Меню

Лодка для сплава по горной реке название

На чём сплавляться: катамаран, рафт и другие

Автор: Максим Марков (maxik)
Опубликовано: 17.01.2005
Ключевые слова:

В данной статье я хочу кратко упомянуть об основных средствах сплава по горным рекам, рассказать немного о характеристиках, преимуществах и недостатках отдельных видов, остановившись более подробно на катамаранах и рафтах, как наиболее популярных судах (среди большого класса) в последние годы, а также о том, куда и на чём лучше пойти. Я не ставлю целью подробное описание всех типов судов, их устройства и принципов сборки. Для каждого вида это большая тема, которая заслуживает отдельного описания.

Излагать материал буду на простом бытовом языке, не всегда придерживаясь научных понятий и формулировок, дабы сиё было понятно каждому.

Немного терминов для пущей понятливости.

Эволюция

Сначала ходили на плотах, сделанных полностью из дерева. Затем к деревянному каркасу стали приделывать автомобильные камеры. Следующим шагом было создание надувных оболочек цилиндрической формы, которые называются гондолами. Эти гондолы соединялись с деревянным каркасом. Спереди и сзади устанавливались греби, благодаря которым плот мог быстро перемещаться поперёк реки. Четырёхгондольный плот такой конструкции до сих пор остаётся популярным среди некоторых туристов-водников как мощное и очень манёвренное судно, позволяющее проходить сложные реки. Различные изменения в конструкции плота привели к созданию такой его разновидности как плот-честер. Управление честером осуществляется уже не гребями, а вёслами с помощью гребцов, сидящих на внешних гондолах лицом друг к другу. Эта конструкция более проста в сборке и использовании, но имеет меньший запас плавучести.

И вот как-то раз идущие на честере решили развернуть плот гондолами вдоль течения, сесть лицом в одну сторону и попробовать управлять таким образом. Получилось что-то наподобие катамарана. Идея очень понравилась и начала быстро претворяться в жизнь. Вот так русские водники придумали катамаран для сплава по горным рекам. Это средство сплава быстро стало приобретать большую популярность, что привело к созданию множество его разновидностей.

Параллельно с этим создавались малые типы судов: байдарки, каяки (одноместные байдарки), резиновые лодки. Появились различные производители судов для горных рек. С Запада прибыл рафт – коммерческое судно, позволяющее посадить кучу чайников и прокатить по несложным порогам. Его также любят использовать как спортивное судно. Выбор стал велик, и проблем, на чём пойти на речку, не стало.

Теперь о некоторых судах более подробно.

Многоместная байдарка

Многоместные байдарки могут быть сделаны в виде коробки (поверх металлического каркаса натягивается шкура), которая при наполнении водой начинает тонуть. Поэтому на байдарках используют специальные приспособления – рубашки, препятствующие попаданию воды внутрь. Также делают надувные байдарки, которые уже менее потопляемы/ Байдарки имеют хорошие скоростные характеристики и манёвренность, но очень слабую поперечную остойчивость. В общем, если не удерживать правильно и вовремя крен, легко переворачиваются. А это уже опасно. Крен на многоместной байдарке держать очень сложно. Нужна хорошая слаженность экипажа. Если для каяков переворот обычное дело, после которого они быстро встают на ровный киль с помощью специальной техники эскимосского переворота, то на многоместных байдарках такой приём практически сделать вряд ли удастся. Остаётся только катапультироваться. Всё это говорит о том, что на многоместных байдарках лучше ходить не по бурной воде, а по спокойным речкам не выше 2 к. с. или вдоль берега крупных, живописных водоёмов со стоячей водой. А для бурных рек есть более подходящие типы малых судов – каяки и каноэ.

Это одноместная байдарка, которая используется как на спокойной воде, так и на бурной любой категории сложности. У неё отличная ходкость и манёвренность. Из-за слабой остойчивости судна одними из основных приёмов на каяках являются крены и эскимосские перевороты. Если вы не владеете техникой эскимосского переворота, то на бурную воду (любой сложности) вам выходить нельзя. Учиться делать эскимосский переворот нужно на стоячей воде под чьим-нибудь контролем.

Каяк – это спортивное и туристско-спортивное судно. На бурной воде оно требует повышенных требований к гребцу, постоянного внимания и контроля, практически не прощая ошибок. Особенно сложными для каяков являются полноводные мощные реки. Для обеспечения безопасности и удобства сплава в длительных маршрутах каяки, как правило, сопровождаются значительно более тяжёлыми судами (четырёхместный катамаран, плот). При большом опыте на каяках можно проходить очень сложные участки высшей категории. Но для этого нужно долго и упорно тренироваться. Помните, что если на плоту или большом катамаране вы не справились с управлением, вас может пронести (а может, и нет) даже в шестёрочном пороге, то на каяке у вас такого шанса не будет и на более лёгких препятствиях.

Резиновая лодка

Это тоже малый тип судов с небольшим запасом плавучести, хотя и большим, чем у байдарок. Остойчивость у них тоже намного больше, что позволяет преодолевать некоторые валы и бочки, не переворачиваясь. Однако запас плавучести и остойчивость недостаточно высоки при мощной воде и жёстких бочках. Технику крена применять столь эффективно, как на каяках, не удастся. Сами по себе лодки не имеют жесткости и требуют установки жестких продольных элементов. Ходкость и манёвренность ниже, чем у байдарок. Существенным минусом резиновых лодок на бурной воде является отсутствие системы самоотлива воды (как на рафте). Поэтому, при попадании в мощный порог лодка может быстро стать практически неуправляемой и легко перевернётся. В лодках отсутствует система надёжного удержания гребца на судне. Лодочный материал также не достаточно прочный для прохождения серьёзных горных рек, где есть много камней. Всё это делает использование резиновых лодок на горных речках далеко не самым безопасным и удобным.

Вместе с тем лодки значительно дешевле судов, на которых ходят по горным рекам, и очень просты в сборке и обращении. Поэтому целесообразно их использовать на озёрах и речках с препятствиями до 3 к. с. для отдыха и рыбалки.

Четырёхгондольный плот

Две гондолы спереди и две сзади, расположенные поперёк движению плота. Сверху каркас, обычно деревянный. На каркасе установлены носовая и кормовая греби, которыми управляют стоящие на палубе гребцы. Так выглядит обычный плот для прохождения горных рек высокой сложности. Использование гребей позволяет, с одной стороны, делать больший объём гондол, что увеличивает запас плавучести и, соответственно, повышает стойкость судна на мощной воде. С другой стороны, гребок с помощью греби, который выполняется в основном двумя гребцами, значительно мощнее и эффективнее, чем гребки этими двумя с помощью обычных вёсел. Поэтому такой плот является наиболее манёвренным судном, способным быстро перемещаться поперёк струи, уходя от опасных препятствий. Стойкость и манёвренность – основные преимущества четырёхгондольного плота с гребями, позволяющие его экипажу преодолевать сложные участки горных рек: каньоны с мощными сливами и бочками, и многочисленными каменными глыбами в русле.

