Меню

Из москвы по рекам в черное море

Из москвы по рекам в черное море

От Волги до Чёрного моря. Часть 1. Волго-Донской судоходный канал и Цимлянское водохранилище

Строительство Волго-Донского судоходного канала (ВДСК) открыло новый этап в истории судоходства — Волга получила связь с Доном, а изолированное Каспийского море получило выход к Мировому океану. Предлагаю вместе пройти этот путь — от Волги до Чёрного моря, используя мои фотоматериалы 2006, 2007 и 2013 — 2018 годов. Материалы разобью на две части. В первой, сегодняшней, части — фотографии и описание маршрута от Волги, по ВДСК и Цимлянскому водохранилищу. А во второй — путь по Нижнему Дону, Азовскому морю и Керченскому проливу до Чёрного моря.

Волго-Донской судоходный канал – одно из самых важных межбассейновых соединений водных путей России и постсоветского пространства. Канал связывает Волгу с Доном, и, соответственно, изолированное Каспийское море (с каспийскими портами России, Казахстана, Азербайджана, Туркмении и Ирана) с Азовским и Черным морями Мирового океана.

История этого водного соединения уходит корнями в древность – первую попытку соединить Волгу и Дон во время своего похода на Астрахань предпринял ещё турецкий султан Селим в середине XVI века, вторая попытка была предпринята при Петре I, в дальнейшем вплоть до начала XX века рассматривались ещё множество вариантов соединения двух рек, но все они были обречены на неудачу – без сложнейших и масштабнейших гидротехнических работ создание судоходного канала через разделяющие реки Ергенинские высоты было невозможно. В итоге Волго-Донской канал был построен уже в советское время – после войны, в 1948-1952 годах. На колоссальной стройке работало порядка 700 тысяч вольнонаёмных рабочих со всей страны, 100 тысяч пленных немцев и еще около 100 тысяч заключенных. Канал построили за четыре года – 31 мая 1952 года воды Волги и Дона соединились.

Волго-Донской канал был открыт в 1952 году. Общая длина канала 101 км (из них 45 км по водохранилищам). Трасса Волго-Донского канала проходит в том месте, где две реки максимально сближаются друг с другом. От Волги трасса ВДСК поднимается на 88 метров крутой Чапурниковской лестницей из девяти шлюзов, водораздельным участком пересекает разделяющие Волгу и Дон Ергенинские высоты и затем ещё в четырёх шлюзах трасса канала спускается на 44 метра к образованному на Дону огромному Цимлянскому водохранилищу. Местами трасса канала поднимается на 100 метров выше уровня Волги (Ергенинские высоты). Уровень Дона на 45 метров выше уровня Волги, поэтому ВДСК питается донской водой, подаваемой из Цимлянского водохранилища тремя насосными станциями на водораздельный участок, откуда самотёком распределяется на Волжский и Донской склоны. Мощные насосные станции подают донскую воду в водораздельные водохранилища – Карповское, Береславское и Варваровское, а из них вода поступает в канал. На канале сооружено 13 шлюзов: по девяти из них, расположенных на 20-ти километровом волжском склоне, суда поднимаются с Волги до водораздельных высот, а затем в четырёх – опускаются до уровня Цимлянского водохранилища на Дону. Размеры шлюзов на канале — 145х17.8 м, что меньше, чем судоходные шлюзы Канала имени Москвы, гидроузлов Волги, Камы (290х30 м), и шлюзов Волго-Балтийского канала (267х18 м), но больше, чем на Беломорско-Балтийском канале (133х14.3 м). Размеры шлюзов ВДСК хоть и меньше, чем на Большой Волге и Волго-Балтийском водном пути, но тем не менее достаточны для того, чтобы пропускать крупные грузовые суда смешанного плавания типа «река-море».

Значение Волго-Донского канала огромно – это самый напряжённый и загруженный участок наших водных путей. На юге навигация длинная – с 1 апреля по 1 декабря, в среднем 245 суток в году. По каналу идёт колоссальный грузопоток – до 16 миллионов тонн грузов и свыше 5 тысяч судов за навигацию. В основном это грузовые суда. Значительную часть из них составляют современные танкеры типа «река-море», работающие на «южной подкове» Черное море – Азовское море – Дон – ВДСК – Волга – Каспийское море, а также поднимающиеся по Волге до крупных нефтеперерабатывающих предприятий Поволжья. Они вывозят нефтепродукты из портов Волги (Самара, Саратов, Волгоград, Астрахань) и Каспия (Баку, Туркменбаши, Актау) через Волго-Донской канал в различные порты Чёрного моря с возможной дальнейшей перегрузкой там на ещё более крупные уже чисто морские танкеры для последующей транспортировки нефтепродуктов по свету. Эти очень крупные по речным меркам суда весьма впечатляюще смотрятся на узостях Волго-Донского канала и Дона. А как они втискиваются в едва превышающие их габариты шлюзы — очень впечатляет! Помимо танкеров смешанного «река море» плавания, составляющих львиную долю флота, на «южной подкове» Черное море – Азовское море – Дон – ВДСК – Волга – Каспийское море встречаются крупные сухогрузы смешанного плавания, а также и чисто речной флот. Есть по ВДСК и туристические круизные маршруты: из Москвы, Нижнего Новгорода, Перми и городов Поволжья в Ростов-на-Дону, Таганрог или Ейск – по Волге, Волго-Донскому каналу и Дону. Это потрясающе красивый южный круизный маршрут.

