Меню

Карта с заданиями великой реки

Урок географии по теме «Реки». 6-й класс

Презентация к уроку

Цель урока: сформировать знания о реках земного шара. Показать их различия и общие черты.

  • Начать формирование у учащихся представления о реках.
  • Познакомить учащихся с основными понятиями, терминами, определениями.
  • Продолжить формирование умения работать с географической картой.
  • Продолжить формирование умения составлять описание географического объекта – реки.
  • Формирование способности опознавать, анализировать, сопоставлять явления и факты, работать с текстом.

Базовый учебник: В.П.Дронов, Л.Е.Савельева. География. Землеведение. 6 класс. – М.: Дрофа, 2012.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Краснодарского края, атласы, контурные карты, компьютер, мультимедийная установка, презентация по теме: «Реки».

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение изученного материала.

Задание: Из списка географических объектов выберите только те, которые относятся к внутренним водам.

Река Залив Озеро
Ручей Водохранилище Пруд
Море Океан Водопад
Болото Горный ледник Подземные воды
Речной канал Родник Источник

Ответ: к внутренним водам не относятся море, океан, залив.

Течет, течет – не вытечет;
Бежит, бежит – не выбежит.
Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит (Река).

Определение с учащимися темы, задач и цели урока.

III. Изучение нового материала.

– Какая река протекает по территории нашего края? Опишите реку Кубань.

– Что такое река? (Это природный водный поток, протекающий в выработанном им углублении – русле). В этом определении отмечены самые важные признаки реки. Это естественный, а не созданный руками человека (канал, водохранилище), текущий в заданном природой направлении, которое резко не меняется.

Из каких частей состоит река?

  • Русло – главная часть реки, которая располагается на дне речной долины.
  • Пойма – часть речной долины, заливаемая водой во время разливов рек.
  • Речная долина – более широкое понижение в рельефе.

– Где начинаются реки? Какими бывают истоки рек? Формируется понятие исток– начало реки. Приводятся примеры рек, которые берут начало в горах или истоком являются болота, озера.

– Где заканчиваются реки? (Анализ учебника стр. 149, рис 132)

  • Устье – место впадения реки в другую реку, озеро, водохранилище, море, океан.

– Какими бывают типы устьев рек?

  • Дельта – устье реки с протоками;
  • Эстуарий – воронкообразное устье реки.

Реки, впадающие в другие реки, называются притоками. Они могут быть левые и правые.

– Как определить, где у реки левые или правые притоки? (Привести пример по карте). Назовите левые и правые притоки реки Кубань.

  • Речная система – это главная река со всеми притоками;
  • Водораздел – граница, разделяющая соседние речные бассейны;
  • Бассейн реки – участок земной поверхности, с которого вся вода стекает в реку.

Самая протяженная река мира – Нил (6671 км), самая полноводная река мира – Амазонка. К числу величайших рек России относятся Обь, Лена, Енисей, Амур, Волга. Река Кубань – главная река нашего края.

Найдите и правильно покажите их на карте полушарий (реки показывают от истока до устья).

В контурных картах подпишите реки, обозначенные на карте:

  1. Нил, Конго (Африка);
  2. Обь, Енисей, Лена, Волга, Амур, Кубань, Янцзы, Инд (Евразия);
  3. Амазонка (Южная Америка);
  4. Миссисипи (Северная Америка).

– Как реки зависят от рельефа? Сравните характер течения горной и равнинной реки. Учащиеся рассматривают слайд и работают с учебником стр. 151-152.

Горные реки имеют:

  • бурное и стремительное течение,
  • относительно прямые русла,
  • речные долины узкие и глубокие, их разрушительная работа направлена вглубь,
  • дно почти все занято руслом,
  • неблагоприятные условия для судоходства.

Равнинные реки имеют:

  • плавное и спокойное течение,
  • русло извилистое, речные долины широкие с плоским дном, ширина долин больше их глубины,
  • разрушительная работа направлена вширь – на размыв берегов,
  • русло занимает только часть плоского и широкого днища долины,
  • развитое судоходство.

Одна и та же река на своем протяжении может иметь разный характер течения.

– При каких условиях на реках образуются пороги и водопады? В чем их отличия?

Формируются понятия порог – каменная неровность, возникшая при пересечении рекой твердых скалистых пород в русле и водопады – крутые отвесные уступы твердых пород. При образовании порогов река бурлит и пенится, возникают водовороты. Водопад Анхель – самый высокий в мире, высота 1054 м (Южная Америка). Водопад был открыт в 1935 году с самолета летчиком Анхелем. Ниагарский водопад не самый высокий (51 метр), но он самый мощный. Он разрушает уступ, с которого спадает поток воды со скоростью 1 метр в год. Если разрушение не остановить, то через 20-30 тыс. лет он может достичь озера Эри, и оно будет спущено.

Как реки зависят от климата? Климат определяет густоту речной сети, полноводность рек и их поведение в течение года. В тех областях земного шара, где осадков много и рек много, они полноводны (Амазонка). Мало рек в пустынях, некоторые из них пересыхают.

  • Питание – это способ поступления влаги в реку. В питании рек принимают участие дождевые, талые снеговые и ледниковые, также подземные воды. Рек, которые бы имели один источник питания, в природе не существует.
  • Режим реки – поведение реки в течение года.
  • Половодье – ежегодно повторяющийся в одно и то же время подъем уровня воды реке. Когда бывает половодье на реке Кубань?

– В чем значение рек? (ловят рыбу, развито судоходство, энергия падающей воды используется для строительства ГЭС, зона отдыха людей, по берегам рек всегда поселялись люди и т.д.)

IV. Закрепление материала.

  • Укажите направление течения реки – с северо-запада на юго-восток;
  • назовите номера всех истоков – 1, 2, 3,4;
  • назовите номера всех устьев – 11, 5, 6, 7, 8;
  • назовите номера всех правых притоков – 9;
  • назовите номера всех левых притоков – 10, 12.

V. Подведение итогов.

Практическая работа: «Описание реки по плану».

1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур.

