Меню

Как поднять лодку со дна реки

Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов

Как в России началась работа по подъему и утилизации затонувших судов

Сегодня во всем мире, по оценкам ООН, под водой находится более трех миллионов кораблей. В правительстве РФ решили очистить водные ресурсы, поднять затонувшие корабли и отправить их на утилизацию. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин уже утвердил План мероприятий, направленный на решение экопроблемы.

Курс – на Магадан

Первой начнут очищать акваторию Дальневосточного федерального округа (ДФО), а пилотным регионом выступит Магаданская область. В бухте Нагаева, на берегу которой стоит Магадан, затоплено около двух десятков кораблей. Всего в акваториях Дальнего Востока обнаружено 580 затопленных кораблей, из которых 235 нужно поднять и утилизировать.

В принятом документе четко расписаны мероприятия, сроки, ответственные. Например, уже до 1 марта 2021 года Минтранс, Росморречфлот, администрации морских портов и бассейнов внутренних водных путей вместе с регионами ДФО должны сформировать перечень подлежащего подъёму имущества.

«Дорожная карта» предусматривает, что к масштабной операции «подтянется» и законодательство: в период весенней сессии в Госдуму будет внесён проект федерального закона, прописывающий порядок подъема и утилизации судов.

В той же бухте Нагаева президент Владимир Путин еще в 2014 году поручал очистить кладбище кораблей. И даже были попытки поручение выполнить. Однако опять застопорилось: Минтранс не дал денег, региональным властям это оказалось не по силам, возникли правовые коллизии с собственниками затонувших судов.

Под водой – миллионы судов-«утопленников»

«Кладбища» кораблей разбросаны по всему мировому океану. По информации портала Экология России, самым большим морским кладбищем считается район Больших Антильских островов в Карибском море, где покоятся тысячи судов. Есть Тихоокеанский «могильник» в районе острова Чуук, Коралловое море у берегов Австралии, плавучий остров Сейбл, Бискайский залив и много-много других мест.

На дне Авачинской бухте на Камчатке насчитывается больше 80 судов. Большие скопления затопленных судов в Бухте Труда во Владивостоке. В реках Ленского бассейна обнаружено 294 судна. В Обь-Иртышском бассейне — 368 «утопленников», на дне Оби около 300.

Экология и безопасность

Кому они мешают, эти суда-утопленники? Есть среди экспертов по подводному миру и альтернативное мнение: поднимать корабли не нужно, особенно те, что лежат на дне столетиями и образовали своеобразную экосистему.

Но у большинства специалистов мнение однозначное: затонувшие корабли опасны для судоходства, негативно влияют на экологическую ситуацию (особенно это касается утечек топлива и машинного масла), выделяют токсичные вещества – ртуть, свинец и другие. В затонувших военных кораблях остаются снаряды.

А кто хозяин?

Затянувшийся на десятилетия процесс поднятия затонувших кораблей чиновники разного уровня объясняют несовершенством законодательства, отсутствием финансирования — как у собственников судов, так и у государства. Да и самого собственника отыскать и заставить его отвечать за свое имущество – дело практически безнадежное.

В начале 2020 года вице-премьер Юрий Трутнев поручил разработать законопроект, который должен обязать собственников затонувших судов поднимать их в течение трех месяцев после аварии, пишет журнал «Профиль». При этом вице-премьер признавал, что «экономика там не сойдется» и бизнес не сможет решить проблему без участия государства.

В данный момент утилизация плавательных средств регулируется Федеральным закону ФЗ № 7 от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды». Однако утилизация не является обязательной для владельца – он может продать судно на металлолом или просто затопить. Даже если удается отыскать собственника и пройти долгие судебные процедуры, зачастую платить ему нечем, корабль остается лежать на дне.

Теперь вся надежда на Государственную Думу и новый закон, который должен прописать порядок удаления затонувшего имущества. В Дорожной карте указаны сроки: февраль- июнь 2021 года.

