Меню

Как будет по татарски река вятка

Как будет по татарски река вятка

МОЙ КИРОВ

5. Слово «Вятка» ранее писалось как «Вѧтка».

Букова «Ѧ» — это старая букова с условным названием «юс малый», которая подобна современной букве польского алфавита — «ę» произносится как [эн] — «э» носовое. Следовательно, т.н. «Вятка» — Вѧтка ранее должна была произноситься как «Вэнтка».

Примеры:
Святой (рус. яз) — Święty (поль. яз) [сьвенты]
Святовит (рус. яз.) — Свентовит (поль. яз.)
Пять (рус. яз.) — (поль. яз.) Pieć [Пенць]
Мята (рус. яз.) — (поль. яз.) Mięta [Мента]
Мясо (рус. яз) — (поль. яз.) mięso [Менсо]

6. Вятка — «Виче» или «Вичы» — это Белая (река)

В конце XIX — начале XX века, согласно Г.А. Котельникову, в Вятке можно было услышать слово «вячкий», то есть «вяцкий» («мы вячкие — люди хвачкие»). Прилагательное «вятский» на современном польском языке пишется через «ц» — «wiacki». Латинская «с» просто заменила сочетание согласных «тс». И тут важно подчеркнуть, что латинская «с» может произноситься как «ч», например, в итальянском имени Лучано (Luciano). Латинское имя Лукия (Люция) в переводе означает «Светлая» и коррелирует со словом «луч».

Интересно отметить, что марийское (черемисское) слово «виче» / «вичы» «странным» образом коррелирует с германскими словами («weiß» — белый, седой; «Weiße» — белый, белизна, белок) и английским словом «white».

МОЙ КИРОВ

Михаил,
(с) «Ни татарское, ни марийское название реки никак не проливают свет на происхождение слова «Вятка»»

а) Нократ — Серебряная. Виче — Белая. Немецкие слова: «weiß» — белый, седой; «Weiße» — белый, белизна, белок. Английское слово «white».

б) Купцы Вису «красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен» // Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 г.). М., 1971. С.35.

в) Люди «Вису» вели торговлю с Поволжьем, со «странами Севера», Зауральем, Русью. // Белавин A.M. О локализации страны Вису в Пермском Приуралье// Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997. С. 166-171.

«само слово «Вятка» как только ни переводят.»

Не надо «как только». Значение и образ должны быть едины. Это как Правда и мнения вокруг неё.

МОЙ КИРОВ

7. Вятка ранее писалось как «Вѧтка» (произносится Вэнтка)

В современной Латвии существует город Цесис или Кесь на древнерусском языке. Немцы его называли Венден. На латинском языке этот город (град / гард / городня / огороженное или укрепленное место) звучал как «Wendorum castrum». Традиционно переводят как «Замок Вендов», а под вендами обыкновенно понимают венедов, и всё тут вроде бы как и складно получается.

На польском языке название «Венден» звучит уже как «Виндава», на финском — «Vento»; на эстонском — «Võndu». Далее можно упорно видеть в названии города неких венедов / вендов. Однако мы не упомянули еще одну группу народов и языков. На кельтских языках слово «vindos» означает «белый». Всех выходцев с севера, всех северян — белых светловолосых и светлоглазых людей кельты называли виндами — виндос. И германцы, судя по всему, переняли это понятие у кельтов.

Павел Злобин

Интересно было бы узнать имя автора этого очерка. Это ж даже на Ухова не тянет. У названия реки Вятки совершенно прозрачная древнерусская этимология, от вятше «больше».

При чём тут Вису — совершенно непонятно.

По поводу Нукрата — есть такое явление, как народная этимология. Изначальное значение «новгородская» со временем разумеется забылось, и название переосмыслилось в связи с похожим словом «серебро».

МОЙ КИРОВ

Павел, » от вятше «больше».»
Что «больше»? Больше чего, кого? Как это к реке привязано и тем более к земле? То есть плыли новгородцы по речкам и речушкам, а как до Вятки добрались, воскликнули: «О, Великая!». Или так: «О, большая!». Так?

