Меню

Конспект урока реки башкортостана

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Природные богатства Башкортостана»

Римма Галиакберова
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе «Природные богатства Башкортостана»

МАДОУ Детский сад №12

КОНСПЕКТ

познавательного занятия в подготовительной группе №11 на тему:

«Природные богатства Башкортостана

Воспитатель: Р. А. Галиакберова

Тема: Природные богатства Башкортостана.

Цель: Воспитывать у детей уважение, гордость и любовь к Родине, к природе, к родному языку. Обогащать знания детей о природе Башкортостана: озёра, горы, реки, леса; о животных нашего края. Прививать любовь к родной природе и родному краю. Развивать логическое мышление с помощью загадок. Формировать желание и потребность бережного отношения к природе и животным.

Словарная работа: республика Башкортостан, природные богатства края, правильно называть на башкирском языке реки, озёра, горы, животных.

Материал: оформление группы (горы, лес, река, озеро, магнитофон,для сюрпризного момента: «ковёр-самолёт»,мягкие игрушки: дикие животные, макеты деревьев, карта Башкортостана.

Предварительная работа: беседы, рассматривание книг, альбомов, иллюстраций о Башкортостане, работа с контурными картами, экскурсии на природу, в музей, работа по изодеятельноста, дидактические игры.

Воспитатель: Доброе утро, дети!

Я вам предлагаю послушать стихотворение М. Карима.Вы послушайте внимательно: о чём оно. (звучит мелодия курая)

Ер шарынын картаhына

Караhан якшы гына

Башкортостан шул картала

Бер япрак саклы гына.

Дети: Это стихотворение о Башкортостане.

Воспитатель: Правильно. Дети, посмотрите, пожалуйста, на карту. Это карта нашей республики. Башкортостан -очень большая республика и ещё наш край очень богатый. А чем богат наш край мы сейчас расскажем. Дети, скажите что обозначают на карте разные цвета?Дети: Зелёный цвет- это леса, коричневый- горы, синий-реки и озёра.

Воспитатель: Молодцы, дети, правильно. А теперь посмотрите на север нашей республики (показываю) какого цвета больше?

Дети: На севере больше зелёного цвета, значит здесь растут разные деревья.

Воспитатель: А что можно сказать про юг республики?

Дети: На юге больше коричневого цвета, значит здесь горы.Воспитатель: А это запад республики, что вы видите здесь?

Дети: На западе есть и горы, и леса.

Воспитатель: Правильно, на горах тоже растут деревья. А на востоке какого цвета карта?

Дети: На востоке- коричневый, это значит здесь только горы.

Воспитатель: А есть ли ещё какой-нибудь цвет на карте?

Дети: На карте есть голубой цвет, так обозначены реки и озёра.

Воспитатель: Вот мы и рассказали, чем богата наша республика. А сегодня я хочу предложить вам экскурсию по нашему Башкортостану.

(Звучит музыка, дети садятся на «ковёр-самолёт»)

Воспитатель: Посмотрите, дети, мы с вами приземлились в лесу. Посмотрите вокруг, какие деревья растут. А у нас в Башкортостане какие деревья растут?

Дети: У нас растут берёзы, сосны, лиственница, осины.Воспитатель: А как называется лес, где растут только берёзы (берёзовый, сосны и ели (хвойный). А как называется лес, где растут все деревья рядом (смешанный). А ещё у вас в республике есть такое место, где растут только дубы, как этот лес называется (дубовый).Воспитатель: Молодцы, дети., про деревья нашего края вы много знаете.Лес нам очень необходим: Мы с вами часто ходили в лес, слушали как шумит листва, наблюдали как деревья приветливо встречали нас, качая веточками. Давайте мы сейчас встанем и немного отдохнём в нашем лесу (физминутка)

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз- наклон, и два- наклон,

Зашумел листвою клён.

Воспитатель: Вот мы и отдохнули. А теперь я хочу вам загадать загадки (Загадки на башкирском языке)

1. Йэйен hоро, кышын ак

Кыска койрок, шеш колак

2. Энэлэрен калдырмай йорой Узе тегеусе тугел.

3. Кышын кардан да аста Иэйен урманда батша

(Дети отгадывают загадки о животных: заяц, ёж, медведь)

Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали. А ещё какие

животные живут у нас в Башкортостане?

Воспитатель: Правильно, все эти животные обитают у нас

в республике, в наших лесах, горах. Посмотрите вдали что

Воспитатель: Правильно, а как вы думаете, какие это могут

Дети: Яман-тау, Иремель, Янган-тау.

Воспитатель: А какие горы в нашем Учалинском районе вы

Дети: Иремель, Урал-тау.

Воспитатель: А как называется самая высокая гора? Дети, а вы знаете почему гора Яман-тау так называется?

Я сейчас вам расскажу одну легенду про эту гору, (легенда из сборника предания легенды.)

Звучит шум ручья.

Воспитатель: Вы слышите как шумит река? Посмотрите,

наверное это река называется, как думаете? А какие ещё

реки вы знаете (Агндель, Дим) А у нас в районе (Яик)

Воспитатель: Посмотрите, куда привела нас река?

Воспитатель: Наша республика- это края озёр. Какие озёра

Дети: У нас в Башкортостане есть Аслы-куль, Якты-куль.

Воспитатель: А у нас в Учалинском районе?

Дети: Ургун, Калкан.

Воспитатель: Молодцы, дети, вы правильно назвали.

А теперь нам пора возвращаться к себе на родину,домой.

(дети на «ковре-самолёте» возвращаются)

Воспитатель: Сегодня мы путешествовали по нашей

республике, вспомнили богатства нашего края. Назовите

природные богатства нашего Башкортостана.

Дети: Это леса, реки, озёра, горы.