  1. Название реки: 1 вариант – Волга, 2 вариант – Амур;
  2. На каком материке находится;
  3. Исток (начало реки);
  4. Устье (место впадения);
  5. Направление течения;
  6. Притоки (левые и правые);
  7. Питание реки;
  8. Хозяйственное использование.

VI. Домашнее задание.

§ 38-39, обозначенные на контурной карте реки, знать и уметь показывать на физической карте полушарий.

Источник

Карта с заданиями великой реки

Как нам кажется контурные карты очень даже интересные школьные пособия. Ведь по ним не только можно изучить географические особенности, но и нанести что-то еще своими собственными руками. Главное, чтобы это что-то еще было реальным, настоящим, а невыдуманным. Ведь какая практическая польза с выдуманных отметок на контурных картах.
Итак, в этой статье речь пойдет о контурных картах за 5 класс издательства Дрофа, авторов Вигасин, Годер. Эти контурные карты относятся к учебнику «История Древнего мира» авторов Вигасин, Годер. То есть именно изучая учебник, узнавая из него что-то новое и полезное, вы должны будете закреплять свои знания и в виде оформления контурных карт!

Выбираем нужную нам страницу, там и будут нужные вам ответы. Все просто и понятно, так что смотрим и сверяемся!

Ответы к контурным картам по истории Древнего мира, Дрофа, 5 класс:

Список заданий к контурным картам:

Как нам кажется контурные карты очень даже интересные школьные пособия. Ведь по ним не только можно изучить географические особенности, но и нанести что-то еще своими собственными руками. Главное, чтобы это что-то еще было реальным, настоящим, а невыдуманным. Ведь какая практическая польза с выдуманных отметок на контурных картах.
Итак, в этой статье речь пойдет о контурных картах за 5 класс издательства Дрофа, авторов Вигасин, Годер. Эти контурные карты относятся к учебнику «История Древнего мира» авторов Вигасин, Годер. То есть именно изучая учебник, узнавая из него что-то новое и полезное, вы должны будете закреплять свои знания и в виде оформления контурных карт!

Выбираем нужную нам страницу, там и будут нужные вам ответы. Все просто и понятно, так что смотрим и сверяемся!

Ответы к контурным картам по истории Древнего мира, Дрофа, 5 класс:

Список заданий к контурным картам:

Стр. 1

Страница 1. Человечество на пути к цивилизации.

Ответы на задания карты можно посмотреть в атласе на странице 3 (там срисовываем все) и 4 (обработка кости, использование глины, металлов).

Задания

1. Подпишите названия континентов. Выделите территорию предполагаемой прародины человека и отметьте на карте стрелками пути расселения древних людей.
2. Отметьте на карте древнейшие районы земледелия и скотоводства и объясните, почему древние люди выбрали именно эти территории для их развития.
3. Обозначьте места начала обработки кости, металлов, а также начало использования глины. Как по-вашему, почему это произошло именно в отмеченных вами регионах?

Территория предполагаемой прародины человека
Древнейшие районы земледелия и скотоводства
10—8 тыс. лет назад
8—5 тыс. лет назад
5—4 тыс. лет назад
Пути расселения древних людей
Стоянки первобытных людей
Культурные достижения на пути к цивилизации
Начало обработки кости
Начало использования глины
Начало обработки металлов

Страница 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. 3500-332 гг. до н. э.

Ответы есть в атласе на странице 6. Достопримечательности под цифрами на странице 7.

Задания

1. Определите, где располагались основные районы земледелия на территории Древнего Египта, и нанесите их на карту.
2. Подпишите столицы Древнего Египта в различные периоды и названия крупнейших египетских городов.
3. Обозначьте значком район пирамид. Определите, на каком берегу Нила они располагались.
4. Представьте, что вам довелось участвовать в завоевательных походах фараонов.Укажите стрелками их направления. Отметьте цифрами на карте территории, завоёванные фараонами за пределами Египта.
В легенде карты напишите их названия. Используя карту, расскажите в классе об одном из походов. Не забудьте в своём рассказе описать вооружение воина фараона.
5. Покажите цветной линией границу Египта в XV в. до н. э.

Страница 3. ПЕРЕДНЯЯ АЗИЯ. 3000-539 гг. до н. э.

Ответы есть в атласе на страницах 8-9.

Задания

1. Выделите основные районы земледелия в Передней Азии.
2. Сравните, как вели хозяйство древние египтяне и жители Передней Азии. Можно ли утверждать, что условия для развития земледелия у них были одинаковые? Свой ответ обоснуйте, используя ранее заполненную карту
«Древний Египет».
3. Определите, где располагались древние города Междуречья, и подпишите на карте столицы древних государств на территории Передней Азии.
4. Покажите одним цветом границу Старовавилонского царства при Хаммурапи в XVIII в. до н. э., другим цветом границу Нововавилонского царства в VI в. до н. э. и сравните их территорию. Свои выводы обсудите в классе.
5. Покажите завоевательные походы ассирийцев и вторжения соседних народов.
6. Подпишите Ассирию, Месопотамию, Финикию, Палестину, Сирию.
7. Используя современную политическую карту мира, определите, какие современные государства расположены на территории древнего Междуречья. Подпишите их названия на карте.

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Основные районы земледелия
Граница Старовавилонского царства при Хаммурапи (1792—1750гг. дон. э.
Граница Нововавилонского царства в первой половине VI в. до н. э.
Завоевательные походы ассирийцев
Вторжение соседних народов
Территория Ассирии в VII в. до н. э.

Страница 4. ГОСУДАРСТВА ВОСТОЧНОГО СРЕДИЗЕМНОМОРЬЯ. 1000-50 гг. до н. э.

Ответы есть в атласе на странице 10.

Задания

1. Выделите на карте территорию Израильско-Иудейского царства в XI—X вв. до н. э.
2. Определите, на территории какой исторической области существовало царство Давида в XI—X вв. до н. э. Подпишите её и соседние исторические области на карте.
3. Используя материалы учебника, укажите на карте государства, которые были образованы после смерти царя Соломона в VIII в. до н. э. и подпишите названия
их столиц. Необходимые знаки покажите в условных обозначениях.
4. Опираясь на получившуюся у вас карту, выскажите свою точку зрения, почему период существования Израильско-Иудейского царства оказался столь недолгим.