На марийском: «Ожно Виче олмышто кугу шор улмаш» — Раньше на месте реки Вятки было большое болото.

«Нукрат» и «новгородская» не пересекаются. Похожи первыми буквами. Нукрат — это конкретно «серебро». Новгородцы появились в конце XII века. Арабы — в 922 году (X век). Как полагают некоторые исследователи, так называемые «серебряные болгары» в 70-х гг. VII в. переселились в верховье Дона; позднее основная их часть уйдёт в Среднее Поволжье. Как отмечалось выше, термин «серебряные болгары» — это не самоназвание племени (племен). Тем не менее т.н. «серебряные българы» составляли большинство населения Волжской Булгарии.

И еще, в 922 году в Среднем Поволжье появляются мусульмане, а в 60-х гг. X века в Волжскую Булгарию походом ходил князь Святослав. Поход оказался удачным. В первой половине XII века страна Вису зависит от Волжской Булгарии, а в конце XII века в Вятке появляются новгородцы, которые ставят Вятку грубо говоря под свой контроль.

Купцы Вису «красного цвета, с голубыми глазами, волосы их белы, как лен» // Путешествие Абу Хамида ал-Гарнати в Восточную и Центральную Европу (1131-1153 г.). М., 1971. С.35.

Люди «Вису» вели торговлю с Поволжьем, со «странами Севера», Зауральем, Русью. // Белавин A.M. О локализации страны Вису в Пермском Приуралье// Коми-пермяки и финно-угорский мир. Материалы 1 Международной научно-практической конференции. Кудымкар, 1997. С. 166-171.

Что за страна такая Вису? Марийская (черемисская) Виче / Вичы — Белая? Нукрат — Серебряная?

МОЙ КИРОВ

Отрывок из булгарской летописи Джагфар Тарыхы (том II, часть 3)

«Ахметзян Культаси (18 век) пишет, что первый в мире казацкий отряд, предназначенный для охраны царского дворца, был сформирован по приказу кана Гази-Бараджа из одних только заказанских гарачцев-язычников в 1229 г. После свержения Гази-Бараджа казаки подверглись преследованиям Алтынбека и бежали из Заказанья в Нукрат (Вятка), где основали город Гарья и ряд других селений.

Затем казаки-гарачцы участвовали в западных походах Гази-Бараджа 1238–41 гг. После нашествия Менгу-Тимура (1278 г.) часть нукратских гарачцев приняла православие и стала главенствовать в Нукрате. Гарачцы, принявшие ислам, стали называться бесерменами».

МОЙ КИРОВ

Михаил Захарищев

МОЙ КИРОВ

Михаил, » Германоязычные и финно-угорские народы никогда не жили вместе»

— Готские шлемы и женские марийские украшения в погребениях в Волго-Вятско-Камском регионе.

— Скифы по Геродоту — сколоты. Всех светловолосых жителей Русской равнины (славянского, аланского, тюркского, финно-угорского происхождения) арабы называли термином «ас-сакалиб». Сакалия — земля саков, по всей видимости, сколотов / скифов. По арабскому же разумению «ар-Рус» — это вид «ас-сакалиб».

Читайте также:  Река вятка в нововятске

— Готский историк Иордан (VI век н.э.) писал, что готы есть скифы. Если понимать под скифами всех светловолосых людей, то почему бы готам не быть в их числе? Только в этом случае можно признать, что, да, готы — это скифы. Правда, это не говорит о том, что в число скифов входили только готы. А готы — это восточная ветвь германцев.

— Сарматы происходят от скифов путем смешения с другими народами. Марийцы — это черемисы. На чувашском языке «марийцы» -это «Çармăссем». А теперь еще раз пункт первый: готские шлемы и женские марийские украшения в погребениях в Волго-Вятско-Камском регионе.

