Меню

Как люди используют реки 6 класс

Конспект урока на тему «Как люди используют реки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

По дидактическим целям урок относится к комбинированному. Задачи: обучающие — систематизировать знания о стороении реки, типах речных систем, закрепить умения находить реки на карте и правильно показывать; познакомить с устройством гидроэлектростанции; выявить представления о том, как человек использует воду; воспитательные — формировать бережное отношение к воде и электричеству, воспитывать чувства доброты, коллективизма; коррекционные — развитие монологической и диалогической речи. Для выполнения поставленных задач, с учетом психофизических особенностей детей, активизации мыслительной деятельности использовались формы обучения индивидуальные, групповые, методы — словесные, наглядные.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему «Как люди используют реки»»

Тема: «Как люди используют реки»

обучающие — систематизировать знания о строении реки, типах речных систем; закрепить умения находить реки на карте и правильно их показывать; познакомить учащихся с устройством гидроэлектростанции; выявить представления о том, как человек использует воду;

воспитательные — формировать чувства коллективизма, доброты, взаимовыручки;

коррекционные — развивать монологическую речь, последовательность мышления, памяти.

Учитель: «Начинаем наш урок. Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Желаю всем хорошего настроения. Пусть каждый пополнит « копилку» знаний».

Опять побежала (река).

Учитель указывает цель повторения — как образуются реки, куда текут, части реки.

Задание 1- у доски, по схеме, рассказать о строении реки.

Задание 2 (индивидуальное) — отгадать кроссворд « Строение реки».

Задание 3 «Я знаю» (пользуясь физической картой, расскажи и покажи, как обозначаются реки, как правильно показывать реки на карте, назови реку, на которой расположено наше село).

Задание 4 (групповое) — нарисуй схему реки по описанию:

N 1 «Река берет начало из родника. Течет на восток. Впадает в другую реку».

N 2 «Начинается река из озера. Течет на запад. Затем поворачивает на юг и впадает в море».

N 3 «Берет начало из родника. Течет на юг, затем поворачивает на восток и впадает в реку».

N 4 «Река берет начало из озера. Течет на север, затем поворачивает на северо-восток и впадает в море».

Задание 5 — «Допиши букву» (повторяем горные и равнинные реки).

Задание 6 — перфокарта «Горные и равнинные реки».

Физминутка — учащиеся получают разрезные картинки; задание — собрать, прочитать, что получилось и показать пантомиму (родник, озеро).

III. Новая тема: «Как использует человек воду».

Учитель: «С давних времен люди селились около рек. По берегам они строили села, города. Как вы думаете почему?

(учащиеся включаются в беседу; при затруднении, учитель просит открыть рабочую тетрадь с.37., схема 1)

Ответы учащихся: «Реки нужны, чтобы ловить рыбу, брать воду для питья и хозяйственных нужд, сплавлять бревна, перевозить людей и грузы».

Учитель: «Широко и вольно течет река по равнине, а горная мчится с ревом и грохотом. Много у таких рек силы. Вот люди и используют эту силу.

На реках строят гидроэлектростанции (условный знак показать).

Работа в тетрадях, запись темы урока.

Рабочая тетрадь с.37, задание 2″Составь рассказ по опорным словам»

Учитель: «Ребята, что означает слово гидроэлектростанция?»

Работа с учебником, с.52, первый абзац, прочитать, найти значение слова «гидро».

Ответ учащихся: « Приставка «гидро», происходит от греческого слова «гидро», что означает «вода». На гидроэлектростанции вырабатывается электрический ток. Он нужен современному человеку. Без него не работает техника, оборудование, стоят заводы, фабрики».

Учитель: «Как устроена ГЭС?»

(Учитель сопровождает рассказ обустройстве ГЭС схемой на доске. Учащиеся чертят схему в тетрадях).

«Чтобы построить гидроэлектростанцию реку перегораживают плотиной. Плотина поднимает уровень реки. Вода разливается и образуется водохранилище (большой водоем). В плотине сооружают рыбоход, чтобы пропускать рыбу. Для прохождения судов в обход плотины строят судоходный канал.

Вода поднялась в реке, и ищет выхода и попадает в отверстие плотины, а там стоят огромные турбины (большие колеса с лопастями).

Вода по трубам падает с высоты и приводит в движение турбины.

Турбины вращают генераторы — машины, которые вырабатывают электрический ток (отметить. что электричество следует экономить в школе, дома).

Учитель: « Есть в нашей стране места, где мало выпадает дождей, а лучи солнца сильно иссушают землю — это пустыни. Солнца много, а воды мало. Без воды нельзя получить урожай».

Что решили люди?

-Работа с учебником, стр. 53 (абзац со слов «В техместах, где выпадает мало дождей . »; найти ответ, прочитать вслух и записать в тетрадь определение — каналы).