Трасса канала проходит по местам сражений Гражданской и Великой Отечественной войн, поэтому и архитектурно-художественное оформление его сооружений посвящено подвигам советского народа в этих войнах. Глядя на скульптурное оформление гидротехнические сооружений канала, иногда возникает ощущение, что находишься в музее. А кругом шикарная южная природа: жаркое солнце, степи, тополя, камыши. Здесь иногда кажется, что встречный огромный танкер бороздит степные просторы, и вдруг он показывается из-за поворота канала… Летней ночью в этих краях тоже восхитительно: яркие звёзды, тёмные берега канала, до которых, кажется, рукой подать, пение степных птиц, и скульптуры шлюзов — из ночной темноты словно выходят герои-красноармейцы…

1. Наш путь начинаем из города-героя Волгограда.

Источник

Из реки в море. Хроника одного путешествия

Крылья для бизнеса

Полетели? Все о вертолетах на суперяхтах

Яхтинг на российских ВВП оброс множеством мифов, легенд и страшилок. Но если знать ситуацию в деталях, такое путешествие обернется приятным приключением.

Минувшим летом мне довелось перегонять катер Velvette 41 Evolution по маршруту Казань — Самара — Саратов — Волгоград — Ростов-на-Дону — Азов — Сочи. Неблизкий путь (более 2600 км) был пройден успешно и даже весело. Расскажу в формате дневника о нашем путешествии и позволю себе некоторые рекомендации тем, кто захочет повторить наш поход.

Казань — Самара — Саратов — Волгоград

В четыре утра вышли из Казани. Ясно, слабый ветер; скорость 40 км/ч, все системы работают в штатном режиме. К одиннадцати прошли Ульяновский мост, за ним — Тольяттинские шлюзы № 21 и 24. Начав шлюзование в 14.47, спустя час прошли их оба, а к 18.00 уже в Самаре ошвартовались в яхт-клубе на Красной Глинке (денег за стоянку с нас не взяли). Заправились топливом, поужинали в кафе и заночевали на борту.

Назавтра пришел циклон с севера: мелкий дождь, пасмурно и холодно, — так что пришлось включить отопитель. Малым ходом двинулись вдоль Самары, разглядывая береговую линию… В 14.00 зашли в шлюз № 25 Балаково. На всё про всё — полчаса, и к 19.00 приходим в яхт-клуб «Эдельвейс» — в протоке напротив Саратова, со стороны города Энгельса (стоянка — 1500 руб.).

Протяженность маршрута:
2627 км

Продолжительность:
8 суток

Наработка двигателей:
100 моточасов

Расход топлива на маршруте:
3654 л

Расходы на маршруте:
200 000 руб.

Заправки

Заправлялись мы на каждой стоянке, при этом бегать с канистрами не пришлось ни разу. Но обязательно берите с собой наличные! На всех речных заправках до Большого Утриша оплату принимают только ими или переводом на карту физлица. Официально этих заправок нет, но по факту заправляются все. Если объем нужен большой, лучше заранее позвонить, чтобы топливо не закончилось перед вашим приходом. Плюс в каждом яхт-клубе есть человек, связавшись с которым, можно организовать заправку. В Ростове-на-Дону нам помогал местный лодочный «решала» Алексей: в центр города к причалу подъехал микроавтобус с емкостью солярки…

Везде используются шланги со счетчиками, а стоимость дизтоплива примерно одинаковая: 49−50 руб./л. В Большом Утрише цены самые низкие (44,35 руб./л), но за бункеровку взимают сбор 1000 руб. В общем и целом всё на уровне, и на качество топлива пожаловаться не могу.

Стартовали утром в 05.50 малым ходом в сторону Волгограда. На следующем шлюзе в Волжском полтора часа ждали очереди. Шлюз сдвоенный: две камеры одна за другой.

Следующее место стоянки (1000 руб.) и бункеровки — волгоградский яхт-клуб «Флагман». Сходили на экскурсию к руинам паровой мельницы Гергардта, а на ужин отправились в грузинский ресторан на набережной.

Переход был спланирован так, чтобы днем покрывать максимальное расстояние: за все всемя была только одна ночная вахта — на отрезке Азов — Большой Утриш

Старший помощник Дмитрий Балашов несет вахту при прохождении Азовского моря

Трафик судов на Волге был не напряженный: зачастую мы шли по реке в гордом одиночестве

«Кировск» и «Богатырь» — наши соседи по шлюзам Волго-Дона

По правилам прохождения шлюзов матрос, работающий со швартовами на палубе, должен быть в спасательном жилете

Шлюзы

Прохождение шлюзов — самый интересный момент путешествия. В узкой камере с высокими бетонными стенами подходить и швартоваться к рыму надо на малом ходу. Шлюзы рассчитаны на грузовые и пассажирские суда, расстояние между рымами 30 м, поэтому яхту приходится швартовать к одной точке. Мы заводили центральный швартов и шпринг. Когда уровень воды в камере шлюза начинает падать и вместе с ним опускается рым, нужно следить, чтобы его не закусило, а яхта не повисла на швартовах. Я постоянно подрабатывал двигателями на задний ход (штурвал к стенке), чтобы прижимать корму. За безопасность кормы отвечал матрос, второй следил за рымом и за носом, положение которого я регулировал подрулькой.

Волго-Донской канал

Идем по направлению к Волго-Донскому судоходному каналу (ВДК). У первого шлюза оказываемся в 06.30, но диспетчер опять требует ждать. Пока ждем, подходит катер ГИМС. Проверив документы и сообщив, что сегодня «день ГИМС», инспекторы пожелали нам счастливого пути и умчались восвояси. Шесть с половиной часов ожидания — и вместе с сухогрузом «Кировск» и буксиром «Богатырь» мы заходим в шлюз, где швартуемся правым бортом к предпоследнему рыму…

И вот, когда мы прошли уже шесть шлюзов, в 22.00 очередной диспетчер отправляет нас на рейд: по правилам ВДК маломерные суда могут проходить шлюзы только в светлое время суток. Ну что ж, между шлюзами № 6 и 7 есть якорная стоянка. Ночуем на якоре: погода отличная, тепло, искупались…

Навигация на маршруте

На ВВП, помимо обстановки, обозначающей судовой ход, мы использовали картплоттер и эхолот Raymarine Axiom. Еще при выходе в Азово-Донской судоходный канал выяснилось, что в картплоттер были загружены только карты Navionix «Европейская часть России», куда не входят Азовское и Черное моря. Впереди мелкое Азовское море, а мы без карт! Тут пригодилось приложение iSailor для iPhone: по смартфону на приборной панели мы и прошли оба моря. Так что вполне могу рекомендовать iSailor для навигации (но карты платные).

