Меню

Конспект урока вода в реке

География. 6 класс

Конспект урока

География, 6 класс

Урок 04. Реки Земли

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. Урок посвящён изучению поверхностных вод суши – рек.
  2. В ходе урока школьники познакомятся с особенностями строения реки и её частями.
  3. Узнают об основных отличиях равнинных и горных рек.
  4. Узнают об особенностях режима рек

Река – природный водный поток, протекающий в понижении рельефа, созданного её движением.

Русло – самая глубокая часть речной долины, где водный поток постоянный.

Исток – место начала реки.

Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.

Приток – реки, присоединяющиеся по пути к основной реке.

Речная система – главная река с притоками.

Речной бассейн – площадь суши с которой река собирает воду.

Водораздел – линии поверхности Земли, по разные стороны от которых сток идёт в разные речные бассейны.

Пороги – твёрдые породы в русле рек.

Режим реки – изменение уровня воды по сезонам, процесс замерзания или ледохода на реке в определённое время.

Межень – период самого низкого уровня воды в реке.

Паводок – внезапное поднятие уровня воды в реке, вызванное выпадением дождей или интенсивным таянием снега.

Половодье – увеличение количества воды в реке, повторяющееся ежегодно в определённое время года.

Основная и дополнительная литература по теме

  1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
  2. Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
  3. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
  4. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
  5. Сайт: Издательство «Просвещение» www.prosv.ru.
  6. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
  7. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
  8. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
  9. Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.
  10. Сайт. Гидрометцентр России. https://meteoinfo.ru.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Мы уже успели изучить воды Мирового океана. Теперь мы начнём изучать воды суши. На суше огромные запасы пресной воды сосредоточены в реках. Каждый из вас хотя бы раз в жизни видел реку. А каковы особенности рек? Тема нашего урока: «Реки Земли».

Реки – обычно постоянные потоки поверхностных вод, текущих в выработанных ими углублениях – руслах.

Каждая река имеет исток, русло, устье. Река может иметь притоки или сама быть притоком и является частью речной системы. Источники питания рек – дожди, снег, ледники и подземные воды. Водность и режим рек тесно связаны с их источниками питания и климатическими условиями. Характер течения реки зависит от рельефа территории, по которой она протекает.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Подберите подписи к изображениям.

Варианты ответов:

Правильный вариант ответа:

Задание 2. Распределите характеристики горной и равнинной рек.

Источник

Конспект урока «Воды суши: реки и озёра»

Урок по географии 6 класс

Воды суши: реки и озера

Тип урока «открытия» нового знания.

Предметные результаты:

— давать определение реки, характера течения реки, истока реки, устья реки, бассейна реки, водораздела, речной системы, озера, видов озер;

— называть и показывать правые и левые притоки реки.

Познавательные УУД

Представлять выделенную информацию текста в тезисах.

Устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные УУД

Выполнять действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

Коммуникативные УУД

Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства.

Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности.

Определять свои действия и действия партнера.

Организационный момент (мотивация) — Первый этап урока.

Добрый день, ребята! На прошлом уроке вы изучили новую тему. И я хотела бы, чтобы вы прослушали стихотворение и ответили мне на несколько вопросов.

Спросил на днях Малыш – сосед

У струйки, Льющейся из крана:

— Издалека, из океана!

Потом малыш гулял в лесу.

Росой искрилась поляна,

На поле лег туман густой,

Малыш спросил и у тумана:

Автором этих замечательных слов является Дитрих.

— Какое явление природы он описывает?

— Какое значение имеет круговорот в природе?

— Где большая часть воды сосредоточена на Земле?

— Какие виды природных вод вы услышали в стихотворении?

Спасибо за работу на первом нашем этапе, и мы продолжаем.

Второй этап урока – определение темы урока.

Для начала я хочу вам предложить игру «Верю — не верю». Для этого вам понадобятся конверты с сигнальными карточками. Если вы мне верите, поднимите сигнальную карточку зеленого цвета, если не верите, то – красного цвета.