Читайте также:  Реки западнодвинского района тверской области

Граница Израильско-Иудейского царства в XI—X вв. до н. э.
Израильское царство в начале VIII в. до н. э.
Иудейское царство в VIII в. до н. э.
Граница Ассирии в VII в. до н. э.
Граница Римской державы в середине I в. до н. э.
Основные районы земледелия

Страница 5. Финикийская колонизация и торговля

Ответы есть в атласе на странице 11.

Задания

1. Подпишите названия континентов, полуостровов и островов.
2. Выделите одним цветом владения финикийцев, другим — территории финикийской колонизации. Разными цветами подпишите финикийские города-метрополии и города — колонии.
3. Используя карту атласа и получившуюся у вас карту, обсудите в классе, почему финикийцы основывали колонии.
4. Представьте, что вы финикийский мореход. Какие страны вам довелось посетить?
Проложите пути финикийских мореплавателей на карте и подпишите места, в которых они бывали.

Владения финикийцев
Территории, колонизованные финикийцами
Финикийские города-метрополии
Финикийские города-колонии
Морские торговые пути финикийцев

Страница 6. Персидская держава

Ответы есть в атласе на страницах 12-13.

Задания

1. Выделите территорию, на которой возникло Персидское государство.
2. Отметьте территории, завоёванные персами в первой половине VI в. до н. э.
3. Используя материал учебника и карту атласа, изучите направления походов персидских царей. Укажите их на карте стрелками и подпишите над стрелками имена царей.
4. Подпишите названия столиц Персидской державы,
5. Обведите цветной линией границу Персидской державы к 500 г. до н. э.
6. Проведите царскую дорогу от города Сузы до города Сарды. Измерьте длину царской дороги и сравните получившиеся данные с теми, которые имеются в учебнике или в Интернете. (1 см на карте равен 220 км)
7. Используя карту, предположите, какой вклад внесли персы в развитие мировой культуры. Аргументируйте свой ответ.

Территория, на которой возникло Персидское государство
Походы персидских царей
Территории, завоёванные персами в первой половине VI в. до н. э.
Граница Персидской державы к 500 г. до н. э.
Царская дорога

Страница 7. ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИНДИИ. 2500-200 гг. до н. э.

Ответы есть в атласе на страницах 14-15.

Задания

1. Перед вами рассказ об Индии. Вставьте пропущенные слова и отметьте на карте указанные в тексте географические объекты.
Индия расположена на огромном треугольном полуострове_, омываемом
водами _океана. Его северной границей служат самые высокие горы в мире _. В горах берут начало две большие реки —_и_.
2. Обозначьте крупнейшие центры Индской цивилизации. Подпишите их названия.
3. Покажите направления вторжений ариев в Индию во II тыс. до н. э.
4. Обведите границу государства Маурьев. Подпишите его столицу.
6. Представьте, что вам довелось жить в Древней Индии. Определите, где, по-вашему, лучше всего на её территории было бы заниматься земледелием, и выделите на карте основные районы его распространения.

Индская цивилизация и её крупнейшие центры в 111—11 тыс. до н. э.
Вторжения ариев в Индию во II тыс. до н. э.
Граница государства Маурьев в III в. до н. э.

Страница 8. ЦИВИЛИЗАЦИЯ КИТАЯ. 1100 г. до н. э. — 220 г. н. э.

Ответы есть в атласе на страницах 16-17.

Задания

1. Обведите границу древнекитайских царств XII—VI вв. до н. э.
2. Подпишите крупнейшие царства Древнего Китая в VI—III вв. до н. э.
3. Предположите, почему Китай долгое время не был единым. Свой ответ представьте для обсуждения в классе. Совпала ли ваша точка зрения с позицией одноклассников? Если нет, то объясните почему.
4. Обозначьте стрелками набеги гуннов.
5. Выделите цветной линией Великую Китайскую стену.
6. Измерьте протяжённость Великой Китайской стены. Сравните получившиеся у вас данные с теми, которые приведены в Интернете и других источниках информации. Совпали ли ваши результаты с опубликованными
в других источниках информации? (1 см на карте равен 170 км.)
7. Используя дополнительную информацию, определите, какую сельскохозяйственную культуру в основном выращивали китайцы, и выделите на карте основные районы, где она культивировалась.
8. Обведите цветной линией границу империи Хань в середине II в. н. э

Границы древнекитайских царств в XII—VI вв. дон. э.
Крупнейшие царства Древнего Китая в VI—III вв. до н. э.
Граница империи Хань в середине II в. н. э.
Набеги гуннов
Основные районы земледелия
Великая Китайская стена

Страница 9. Великий шелковый путь

Ответы есть в атласе на страницах 18-19.

Задания

1. Подпишите названия исторических областей.
2. Используя материалы учебника и дополнительную информацию, определите, через какие города проходил Великий шёлковый путь, и покажите его на карте цветной линией, отметив известные вам города.
3. Что бы вы посоветовали приобрести европейцу в разных местах по пути следования каравана. Отметьте эти места на карте.
Укажите также товары и пути откуда они поступали.

Великий шелковый путь
Торговые пути:
сухопутные
морские

Страница 10. ЭГЕЙСКИЙ МИР. 2000-1100 гг. до н. э.

Ответы есть в атласе на странице 20.

Задания

1. Подпишите названия известных древнейших памятников культуры (1,2). Укажите на карте где они расположены.
2. Какие известные мифы и легенды о них вы рассказали бы своим одноклассникам? Объясните почему.
3. Покажите стрелками разного цвета пути переселения греческих племён. Подпишите их.
4. Покажите на карте поход греков на Трою, подписав его дату. Подготовьте рассказ о Троянской войне. Обсудите его в классе.
5. Придумайте символ и отметьте им на карте одно из «чудес света», расположенное на полуострове Пелопоннес. Подпишите его название. Выясните, почему это место было священным у древних греков.

Пути переселения греческих племён: ахейцев дорийцев ионийцев эолийцев
Поход греков на Трою
Города-дворцы:
критского времени 2000—1400 гг. дон. э.
микенского времени 1600—1100 гг. до н. э.