Наверное, тогда же и будут подсчитаны и заложены на эти цели финансовые средства.

Как поднять

Подъем и утилизация судов – одни из самых сложных и опасных производственных процессов в мире.

Конечно, извлекать корабли со дна будут специально обученные люди. Например, в Нагаевской бухте этим скорее всего займется ФБУ «Морская спасательная служба Росморречфлота», у которой заявлена такая услуга. В Дорожной карте правительства обозначено, что в феврале-марте 2021 года правительство региона объявит тендер и определит исполнителя по контракту на подъем четырех судов: «Гусфар-1», «Линг (катер РС-300)», СДС «Серес», «Малли».

За 10 лет (данные приведены на 2017 год) со дна Волжского бассейна было поднято почти 2000 плавсредств. Механизм их подъема и утилизации разработан в рамках программы по очистке Волги, которая рассчитана до 2025 года.

Редкий, почти уникальный случай, когда к подъему затонувшего судна все-таки привлекли его собственника. В прошлом году со дна Телецкого озера был поднят «Ковчег» – одновинтовой буксирный теплоход 1969 года выпуска. Он пролежал на глубине 27 лет и негативно влиял на экосистему алтайской природной жемчужины. На основании этого Майминский районный суд Республики Алтай удовлетворил иск Западно-Сибирской транспортной прокуратуры и обязал собственника поднять буксир. Работу выполняла специализированная компания «ВК ПОДТЕХ» (Подводные технологии).

Утилизация: подходы и стандарты

Несмотря на развитые технологии, разбор судов часто происходит вручную.

Судам, отслужившим свой век, одна дорога — на металлолом. Это позволяет использовать вторично огромные массы металла. По данным организации Shipbreaking Platform, в 2019 году на утилизацию было продано 674 морских судов и платформ.

В странах ЕС строгие стандарты, по которым судна могут демонтироваться только на специализированных объектах. В России, кстати, тоже действуют подобные правила. Есть Соломбальская судостроительная верфь в Архангельске, в Находке, но чаще всего поднятые корабли утилизируют на месте, в портовых доках.

Ученые Олалекан Адекола (США) и Джахир Ризви (Великобритания) предложили экономичный и экологичный метод демонтажа судов. Авторы разработки рекомендуют разбирать корабли на специальной четырехслойной платформе, изготовленной из бетона, гальки и песка. Все слои платформы имеют разную степень проницаемости, что позволяет на каждом уровне улавливать разные загрязняющие вещества. Кроме того, для изготовления подложки требуются натуральные и недорогие материалы, которые впоследствии можно пустить в переработку.

С кладбища – в музей

Извлеченные из морских и речных глубин корабли могут еще послужить людям не только в качестве металлолома. Есть идеи превращать затонувшие корабли в музеи. Не один год готовится проект такого музея в Кронштадте, но, судя по всему, до его открытия еще далеко — это требует немыслимых затрат, энергии инициаторов и массу разных факторов.

Об этом может свидетельствовать, например, история создания известнейшего в мире Музея корабля «Мэри Роуз» близ Портсмута (Англия). 700-тонный флагманский корабль Генриха VIII погиб в 1545 году. Его останки были подняты в 1982 году, а музей окончательно открылся в 2016-м.

Читайте также:  Туры по рекам из екатеринбурга

Похожая история и у другой европейской корабельной знаменитости – 64-пушечного корабля «Ваза»( или «Васа»). Судно затонуло в первый же свой выход в море — в 1628 году — и пролежало в балтийских водах 333 года. Его подняли в 1961 году, долгие годы шли реставрационные работы, и Музей «Васа» был открыт в Стокгольме в 1990-м году. Сегодня это тоже один из популярнейших музеев мира.