  1. Верите ли вы, что реки, озера, ручейки, каналы — это воды суши?
  2. Верите ли Вы, что река Волга впадает в Каспийское море?
  3. Верите ли Вы, что река Волга – это горная река?
  4. Верите ли Вы, что у реки есть притоки?
  5. Верите ли Вы, что Волга – это одна из крупнейших рек России?

Да, ребята вас не так легко завести в заблуждение. Молодцы!

А теперь предлагаю другую игру, которая называется «Белая ворона», попробуем же найти «белую ворону»…

(Используется раздаточный материал. Работа в группах с элементами комментирования или текст в презентации).

Внимательно читаем логический ряд и называем «белую ворону» (читая, комментируем выбранный ответ, выделяя «белую ворону»).

Евразия, Австралия, Антарктида, река.

Колумб, озеро, Магеллан, Джеймс Кук .

Амазонка, Ориноко, Енисей, Парана .

Исток, медведь, волк, лиса.

Газ, устье, уголь, нефть.

А теперь еще раз выделим слова, которые обозначают «белую ворону» в каждом логическом ряду.

Молодцы! У нас с вами появился ряд слов, но не простой, а связанный с темой нашего урока. Итак, какова же тема нашего сегодняшнего урока? Запишите тему урока в тетрадь.

Ученики определяют тему урока: Воды суши: реки и озера.

Третий этап урока – изучение нового материала.

— Кто был на берегу реки?
— Все вы были на побережье реки, расскажите, что представляет она собой?

(Это вода, которая постоянно течет в углублении на поверхности суши) .

(Это поток большого количества воды в природном углублении.)
— Правильно. И так, как мы с вами запишем в тетради определение? Можно использовать подсказку в тесте учебника.

Река — это водный поток, протекающий в естественном углублении земной поверхности – русле.

— Обычно русло реки расположено на дне более широкого углубления, называемой речной долиной . Пониженная часть речной долины, которая затопляется водой, называется поймой.

Схема реки. . Заполнение схемы в путеводных листах.

Река течет по уклону земной поверхности: ее начало всегда расположено выше, чем окончание. Начало реки, т.е. голова – это исток. Истоки бывают разные: из озера, из болота, из-под ледника. Но никогда река не вытекает из моря.

(Подписывают на схеме истоки) .

Место, где река впадает в другую реку, озеро или море называется устьем реки. Устье – это конец реки. (Подписывают на схеме) . Таким объектом может быть море, озеро или другая река.

Все самые большие реки впадают в моря или океаны. Некоторые из них заканчиваются в озерах, но большинство является притоками других рек.

— По карте России предлагаю вам определить устье рек: Волга, Обь, Лена, Дон. (один ученик работает у доски).

Читайте также:  По реке плывет пирога в пироге хиппи их очень много

— Ребята, главная река со всеми притоками образует речную систему . А вся площадь суши, с которой река собирает воду, называется бассейном реки . Граница между соседними речными бассейнами называется водоразделом .

Работа со схемой: — Посмотрите на рисунок в учебнике Е.М Домогацких Стр. 152 рис 110 (Речная система реки Волга)

Запишем понятия в тетрадь.

Работа с таблицей: Таблица: (распределить характеристики): Бурлят, пенятся; Горный, Быстрая, Медленная, Равнинный, Спокойная

Источник

Урок географии по теме «Воды суши. Реки» по ФГОС. 5-й класс

Презентация к уроку

Базовый учебник: А.А. Летягин. География. 5 класс. М.: «Вентана-Граф», 2012г.

