Меню

Когда по телевизору показывали лебединое озеро

Почему балет «Лебединое озеро» в телевизоре был знаком беды для граждан СССР

Любой советский человек знал: если по телевизору внепланово транслируют «Лебединое озеро», значит, в стране случилось что-то экстраординарное. Обычно это была смерть очередного генсека. Эту странную традицию прекрасно описала в своей автобиографической книге главная прима советского и российского балета Майя Плисецкая.

Страна ценителей балета

Если бы иностранные исследователи могли наблюдать жизнь в Советском Союзе во всей ее полноте, они наверняка бы сделали вывод, что в этой стране обосновалась самая большая армия поклонников балета, а ее любимой постановкой является «Лебединое озеро». Сама Майя Плисецкая исполняла свои партии в этой великолепной сказке свыше 800 раз!
Великая балерина вспоминала, как правительство СССР превратило чудное произведение на музыку Чайковского в «обязаловку». На «Лебединое озеро» водили все иностранные делегации. Во времена Хрущева каждую сопровождал сам «дорогой Леонид Ильич». Однажды генсек даже пожаловался Плисецкой, что при воспоминании об очередном просмотре «Озера» у него тошнота к горлу подкатывает.
Многие иностранные гости испытывали схожие чувства. Американский дипломат Ллевел Томпсон за 6 лет пребывания в Союзе смотрел эту постановку 132 раза. А вот Фидель Кастро был так впечатлен вдохновенным танцем красавиц-балерин, что лично взошел на сцену и преподнес приме огромный букет роз.
Простые советские граждане его восторгов не разделяли. Они точно знали, что «Лебединое» — лишь красивая ширма для серьезный политических пертурбаций, происходящих в стране. В случае смерти очередного руководителя в государстве начиналась борьба за власть. Правительство не хотело, чтобы народ мог как-то в этом участвовать. Вот и включали в нужный момент по телевизору «Лебединое озеро».
Пока в стране все было более-менее стабильно, трансляция балета превратилась во что-то вроде поминальной песни. Им «отмечали» уход Брежнева, Андропова, Черненко. Новое звучание балет получил в 1991-ом.

«Озеро» и Августовский путч

О тех событиях вспоминал Леонид Кравченко, в прошлом глава Гостелерадио. Днем 19 августа начальник дирекции телепрограмм Виктор Осколков получил приказ втиснуть в дневную программу «Лебединое озеро». В это время события в Москве как раз накалялись.
В столице было объявлено чрезвычайное положение, прекращен выпуск самых популярных печатных изданий, запрещены любые митинги. Правительство постаралось максимально оградить граждан из других регионов от событий тех августовских дней, поэтому по телевизору транслировали только пресловутое «Лебединое озеро».
Таким образом народу перекрыли информационный кислород, боясь массовых волнений во всей стране. Лишь спустя несколько дней широкие массы узнали о путче. Весть произвела шокирующее действие. Впервые «поминальная песня» стала информационными шторами народа от самой настоящей попытки государственного переворота. Прекрасные лебеди танцевали на голубых экранах целых 3 дня.

Почему именно «Лебединое»?

Выбор репертуара для массовых просмотров в судьбоносные для страны моменты пал на «Лебединое озеро» не случайно. Этот балет был действительно популярен в Союзе.
Прекрасная сказка о любви принца и девушки, обращенной в лебедя, оказывала на измученных серой советской действительностью граждан гипнотическое воздействие. Она уносила от бытовых проблем и нищеты в какие-то далекие волшебные дали. Полностью отрывала от действительности.
Этот эффект и использовало правительство, чтобы потихоньку — вдали от миллионов глаз — повернуть руль управления страной в нужную сторону. В прежние годы могла сыграть роль и история создания балета. Чайковский дописал его на поминальную неделю после Пасхи. В какой-то мере «Лебединое озеро» ассоциировалось с поминовением усопших, поэтому его показывали в дни смерти вождей.
Интересно, что первые постановки «Озера» 140 лет назад были провальными. Люди не шли на балет, очевидно, воспринимая его сюжет как слишком слащавый и сказочный. Потребовалось пережить Октябрьскую революцию и вкусить жизни в «самой лучшей стране», чтобы очаровательные лебеди нашли своего зрителя, жаждущего той самой сказки.