Страница 11. Греческая колонизация и торговля

Ответы есть в атласе на странице 21.

Задания

1. Подпишите названия континентов, полуостровов и островов.
2. Определите и укажите на карте три направления греческой колонизации. Заштрихуйте районы расположения греческих колоний. Обозначьте разными
цветами и подпишите греческие города-метрополии и города-колонии.
3. Подчеркните названия греческих городов, на месте которых находятся столицы современных государств и крупные современные города. Подпишите в скобках современные названия после древних.
4. Используя карту, определите наиболее важные, с вашей точки зрения, результаты греческой колонизации.

Районы греческой колонизации Города-метрополии в X—VIII вв. до н. э. в VIII—VI вв. до н. э.
Территория Греции в VIII в. до н. э.
Города-колонии греков: ахейские дорийские ионийские
Морские торговые пути греков

Страница 12. ГРЕКО-ПЕРСИДСКИЕ ВОЙНЫ.

Ответы есть в атласе на странице 23.

Задания

1. Покажите на карте путь персидского войска к территории Аттики.
2. Покажите на карте штриховкой разного цвета территорию Греции, попавшую под власть персов и греческие государства, оказавшие персам сопротивление. Обозначьте греческие города, восставшие против персов.
3. Определите важнейшие битвы и укажите их на карте, подписав названия и даты. Выполните задания на картах-схемах на стр. 13.
4. Обсудите в классе свои предположения о причинах сохранения греками своей независимости. Аргументируйте свой ответ.
Территория Персидской державы к 500 г. дон. э.
Города, восставшие против персидского господства в 500 г. до н. э.
Походы: персов греков

Территории,попавшие под власть персов
Греческие государства, оказавшие персам упорное сопротивление
Нейтральные греческие государства
Територии, освобождённые греками после 479 г. до н.э.
Места важнейших битв

Страница 13. БИТВА ПРИ МАРАФОНЕ 490г. до н.э.

Ответы есть в атласе на странице 23.

Задания

1. Нанесите на карту разными цветами расположение греческих и персидских войск в начале битвы.
2. Используя материалы учебника, определите, кто командовал греческими и персидскими войсками, и подпишите их имена рядом с расположением войск.
3. Стрелками укажите перемещения войск в ходе битвы.
4. Отметьте на карте «Греко-персидские войны. 500—449 гг. до н. э.» путь греческого воина Фидиппида, который он проделал после Марафонского сражения,
и подпишите его длину. Дистанцию какой длины пробегают современные марафонцы?

БИТВА ПРИ ФЕРМОПИЛАХ 480 г. до н. э.

Задания

1. Нанесите на карту разными цветами расположение греческих и персидских войск, подпишите имена полководцев.
2. Выясните, какое оборонительное сооружение использовали греки, и укажите его на карте.
3. Определите, на какую хитрость пошёл царь Ксеркс, и покажите стрелками на карте его манёвр.
4. Изучив получившуюся карту-схему, определите, могли ли греки рассчитывать на победу. Если да, то внесите свои исправления в схему сражения.

САЛАМИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 480 г. до н. э.

Задания

1. Отметьте на карте-схеме разными цветами расположение флотов противников к началу битвы. Подпишите имена полководцев.
2. Изучите материал учебника о хитрости, которую использовал в сражении Фемистокл, и покажите на карте стрелками разного цвета перемещение греков и их
противников.
3. Опираясь на получившуюся карту-схему, дайте характеристику действий греков в условиях превоходства флота противника.

Действия флотов греческого и персидского

Страница 14. ГРЕЦИЯ В ПЕРИОД РАСЦВЕТА. V-IV вв. до н. э.

Ответы есть в атласе на странице 22.

Задания

1. Выделите области материковой Греции и другие территории, населённые греками.
2. Подпишите на карте греческие государства-полисы.
3. Используя материалы атласа и учебника, определите, какие выдающиеся творения человечества греки причисляли к «семи чудесам света». Внесите их в легенду и отметьте на карте расположение тех, которые находятся на территории греческих колоний.
4. Как по-вашему, можно ли считать, что природные условия повлияли на расцвет Греции в V—IV вв. до н. э.? Приведите аргументы, используя карту.

Области материковой Греции и другие территории, населённые греками
Афины Греческие государства-полисы
Общегреческие религиозные центры
Цифрами на карте обозначены «чудеса света»

Страница 15. ВОЗВЫШЕНИЕ МАКЕДОНИИ. 359-336 гг. до н. э.

Ответы есть в атласе на странице 24.

Задания

1. Выделите территорию Македонии к началу царствования Филиппа II и территории, завоёванные им в 359—336 гг. до н. э. Подпишите столицу Македонии и завоёванные ею территории.
2. Используя дополнительную информацию, определите направления походов Филиппа II и обозначьте их на карте стрелками.
3. Укажите на карте место и дату победы македонцев над греками.
4. Как по вашему мнению, удалось ли Филиппу II подчинить себе Грецию? Свой ответ обоснуйте данными карты.
5. Отметьте на карте и подпишите территории, зависимые от Македонии.
УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Территория Македонии к началу царствования Филиппа II
Завоевательные походы Филиппа II
Территории,завоёванные Филиппом II в 359—336 гг. до н. э.
Территории,зависимые от Македонии
Разгром греческого войска в битве при Херонее

Страница 16. Образование и распад державы Александра Македонского

Ответы есть в атласе на странице 25

Задания

1. Выделите территории зависимые от Македонии к 334 г. до н. э.
2. Организуйте в классе игру-рассказ о том, по какому пути шло греко-македонское войско, и о местах сражений с персами. Используйте в игре контурную карту для составления заданий-этапов игры. Можно
предложить отметить на карте год начала похода Александра Македонского, места и годы важнейших сражений, границы державы Александра Македонского в 325 г. до н. э., столицу державы Александра,
города, основанные в ходе похода.
3. Укажите границы, столицы и названия крупнейших государств, образовавшихся в результате распада державы Александра Македонского.
4. Как по-вашему, можно ли было избежать распада державы Александра Македонского? Свой ответ обоснуйте.