  • Сформировать представление о частях реки, о крупнейших реках России с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
  • Расширить и углубить знания о водах суши – реках.
  • Продолжить формирование умения работать в группе, в паре и самостоятельно; умения провести самооценку; умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни; безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
  • Обучающие:
    • формирование знаний о реках (части, состав, виды, особенности питания и режима);
    • формирование знаний о возможностях использования; формирование умения работать с картой;
    • формирование умения составлять описание географического объекта;
    • формирование навыков по поиску информации, обработке ее, сравнению и описанию по теме «Реки».
  • Развивающие:
    • развитие навыков работы с информационным материалом.
    • развитие навыков использования, обработки информационных ресурсов.
    • формирование критического мышления.
  • Воспитательные:
    • способствование осознанию красоты окружающего мира, необходимости бережного отношения к природе. Формирование чувства любви к родной природе.

Предполагаемые результаты обучения:

  • Личностные: повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль.
  • Метапредметные: при помощи информационных технологий (ЭОР) формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию; с помощью данных ресурсов формирование умения чтения информации на снимках; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.
  • Предметные: знать и объяснять понятия: река, исток, устье, речная система, бассейн, водораздел; уметь находить и показывать реки на карте мира, России, Астраханской области, различать горные и равнинные реки, составлять описание реки по плану.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, в парах, группах.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, выход в интернет.

  • Основные: учебник «География 5 класс», атлас и контурные карты 6 класс, карта полушарий, физическая карта России.
  • Дополнительные: энциклопедии, справочники по географии, Интернет-ресурсы.

– Здравствуйте! слово, какое чудесное, красивое, доброе, чуточку нежное.
– Здравствуйте! Скажем мы новому дню!
– Здравствуйте, скажем, мы нашим гостям!
– Закройте глаза, положите свою ладонь на ладонь соседа и пожелайте друг другу хорошего настроения, удачи, отличных оценок!

Все готовы – все готовы
Все в порядке – все в порядке
И учебники – и учебники
И тетрадки – и тетрадки
С добрым утром начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и искать

Мобилизующий этап (проверка домашнего задания)

1. Расположите океаны в порядке уменьшения их площади: Индийский, Тихий, Атлантический, Северный Ледовитый.
2. Часть океана, глубоко вдающаяся в сушу, но свободно соединяющаяся с океаном, называется: заливом, проливом, морем.
3.Выбрать самый большой залив: Аравийский, Гвинейский, Персидский.
4. Выступающая часть суши, с трех сторон окруженная водой, называется: остров, полуостров, архипелаг.
5. Выбрать самый большой остров: Гренландия, Тасмания, Мадагаскар.
6. К внутреннему морю относится: Баренцево, Аравийское, Черное.
7. Самое соленое море на Земле: Балтийское, Черное, Красное.

Установка познавательной задачи (2 мин.)

Звуки в природе. Ручей в лесу

Продолжаем изучать водную оболочку Земли – а символом этой оболочки является – вода. Вода – одно из начал существования всего живого на Земле. «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобой наслаждаешься, непонимая, что ты такое», – писал Антуан де Сент-Экзюпери, известный французский писатель. (Слайд 2)

Предлагаю отгадать загадки:

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.

Между гор, между дол
Бежит белый конь.

В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется

Целеполагание (2 мин.)

Сообщаю тему урока : Вы уже поняли, что тема урока … (Реки)
Запишите в тетрадь. Обратите внимание на карту. Вы увидите множество нитей голубого цвета, их огромное множество. Все это реки.

Ученик читает стихотворение.

Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река.
Меконг, Янцзы и Хуанхэ,
Где жёлтый берег вдалеке.
Амур, Даугава и Миссури,
Рассветы там синей лазури.
Я слышал Конго, есть река,
Темна, опасна, глубока.
Есть Амазонка, Ориноко,
Текут они в дали далёкой,
Есть Нил великий, Ганг огромный,
Есть множество – больших и скромных…

Предлагаю определить значимые цели урока по теме урока:

  • Изучить понятия: река, русло, исток, устье, приток, особенности рек в зависимости от рельефа и климата.
  • Познакомиться с крупнейшими реками России, мира.
  • Научиться показывать реки мира, России на карте.
  • Уметь определять водоразделы и бассейны рек.

