погода хорошая — переменная облачность, дождя нет. Рыбалки тоже нет — поймали четырёх Ленков и всё. В 18-30 встали на стоянку, поужинали, закусили пятиминуткой из ленков и легли спасть.

(24.08.2016, отметка пути 1240-1260, прошли 20 км.)

Встали рано. Позавтракали и пошел дождь. Шел до ночи. Была полуднёвка — делали баню. Получилось плохо — мокрые дрова. Ложусь спасть. Устал. Завтра водопады. Палатка дала течь. Хочется кушать. Кататоническое отчаяние.

(25.08.2016, отметка пути 1260-1285, прошли 25 км.)

Утро. Всё ещё идёт дождь. Холодно. Вылезать из спальника категорически не хочется. Завтракаем и быстро собираемся — впереди, примерно в пяти километрах от нас, пороги. В реке, судя по заметкам, прибавило около 20-30 см. воды. Впереди самый сложный порог — «Муламский».

Перед порогом несколько шивер, а потом на повороте, из-за угла, выходит порог с тремя ступенями. После порога река сразу уходит влево, а справа мощное улово, в которое по весне набивается много брёвен. Осмотр порога перед прохождением обязателен! Осмотр и поедание гигантской черники и голубики — по правой стороне. Если что — обнос тоже по правой стороне. При прохождении порога — обязателна страховка с берега. Есть удобные места для размещения людей с морковками.

У нас была большая вода и ступени превратились в мощные сливы, при малой воде там будут водопадики. Бочки около 2-2.5 метра. Решили идти по ярко выраженной струе, на груженных катамаранах. Были конечно иде типа: «. из под левого берега стреляем в право. » и т.д., но текуха была такой и каты так нагружены, что эти идеи оказались бесперспективны. Мы пробовали и в итоге зашли в последний слив на двушке, как и полагается истенным профи, — кормой вперёд :)))

Все три катамарана прошли порог без проишествий. В бочках порой накрывало по шею. Рафтмастер чуть не закусило. Оранжевый болид развернуло в конце — не вписались в поворот:)) А Арктика от Вольного Ветра прошла чисто, и впервые этот порог прошла на катамаране девушка — наша очаровательная Мария. Ниже смотрите фото и видео прохождения катамараном Арктика порога «Муламский» и фото остальных катамаранов.

Порог Муламский - катамаран Арктика

Порог Муламский - четвёрка Димы Марданова

Оранжевый болид в пороге Муламский

После порога сразу сделали стоянку, т.к. все вымокли и устали. Началась рыбалка — вечером покушали вкусной жареной рыбы. Далее пороги — мощные шиверы (это по большой воде), шли один за другим с перерывами в километр примерно.

Читайте также:  Река индигирка практическая работа

Началась рыбалка

(26.08.2016, счётчик пути 1285-1306, прошли 21 км.)

Позавтракали вкусной ухой из тайменя, оперативно собрались и двинулись в путь. Следующие пороги (при нашей воде — мощные шиверы) начались сразу, через 50 метров. Валы в шиверах спокойно достигали 1-2.5 метра, но можно было идти без разведки по струе или держаться под берегом, где валы были поменьше. продолжительность препятствий была примерно от 0.5 до 1.5 км., затем небольшой перерыв и опять.

Погода была облачная, без дождя. После обеда поднялся ветер, небо полностью затянуло и начался дождь. До дождя успели встать на стоянку на слиянии Мулама и Идюма.. Вокруг потрясающие пейзажи дикой природы, по пути видели оленя и сахатого. Тут же старая изба и сарай с обломками Бурана. В советское время видимо была база промысловиков. Много следов Мишки.

Сделали баню — на этот раз удалась. Вкусно поужинали и под звуки дождя я отправился в теплый спальник спать. Сны в такой глуши особенно глубокие и качественные.

Баня походная Вольный Ветер
Следы Мишки (медведя)

(27.08.2016 г., счётчик пути 1306 — 1342, прошли 36 км)

С утра зарядила бодрая погода: 10 градусов Цельсия, качественный в морду винд с ледяным дождём, а затем ещё и омываниями жопы в волнах прекрасной реки.

Созерцаем сногшибательные пейзажи, частично закрытые дождевыми облаками, которые зацепились за верхушки сопок и висят в пятидесяти метрах над головой. Очень спортивно и холодно. Сплавляюсь в шлёпанцах. Укрепляю метахондрию. Верхушки сопок кое-где покрылись снегом, начала рыжеть лиственница.

Начало осени в тайге

После дневного перекуса (в обед) с одним из катов случился инцидент — после резкого поворота реки, на пути Арктики «внезапно» образовался камень в который ребята, после трёх попыток увернуться, всё таки грамотно впилились, подмяв шкуру с внутренними баллонами под каркас, со всеми вытекающими. В связи с этим мы вынуждены были час работать со шкурой и каркасом. Но, к счастью, они оказались быстрыми в обслуживании, а ребята бывалыми туристами и через час мы как ни вчём не бывало продолжили наш путь, в ожидании уже стоянки и сытного ужина.