Источник

Подъем со дна затонувших судов и предметов

Довольно часто судоводителям-любителям приходится искать на дне потерянный якорь или подвесной мотор, а иногда и заниматься спасением своих затонувших судов. Эта работа значительно облегчается, если известно точное местонахождение предмета или судна на дне. Поэтому надо помнить первое правило: если нельзя сразу же как-то обозначить это место (например, любым поплавком на якоре), надо постараться заметить какие-то неподвижные береговые ориентиры и расстояние до берега или ближайшего знака судоходной обстановки. Лучше всего, если удалось обнаружить состворенные ориентиры. Например, вы запомнили, что катер затонул на створе буя и одиночного дерева на берегу на таком-то расстоянии от буя.

Об «адресе» места происшествия надо позаботиться, даже если сам оказываешься в воде. Чем больше ориентиров, чем точнее пеленги на них, тем меньше времени придется затратить на поиски и подъем. В более спокойной обстановке по этим приметам и пеленгам полезно район поиска обозначить вехами.

Для поиска затонувших предметов применяют различного рода тралы. Простейший из них — это обычный якорь-кошка, буксируемый по грунту на длинном тросе за катером или шлюпкой со скоростью не выше 5—7 км/час. Буксирный конец надо держать в руках, чтобы вовремя почувствовать «зацеп». К концу стоит привязать буек или другой плавучий предмет; если при зацепе не удается сразу остановить судно, можно выбросить буксирный конец за борт, а уже затем, развернувшись, подойти и осторожно выбрать якорь-кошку вместе с предметом.

Если разыскивается затонувшее судно, при зацепе буксирный конец выбирается до почти вертикального положения, после чего участок дна обследуется удлиненным багром для уточнения места и положения судна на дне. При сравнительно большой глубине придется вставать на якорь и нырять с аквалангом.

Для поиска судна, когда его координаты неизвестны и приходится обследовать большую акваторию, лучше использовать простейший придонный трал. Буксирные концы вырезаются из капронового троса диаметром 12—16 мм; волочащиеся по дну «ползуны» — это цепи калибром 10—12 мм и длиной по 2 м каждый, а тралящая часть длиной 10 м вырубается из стального 10-миллиметрового троса. Придонный трал буксируется двумя моторными или гребными судами по обвехованному квадрату галсами со скоростью 5—7 км/час. При обнаружении затонувшего предмета ставится заранее заготовленная вешка или буек и начинается обследование дна.

Если есть возможность вести поиск с помощью аквалангиста (или водолаза), то примерно в центре района опускается балласт на тросе. Аквалангист, пользуясь ходовым концом, привязанным к этому вертикальному тросу, обходит участок по концентрическим окружностям. Обойдя круг, он увеличивает длину ходового конца на дистанцию видимости и обходит следующий круг уже в обратном направлении (во избежание запутывания конца). После осмотра первого участка дна катер или шлюпку, с которой был спущен балласт, надо передвинуть на новое место для обследования его таким же порядком.

Есть и другой способ, при котором нужно предварительно разбить обвехованный прямоугольный район поиска на отдельные полосы, обозначив их вехами и направляющими концами, проложенными по дну. Аквалангист, обследующий дно, движется от конца к концу полосы зигзагообразно, пройдя одну полосу, переходит на следующую и идет в противоположную сторону. Ширина обследуемой полосы принимается обычно в пределах 10 м.

Найденное судно необходимо установить в наиболее удобное для подъема (в первую очередь — для заводки стропов) положение. Катера, лежащие на борту, можно поставить килем вниз при помощи рычага — бревна, принайтовленного к корпусу в районе миделя. За конец бревна заводятся тали на стоящее на якоре судно спасателей.

Затонувшую яхту не надо и стараться поставить на ровный киль. Приподняв ее рычагом, заводите стропы и поднимайте яхту с первоначальным креном; по мере натяжения стропов под воздействием веса фальшкиля она примет нужное положение.