В десять утра получили разрешение от диспетчера шлюза № 7… Собственно, весь день ушел на шлюзование. К ночи погода резко ухудшилась: дождь, гроза, сильный ветер с севера… Приняли от диспетчера шлюза № 13 информацию о неблагоприятном прогнозе и встали к причальной стенке поселка Ильевка. Пока швартовались, промокли до нитки. В такие моменты становится понятно, зачем на борту отопитель даже летом: сушить одежду. Обвесили наш Evolution 41 дополнительными кранцами: ветер навальный, волна прибивает к причалу…

Рано утром, пройдя 13-й шлюз, следуем в Цимлянское водохранилище. Его мы пролетели за три часа и вышли в Дон. А оттуда, пройдя три гидроузла (Николаевский, Кочетовский и Константиновский), пришли в Ростов-на-Дону. Ошвартовались в центре города у причала рядом с ресторанами. Но в них мы не пошли: заказали в близлежащем заведении ужин прямо на яхту: все удовольствие — 1800 руб.

Шлюзоваться без «соседей» проще: когда я увидел, куда мне надо втиснуться в первом шлюзе Волго-Дона, то вспотел и залпом выпил полтора литра святой воды, оставленной отцом Петром нам на дорогу. Справа — ободранная бетонная стена, впереди сухогруз, груженный металлоломом, слева — буксир «Богатырь». Роль кранцев у них выполняли тракторные покрышки на ржавых цепях. Коридор узкий, места для маневра нет, и с первого раза надо прицелиться и зацепиться за рым. А я — на новой белой яхте, подписавший договор о полной материальной ответственности за вверенное мне имущество…

Читайте также:  Маловодные реки челябинской области

Velvette 41 Evolution

Как «пилот-испытатель» Velvette 41 Evolution в этом переходе отмечу плюсы и минусы яхты. У нее хорошие ходовые характеристики: на волне не прыгает, управляется легко, инерцию гасит быстро, разворачивается на 360° на месте, а на глиссирование выскакивает как пуля. И главное — простая швартовка (особенно с подрулькой).

Запас хода весьма приличный. При двух дизельных Volvo Penta D6‑300 л. с. и объеме топливного бака 920 л можно смело рассчитывать на 600 км хода (если «лететь» под 60 км/ч). На всякий случай у нас был запас 120 л в канистрах, но перед заправкой в баке всегда оставалось около 200 л.

Комфорт и эргономика на борту — пять с плюсом: каюты просторные, нигде нет острых углов, много рундуков, обогрев Webasto спроектирован хорошо (яхта быстро прогревается). Кормовая платформа широкая: удобно прыгать в воду, загорать и швартоваться. Когда вылезаешь из воды по трапу, не касаешься колонок и винтов.

Потенциал для улучшений, конечно, есть. Хорошо бы установить два стеклоочистителя (пригодятся во время дождя и на встречной волне), буртик столешницы камбузного блока, чтобы не улетали тарелки… Стоит подумать, куда поставить дополнительный танк пресной воды: для непродолжительного путешествия по реке 190 л — не проблема, а для такого перехода, как наш, маловато…

В морях

Рано утром вышли из Ростова-на Дону и в 10.30 уже были в пригороде Азова, где встали лагом к рейдовому катеру в яхт-клубе «Тихий Дон». Для выхода в Азовское море нужно получить разрешение у пограничников в Азове. Если не знаете список нужных документов, вам его продиктуют по телефону. Человек в форме предупредил, чтобы мы не пугались, если в море к нам подойдет катер береговой охраны для проверки соответствия заявленных данных фактическим. И все это с улыбкой на лице.

В час дня мы получили разрешение на выход, а к двум уже добрались до открытой части Азовского моря. Здесь обязательно нужно иметь морскую радиостанцию и все время нести вахту на 16-м канале. К 20.00 подошли к Керченскому проливу, получили добро на движение от пограничных служб и трафик-контроля Керчи и, следуя указаниям, прошли под Крымским мостом. Красивый! У него всего один судоходный пролет, опоры защищены палами — своего рода бамперами.

Рекомендации тем, кто захочет повторить маршрут

• Следуйте рекомендованным судовым ходом; за его пределами можно наткнуться на рыбацкие сети, обозначенные лишь пластиковыми бутылками.

• Берите больше кранцев: бетонные стены шлюзов не пощадят глянцевые борта вашей яхты.

• Речная радиостанция обязательна для общения с диспетчерами шлюзов и другими судами, а если вы пойдете в море, то нужна еще и морская — для общения с пограничниками и портовыми службами.

• Азовское и Черное моря — приграничные акватории. Без AIS можно идти только в светлое время суток: ночью придется становиться на рейд. После установки AIS не забудьте зарегистрировать устройство в Радиочастотном центре в Москве и получить документ с присвоением кода MMSI.

После моста мы перешли под контроль службы «Кавказ-трафик», которая довела нас до мыса Такиль, откуда мы повернули на юго-восток, в сторону Большого Утриша. Несколько раз за ночь общались с пограничниками. Приняли от них сообщение об ухудшении погоды под Новороссийском и рекомендацию идти ближе к берегу. Один раз передали наши координаты.

