Меню

Крупные порты реки кубань

Река Кубань

Река Кубань — главная водная артерия Кавказа, имеющая протяженность более 870 (восемьсот семидесяти) километров. Исток реки Кубань находится на юго-западных склонах величественного Эльбруса, на высоте 1339 метров, где сливаются две горных реки Учкулан и Уллукам.

Приток реки Уллукам находится на высоте 2970 м, происходит от ледника Уллукам. Протяженность реки вместе с притоком составляет 906 (девятьсот шесть) километров.

Ниже Укулана, Кубань несет свои бурлящие потоки по узкому глубокому скалистому ущелью, поросшему сосновым лесом. На пути встречаются каменистые шиберы, подвесные мосты. Буйный нрав реки красноречиво описал в пятидесятые годы прошлого столетия писатель Семен Бабаевский (1909-2000 гг.) в своем рассказе «Девичество Кубани».

Кубань относится к Кубанскому бассейному округу. По пути следования река пересекает города Карачаево-Черкесска, описывает большую дугу по Ставропольской возвышенности и на протяжении 662 (шестьсот шестидесяти двух) километров по Кубано-Приазовскую низменности и Адыгеи.

Речная сеть Кубани: 14 000 водопритоков, 9482 км. В равнинной части река полноводна и она используется для судов малой проходимости начиная от города Усть Лабинск. Устье основного русла находится в Темрюкском заливе.

На реке построены Зеленчукская, Куршавская, Барсучковская гидроэлектростанции, мощностью 620 Мвт, Краснодарское водохранилище, объемом 567 млн.куб.м.

В речной сети насчитывает сто шесть видов рыб, такие как рыбец, судак, четыреста видов и форм зоопланктонов (червяк, рачок, моллюск), околоводные птицы (баклан, гусь, утка, пеликан), в плавнях встречаются ондатра, дикий кабан.

Топоним

Многие топонисты: П.Кречмер,В.А.Никонов, Л.Г.Гулиев, Э.М.Мурзаевсчитают, что река имеет несколько происхождения наименования.

Антикинес, древнегреч. — осетр, осетровая река. Первое древнейшее название артерии. С давних времен пойма реки Кубань поставляла осетровых в Грецию и Рим.

Kuba, инда-иран. — извилистая. Инда-иранские племена жили в эпоху бронзы в Северном Причерноморье.

Гипанис, греч — лошадь

Кобан, карач.-балкар — дословно взбешенная, мчащаяся — синонимыичное название большая, сильная, буйная (мчащаяся как конь);

Псыжъ (псы), древне-адыг/кабардино-черкесское — вода. Период зарождения этого топонима исходит к 2000-летию до н.э. ;

Кофен, древнебулгарское — вода, река. Название исходит к 1000-летию до н.э. Со временем именно это название трансформировалось в современную Кубань.

Всего река Кубань имееет более 300 (техсот) вариаций своего названия.

История

Несколько десятков тысяч лет назад на месте Кубанской низменности был огромный залив Азова, который простирал свои берега от амани доя Приморско-Ахтарска и даже краснодара. Бурная горная река несла в залив ил, мусор, камни. Постепенно образовалась перемычка, которая отделила залив от основного водоема. Появился лиман. Наносы реки и грязевые вулканы постепенно подняли сушу над поверхностью лимана, так образовалась Кубанская низменность, затопляемая водами реки Кубань в период разливов. Низменность представляла собой пресноводные лиманчики соединенные между собой протоками, болотимстые плавни.

В истории река занимает немаловажное место в российской государственности. В 1792 году Екатерина II подписала указ об освоении земель, лежащих между правой стороной Кубани и Азовским морем. В связи с освоением земель дельта Кубани при впадении в Черное моря была изменена.

Ирригационные сооружения, водотводные каналы в XIX веке отвели русло реки Кубань в Азов. И только недавно старый путь горной красавицы к Черноморскому бассейну был восстановлен. По Черноморскому руслу воды реки Кубань вновь поступают в Кизилташский лиман для снабжения пресной водой кефалевого хозяйства.