Источник

Когда по телевизору показывали лебединое озеро

Сегодня 25 лет со дня путча 1991 года. А ведь как один день.
Прекрасно помню этот день. Как раз шла вторая неделя моего отпуска. Делал ремонт в квартире.
Включил телевизор, а там балет «Лебединое озеро» , причем по всем каналам. Удивился.
Затем показали перепуганную дикторшу, которая рассказала нам, что Горбачев захворал и больше не может исполнять обязанности Президента СССР.
Потом показали всю эту команду новых руководителей. Мне они не понравились. Особенно ИО Президента. Какие то они тоже были перепуганные и невнятно разговаривающие. Удивился , что делают в этой компании Пуго и Язов. Вроде нормальные же мужики.
Засобирался в Москву, защищать демократию. Тут уж на дыбы встало все семейство. Даты что! Да ты куда! Хочешь нас сиротами оставить!
Заклевали.
Пошел в город. Вроде все тихо. Только больше чем обычно милицейских патрулей.

Недавно только узнал подробности того путча.
Оказывается КГБ прослушали разговор Ельцина и Назарбаева. Они обсуждали, что 20-го августа подпишем Союзный договор, Ельцин — президент России, Назарбаев — премьер-министр СССР, Горбачев Президент СССР. В разговоре упомянули КГБ. Что надо бы с ними разобраться, слишком много у них власти, надо Крючкова убирать, ряды чистить. Этот разговор тут же передали Крючкову, а тот позвонил Павлову (тогдашнему председателю Правительства СССР) и тут же родился план по отстранению Горбачева и захвата власти.
Ну а чем все закончилось? Да ничем(((

Читайте также:  Озеро в глазах почему

Источник

«Лебединое Озеро» как балет счастья и горести советского человека

«Лебединое озеро» занимает особое место в менталитете советского человека. Его включали по телевидению СССР в дни смерти генеральных секретарей, а в 1991 году он сопровождал события августовского путча, заняв собой все каналы телевещания. Лайф узнал историю постановки Петра Ильича Чайковского и выяснил, как у неё получилось стать спутником больших потрясений Советского Союза.

Фото: © РИА Новости/Олег Макаров

Сегодня в это трудно поверить, но в конце 19 века, когда на сцене Большого театра состоялась премьера «Лебединого озера», его преследовал провал за провалом. Первые показы не находили отклика в душе зрителей, так что постановку принялись дополнять и переписывать. Классическая версия спектакля, привычная нашим современникам, сформировалась окончательно в 1895 году, спустя восемнадцать лет после премьеры в Большом.

Зрителям и критикам того времени «Лебединое озеро» часто казалось постановкой грустной и даже упаднической. Пройдёт ещё полвека, пока он не станет главной постановкой в истории Большого театра и всего советского балета, а затем не превратится в символ горестей и утрат, свободы и перемен.

Принцы и принцессы

Фото: © РИА Новости/Александр Макаров

«Лебединое озеро» — пересказ старинной немецкой легенды. Заколдованная принцесса-лебедь Одетта влюбляет в себя молодого принца Зигфрида. Его истинная любовь и верность должны помочь ей избавиться от лебединого проклятья колдуна Ротбарта и вернуть человеческий облик навсегда.

Дочь колдуна Одиллия мешает планам влюблённых и, притворившись на балу Одеттой, влюбляет в себя принца. Узнав о подлоге, Зигфрид бежит на озеро молить у возлюбленной прощения за ошибку, которая теперь может стоить ей жизни. Ротбарт предлагает принцу выполнить клятву, которую он дал на балу, и жениться на Одиллии. Принц выбирает смерть и прыгает вместе с любимой с обрыва. Освободившееся проклятье убивает Ротбарта. В самом финале балета лебеди смотрят, как влюблённые Зигфрид и Одетта возносятся к небесам.

Мистические мотивы, меланхоличные настроения и минорный тон балета — всё это помешало ему стать популярным на закате Российской империи. Постановку отвергали с такой яростью, что Чайковский был уверен, что если она и будет пользоваться успехом, то только после его смерти.

И он оказался прав. Советские культурологи в середине 1930-х проделают над символикой постановки впечатляющую работу, превратив её в героическое повествование и сделав максимально доступным для зрителя зрелищем. Мистицизм и трагичность «Лебединого озера» превратят в искренность и простоту, а все сложные для толкования советским зрителем сцены и мотивы уберут.