Изучение нового материала (10 мин.)

– Ребята, а какие ассоциации у вас возникают со словом река?
–Много великих и прекрасных художников изображали в своих картинах реки (показ фрагментов картин.А.М Васнецова «Северный край», И.И.Левитана «Большая вода», Н.М. Ремезова «Река царевна» и др.).
–Васнецов, Аполлинарий Михайлович, Исаак Ильич Левитан, Николай Владимирович Ремизов. Но не только художники, но и писатели посвящали свои произведения рекам. Кто не помнит гоголевских строк: «Чуден Днепр при тихой погоде…»

Чуден Днепр при тихой погоде,
когда вольно и плавно,сквозь горы,леса,
гордо он мчит свои полные воды,
вылитый, будто весь с серебра.

–Реки обожествлялись, им поклонялись, приносили жертвы, их воспевали в песнях, о них складывали стихи и легенды. Много красивых, прекрасных строк им посвятили поэты.

Творческое задание: чтение учащимися стихотворений о реках.

А.Твардовский «За далью даль»

Семь тысяч рек, ни в чем не равных:
И с гор стремящих бурный бег,
И меж полей в изгибах плавных
Текущих в даль – семь тысяч рек
Она со всех концов собрала –
Больших и малых – до одной,
Что от Валдая до Урала
Избороздила шар земной.

О, Волга! после многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь
Все тот же виден монастырь
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслыша звон колоколов…
«…О, Волга, колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зорям,
Когда еще все в мире спит
И алый блеск едва скользит
По темно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке…»

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь ,
Морю Каспию журчит:

Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей

– Сколько их на нашей планете, больших и малых? Много, очень много. Они словно голубой сеткой покрывают Землю.

Читайте также:  Определите ширину реки ac 100

– Кто может назвать крупные реки мира, России?

  • 1 группа: Самая длинная река мира – Нил (Африка) – 6671 м
  • 2 группа: Самая полноводная в мире – Амазонка (Ю. Америка) – 7,2 млн. кв. км
  • 3 группа: Самая длинная у нас в стране – Обь с Иртышом – 5410 км,
  • 4 группа: Самая полноводная в нашей стране – Енисей

Работа в группах

Дети находят и показывают в атласах, а затем на карте у доски.

–Разные чувства реки вызывали у поэтов, писателей, художников, а мы попробуем в прозе сказать, что такое река. Постарайтесь ответить на этот вопрос самостоятельно (Дети дают определения).

– А теперь давайте сравним наши определения с научным и запишем его в тетрадь (работа с учебником стр. 96. и раб тетрадью стр. 50).

– Человек рождается. Место, где человек родился, называют Родиной
И у реки есть место рождения. Как же оно называется? См. стр. 96 Оно называется – родник или исток.

Учитель: Исток реки Волги находится на Валдайской возвышенности.
«…Вот отсюда, именно отсюда
Из глубин лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская, великая река
Лёгкий дом, как девичья светёлка,
Вяз, ольшаник, сумрачная ель.
Стойте, люди! Здесь родилась Волга!
Здесь её и дом, и колыбель

Видеоролик «Исток Волги»

Часто человек живет для других людей, родных и близких. Например, ваши родители живут для вас. Это и есть смысл жизни.
У реки есть так же смысл жизни. Это донести свои воды до моря, озера или другой реки, что бы ни нарушить круговорот воды в природе. Как же называется это место?

Место, где река впадает в море, озеро или другую реку называют – устье.

Слайды 17, 18 и учебник стр. 96

Первичная проверка понимания (5 мин.)

Работа в парах с картами атласа и настенной физической картой полушарий: найдите на карте истоки и устья разных рек разных рек :

I гр – Обь, Енисей,
II гр – Терек, Нил,
III гр – Амазонка, Конго.
IV гр – Лена, Амур

Объясняют как определить правый и левый берег.