В 1973 — 1975 годах водами реки Кубань было заполнено Краснодарское водохранилище, которое поглотило ранее созданное Тщикское.

Техническая справка (данные государственного водного реестра)

Код водного объекта — 08010300412110000013247 Местоположение — Карачаевский район (исток) — Ставропольский край — Адыгея — Краснодарский край (устье) Протяженность — 870км, впадает в Темрюкский залив Азовского моря Площадь водосбора – 57900 кв.км. Относится к Кубанскому бассейновому округу. Речной бассейн – Кубань

Источник

Судоходство на реке Кубань

  • Авторизуйтесь для ответа в теме

#1 Павел Вязовцев

f84572a4c7523ecb2955d7617d6418e1.jpg

Кубань — река на юге России, протекающая по территории республики Адыгея, Карачаево-Черкесской республике, Ставропольскому и Краснодарскому краям. Кубань берёт своё начало в районе горы Эльбрус. Исток находится в месте слияние рек Уллукам и Учкулан. Впадает река Кубань в Азовское море, образую большую дельту — устье находится в городе Темрюк.

ee5e32e91d9ba367d3ba0c93915ea97c.jpg

81e8f3f1144b71ae5e18c341892f1302.jpg

66d2c587cfe8550ead18e1fcfbf78375.jpg

#2 Павел Вязовцев

Страничка Википедии, посвященная Кубани: http://ru.wikipedia. iki/Ку%. B5ка)
Отсюда узнаем, что:

Начиная от г. Усть-Лабинска, река является судоходной. Кубань в 111 км от Азовского моря отделяет правобережный рукав Протоку, по которому почти половину своих вод сбрасывает в Азовское море недалеко от рабочего посёлка Ачуево. Кубань, не доходя до моря, отделяет влево ещё один рукав — Казачий Ерик, который вливается в Большой Ахтанизовский лиман, а из последнего через Пересыпское гирло поступает в Азовское море. Сама Кубань (Петрушин рукав) впадает в Темрюкский залив Азовского моря около города Темрюк так называемым Вербенским гирлом.

60км от Краснодара.

Однако вернемся в Усть-Лабинск, откуда изначально осуществлялось судоходство.

Судоходство на р. Кубань существует с 1871 г. Изначально судоходным являлся отрезок реки от Усть-Лабинска до Темрюка на протяжении 455 км. После ввода в эксплуатацию Краснодарского водохранилища Кубанское речное пароходство занялось выемкой из чаши водохранилища песка, гравия и щебня, наносимых течением Кубани, которые затем перевозились по реке и продавались. В конце 80-х гг. прошлого века объем добычи и перевозок по реке нерудных строительных материалов достигал максимального показателя — 11 млн. тонн в год. В 2005 году он уменьшился до 1,6 млн тонн. В 1995 году движение судов между водохранилищем и Темрюком прекратилось, так как шлюз водохранилища был поставлен на ремонт.

“Сейчас русло Кубани сильно заилено и загрязнено, река практически не работоспособна, — рассказал „Ъ“ председатель Совета директоров Волго-Донского пароходства, генеральный директор ОАО КРП Александр Давиденко. — Сегодня для навигации пригодно только 70 км реки, от Краснодарского водохранилища до Федоровского гидроузла”. По словам господина Давиденко, средств, выделяемых из федерального бюджета Кубанскому бассейновому управлению водных путей и судоходства на расчистку русла и дноуглубительные работы, недостаточно для поддержания судового хода в рабочем состоянии.

Читайте также:  Как вести себя если при переходе реки по льду лед начинает проламываться

Упомянутый выше шлюз водохранилища, остановленный в 1995 г. сейчас работоспособен, но судоходство до Усть-Лабинска не восстановленно из-за заиления водохранилища.
Опять Википедия: http://ru.wikipedia.

Организованное первоначально по водохранилищу судоходство в настоящее время прекращено, из-за обмеления, вызванного речными наносами.