Источник картинки: Древнiе и нынешнiе болгаре въ отношенiи къ россiянамъ. Т.1. М. 1829. С. 183.

МОЙ КИРОВ

Польский историк Иоахим Бельский (XVI в.) писал: «Королевство Польское возникло в Европе, в землях Савроматов, от Ассармота — сына Яктана, т.е. от людей с глазами ящерицы». (см. картинку выше)

По Бельскому «sauros» — ящерица, а «omma» — глаз. Лат. Sarmatae. На современном греческом «саура» и «мати» означают то же самое.

Так и получились «ящероглазые». А еще у марийцев традиционны национальные костюмы с монетками, чешуйками. Правда, не у них одних.

Также подчеркнем, что никаких тюркских народов на территории Русской равнины тогда еще не было. Следовательно, тюркское произношение «чирмыш» тогда ещё не существовало. Важно понять, что самих себя марийцы называют «марий, мары, маре, мӓрӹ», а «черемисы» или «чирмыш» — это экзоним. Последние понятия (русское и тюркское) происходят из чувашского.

Как предполагают, предки чувашей появляются в низовьях правобережной Волги в III-IV вв. н.э. Сарматы существовали в IV в. до н. э. — IV в. н. э., а потом куда-то исчезают. Согласно античным источникам, они населяли районы от Южного Урала и Западного Казахстана до Дуная. Сарматы — это не самоназвание огромного массива людей, этнический состав которого менялся во времени варьировался в пространстве.

Античные авторы, в частности Геродот, сообщают, что сарматы ведут свой род от амазонок, выходивших замуж за скифских юношей. Но степные красавицы так и не смогли до конца овладеть языком своих мужей. «Потому сарматы говорят на скифском языке, но издревле искажённом», — заключает историк.

Начиная со II века до н. э. сарматы всё чаще и чаще фигурируют в трудах греческих, римских и восточных авторов. Мы узнаем от Страбона названия их племен — языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы; Тацит сообщает об опустошительном набеге роксолан на дунайскую провинцию Римской империи Мезию в 68 году н. э., где они «изрубили две когорты»; сосланный в город Томи в 8 году н.э. поэт Овидий с тоской и страхом описывает в своих «Печальных песнях» сарматов под городом — «враг, сильный конем и далеко летящей стрелою, разоряет… соседнюю землю»; Иосиф Флавий и Арриан оставили сообщения о войнах аланов в I и II веках н. э. в Армении и Каппадокии — «суровые и вечно воинственные аланы».

Антропологически сарматы относились к брахикранным европеоидам (широкая и круглая голова), за исключением племени алан, которые относились к долихокранным европеоидам (узкий череп). Поздним сарматам была присуща примесь монголоидности.

Среди тех «сарматов» — «ящероглазых» могли находиться и предки современных марийцев. Географически, чуваши находятся южнее марийцев и от первого столкновения в лексиконе чувашей могло сохраниться искаженное античное слово «сарматы» — «Çармăссем».

Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами (особенно после того, как в 375 году гунны уничтожили королевство готов в Причерноморье — державу Германариха). Готы как носители Черняховской культуры (III век н.э.) могли распространить свою власть вплоть до Камы (Именьковская культура IV—VII веков).

По пришествии в Среднее Поволжье «серебряных булгар», во второй половине VII века, памятники именьковцев исчезают. Часть именьковцев растворилась в пришельцах, часть вернулась на запад, войдя в состав волынцевской культуры (VIII-IX вв. — междуречье Днепра и Дона). Волынцевская культура отождествляется с предками северян. Начиная с конца VIII века сменяется роменской культурой.

Роменско-борщевская культура славянского населения лесостепей Левобережья Днепра VIII-X вв. (Липецкая, Воронежская, Брянская, Курская и Белгородская области). Носителями Борщевской культуры были вятичи, Роменской — северянский союз племен. В X веке культура угасает под воздействием разорительных набегов печенегов, а затем половцев. Вятичи переселяются на реки Воронеж и Оку.