Возможности плота предопределяют технику сплава на нём, которая сводится в основном к тому, что экипаж с помощью гребков перемещает судно поперёк русла и тем самым направляет его по заданной линии движения, минуя опасные места.

Собственной скорости плот не имеет и может двигаться только вместе с течением реки. Поэтому на плоту лучше сплавляться по быстрым и бурным рекам. Преодоление длинных плёсовых участков, именуемых «болотом», на плоту может стать очень утомительным вследствие невозможности увеличить скорость передвижения. Особенно это касается сплава по малой воде и при встречном ветре. При попутном ветре можно натянуть тент от палатки в качестве паруса. Мы так пробовали на честере. Работает великолепно.

Этот плот обладает аналогичными особенностями и на нём используется такая же техника, как на плоту с гребями. Разница в том, что его конструкция менее громоздка, более простая, удобная при сборке, обносе и транспортировке. Но вместе с тем у честера меньше стойкость и манёвренность. Управление честером веслами сидящими на гондоле гребцами вынуждает уменьшать диаметр гондол (примерно до 70 см), что соответственно снижает запас плавучести. Если высота гондолы будет около метра, как на плоту с гребями, то экипаж будет вместо гребли пытаться достать до воды.

Хотя плот-честер и уступает плоту с гребями в стойкости и маневренности, он стал довольно популярным, потому что его конструкция всё же остаётся пригодной для прохождения сложных рек и при этом значительно проще, чем у плота с гребями. К тому же на плоту увеличиваются шансы получить повреждение от собственной греби, когда она ломается и пронизывает сразу несколько гондол. Получается замечательный «шашлык».

Честер имеет следующие недостатки. Посадка гребцов, во-первых, не совсем удачная для эффективной гребли, а во-вторых, система удержания гребца на судне не всегда удобна. К тому же, если не сделать специальные спинки, то спина будет очень быстро уставать. Передние гребцы сидят на самом краю плота с вывесившейся ногой, которой они будут при случае встречать камни, скалы и т. д. В общем, конечно, на любителя, но мне лично эта машина не очень понравилась. Правда, устраивать что-нибудь вроде пикника на воде большой толпой на речках до 3 к. с. на честере очень удобно. Если же ещё должным образом его оборудовать и сделать хорошие посадки для гребцов, то спокойно можно идти на большие мощные реки с порогами высшей категории сложности.

Катамаран

Этот тип судов в последнее время в России является самым популярным, т. к. обладает великолепными сплавными характеристиками, позволяющими удовлетворить любые интересы водников. В отличие от плотов, у катамаранов есть собственная скорость, что и определяет технику прохождения препятствий на них. Наиболее универсальным является четырёхместный катамаран, на котором в последнее время проходятся самые сложные маршруты с препятствиями, ранее считавшимися непроходимыми. Также на них удобно и эффективно выполнять страховку. Они отлично подходят для отдыха на простых речках, коммерческих сплавов, соревнованиях по водному слалому и хорошо зарекомендовали себя в длительных туристских походах. Катамаран – самое удачное сочетание безопасности, скорости, манёвренности, удобства и цены.

Два надувных поплавка (гондол), соединенные каркасом, образуют катамаран. В настоящее время разновидностей катамаранов стало очень много.

По числу посадочных мест катамараны разделяются на двухместные (двойки) и четырёхместные (четвёрки). Также есть катамараны с большим количеством мест и даже одноместки, но в основном распространены первые два.

По форме надувного поплавка выделяют: бананы, верблюды и псевдоверблюды.

Банан – поплавок с прямой палубой по всей его длине. Относительно дешёвая конструкция. При этом некоторые модели катамаранов с такой формой гондолы имеют очень хорошие характеристики, превосходящие другие модели некоторых верблюдов и псевдоверблюдов.

На верблюде палуба в месте сидения гребцов понижена, а остальные части гондолы наоборот приподняты. Другими словами, образована «ямка» в месте посадки гребцов. Это даёт возможность одновременно увеличить запас плавучести и сохранить эффективную греблю. Такая форма наиболее сложна и стоит дороже.

Псевдоверблюд, в отличие от верблюда, имеет небольшую «ямку». Поэтому его преимущества по сравнению с бананом невелики. Однако российские производители туристских судов выпускают сейчас целый ряд псевдоверблюдов, имеющих неплохие характеристики.

Кроме этого, есть и другие различия в форме надувных поплавков. Например, нос (корма) может быть острым или закруглённым. Острая корма проигрывает в жёстких бочках после крутых сливов, где она может «подкусываться», что грозит переворотом.

Каркас может быть металлическим и деревянным. Лучше использовать металлический, фирменный. Его быстро и просто собирать. При этом не придётся губить молоденькие живые деревья, необходимые для изготовления прочной рамы. Вес фирменного каркаса в сравнении с весом всего катамарана не такой уж и большой.

Гондолы обычно состоят из внешней оболочки – силовой и внутренней – воздуходержащей. Применяются различные виды тканей при изготовлении той и другой. Но наиболее удачными являются следующие. Для внешней оболочки ткань ПВХ, которая на практике показала себя самой живучей. Для внутренней – максимально лёгкую прорезиненную ткань (чернуху). Более толстые и тяжёлые ткани на внутренних оболочках – просто извращение. Внутренняя оболочка обязательно должна быть на 20-25 % больше внешней. Тогда она не будет нагружена и при повреждении внешней оболочки вполне может остаться целой. Все эти особенности надувных поплавков относятся и к другим типам судов (плот, честер, карабубер).

Бывают и однослойные гондолы из прочной ткани (ПВХ). Например, модели 110 (двойка) и 111 (четвёрка) фирмы Кулик. У этих моделей отсутствуют продольные элементы каркаса. Жёсткость создаётся высоким давлением воздуха внутри баллона. 110-я и 111-я – самые быстро собираемые катамараны. При этом очень ходкие и, несмотря на небольшой запас плавучести, очень стойкие к мощной бурной воде.

Двухместные и четырёхместные катамараны изготавливаются с различными объёмами поплавков. Спортивные катамараны имеют маленький объём и форму, благоприятную для слалома. Туристские обладают большим объёмом. Некоторые катамараны создаются с очень большим объёмом, обеспечивающим хорошую стойкость к мощным бочкам и котлам. Это верблюды. На них обычно проходят наиболее сложные реки высшей категории сложности. Стоят они намного дороже. Но это в полной мере оправдывает себя, если вы оказались на очень мощной воде.