На всех картах Краснодарское водохранилище выглядит достаточно оптимистично, зеркало на всем протяжении от Усть-Лабинска до Краснодара. На самом деле всё довольно грустно. На приведенной мною ниже карте водохранилища я условно провел черту, до которой сократилось зеркало водохранилища.
Изображение
Эту картину обмеления очень хорошо видно с борта самолета, приземляющегося в Краснодарском а/п, или взлетающего из него.
Т.е. через шлюз выйти в водохранилище можно, а вот дальше по нему особо плыть некуда .

Источник

Порты Краснодарского края

В России насчитывается 67 включенных в реестр морских портов, протяженность причального фронта которых составляет около 148 000 погонных метров, а мощность 1003,6 млн т в год. Из них 9 располагается на территории Краснодарского края, среди них числится крупнейшая в стране морская портовая база в Новороссийске. Общий грузооборот транзитных и внешнеторговых грузов в год во всем Азово-Черноморском бассейне, в который также входят 3 ростовских комплекса, в 2017 году составил 269,5 млн т, что на 10,4% больше, чем в 2016 году.

Портовые города Краснодарского края

Инфраструктура морских портов Краснодарского края выступает в современных реалиях стратегическим форпостом России, являясь южным окном в мир товарообмена и торговли. Ведущая роль морского транспорта заключается в осуществлении экспортных и импортных перевозок грузов. В Черноморском бассейне в структуре экспорта основными сегментами выступают:

  • нефть и нефтепродукты;
  • металлы;
  • лес;
  • уголь;
  • строительные материалы.

Структура импорта отличается и состоит из такой продукции, как:

  • зерно;
  • трубы для трубопроводов;
  • сахар;
  • машины и оборудования;
  • продукты питания.

Помимо лидера, важнейшие объекты находятся в Туапсе, Анапе и Темрюкском районе. В последнем базируется сразу 3 порта: «Темрюк», «Кавказ» и «Тамань». Все базы Краснодарского края осуществляют также и пассажирские перевозки и все, кроме «Тамани», открыты для международного сообщения. Активно развиваются и расширяются проекты от Сочи до Геленджика, на Азовском море ведется строительство новых грузовых и пассажирских зон.
В число портовых городов Краснодарского края входят:

  1. Новороссийск.
  2. Темрюк (порты «Темрюк», «Кавказ», «Тамань»).
  3. Ейск.
  4. Анапа.
  5. Геленджик.
  6. Сочи.
  7. Туапсе.

Новороссийск — самый крупный в России

Морской терминал в Новороссийске является крупнейшим в России и Краснодарском крае, а также одним из самых больших в Черном море. Кроме того, он занимает первую строчку рейтинга по протяженности причальной линии среди других российских объектов: ее длина составляет 8,3 км. Он работает круглогодично, поскольку находится в незамерзающей северо-восточной части Цемесской бухты.

В 2017 году его грузооборот составил 147,4 млн т, увеличив показатель на 12,2% по сравнению с предыдущим периодом. Таким образом, на него приходится около 55% всего грузооборота Азово-Черноморского бассейна. За первые 10 месяцев 2018 года уровень мощности достиг цифры в 128 млн т.

Темрюк — портовый регион Азово-Черноморского бассейна

В Темрюкском районе находится сразу 3 порта: «Темрюк», «Кавказ» и «Тамань». Несмотря на то, что последний пока отстает по объему грузооборота, властями на него делается серьезная ставка: в будущем он должен стать вторым в Южном регионе по объему перевалки. К началу 2018 года в эксплуатацию уже были введены нефтеперевалочная база и зерновой терминал. Также ведется обсуждение проекта появления сухогрузного района мощностью порядка 94 млн тонн в год. В южной зоне возводится новый терминал навалочных грузов мощностью до 35 млн т в год. Особое значение он имеет в связи с близким расположением к Крымскому мосту, что обеспечивает возможность ввоза грузов на территорию полуострова без попадания под санкции.

В Темрюкском районе на косе Чушка в Керченском проливе находится порт «Кавказ», второй по грузообороту в Азово-Черноморском бассейне и пятый в России с показателем порядка 30,5 млн т в 2016 году. Благодаря расположению на берегах Керченского пролива, терминал является и одним из крупнейших пассажирских в стране. Он обеспечивает паромное сообщение с Крымом, а также принимает железнодорожные паромы из Варны. Общий пассажиропоток составляет около 40 000 человек ежегодно.