Завести стропы под лежащее на грунте судно довольно сложно. Облегчает дело игла, изготовленная из сравнительно толстой (14—15 мм) проволоки длиной 1,5—2 м в зависимости от ширины поднимаемого судна. В петлю иглы заводится строп. Аквалангист проталкивает иглу под днище судна, пока ее конец не покажется на противоположном борту, за него вытаскивает иглу, а вместе с ней и строп.

Информация об изображенииВременная заделка пробоины на деревянном корпусе
Временная заделка пробоины на деревянном корпусе

Заведенные стропы должны иметь одинаковую длину на оба борта. Стропы нужно обязательно застопорить за утки, кнехты или битенг поднимаемого судна; в противном случае при выбирании талей стропы могут сползти, судно снова упадет на грунт. Под тяжелый катер и яхту подводят обычно два стропа — с носа и с кормы.

Если нет возможности использовать плавучий или судовой подъемный кран (стрелу), а глубина не превышает 10 м, судно можно поднять при помощи козел из трех бревен, нижние концы которых опираются на грунт по обе стороны от судна, а верхние — связаны тросом. На некотором расстоянии от нижних концов бревен к ним надо закрепить башмаки-поперечины, препятствующие дальнейшему погружению бревен в грунт. Ходовой конец талей выбирается вручную или лебедкой (в зависимости от веса поднимаемой лодки) с кормы стоящего на якорях судна.

В северных областях можно поднять судно со дна, дождавшись ледостава. Над обнаруженным и обозначенным еще осенью судном вырубается майна, на льду устанавливаются козлы. Ходовой конец проводится на лебедку, которая удерживается ледовым якорем.

Информация об изображенииПодъем временными стрелами с двух катеров
Подъем временными стрелами с двух катеров

Иногда вместо козел сооружают эстакаду на вертикальных сваях, вбитых в грунт вдоль бортов лежащего на дне судна. В верхней части эстакады (над водой) кладут поперечные балки, на которые подвешивают тали и устанавливают лебедки. При помощи эстакад поднимают суда водоизмещением до 100 т с глубин до 15 м.

Ясно, что установка козел или эстакады — работа трудоемкая и дорогостоящая, оправданная только при подъеме большого катера; поднятое судно нельзя буксировать без откачки воды из корпуса, а если судно затонуло в результате получения пробоины, то и без ее временной заделки. Владельцы туристских катеров и мотолодок чаще применяют подъем талями с плота, спаренных катеров или простейших понтонов. Судоподъем этими способами возможен практически со всех глубин, доступных аквалангисту для подведения стропов, не требует больших затрат, позволяет буксировать поднятое судно без откачки Роды.

Читайте также:  Место слияния реки с другой сканворд 8 букв сканворд

Если подъем совершается с помощью плота, поставленного на якоря точно над затонувшим судном, на плоту собирают козлы и через вырез в настиле опускают подъемные тали. Ясно, что роль плота могут выполнять, например, две лодки, соединенные балками-поперечинами или помостом. Можно обойтись и вообще без плота, ошвартовав бортами два катера и установив на каждом из них простейшие крамболы (стрелы) для подъема.

Понтоны для подъема катера можно изготовить из старых бензиновых бочек. В отверстие для пробки свободно вставляется шланг от прикрепленного к бочке баллона со сжатым воздухом (от акваланга); понятно, может быть использован и бытовой пропан, кислород для газовой резки и т. п. Бочки заполняются водой, затапливаются и надежно крепятся тросами к судну отверстиями вниз. Клапаны баллонов открываются одновременно на понтонах обоих бор тов. Бочка емкостью 240 л создает подъемную силу примерно 200 кг. Двух таких бочек достаточно, чтобы поднять с грунта деревянное судно длиной 7 м. Естественно, роль понтонов могут играть и мягкие емкости или, например, надувные лодки.

Информация об изображенииПодъем с помощью двух понтонов из бочек
Подъем с помощью двух понтонов из бочек

Небольшой катер или моторную лодку можно поднять с грунта, постепенно заполняя внутренние помещения или отсеки плавучими предметами (например, плитами пенопласта, надутыми мягкими емкостями, герметизированными сосудами и т. п.). Этот способ наиболее удобен для районов с большой высотой’ прилива и отлива. Во время отлива, когда палуба затонувшего судна находится почти у поверхности, его помещения проще загружать.