Посадка на катамаране обычно бывает в двух вариантах. При прохождении несложных участков можно сидеть просто на рюкзаке с выставленными вперёд ногами. Это удобно и ноги не устают. Но для преодоления боевых участков необходимо принимать специальную коленную посадку в приготовленных для этого упорах. Чтобы ноги сильно не уставали, на месте посадки закрепляют специальное надувное сиденье. Такая позиция обеспечивает надёжное удержания гребца на судне, возможность быстро покинуть место посадки при перевороте и максимально эффективную греблю, используя возможности всего корпуса. Некоторые водники приспособились эффективно закрепляться в первом варианте и так проходят все препятствия.

Для разных по характеру и расходу воды рек подходят соответствующие катамараны. Если вы сплавляетесь по малорасходной реке с многочисленными камнями в русле (реки Лангутай, Хара-Мурин, Утулик в малую воду, верхний Иркут в малую воду), то лучше всего идти на «двойках» или на спортивных маленьких четвёрках в случае хорошей слаженности экипажа. На больших мощных реках (Ока, Катунь, Аргут, Ципа) подойдут большие «четвёрки» от 2000 л и более. На сложных реках 5-6 категории сложности с водопадными сливами, мощными, жёсткими бочками и котлами (Китой, Онот, Утулик и Хара-Мурин в очень большую воду, Снежная и т. д.) удачнее будет использовать «двойки» и «четвёрки» с большим объёмом гондол или с дополнительными наплывами. Если у вас есть возможность выбора, то вы берёте наиболее подходящее судно. Но часто встаёт выбор, какое судно лучше приобрести, которое оптимально удовлетворит ваши цели.

Если вы собираетесь ходить по простым рекам до 3 к. с., то вам отлично подойдут простые «бананы» с внешней оболочкой из авизента. Они легче и дешевле. Объём гондол подойдёт любой. «Двойку» или «четвёрку» – зависит только от вашей компании.

Если вас интересует спортивная сторона и вы собираетесь участвовать на соревнованиях, то соответственно лучше брать спортивные «двойки» или «четвёрки» не очень большого объёма и с гондолами-бананами (например, модель 110 и 111 новосибирской фирмы Кулик). Потом в походах по мощным рекам к ним можно будет добавлять специальные наплывы для увеличения плавучести. Многие спортивные псевдоверблюды успешно можно использовать и в спортивных целях, и в автономных походах. Например, двойка фирмы Кулик (модель 11 мини) у нас великолепно себя показала на порогах 5 и 6 категории сложности, а также в больших походах с грузом.

Чисто для туристских целей лучше брать большие катамараны с повышенным объёмом гондол. На огромном катамаране и по маленькой речке с кучей камней при нормальной работе экипажа можно идти без проблем. А вот на маленькой «двоечке» в хорошем расколбасе со множеством страшных бочек нормальные люди себя чувствуют неуютно.

Для водников-спортсменов и любителей острых ощущений на большой воде подойдут маленькие «четвёрки» и «двойки» при нормальной береговой страховке.

Тем же, кому нравится путешествовать по красивым речкам и чувствовать себя в максимальной безопасности, следует брать большие катамараны с хорошими характеристиками по скорости и манёвренности. По мере надобности к ним можно прикреплять дополнительные наплывы и антипереворотные баллоны. В таком варианте, набравшись достаточно опыта, вы сможете пойти на маршрут любой категории сложности.

Следует также отметить тот факт, что «четвёрка» для полного использования её огромных возможностей требует слаженности экипажа. На двухместном катамаране многое зависит от капитана, которому легко управлять, и, при случае, он сможет исправить большинство ошибок своего напарника. Двойка более вёрткая и на ней интересно сплавляться по малорасходным рекам с большим количеством камней в русле, узкими проходами, небольшими водопадными сливами (Хара-Мурин, верхний Иркут).

Что это такое? В переводе с английского raft – это плот. В действительности – это громоздкое надувное корыто, куда можно свалить кучу всего: «чайников», «матрасов», пива, водки и т. д. и весело сплавиться по какой-нибудь «троечке». Даже заливать скорее всего не будет.

Выглядит как очень большая резиновая лодка. Только значительно более подготовленная для сплава по бурной воде.

Ткань суперпрочная (обычно Ferrari 905). Жёсткости побольше, чем у обычных лодок. Отдельно пришнурованное дно обеспечивает относительно быстрый слив воды. Сделана система удержания на судне, которая, правда, легко вас отпустит при сильном рывке или толчке, после чего вы покинете рафт, и у вас появится возможность воспользоваться специальной страховочной верёвкой, проведённой вдоль борта. Большой размер рафта и высоты его баллона обеспечивает хорошую плавучесть и остойчивость. Это позволяет рафту проходить мощные пороги, часто успешно преодолевая высокие валы и мощные бочки. Небольшие бочки вообще задавливаются рафтом.

Казалось бы, что судно идеально подходит для сплава по мощным, бурным рекам, обеспечивая безукоризненную безопасность толпе находящихся в нём людей. Однако, не всё так просто. Давайте попробуем разобраться, что реально представляет собой рафт, что он может и где его место.

Несколько лет назад, много наслышанные об этом западном чуде, мы, наконец, имели счастье ощутить на себе все его достоинства. И он нам очень понравился. Сразу выяснилось, что это оптимальное судно для сплава по нижнему участку Иркута (2 к.с.). Потом перешли с ним на бурную воду. Тоже здорово. Но через несколько сплавов на этой замечательной лодочке стали вырисовываться отдельные нюансы, которые способствовали развитию ряда мыслительных операций. Теория, практика, анализ и сравнения с другими судами, отзывы и мнения других водников в течение нескольких лет позволили сделать определённые выводы. На рафте довелось походить немало, причём по рекам различного характера, где мы отрабатывали различные упражнения, водили коммерческие группы и т. д. Слаломные: Лангутай, Хара-Мурин, верхний Иркут; полноводные: Ока; спокойные: нижний Иркут. Если перечислить в порядке убывания комфортности сплава (физически и психологически) по этим рекам на рафте, то получиться следующий ряд: Нижний Иркут, Лангутай, нижний кусок Хара-Мурина, верхний Иркут (в среднюю воду), Ока.

Отсюда видно, что

1. Рафт на спокойной воде до 3 к. с.

Рафт как пароход. Он большой. По его дну можно ходить как палубе корабля. На бортах удобно сидеть (не грести) и любоваться красотами. Ещё лучше лечь на дно и облокотиться о борт. Обедать можно прямо на рафте, не причаливая к берегу. Туда можно посадить много людей, напихать кучу груза и приятно провести время на природе с друзьями, любуясь местными красотами.