«Темрюк» находится на Азовском море и является, по сравнению с соседними, небольшим: грузооборот составляет лишь 2,9 млн т в год. Строительство приморской базы началось еще в 1893 году, однако завершилось лишь в 1908, после чего он смог принимать большие суда. Развитие осуществлялось несистемно, однако в последние годы ведется его модернизация, что говорит о предпосылках экономического развития.

Читайте также:  Реки которые протекают в западном округе

Сочи — самая большая яхтенная марина на побережье Черного моря

Морпорт Сочи «Имеретинский» находится в Адлерском районе, недалеко от устья реки Мзымта и кольца Олимпийского проспекта. Он был окончательно сдан в эксплуатацию в 2012 году и стал первым в постсоветское время подобным сооружением на Черноморском побережье. Он строился для эффективного обеспечения Олимпийских объектов материалами, а общая сумма строительства составила 6 миллиардов рублей.

До 2014 года основным направлением его деятельности было принятие грузов, однако после началась перестройка в яхтенную марину. Она станет крупнейшей на побережье стоянкой для катеров и яхт, рассчитанной на размещение 700 судов. Сейчас это универсальный грузопассажирский терминал, куда заходят огромные товарные судна и пассажирские лайнеры.

Видео

Источник

КУБА́НЬ

КУБА́НЬ, ре­ка в Ев­роп. час­ти Рос­сии, в Ка­ра­чае­во-Чер­ке­сии, Став­ро­поль­ском и Крас­но­дар­ском кра­ях, Ады­гее. Бе­рёт на­ча­ло от слия­ния гор­ных рек Ул­лу­кам и Уч­ку­лан на выс. 1340 м. Дли­на 870 км (от ис­то­ка р. Ул­лу­кам, бе­ру­щей на­ча­ло на зап. скло­не Эль­бру­са, – 906 км), пл. бас­сей­на 57,9 тыс. км 2 . Впа­да­ет в юго-вост. часть Азов­ско­го мо­ря.

В верх­нем те­че­нии (от ис­то­ка до г. Не­вин­но­мысск) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся зна­чит. ук­ло­на­ми (до 49‰) и ско­ро­стя­ми те­че­ния (до 6 м/с). До устья р. Те­бер­да име­ет глу­бо­кую и уз­кую (от 0,2 до 2 км) до­ли­ну, ни­же по те­че­нию она рас­ши­ря­ет­ся и дос­ти­га­ет у г. Чер­кесск 6 км. Ни­же Чер­кес­ска рус­ло час­то раз­би­ва­ет­ся на ру­ка­ва. В верх­нем те­че­нии рус­ло га­леч­но-ва­лун­ное, изо­би­лу­ет пе­ре­ка­та­ми и по­ро­га­ми. Его ши­ри­на из­ме­ня­ет­ся от 6–20 м в ис­то­ке до 130 м у ху­то­ра Дег­тя­рев­ский. В сред­нем те­че­нии (до устья р. Ла­ба) пе­ре­се­ка­ет Став­ро­поль­скую воз­вы­шен­ность, За­ку­бан­скую и Азо­во-Ку­бан­скую рав­ни­ны. Ук­ло­ны ре­ки умень­ша­ют­ся (сред­ний 6‰), те­че­ние бо­лее спо­кой­ное. До ста­ни­цы Те­миж­бек­ская до­ли­на срав­ни­тель­но ши­ро­кая, бес­пой­мен­ная, с тер­ра­си­ро­ван­ны­ми скло­на­ми. Ни­же по­яв­ля­ет­ся ле­во­бе­реж­ная пой­ма ши­ри­ной до 4 км (у г. Усть-Ла­бинск); пра­вый склон до­ли­ны вы­со­кий и об­ры­ви­стый (до 20–40 м), ле­вый – по­ло­гий. Ре­ка из­ви­ли­ста и блу­ж­да­ет по пой­ме, об­ра­зуя ста­ри­цы. Рус­ло пес­ча­но-га­леч­ное, мес­та­ми – с гра­вий­но-га­леч­ным и ка­ме­ни­стым ло­жем, изо­би­лу­ет пе­ре­ка­та­ми, ино­гда дро­бит­ся на ру­ка­ва. Ши­ри­на рус­ла 110–160 м. В ниж­нем те­че­нии ре­ка мно­го­вод­на; до­ли­на зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ет­ся и ста­но­вит­ся не­яс­но вы­ра­жен­ной; пой­ма уве­ли­чи­ва­ет­ся до 20 км у ста­ни­цы Марь­ян­ская и вновь су­жа­ет­ся до 2–4 км у ста­ни­цы Ва­ре­ни­ков­ская. Рус­ло ре­ки пес­ча­ное и пес­ча­но-гли­ни­стое, из­ви­ли­стое, ог­ра­ж­де­но при­ру­сло­вы­ми ва­ла­ми, встре­ча­ют­ся ост­ро­ва. Ши­ри­на рус­ла 160–200 м и бо­лее. Ни­же ху­то­ра Ти­хов­ский на­чи­на­ет­ся дель­та К. (дли­на 116 км, пл. 4300 км 2 , про­тя­жён­ность мор. края 150 км) с круп­ны­ми ру­ка­ва­ми Ку­бань, Про­то­ка и Ка­за­чий Ерик, мно­го­числ. во­до­ёма­ми, плав­ня­ми и ис­кусств. ка­на­ла­ми. Осн. при­то­ки К. – Те­бер­да, Ма­лый и Боль­шой Зе­лен­чук, Уруп, Ла­ба, Бе­лая, Пшиш, Псе­купс и Афипс (ле­вые). Все­го в бас­сей­не ре­ки 14,5 тыс. во­до­то­ков, 1630 озёр, 467 лед­ни­ков.