Территории государств к 334 г. до н. э. Македонское Персидское
Территории, зависимые от Македонии к 334 г. до н. э.
Восточный поход Александра Македонского и возвращение войск
Места и годы важнейших сражений
Граница державы Александра Македонского в 325 г. до н. э.
Границы и столицы государств, образовавшихся в результате распада державы Александра Македонского

Страница 17. ДРЕВНЯЯ ИТАЛИЯ. Начало I тысячелетия — середина III в. до н. э.

Ответы есть в атласе на странице 26.

Читайте также:  Несколько длинных рек в мире

Задания

1. Изучите географическое положение, природу и климат Древней Италии, подпишите названия крупнейших островов и гор.
2. Выделите территории расселения италиков, финикийцев, этрусков, греков.
3. Обсудите в классе своё мнение о том, культура каких народов оказала наибольшее влияние на формирование Римского государства.
4. По материалам учебника укажите на карте стрелками нашествие галлов и подпишите над ними век этого нашествия.
5. Обозначьте территорию Римской республики к концу VI в. до н. э. Выделите границы её завоеваний к началу войны с Пирром и к началу Первой Пунической войны.
6. Посчитайте, во сколько раз увеличилась территория Римской республики к середине III в. до н. э. Расскажите в классе, как вы проводили расчёт.

Территории, колонизованные италиками этрусками финикийцами греками
Нашествие галлов
Римская республика к концу VI в. до н. э.
Границы территорий, завоёванных Римом к началу войны с Пирром (280 г. до н.э.)
к началу Первой Пунической войны (264 г. до н. э.)

Страница 18. Вторая Пуническая война

Ответы есть в атласе на странице 27.

Задания

1. Выделите владения Рима и Карфагена к началу войны.
2. Изучите материал учебника о Второй Пунической войне. Выделите разными цветами направления походов карфагенской и римской армий. Подпишите над стрелками имена полководцев. Обозначьте цветом победившей стороны места и годы важнейших сражений выигранных карфагенской и римской армиями.
3. В чём, по-вашему, заключаются причины поражения Карфагена в этой войне? Для обоснования своего ответа используйте карту.
4. Обведите границы территорий, завоёванных Римской республикой в ходе Второй Пунической войны.

Города, перешедшие на сторону Ганнибала
Города, осаждённые и взятые римлянами
Места и годы важнейших сражений (цвет победившей стороны)
Граница территорий, завоёванных Римской республикой в ходе Второй Пунической войны

Страница 19. Римское государство

Ответы есть в атласе на страницах 28-29.

Задания

1. Используя учебник и атлас, обозначьте на карте разными цветами территории Римского государства в III в. до н. э. — II в. н. э.: а) к концу правления Юлия Цезаря (ок. 44 г. до н. э.);
б) в результате завоеваний от Цезаря до Траяна (44 г. до н. э. — 98 г. н. э.); в) в результате завоеваний при Траяне (98 г. н. э.—117 г. н. э.).
2. Укажите на карте границу наибольшего расширения Римской империи и основные римские провинции при Траяне.
3. В классе представьте свою позицию по поводу причин такого расширения территории Рима.

Владения Римской республики к 264 г. до н. э.
Завоевания Римского государства к концу правления Юлия Цезаря (44 г. до н. э.)
от Цезаря до Траяна (44 г. до н. э.— 98 г. н. э.)
при Траяне (98—117 гг. н. э.)
Граница наибольшего расширения Римской империи
ДАКИЯ Римские провинции; Римские пограничные укрепления

Страница 20. ВОССТАНИЕ СПАРТАКА. 74-71 гг. до н. э.

Ответы есть в атласе на странице 30.

Задания

1. Обозначьте место начала восстания рабов и подпишите его. Покажите действия войск Спартака и римских войск.
2. Выделите и подпишите города, захваченные Спартаком. Покажите место поражения войск Спартака.
3. Изучите получившуюся у вас карту и определите, как должен был действовать Спартак, чтобы захватить Рим. Отметьте на карте свой вариант движения войска рабов.
4. Укажите причины поражения Спартака и объясните в классе свой ответ. Сравните выделенные вами причины поражения с ответами других одноклассников.

Начало восстания рабов под предводительством Спартака
Походы войск Спартака
Действия римских войск
Города, захваченные Спартаком
Места и годы важнейших сражений, выигранных войсками Спартака
Место поражения войск Спартака в 71 г. до н. э.

Страница 21. Гражданские войны в Риме

Ответы есть в атласе на странице 31.

Задания

1. Подпишите столицы государств и исторические области, зависимые от Рима.
2. Выделите территорию Римской республики к середине I в. до н. э.
3. Используя материал учебника, обозначьте направления действий войск и флотов в войне 49—45 гг. до н. э. Подпишите над стрелками имена полководцев.
4. Укажите мыс, около которого произошло сражение флотов Октавиана и Антония, и год, когда оно произошло.
5. На чьей стороне были бы вы в этом противостоянии? Используя карту, объясните почему.
6. Определите места, годы сражений периода гражданских войн в 40—30-е гг. до н. э. и территории, присоединённые к Римскому государству в результате этих войн, и укажите их на карте.

Победа флота Октавиана над флотом Антония
Территория, присоединённая к Римской республике в 45 г. до н. э.
Территория Египта, присоединённая Октавианом к Римской республике в 30 г. до н. э.

Страница 22. Падение западной Римской империи

Ответы есть в атласе на страницах 32-33.

Задания

1. Укажите старую и новую столицы Римской империи и год её переноса.
2. Покажите границу Римской империи к концу IV в.
3. Обозначьте на карте территории Западной и Восточной Римской империи.
4. Используя карту атласа, определите временное местонахождение вестготов и путь, которым они шли к Риму. Укажите их на карте.
5. Отметьте на карте и в легенде: а) год взятия Рима варварами; б) год падения Западной Римской империи.
6. Как по-вашему, можно ли считать основным фактором распада Западной Римской империи набеги варваров?