Воспитатель: Да, природа наша очень разнообразна. Это

наше богатство. Нам нужно беречь нашу природу: не

засорять реки, не ломать деревья, не рвать цветы, не пугать

птиц и животных.

Мой НижневартовскМой Нижневартовск Нижневартовск — город с 1972г, стоит на берегу реки Обь. Известен на всю страну Самотлорским месторождением. Население города около 250.

Конспект занятий «Капова пещера» Природные памятники Башкортостана: «Капова пещера» Гельмитдинова Аниса Мансуровна МАДОУ — центр развития ребенка — д/с №4 ЗАТО г. Межгорье.

Источник

Интегрированный урок по культуре Башкортостана и окружающему миру на тему «Башкортостан – мой край родной»

Цель: расширить и углубить знание детей о Республике Башкортостан

  • дать предоставление о своем крае;
  • развивать навыки работы с атласом и контурной картой;
  • обобщить знания детей о чудесных уголках природы нашего края;
  • развивать речь детей;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • формировать у школьников системы знаний об особенностях природы родного края.

Оборудование: карты Российской Федерации и Республики Башкортостан, контурные карты, атласы Башкортостана, индивидуальные карточки, таблицы, рисунки животных нашего края занесенных в Красную книгу, эмблемы, учебники: А.А.Плешакова «Мир вокруг нас», 4 класс (I часть) стр. 144-146.

I. Организационная часть.

Добрый день ребята

Прозвенел и смолк звонок
Начинается урок
На меня все посмотрели,
Улыбнулись и тихонько сели.

Пусть это доброе настроение не покидает нас в течение урока, помогает нам слушать и слышать друг друга, дополнять ответы и рассказывать

Наш край на карте России
Мой друг! Что может быть милей
Бесценного родного края?
Там солнце, кажется светлей,
Там радостней весна златая,
Прохладней легкий ветерок,
Душистые цветы, там холмы зеленее,
Там сладостней журчит поток,
Там соловей поет звучнее:
Н. Языков

И правда, можно ли не любить родной край? Край, где ты родился, где ты пошел в школу, где бегал с друзьями на речку и в лес, край, где ты живешь? ( Нельзя)

Но можно ли по-настоящему любить и гордиться тем, чего ты не знаешь? (Тоже нельзя)

Вот и получается, что одно без другого невозможно. Взгляните на карту Башкортостана. Очертания Башкортостана на карте вызывают самые разные поэтические представления. Один автор сравнивает его с человеческими сердцем. Другому оно напоминает ладонь дружеской руки. А народный поэт Башкортостана Мустам Карим назвал родную республику зеленым листком березы — России.

— Что представляете вы, ребята, рассматривая контуры Башкортостана на карте?

Сегодня на уроке мы попутешествуем по нашей Республике Башкортостан.

О чудесном нашем крае будет разговор.

О прекрасном милом крае, где мы все живем.

1. Наш край на карте.

Открываем первую страницу «Наш край».

— Пользуясь атласом Башкортостана, определите области и республики, с которыми граничит наш край.

— Подпишите их названия на контурной карте: на севере, на востоке, на юго-востоке, на юго-западе, на западе, на северо-западе?

(на севере Башкортостан граничит с Пермской и Свердловской областями; на востоке с Челябинской; на юго-востоке, юге и юго-западе с Оренбургской областью; на западе с Республикой Татарстан; на северо-западе с Удмуртской Республикой).

Обширная территория Башкортостана поделена на 54 района с административными центрами.

— А сейчас найдите на карте столицу республики ( г. Уфа), свой населенный пункт ( Янаульский район расположен на северо-западе Башкортостана. Административный центр — город Янаул. Наш Янаул — северные ворота Башкортостана); нанесите их на контурную карту.

— Спасибо! За активную работу мне бы вас хотелось отметить вот такой эмблемой (ромашка).

2. Поверхность Башкортостана

— По физической карте республики определите, какие два основных типа рельефа преобладают на ее территории. ( Горный и равнинный)

Урал — удивительный край, славящийся разнообразным ‘зверьем и птицей, полезными ископаемыми, древесной растительностью; край, который воспевали простой люд, писатели и поэты и прошлых веков и настоящего времени.

Голубые небеса,
Реки, рощи и леса,
Всюду птичьи голоса,
Благодатный мой Урал!

— В переводе с башкирского языка Урал означает пояс. Объясните, почему эти горы получили такое название? Найти ответ на этот вопрос поможет карта России?

Длина гор более 2000 км. Главный хребет Уралтау являет водоразделом и границей двух величайших частей света — Европы и Азии.

В глубокой древности горы Урала были немного выше и круче, напоминая своими очертаниями современные Альпы или Кавказ. Но, как известно вода и камень точит. За миллионы лет ветер, вода, перепады температуры округлили очертания гор. Разрушили уходившие в заоблачную высь пики. Так и приобрел постепенно Урал свои нынешние очертания.

Теперь самая большая гора — Народная (1894 м). Ее название произошло от названия р. Нары, которая протекает около горы. Самая высокая вершина Южного Урала — г. Ямантау (1640 м). Но слава Урала не в высоте вершин, а в сказочных богатствах Каменного пояса: золото, серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, руды черных и цветных металлов.

— Расскажите достопримечательности Южного Урала, известной во всем мире, пещере Шульганташ и горе Янгантау, и ее термических явлениях.

(Проверка домашнего задания)

3. Подземные богатства Башкортостана

Названия многих географических объектов явились ключом открытию месторождений полезных ископаемых. Очень много на карте нашей республики названий, указывающих на наличие того или другого полезного ископаемого. Это поселки Алтынташ (золотой камень), Утлыташ (огненный камень) в Учалинском районе, Бакыр-узяк (медный дол) в Абзелиловском. районе, Бакыртау (медная гора) в Баймакском районе, гора Тимер-арка (железный хребет) в Архангельском районе, Ак-балсык (белая глина), Майташ (масляный камень — подразумевается тальк), Мамыкташ (ватный камень — имеется, в виду асбест) в Хайбуллинском районе. Эти и другие названия помогли башкирским геологам найти месторождения золота, медных, железных руд, ценных строительных материалов, высококачественного камня, добротной глины для керамического и кирпичного производства.