К. от­но­сит­ся к ре­кам с про­дол­жит. ве­сен­не-лет­ним по­ло­водь­ем (март – сен­тябрь) сме­шан­но­го про­ис­хо­ж­де­ния и до­ж­де­вы­ми па­вод­ка­ми зна­чит. вы­со­ты в те­че­ние все­го го­да; воз­мож­ны на­вод­не­ния. На до­лю до­ж­де­вых осад­ков при­хо­дит­ся 38% го­до­во­го сто­ка, грун­то­вых вод – 36%, лед­ни­ко­во-сне­го­во­го пи­та­ния – 26%. По­сле строи­тель­ст­ва Крас­но­дар­ско­го и др. гид­ро­уз­лов вод­ный ре­жим ни­зовь­ев К. из­ме­нил­ся, до­ли ве­сен­не­го, лет­него, осен­не­го и зим­не­го се­зо­нов со­став­ля­ют 28, 31–40, 17–21 и 15–20% соот­вет­ст­вен­но, диа­па­зон ко­ле­ба­ния уров­ней во­ды в ре­ке в те­че­ние го­да в сред­нем – от 1,4 м в верх­нем те­че­нии до 4,5 м в ниж­нем. Сред­не­мно­го­лет­ний рас­ход во­ды из­ме­ня­ет­ся от 76 м 3 /с в вер­хо­вье до 398 м 3 /с в г. Крас­но­дар и 380 м 3 /с у ху­то­ра Ти­хов­ский. Сред­не­мно­го­лет­ние сток взве­шен­ных на­но­сов и мут­ность во­ды в ес­теств. ус­ло­ви­ях дос­ти­га­ли у ху­то­ра Ти­хов­ский 8 млн. т и 630 г/м 3 со­ответ­ст­вен­но, по­сле строи­тель­ст­ва Крас­но­дар­ско­го гид­ро­уз­ла они умень­ши­лись до 1,4 млн. т и 125 г/м 3 . Ле­до­став не­ус­той­чив. Пе­ри­од с ле­до­вы­ми яв­ле­ния­ми в вер­ховь­ях К. обыч­но длит­ся с на­ча­ла де­каб­ря до се­ре­ди­ны мар­та (про­дол­жи­тель­ность 75–85 сут), в ни­зовь­ях – с кон­ца де­каб­ря до кон­ца фев­ра­ля (ок. 40 сут). Об­щая про­дол­жи­тель­ность ле­до­ста­ва 30–50 сут.