Граница Римской империи к концу IV в.
Граница раздела Римской империи в 395 г.
Западная Римская империя
Восточная Римская империя
Вторжение вестготов в Римскую империю
Взятие Рима вестготами
Падение Западной Римской империи

Страница 23. Распространение христианства

Ответы есть в атласе на страницах 36-37.

Задания

1. Стрелками разного цвета отметьте на карте распространение христианства апостолами Павлом, Андреем и Петром.
2. Отметьте на карте города, где возникали христианские общины в I—II вв.
3. Придумайте свой условный знак и отметьте им центры патриаршеств.
4. Сравните символ, использованный вами, и условное обозначение, приведённое в атласе. Объясните в классе, почему вы выбрали тот или иной символ.
5. Определите, когда и где проходили Вселенские соборы. Найденную информацию нанесите на карту.
6. Выделите границу Римской империи в IV в. н. э. и подпишите крупные города империи.

Распространение христианства в Западной Европе апостолами Павлом Андреем Петром
Города, где возникали христианские общины в I—II вв.
Центры патриаршеств Места и годы Вселенских соборов
Граница Римской империи в IV в.

Источник

Как научиться выполнять задания с картами

Задания 13-16 из ЕГЭ по истории

Константин Битюков, к.и.н., учитель высшей категории, один из основателей Образовательного центра «Эксперт»

В интернете есть видео, в котором главный герой не может отличить карту одного восстания от другого. Затем он восклицает: «Как достали эти карты! Их невозможно выучить, они одинаковые! Вы хотите, чтобы я сошел с ума, пока это выучу!» Это видео передает чувства учеников, которые готовятся к экзаменам по истории.

Выпускники России и Санкт-Петербурга

Карты на ЕГЭ выполняют плохо. Аналитики результатов экзамена называют эти задания «проблемными».
Однако изучить карты возможно. И это проще, чем кажется!

Сколько баллов в ЕГЭ можно получить за карты?


Ответы на задания ЕГЭ к карте.
Авторы ЕГЭ дают к карте четыре задания, с 13 по 16. За первые три задания ты можешь получить по одному первичному баллу, а за последнее – два. Пять первичных баллов за карту – это почти 10 вторичных баллов из твоей будущей сотки! То, что отличает СПбГУ от следующего по престижности вуза. Высокого балла без знания карт ты не получишь!

Давайте разберемся вместе:
· что ЕГЭ требуют знать о картах,
· какие трудности вызывают задания к картам и как их преодолеть,
· каким образом подготовиться к вопросам экзамена по картам.

Что ЕГЭ требуют знать о картах?
Каждое из заданий к картам имеет свои особенности.

Задание 13. Укажите название месяца, когда началось контрнаступление Красной армии от линии фронта, обозначенной в легенде схемы цифрой «4».

Задания 13 требуют определить век, правление или историческую эпоху, к которой карта относится. Если карта о событиях ХХ века – вопрос может идти о десятилетии , а если о Великой Отечественной войне – ты должен будешь указать год, а иногда и месяц!
Такие вопросы авторы ЕГЭ называют «атрибуцией карты».
Линия фронта «4» на карте справа обозначена на легенде, она проходит рядом с Москвой. Контрнаступление в Московской битве началось в декабре 1941 года. Ответ — декабрь.

Задание 14. Укажите название города, обозначенного на схеме цифрой «1», в период, которому посвящена схема.

Четырнадцатое задание единого экзамена требует от тебя понимать все детали карты: границы, стрелки, названия рек, городов и сел, специальные обозначения. Иногда составители заданий дают пояснения к карте или «легенду карты». Тебе нужно уметь воспользоваться ею.
Такие вопросы авторы называют «умением извлекать информацию из карты» или «умением читать карту».
На карте справа есть Ворошиловград. Значит, это советский период после Гражданской войны. Великая Отечественная. Город под цифрой «1» — на Волге, На Волге сражения в Великую Отечественную за— Сталинград. Ответ: Сталинград.

Задание 15. Укажите кодовое название операции Красной армии, в ходе которой от фашистов был освобождён город, обозначенный на схеме цифрой «4».
Для задания 15 карта является лишь предлогом, и ответа на ней ты не найдешь. Наоборот, найдя на карте город, сражение или путь, ты должен будешь написать, что ты о нем помнишь.
Авторы заданий называют такой вопрос «проверкой контекстных знаний».
На карте справа город под цифрой «4» обозначен как столица. Он находится между Смоленском и Брестом. Это Белоруссия со столицей в Минске. Они освобождены в 1944 году в ходе операции «Багратион». Ответ: Багратион.

Задание 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

В задании 16 ты выберешь три положения из шести.
1) На схеме обозначены действия Красной армии в ходе проведения операции «Багратион».
2) События, обозначенные на схеме, происходили позже встречи руководителей держав «Большой тройки» в Крыму.
3) События, обозначенные на схеме, являются частью коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
4) События, обозначенные на данной схеме стрелками, длились около полугода.
5) С окончанием военных действий, обозначенных на схеме, Вторая мировая война ещё не была закончена.
6) Одним из фронтов Красной армии, участвовавших в событиях, обозначенных на схеме, командовал Г. К. Жуков.

Ты должен вспомнить название операции (положение 1), время операции (положения 2 и 4), к какому периоду войны относилась битва (положения 3 и 5), командующего одним из фронтов (положение 6). Ответ: 256.

Задание 16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

Иногда задание 16 проверяет все умения сразу.
1) Цифрой «5» на схеме обозначен город Новгород.
2) В ходе событий, обозначенных на схеме стрелками, русское войско взяло город Перемышль.
3) В городе, обозначенном на схеме цифрой «6», согласно Повести временных лет принял крещение киевский князь Владимир.
4) На схеме обозначен политико-административный центр восточнославянского племенного союза древлян.
5) Цифрой «4» на схеме обозначена столица Волжской Булгарии.
6) Киевский князь Олег совершил поход, обозначенный в легенде схемы цифрой «2».

Ты должен вспомнить расположение города (положения 1 и 5 выше) или найти его на карте (положение 2), уметь прочитать легенду (положение 6), применить свои «контекстные» знания (положения 3 и 4). Ответ: 146
Эксперты не проверяют ответы карты по истории, но они знают сущность каждого задания!