В пять утра зашли в Большой Утриш для бункеровки. Вход в бухту неудобный, и заходить можно только в светлое время суток. Плюс регулярно прилетают резкие порывы ветра. Спустя полчаса вышли в направлении Сочи. Прошли по особой зоне, не доходя порта Новороссийск. В Цемесской бухте нас немного поболтало, но после Геленджика погода заметно улучшилась. В Дивноморском искупались в бирюзовой воде. По рации нас вызвали пограничники, спросили, все ли на борту хорошо и почему остановились? Купаемся, отвечаю. Нам пожелали счастливого пути, и вечером того же дня мы уже были в Сочи.

В целом поход из Казани в Сочи оставил приятные воспоминания. Пейзажи — один лучше другого, люди — добрые и отзывчивые: всё понимают, отвечают, никто не хамит. На шлюзе № 15 диспетчер продала нам ведро черешни за смешные деньги, на буксире «Богатырь» выручили питьевой водой (еще и вино предлагали). В яхт-клубах нам помогали информационно, а в прибрежных ресторанах всегда были рады морякам-речникам. И все интересовались, что у нас за яхта такая. А я с гордостью отвечал: «Это Россия, наше производство».

Источник

Порт пяти морей: Все, что нужно знать о яхтинге на Москве-реке Как пройти всю столицу по воде и что для этого нужно

Порт пяти морей: Все, что нужно знать о яхтинге на Москве-реке

Москву называют портом пяти морей, потому что отсюда действительно можно попасть в любую точку планеты водным путем: дойти до Волги, Черного моря, а дальше — Средиземка. Но это в теории, а на практике все гораздо сложнее. В рамках регаты The Village рассказываем о том, как устроена столичная акватория и какие правила мешают горожанам полноценно пользоваться рекой. Для этого мы пообщались с яхтсменом и инструктором школы «Сила ветра» Юрием Трошиным и архитектором Юрием Григоряном.

Москва-река должна принадлежать горожанам

Юрий Григорян

архитектор, сооснователь бюро «Меганом» и преподаватель МАРХИ, автор проекта развития прибрежных территорий Москвы-реки «Порты будущего»

Проект всей реки — это долгосрочное мероприятие, оно реализуется по частям. Скоро должны сделать Шелепихинскую набережную — там можно будет посмотреть первые результаты. Но идея «Портов будущего» не только в благоустройстве. Люди хотели бы находиться в акцентированных местах на реке и у реки, проводить там время. И мы хотели объединить все инициативы, которые есть вокруг этой идеи.

Идеальная Москва-река, на мой взгляд, должна быть в фокусе города и горожан. Характерный пример — это общественные пространства. Когда-то не было такого термина, до 2010 года ими никто не занимался. А сейчас только ленивый об этом не разговаривает, и за этим следует масса физических изменений — город открывает парки, пешеходные улицы. Но для начала нужно объяснить людям, что это важная вещь, а за этим уже следуют физические изменения. Сначала дискуссия, а потом уже работа.

Так возник проект «Друзья Москвы-реки»: он про то, что река может объединить городские сообщества. Под сообществами я имею в виду и судовладельцев, и жителей районов у реки, и вообще всех горожан. Можно поддерживать идею очистки реки, создания праздников и сообществ.

На каких лодках можно передвигаться по Москве-реке?

Юрий Трошин

В целом в центральную часть города заходят только те суда, которые по размерам проходят через шлюзы и под мостами. Грузовое транзитное судоходство в Москве плохо развито из-за этих ограничений. Грузовые суда приходят из Волги по каналам Москвы только в один порт — на севере в районе Водного стадиона. На Речной вокзал приходят пассажирские теплоходы и оттуда же стартуют на разные экскурсии до Углича, Ярославля, Астрахани и так далее.

Зато на маломерных судах можно передвигаться спокойно и по Москве-реке, и по Яузе. Правда, с оговоркой. В центре нельзя ходить под парусом или на веслах. А в Строгинской пойме, где проходит Регата The Village, наоборот, нельзя использовать двигатель внутреннего сгорания, так как это зона массового отдыха москвичей. Исключения делаются только для спасательных судов.

Можно ли пройти на лодке через Москву?

В теории можно дойти на парусной лодке под мотором до центра города. Но на практике мешают мосты: из-за мачты яхта почти нигде не проходит. У маленьких парусных яхт Platu 25, на которых катаются на регате The Village в Строгине и на Пироговском водохранилище, мачта 11 метров. Поэтому из Ореховой бухты можно пройти максимум до Строгина — до первых шлюзов, а дальше мосты. Единственный выход — выбрать модели, где мачта складывается. Бывают и такие.

Иногда в центре можно увидеть парусные яхты — например, на каких-то мероприятиях. Такие яхты, как правило, привозят на трейлерах и спускают на воду уже на месте. А еще сейчас в Москве проводят много детских регат, например, на Останкинском пруду ВДНХ: детские яхты привозят на прицепе автомобиля по несколько штук, собирают на месте и переносят на руках. Так что для совсем маленьких яхт проблем нет.

Где в Москве можно встать на причал?

Почти нигде. Причал — это одна из самых больших проблем на воде в Москве. На реке довольно много причалов, но вставать там можно не всем категориям судов, только пассажирским (речные трамваи, пароходы) или грузовым. Частная лодка на реке не считается пассажирским судном и не может приставать к общественным причалам. Более того, нельзя причаливать к благоустроенным участкам набережной. По сути, можно вставать только там, где «дикая» река. Например, сразу после шлюзов в Строгине есть небольшой дикий участок, а дальше уже пойма. Также в центре города нельзя вставать на якорь: почти везде по дну проложены коммуникации.

Как выглядят водные границы Москвы?

В Московской области есть огромное количество искусственных водоемов и каналов. Уровень воды в центре города и системе каналов Москвы-реки, Оки, Волги регулируют шлюзы. Также судоходный шлюз обеспечивает переход судов из одного водного бассейна в другой, если у них есть разница в уровнях воды.