2. Рафт на простых слаломных участках

Если рафт не перегружен, то при не очень быстром течении на нём успешно обходятся все камни. Когда бортовые гребцы задают скорость, а носовой с кормовым подруливают (на самом деле достаточно любого одного), все камни обходятся на ура. Но если уклон и скорость велики, то заваленный «чайниками» рафт будет вести себя, как груженый КАМАЗ, разогнавшийся под горку на гололёде. В принципе, прижимы проходятся при таком варианте ещё нормально, но если туда добавить ещё каменные глыбы, то «чайники», скорее всего, наберут воды. Со стороны подобное приходилось наблюдать.

3. Рафт на мощных реках

Конечно же, он проходит высокие валы и мощные бочки, только далеко не всегда. И стойкость у него неплохая. А вот система удержания гребца на рафте – просто безобразие. Без доработки она впечатляет. Как будто вам предлагают родео на быке. Попробуй, удержись. Держаться нужно вставленными под верёвку, натянутую по поверхности дна, носками ног! Если зашёл в хороший расколбас, забудь про это. Садись на дно, хватайся крепче за бортовую верёвку и кричи: «Ой, мама!» или «Пронеси, Господи!», а то, глядишь – остаток порога придётся соревноваться на перегонки с рафтом.

На некоторых сайтах, где пишут о рафтинге, указывают на то, что сплавляться в рафте привыкают быстрее всего горнолыжники и сноубордисты, которые п ривыкли к фиксированным креплениям. Ха-Ха! Горнолыжники при больших нагрузках вылетают из креплений, как пробка из бутылки, чтобы не сломаться. Тогда, получается, они уже привыкли к тому, что будут вылетать с рафта в хорошем пороге, где рвёт так, что мало не покажется.

Сохранять устойчивость с помощью кренов на горных лыжах и рафте – совершенно разные вещи. И рафт – не каяк! На мощной бурной воде создаётся такое хаотичное, резкое и мощное «рафтотрясение», что люди в рафте будут больше напоминать терпящих бедствие на Титанике, чем красиво катающихся горнолыжников или сноубордистов.

Мы, конечно, даже пробовать не стали. Сразу же сделали дополнительные набедренные упоры. И даже после этого посадка оставляет желать лучшего.

А гребля? Вы думаете на рафте удобно махать веслом? Махать да, но только не грести. Сидишь ужасно неудобно, всё время с развёрнутым корпусом и делаешь гребки, которые по мощности в сравнении с катамаранными рядом не стоят. Да и беспокоит больше то, как удержаться, чем сам процесс гребли. У некоторых сплавляющихся на рафте начинала отниматься верхняя часть туловища. Это заставляло их садиться сверху на баллон, как на коня. О сохранности собственного тела в таком случае не может быть и речи.

Отсюда следует, что и без того не очень ходкий рафт разогнать сложно.

Где же взять пробивную мощь? Конечно, в инерции этого разогнанного огромного великана. Просто впечатляет, как он часто рассекает могучие воды, успешно проходя высокие валы и большие бочки. Но что будет, если этой мощи не хватит?

Что может произойти с рафтом в мощной бочке? Здесь выявляются его уязвимые места. Вспомним, что рафт всего лишь большая лодка, в которой улучшили некоторые параметры, но отнюдь не довели их до совершенства. Иначе это был бы уже не рафт.

Итак, рафт заходит в слив, разгоняется и влетает в бочку. Эффективно врубиться в бочке не удаётся по причине фиговой посадки. Большое лобовое сопротивление задерживает рафт. Недостаток положительной скорости не позволяет сразу вырваться из бочки. Срабатывает первое несовершенство. Рафт немного сминается, так как отнюдь не является такой жёсткой конструкцией, какой его иногда расписывают. Огромная масса воды мгновенно наполняет рафт, которая не успевает быстро уйти через малюсенькие дырочки (вот вам и быстрый самоотлив). Это второе несовершенство. Вода, наполнившая рафт, ещё больше его деформирует. Основная часть судна оказывается притопленной.

Дальше может разыграться четыре основных варианта в зависимости от мощи и характера бочки, размера рафта и везения экипажа.

Идём дальше. Вот все перевернулись и плывут рядом с рафтом, держась за страховочную верёвку. Чтобы перевернуть рафт назад на воде, надо быть рыцарем Джедаем. Забраться на него тоже вряд ли получится. Так и придётся колбаситься, пока общими усилиями не удастся зачалить судно к берегу.

Как видно, рафт далеко не идеальное судно для сплава по бурной воде. Просто значительно более подготовленное к этому, по сравнению с резиновыми лодками. А так как он позволяет посадить много людей и, соответственно, заработать побольше денег, некоторые организаторы коммерческих сплавов торжественно рекламируют рафт как суперсудно, которое может всё, а главное – самое безопасное. В Интернете есть информация о том, что рафт «используется для сплава по самым сложным рекам, чаще коммерческого, но также и спортивного. Степень комфортности и надежности этого судна не идет ни в какое сравнение с известными в России типами гребных туристских судов». Что значит фраза «не идёт ни в какое сравнение»? Давайте попробуем в этом разобраться на примере сравнения рафта с одним из типов гребного судна, широко используемого в России – четырёхместным катамараном.

Сравнение большого катамарана-четвёрки с рафтом

Габариты большой четвёрки сравнимы с габаритами рафта. Объём надувной части тоже примерно одинаков 2500-3000 л. Он может быть намного больше и у тех, и других. Есть, например, самодельный катамаран объёмом в 10 кубов! Почти непотопляемая махина. Правда, уже и менее управляемая. Везде нужна мера.

Но плоскодонная конструкция рафта делает его более уязвимым к силам, которые пытаются его перевернуть. Поэтому большой катамаран-четвёрка выигрывает в остойчивости.

Рафт тупой: имеет большое лобовое сопротивление. А у катамарана великолепная форма для скольжения по воде. В результате катамаран более ходкое судно, чем рафт. А это одна из самых важных характеристик, от которой зависит манёвренность.

Говорят, что рафт – судно манёвренное. Точнее будет сказать, поворотливое. Его форма обеспечивает хорошую вращаемость относительно своей оси, которая выше чем у катамарана. Но неудачная посадка гребцов значительно компенсирует это преимущество не в пользу рафта. Слаженная команда катамарана с помощью мощных гребков в состоянии развернуть судно не медленнее гружёного рафта. А главное, хорошая поворотливость – не значит хорошая маневренность. После быстрого разворота нужно ещё успеть разогнаться. Нужна хорошая ходкость. А рафт в этом «профан».

Рафт – полужёсткая, а не жёсткая конструкция. Нормальную жёсткость имеет катамаран, которую обеспечивают продольные элементы. А размякший в холодной воде рафт на мощной бурной воде выглядит как жирная гусеница, которая вся извивается, трясётся, в общем, колбасит его. А, следовательно, колбасит и тех, кто в нём находится.

