Меню

Молевой сплав леса по крупным рекам

Молевой и кошельный лесосплав

Лекция 3 МОЛЕВОЙ И КОШЕЛЬНЫЙ ЛЕСОСПЛАВ.

3.1 Область применения, основные требования и способы проведения молевого лесосплава.

3.2 Механизация работ па молевом лесосплаве.

3.3 Область применения, основные достоинства и способы проведения кошельного сплава.

3.4 Конструкция кошелей, их эксплуатация (набивка и транспортировка).

3.5 Технические и эксплуатационные расчеты кошельного сплава.

3.1 Область применения, основные требования и способы проведения молевого лесосплава.

В настоящее время (после 1993г.) молевой сплав леса практически прекращен по всем водотокам. Исключение составляют специальные виды сплава (на местные нужды — юг Эвенкии, боковые притоки водохранилищ).

Основными требованиями к молевому лесосплаву являются:

1) подготовка самих лесоматериалов к пуску в сплав;

2) подготовка сплавных путей;

3) прогрессивные способы организации лесосплава.

Если о первых двух требованиях много говорилось ранее, то о третьем можно сказать следующее.

В зависимости от гидрологических, производственных и других условий обычно организуют следующие способы молевого лесосплава:

1) дистанционно — патрульный способ — на равнинных и полу горных реках III-V категории, позволяющих (при глубинах и скоростях воды V=2м/с) использовать патрульные лесосплавные суда (КС-100). Лесосплавной путь деляг па дистанции от 10 до 40 км. (по лимитирующим факторам: характеру русла, берегов, скорости течения и т.п.);

2) дистанционно — групповой способ — крупные равнинные реки и магистрали с островами, мелями, осередками и т.п. Река разбивается на дистанции 50. 100 км. Сплав ведется большими патрулями леса до 100 тысяч кубометров с передвижкой в путевых запанях до наступления благоприятных условий сплава (нормальных глубин, скоростей и т.п.) с обязательной зачисткой после сплава партии леса;

3) микропакетный сплав — соединение в микропакетах нескольких бревен — тонкомерных (в т.ч. лиственных), с подплавом (хвойные) или без него, так чтобы осадка микропучка была равной осадке максимально сплавляемого бревна.

3.2 Механизация работ па молевом лесосплаве.

Источник

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Сколько кубометров древесины вятские речники могли сплавить за один рейс и чем опасен лесосплав — читайте в нашем краеведческом блоге.

В этом году году синоптики ожидают «тревожного» половодья. Вода в Вятке может подняться на полтора метра выше нормы. Ещё несколько лет назад известие о «большой воде» могло очень порадовать речников. Вместе с половодьем начиналась навигация и сплав леса по реке — это было время больших заработков, а для горожан – зрелище сродни фейерверку.

Что такое лесосплав?

Дмитрий, коллега по работе, которому чуть перевалило за 20 лет, рассказывает, что о том, как сплавляли лес по реке, ему рассказывала бабушка. Сам он, конечно, не видел, но бабушка уверяла, что посмотреть на многокилометровые плоты на Вятку приходил весь город.

Все лишь несколько десятилетий назад лесосплав был прибыльным делом, а в некоторых местах – единственной возможностью транспортировки леса.

Как сообщает Большой энциклопедический словарь, лесосплав – это заключительная стадия лесозаготовки. Самый дешёвый способ транспортировки вырубленного леса к местам его переработки и строительства.

На Вятке несколько столетий сплавляли лес по рекам. Активно и большими объёмами начали сразу после революции. Доставлять древесину водным путём стало новой философией молодой республики. В Петрограде даже открыли институт Лесосплава и стали обучать этой профессии речников и работников лесозаготовительных производств.

В нашем регионе никто не хотел отставать, тем более что мы располагали нетронутыми запасами леса и тогда ещё почти полноводной Вяткой.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Как переправляли брёвна по реке?

Сплав начинается зимой. На берегу брёвна связывали в пучки, а потом укладывали на лёд реки. Затем стальными тросами стягивали их в длинные ленты плотов. До паводка плоты ждали большую воду.

По Вятке древесину сплавляли несколькими способами.

Молевой сплав — брёвна сплавляли во время половодья в хаотичном порядке. Такой лес могли направлять только специальные сооружения, установленные на реках. При таком виде сплава много древесины намокало и тонуло. Она ложилась на дно реки, начинала гнить и засорять русло.