В Москве шлюзы находятся на севере и на юге: в Хорошеве, недалеко от Строгина, и рядом с Капотней. Между этими шлюзами (то есть в центре города) действуют ограничения: нельзя идти под парусом и на веслах, нельзя останавливаться на благоустроенных территориях — это, например, набережные, парки, практически вся набережная Москвы-реки благоустроена.

Как преодолеть шлюзы?

В центр Москвы можно попасть только через шлюзы, и это длительная процедура, которая сопряжена с бюрократией: сначала нужно заключить договор с «Каналом Москвы» на проход судна. Этот договор заключается на год, а делается за несколько дней: в процессе проверяются все документы на лодку — официальная регистрация транспортного средства, права владельца. После уже можно по предварительной договоренности проходить шлюзы: с работниками шлюза нужно связываться по рации. Подходишь, запрашиваешь возможность пройти, тебе отвечают, могут ли пропустить, и в определенный момент запускают. Может быть очередь на несколько часов из судов — в зависимости от размера шлюза лодки проходят по одной или несколько.

В Москве со шлюзами сложнее, чем где бы то ни было в России. Например, на Волге могут проходить одновременно несколько грузовых судов и вместе с ними запускают несколько маленьких яхт. На маленьких московских шлюзах запускают по одной-две лодки. Кроме того, шлюзы за пределами Москвы пройти намного проще: ты просто подъезжаешь, связываешься с работниками шлюза — и тебя пропускают. В Москве каждый раз нужен договор.

Какие правила движения действуют на реке?

Самое главное — знать правила расхождения судов: каким образом нужно действовать, если ты повстречал на своем пути судно, другой катер или яхту. Базовые знания дают на курсах получения лицензии на маломерное судно.

Глобально на реке действует правостороннее движение, но есть и локальные условия — вроде коммуникаций на дне реки. Еще есть навигационные правила, которые определяют, каким образом нужно проходить тот или иной участок реки — как читать навигационные знаки на пути. Для столицы существует документ, который называется «Правила движения и стоянки судов в Московском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации». В нем очень четко описано в правилах, как нужно двигаться, когда проходишь каждый поворот Москвы-реки.

Как проверяют водителей маломерных судов?

На воде есть своя полиция — ГИМС (Государственная инспекция маломерных судов). Она проверяет, есть ли права необходимой категории, в порядке ли документы на яхту, есть ли разрешение и правильно ли яхта эксплуатируется. Они периодически подходят к катерам и лодкам, которые курсируют в Москве и области.

Еще в Москве часто перекрывают движение по воде на время проведения крупных городских мероприятий — для безопасности. На время проведения чемпионата мира по футболу, например, перекрывали части реки около стадионов — в Тушине в районе Хорошево, около «Лужников».

Где заправляют яхты?

Даже у парусной яхты все равно есть небольшой мотор, чтобы идти, когда нет ветра или на участках, где паруса запрещены. Заправить мотор при желании можно с воды — в Подмосковье есть несколько водных заправок. Правда, бензин на заправках около яхт-клубов дороже процентов на 20, чем на обычных. Так что дешевле залить бензин из канистры.

Читайте также:  Ловля усача в реке кубань

Как хорошо развиты яхтинг и парусная культура в Москве?

Спортсмены развиваются и растут и в Петербурге, и во Владивостоке, на Черноморском побережье и по всей России, но массовый яхтинг развит больше в Москве. В столице очень много людей, которые время от времени ходят под парусом — обычно на несколько часов по выходным. В Питере в целом тоже, но там рядом граница — и иногда уже проще поехать в Прибалтику заниматься яхтингом, там удобнее и лучше инфраструктура.

Можно ли назвать яхтинг спортом в черте города?

Да. И ему можно учиться с пяти-шести лет. В Москве очень много детских школ — при каждом яхт-клубе. Тренировки проходят на небольших лодках в зависимости от возраста ребенка. Дети пяти-шести лет начинают обычно с «Оптимиста» — маленькой лодки с одним парусом. Дальше по мере взросления они пересаживаются на более скоростные яхты. Дети выезжают с тренером на какие-то регаты и соревнования — областные, чемпионаты страны и международные. Лучшие ученики уже могут быть замечены государственной школой олимпийского резерва и идут туда. Почему именно в Москве много школ? Потому что много людей, которым это интересно, и с достатком, который позволяет тратить средства на своих детей. Но в целом парусный спорт не привязан к региону, спортсмены тренируются там, где есть возможность. Материальная часть у спортсмена — яхта и инвентарь — очень мобильная, он все перевозит с собой.

Присоединяйтесь

к регате The Village

Гонки, прогулки на яхтах и вечеринки в Строгинской пойме — идеальный летний отдых по воскресеньям

Что такое яхт-клуб и зачем он нужен?

Для парусных судов в Москве есть огромное количество яхт-клубов — территорий на воде, где можно заниматься парусным спортом и прогулками. Это база на побережье, где есть пирсы для яхт, инфраструктура, места для хранения инвентаря и хранения лодок, помещения для тренеров. В Москве несколько водохранилищ, где яхт-клубы встречаются буквально через каждый километр. В одном яхт-клубе могут размещаться несколько парусных школ для взрослых и детей. The Village организовал регату в Строгине из-за удобной транспортной доступности: от станции метро «Щукинская» до базы можно добраться за 20 минут пешком или за десять минут на трамвае.

Как проходит тренировка на воде?