Поднятое на поверхность судно можно отбуксировать под любой береговой кран или просто подтащить к берегу на мелкое место, где его острапливают брагой и при помощи автомашины, трактора, а то и просто талями вытаскивают на берег.

В некоторых случаях, при надежно заведенном буксире (за брагу, например) небольшие суда вообще не поднимают на поверхность, а буксируют, волоча по грунту, в сторону мелководья.

Остается подчеркнуть, что, как бы ни было дорого время, начинайте подъем судна с составления плана действий. Не применяйте случайных тросов; прикиньте примерный вес поднимаемого судна, тщательно проверьте все используемые приспособления.

Источник

Спуск и подъем. Опыт профессионала

В том районе, где мне приходится спускать лодку на воду с каменистого и поросшего кустарником берега, ситуация осложняется самыми большими на Британских островах приливами. Разница между минимальным и максимальным уровнем подъема воды составляет 10 метров, так что через мой «причал» протекает огромное количество воды с 12-часовым интервалом.

Поток приливной воды может двигаться со скоростью до 4 узлов и, встречаясь с бетонными блоками, укрепляющими берег, способен создать крупные волны на моем причале даже в безветренную погоду. Поэтому традиционный способ спуска лодки на воду зачастую попросту не может быть использован из-за опасности повреждения днища. Поэтому судоводители, проживающие в таких «экстремальных» условиях, включая и меня, разработали свой оригинальный способ спуска-подъема лодок, который может ужаснуть человека, привыкшего к традиционному спуску-подъему в тихой гавани.

Вода по одну сторону моего причала очень глубокая. В этом-то и заключается решение проблемы: мы просто сбрасываем лодку в воду с высоты, так что колеса трейлера даже не приходится мочить!

В этом состоит роковой ответ на серьезный вопрос, хотя этот способ совсем не обязательно, или даже невозможно, применять в каждой местности, а лишь только там, где действовать нужно быстро в быстро изменяющейся ситуации, причем, начав спуск лодки, останавливаться уже нельзя.

Самое важное здесь – правильная подготовка, и сбой в подготовке не позволит правильно выполнить спуск лодки на воду!

Во-первых, для таких условий трейлер следует использовать современный многороликовый, когда корпус лодки опирается на поворотную роликовую «постель».

Причем ролики на крайней задней линии постели должны быть расположены близко друг к другу, чтобы V-образный нос лодки не провалился между роликами и не ударился о металлическую раму трейлера на заключительной стадии операции спуска.

Если подъем лодки Вы обычно производите лебедкой на постель трейлера прямо из воды, последующее изложение можете спокойно пропустить. Подвесной мотор лодки следует поднять в наиболее высокое положение и надежно закрепить в таком положении. Не будем также говорить о случаях, когда берег слишком пологий, так что лодке может не хватить глубины для спуска: бросать лодку в воду с берега, когда глубина не больше полуметра, – по меньшей мере, неразумно.

Мы подтягиваем лодку вверх и бросаем ее в воду обычно с небольшой высоты. Выполняемые последовательно, эти действия делают практически незаметным процесс опускания лодки вплоть до того момента, когда она закачается на волнах. Для обратного подтягивания потребуется трос, длинный достаточно для того, чтобы лодка погасила скорость, двигаясь в обратном направлении, так то при желании ее можно было бы вообще остановить.

Лично я завожу трос за ухо, установленное с внутренней стороны носа лодки. Зачем? Да очень просто: когда лодка опустится на воду, можно просто канат бросить внутрь лодки и забыть о нем. Если же канат закреплен снаружи лодки, то на плаву убрать канат будет ой как не просто! Когда канат упадет в воду, ваши проблемы как раз с этого и начнутся, особенно если канат этот возьмет и намотается на винт. Канат, укрепленный внутри, значительно проще извлекается, когда лодка на плаву, равно как и заводится за ухо.