За время Великой Отечественной войны «Лебединое озеро» показали в Большом театре больше раз, чем за 70 лет, прошедших с премьеры. Театр обстреливали и бомбили, но балет продолжали ставить неделя за неделей. Бомбы рвались иногда прямо около входа, но зрители шли всё равно.

До тошноты

Фото: © РИА Новости/Юрий Абрамочкин

В сюжете «Лебединого озера» нет ни намёка на политику, а истории о трагичной любви ещё с шекспировских времён любимы зрителями любых возрастов. Это позволило после ряда поправок сделать из балета самую массовую постановку в СССР.

Билетами на балет награждали передовиков производства, их вручали на партийных съездах, на показы в Большой театр водили каждую иностранную делегацию. Легендарная балерина Майя Плисецкая в своих мемуарах вспоминает, что танцевала свои партии в «Лебедином озере» более 800 раз.

По словам Плисецкой, каждую делегацию сопровождал Никита Сергеевич Хрущёв, который тоже к определённому моменту от балета сильно устал и жаловался балерине на то, что вынужден смотреть его чуть ли не каждую неделю.

Визит в СССР лидера кубинской революции, Первого секретаря ЦК КП Кубы, Председателя Совета министров Фиделя Кастро. Апрель-июнь 1963 год. Фидель Кастро побывал в Большом театре СССР на балете «Лебединое озеро». После спектакля он познакомился с артистами балета и примой театра, балериной Майей Плисецкой (в центре).

Фото: © РИА Новости/Василий Малышев

Среди «любителей» балета «Лебединое озеро» числился и американский посол в СССР Ллевелин Томпсон. Проведя в СССР шесть лет в шестидесятых, он посмотрел постановку 132 раза. По его воспоминаниям, беседуя во время антракта с верхушками государства, ему наиболее точно удавалось оценить политическую обстановку.

Но среди гостей Москвы у балета были и настоящие фанаты. Старожилы театра вспоминают, как однажды после финала одного из показов сам Фидель Кастро забрался на сцену и подарил балеринам огромный букет цветов.

Рядом с Большим театром, на Театральной площади вот уже несколько десятилетий высаживают два особых сорта тюльпанов под названиями «Большой театр» и «Галина Уланова». Их вывел известный голландский цветовод Теодор Лефебр когда, впечатлённый постановкой, вернулся домой из Москвы.

Читайте также:  Новопятигорское озеро 2020 музей

Похороны и перевороты

Фото: © РИА Новости/Владимир Федоренко

Зрители советского телевидения привыкли к телеконцертам по большим государственным праздникам. Так, на День милиции 10 ноября 1982-го они приготовились смотреть выступления звёзд эстрады и СССР, однако вместо концерта начался балет «Лебединое озеро». Праздничную программу отменили из-за смерти генерального секретаря Леонида Брежнева.

Почему работники телевидения выбрали из всей культурной коллекции Союза именно «Лебединое озеро»? Точно неизвестно. Возможно, роль сыграла популярность балета. Или кто-то вспомнил историю его написания, когда Чайковский заканчивал работу над балетом в неделю после Пасхи, так называемую Фомину неделю, на которую выпадает праздник поминания усопших Радоница.

В любом случае, из балета-любимчика «Лебединое озеро» превратилось в поминальную песню. Через два года его покажут по телевизору опять, на этот раз скончается генсек Юрий Андропов. Потом снова через год зрителям придётся смотреть балет по случаю смерти генсека Константина Черненко.

Но главное историческое появление «Лебединого озера» на экране было ещё впереди.

Фото: © РИА Новости/Сергей Субботин

Как вспоминает в интервью «Фонтанке» бывший глава Гостелерадио СССР Леонид Кравченко, в телепрограмме на 19 августа «Лебединое озеро» стояло ещё за две недели до событий путча. Каждый третий понедельник месяца на телевидении выходила передача «Музыкальный телетеатр». В передаче показывали телеверсии спектаклей и телефильмов, причём из-за особенностей рабочих графиков с СССР два, а иногда даже и три раза за день. Делалось это для того, чтобы премьеру фильма или спектакля могли застать даже те, кто работает в вечернюю или ночную смену.