В этих местах берега у реки слабопригодны для стоянки, скоро зайдёт солнце. Вынуждено останавливаемся в хоть как то пригодном для стоянки месте. Оперативно разбиваем лагер. Вещи мокрые. За 10 минут ставим палатку для бани, а ещё через 30 развешиваем там для сушки вещи — идеально! Стоит отметить что палатки и печка занимают по объёмы два свертка размером со спальник, а пользы от них минимум сухие вещи и прогретые люди. Чтобы мы делали без бани в этом походе — я не знаю. Была бы жопа точно. У нас была палатка для бани от Вольного Ветра и самая маленькая печка «Горынычъ». Жить будем! :)) Всё просушили, согрелись и спать.

(28.08.2016 г., счётчик пути 1342-1382, прошли 40 км.)

Утро — солнце и снег. Встали, хорошо покушали, оперативно собрались и в 13-00 вышли.

На небе облака с редкими просветами, ветер, как обычно, в морду винд. Вода большая, берега затоплены. Рыба не клюёт. Верхушки сопок покрылись снегом. Порогов и шивер нет, есть перекаты. Течение хорошее.

Я всё ещё иду в сандалях и тонких неопреновых носках. Укрепляю метахондрию. Познаю путь истинного самурая.

Встали на стоянку на высокой стрелке, где небольшая Река впадает в Идюм. Завтра днёвка, а сегодня мы дежурный. Готовлю кушать. Всем так хочется есть, что нет времени даже переодеться. Священный долг дежурного в походе — это необходимость в первую очередь накормить коллектив!

Синее небо. Дождя нет! Температура примерно +15-17 градусов Цельсия. Шведский стол. Баня и рыбалка. Наготовили вкуснятины и отдохнули. Завтра по плану 45 километров пути с порогами.

(30.08.2016 г., счётчик пути 1382-1424, прошли 42 км.)

Погода хорошая — серое небо и нет дождя. Постоянные шиверы с хорошими валами. На груженных катамаранах стараемся обходить сбоку. По ходу ловим рыбу — поймали все, кроме меня. Видимо первый Таймень, которого я поймал и зажарил для всех — на меня обиделся или просто не везёт. Скорее второе, так как при заброске оторвался самый перспективный воблер.

Стоянка хреновая, но зато около ручья и ловится рыба. Наш самый заядлый рыбак — Василий, потерял, точнее забыл на месте прошлого причаливания, самый навороченный спининг — жалко, но пусть это будет даром богам за пойманную рыбу.

(31.08.2016 г., счётчик пути 1424-1456, прошли 32 км.)

Погода хмурая, но без дождя. Вода высокая, но потихоньку падает. Очень живописные места. Созерцание окружающей природы устраняет все тяготы хреновой погоды.

Одна за одной идут шиверы с мощными валами 1.5 — 2 метра высотой. Стараемся проходить под берегом — лень мочиться. Началась рыбалка — у всех, кроме меня. Настроение из-за этого хреновое, да ещё вдобавок сегодня посадил несколько хороших блёсен — осталась последняя. Под самый вечер поймал двух ленков. Все остальные взяли минимум по тайменю.

Лето официально закончилось.

(01.09.2016г., счётчик пути 1456-1502, прошли 46 км.)

Сегодня день знаний и первый день осени. Тайга раскрашивается в яркие цвета на глазах — очень красиво. Небо затянуто тучами. Изредка моросит дождь. Сегодня выходим из гор и сегодня у нас на пути второй по сложности порог на маршруте.

Порог требует обязательного осмотра и страховки. Мы зачалились и осматривали по правому берегу. Порог представляет из себя (при большой воде) мощный слив и далее мощные валы на протяжении около километра. Самая сложная часть — это заход в порог, далее по струе. Прошли на груженных катамаранах без проишествий.

Далее река выходит из гор и заметно расширяется. Ветер, как положено, начинает дуть в лицо. Встали на стоянку примерно в полутора километрах от впадения Идюма в Алгаму.

(02.09.2016., счётчик пути 1502-1540, прошли 38 км.)

Погода прекрасная — местами видно синее небо, дождя нет. Позавтракали и оперативно вышли.

После слияния с Алгамой река становиться заметно шире и достигает в ширину нескольких сот метров. Порогов и шивер больше нет. Ветра тоже нет. Идём не напрягаясь — течение в среднем 6 км.ч. Прошли расстояние не напрягаясь и созерцая красоты вокруг. Достаточно рано встали на стоянку. Вечером пошел дождь.

Выходим из гор

(03.09.2016 г., счётчик пути 1540-1589 км., прошли 49 км.)

Сегодня вышли в 12-00. Моросит дождь, который шел всю ночь. Утром к нам на моторке подъехал местный житель — сказал, что 10 дней назад уровень воды бал на девять метров выше! Проверим через пару дней на метеостанции, но лес по берегам прижат течением к земле.