IV. Закрепление материала.

— Рабочая тетрадь, с. 39,задание №6 «Заполни перфокарту».

— На магнитной доске распределить правильно части гидроэлектростанции (учащиеся должны карточки «здание гидроэлектростанции», «водохранилище», «турбина», генератор» прикрепить на схеме «Гидроэлектростанция» и прокомментировать свои действия).

— Беседа «Как дети и взрослые дома и в школе экономят электроэнергию?».

Читайте также:  Черно белые рисунки реки

V. Подведение итогов урока.

Выставление отметок за работу на уроке.

Домашнее задание: сильная группа — прочитать текст в учебнике, стр. 51-52, ответить на вопросы; слабая группа — пользуясь схемой «Использование рек» учебник с.52, рассказать о том, как человек использует реки.

Источник

Презентация по географии на тему «Как люди используют реки» (6 класс)

Го р ы , ре ки , р ав н и н ы, . в оз в ы ше нн о с т и.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Го р ы , ре ки , р ав н и н ы, . в оз в ы ше нн о с т и.

лю русло ис горные как исток ре половодье зу притоки ди устье поль река ют равнинные ки водопад

05.12.18 Как люди используют реки.

Сплав леса по реке

ГЭС Бытовые нужды Сплав леса Промышленность Отдых Пути сообщения Орошение полей

Домашнее задание с. 51-53, ответить на вопросы.

Спасибо за внимание.

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

Номер материала: ДБ-362510

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок географии в 6-м классе «Как люди используют реки»

  • Образовательные:
    • продолжить формирование знаний о внутренних водах, как ценнейшем ресурсе, играющем главную роль в жизни и хозяйственной деятельности человека;
    • дать учащимся конкретные сведения о значении воды для человека;
    • дать знания о том, что главным источником жизни является вода;
    • показать необходимость бережного отношения к воде.
  • Коррекционно-развивающие:
    • развивать познавательные способности, внимание, воображение, память, умение связно и развёрнуто излагать материал;
    • закреплять умения поддерживать беседу в ходе изучения материала.
  • Воспитательные:
    • воспитывать бережное отношение к воде.

Средства обучения: географические карты полушарий и России, таблицы: речной системы, атласы, слайды, карточки для географического диктанта, индивидуальные карточки, загадки, демонстрационный материал для путешествия.

I. Организационный момент

II. Географическая разминка (блиц-опрос)

1. Назовите осадки (Дождь, град, роса, снег)
2. Что такое источник или родник? (Место, где подземная вода выходит на поверхность).
3. Какую воду называют ключевой? (Родниковую)
4. Назовите место, где река берёт начало (Исток)
5. Место впадения реки? (Устье)
6. Как пополняются реки? (Дождевой водой, талые воды, подземные воды)
7. Какие бывают реки в зависимости от рельефа? (Равнинные, горные)
8. Где текут равнинные реки? (По равнинам)
9. Откуда берут начало горные реки? (Высоко в горах)
10. Самая большая река, которая протекает в Якутии (Лена). Покажите на карте.

III. Повторение изученного материала

У. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
У. О чём шла речь в данном материале?
У. У вас на партах лежат листочки с графическим изображением реки, вам нужно быстро подписать части реки.

1) исток; 2) устье; 3) правый приток; .4) левый приток.

У. Проверьте правильность графического диктанта.
У. Поднимите руки, кто не допустил ни одной ошибки, у кого так?
У кого одна ошибка? Две ошибки?
У. Молодцы!
( Приложение. Слайд 1, самопроверка)

3. Работа по карточкам (2 – 3 ученика)

Соотнесите вопросы к ответам стрелкой

Вопросы Ответы
1. Русло Скопление льда на суше, образованного из снега
2. Устье Углубление, по которому течёт вода.
3. Исток Место впадения реки в море, озеро или другую реку.
4. Ледник Место, где река берёт своё начало.

4. «Своя игра» по теме: «Части реки. Равнинные и горные реки»

У. А теперь поиграем в игру «Своя игра». Вы должны сами выбрать себе вопрос по данным разделам, на которые должны ответить. (2 -3 ученика)

Равнинные и горные реки:

1. Как различаются реки в зависимости от характера поверхности земли?
2. Чем отличаются равнинные реки от горных рек?
3. В какое время разливаются равнинные реки?
4. В какое время разливаются горные реки и почему?

1. Что такое река? (Поток воды, который течёт в выработанном углублении в земле).
2. Что такое исток?
3. что такое устье?
4. Как можно определить направление реки, левые и правые берега?

Читайте также:  Тютчев лениво дышит полдень мглистый лениво катится река

1. Что такое водопад?
2. Что такое ущелье?
3. Что такое русло?
4. Что такое половодье?