Плотовой сплав — из заготовленной древесины формируют плоты. Её плотно скрепляют, а потом отправляют по рекам километровыми водными «кортежами». При таком сплаве используют речной флот — буксир, который тянет плот к месту назначения.

Читайте также:  Главные особенности крымских рек

Кошельный сплав — брёвна, не связанные между собой, загоняют в особое ограждение, тоже сооружённое из древесины. Кошель транспортируется теплоходами. Чтобы брёвна не тонули во время пути, их сушат и смазывают гидроизоляционным материалом.

Леонид Рычков, бывший житель посёлка Вишкиль, вспоминает:

— В то время в Вятку по весенней воде заходили мощные буксиры из Волги. Они могли тянуть одновременно два плота длиной более километра! С берега эти буксиры казались огромными, высотой с трёхэтажный дом. Верхние палубы были вровень с берегами. Движение по реке не прекращалось круглые сутки. Складывалось такое ощущение, что дома стоят вблизи оживлённой магистрали, только по ней движутся не автомобили, а теплоходы. Вечером засыпаешь под гул судовых двигателей, а утром в предрассветной тишине тебя будит тревожный гудок буксира, выводящего плот в повороте реки на фарватер. И в окнах дома проплывает очередная мачта буксирного теплохода с включенными ходовыми огнями. И сплав леса продолжается, пока вода не начнёт спадать.

Расцвет лесосплава на Вятке

Как вспоминают кировчане, сплав леса был очень впечатляющим зрелищем. Это было ещё интереснее, чем ледоход. На берег Вятки со стороны города высыпали целые толпы жителей и наслаждались видом процесса.

Кировчанка Надежда Павловна рассказала, что в конце 50-х годов прошлого века она помнит две самые удобные точки для любования ледоходом, а затем лесосплавом.

— Мы шли либо со стороны улицы Водопроводной на берег, либо собирались в районе современного Вечного огня. В береговой ротонде тоже было можно посмотреть на лесосплав, но там всегда было очень мало места.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Фото из зарубежного журнала

Под снимком автор подписал: «СССР — страна огромных расстояний, реки — длинные и многоводные. Поскольку иных дорог часто нет, то сплав по рекам — лучший способ транспортировки древесины. » Фото сделано на реке Вятка.

В середине 20 века в Кировской области каждый год заготавливалось более 16 миллионов кубометров леса. Древесину отправляли на фабрики, стройки и заводы. 2 миллиона кубометров сплавляли по Вятке.

Сплавщики всегда тревожились: сколько времени будет паводок и успеют ли они сплавить плоты. Паводок в среднем длится 2-3 недели. Поэтому каждый день запрашивали новости из метеоцентра.

В газете «Речник Вятки» ветераны флота вспоминали:

— Когда дожидались большой воды — на рейдах кипела работа. Только успевай поворачиваться, нужно все плоты отправить, и чтобы они на место прибыли целыми. По пути к месту назначения плот очень легко было посадить на мель. На плотах круглосуточно дежурили люди. Если плот коснётся берега, то его уже никакими тросами не вытащить. Нужно знать Вятку как свои пять пальцев иначе плот «растащит» по пути.

Любопытный факт: в оперативных сводках с полей по радио говорили не только о том, когда начался сев, сколько вспахано и какие колхозы передовые, но и о том, что на Вятке начался сплав и плоты идут в районе, к примеру, Нагорска. К слову, Нагорск был самым северным рейдом (точкой), откуда начинали сплавлять древесину.

Там, где река была узкой, увязывали плот по 10 тысяч кубометров, затем к нему добавляли ещё 10 и уже в самых широких местах реки формировали плот по 40 тысяч кубометров древесины.

Кировский лес отправляли по Каме и Волге в Ульяновск, Волгоград, Астрахань и другие города. А сплавщиков отправляли самолётом домой, успеть за новым плотом, чтобы не ушла большая вода. Тех, кто водил плоты по Вятке, называли плотогонами.

Но не всегда лесосплав шёл по плану, например, большого паводка не было, вода быстро спадала, заготовленные с зимы плоты обсыхали. Их можно было транспортировать уже только следующей весной. Это приносило огромные убытки.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Кто срывал самый большой куш?

В сплаве древесины принимали участие работники лесозаготовительных производств и речники.

В Кирове было несколько специальных организаций. Одна из крупных, по документам Государственного архива политической истории Кировской области, была образована ещё до 1930 года.