Бас­сейн К. – важ­ней­ший с.-х. рай­он. Сток ре­ки и её при­то­ков ре­гу­ли­ру­ют 40 во­до­хра­ни­лищ объ­ё­мом бо­лее 0,001 км 3 (в т. ч. Крас­но­дар­ское во­до­хра­ни­ли­ще – объ­ём 2,8 км 3 , дли­на 46 км, пл. 394 км 2 ), 9 круп­ных гид­ро­уз­лов. Вы­ше г. Усть-Дже­гу­та, ни­же г. Не­вин­но­мысск, у ста­ни­цы Фе­до­ров­ская и ху­то­ра Ти­хов­ский К. пе­ре­кры­та пло­ти­на­ми для по­да­чи во­ды в ка­на­лы. Не­вин­но­мыс­ский ка­нал обес­пе­чи­ва­ет во­дой р. Егор­лык и ком­плекс во­до­хра­ни­лищ на р. Зап. Ма­ныч в бас­сей­не р. Дон. Соз­да­ны оро­сит. и об­вод­нит. сис­те­мы, гл. обр. в ниж­нем те­че­нии и в дель­те. За­бор во­ды на хо­зяйств. ну­ж­ды со­став­ля­ет 10,8 км 3 /год, сброс ис­поль­зо­ван­ных вод в реч­ную сеть 5,9 км 3 /год, в т. ч. 0,7 км 3 без очи­ст­ки или не­дос­та­точ­но очи­щен­ных. Ка­че­ст­во во­ды из­ме­ня­ет­ся от ка­те­го­рии «уме­рен­но за­гряз­нён­ной» в вер­хо­вье до «за­гряз­нён­ной» и «гряз­ной» в ни­зо­вье. Осн. за­гряз­ни­те­ли – медь, цинк, же­ле­зо, неф­те­про­дук­ты, азот нит­рит­ный, фе­но­лы. Гид­ро­энер­ге­тич. ре­сур­сы бас­сей­на К. ис­поль­зу­ют­ся не­дос­та­точ­но. В ни­зовь­ях и дель­те оби­та­ет до 90 ви­дов и под­ви­дов рыб; из мо­ря за­хо­дят осет­ро­вые, сельдь, ке­фаль, угорь, ры­бец, ше­мая и др. Су­до­ход­на от ста­ни­цы Во­ро­неж­ская до устья. На К. (вниз по те­че­нию) – круп­ные горо­да Чер­кесск, Не­вин­но­мысск, Ар­ма­вир, Но­во­ку­банск, Кро­пот­кин, Усть-Ла­бинск, Крас­но­дар, Сла­вянск-на-Ку­ба­ни, Тем­рюк.

Читайте также:  Какая река в западной сибири является ее символом

Источник



Река Кубань

Кубань — река на юге России, протекающая по территории республики Адыгея, Карачаево-Черкесской республике, Ставропольскому и Краснодарскому краям. Кубань берёт своё начало в районе горы Эльбрус. Исток находится в месте слияние рек Уллукам и Учкулан. Впадает река Кубань в Азовское море, образую большую дельту — устье находится в городе Темрюк.

Река Кубань

Река Кубань. Фото: Павел Вязовцев

Длина реки Кубань — 870 км, площадь бассейна — 57900 км2, Общий сток Кубани в море составляет около 11,0 км³ в год. Питание реки состоит из дождевого и снегового (65 %), таяния высокогорных снегов и ледников (20 %) и грунтовых вод (15 %).

На реке Кубань скорость течения при максимальных уровнях воды колеблется от 4,3 до 7,0 км/час, местами она достигает 7,7 км/час. При средних уровнях воды скорость течения составляет 2,2 — 3,6 км/час. В межень она уменьшается до 1,4 км/час, местами до 0,7 км/час.

Русло реки Кубань, особенно в средней части, подвержено деформации. На устьевых участках рек Кубань и Протока наблюдаются сгонно-нагонные явления. В устье реки Кубань уровень воды при нагоне может подняться на 216 см выше проектного уровня.