По добыче нефти Республика Башкортостан занимает в Российской Федерации третье место после Тюменской области и Республики Татарстан и первое место — по ее переработке.

Читайте также:  Нельзя купаться в нашей реке знак

— Угадайте, о каком полезном ископаемом говорится в загадке, и покажите карточки с соответствующим условным знаком.

( Набор данных карточек — у каждого школьника)

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе
Сам он удобрение.
(Известняк.)

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
Сделать миску или вазу
Она понадобится сразу.
( Глина.)

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
( Нефть)

На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
( Природный газ)

Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он в стекле расплавлен даже.
( Песок.)

— Спасибо. А сейчас, ребята давайте немного отдохнем.

5. Водоемы республики.

Ученые установили, что все живое своим происхождением, развитием и существованием обязано, с одной стороны, Солнцу, с другой — воде, Мировому океану. Из всех планет

Солнечной системы только на Земле есть вода. Именно вода сделала ее зеленой и обитаемой. И нет на Земле народа, который бы не чтил воду.

Мы продолжаем, нашу экскурсию.

Крупнейшие реки Башкортостана — реки Белая (Агидель) и ее притоки Нугуш, Сим.

— Пользуясь картами России и Башкортостана, постройте модели по схеме:

  • приток — приток — основная река — место впадения.
  • р. Янаулка — р. Буй — р. Кама — р. Волга — Каспийское море,
  • р. Уй — . — . — Северный Ледовитый океан;

Озер насчитывается около 2700. Озера эти обильны рыбой (до 40 видов).

Названия, каких озер нашей республики заканчиваются на «. куль»?

— Что обозначает на башкирском языке слов «куль»?

— Найдите на карте крупнейшие озера Башкортостана.

— Запишите их названия в свой краеведческий словарь.

(«Куль» в переводе с башкирского означает озеро. Вот крупнейшие озера республики, включающие это слово в свое название — Асылыкуль, Кандрыкуль, Аккуль, Узункуль, Яктыкуль, Чебаркуль.)

(Название озер на плакате).

6. Сейчас ознакомимся со следующей страницей — растительный и животный мир нашей республики.

Посмотри-ка, сынок,
На цветок полевой,
Как он, вытянув шейку
Над пышной травой
И раскрыв широко
Удивленный глазок,
Все глядит
На зажженной зарею восток.
Не сорви,
Не столкни его сильной ногой.
Он ведь хрупкий такой.
Он, как все мы, живой.

А. ИгебаеА какое значение имеют растения для человека? Заполните пустые кружочки на доске.

(После каждого верного ответа переворачивается кружочек ромашки с записью.)

  • дом для животных, микроорганизмов, грибов;
  • оздоравливают воздух, защищают водоемы и почву;
  • органическая масса, производимая растениями, является пищей для многих организмов;
  • способствуют удержанию влаги в воздухе и почве;
  • поглощают шум, ослабляют радиацию;
  • растения леса, особенно хвойные, выделяют вещества — фитонциды, уничтожающие болезнетворные микробы.

— У каждого на карте лежат листы со списками растений. Задание: зачеркните слова, не относящиеся к растениям нашей местности.

Пальмы, полынь, ива, клен, кофейное дерево, береза, ель, осина, одуванчик. (Зачитываются ответы детей)

Богат и разнообразен животный мир Башкортостана. На территории нашей республики по подсчетам ученых обитают около 270 видов птиц, 40 видов рыб, 10 видов земноводных, более 70 видов зверей.

— Что произойдет, если в Башкортостане резко сократится численность таких хищников, как лисы? ( Сначала резко увеличится численность мелких грызунов, которыми питаются эти животные, затем количество их начнет уменьшаться, так как хищники ловят в основном больных и слабых животных, благодаря чему не дают возможности распространяться заразным болезням. Кроме того, уничтожал в большом количестве грызунов, лисы сохраняют, тем самым, урожай зерновых.)

— Можно ли утверждать, что есть вредные и полезные животные? Поясните свое мнение. ( Такое утверждение неверно. Любое «вредное» животное состоит в многочисленных связях, в том числе и пищевых, с другими животными, играет определенную роль в жизни растений, в процессах почвообразования и т.д.)

Один из ярких примеров сохранения животного мира в Башкортостане является пчеловодство. С развитием современного пчеловодства сохранилось и бортничество в заповедной территории. Популяция дикой медоносной пчелы в настоящее время обитает только в Башкирии, главным образом в Бурзянском районе. Поэтому дикую медоносную башкирскую пчелу часто называют «бурзянкой».

( На доске прикреплены 3 вида картинок: улей, дупло дерева, борть (колода)).

— Где живёт дикая и домашняя пчёла?

— Как вы понимаете слова поэта П. Гвездослава:

Я сорвал цветок, — и он увял.
Я поймал мотылька, — и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться
К красоте
Можно только сердцем

7. Красная книга.

В руках у меня необычная книга. Кто мне скажет, что это за книга? Какой цвет у нее? Верно. Красная книга. Начиная с 1600 года на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины из них — за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. Многие растения, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Красный цвет — сигнал опасности.

В реках, озёрах и прудах республики обитают 47 видов рыб, 13 из них занесены в Красную книгу Башкирии. К их числу относится стерлядь, осётр, таймень, форель ручьевая, европейский хариус. Строго по определенным нормам, осуществляется добыча лося, кабана, медведя и бобра, так как в результате вырубки лесов, загрязнения водоёмов и полей их численность сильно сократилась. Исчезли многие виды птиц — в Башкирии перестали гнездиться пеликан, пеганка, стрепет, дрофа, степной орёл, полностью истреблён выхухоль.