Тренировки «Силы ветра» — и в Строгине на регате The Village, и в Орешке — проходят в несколько этапов: сначала небольшой инструктаж по безопасности на берегу, чтобы не было травм. После инструктажа лодка отходит, и мы объясняем, как она устроена — как называются паруса, как ими управлять. Дальше уже в течение тренировки каждый из пяти человек (на лодке Platu 25) пробует на каждой позиции — кто-то рулевой, кто-то шкотовый, кто-то отвечает за один парус, кто-то за другой, а есть еще третий парус для попутных курсов — спинакер. Каждый человек меняется ролями, чтобы понять, что ему больше интересно и как все происходит на яхте.

Когда человеку становится интересно, ему буквально через две-три тренировки надоедает просто так ходить по водоему, поэтому мы проводим любительские соревнования — вроде той же регаты.

Как устроены любительские регаты?

Есть команды-участники, которые занимаются уже несколько лет, а есть и новички. Новички выходят с тренером, он подсказывает какие-то основные вещи, дает советы, но сам не управляет яхтой руками. Опытные команды могут ходить сами и уже развиваться, отрабатывать слабые места и готовиться к гонкам.

Гонка проходит обычно в несколько этапов. Чтобы победить, надо выступать стабильно в течение всего сезона. Выигрыш зависит в том числе от погоды и везения, но в большей степени — от мастерства и навыков команды. Это как любой спорт — чем больше ты занимаешься, тем больше у тебя стабильности, тем лучше результат.

Как начать и зачем «идти в парус»?

«Войти в парус» очень легко — тренировки стоят около 2 500 рублей за 2,5 часа — это вполне доступно. Вы приходите в место, где школа проводит тренировки, вас присоединяют к команде, дают инструктора. Яхтинг вполне может быть досугом на выходные и даже в будние дни. Выбраться в выходной на парусную тренировку стоит хотя бы потому, что это своя, очень особая эстетика и ни с чем не сравнимые ощущения — чувство полета, когда двигаешься бесшумно только под силой ветра.

Фотографии: обложка, 2 — Дарья Трофимова, 1, 3 — Полина Рукавичкина

Источник

Из Москвы в Анапу на яхте за 38 дней. Продолжение.

После прекрасных выходных в Балаково мы отправились в город-герой Волгоград! Я бывала в нем ранее и мне он очень понравился, поэтому я сразу потащила кэпа смотреть на «Родину-Мать», гулять по парку и наслаждаться уже таким теплым солнышком!

И все бы ничего, если бы не мошки, которые в это время начинают размножаться или просто просыпаются после зимней спячки, не знаю. но вечерами находиться на улице становилось практически невозможно! Ну, как говорится, голь на выдумки хитра! Мы зашли в рыболовный магазин и купили себе по шляпе с сеточкой от комаров) Только в них мы могли передвигаться вечером от яхты до магазина или до автобуса. Кстати, когда мы проходили Волгоградский шлюз, смотрители шлюза тоже стояли в таких же шляпках с сеточками. Мы поняли, что это такой весенний стиль одежды в городах на реке))) и улыбаясь, помахав друг-другу шляпой в знак солидарности, продолжили свой путь.

По дороге в Ростов мы прошли последний шлюз и поскольку было уже по-летнему жарко, встали на якорь в очень приятной бухточке рядом с пляжем. И тут до наших носов долетел аромат шашлыков. мммммм. так сильно захотелось шашлыка, что муж решил действовать! Но, проблема заключалась в том, что у нас не было надувной лодки (ну не купили мы ее еще тогда) и на берег попасть не представлялось возможным. И, как обычно, сработала смекалка. У нас оставалось несколько бутылок водки, которую мы покупали для раздачи мзды (мало ли, пригодится). Мы тормознули рыбака и муж попросил доставить его на берег до магазина и обратно за бутылку. Тот был счастлив и тут же бросил свое занятие рыболовством))) Самое интересное поджидало меня по возвращении кэпа. Он сказал, что в этой глуши нет ни одного кафе и магазина, где можно купить готовый жареный или просто замаринованный шашлык, поэтому он купил мангал, угли, курицу и приправы и сказал, что будем жарить шашлык сами! Я конечно опешила от такого предложения (шашлык на яхте, Боже!), но спорить не стала и пошла мариновать курицу. Тем временем, кэп соорудил на леерах некую выносную конструкцию, к которой прикрутил мангал и начал разжигать угли. Счастью моему не было предела! Мы отлично провели время, вкусно поели, открыли купальный сезон и наплавались в сове удовольствие, а вечер закончился под хороший фильм с нашего жесткого диска.

Фото не наше, но выглядело все примерно также

В Ростове-на-Дону мы искали яхт-клуб куда встать и поняли, что это будет самый дорогой ценник на стоянку за все наше путешествие. Но деваться было некуда и мы встали в самый доступный из представленных) На берегу оказалась вполне развитая инфраструктура с собственным рестораном, баром, бассейном и несколькими гостиничными номерами. Поскольку мы очень устали во время перехода, то решили в этот день никуда не ходить и спокойно поесть на территории клуба, тем более, что мы считались постояльцами клуба и могли воспользоваться шведским столом для гостей по умеренно низкой цене. На этой счастливой ноте мы набрали себе еды и заказали напитки. Официантка с очень милым лицом сказала что того виски, который заказал кэп нет, но есть другой с большей выдержкой. Наша ошибка заключалась в том, что мы не уточнили какой именно виски у них есть и сколько он стоит. Ну вот такие мы, уставшие и счастливые после проделанного пути))) В итоге счет нам принесли на 6000 рублей!) Но мы не расстроились и сохранили чек, как воспоминание о том вечере в ресторане яхт-клуба, который мы прекрасно провели под пенье птиц и шелест листвы деревьев. На следующий день мы прогулялись по городу, !купили надувную лодку!, заправились водой, топливом и некой провизией, прошли под разводным мостом и отправились дальше покорять Дон!