Через полтора километра после стоянки Алгама впадает в Гонам, а Гонам через 3 километра впадает в Учур. Ширина реки местами достигает теперь примерно 350-600 метров. Ветра нет. Скорость течения, судя по показаниям GPS, в безветренную погоду от 6 до 7 км.ч на спокойных участка, а на быстринах достигает 10-11 км.ч.

Не гребём — нас несёт течение, а мы созерцаем окружающую природу. После двух километрового участка живописнейших скал — встаем на стоянку на острове. Погода хорошая — тучи, но нет дождя и ветра.

(04.09.2016 г., счётчик пути 1589 — 1668, прошли 79 км.)

Погода хорошая — хмурое небо, нет дождя и иногда несильный ветер. Средняя скорость течения выросла до 7-8 км.ч на спокойных участках. Вышли рано утром, взяв перекус на катамараны и почти не гребя, наслаждаясь пейзажами за бортом, к вечеру прошли 80 километров до метеостанции «Чюльбю». Там и заночевали. Ребята выделили нам поляну для палаток. Завтра днёвка, баня и стирка. Осталось три дня похода и выброска.

Метеостанция

(05.09.2016 г., прошли 0 км)

Погода хорошая — дождя, ветра и синего неба нет. Сегодня стирка, баня и отдых. Осталось 150 километров пути до антистапеля близь посёлка Чагда.

Ребята на метеостанции подтвердили показания местного жителя на моторке — 10 дней назад уровень воды был на 12 метров выше. о чем есть соответствующие записи. Говорят на реке была настоящая мясорубка из брёвен — оно и видно по берегам.

(06. 09. 2016 г., счётчик пути 1668 — 1750, прошли 82 км.)

Вышли в 9 утра. Течение первые два часа хода было 7-8 км.ч. Затем река расширилась до нескольких сот метров, течение упало до 5 км.ч. и поднялся хороший встречный ветер. Пришлось жёстко работать вёслами и ползти как черепахи под берегом.

Прошли запланированные 80 км. с обедом в виде перекуса на катамаранах. На обед не причаливали. На стоянку встали за 15 минут до полного захода солнца на острове. Пришлось жестко попыхтеть сегодня. Завтра последний переход до Чагды и антистапель.

(07.09.2016 г., счётчик пути 1750 — 1827, прошли 77 км.)

Вышли в 9-00. Ветрено. Идём медленно. В 13-00 пообедали и в 14-00 нас случайно встретил на моторке человек из Чагда, который должен нас завтра выбросить вверх по Алдану 400 км. до Томмота. Связали каты вместе и он взял нас на буксир. Если бы не моторка — мы бы 100% не прошли это расстояние. Был сильный ветер и река разлилась метров на 700-800 в ширину. Мы бы шли на вёслах это расстояние пару дней. Начался затяжной дождь.

Недалеко от посёлка Чагда

Стоянки не было — встали кое как на каменистом с крупными камнями берегу. Катамараны разбирали под дождём. Завтра в 6-00 утра сюда придут две моторки, которые выкинут нас до Томмота. Полесье отменили. На барже нужно идти 3-4 дня.

(08.09.2016 г., счётчик пути 1827-2225, прошли 398 км.)

Дождь не прекращался с вечера. В 6-00 пришло две моторки — одна крытая, другая нет. Обе лодки маленькие. Собираемся и грузимся. Кое как загрузили, точнее распихали вещи по лодкам и сами набились как шпроты.

Тут образовалась большая проблема. У крытой лодки двигатель 150 лошадок, у открытой 60, но это не помогло — лодки не выходят на глиссер. Нужно нанимать ещё одну или оставлять часть груза.

Нанимать ещё одну нет денег — итак дорого получается. Оставили катамараны в Чагде. Ребята привезут из зимой на машине в Якутск, а летом до Томмота можно добраться только по воде. Зимой на машине по льду. Вот так живут кое где люди в России — ближайший магазин и автомобильная дорога в 390 километрах на моторных лодках.

Без катов лодки вышли на глиссер и через 10 часов пути с одной остановкой на 20 мин (дозаправка и обед) в 18-00 мы прибыли в Томмот. Машина до Якутска будет затра утром. Заночевали прямо у реки в палатках, недалеко от автомобильного моста.

Машина приехала в 9-00 утра. Загрузили вещи и отправились в Якутск. В 19-00 мы уже переправились на пороме через Лену и оказались в Якутске. Завтра мой самолет до Москвы.

Спасибо всей команде за прекрасный поход! Отдельное спасибо Мише за организацию этого похода, а Андрею за выделенные мне сапоги, чтобы моя метахондрия окончательно не загнулась осенью в Якутской тайге в шлепанцах. )) Василию за прекрасные съёмки с квадрокоптера и вкусное сало.

Ниже картинки с маршрутом нашего похода от Станции Улак до Томмота более детально.

Источник

Adblock
detector