МОЙ КИРОВ

О Чуди, Черемисах и Отяках и протчихъ неверныхъ народах бывшихъ со стрелами

Об этом явлении XII-XIV вв. упоминает «Повесть о стране Вятской» (время написания – рубеж XVII-XVIII вв.). «И во многи лета возообновление всему народу бывшее набежание Чуди Остяков и Черемис со стрелами воспоминающе приносяще со образом великомученика Георгия стрелы окаваны и людие со свещами стрелы оные сменяюще в память великомученика избавления ради от набежания Чуди Черемис и Остяков и протчих неверных народов бывших со оными стрелами».

Альтернативный текст: «И во многа лета во объявление всему народу бывшее набежание Чуди Отяковъ и Черемисъ со стрелами вспоминающе, приносяще со образомъ великомученика Георгия стрелы оковани железомъ, и людие со свещами стрелы оные сменяюще, въ память великомученика, избавления ради отъ набежания Чуди Черемисъ и Отяковъ и протчихъ неверныхъ народовъ бывшихъ со стрелами».

Комментарий:носить «поганые» языческие стрелы неуместно, а потому их заменили свечами.

«Стрелы оковани железомъ». Что такое пучок стрел? Стрелы – это лучи солнца, символ Неба и воли Отца небесного, они же жизнь, плодородие, духовное оружие, единение, порядок, власть, мир. Аналог — фасции, ликторские пучки. Мир. Порядок и власть.

У скифов, стрелы, пущенные из лука, носили сакральный характер, ограждая от злых сил. По-видимому, аналогичную функцию выполнял авестийский лучник Араш, который стрелял из лука для определения территориальных владений Ирана (Авеста, Яшт VIII). Здесь стрела, обозначая границу внутренней, «своей» территории и одновременно защищая и охраняя ее, своим острием направлена против внешней, «чужой».

В религиях различных народов, в том числе и у скифов, смерть и погребальный обряд рассматривались как жертвоприношение богам. На обеспечение достижения цели жертвоприношения — благополучную переправу в мир иной — и были направлены все совершаемые действия. В индоиранских представлениях роль универсального медиатора, возносящего к богам молитвы и жертвоприношения играл пучок травы (бархис, барэсман — брасман — барсом), впоследствии замененный прутьями. В качестве брасмана могло использоваться и оружие. Древние иранцы во время жертвоприношения Ясна под ноги жертвенному животному бросали брасман, также его держал в левой руке жрец, совершавший этот обряд. О том, что подобные идеи был распространены и в скифской среде, свидетельствуют изображения саков с брасманом (пучком прутьев или копьем) в руке на пластинах из Аму-Дарьинского клада. Пучок стрел, используемый в скифском погребальном обряде, мог брать на себя аналогичные функции и должен был обеспечить успешное перенесение души умершего в потусторонний мир. Наряду с массовым помещением в погребениях зафиксирован факт бросания стрел в могилу перед трупоположением или после него. Наконечники стрел встречаются иногда в насыпи кургана или среди остатков тризны, совершенной на подкурганной поверхности.

Читайте также:  Реки в хакасии список

Вятский или хлыновский «Крестный ход» заканчивался обходом города Хлынов, центр которого располагался на горе. Там ранее стояла «церковь во имя Воздвижения честнаго и животворящаго креста Господня». Вернее, там до церкви наверняка располагался более древний духовный центр, поскольку, ушкуйники что-то завоёвывали в 1181 году на этой горе.

Известны, например, крестообразные поминальные курганы, на вершинах которых возжигался священный огонь; существовали жертвенники огня с крестообразной символикой. Однако, наиболее вероятно следующее объяснение: существует древнейший обычай получения «живого огня», путём коллективного действия. В определённом месте на землю укладывалось сухое бревно, перпендикулярно к нему ставилось другое сухое заострённое бревно, которое вращалось с помощью верёвок определённым количеством человек.

Ныне практически на вершине той самой горы в Кирове располагается вечный огонь.