Читайте также:  С помощь реки времени посчитай сколько поколений людей сменилось

Ответы к заданиям по карте проверяет компьютер. Пиши ответы в бланках разборчиво!

Какие трудности вызывают задания к картам и как их преодолеть?
К типичным трудностям относятся:
1. определить исторический период, к которому относится карта;
2. найти объект на карте;
3. вспомнить о данном периоде всё

Определить исторический период, к которому относится карта

На карте стрелки с подписью «Наполеон» пересекают границу Российской империи — это июнь 1812 года. Стрелки идут через Смоленск и Бородино — это август 1812 года. Стрелки идут до Москвы — сентябрь 1812 года, но отступления Наполеона в октябре-декабре 1812 года не показано. Значит, это карта июня-сентября 1812 года, первого периода Отечественной войны.

Определять исторический период карты, сложно для слабых в истории ребят. Они не знают исторических периодов, не отличают Дмитрия Донского от Дмитрия Медведева, карта для них — лишний геморрой. Для остальных есть несколько советов:

1. Изучай историю только с картой! Если под рукой нет атласа — обратись к альбому карт в нашей группе «Эксперт». Здесь все, что тебе понадобится для подготовки к ЕГЭ по теме.
2. Найди для себя ключевые отличия в картах периодов. Запомните, где на картах находятся исторические столицы: Киев, Владимир, Москва Петербург. На карте столица на Днепре? Либо Древнерусское государство с центром в Киеве, либо XVII век. На карте территория между Окой и Волгой? Либо раздробленность, либо период возвышения Москвы. Для отличия ищите присутствие Батыя или Золотой Орды. На карте есть Петербург? Это карта после 1703 года. Нет Петербурга? До 1703 года. Есть Петроград? Это Первая мировая война и революция. Есть Ленинград? Это советский период.


Советские стрелки идут от Сталинграда под цифрой 1, где контрнаступление началось в ноябре 1942 года. Курская битва оказалась в глубине советского наступления. Значит время битвы — июль-август 1943 года — не конец периода на карте. Киев под цифрой 4 находится внутри линий советских фронтов, а это после ноября 1943 года. Значит, на карте ноябрь 1942-конец 1943 годов, период коренного перелома в Великой Отечественной войне.

3. Определив крупный исторический период — вглядываемся в детали. Стрелки походов и места сражений, границы после договоров и специальные обозначения должны быть знакомы визуально? Ты не визуал? — Рисуй контурные карты!
4. Выучи периодизацию Отечественной войны 1812 года и Великой Отечественной войны до месяцев, изучи карты к каждому периоду войны, изучи карты крупных сражений: Смоленск и Бородино; Московской, Сталинградской, Курской, Берлинской битв, операции «Багратион».
Мы специально приводим карты из этих войн. В год 75-летия Победы заданий по войне не может быть мало!

Дочитай статью и просмотри в ней все карты по периодам еще раз.

Найти объект на карте
Карту надо внимательно рассмотреть: карта главная шпора ученика по истории! Ее просто надо уметь читать. Разные типы карт говорят на разных языках

Красно-белые стрелки 964 и 966-967 годов идут через Волжскую Булгарию (сохранила цвет, то есть независимость) и Хазарский каганат (цвет фона — значит, разгромлен). Это явно походы Святослава!

1. Карты походов и войн.
Стрелочки окрашены по разному — это противники в войнах или разные годы походов. Прерывистые стрелки означают отступление.
Скрещенные мечи с датами означают сражения.
Кружки с черточками внутрь — осажденные крепости.
Государство сохраняет цвет после стрелок — оно сохранило и независимость.
Не забывайте читать легенду!

На карте обозначены пехота, кавалерия и артиллерия. Флажки — ставки командующих, номера — основные пункты сражения. Обратите внимание на имена военачальников и численность войск, а также на разные обозначения укреплений.

2. Карты сражений
Двусторонние наконечники стрелок — пехота, односторонние наконечники — кавалерия. Она же — закрашенные наполовину по диагонали прямоугольники.
Три черточки, из которых средняя длиннее — артиллерия, вид сверху.
Линии означают положение на начало и конец сражения.
Обозначения укреплений обычно подписаны на легенде карты.

Карта восстания Е.И. Пугачева 1774-1775 годов. Точками обозначено восстание башкир, розовым цветом — крестьянские восстания, оранжевой линией — территория всего восстания.

3. Карты восстаний
Множество точек на карте — район восстаний или действий партизан.
Дополнительные цвета или линии — районы распространения восстаний отдельных слоев населения или границы всего восстания.
Перечеркнутый стрелочками кружок или квадратик — места пленения лидеров восстаний.
Остальное — как на картах войн и сражений.

Карта экономического развития XVII века (Петербурга на карте нет, а Киев уже в составе страны со столицей в Москве). Легенда говорит, что границы обозначены на 1682 год. Разные цвета обозначают разные районы товарного хозяйства. Особое внимание — значку ярмарок, про них в картах по XVII веку спрашивают всегда.

4. Социально-экономические карты
Специальные обозначения: мешок с солью — соледобыча и солеварение, растянутая кожа — кожевенное производство, розовое солнышко — ярмарки, купола — монастыри, а пунктир — торговые пути.
Внимательно смотрите обозначения, на разных картах они могут обозначать разное!

Здесь черный квадрат — железоделательное производство, а может быть добыча угля; моток ткани — полотняное производство, а может быть легкая промышленность.

На экономических картах более поздних эпох обозначены железные дороги, каналы, различные полезные ископаемые (соль, медь, железо, уголь, нефть и газ), мануфактуры, предприятия легкой и тяжелой промышленности. Найди на карте железнодорожную сеть и определи эпоху, к которой относится карта: Петербург-Москва – после 1852 г., Транссиб – конец XIX в. Выделены районы предприятий синдикатов — начало ХХ века.

Карта XVIII века. Три цвета присоединенных территорий обозначены датами периодов правления Петра I, эпохи дворцовых переворотов и царствования Екатерины II. Стрелки путешественников подписаны на легенде карты.