Разводной мост в Ростове-на-Дону

В город Азов мы пришли для оформления разрешения на выход судна в морское пространство. Пока кэп остукивал кабинеты погранслужб, ездил оплачивать квитанцию и т.д., я предвкушала выход в море. Наконец-то, долгожданное море. По возвращении мужа, мы поняли, что нас немного снесло с якоря и мы сели на мель. Благо было дно песчаное и мы без проблем вышли из этой ситуации, а вот соседям напротив на лодке побольше повезло меньше и мы еще долго вызывали по рации кого-нибудь, чтобы им помогли сняться с мели. Ситуация в итоге у ребят разрешилась и их благополучно сняли с мели рыбаки. На этом речные приключения у нас закончились и мы благополучно вошли в Азовское море!

Это пройденный маршрут из Москвы до Ростова

Крепостной вал в Азове

Сейчас, с высоты уже пройденных мной миль, морей и океана, могу сказать, что Азовское море конечно не совсем похоже на море. больше похоже на огромное озеро, но тогда мне оно показалось таким большим. Первая ночь в нем была прекрасна! Тишина, только ветер в парусах и звук рассекаемой яхтой водной глади. Не было видно раздражающих глаз огней с берега и нам предстало небо в полной своей красе! Сразу появились все звезды и планеты, а волна от яхты переливалась светящимся планктоном.

Светящийся планктон

Прошли мы Азовское море достаточно быстро, не останавливаясь нигде на ночлег и вышли в Керченский пролив. Тут конечно началась атака от погранслужб по мониторингу яхты: «сообщите ваши координаты», «куда движетесь», «куда направляетесь», «заходите ли вы на территорию Украины» и т.д. и т.п. с периодичностью 20 минут. Мы устали им повторять, что мы парусное судно, идем со скоростью 8 км/ч и не можем за 20 минут кардинально поменять сове местоположение, но тщетно, атака продолжалась до самого выхода в Черное море)))

И вот уже финишная прямая. Анапа на горизонте!

Но Черное море встретило нас ветром и волной 1,5 метра. Мы не стали отчаиваться и пошли к заветной цели! Тем временем шторм усиливался и к вечеру ветер разгулялся не на шутку. В далеке я даже наблюдала несколько сформировавшихся смерчей. На подходе к яхт-клубу мы связались по рации с диспетчером и получили отказ в заходе, хотя мест свободных было много. На все наши уговоры, что шторм и нам некуда деваться он не поддался. Нам ничего не оставалось делать, как идти дальше в надежде на следующий яхт-клуб в Большом Утрише. Пришли мы туда уже около 23:00 И. О, Боги, добрый диспетчер пустил нас! Надо отдать ему должное, он светил нам фонарем с края захода в бухту и постоянно по рации корректировал направление. Заход в эту гавань совсем не простой, особенно ночью и если вы идете первый раз. Поэтому большое спасибо ему за помощь! А дальше нам выдали ключи от душа, открыли уже закрывающийся бар и накормили вкусной едой! 38 дней в пути и мы дошли до цели!

Наша ласточка в яхт-клубе на Большом Утрише

Территория яхт-клуба на Утрише

На Большом Утрише мы так и остались на лето. Познакомились с прекрасными людьми, с которыми теперь дружим семьями и вместе встречаем праздники, облазили все самые красивые места, съездили в Геленджик, Новороссийск, Краснодар и даже Сочи! Было очень здорово, весело и познавательно!

Но на этом история не заканчивается! Поскольку мы не любим долго сидеть на одном месте, наши приключения продолжились и мы пошли в Болгарию. Но об этом уже в другой раз;)))

Источник



Водные пути России.

Единая глубоководная система Европейской России, которая обеспечивает проводку крупнотоннажных судов с осадкой до 3,5 м, своим единством в старину была обязана трудным волокам, сегодня — рукотворным водным путям. Назову основные:

Беломоро-Балтийский канал. Он «приблизил» Белое море к Балтийскому в 4 раза.

Канал имени Москвы дал столице выход непосредственно на Волгу и на 1000 км сократил водный путь к городам Северо-Запада. Кроме того, избавил москвичей и промышленность города от жажды.

Волго-Донской канал связал Волгу с Черным и Азовским морями.

Волго-Балтийский канал — глубоководный путь из Белого и Балтийского морей в Волжский бассейн. Благодаря ему, речные суда, следуя из Волги к Санкт-Петербургу, затрачивают не 18, а 2,5 суток, как бывало при наших дедах.

Читайте также:  Куда впадает река бунарка

Уверен, «среднестатический россиянин» способен без мысленного усилия назвать первый и третий. Чтобы вспомнить и правильно назвать второй и четвёртый, необходимо морщить лоб и время на обдумывания. И мало кто знает, что действующих рукотворных отечественных рек, рассчитанных на судоходство, много больше, считая каналы местного значения. Внушителен и список бывших. Наиболее значительные из последних Вышневолоцкая, Мариинская и Тихвинская водные системы. Это в Европейской части России. Русская Азия может представить любознательному уму Обь-Енисейский судоходный канал, с 1942 года заброшенный.

Интересно, с чего началось у нас «водное рукотворчество». Разумеется, и в древности наши предки «подправляли природу», вторгаясь во владения речных нимф. Как могли, ручным инструментом углублялись в донные наносы, срезали местами берега, спрямляли каналами излучины рек, тянули русла как можно дальше в сторону волока с двух сторон.