В целях сохранения природных комплексов созданы национальный парк «Башкирия», Башкирский заповедник, Южно — Уральский заповедник, заповедник Шульган — Таш.

III. Закрепление материала.

— Открываем третью страничку «Знаешь ли ты свой край».

Бесконечно прекрасна и удивительна природа Башкортостана. Много здесь гор и рек.

— А какие горы мы знаем? ( Тратау, Ямантау, Юрактау, Шахтау)

— А какая самая большая река в Башкортостане? ( Агидель)

— А какие ещё реки мы знаем? ( Караидель, Дёма, Уршак, Ашкадар, Юрюзань)

— А какие озёра республики, заканчивающие : куль мы знаем?

С.Т. Аксаков, воспевая башкирскую природу, писал: » Прекрасен ты, чудесный край, свежи, зелены и могучи, стоят твои раздельные леса, и рои диких пчёл шумно населяют рукотворные борти твои, занося их душистым липовым мёдом :» Башкирский мёд славился всегда.

— А какие деревья растут в башкирских лесах?

— Что делается для сохранения животного мира Башкортостана? ( создание охранных зон — заповедников, занесение в Красную книгу)

Подходит к концу наш урок, но не заканчиваются наши встречи с удивительным миром природы Республики Башкортостан. Мы понимаем, как хрупка и ранима природа, окружающая нас. Экология с каждым днем ухудшается, истощаются полезные ископаемые и природные запасы Земли. Поэтому так важно сохранять природу и её природные богатства. Положите ладошку на ромашку. Давайте дадим друг другу слово — природе не вредить. Чаще смотрите на неё и думайте о том, что в мире, нас окружающем, есть много живых организмов, чья жизнь зависит от нас. Помните, что человек, любящий природу духовно богаче, добрее и красивее.

Источник

«Открытый урок: «Реки и озера Башкортостана»