В начале 30-х она получила название «Верхне-Вятская сплавная контора Северо-Восточного государственного промышленного треста «Севвослес». На балансе предприятия числились свои мастерские, ремонтные цеха. Контора занималась лесозаготовками и сплавляла древесину в Нагорске, в Чёрной Холунице, в Кирово-Чепецке, а в Кирове её ремонтные мастерские и базы находились в посёлке Вересники.

Читайте также:  Мост через реку осетр

Эта контора несколько раз меняла название: Вятское производственное лесосплавное объединение «Вятлесосплав» объединения «Кировлеспром» в 1975 году, Открытое акционерное общество «Вятлесосплав» в конце 90-х. Предприятие просуществовало до 2001 года и продолжало заниматься лесозаготовками, пока не было признано по документам банкротом.

Речники для «погонки» плотов использовали специальные мощные буксиры, работали бригадами, часто без сна и без отдыха всё время половодья. В их послужном списке отмечалось не только то, сколько успешных навигаций на счету, а ещё и сколько успешно было сплавлено плотов.

Когда на Вятке были самые большие деревянные плоты?

Что на дне Вятки?

До 2004 года по Вятке местами ещё сплавляли лес, но не в таких объёмах, как в середине 20 века.

«Закат» вятского лесосплава как вида транспортировки древесины начался уже с конца 60-х годов прошлого века. Дело в том, что экологи забили тревогу. Вятка мелела и экология главного водоёма области необратимо изменялась.

Причина в том, что когда лес плывёт по реке «молью» (читай выше — молевой сплав), много древесины тонет и засоряет дно рек. «Топляки» гниют и выделяют вредные вещества. Гибнет флора и фауна. После активной работы экологов в Водный кодекс РФ были внесены изменения. Это коснулось статьи об использовании водных ресурсов для сплава древесины. Водный кодекс разрешал сплавлять лес только при условии, что тот, кто это делает, регулярно чистит водоём от «топляка», а молевой сплав и вовсе был запрещён.

В наши дни в Кировской области острая нужда сплавлять лес по рекам вообще отпала. Теперь дешевле вывезти его наземным транспортом. А российские учёные предлагают организовать новый бизнес — поднимать со дна рек затопленную там древесину. Они утверждают, что это уникальный строительный материал. Древесина, которая десятки лет выдерживалась в воде, минерализировалась и приобрела прочность камня.

Немного цифр: по данным ЦНИИ Лесосплава, о котором я писала выше, во время транспортировки по реке тонет до 1% сплавляемого объёма. Например, в Волго-Вятском бассейне, по предположению учёных, затоплено около 9 млн м3 древесины, в реке Енисей — 7 млн м3, в бассейне Оби и Иртыша — 6,5 млн м3. По предварительной оценке, от 30 до 50% затонувшей древесины можно использовать.

Источник

Лесной форум Гринпис

Тридцать лет назад было принято главное решение о поэтапном прекращении молевого сплава древесины в РСФСР

Тридцать лет назад было принято главное решение о поэтапном прекращении молевого сплава древесины — постановление Совмина РСФСР от 25 сентября 1987 года № 384 «О прекращении молевого сплава леса на реках и других водоемах РСФСР». Молевой сплав — транспортировка древесины по рекам, обычно некрупным и не судоходным, без увязки ее в плоты, россыпью по течению, со сбором плывущих бревен в нижней точке сплава с помощью специальных приспособлений — запаней. При молевом сплаве значительная часть древесины терялась — или застревала на отмелях и берегах, или тонула, с чем был связан особенно большой ущерб, причиняемый им окружающей среде. В частности, в самом вышеуказанном постановлении Совмина говорилось, что «В результате воздействия молевого лесосплава и допускаемых при этом грубых нарушений водного законодательства резко снижается или полностью прекращается жизнедеятельность рек. Особенно большой ущерб наносится рыбному хозяйству и питьевому водоснабжению. Даже после очистки воды качество ее не соответствует ГОСТу».

Запрет молевого сплава вводился постепенно. В 1976-1985 годах принимались отдельные решения по прекращению молевого сплава по конкретным рекам и по очистке этих рек от затонувшей и утерянной по берегам древесины (решения как минимум частично не были выполнены; вышеупомянутое постановление Совмина требовало обеспечить «приведение в порядок и сдачу приемочным комиссиям 52 рек, на которых молевой сплав леса прекращен в годы десятой и одиннадцатой пятилеток»).