5. Карты роста территорий и карты путешествий
Внимательно рассмотри закрашенные территории. Найди связанные с ними правления и даты, вспомни договоры.
Стрелочки путешественников не похожи на военные — они тонкие.

По подписям на легенде карты видно, что период охватывает с 25 октября 1917 по 14 марта 1918 годов, от прихода большевиков к власти до ратификации Брестского мира.

  • · К какому периоду относится данная карта? По каким признакам на карте это можно определить? Каков тип карты?
  • · Что обозначают области разных цветов? Как обозначены разные границы (линии фронтов)?
  • · Что обозначают стрелки черного, синего, красного и зеленого цветов? Определенной формы?
  • · Где расположена столица или столицы? Что на восток (справа) от территорий на карте? Какой информации об эпохе нет на карте?
  • Что на карте обозначено цифрами?

Вспомнить о данном периоде всё
«Вы даже не представляете, сколько вы можете забыть!» — говорила мне мой учитель китайского. С помощью карты ты сможешь вспомнить все!

Сначала задай себе вопросы об эпохе, устрой себе мозговой штурм!

Кто правил в этот период? Какие войны, сражения, договоры и восстания проходили? Кто командовал войсками и фронтами, руководил осадами, возглавлял восстания? Кто победил, кто отступил, кто потерпел поражение? Какие территории были временно заняты, а какие присоединены? Какие географические открытия были совершены? Что нового было в экономическом развитии? С кем, чем и по каким путям торговали?

Вспомни детали эпохи, а затем переходи к вопросам 15 и 16. Это вопросы не к карте, а к твоей памяти!

Если учил историю систематически — ответить на них будет не сложнее, чем на другие вопросы ЕГЭ.

ВНИМАНИЕ! Карты в атласах и на схемах ЕГЭ могут выглядеть по разному! Пролистай и сравни!

Изучай карты в атласах, тренируйся на картах-схемах ЕГЭ!

Подведем итоги, пропишем алгоритм:
1. Изучай карты вместе с историческим периодом, а не отдельно от него!
2. Определи период, к которому относится карта. Вспомни век, правление, в ХХ веке — десятилетие, в Великой Отечественной — год и месяц. Помни, что в бланке века пишутся словами: десятый, а цари — слитно: НиколайПервый.
3. Рассмотри внимательно детали карты. Определи ее тип. Изучи стрелки, границы, названия населенных пунктов и водоемов, выделенные территории, торговые пути, специальные обозначения — все имеет значение! Подумай, какие города и события скрываются под номерами на карте.
4. Вспомни об эпохе всё. Устрой себе мозговой штурм. А потом приступай к заданиям 15 и 16.
5. Проверь себя еще раз! Не забудь все аккуратно перенести в бланк.
И твоя победа в ЕГЭ будет отмечена на карте твоей биографии!
P.S. Что делать?! У меня топографический кретинизм! Я не помню карты!
«Даже если вас съели — у вас все равно есть два выхода!»
Выход 1. Купи или распечатай контурные карты и рисуй их по эпохам.

Не помнишь карты глазом — запомни рукой! Нарисуй все детали карты и подпиши легенду. Запомни, на каких реках находятся на картах Киев, Владимир, Москва, Петербург, другие города. Изучай географию!

Выход 2. Используй электронные или онлайн-тренажеры. Это может быть Решу ЕГЭ , тренажеры, издания Соловьева или Пазина.

Но есть и третий выход! Приходи учиться к нам в Образовательный центр «Эксперт».

Источник



Карта рек России. Самые крупные реки на карте

Поскольку Россия является самой большой страной в мире по площади, неудивительно, что именно здесь протекают многие из самых больших рек в мире. В статье представлены 2 карты: с названиями нескольких самых крупных рек, протекающих по территории Российской Федерации, а также карта с названиями 9 самых длинных рек России, а также дан краткий обзор самых больших речных систем России.

Карта рек России с названиями крупным планом

Карта рек России. Самые крупные реки на карте

  1. Речная система Енисей-Ангара-Селенга
  2. Обь-Иртышская речная система
  3. Амур-Аргунская система
  4. Река Лена
  5. Река Волга

Речная система Енисей-Ангара-Селенга

Самая длинная из речных систем — система Енисей-Ангара-Селенга, общей протяженностью более 5500 километров, это самая длинная река, впадающая в Северный Ледовитый океан. Река Селенга берет свое начало в Монголии, затем впадает в Россию к югу от озера Байкал и впадает в самое глубокое озеро на Земле. Река Ангара истощает озеро Байкал и соединяет его с рекой Енисей, пройдя почти 1800 километров по Сибири.

Обь-Иртышская речная система

Вторая по длине речная система — Обь-Иртышская. Река Иртыш берет свое начало в китайско-монгольских районах Алтайских гор, затем прорезает северо-восточный Казахстан, прежде чем войти в Россию, и присоединяется к верхней части реки Обь на севере. Река Обь впадает в Карское море, недалеко от устья реки Енисей.

Самые крупные реки на карте

Карта рек России. Самые крупные реки на карте

Амур-Аргунская система

Третье место в списке по длине речной системы занимает Амур-Аргунская система. Это самый длинный в России сток в Тихий океан. Река Аргунь обозначает границу с России с Китаем на протяжении почти 1000 километров, прежде чем соединиться с рекой Шилка, образуя реку Амур, которая продолжается и далее, на китайско-российской границе.

Река Лена

Четвертая по длине река — Лена, которая в отличие от предыдущих трех, не входит в какую-либо речную систему. Ее источник находится всего в нескольких километрах от озера Байкал. Ее длина 4472 км, что делает ее самой длинной из всех рек.

Река Волга

Завершает список топ-5 российских рек — река Волга. Она единственная в пятерке лидеров, которая протекает по европейской территории. Это также самая длинная река Европы, которая питает самое большое озеро на Земле, Каспийское море.

Другие крупные реки России — Вилюй, приток реки Лены, река Колыма в Восточной Сибири, река Урал, которую часто называют границей между Азией и Европой, Нижняя Тунгуска, все из которых длиннее 2500 километров.

Источник

Adblock
detector