Также говорят, что у рафта мгновенная система самоотлива. Конечно, но только после выхода из бочек, а не в них. Заливающаяся в мощной бочке вода не успевает покинуть рафт, наполняет его, деформирует, неравномерно нагружает. Другими словами, готовит к перевороту. Если рафт успел пролететь бочку, то всё хорошо. А если застрял ненадолго, то могут возникнуть проблемы. У катамарана вообще эта проблема отсутствует, так как наливать воду некуда. И притопленный катамаран имеет гораздо больше возможностей вырваться из цепких лап бочки, благодаря эффективной работе экипажа.

А эффективная работа экипажа катамарана обеспечивается, как уже говорилось, удобными для этого посадочными приспособлениями. Экипажу рафта очень сложно работать в мощной бочке по причине неудачной посадки. Им хотя бы удержаться. Рафт пусть сам думает, как порог проходить. Он ведь большой.

В случае переворота разгруженный катамаран можно перевернуть назад, а на гружёный легко забраться прямо на перевёрнутый. У экипажа рафта, как я уже упоминал, с этим большие проблемы.

Рафт практически используется на реках, к которым можно подъехать на автотранспорте. Переносить его на себе даже на коротких переходах тяжело и вредно для спины. Как правило, самая большая неразборная часть рафта вешает около 50 кг. Есть вариант с лошадьми, но не везде возможно и значительно дороже. Заброска на вертолёте интересна только в редких случаях, так как очень дорогая. И вообще, рафт лучше хранить и перевозить в собранном надутом виде, катая коммерческих туристов по живым несложным участкам рек с простыми подъездами к берегу. Так лучше всего сохраняются и рафт, и его пассажиры.

Большой четырёхместный катамаран вешает немного меньше, чем рафт. Но главное – он разбирается на несколько частей, которые можно распределить между разными людьми, а также переносить в несколько ходок.

У рафта есть только одно преимущество. Он очень вместительный. Как автобус – набирает кучу пассажиров и катает их по воде. Однако большой четырёхместный катамаран может брать на борт в маршрутах до 4 к. с. около 6 человек. А на относительно спокойных речках 2 к. с. на него можно посадить до 8 человек. Это не намного меньше, чем на рафте.

Учитывая всё вышесказанное, можно сделать следующий вывод: рафт действительно не идёт ни в какое сравнение с четырёхместным катамараном, так как проигрывает почти по всем параметрам. Большой катамаран-четвёрка существенно превосходит рафт как спортивно-туристское судно, особенно в сложных автономных походах и первопроходах. Недаром ведь большинство туристских маршрутов пройдено в последнее время на катамаранах. И многие сверхсложные места, которые считались непроходами, пройдены на четырёхместных катамаранах.

К тому же, большой четырёхместный катамаран является хорошей альтернативой рафту в коммерческих турах, если учитывать не только объём зарабатываемых денег, но и реальное качество предлагаемого тура, включая безопасность.

Каждому своё место

Если на рафте установлены распашные вёсла, говорят, что сопровождаемые опытным проводником новички в рафте, гребут только для собственного удовлетворения. А всю работу по управлению рафтом за них делает проводник, сидящий на распашных вёслах. Это не совсем правильно. Как могут грести люди в рафте, я уже говорил. Но, тем не менее, грести они должны и от этого должен быть какой-нибудь эффект. Большая машина должна управляться всем экипажем. Проводник знает, что делать и должен грамотно пользоваться силой своего экипажа. Гераклы, конечно, могут делать всё сами.

Только благодаря хорошей работе всего экипажа, состоящего из новичков (за исключением проводника), мы неоднократно успешно преодолевали на рафте технически сложные (немощные и неопасные) слаломные участки 4 к. с.

Довольно часто рафты используются в коммерческих сплавах на реках, превышающих 4 к. с. Хотя водить новичков можно только до 4 к. с. независимо от опыта проводников. Если конечно три проводника на одного «чайника», то на катамаране можно и в шестёрку. Но если на одного проводника 6-8 «беспомощных» тел в рафте, то идти на сложные реки – безумие. Нормально водить коммерческие группы в красивые интересные пятёрки на больших катамаранах, если основная часть группы коммерческих туристов состоит из опытных участников.

Практика показала, что рафты лучше подходят для группового отдыха и развлечений на несложной бурной воде.

Однако рафт широко используется не только в коммерческих целях, но и на соревнованиях. Это вполне нормально. Не потому, что рафт – отличное спортивное судно.

Просто соревноваться можно много на чём, даже на бревне или надувном диване 🙂 А рафт, несомненно, превосходит и то, и другое. Использование рафта в спортивных целях оправдано, так как позволяет повысить своё мастерство и расширить свои знания в гидродинамике. Только страховку нужно организовывать должным образом, так как перевороты рафтов на соревнованиях происходят очень часто (как и других судов) и имеются трагические случаи.

О водных монстрах: карабубер

Можно просто бублик. Это судно для прохождения наиболее сложных рек. Основное его достоинство в том, что оно имеет огромную остойчивость и даже в случае переворота самостоятельно возвращается в нормальное положение. Обеспечивается это следующей конструкцией: два надувных поплавка в форме бублика, соединяются каркасом (металлическим или деревянным). Сами «бублики» изготавливаются, как правило, из прочной ткани ПВХ. Гребцов на судне в основном двое. Ещё могут разместиться два пассажира, которые тоже могут участвовать в управлении судном.

Управление на карабубере осуществляется также как на честере. Судно перемещается поперёк струи и не имеет собственной скорости. Для экипажа бублика важно увернуться от камней и скал, а также удержаться на судне в мощных бочках. На случай капитального застрявания посреди мощного препятствия на карабубере применяют специальный парашют, который выбрасывается в поток и выдёргивает судно из «капкана». На карабубере был пройден практически непроходимый участок на реке Аргут – Карагемский прорыв. Категория его сложности – 6*6. А если словами, то это «труба для смертников». На сайте abvclub.ru в разделе видео есть ролик о его прохождении размером 175 мб.

Карабубер изготавливает новосибирская фирма Кулик. Там же был создан перекрёстный бублик по проекту Сергея Лагоды для прохождения самой сложной реки в мире – Брахмапутры. Ну, это уже просто водный гигант. Полностью надувной. Огромный запас плавучести. Не перевернёшь. Имеются четыре посадки для продольных гребцов, что обеспечивает собственную скорость судна, и две посадки для поперечных гребцов. Также предусмотрена установка двигателя с мощностью примерно в 6-8 человек.

Где и как приобрести суда для сплава по горным рекам

Основными производителями сплавных судов в России являются:

По вопросам приобретения катамаранов в Иркутске можете обращаться к нам (иркутская команда путешественников, водников и т. д.) на мой e-mail. Подробно разъясним особенности всех видов катамаранов. Окажем квалифицированную помощь в выборе, покупке и ознакомлении с катамараном после приобретения.