Физминутка «Правда или нет»
Если правда — встаём и хлопаем в ладоши, если не правда — сидим и качаем головой. Правда, что этот географический объект находится в Башкортостане. Не правда — за её пределами. Шульган-Таш находится в Б – не;
Река Волга находится за пределами Б-на;
Капова пещера нах – ся за пределами Б – на;
Река Белая нах-ся в пределах Б-на;
Гора Ямантау нах-ся за пределами Б-на;
Озеро Байкал нах-ся в Б-не;
Онежское озеро нах-ся за пределами Б –на.
Есть еще одно озеро Култубан, который тоже находится на территории Баймакского района. Но оно ближе к Сибаю всего лишь в шести километрах, чем к Баймаку. Издавна сибайцы здесь отдыхают, купаются, рыбачат.
Площадь озера довольно большая и составляет 740 га, славится щуками, белым амуром, толстолобиком и пелядью.
Есть легенда, что у озера Талкас есть брат – озеро Яугуль (или Культубан или «глубокое дно»). Она находится по ту сторону хребта, с которым якобы существует подземная протока.
Это озеро Культубан, с названием которого связана красивая легенда. Когда-то в давние времена тут жили кочевые племена башкир. И вот напали на них казахи, перебили мужчин, взяли в плен самых красивых женщин, в том числе семь сестер, силой увезли с собой. А чтобы не убежали плененные женщины, они, надрезав им ступни ног, вставили туда конский волос. Рана зажила а конский волос остался внутри, который режет, колет ступни. Однако не смогли гордые сестры вынести плен, и решили они убежать. Глубокой ночью, когда все уснули, они убежали в башкирские степи. Казахские воины, обнаружив побег, погнались за ними. Девушки босиком, их ноги колет и режет конский волос, бежать больно…. А казахские воины на конях, и они вот-вот догонят беглянок. Впереди было озеро, и отчаянные девушки, взявшись за руки, вошли в озеро. И утонули свободолюбивые башкирские девушки в озере. В память о семи сестрах озеро назвали Культубан, что в переводе с башкирского – «Конский волос». Отсюда и зародился прекрасный танец, который и в данное время известен не только в пределах нашего Башкортостана, но и за рубежом, и которым восхищаются — танец «Семь Девушек».
Видео показать отрывок.
К сожалению, состояние рек и озер вызывает большую тревогу людей. Многие реки, ручьи превратились в сточные канавы, исчезает рыба, высыхают или становятся непригодными для питья подземные источники.
Загрязнителями воды являются и химзаводы, и животноводческие фермы и свалки, которые появляются в любом месте, а также у водоемов.
Человек, потребляя неочищенную воду, подвергает свое здоровье опасности, в воде водопроводах выделено более 2100 различных видов загрязнений (включая бактерии и вирусы), вызывающие серьезные болезни.
Одна из гениальных русских пословиц гласит: «Не плюй в колодец, пригодится воды напиться», которой россияне следовали на протяжении многих веков, и которая, к величайшему сожалению, нами напрочь забыта и игнорируется.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
И будет оставаться в них навеки
Чистая и вкусная вода!
IY Закрепление материала.
Вопросы:
— Изученные реки и озера можно ли назвать достопримечательностями Б-на?
— Какими особенностями привлекает население озера Якты – Куль, Талкас, Культубан?
— Какие источники загрязнения водных ресурсов вы знаете?
— Какие меры принимаются по охране водных ресурсов от загрязнения?
— Какое участие вы принимаете в охране и рациональном использовании водных ресурсов?
На контурной карте отметить:
1. — исток и устье реки Белой.
— русло реки Белой.
— приток Уфа (Караидель)
— города, которые стоят на реке Белой.
2. Озера: Якты – куль, Талкас, Культубан.
По мере выполнения задания учащимся выставляю оценки за работу на контурной карте.
Скажите, какую тему мы сегодня изучали на уроке?
Правильно. Молодцы, сегодня мы хорошо потрудились.
Y Домашнее задание
Запомнить названия рек, озер и уметь показывать на карте
Рефлексия. На уроке я узнал…
Мне понравилось…
Было трудно…
Какие чувства вызвало у вас изучение этой темы?
Урок окончен. Всем спасибо. Благодарю за урок!
Дополнительная информация к уроку
Венерин башмачок.
Легенда говорит, что некогда, спасаясь в северных лесах от преследования, богиня красоты Венера оступилась среди топких болот и кочек, и с ноги ее слетел башмачок. Прекрасная туфелька богини тут же превратилась в цветок – так и появился башмачок Венеры.
Форма лепестка-чашечки этой редкой орхидеи действительно напоминает башмачок, а остальные лепестки – бархатные ленты. Недаром где бы ни росли башмачки (а их около 50 видов), они напоминают обувь. В Америке их называют мокасинами, в Европе – дамскими туфельками, научное название – башмачок Киприды, то есть той же самой Венеры – покровительницы Кипра.
А в России, где особенно распространена орхидея венерин башмачок настоящий, ее в народе называли «кукушкины башмачки», «богородицины сапожки».
30 июня 2015 года в сквере «Театральный», расположенном между зданиями Башкирского государственного театра оперы и балета и ТДК «Гостиный двор», состоялась церемония открытия фонтана «Семь девушек». В основу идеи создания этого объекта легла башкирская народная легенда «Ете кыз» и одноименный танец, уже давно ставший визитной карточкой Государственного академического ансамбля народного танца имени Файзи Гаскарова. Его участницы и позировали скульптору. Высота каждой из семи бронзовых фигур – два метра, такие масштабы определены для более гармоничного обозрения. Еще одна отличительная черта – фонтан музыкальный. По вечерам здесь включается специальная подсветка, в лучах которой девушки словно оживают и кружатся в танце. Для того чтобы в полной мере раскрыть духовный посыл древней легенды, рядом с фонтаном установлен экран, на котором транслируются как виды республики, так и выступления гаскаровцев.
Легенда о реке Белой. «Когда-то седой Урал отпустил на волю своих дочерей, одна красивее другой, прощаясь, он сказал им:
— Отправляйтесь в путь, милые дочери, посмотрите, как прекрасен мир. Устанете – помогут вам родники, пейте их свежую воду.
Счастливого пути!И помчались они по ровным полям, по зеленым лугам, по шумным рощам. Одна повернула на юг, а другая – на север. Шли они долго, приняв облик двух прекрасных рек – Агидели и Караидели, и чем дальше, тем становились краше, сильнее, добрее. Сами пили ключевую воду и бескорыстно поили ею всех встречных».
Река Белая многие тысячелетия прокладывала себе путь среди гор, а Караидель начинается за пределами Башкирии и течет по возвышенной местности.
Поверхностные воды, в основном реки и озера украшают природу Башкирии. Кроме рек Белая и Караидель, множество других рек поят Башкирскую землю своими водами: Уфа, Дема, Сим, Ашкадар, Быстрый Танып, Юрюзань, Ик …
О многих из этих рек поэты складывались замечательные строки. Только об одной реке Белой сказали, например, Мустай Карим:
«Прислушиваясь к молчаливым скалам,
застыла зачарованная ель.
В суровом сердце древнего Урала
Хрустальная смеется Агидель».
И Рашит Нигмати:
«Ай, Белая, Белая!
Знаешь много Белая!
Все, что пережил Урал,
Помнишь строго Белая!
Акъярское водохранилище является крупнейшим водохранилищем в Зауралье Башкортостана. Его объем составляет 49,4 миллионов кубических метров. Оно находится у села Акъяр, в Хайбуллинском районе. Акъярское водохранилище было создано запруживанием реки Ташла, в эксплуатацию введено в начале 2002 года. Оно имеет важное рекреационное значение, на его берегах расположены: санаторий, база отдыха, домик рыбака и охотника, палаточный городок. Также оно служит для защиты села Акъяр от паводков и водоснабжения части Хайбуллинского района.На побережье водохранилища активно развивается туризм: рыбалка, пешие походы в лес, сборы грибов – все это поможет вам абстрагироваться от будничных проблем и насладиться природой.
В Башкортостане известно около 20 водопадов.
Еще одна достопримечательность природы Баймакского района – водопад Гадельша. Водопад Гадельша является одним из крупнейших. У водопада существует еще несколько названий – Туялас, Ибрагимовский, Худолаз. Он расположен в верховье реки Худолаз с восточной стороны хребта Ирендык.
Состоит из 3 ступеней. Верхняя ступень высотой 1,2 метра, вторая и третья — по 7 м каждая, а общая высота водопада превышает 20 м.
Количество падающей воды в водопаде изменяется в зависимости от осадков и времени года, что добавляет Гадельше зрелищности. Весной он бурный, полноводный и очень красивый, в ущелье звучит музыка падающей воды. Зато летом, когда осадков практически нет, воды в нем очень мало.

Читайте также:  Как вымывать золото из речки

Источник

Изучаем реки Башкортостана

Республика Башкортостан располагается в горной местности. Это районы Приуралья и Южного Урала (западный склон). Самая высокая точка – гора Ямантау (1640 м). Реки и озера Башкортостана славятся рыбными местами. Насчитывается их около 15 тысяч (рек – около 12 тыс., озер – приблизительно 2,7 тыс.). Все потоки здесь многоводные, так как на территории республики много подземных источников. Озера практически все имеют продолговатую форму. Реки отличаются характерным стремительным течением. Белая, Уфа, Сакмара, Ай – реки Башкортостана, список которых можно продолжать до бесконечности. Далее в статье подробно описаны некоторое водные потоки республики.