Важно! Исток не может находиться в море или океане.

Аналогично по мере знакомства с новыми понятиями на доске появляются новые слова – речная система, водораздел, бассейн.

Работа с учебником: найти эти определения (Слайд 19). Линии водоразделов не только определить бассейн реки, но и отнести реки к бассейнам океанов.

Работа с учебником стр. 97 (по группам) рис. 62 и зад стр. 51 р.т.

Работа с мультемедиа-учебником (Уроки географии Кирилла и Мефодия. 6 класс – урок «Воды сши. Реки.») рассказываю о строении реки.

Физкультминутка (2 мин.)

Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем . (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)

Работа в группах: выполнить задание № 2 в рабочей тетради стр. 50-51 (5 мин.)

– Все мы разные по характеру. Кто-то веселый и энергичный, кто-то спокойный, уравновешенный. Реки так же различаются по характеру течения. Выделяются горные: быстрые, не извилистые как Терек и равнинные: спокойные, извилистые, глубокие реки как наша Волга.

Самостоятельно знакомятся с особенностями равнинных и горных рек, работая с текстом учебника стр. 98 или просмотр видеофильма «Горные и равнинные

Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь.
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию, журчит

– Кем бы вы хотели стать? Вы мечтаете создавать, творить (о хорошей работе)? И река так же создает, творит, работает. Углубление, которое создала река своим течением, называется – речная долина. Река, размывая горные породы, создает пороги и водопады (Самый высокий водопад – Анхель 1054 м ).

Слайды 26-28. Ниагарский красивый

Сообщения находим о них в интернете

Найдите в Интернете данные о самом высоком в мире водопаде Анхель

Легенда:Медовые водопады (Кавказ).

…И король сказал: «Найдите мне рай на земле!» И люди короля пошли в путь. Они перешли равнины, реки, горы… Они уже потеряли надежду, но неожиданно перед собой увидели уникальное по красоте место – ущелье реки и каскад водопадов – рай на земле. На берегу реки и в скалах обитали рои диких пчёл. Дожди размывали пчелиные соты, и капли мёда стекали по скалам. Людям, стоящим под скалами, на губы капал мёд.…Поэтому это райское место назвали «Медовые водопады».
Уже тысячи лет горы и солнце встречаются в районе медовых водопадов. Здесь живут история и природа, красота и любовь.

Групповая работа: Задание в рабочей тетради №3 стр 51 .

– У каждого из нас есть в жизни роль, предназначение. Например, роль сына, дочери, матери. У реки так же есть своё предназначение. Давайте вспомним о роли рек в нашей жизни:

  • Орошение
  • Водоснабжение
  • Транспортный путь
  • Рыболовство
  • Зона отдыха и т.д.

Групповая работа: познакомиться с описанием реки по плану (5 мин.)

Например – Енисей (по группам)

– Наше представление о реках совпало с высказыванием великого писателя России Льва Николаевича Толстого: «Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая, так и люди».

Проверка полученных результатов (3 мин.)

1. Главная река со всеми ее притоками – это:

а) речная система,
б) режим реки,
в) бассейн реки.

2. Место, где река берет начало – это:

3. Самая полноводная река России

5. Реки бассейна Тихого океана:

6. Реки бассейна внутреннего стока:

и задание на слайде 29.

8. Домашнее задание (2 мин.)

9. Самооценка (2 мин.)

1. Сегодня я узнал …
2. Было интересно …
3. Было нелегко …
4. Я понял, что …
5. Мне понравились задания …
6. Я научился …
7. Меня удивило …

Составить синквейн (2 мин.)

Реки
Равнинные и горные
Текут, разливаются, изменяются
Голубое чудо (жизнь)

В завершение урока:

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку светлую мою!

Источник



Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке)

Кибец Марина Юрьевна
Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке)

Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке)

Конспект занятия по экологии «Экскурсия к водоёму» (реке)

Задачи.

1. Продолжать учить детей замечать те изменения, которые происходят на водоеме.