Источник

Что такое рафтинг?

Рафтингом называют сплав по горным рекам на надувных лодках – рафтах. От других видов сплавов рафтинг отличает именно тип судна: лодка с разделенным на секции баллоном и самосливной палубой, которая находится выше ватерлинии. Рафты – практически непотопляемые суда, они легко проходят по крутым речным порогам, мелководью или стремнинам благодаря тому, что на лодке просто нечему сломаться. Но если то же каноэ имеет древнюю историю, то рафт – продукт инновации, он появился вместе с прочными искусственными материалами.

Количество гребцов на борту может варьироваться от двух до восемнадцати человек. Впрочем, большинство рафтов рассчитаны на 2, 4 или 6 гребцов, которые управляют лодкой при помощи однолопастных весел. По периметру рафта протянут страховочный канат: за него можно ухватиться, чтобы не упасть в воду во время прохождения особенно бурных порогов.

Рафтинг – достаточно демократичный вид экстремального туризма. Он подходит как подготовленным спортсменам, так и новичкам, которые никогда раньше не держали в руках весла. Многие фирмы предлагают рафтинг-туры для всех желающих: достаточно только внести оплату и экипироваться согласно рекомендациям инструкторов. Хотя стоит отметить, что категория сложности сплава может быть разной, и неподготовленных людей редко берут в сплавы по труднопроходимым горным рекам.

Отличие рафтинга от обычного сплава

Спортсмены называют рафтингом сплав на рафте по горной реке, включающий прохождение препятствий. Продолжительность тура – от нескольких часов до нескольких дней. От количества и сложности преодоления препятствий зависит категория сплава. Важное условие: лодка движется только по течению.

Обычный сплав проходит по равнинной реке. Даже если течение быстрое, оно не сравнится со стремительным горным потоком. Однако турфирмы могут предлагать неподготовленным туристам сплавы на рафтах именно по равнинным рекам с небольшим количеством порогов.

Как появился рафтинг

Сегодня по этому виду спорта проводят официальные и неформальные соревнования. Команды выигрывают кубки Европы и Мира, существует Федерация рафтинга, но еще 50 лет назад ситуация выглядела иначе. История спортивных сплавов по горным рекам тесно связана с каяками: начало сплавам на каяках положил англичанин по фамилии Джонс, который прошел на каяке по Голубому Нилу и Ориноко, заложив основы этого спорта. В СССР существовал другой экстремальный спорт: сплав на плотах.

Но рафты появились только во время войны во Вьетнаме. Название этих надувных лодок происходит от английского слова «плот». Американская армия использовала эти суда для доставки продовольствия на военные базы, однако солдаты быстро поняли, что надувная лодка способна буквально «проскочить» пороги. Российский рафтинг зародился в 1989 году, когда рафты впервые использовали на международных водных гонках.

Туристический бум на горные сплавы возник только после рекламы от Camel: турфирмы начали включать рафтинг в программу развлечений, сдавая туристам лодки в аренду.

Экстремальный вид спорта

Рафт – достаточно безопасное судно даже для новичков. Баллон рафта разделен на секции, чем больше секций – тем ниже маневренность, но выше безопасность судна. Если острые камни пробьют прочный синтетический баллон, остальные секции удержат лодку на плаву. Других поломок произойти не может, тем более что вода сама скатывается с палубы, и даже если рафт переворачивается, он все равно остается на плаву, а страховочный канат позволяет экипажу удержаться у лодки.

В качестве дополнительного снаряжения спортсменам и туристам рекомендуют использовать спасательные жилеты и шлемы: при прохождении порогов есть риск удара, а стремительное горное течение может стать проблемой даже для хорошего пловца. В качестве экстремального развлечения рафтинг требует от гребцов выносливости, отработанной координации, выдержки, умения быстро принимать решения.

Где в России можно заняться рафтингом

  • на Кавказе – лучшая локация для любителей острых ощущений, которые не жалуются на физическую подготовку;
  • в Карелии – местные реки намного спокойнее кавказских, потому это хорошее решение для дебюта;
  • на Алтае – есть маршруты разной категории сложности, удачный выбор для многодневного путешествия.

Виды рафтинга

В зависимости от сложности сплавов рафтинг бывает спортивным, туристическим или походным. В первом случае речь идет о полноценной системе подготовки, сдаче нормативов и участии в состязаниях. Без физической подготовки, опыта сплавов и допусков принять участие в соревнованиях невозможно, поэтому намного чаще речь идет о туристических сплавах – коротком заплыве под руководством опытного гребца. Продолжительность сплава – несколько часов, подготовка не требуется, количество гребцов на рафте может достигать двенадцати.

Походный рафтинг – нечто среднее между первыми двумя видами. Туристы могут выбрать маршруты разной категории сложности: опытные гребцы ищут более сложные маршруты, новички – простые для прохождения водные артерии. Как и любой поход, этот вид рафтинга требует внимательного отношения к экипировке, провизии, безопасности и обустройству лагерей. Маршрут составляют не только с учетом особенностей речного русла, но и так, чтобы на расстоянии дневного перехода были хорошие места для стоянок.

Категории сложности водных артерий

  • 1-2 категория – реки с небольшими, простыми для преодоления порогами. Эта категория подходит для новичков и неопытных туристов.
  • 3 – реки с водоворотами, которые усложняют маневрирование. При рафтинге на водных артериях третьей категории сложности нужно соблюдать осторожность, гребцы должны действовать слаженно.
  • 4-5 – крутые водовороты, бурные потоки, сложные для прохождения пороги. Это маршруты для опытных туристов или спортсменов.
  • 6 – наиболее сложная категория, подходящая только для подготовленных спортсменов-профессионалов и опасная для экстремалов без подготовки.

Даже самый простой маршрут рафтинга связан с рисками: утонуть можно и в водоеме глубиной по колено. Поэтому новичков всегда сопровождает инструктор. При прохождении порогов рафт может перевернуться: это не проблема, лодку легко доставить к берегу. Впрочем, может потеряться отдельное снаряжение. Но гребцов должны предварительно подготовить, подробно рассказать и показать, как действовать в случае переворота лодки. Главный принцип: сначала спасаете себя и команду, а багаж и лодку – в последнюю очередь. Рафт, как правило, легко выталкивается на берег.

Источник

Рафтинг для начинающих, сплав по горным рекам

Рафтинг туризм

Ищете острые ощущения и любите активный отдых? Тогда этот, сравнительно новый вид туризма, – то, что вам нужно. Если не боитесь промокнуть – добро пожаловать на борт.

На сегодня это один из самых интересных и довольно популярных способов активного отдыха. Это модный водный спорт, который интересен своим захватывающим течением и перенесенными эмоциями.