Источник

Почему на татарских картах 30х годов Волга подписана как Volga?

Ведь даже первоклассник в школе с русским языком обучения знает, что Волга по-татарски Идел [идéль], это воспето в песнях, марках сигарет, названиях садовых обществ.

И тем удивительнее было столкнуться с таким обозначением на карте, листая учебные карты 1930х!

Естественным было желание посмотреть на более старые карты на татарском языке, в распоряжении есть карта Казанской губернии Каюма Насыри и карты 1922 , 1925 года , уже Татарской республики. Но там, как будто специально, избегается написание рек на татарском языке! А потом, в 1934 , появляются с подписями, с «Волга», «Кама». А потом карты на татарском — уже не издаются . Так и остается открытым вопрос, как и что на каком участке течения называли. И словари тут не помогут. Ниже я поясню свою гипотезу, почему!

Я подозреваю, что эта раскладка названий «по-русски» связана не с тем, что у татар не было никакого своего названия для рек, ни из-за запретов или самоуничижения, а из-за того, что реки, а именно, что во что впадает, у татар традиционно учитывались по-другому. Сами подумайте, почему между Агыйдел (Белая река что течет у Уфы) и Идел (Волга в традиционном русском понимании) вклинилась бы река Чулман (как обычно определяют татарское название Камы). Кроме того, для любого, кто движется с низовьев Волги, откуда пришли предки татар и чувашей, по количеству воды, расположению русла, скорее было бы очевидно, что это Волга (выше Камского Устья) впадает в Каму, которая выше и ниже Камского Устья одна река.

Очень любопытную подсказку в этой ситуации дает чувашское название Оки, Хура Атыл (татары с некоторым напряжением головного мозга узнают в ней Кара Идел — Черная Волга). А чуваши и татары должны иметь единую систему воззрений на водные пути нашего края еще с глубокой древности, древнее только фино-угорский взгляд, детали которого уже не ясны, и уже позднее татары приняли русский взгляд на расположение водных путей, который исходил от того, что с верховьев Волги — все одна река, очень важная для Руси экономически.

Вот такую реконструкцию воззрения на

Тогда-то все и сходится! Ниже Камского Устья — одна река, просто Идел, «Просто Волга». Выше Камского Устья — к востоку Ак Идел (Агыйдел), Белая Волга, к западу — Кара Идел, Черная Волга (забудем на время, что река Уфа в Башкирии тоже Кара Идел, Черная Волга, она в этой схеме сильно уступает значением). Доходим вверх по Ак Идели до слияния нынешней Белой и Камы. Глазами тюрков основная река Ак Идел — течет со стороны Уфы, а с севера в нее впадает Чулман — Кама. Глядим на Кара Идел, Чёрную Волгу, что течет мимо Казани, доходим до слияния нынешней Волги и Оки у Нижнего Новгорода. Ока — это начало этой реки, что продолжается у Чебаксар и Казани, а вот то, что является верховьями Волги выше Нижнего Новгорода — какая-то другая река, ее приток, и вот интересно, как предки татар, чувашей ее называли. Может быть так и называли — Волга?

Понятно, что при такой картине мира и географии ее трудно согласовать с «русской картиной». Поэтому то при изучении географии по русским переведенным учебникам и пришлось на какое-то время полностью отказаться от своих названий. Волге выше Казани повезло — ее стали ассоциировать с «Просто Идел». Каме от устья Белой до Камского устья — нет, её по татарски так и называют «Кама» — древним удмуртским, коми (фино-угорским названием), и также называют связанные с ней населенные пункты — Кама Тамагы (Камское Устье), Түбән Кама (Нижнекамск — а это вообще двойная издевка над «татарской географией», потому что он, скорее «Среднебеловолжск»). Чулман называют иногда в литературе, но у самих местных жителей, выходит, такое слово не закрепилось. Хотя мне даже интересно, где, по мнению самих удмуртов заканчивалось то, что они называли «Кам» — в районе Красного Бора или в районе Камского Устья?