2. Формировать у детей представление о пруде как о сообществе водных и наземных растений и животных. Рассказать о типичных представителях фауны пруда.

Читайте также:  Грузовые баржи по рекам

3. Формировать эстетическое восприятие — учить детей видеть красоту водоема (много воды, вода блестит на солнце, по берегам реки растут травы, цветы).

4. Формировать связную речь, активизировать словарный запас за счет слов: водомерка, мотыль, малек; пополнять его новыми названиями растений.

5. Учить отгадывать загадки, развивать мышление.

6. Знакомить детей с правилами поведения возле водоёма (нельзя шуметь, чтобы не спугнуть уточек, сорить, близко подходить к воде, не сорить).

7. Продолжать учить детей аккуратно относиться к объектам природы, выполнять простейшие природоохранные мероприятия.

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический; беседа, игра, наблюдение.

Предварительная работа: просмотр презентации «Обитатели водоёма»; беседа о правилах движения по улицам поселка; чтение сказки «Лягушка-путешественница».

Ход экскурсии:

Воспитатель: загадаю я вам вот такую загадку

Посреди поля лежит зеркало:

И месяц, и звёзды —

В нём всё отражается.

Как это зеркало называется? (пруд)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте вспомним правила поведения около воды:

• У воды не шуметь

• Не брать в руки жуков, лягушек

• Не рвать растения

• У воды не толкаться

• Не подходить близко к воде.

Воспитатель: Ясным утром на тихом пруде

Резво ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде,

Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,

А вокруг зеленеют луга,

И стоит, словно зеркало, пруд,

Отражая свои берега.

Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам буду загадывать загадки, а вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.

1. Кто это сидит в пруду?

Как зовут эту квакушку?

Зовут её – (Лягушка)

2. Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыбка)

3. Кто гуляет по травинке,

Домик свой несет на спинке?

С виду дом, как пирамидка,

А хозяйка в нем. (улитка)

4. Есть такой на свете жук —

Может в воду прыгнуть вдруг.

Но не тонет жук-храбрец,

Плыть умеет. (плавунец)

5. Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль плывет,

За собою всех ведет.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Влево, вправо повернет

Всю ватагу поведет. (утка с утятами)

Воспитатель: а еще здесь растут растения, которые без воды жить не могут, попробуем их отгадать?

1. На речке стоит он

И ветер шумит в нём ненастной порой.

Растёт он, защита и дом лягушат,

Они в его чаще укрыться спешат. (камыш)

2. На болоте, у пруда

Её вы встретите всегда.

Камыша подружка. (осока)

3. Белая чашка на зелёном блюдце

По реке плывёт. (кувшинка)

Воспитатель: еще рядом с прудом живут насекомые, которых мы не назвали, давайте вспомним? Ответы детей: Стрекоза, бабочки.

Все эти животные, насекомые, рыбы, растения не могут жить без воды и друг без друга.

Чайки, утки, цапли ловят рыб, лягушек. Лягушки едят улиток, комаров.

Рыбы – водоросли, растения. Если убрать все камыши, осоку, кусты, то пруд высохнет. Если погибнут все комары — погибнут лягушки. В природе все взаимосвязано.

Предлагаю поиграть в игру «Цапли и лягушки».

Выбрать 2 цапли, начертить большой пруд. Цапли занимают места на противоположных сторонах пруда (передвигаются, высоко поднимая ноги). Остальные дети – лягушки. Они прыгают по всей площадке на двух ногах и говорят: Мы зелёные лягушки. Веселимся на опушке,

Здесь у нас рядом пруд – цапли в нём нас не найдут.

После этих слов лягушки прыгают в пруд, а цапли стараются их запятнать. Пойманные лягушки остаются на берегу.

Воспитатель: Давайте сейчас встанем так как кому нравится и постоим тихо, посмотрим на пруд, послушаем его звуки, кто увидит что-то интересное поднимет вверх руку, и мы тихонечко все подойдем и посмотрим. (дети рассматривают пруд и его обитателей).