Река Белая

Рассказывая про реки Башкирии, сначала хочется описать водный поток под названием «Белая река». Это наиболее большой приток Камы на Южном Урале и в Приуралье. Течет на территории Башкортостана и даже по границе с Татарстаном. Считается самой длинной рекой в Башкирии.

Белая берет свое начало в горах, а ближе к низменности сужается. Ее берега крутые и спрятаны в густых лесах. Долина немного расширяется у одного из притоков реки Нугуш. Водоток создается множество рукавов, так как протекает по горным территориям. Пополняет свои запасы снегами. На берегах реки можно встретить тополя, ивы, шиповник и ежевику. В акватории обитает невероятное количество рыбы.

Верховья реки Белой являются очень популярными среди туристов. Лучшее развлечение летом — это сплав по течению на плоте или лодке. Реки республики Башкортостан играют значительную роль в развитии государства. Белая – не исключение. Именно по ней проходят самые важные транспортные пути.

Река Уфа

Наиболее большой приток реки Белой, расположенный на Урале, – водоток Уфа. Зарождается он из озера Уфимское. Река эта в основном горная, протекает через множество расщелин и скал. Ниже по течению успокаивает свой нрав. Ближе к месту, где Уфа впадает в реку Ай, водоток считается полугорным. На русле находится Павловская ГЭС и основные водохранилища. Водоток Уфа имеет 16 притоков.

Реки Башкортостана любимы путешественниками. Например, в верхнем течении Уфы можно встретить спортсменов, совершающих сплавы на байдарках.

Неподалеку от деревушки Арасланово расположена заповедная территория Челябинской области, находящаяся под охраной.

Река Сакмара

Сакмара — река, которая пересекает территории Башкортостана и Оренбургской области. Ее исток расположен у хребта Уралтау, далее водный поток продвигается на юг по широкой долине, а проходя через глубокое ущелье, сворачивает на запад. Пополняется река от снежного и ледяного покрова горных вершин.

Сакмара – полноводный, с сильным течением водоток, впрочем, именно такой характер имеют практически все реки Башкортостана. Более спокойное поведение потока можно наблюдать только около Оренбурга. Температура воды в реке не превышает порог +23 о С даже летом. Ее берега окружены скалами. Наиболее красивая точка на Сакмаре — это участок присоединения реки Крепостной Зилаир. Скалы в этом месте выглядят как замки или крепость.

Река Лемеза

Одна из рек Южного Урала — Лемеза, приток реки Сим. Она пересекает Челябинскую область, а также некоторые районы Башкортостана. Зарождается водный поток в долине меж вершиной Амшара и Сухими горами. Проходит с юга до северо-запада, где соединяется с рекой Сим.

Пополняется река за счет обильных снеговых осадков, которыми так богат этот район. С приходом первых дней зимы поверхность Лемезы покрывается льдом, и только в апреле он вскрывается.

Верхнее течение реки проходит сквозь Южно-Уральские горы, нижнее же лежит в равнинах. В силу этих причин флора по берегам разнится, наблюдается смена хвойных лесов смешанными, где встречаются привычные вязы и липы. В нижнем течении преобладают лиственные деревья. Речная фауна включает в себя представителей семейств: окунь, плотва обыкновенная, щука речная.

Река Уй

Уй — река, относящаяся к бассейну Северного Ледовитого океана, несет свои воды на восток. Уровень воды поддерживается за счет таяния снегов. Половодье чаще всего наступает в апреле или мае. Река замерзает в ноябре.

У подножья хребта Алабия берет свое начало водоток Уй. Далее протекает у горы Уйташ и впадает в Тобол, что неподалеку от деревушки Усть-Уйское Курганской области.

Береговая линия, окружающая реки Башкортостана, отличается живописными пейзажами. Воды Уйя в некоторых местах практически прикрыты лесами, однако есть и открытая местность. Здешнюю территорию используют в основном для пастбищ. Рельеф реки равнинный. Русло распадается на рукава, которые сливаясь, образуют многочисленные острова. Также вниз по течению часто встречаются пороги.

На реке находятся водохранилище и водоснабжающая станция, появившиеся в ходе постройки Троицкой ГРЭС. Чуть выше были сооружены плотины для обеспечения водой ближайших сел. Неподалеку от реки также находятся карьеры.

Река Ай

Ай — река на Южном Урале, левый приток реки Уфы. Вдоль берегов располагаются населенные пункты Челябинской области. Еще на реке построены 2 водохранилища и несколько прудов. Начало Ай берет между уральскими хребтами. Спуск по реке совершается через Челябинскую область и Башкортостан. Окрестности здесь очень живописны, они просто завораживают своей красотой. Берега покрыты лесами и кустарником. Зачастую там пасутся кони, снуют грызуны.

Надеемся, что информация про основные реки Башкортостана, изложенная в данной статье, поможет в изучении такого чудесного края.

Источник



Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?» Конспект НОД по познанию для подготовительной к школе группы
план-конспект занятия (окружающий мир, подготовительная группа) по теме

Нурхакимова Динара Ильдусовна

Цель занятия — ознакомить детей с реками Башкортостана; с признаками и свойствами воды: запах, цвет, звук, развивать познавательную инициативу детей (любознательность); внимание, наблюдательность, способность делать выводы;

Скачать:

Вложение Размер
reki_bashkortostana.doc 53 КБ

Предварительный просмотр:

«Реки Башкортостана. Что мы знаем о воде?» Конспект НОД по познанию для подготовительной к школе группы

Основные направления развития детей

Познавательно – речевое развитие, художественно – эстетическое, социально – личностное, физическое.

Интеграция образовательных областей

Познание, коммуникация, физическая культура, художественное творчество, музыка, социализация, труд, безопасность.