Что такое рафтинг

Итак, рафтинг представляет собой экстремальный сплав по горным рекам или искусственно созданным гребным каналам с бурными водами. Откуда же этот туризм получил такое название? Как бывает часто, всему виной иностранное слово. Надувной плот для сплава называется рафт (от английского raft), а соответственно, окончание «ing» придает названию значение действия.

Рафтинг туризм

Современная лодка для сплава по горным рекам имеет мало схожего с обычным плотом. Однако это обусловлено достаточной опасностью, из-за чего средство передвижения должно быть более надёжным.

Что представляет собой плот для сплава

Безусловно, надежность и безопасность плота – это то, что было учтено в данном виде спорта в первую очередь. Именно поэтому на сегодня сам «рафт» имеет такие характеристики:

  • надувная лодка из современных материалов;
  • специальная конструкция и форма;
  • высокая устойчивость на воде;
  • вместительность 4-20 человек.

Благодаря таким свойствам, надувной плот для сплава можно назвать «водным вездеходом». Но, чтобы беспрепятственно преодолеть маршрут, всё же необходимо ознакомиться со всеми правилами и изучить некоторые особенности.

Какие существуют разновидности рафтинга

Нельзя сказать, что очень чётко выделяются несколько разновидностей этого активного отдыха. Однако, различают назначение самих сплавов. Существует следующая классификация:

  • Экспедиционный рафтинг. Путешествия с научными целями специально обученной группой людей.
  • Походный рафтинг. Туристический сплав по реке, который может включать в себя даже прогулку по тихой воде. Для любителей экстрима очень часто намеренно прокладывают «белые воды» – маршруты с препятствиями и порогами.
  • Спортивный рафтинг. Чистый спорт, в котором соревнуются команды и набирают очки за достигнутые результаты.

Необходимо понимать, что, если вы решились прокатиться на надувном плоту по горной реке, безопасность вашей жизни зависит от всей команды. Ведь у каждого человека, находящегося в «рафте», есть свои обязанности, которые распределяет инструктор. Если вы стали участником команды, будьте готовы выполнять какой-то из трёх видов гребли:

  • Распашными веслами.
  • Канойным способом.
  • Комбинированным способом.

Второй способ чаще всего используют в спортивном рафтинге. Члены группы усаживаются вдоль бортов, а за ними стоит один или два рулевых. При походном – распашные весла пользуются большей популярностью. Главное – внимательно слушать инструктора.

Это экстремальное занятие можно считать безобидным, если соблюдаются все нормы безопасности, гид-сопроводитель имеет большой опыт, а сложность участка реки соответствует уровню подготовки группы. При таком раскладе легко сохраняется устойчивое положение надувной лодки и сплав завершается успешно.

Снаряжение для рафтинга

Рафтинг туризм

Наверняка, вы уже догадались, что участники имеют специальное защитное снаряжение. Что же входит в экипировку? Для спуска по стремительным и бурным потокам участники должны быть оснащены защитными шлемами, спасательными жилетами, термоизоляционной одеждой и специальной обувью.

Горные потоки потенциально опасны, а к тому же могут нести довольно холодную воду. Перед началом путешествия обязательно проверьте наличие всего необходимого снаряжения.

Лучшие реки для сплава

Для любителей активного отдыха и туризма мы предоставляем самые захватывающие места для сплава по горным рекам на всей планете:

Янцзы (Китай). Она славится тем, что является одной из самых полноводных и протяженных рек на всём материке Евразия. К тому же, любители рафтинга отмечают в той местности очарование окружающих пейзажей.

Колорадо (США). Она поражает своей прекрасной флорой и фауной. Особенно захватывает участок в районе Гранд-Каньона. Она является одной из самых популярных бурных рек, а рафтеров привлекает множеством порогов и каньонов.

Замбези (Зимбабве). Эта река может похвастаться большим количеством водопадов и порогов. Чудо природы – водопад Виктория – является важной достопримечательностью Южной Африки. Рафтинг здесь будет незабываемо увлекательным для туристов.

Футалеуфу (Чили). Популярна благодаря рокочущим волнам. А окружающая чилийская природа также не может оставить равнодушным.

Виктория-Нил (Уганда). Эта горная река также известная своим множеством водопадов, препятствий и порогов, что позволяет более полно почувствовать удовольствие. Спуск по таким бурным водам интереснейший.

Также славятся любовью рафтеров водные потоки Австралии, Непала и Канады.

Надеемся, что вы обязательно выберете увлекательное место для путешествия, а сплав по горным порогам запомнится вам интересным и захватывающим видом активного отдыха. Главное, будьте осторожны, и помните: безопасность – превыше всего!

Источник



Сплавсредства — чему покоряются горные реки

Сплавсредства

Водный туризм – один из самых эмоциональных видов «дикого» туризма.

Здесь есть всё: полное погружение в природу, автономность, не достижимое в городских условиях удовольствие (имеется в виду рыбалка, да ещё какая!). Здесь возможен быстрый рост от наивного, мало что понимающего новичка до сурового, заросшего щетиной профессионала.

А реки нашей страны дают широчайшие возможности для выбора: можно в тёплой компании с подругами плыть по небыстрой таёжной речке; или где-нибудь на Кавказе, в Саянах, на Алтае сыграть с горной рекой в русскую рулетку.

Условно сплавсредства можно разделить на три класса (совсем как у настоящих боевых кораблей). Это лёгкий, средний и тяжелый классы.

Существуют и некие промежуточные – гибридные – конструкции. Но это для особых случаев сплава, для узконаправленных локальных целей.

  • Лёгкий класс составляют каяки и байдарки.

Лодка каяк фото

Каяк – это узкая, длинная, хищная как акула лодка, зачастую для одиночки (каяки бывают также двух- и трехместными). Профессионалы вытворяют на ней чудеса.

Например, перевернувшись (а такое в походах случается сплошь и рядом), каякер самостоятельно встаёт на ровный киль,не покидая каяка. Совсем как барон Мюнхгаузен, который вытащил себя вместе с лошадью из болота за волосы.

Одна беда: каяк слишком громоздок для транспортировки, он ведь неразборный. И места в нём для груза нет.

Поэтому в любом водном походе каякерам необходимы «шерпы» — другое средство сплава с экипажем, на котором ехал бы их груз.

Байдарка резиновая - надувная лодка фото

Наиболее распространённый и, заметим, очень удачный тип сплавсредства этого же класса – байдарки, особенно двухместные. Они могут быть каркасными и надувными.

Надувные легки, компактны, их не надо собирать. Накачал «лягушкой» — и готово, можно в путь.

Но! У надувной байдарки практически нет килеватости, поэтому она сильно рыскает при гребке и требуется немалое внимание и усилие, чтобы держать её на курсе.