Воспитатель: Вдохните поглубже, чувствуете какой свежий воздух, как легко дышится, как прохладно у воды – все это приносит пользу для нас с вами, для нашего здоровья.

Вода в пруду – прозрачная, блестит на солнышке, в пруду много рыбок и больших, и маленьких они плавают туда и обратно, как будто играют в догонялки, а жуки водомерки ходят взад и вперед, измеряя пруд шагами.

Камыши стоят как стражники, в камышах смеются лягушки, по краям пруда цветет кубышка, а над ней летаю стрекозы, бабочки. Вот какая красота есть у нас в поселке.

Но ребятки видите не везде наш пруд такой чистый и красивый, кто-то решил бросить в пруд бутылку, а кто-то и другой мусор. Как вы думаете нравится это жителям пруда?

Воспитатель: конечно, нет!

Не бросай ты в пруд бумажку,

И бутылку не кидай!

Пожалей в пруду лягушку,

Рыбкам жить спокойно дай!

Запомните дети это правило и расскажите дома.

Индивидуальное, самостоятельное наблюдение.

— Посмотрите, на берегу речки лежит песок. Давайте его рассмотрим. Скажите, похож ли этот песок на тот, с каким вы играете в песочнице? Чем он отличается? (Цветом – этот песок светлее).

— Рассматривания песочка. Что вы видите? Какой он? (Песчинки разного размера и разного цвета).

— Потрогайте песок. Какой он на ощупь? (Холодный, влажный).

— Если вы внимательно посмотрите, то увидите в песке обломки ракушек и мелкие камешки.

— Давайте соберём немного песка и возьмём его с собой для нашего аквариума.

А сейчас нам пора возвращаться, сегодня вечером мы с вами составим рассказы о том каким вы увидели пруд, а завтра нарисуем, хорошо.

Конспект занятия по экологии «На лесных тропинках» Цель: — создание условий для формирования у ребенка экологически грамотного поведения в природе, гуманного отношения к живым объектам природы.

Конспект занятия по аппликации в средней группе «Лодки плывут по реке» Аппликация в средней группе : «Лодки плывут по реке» Воспитатель : Лагуткина Надежда Владимировна МАДОУ д/с №4 п. Добринка Липецкой области.

Конспект занятия «Лес в жизни человека» по ДОП по экологииКонспект занятия «Лес в жизни человека» по ДОП по экологии Цель. Уточнить представления о разном значении леса в жизни человека: оздоровительном, эстетическом и хозяйственном. Задачи. Формировать.

Конспект занятия по нетрадиционному рисованию «Деревья отражаются в реке» в подготовительной группеКонспект занятия по нетрадиционному рисованию «Деревья отражаются в реке» в подготовительной группе Задачи: Продолжать знакомить детей с новой техникой рисования двойных (зеркально-симметричных) изображений. Совершенствовать технику рисования.

Конспект занятия по экологии «Кто живет в воде?» для детей 5–6 летКонспект занятия по экологии «Кто живет в воде?» для детей 5–6 лет Цель: закрепление знаний детей о водных обитателях. Задачи: уточнить знания детей о представителях водного мира, показать их особенности,.

Конспект занятия по экологии «Растения» в подготовительной группеКонспект занятия по экологии «Растения» в подготовительной группе Задачи. Дать детям представления о растениях Земли, их взаимосвязи с окружающей средой и между собой. Показать этажность леса зависимость.

Конспект занятия в бассейне для детей средней группы «Путешествие по реке» Цель: упражнять в прыжках на воде, в погружении под воду, скольжении. Создать у детей радостное настроение; вызвать желание играть в воде.

Конспект занятия по экологии «Все о почве» «Знакомство с подземным царством». Тема: «Все о почве». Цели и задачи: дать первоначальное представление о почве как компоненте природы.

Источник

Adblock
detector