Распоряжением Совета Министров СССР от 28 июня 1985 г. № 1382-р предусматривалось прекращение молевого сплава на 53 рыбохозяйственных водоемах. Это распоряжение не было в полной мере выполнено; вышеупомянутое постановление Совмина требовало «принятия мер по безусловному выполнению задания по прекращению молевого сплава леса» на этих водоемах.

Читайте также:  Кто быстро плавает по реке

Вышеупомянутое постановление Совмина СССР от 25 сентября 1987 года № 384 предусматривало два основных этапа в прекращении молевого сплава: в 1987 — 1990 годах он должен был быть прекращен на 63 реках и озерах согласно утвержденному перечню, и до конца 1995 года — еще на 160 реках и озерах, тоже согласно утвержденному перечню. Оставалось еще большое количество средних и особенно малых рек, не вошедших в эти перечни — но большинство важнейших рек, использовавшихся для молевого сплава, вошло. Кроме того, постановление требовало «строго взыскивать с руководителей предприятий и организаций, нарушающих Водный кодекс РСФСР», а Комитету народного контроля РСФСР было предписано «организовать проверку выполнения требований водного законодательства лесозаготовительными и лесосплавляющими организациями при проведении молевого сплава леса на реках и других водоемах РСФСР».

Окончательно и повсеместно молевой сплав древесины был запрещен в 1995 году с введением Водного кодекса РФ. В статье 142 этого Водного кодекса прямо говорилось, что «Лесосплав на водных объектах, используемых для судоходства, без судовой тяги запрещается. Молевой лесосплав на водных объектах запрещается». В действующем сейчас Водном кодексе РФ 2006 года есть аналогичная формулировка (в статье 48): «Сплав древесины без судовой тяги на водных объектах, используемых для судоходства, и молевой сплав древесины на водных объектах запрещаются».


Древесина, застрявшая на берегах и перекатах малой реки при молевом сплаве. Север Карелии


Древесина, застрявшая на катище — месте сброса бревен в воду в начальной точке сплава. Север Карелии

Источник



Кошельный сплав

Условия и виды лесосплава

Сплав является единственным способом транспортирования леса, при котором не требуются сухогрузные суда. Для сплава используют естественные водные пути, которые позволяют осваивать отдаленные от других транспортных путей труднодоступные лесные массивы.

Перед сплавом древесину доставляют в приречные склады, располагаемые на берегах или на льду озер, затонов, стариц, имеющих удобные выходы в реку. На приречных складах древесину укладывают в штабеля, где она естественным путем просушивается для уменьшения объемного веса и соответственно увеличения плавучести.

Существует три основных вида сплава леса: молевой, кошельный и плотовой.

При молевом сплаве отдельные, не связанные между собой бревна или поленья плывут россыпью по течению реки. Этот способ применялся до 80 х годов и был возможен в основном в верховьях речных бассейнов, на небольших реках и притоках крупных рек. Основными недостатком молевого сплава являются: потери леса в результате затопления; ухудшение качества части древесины из-за попеременного нахождения в воде и в обсушиваемом виде; засорение рек затонувшей древесиной, что резко ухудшает экологическую обстановку на реках. В настоящее время молевой сплав запрещен, по этому в дальнейшем этот вид транспорта рассматриваться не будет. Проводятся мероприятия по очистке русел рек от затонувшей древесины.

Кошельный сплав леса применяют на небольших озерах и водохранилищах, а также на тиховодных участках рек при небольших расстояниях сплава (до 100 км). В некоторых случаях сплав в кошелях производят и на больших озерах, когда из-за небольших расстояний или малых объемов плотовой сплав нецелесообразен.

Кошелем называется сплавная единица, в которой древесина заключена в обноску, представляющую собой цепочку из плавающих бревен, соединенных между собой стальными канатами или цепями. Кошели могут иметь разную форму — круговую, сигарообразную и прямоугольную. Круговые кошели применяют при сплаве на реках и небольших озерах; сигарообразные и прямоугольные — на больших озерах и водохранилищах.

Обноску кошелей выполняют однобревенчатой, но при сплаве по большим акваториям с большим волнением они могут быть многобревенчатыми.

Объемы леса в отдельных кошелях составляют: при транспортировании по озерам и водохранилищам 1-5 тыс. м 3 , при сплаве по рекам — 0,3-1 тыс. м 3 .

Транспортирование кошелей называется перетяжкой и производится буксированием или варпованием при помощи катера, имеющего лебедку, крепящуюся на корме. Средние скорости перетяжки при буксировании составляют 1,5-3 км/ч, а при варповании — около 1 км/ч.

Источник

Adblock
detector