Познакомить детей с реками Башкортостана;

Познакомить с признаками и свойствами воды: запах, цвет, звук, вкус;

Продолжать развивать познавательную инициативу детей (любознательность);

Продолжать развивать внимание, наблюдательность, способность делать выводы;

Продолжать формировать умения и навыки исследовательской деятельности;

Продолжать формировать трудовые навыки детей;

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение к природе;

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.

Предварительная работа: на прогулке наблюдения за природными изменениями в природе весной, перелетными птицами; беседа о перелетных птицах, рассматривания иллюстраций с изображением скворца, места их обитания и жилья (скворечник).

Оборудование и материалы : карта Башкортостана, глобус, слайды (иллюстрации рек), белый халат для воспитателя, магнитофон, контейнер с водой, стакан с молоком, ложка, валерьянка, пипетка, сахар, камни, салфетка, гуашь; для детей: контейнер с водой на каждого ребенка, камни, стакан с водой, ложка, сахар, салфетка.

Художественное слово : загадка о воде, стихотворение о воде Н. Рыжовой

Предварительная работа: Знакомство с картой Башкирии, беседа о пользе воды в жизни людей, чтение художественной литературы.

Словарная работа: река Белая (Агидель), Танып, Дема, Уфа, лаборатория, лаборант, газообразная, растекается, разливается, жидкое вещество, бесцветная, прозрачная.

Содержание организованной деятельности детей :

1. Организационный момент

(Дети проходят в группу.)

Воспитатель : — Дети к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. (Дети здороваются.)

Послушайте загадку, а отгадка подскажет вам, о чем мы с вами сегодня будем говорить на занятии.

Что в решете не унесешь?

Что в руке не удержишь?

В морях и реках обитает

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать

На землю падает опять.

Воспитатель: — О чем эта загадка? (Переспросить несколько детей)

Воспитатель: — Как вы догадались, что это загадка о воде?

2. Беседа о воде, реках республики Башкортостан

Воспитатель : Правильно, сегодня мы с вами будем говорить о воде.

Воспитатель: — А где можно встретить воду? (А сегодня, вы видели воду? А где вы купались?

Ответы детей: — В море, океане, ручейке, водопад. (Воспитатель дополняет.)

Воспитатель: — Взгляните на глобус, что обозначает голубой цвет? (воспитатель показывает на голубой цвет).

Ответы детей : — Вода, моря, реки и т.д.

Воспитатель: — Какого цвета больше?

Воспитатель – Большую часть нашей планеты занимает вода. В какой республике мы живем?

Ответы детей: — В республике Башкортостан.

Воспитатель : — Правильно. Если посмотреть на карту Башкортостана, можно увидеть на ней много рек, озер, родники.

Воспитатель: — Какие реки вы знаете?

Ответы детей : — Кама, Агидель, Идель. (Воспитатель помогает перечислить названия рек)

Воспитатель: — А вы знаете, какая самая большая река в нашей республике?

(Ответы детей). Хотите, я вам расскажу и покажу. Садитесь поудобнее на ковер. Вы готовы? Я начинаю свой рассказ. (Показывает слайды)

3. Знакомство с реками Башкортостан (показ слайдов)

— Самая большая и быстрая река в нашей республике – это Белая , которая течет с юга ( воспитатель показывает на карте реку , отмечает ее звездочкой) по всей территории Башкортостана . Длина реки 1420 км. Воспитатель: — Дети, кто знает ее другое название на башкирском языке? Ответы детей :- Ак Идель. (В случае затруднения воспитатель помогает детям).

Воспитатель: — В башкирском народном творчестве про нее говорят «белая, как серебро». Вдоль реки находятся горы, леса, деревни.

Воспитатель: — А вы знаете какие города находятся на берегу реки Белой?

(Ответы детей) . Это Уфа, Стерлитамак, Салават и другие. На пути можно встретить известную в Башкирии «Капову» пещеру, куда приезжает очень много туристов, чтобы полюбоваться красотой природы.

— Как вы думаете как можно переправиться через реку?

Ответы детей : на пароходе, лодке, катере.

Воспитатель: — А еще через мост, которых на реке очень много.

— Река Белая разбивается на рукава – притоки. Река Дема, находится с левой стороны, с правой стороны находятся — Танып, Уфа.

Воспитатель: — О каких реках мы сегодня говорили? Какая самая большая река?

4. Сказка «Вода — путешественница». Круговорот воды.

Воспитатель: — Дети, вы знаете, как попадает вода в реку? (Ответы детей.)

— Хотите, я расскажу вам сказку о «воде – путешественнице»? А вы внимательно слушайте.

Сказка «Вода — путешественница»

Однажды в теплый день отдыхала вода в озере. Пригрело солнышко. Вода разнежилась, нагрелась от жары и превратилась в легкий прозрачный пар. Он был таким легким, что быстро унесся в холодную высь и там превратился в белое облачко. Ветер носил облака по небу и собирал в большие тучи. Им стало тесно, они начали толкаться и обижать друг друга. При этом у них текли слезы. И эти слезы назвали дождем. Дождь падал на землю. Вода собиралась в ручейки и стекала в озеро. Оно снова пополнилось, и в следующий жаркий день все началось сначала.

Вопросы к сказке:

— Вам понравилась сказка?

— Где отдыхала вода?

— Пригрело солнышко, вода нагрелась от жары, и во что превратилась?

— Тесно стало тучам, стали они толкаться. Что дальше произошло с ними?

— Куда они обратно попали?

— Вот такой круговорот воды происходит в природе.

4. Физкультурная минутка «Тучка» под музыку

Туча по небу плыла (Дважды большой круг руками перед собой)

Дождик за руку вела (Пр. рука берет за большой палец л.р., руки двигаются вправо и влео)

Он шагал на тонких ножках ( Пальцы левой руки смотрят вниз и двигаются )

В черных маленьких калошках.