Ледостав на реке Кубань неустойчивый, а в отдельные годы отсутствует. Первые ледовые явления наблюдаются в I-II декаде декабря. Вскрытие реки в среднем начинается во II декаде февраля.

Река Кубань

Река Кубань в Краснодаре. Фото: Павел Вязовцев

Крупные города на реке Кубань:

— Армавир
— Карачаевск
— Краснодар
— Кропоткин
— Невинномысск
— Темрюк
— Усть-Джегута
— Усть-Лабинск
— Черкесск

Водохранилища на реке Кубань:

— Краснодарское водохранилище (Краснодарский край)
— Кубанское водохранилище (Карачаево-Черкессия)
— Усть-Джегутинское водохранилище (Карачаево-Черкессия)

Река Кубань

Усть-Джегутинский гидроузел. Фото: Кубанское бассейновое водное управление

Река Кубань от Краснодарского гидроузла до устья на Азовском море имеет протяженность 249 км. На расстоянии 117,5 км от устья реки Кубань справа отделяется судоходный рукав – река Протока длиной 133 км, впадающая в Азовское море ниже поселка Ачуево.

Гарантированная глубина реки Кубань составляет 160 — 220 см в западной части Краснодарского водохранилища (по судовому ходу) и столько же на Краснодарском гидроузле, 150 см на участке от Краснодарского гидроузла и до Федоровского гидроузла, 120 см на участке от Федоровского гидроузла до Тиховского гидроузла и столько же на дальнейшем участке до Темрюка. Габаритная ширина судового хода составляет 50 метров на Краснодарском водохранилище, 35 метров на Краснодарском гидроузле, и 30 метров на участке Краснодар — Темрюк. Радиус судового хода составляет 150 метров на участке Краснодарское водохранилище — Краснодарский гидроузел, 125 метров на Федоровском гидроузле и 100 метров на участке ниже него до Темрюка.

В бассейне реки Кубани около 50 каналов. Длина их колеблется от 8 до 288 км, ширина от 5 до 35 метров, а глубина — от 1 до 4 метров. Наиболее крупными по протяженности и расходам воды являются: Большой Ставропольский (длина 288 км), Невинномысский (длина 58 км), Федоровский (длина 45 км), Прикубанский (длина 42 км), Южный Магистральный. Все каналы разделяются на две группы: каналы межбассейнового перераспределения стока, по которым водапоступает из бассейна реки Кубани в другие речные бассейны и каналы, распределяющие воду по территории бассейна реки Кубани. К первым относятся четыре канала: Большой Ставропольский, Невинномысский, Калаусский и Темижбекский. По первым двум каналам вода попадает в реку Кума и реку Дон, через Калаусский канал вода поступает в реку Калаус и реку Егорлык, а далее — в Западный Маныч. По Темижбекскому каналу вода подается на равнинную часть Краснодарского края.

Судоходство на реке Кубань:

Судоходство на реке Кубань существует с 1871 года. Обслуживанием шлюза и поддержанием судоходной обстановки занимается Федеральное бюджетное учреждение «Администрация Волго-Донского бассейна ВВП» (ГБУ «Волго-Дон»).

По условиям плавания судоходные пути Кубанского бассейна относятся:

— к разряду «Р» — часть Краснодарского водохранилища от станицы Васюринская до Краснодарского гидроузла,
— к разряду «Л» — остальные судоходные пути.

Единственная судоходная компания, работающая на реке Кубань — Кубанское речное пароходство, основанное в конце XIX века, а с 2002 года входящее в группу компаний «Азово-Донское пароходство». Компания участвует в логистических схемах по доставке негабаритных грузов по реке Кубань из портов Азовского и Черного морей в центр Краснодарского края, занимается добычей и перевозкой песка силами собственного флота (земснаряды, гидроперегружатели, буксиры и баржи), а также организует пассажирские прогулочные рейсы по реке в Краснодаре (теплоходы «Кубань» и «Дон»).

Гидроузлы на реке Кубань на карте:

Гидроузлы на реке Кубань

Увеличить >>

Источник

Adblock
detector