К тому же эта байдарка довольно непредсказуема: как капризная женщина, может выкинуть какое-нибудь коленце, проще говоря, перевернуться.

Каркасная байдарка

Конструкция каркасной байдарки ясна из названия. Сначала собирается жёсткий каркас из стандартных, входящих в комплект элементов. Материал каркаса — дерево или лёгкий металл.

Особых различий при этом не возникает, на прочности тоже не сказывается. Скорее, это дело вкуса.

Собранный каркас впихивается (вталкивается, вставляется, втискивается) в водостойкую, прочную как шкура бизона оболочку. Всё, дело сделано!

Один совет: хотя бы за недельку до похода не пожалейте времени, произведите пробную сборку.

Нелишним будет и потренироваться на воде в посадке и особенно высадке из байдарки. Тут есть свои тонкости, познать которые можно только на практике.

Опытом многих-многих сплавов подтверждено: байдарка хороша на реках низшей категории сложности (о категориях можно узнать не только из интернета, но и из расспросов опытных сплавщиков).

Она вместительна, достаточно устойчива, быстра (на стоячей воде при слаженной работе экипажа может дать скорость в 7 – 8 км/час) и является, пожалуй, самым подходящим судном для нешироких быстрых рек с порогами не более 1 метра высотой.

  • Средний класс прочно и основательно оккупировали катамараны.

Катамаран для сплава по горным рекам

По количеству членов экипажа они бывают двойками и четвёрками. Двойки по ходовым качествам и безопасности ближе к байдаркам и редко когда используются в сплавах пятой или шестой категорий сложности.

А вот катамараны-четвёрки часто могут дать фору даже судам тяжелого класса – плотам.

Общий облик катамарана все, наверное, представляют. Два продольных длинных баллона, подвязанных к жесткой раме, и четыре гребца. Баллоны – двойные: внутренний из воздухонепроницаемой ткани и наружный меньшего, чем внутренний, диаметра, из плотной и прочной ткани. Рама может быть металлической, из лёгкого металла, но можно её изготовить из дерева на месте. В этом случае, конечно, катамаран несколько потеряет в элегантности.

Обратимся на момент к истории.

История катамаранов

Здесь мы, граждане РФ, можем чуточку погордиться. Если Россия — всё же не родина слонов, то уж туристских катамаранов точно.

В Советском Союзе катамаран как средство сплава использовался широко и давно. А поскольку заводское производство их отсутствовало, каждый делал катамаран на свой страх и риск, по собственному разумению.

Естественно, при таком разнообразии прогресс шел быстро и примерно к 1983 году определились оптимальные технические характеристики катамарана и главное – экипажи отказались от посадки на «пятую точку» и перешли на коленную. Это когда гребец стоит на баллоне на коленях.

А чтобы не упасть с катамарана, бёдра фиксируются мягкими или жёсткими фиксаторами. Такая, казалось бы, чисто техническая мелочь неожиданно резко повысила его возможности, он стал конкурентоспособен с плотами.

Отметим минус катамарана в сравнении с плотом: его водоизмещение в 4 — 6 раз меньше. Но зато! Катамаран может иметь отрицательную скорость – когда гребцы работают назад; он может идти против течения.

Правда, на горных реках вряд ли кому-либо взбредёт в голову ходить против течения, но можно траверсировать реку, почти не теряя высоты.

Отметим ещё одну особенность: именно катамаран, как никакая другая посудина, даёт экипажу такой трудно объяснимый словами навык, как «чувство воды». И поэтому из катамаранщиков получаются отличные плотовики (с возрастом многие переходят на плот, всё же катамаран любит молодых и гибких). Обратной пересадки – с плота на катамаран – почти не бывает.

Иностранцы познакомились с русскими катамаранами как раз в 1983 году, на водном ралли, на реке Чуя на Алтае.

Русские там же впервые увидели их плоты-рафты. Американцы долго ходили вокруг различных катамаранов, осматривали их, фотографировали.

И через два года на это же «Чуя-ралли» привезли свои катамараны заводского изготовления: элегантные, гладенькие, в разнообразной расцветке! Впрочем, призового места они всё равно не получили.

  • Перейдём к тяжелому классу сплавсредств – к плотам.

Рафт - надувной плот для сплава экстремалов

Здесь были две параллельные, независимые друг от друга, линии развития.

Одна – это то, что ныне обозначается словом «рафт» — американский плот, сейчас в России он имеет широчайшее распространение.

Рафт – плоскодонная посудина овальной формы, вдоль надувных бортов сидят гребцы с катамаранными однолопастными вёслами.

Для массового и сравнительно безопасного сплава, не требующего отточенной техники — это самое то!

Русский плот

О наших доморощенных плотах. Американцы, увидев их на уже упомянутом ралли, дали название «рашен рафт».

Современный «рашен рафт» — это 4 – 5 поперечных баллона большого — 1 метр и больше — диаметра. Баллоны вяжутся к деревянной раме, изготовляемой на месте.

Строительство плота – наука и песня одновременно, без опытного кораблестроителя не обойтись никак. Нужно выбрать подходящие деревья, ошкурить их, подсушить на костре, вытесать необходимую форму. На носу и корме устанавливаются подгребицы – этакие деревянные треугольники, на которые будут опираться греби. Особое искусство — изготовление длинных гребей, в четыре и более метра.

А когда плот мощно и уверенно идёт по крутым водным валам, когда спокойно и слаженно, без суеты и спешки работает экипаж – нет, никакой рафт не даст такого эстетического наслаждения. Увы! Увидеть сейчас настоящий русский плот в действии, на воде – большая редкость! Вымирают как мамонты.

Картинка плота на реке - честера

Пытливый ум туриста-водника спокойно жить не может (по крайней мере, так было до недавних пор), поэтому постоянно появлялись гибридные конструкции.

Цель-то благая: что бы такое придумать лёгкое, надёжное, безопасное, состоящее из одних достоинств? Назовём лишь одно сплавсредство, уверенно себя зарекомендовавшее — это честер (название местное, распространённое в Сибири; в других регионах возможно иное). Это два поперечных баллона, связанных рамой. На баллонах по два гребца лицом друг к другу, вёсла катамаранные.

Вот вкратце конструкция и возможности разных типов сплавсредств. Выбирайте, с чего начнёте.

Но что бы вы ни выбрали, поверьте: водный экстремальный туризм – это великолепное, чисто мужское занятие, которое проверяет тебя на прочность.

Видео

Смотрите ролик сплава на катамаране:

Самый опасный вид спортаСплав — это опасно. А какой — самый опасный вид спорта? Топ-10 под картинкой.

Техника дошла: помимо байдарок и катамаранов можно прокатиться на акваскиппере — не пожалеете.

Источник

Читайте также:  Набережная реки фонтанки 97 отель золотой век
Adblock
detector