Для спуска на воду мы запускаем операцию подъема в обратном порядке. Причем экипаж лодки из соображений безопасности находится по бортам лодки, чтобы предупредить возникновение любой опасности, в том числе – отгонять любопытных, которые могут оказаться сбоку лодки вне вашего поля зрения, причем, зачем они туда лезут – обычно никто объяснить не может, в том числе и они сами.

По прибытии к урезу воды трейлер расцепляется для того, чтобы колеса трейлера могли встать на самую кромку причала. Члены экипажа все вместе должны помочь колесам встать на самую кромку.

Закрепите накрепко ручной тормоз колес трейлера. Теперь можно оценить ситуацию: на самом ли деле за колесами трейлера начинается глубина, а «постель» трейлера направляет ли лодку подальше от бетонной стенки причала? Следите за приливом и за ветром, например, наблюдая за недалеко стоящими лодками или буями, фалинь укрепите за ухо изнутри носа лодки, отведите от каната членов экипажа, чтобы никто не стоял между фалинем и урезом воды. Отцепите стопорный конец и крепежные ремни. Момент истины близок!

Читайте также:  Допиши собственные имена существительные город страна река писатель кот одноклассники

На счет «три» опустите полностью назад постель трейлера: лодка начнет движение к воде. Ни в коем случае не следует спускать лодку, притормаживая ее лебедкой: можно сломать лебедку, ее тормоз или зубья шестерен, что может быть крайне опасно для любого человека, находящегося вблизи лебедки. Мы такое видели многократно – в самых разнообразных ситуациях – так что не делайте ничего подобного!

В общем-то, это зрелище действительно не для слабонервных, потому что вода в лодку обязательно наберется. А поскольку надувные RIB-лодки имеют транцы, не препятствующие стоку воды, то даже если на корме стоит тяжелый 4-тактный Mercury, вода быстро вся уйдет. Наш 5,5-метровый Humber Ocean Pro электронасос освободил лодку от остатков воды почти мгновенно. При спуске на воду большой 18-футовой RIB-яхты Bayliner, также как при спуске быстроходных рыболовных лодок, нам удавалось совершенно не набрать в них воды.

Разумеется, результат существенно зависит от скорости спуска лодки. Один раз RIB-лодка Coastguard просто перевернулась, когда ее подсекла при спуске небольшая волна.

В общем, лодку следует спускать на воду — пустую, сняв с нее все личные вещи и приборы со стойки управления. При переворачивании лодки она вся может оказаться мокрой, но насос поможет решить эту небольшую проблему, да и сама вода не задержится.

Для подъема лодки не требуется подсовывать под нее «постель» трейлера. Мы пробовали поднимать лодку с зажатыми тормозами трейлера и без тормозов, и решили никогда больше не поднимать лодку на незаторможенный трейлер. Свободно движущийся трейлер при подъеме на него лодки сдвинется навстречу смещающемуся центру тяжести и днище лодки, как челюсти крокодила, шлепнется о передние ролики постели. Любой, кто попадется под этот укус, погибнет. Хотя сам я такого никогда не видел, но слухами земля полнится, то и в голове вертится простая фраза «ни в коем случае…»

Можно поднимать лодку и через борт. Сильная волна у причала, смолистые или густые илистые отложения в подводной части пирса, невидимые под 3 сантиметрами мутной взбитой воды, значительно меньше могут повредить лодку при таком способе подъема.

Спуск – это подъем наоборот, и главное опять же – правильно установить трейлер. Укрепите трос лебедки на трейлере, а экипаж пусть подведет лодку к захватам трейлера. Во время подъема лодки на постель, экипаж должен помогать лодке двигаться правильно, в то время как вы должны выбирать освобождающийся фалинь и другие тяги.