Из этой схемы выбивается то, что Вятка, по идее, как была Нократ, так и не было смысла ей переименовываться. Ну да видимо ее все-таки за компанию «русифицировали» на карте )

А вы что думаете по поводу принципиально других взглядов на речную географию у разных народов? Можете привести примеры, когда в других языках и культурах истоками рек считаются совсем другие притоки?

Читайте также:  Река имя собственное или нарицательное одушевленное или неодушевленное

Источник

Вятка

Югары Кама калкулыгыннан (Удмурт Республикасының төньягы) башлана. Бассейнының төп өлеше Киров өлкәсе территориясендә, түбән агымы Татарстанда. Озынлыгы 1314 км (ТР чикләрендә – 67 км), бассейнының мәйданы – 129 мең км 2 (ТР чикләрендә – 4,1 мең км 2 ). Иң түбән өлешләре Куйбышев сусаклагычының су күтәрелеше йогынтысын кичерә.

Урман зонасындагы гадәти тигезлекле елга. Киң тугае белән аерыла (бигрәк тә сул як яр буенча һәм Шыя елгасы тамагы белән Мамадыш шәһәре арасында уң яр буенча) елга юлы нык бормалы, аның киңлеге, гадәттә, 250-300 м (киңәйгән урыннарда 500 м га кадәр), сай урыннарда тирәнлеге 1,5-2 м, киң урыннарда 10 м га кадәр.

ТР территориясендә елганың 23 кушылдыгы бар; иң зурлары – Шушма, Бора, Оштырма, Шыя (уң), Лубян, Үмәк, Әнҗерә (сул).

Вятканың гидрологик режимы Мамадыш, Вятские Поляны (Киров өлкәсе) шәһәрләре, һәм Березовые Поляны (Мамадыш районы) суүлчәү постларында яхшы өйрәнелгән. Постларда беренче күзәтүләр 1881 елда башлана.

Елга тамагында суның уртача еллык чыгымы 860 м 3 /с, иң югары уртача тәүлеклек чыгымы 8300 м 3 /с чамасы. Бер ел эчендәге агып төшкән су микъдары (уртача еллык күләмнән чыгып % ларда) түбәндәгедән гыйбарәт: гыйнвар 2,4, февраль 2,2, март 2,1, апрель 17,3, май 38,2, июнь 13,3, июль 4,1, август 3,2, сентябрь 4,8, октябрь 4,7, ноябрь 4,6, декабрь 3,1.

Күбесенчә кар сулары исәбенә туена (еллык агымның 60-70%). Елганың боздан арчылуы һәм ташу башлану вакыты якынча апрель аеның 20 ләренә, иң югары күтәрелеше май урталарына туры килә, июньнең икенче яртысында башланган җәйге саегу биеклеге яңгыр сулары белән үзгәреп тора. Су тигезлеге үзгәрешенең уртача еллык амплитудасы 6,5-7,5 м (иң зуры – 9 м дан артык). Җәйге һәм кышкы саегу вакытында су чыгымы, гадәттә, 200-500 м 3 /с тәшкил итә һәм елга сай сулы булып кала.

Боз күренешләре уртача ноябрь ае башларында күзәтелә, тоташ боз кату ноябрьнең икенче яртысында формалашып җитә һәм якынча 170 көн дәвам итә (гадәттә, апрельнең өченче декадасы башларына кадәр). Бозның иң зур калынлыгы (60-70 см, кайвакыт 1 м га кадәр) март урталарына туры килә. Боз китү бер атна чамасы дәвам итә (иң күбе өч атнага кадәр). Боз киткәннән соң су бик тиз җылына башлый (июль уртасында 21-24°С ка кадәр).