В эфир балет запустил Виктор Осколков, глава дирекции телепрограмм Гостелерадио. В интервью он вспоминает, что получил звонок около полудня 19 августа, в котором выпускающий редактор попросил его поставить в эфир что-нибудь на технический перерыв в вещании с 12:45 до 15 часов. Балет был поставлен в программе на вечернее время, но прекрасно ложился в хронометраж перерыва. Балет запустили в эфир, лебеди принялись танцевать на каждом втором экране страны.

В момент, когда события путча достигли критической массы, вспоминает Кравченко, пришлось задействовать синхронизацию первого и второго каналов. Эта техническая деталь была отработана ещё в дни смерти Брежнева и позволяла работникам ТВ показывать одну программу по двум центральным каналам сразу. После синхронизации лебеди появлялись у каждого, кто включал телевизор с 19 по 22 августа.

В своих интервью Кравченко вспоминает, что в утверждённой им телепрограмме после «Лебединого озера» шёл телефильм под названием «Три дня и три ночи». Кто мог подумать, что балет действительно будет идти по телевизору три дня подряд, оставляя вопросы зрителей о судьбе страны безо всякого ответа.

Маленькие лебеди — большие времена

Фото: © РИА Новости/Алексей Даничев

Написанная 140 лет назад постановка из провальной превратилась в самый популярный балет в стране, который пережил царей, генеральных секретарей и президентов. Стал символом скорби целого народа по его лидерам. Видел революции и государственные перевороты. И всё это оставаясь простой и грустной историей о заколдованной принцессе в образе лебедя, молодом принце и злом колдуне.

Балет «Лебединое озеро» можно посмотреть и сегодня. Государственный Кремлёвский дворец ставит его два раза в месяц с неизменным успехом.

Источник



Почему «Лебединое озеро» стало символом конца Советского Союза

22 мая 2012, 12:16

10 ноября вечером в СССР на День советской милиции по телевидению всегда шел концерт звезд советской эстрады. Но в 1982 году концерт отменили. Вместо него на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Простые граждане поняли, что в стране что-то случилось. О смерти Брежнева сказали гораздо позже. Такое в Советском Союзе затем повторялось не раз.

Выступления звезд российского балета на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая в Алматы в последние годы стали довольно привычным явлением.

Местный зритель уже привык к тому, что каждый год (обычно это ближе к концу театрального сезона) можно насладиться выступлением какого-нибудь звездного дуэта, а то и целого звездного десанта. И не отпугивает относительно высокая (по алматинским меркам) цена билетов — два предыдущих сезона она была в пределах 10–25 тысяч тенге (около 70–170 долларов).

В этом году «русский балетный сезон» (если это можно так назвать) в Алматы первыми представили прима Мариинского театра Алина Сомова и премьер Михайловского театра Леонид Сарафанов, исполнив роли Одетты-Одиллии и Зигфрида в «Лебедином озере». Оба лауреаты национальной театральной премии «Золотая маска», а также престижных международных конкурсов.

«ЛЕБЕДИНОЕ ОЗЕРО» ТВОРИЛИ НЕ ДЛЯ ПРОПАГАНДЫ

Как рассказал Леонид Сарафанов после выступления на сцене Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, «Лебединое озеро» — это беспроигрышный вариант для публики и для кассы:

— Мы с Алиной Сомовой здесь в первый раз, нас здесь никто не знает. И если мы будем приезжать еще, то можно будет экспериментировать с названиями и привозить не только классику. Но поскольку сейчас мы здесь в первый раз, то никто не хотел рисковать и выбрал беспроигрышный вариант. Ну, думаю, все остались довольны?!
Алина Сомова, балерина Mариинского театра России, и солист балета национальной оперы Украины Леонид Сарафанов. Алматы, май 2012 года.
Действительно, если в театре оперы и балета имени Абая и без российских балетных звезд «Лебединое озеро» зачастую идет с аншлагом (на все спектакли в течение последних двух лет билеты продавались полностью), так что уж говорить о спектакле с участием звездного дуэта.

Читайте также:  Озера в германии для отдыха летом

Нынешний год уже 135-й в сценической истории балета «Лебединое озеро» — первого балета Петра Чайковского. Первую постановку осуществил Юлиус Рейзингер. Однако особого зрительского успеха она не имела. Балет просуществовал в репертуаре до 1883 года. Считается, что неуспех этой первой постановки объяснялся неспособностью московской труппы постичь музыку Чайковского.