Последнее, что нужно сделать, не забыв проверить надежность закрепления подвесного мотора в поднятом положении и, что он выключен (черт бы побрал эти тихие четырехтактные моторы!) – закрепить страховочный конец за ухо в носовой части лодки, чтобы лодка не скатилась назад, как только вы выключите лебедку.

Если такого страховочного конца на трейлере нет, немедленно его раздобудьте и установите. Количество лодок, которые скатились с трейлеров в непосредственной близости о берега – вполне достаточно, чтобы не повторять самому чужих ошибок. Кстати, никто не знает, почему изготовители трейлеров не комплектуют их страховочными концами для фиксации лодок.

Об авторе: Дейв Малле – штатный тренер Королевского Яхт-клуба Великобритании, от имени этой организации занимающийся обучением и подготовкой будущих инструкторов курсов вождения моторных лодок. Кроме того, Дейв Малле основал Британскую ассоциацию клубов рыболовов-лодочников и руководит собственной школой обучения вождению моторных лодок Wavelength Training.

Источник



Как поднять лодку со дна реки

П ервый вопрос — а зачем поднимать? Всегда ли стоимость поднятого покроет затраты на подъём? Не всегда, но иногда помехи, создаваемые утопленником судоходству, приносят убытки гораздо бо́льшие, нежели убытки от его подъёма. Или потенциальная опасность, скажем, затонувшая подводная лодка с ядерным оружием или энергетической установкой.

Занимаются этим как государственные, так и частные организации. На интересный факт натолкнулся, готовя статью. В начале 20-х годов решили поднять затопленный танкер «Эльборус» на Чёрном море. Так вот, одним из спонсоров, в расчёте на приличный доход, выступил магазин ГУМ, да-да, тот самый, с видом на Кремль. То были времена относительной свободы в этой области, у универмага оказались свободные средства, он их и вложил в казавшееся прибыльным дело. Общая стоимость работ планировалась в сумме 4 миллиона 600 тысяч рублей в знаках 1922 года, страховые платежи — 250 тысяч золотых рублей.

И пролетели, судно тогда поднять не удалось. Но каковы суммы!

До определённого времени суда поднимать без участия водолазов было практически невозможно. Хотя кого называть водолазами? Вот у Гомера есть строки: Стремглав, водолазу подобно, сам он упал с колесницы. По-моему, тонкости перевода, скорее может идти речь о ныряльщике. Может, кое-что с затонувших на доступной глубине судов они и поднимали, но никаких судоподъёмных работ обеспечить не могли, да и чем было поднимать?

Со временем стало возможным завести под лежащий на дне корабль тросы или цепи. Тут возможны варианты. Ставили над ним два судна, с борта на борт перекидывали толстые брусья. К брусьям крепились протянутые под корпусом поднимаемого корабля канаты. Оба спасателя притапливались приёмом груза и канаты выбирались втугую. Потом груз снимался, суда начинали всплывать всё выше и поднимали своего подопечного. Невысоко, конечно, но уже можно было отбуксировать его на более мелкое место, пока он снова не касался грунта. И всё повторялось снова. Так иногда и до сих пор делают:)

Или просто вбивали вокруг затонувшего судна сваи, устанавливали настил, размещали мощные тали и так приподымали судно над водой. Это делалось ещё во времена Петра I. Само собой, возможно это было на небольших глубинах и в основном для снятия ценного груза, а не ради самого корабля.

Дальнейшим развитием этих способов была постройка специальных судов. В России это был «Волхов», построенный в 1915 году для подъёма подводных лодок. В принципе, это катамаран, снабжённый мощными гинями (если проще, это тали, а что такое тали, надо ещё с киндеров знать (с). Мог поднять груз в 1000 тонн с глубины до 40 метров. Впрочем, почему «мог»? Он и сейчас, под названием «Коммуна» находится в составе российского ВМФ, базируется в Севастополе.

Источник

Adblock
detector