Ел саен елга тамагына 3 млн т йөзмә китерелмә чыгарыла (уртача еллык болганчыклыгы 105 мг/л). Ел дәвамында минеральләшүе зур түгел: саегу вакытында 320-380 мг/л, ташу вакытында 80-100 мг/л. Вятка Камага ел саен 4,3 млн т чамасы эрегән матдәләр чыгара (уртача еллык минеральләшүе 160 мг/л). Алар составында күпчелекне гидрокарбонат ионнар, кальций, азрак күләмдә магний ионнары тәшкил итә.

ТР территориясендә ага торган зур елгалар арасында Вятка – иң чиста сулы.

Балыкка бай (корбан балык, судак, чуртан, кәлчәк, чабак, алабуга һәм башкалар).

Сал агыза торган елга.

Киров шәһәренә кадәр (688 км), язын Кирс шәһәренә кадәр (1068 км) суднолар йөри, ләкин күп кенә сайлыкларда су төбен тирәнәйтү эшләре башкару таләп ителә.

Источник



вятка+приток+реки+камы

21 нижний

22 низовье

23 омут

24 ответвление

25 очистить

26 порог

27 посреди

28 проплыть

проплыть тысячу метров — мең метр [араны] йөзеп үтү

29 расселиться

30 река

рекой — ташкын булып, ташкын кебек; дәрья булып

31 рукав

32 русло

33 сверху

34 снизу

35 сохнуть

в горле сохнет безл. — тамагым кибә, тамак төбем кибә

36 средний

голос, средний между баритоном и тенором — баритон белән тенор арасындагы тавыш

37 сужение

38 тот

спроси у того, кто знает — кем белсә, шуңардан сора

тот и другой — бусы да, тегесе дә

ни тот ни другой — ул да түгел, башка да түгел

не те, так другие помогут — алар булмаса, башкалар ярдәм итәр

то было вчера, а это сегодня — ансы кичә булган иде, ә монсы бүген

39 устье

40 форсирование

См. также в других словарях:

Вятка (приток Камы) — Вятка Вятка около Кирова Характеристика Длина 1314 км Площадь бассейна … Википедия

Вятка (река) — Вятка Вятка около Кирова Характеристика Длина 1314 км Площадь бассейна 129 00 … Википедия

Вятка — многозначный термин. происходит от географического названия. Вятка река в Европейской части России, самый крупный правый приток реки Камы. Вятка название города Киров с 1374 по 1457 и с 1781 по 1934. Вятка автомагистраль. Вятка фирменный… … Википедия

Вятка река — река, правый приток реки Камы, берет начало из небольшого озера в болотах Глазовского уез., в 5 вер. от д. Калеваевской. Протяжение ее Тилло считает около 1025 вер., Стрельбицкий не менее 900 вер., по исчислении же пароходовладельца Т. Ф.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вятка (значения) — Содержание 1 Топонимы 2 Техника 3 Организации … Википедия

Вятка, река — правый приток р. Камы, берет начало из небольшого озера в болотах Глазовского уез., в 5 вер. от д. Калеваевской. Протяжение ее Тилло считает около 1025 вер., Стрельбицкий не менее 900 вер., по исчислении же пароходовладельца Т. Ф. Булычева от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Вятка — 1) река, пп Камы; Кировская обл. и Татарстан. Положение реки в обл. древнего расселения удмуртов, у границ совр. Удмуртии, позволяет говорить о сопоставимости названия реки с употреблявшимся до 1920 х гг. названием удмуртов вотяки и с удмурт,… … Географическая энциклопедия

Река Вятка — Вятка Виче Река Вятка в районе г.Кирова Протекает по территории Удмуртии, Кировской области, Татарстану Исто … Википедия

Вишера (приток Камы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Вишера (река). Вишера Верховья р. Вишера, вид на левый берег, г. Тулымский камень, 2&#1 … Википедия

Тойма (приток Камы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Тойма. Тойма Тойма с моста на автомагистрали Волга … Википедия

Иж (приток Камы) — У этого термина существуют и другие значения, см. Иж. Иж удм. Оӵ, тат. Иж … Википедия

Источник

Adblock
detector