«Я верю, — писал Чайковский, — что придет и мое время, хотя, конечно, гораздо после того, как я уже буду на том свете».

Да, он оказался прав. Но, как показала в своем исследовании «Метаморфозы „Лебединого озера“. Краткий курс истории одного мифа» Марина Раку, композитор занял место великого классика после периода его энергичного сбрасывания с корабля современности. Полемика об идеологическом значении музыки Чайковского продолжалась до середины 1930-х годов. К тому времени с его музыки еще не были сняты левацкие обвинения в упадничестве, интеллигентской чувствительности, мистицизме.

Отказ новой пролетарской культуры от Чайковского означал бы конфронтацию с реально существующими вкусами публики. Власти необходимо было «сменить анкету» полуопальному композитору для определения «классового лица». И тогда была выведена следующая формула его творчества: доступность, массовость, искренность. С этого времени всесторонне обосновывается аттестация Чайковского как мастера художественного реализма. Его музыка начинает использоваться как символ «национального героизма».

Одновременно происходила трансформация и стиля балетов Чайковского в сторону героизации, снятия пассивно-меланхолического налета, мистицизма. Так определялась эстетика советского образа классического балета.

«Лебединое озеро» со временем стало одним из самых любимых балетов советского зрителя. Возможно, этому способствовала его доходчивость, аполитичность сюжета, отчетливая национальная специфика. Но чего не мог предположить и сам Чайковский, так это того, что его «Лебединое озеро» станет символом и Большого театра, и всего советского балета, и со временем — самым политизированным балетом.

ГЛАВ ГОСУДАРСТВ ПОТЧЕВАЛИ «ЛЕБЕДИНЫМ»

В первой книге воспоминаний Майя Плисецкая много места уделила «Лебединому озеру». В ее жизни этот балет сыграл решающую роль. Она станцевала его более 800 раз в течение 30 лет с 1947 по 1977 год. С ее участием этот балет шел в десятках городов мира на всех континентах. Особенно всласть Плисецкая натанцевалась для высоких заморских гостей. С началом хрущевской оттепели в Москву всё чаще стали наведываться главы иностранных государств.

Гостей всегда сопровождал Никита Хрущев. Как подметила Плисецкая, насмотрелся он «Лебединого» до тошноты. К концу своего генсекства пожаловался балерине:

— Как подумаю, что вечером опять «Лебединое» смотреть, аж тошнота к горлу подкатит. Балет замечательный, но сколько же можно. Ночью потом белые пачки вперемешку с танками снятся.

ДОЛГОИГРАЮЩАЯ ПОМИНАЛЬНАЯ МЕЛОДИЯ

10 ноября в СССР всегда торжественно отмечали День советской милиции, который в эпоху телевидения сопровождался вечером концертом звезд советской эстрады. Но в 1982 году концерт отменили. Вместо него на телеэкраны пустили «Лебединое озеро». Простые граждане поняли, что в стране что-то случилось. Как оказалось, умер генеральный секретарь Леонид Брежнев. Музыка из «Лебединого» была фонограммой не только на похоронах Брежнева, но и его преемников — Юрия Андропова, Константина Черненко.

Отвечая на этот вопрос, апеллируют к истории создания музыки к балету. Биографы Чайковского нашли его свидетельство, что работу над инструментовкой балета композитор хотел закончить к Фоминой неделе, то есть сразу после Пасхи. На эту неделю выпадает знаменитая Радуница, или день поминовения усопших, попросту — родительский день. И предположили, что поминальная тематика той недели ассоциативно отразилась на творении Чайковского.

Лет семь назад Мария Гольцман из Тартуского университета предложила близкое объяснение, но уже облаченное в термины семиотики, культурного символизма. Она отметила, что центральная тема в «Лебедином» — тема смерти. И это делает его идеальной областью для проекций коллективной эмпатии (сопереживания, сочувствия) и превращает телетрансляции, предпринимавшиеся обычно в дни праздников или траура, в сеанс общенационального катарсиса (очищения).

Кульминацией вторичной, более поздней семантики «Лебединого» стали дни августовского путча в августе 1991 года, когда этот балет на протяжении всех трех дней путча показывали по всем телеканалам. И «Лебединое озеро» стало одновременно и эмблемой политической реставрации, и как бы одним из заключительных аккордов советской эпохи, ее лебединой песней.

Источник

Adblock
detector