5. Подведение итогов выполнения домашнего задания

У. Вы, ребята, сегодня молодцы, все хорошо ответили и справились с заданиями. А теперь отдохнём.

1) Посмотрите вверх – это север; вниз – это юг; налево – это запад; направо – это восток. Повторить 5 раз.
2) Повращайте глазами сначала по часовой стрелке, затем – против.
3) Откройте глаза пошире и 5 секунд смотрите в одну точку. Расслабьте глазные мышцы и повторите упражнение.
4) Закройте глаза, прижмите к ним ладони. Это положение зафиксируйте на 5 секунд. (см 188 Родительские собрания).

V. Актуализация нового материала и сообщение нового материала

У. Мы сегодня много говорили о реке, о её частях, какие бывают реки. И на данном уроке мы продолжим эту тему.
У. Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если правильно расставите части реки, откуда начинается и где заканчивается.

Устье Исток Русло
реки. Как люди используют

У. «На реке человек оживал и жил с нею душа в душу, он любил свою реку…В разговорную речь вошли, такие уважительные и ласковые слова, как Енисей – богатырь, Ока – красавица, Волга – матушка.
У. На уроке мы поплывём по реке Волге на теплоходе и узнаем о том, как же люди используют воду. Но прежде всего, давайте немного нового узнаем про Волгу. Расскажет про реку Волгу Саша Ч.

(Подготовленный рассказ с показом на карте) Волга – крупнейшая река в Европы, 3530 км. Начинается на Валдайской возвышенности, впадает в Каспийское море. Она принимает около 200 притоков, крупные притоки Кама, Ока. На реке Волге построены гидроэлектростанции. Крупнейшие ГЭС – Волжская (Куйбышевская), Волжская (Волгоградская), Чебоксарская. Соединяется с Волго-Донским каналом, с Москвой, канал им Москвы.

VI. Изучение нового материала

1. Запись даты и темы в тетрадях

Тема: «Как люди используют реки».

2. Путешествие по реке Волга

У. Начнём путешествие с истока, поплывём по течению реки на таком корабле (показ). С правого и левого берегов раскинулись тысячи городов и селений. Почему по берегам рек раскинулись города, сёла? (С древних времён люди возводили свои дома возле рек, вода нужна для питья, стирки и т.д.– связь с историей).

1) Дома на берегу реки – хозяйственные или бытовые нужды. ( Приложение. Слайд 2). Запишите в тетрадь.

У. Поплыли дальше и что мы видим? (Рыбаки ловят рыбу). На реках водится много разной рыбы.

2) Катера с рыбаками, тянут сеть с рыбой (рыболовство) ( Приложение. Слайд 3).

У. Плывём дальше, и на нашем пути встречаются баржи с грузами, теплоходы и катера с пассажирами. Что можно сказать? (По реке люди и грузы переправляются с одного района в другой).

3) Баржи с грузами и теплоход с пассажирами. ( Пути сообщения) ( Приложение. Слайд 4) Чтение учащимися текста на слайде.

У. Также видим, что по реке сплавляют лес.

4) Сплав леса ( сплав леса) ( Приложение. Слайд 5)

У. Подплывает к самой большой гидроэлектростанции Волжская (Волгоградская). На реках строят ГЭС, которые вырабатывают электрический ток. ГЭС – электростанция, вырабатывающая электричество с помощью воды. Гидро – (от греческого слова) – вода. Для этого реку перегораживают плотиной. И уровень воды поднимается. Река разливается и образуется водохранилище. Запишите, что такое водохранилище? ( Водохранилище – это искусственный водоём с огромными запасами воды, образовавшийся после постройки плотин на реках.)
У одного берега строят обходной канал для прохода судов. На другом берегу строят здание электростанции. Вода из водохранилища по трубам падает с высоты плотины и приводят в движение лопасти турбины. А турбины вращают генераторы – машины, которые вырабатывают электрический ток. Он по проводам поступает в города и сёла, заводы, фабрики.

5) Гидроэлектростанция ( ГЭС). ( Приложение. Слайд 6). Запись определения. ГЭС – электростанция, вырабатывающая электричество с помощью воды На карте обозначается вот таким значком (Значок ГЭС). Гидро – (от греческого слова) – вода.

Рассказ учителя с показом слайдов.

6) Заводы и фабрики используют тоже воду ( Приложение. Слайд 7). (Промышленность).

Чтение отрывка учащимися из учебника с. 52.

7. Каналы (сельское хозяйство – оросительные каналы). ( Приложение. Слайд 8 ) Каналы – это искусственные реки. (Значок КАНАЛ). Чтение ученика С. 53.

Орошение – искусственное увлажнение засушливых земель. Большие каналы используют для судоходства ( Приложение. Слайд 8).

8) Продолжим путешествие. Также видим, что на живописных берегах реки расположились дома отдыха, пляжи. ( Приложение. Слайд 9).