Дождик всюду походил (П остукивающие движения пальцев рук по телу, начиная с головы до ног)

На крылечке наследил (Шлепки по коленам )

В теплой луже потоптался, (Топаем ногами)

Топнул, шлепнул и умчался. (Топнуть одной ногой, топнуть другой , б ег на месте)

5. Работа в лаборатории. (работа с раздаточным материалом)

Воспитатель: Столь прекрасна ли вода? А вы хотите узнать о свойствах воды?

Ответы детей : Да .

Воспитатель: Я тоже. Для этого мы с вами отправимся в лабораторию. Я буду главным лаборантом, а вы моими помощниками (воспитатель одевает халат) . А еще мне понадобится чемодан, в котором я принесла приборы для опытов .

В лаборатории есть свои правила:

— здесь нельзя шуметь и мешать друг другу;

— я буду задавать вопросы, а вы отвечать;

— вы будете делиться своим мнением;

— в конце занятия самые активные, аккуратные и умные получат значки.

— Я приглашаю вас занять свои места. ( Дети садятся за столы. Обращает внимание детей на осанку и ноги).

Воспитатель: — Вода в природе находится в трех состояниях . (Показывает картину.)

В жидком, это что?

Ответы детей : реки, моря, родник (в стакане).

Ответы детей: — снег, лед. (В случае затруднения воспитатель подсказывает и показывает).

— И газообразная – это тучи, пар, облака.

Итак, приступаем к работе, уважаемые лаборанты Опыт № 1

Воспитатель : — как вы думаете, у воды есть звуки? ( Ответы детей).

Вывод: Мы сделали вывод, что у воды нет звука. Какой мы сделали вывод?

( Воспитатель отмечает на схеме карточкой)

Воспитатель: — Дети закройте глаза и послушайте. (Воспитатель включает музык.)

Ответы детей : — Шум воды.

— Как вы думаете, почему вода издает такой звук?

В случае затруднения : — Во время прилива вода ударяется о камни, поэтому мы слышим звук, который называют «Шум прибоя».

Воспитатель: — Когда вы открываете кран, что происходит с водой?

Ответы : — она течет.

Воспитатель: — Правильно. Подвиньте лоток поближе, возьмите камни и положите их в контейнер с водой. Что происходит с водой?

Ответы детей : — Она выливается из сосуда.

Воспитатель: — Да, правильно, вода льется через край, растекается, разливается. Почему?

Ответы детей: — она жидкая .

Вывод : — Мы сделали вывод, что вода жидкое вещество. Какой мы вывод сделали? Отмечаем на схеме.

Воспитатель : — Дети посмотрите воду. Что вы видите?

Ответы детей : — камни.

Воспитатель: — Я возьму стакан с молоком, также положу туда камни. Вы их видите?

Ответы детей : — нет.

Воспитатель : — А в воде? Значит какая вода? (Ответы детей).

Вывод: . — Мы сделали вывод, что вода не имеет цвета. Она бесцветная, прозрачная. Отмечаем на схеме.

Воспитатель: — Я возьму краску и капну в воду. Что произошло с водой?

Ответы детей : — Она окрасилась.

Воспитатель: — Мы делаем вывод, что вода способна окрашиваться в тот цвет, который мы положим. Уберите камни .

Воспитатель: — Возьмите кусок ткани и положите ее в контейнер с водой. Что с ней произошло?

Ответы детей : — она намочилась.

Вывод: — Мы делаем вывод, что вода способна смачивать предметы. Отмечаем на схеме. Отодвиньте лоток в сторону.

Воспитатель: — Дети, как думаете, вода имеет запах? Возьмите стакан с водой и понюхайте.

Ответы детей: — не пахнет .

Вывод: – Мы делаем вывод, что вода не имеет запаха

Воспитатель: — Я возьму валерьянку и капну в воду. (Дает детям понюхать воду). Пахнет. Почему? Значит, вода приобретает запах того вещества, который мы с вами положили, т.е. валерьянки.

Воспитатель: — Возьмите стакан и попробуйте воду. Что вы можете сказать о вкусе воды.

Ответы детей: — у воды нет вкуса.

Вывод: — Мы делаем вывод, что вода не имеет вкуса. Отмечаем на схеме.

Воспитатель : — Ложечкой возьмите сахар, положите в воду и помешайте. Попробуйте. Какая стала вода?

Ответы детей : — сладкая.

Воспитатель: — А какая вода в море?

Ответы детей: — Соленая.

Значит вода способна приобретать вкус того вещества, который мы положили.

Выводы по третьей части.

— Что мы делали в лаборатории?

— Какие выводы мы сделали?

— Вода не имеет звука;

— способна смачивать предметы

— не имеет запаха;

Воспитатель приглашает детей на ковер .

Воспитатель: — Дети, вспомните и скажите, где мы каждый день используем воду? (Воспитатель показывает картинку).

Ответы детей :- в приготовлении пищи, в стирке белья, в промышленности

Воспитатель: — Кому еще нужна вода?

Воспитатель: — Молодцы. А сейчас мы послушаем стихотворение о воде.

(Ребенок читает стихотворение)

6. Чтение стихотворения Вы слыхали о воде?

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Без воды не может быть жизни . Потому ее надо беречь. А как это нужно делать?

Ответы детей : — Выключать кран; не засорять водоемы, реки, озера.

Рефлексия : Дети, о чем мы с вами сегодня говорили? ( Ответы детей.)

— Что вам больше всего понравилось?

Воспитатель: — Молодцы, мне очень понравилось, как вы сегодня работали, вы были прекрасными работниками лаборатории. Я хочу вам раздать значки «Юный лаборант».

А теперь настало время прибраться в нашей лаборатории.

Источник

Adblock
detector