У. Какой вывод можно сделать по нашему путешествию по реке Волге?

Читайте также:  Проблемы связанные с деятельностью человека реки

VII. Первичное закрепление нового материала

У. Откройте учебник на С. 53 и прочитайте вывод о том, какое значение имеют реки,
У. Найдите и прочитайте о том, для чего строят каналы?
У. Что такое каналы?
У. Что такое водохранилище?
У. При помощи чего вырабатывается электричество?

Я реке и друг, и брат.
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу.
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу. (Канал)

Кроссворд: ключевое слово – река

1. Искусственное увлажнение засушливых земель (Орошение)
2. Электростанция, вырабатывающая электричество при помощи воды. (Гидроэлектростанция)
3. Искусственная река (Канал)
4. Искусственный водоём с огромными запасами воды, образовавшийся после постройки плотин на реках.

VIII. Связь с экологией

У. Сегодня на уроке мы узнали о том, как люди используют воду, о том, что без воды нет жизни. Узнали о том, какое значение имеет вода в жизни человека! Без воды невозможна жизнь на Земле! Но чтобы сохранить воду чистой, чтобы хватило её намного тысячелетий, нашим внукам, правнукам, что необходимо для этого?
Демонстрация плакатов. Людям необходимо беречь воду! (В быту надо расходовать воду экономно, не загрязнять реки, загрязнённую воду промышленными предприятиями нужно очищать).

У. Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? Что больше всего запомнилось?
Оценки. Дома: С. 51 – 53 и нарисовать запрещающие знаки, которые бы раскрыли бережное отношение к воде.

Источник



Как используют люди реки

Наша Земля окутана сетью рек, которые на протяжении человеческой истории выполняли и выполняют множество ролей, в том числе и жизненно важные, без которых существование людей было бы невозможно на планете. Роль рек сравнима с ролью кровеносной системы в человеческом организме.

Реки как транспортная сеть

Со времен зарождения первых цивилизаций, реки выполняли транспортную роль при перевозке грузов, провизии, людей и многого другого, что было важно и актуально для различных эпох. Географически сложилось так, что населенные пункты появлялись на самых плодородных землях, возле пойм крупных рек и озер. Как следствие, между городами возникало не только дорожное, но и речное сообщение. Зачастую оно было единственным способом доставки крупных грузов. К примеру, камни для строительства сфинкса и пирамиды Хеопса в Древнем Египте доставлялись специальными речными судами повышенной грузоподъемности из каменоломен на севере страны до южных границ по реке Нил.

Реки как способ пропитания

Расселение людей вдоль источников пресной воды обусловлено также составом флоры и фауны, который связан со спецификой тех или иных рек. Чем мощнее и крупнее река, тем богаче ее рыбный состав. Наличие рек на разных территориях напрямую воздействует на плодородность окружающих земель, а значит и на заселение территории людьми. К примеру, исторически развитие Поволжья в царской России было связано с крупнейшими в стране посевами пшеницы, благодаря чему в Самаре до прихода к власти большевиков была самая крупная биржа зерновых культур.

Реки как целебное средство

Речная вода, в зависимости от того, где протекает река, обладает своим уникальным минеральным составом. Она может быть использована как целебное средство при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта, желчного пузыря, печени, а также при диабете. Стоит заметить, что чаще всего в лечебных целях применяют воду из подземных источников и рек.

Вокруг крупных рек часто формируются курортные и туристические зоны, которые могут быть привлекательными из-за множества причин — уникальный состав воды, флоры, фауны, уникальные природные явления. Например, река Миссисипи, протекающая через 31 штат США, является одним из символов данной страны, а также исторически ассоциируется со множеством североамериканских племен, проживавших по берегам данной реки.

Реки как религиозный символ

Наличие рек на определенных территориях не могло не отразиться на верованиях и преданиях людей, живущих вокруг их берегов. В славянской мифологии, к примеру, были причудливые существа, называемые водяными. Водяной мог как спасти тонущего человека, так и навредить ему. Или, к примеру, среди божеств Египта был бог Хапи — покровитель реки Нил, который также ассоциировался у древних египтян с богатыми урожаями в период разлива реки.

Реки как источник электроэнергии

Гидроэлектростанции являются стратегически важными антропогенными объектами, без которых электроснабжение такой большой страны, как Россия, не представлялось бы возможным. К сожалению, строительство ГЭС всегда связано с рисками для окружающей среды, такими как сокращение представленной флоры и фауны в районе строительства, изменение сезонности разлива рек, а также изменение климатических условий в конкретном регионе. Искусственное увеличение поймы реки в одном месте способно привести к избыточному обводнению территории. Но, увы, это неизбежные последствия получения с помощь реки столь необходимой человеку энергии.

Источник

Adblock
detector