Нужда в каналах была всегда, но не всегда технические возможности могли её удовлетворить. Такое по плечу оказалось Петру I. Подтолкнула острая необходимость наладить доставку хлеба и других грузов в отвоёванную у шведов Ингерманландию, строящемуся Петербургу. Соединить Волгу с Балтийским морем царь решил там, где издревле наши предки волокли посуху гружёные суда из одного речного бассейна в другой. Там возник Вышний Волочек, город обслуги трудного дела. В 1703 году было велено сверху приступить к работам, через 6 лет исполнено мужицкими руками и умом голландских мастеров под присмотром царского стольника князя Гагарина. Почти трёхвёрстный канал, шириной 7 сажен, с водохранилищами, связал волжский приток Тверцу с речкой Цной, впадающей в Мсту на «балтийском склоне». Дальше речные суда двигались обычным путём: из Мсты в Ильмень-озеро, оттуда Волховом в бурную, опасную Ладогу, потом Невой до пристаней немецкого города русского царя, ставшего в 1712 году столицей империи. На первый отечественный канал легла вся тяжесть пассажирских и грузовых перевозок в одну сторону, пока не вступил в строй сухопутный тракт между столицами (о нём в своём месте). Не удивительно, что первый блин пошёл комом из-за нехватки воды для свободного хода судов. Доводку канала осуществил М.И. Сердюков, инженер-конструктор, самородок из бурятов. В 1719 году Пётр Алексеевич передал ему на содержание весь Вышневолоцкий путь. Через 55 лет государство его выкупило и перестроило с целью повышения уровня воды. Реконструкции производились и позднее на разных участках пути. Был проложен обходной Ладожский канал, другой — для обода бурного Ильменя. Хотя появились новые водные дороги из Москвы в Санкт-Петербург, первый путь использовался для массового транзитного судоходства до конца XIX века. И сейчас два участка системы используются для местного судоходства.

Главные недостатки Вышневолоцкой водной системы, проявившиеся сразу (односторонность движения и мелководье), побудили энергичного царя Петра искать дополнительные пути. Возникла мысль соединить впадающую в Белое озеро реку Ковжу на «волжском склоне» с рекой «балтийского склона» Вытегрой. Последняя изливалась в Онежское озеро, соединённое с Ладогой легендарной Свирью. А там до новой столицы — обычным путём. Строительство канала и оборудование системы, названной Мариинской , началось только в 1799 году. Были возведены сложные гидротехнические сооружения для питания мелководных участков, построены шлюзы на Вытегре и Ковже. 21 июня 1810 г. по Мариинской системе открылось сквозное движение судов. Первые годы эксплуатации водного пути показали многие его неудобства: частая перегрузка с судов на суда разной осадки и типов, что замедляло и удорожало доставку грузов. Не случайно в то время сложилась поговорка: «За морем телушка — полушка, рубль перевоз». Чтобы обеспечить безопасность движения, пришлось рыть каналы в обход Белого и Онежского озер. На это ушло более 40 лет. Дополнительные работы продолжались по 1883 год, после чего система приняла свой окончательный вид. В нее вошли: река Шексна от устья Белозерского канала до впадения в Волгу у Рыбинска, Белозерский обводной канал, река Ковжа, Новомариинский канал, река Свирь, Новосясьский канал, Новоладожский канал и Нева. Впоследствии Мариинская система еще несколько раз перестраивалась и совершенствовалась. Бурлаков сменила конная тяга, цепь, проложенная по дну, позволяла двигаться против течения. Система стала главным «хлебным путем» в столицу. Несмотря на недостатки, по тому времени она считалась первоклассным гидротехническим сооружением и на Всемирной выставке в Париже в 1913 году была удостоена Большой золотой медали.

С древности из бассейна Волги в Прибалтику использовался «болотный» путь через Тихвин И на него «положил» глаз» зоркий царь. Однако работы здесь были начаты в 1802 году, продолжались 9 лет. Тихвинский канал связал Мологу, приток Волги, с Невой (через речки Чагодища и Сясь, Староладожский канал). Этот путь оказался самым коротким от Рыбинска до Петербурга — 924 км, тогда как по Мариинской системе — 1143 км, а по Вышневолоцкой — 1440 км. Недостатком Тихвинской системы (на фото — выше). была маловодность. Кроме того, она не была достроена. Однако, несмотря на все трудности, по ней проходило до 6 тысяч судов в год. Обслуживали ее 40 тысяч лошадей, десятки тысяч погонщиков и бурлаков. После постройки Николаевской железной дороги и с усовершенствованием Мариинской системы значение Тихвинского пути стало падать. В дальнейшем он использовался только для местных перевозок на отдельных участках и в высокую воду.

Чтобы даже вкратце описать старинные водные пути, какое-то время действовавшие на всём задуманном протяжении или отдельными местами, частично, после реконструкции вошедшие в ныне используемые системы, необходима книга, а у меня — статья. Поэтому ограничусь скороговоркой и простым перечислением славных реликтов, свидетельствующих о грандиозности замыслов наших предков и их исполнения.

Пётр Великий соединил-таки Дон с Волгой со второй попытки, избрав на этот раз Ивановское озеро, из которого вытекали тогда Дон и рукой было подать до реки Шать, притока Упы, что впадала в Оку. Этим путём в 1707- 08 годах прошло 300 судов. Затем инженерные работы прекратились.

В 1828 г. в окрестностях г. Кириллов был прорыт Топорнинский канал, соединивший Шексну с Сиверским озером, далее системой рек, озёр, в том числе Кубенским, и каналов с Сухоной, которая впадает в Северную двину. Начала действовать Северо-Двинская система. Она неоднократно переделывалась и совершенствовалась. Однако роль её после сооружения Беломорско — Балтийского канала сошла на нет. Теперь она обслуживает главным образом местную линию Вологда — Кириллов.

Еще в начале XVIII в. был задуман В. Н. Татищевым проект канала, соединяющего близко сходящиеся притоки Камы, Вычегды и Печоры на водораздельном болоте Гуменец. Сооружение его, начатое при Екатерине II, закончилось при её внуке. При этом русла рек не только не шлюзовали, но и не чистили, решив использовать канал для малого судоходства по вёснам. Так и использовали. В 1847 г. путь был закрыт «за ненадобностью», его использовали местные жители, проходя на лодках с Камы на Вычегду.

Ещё в старой России, до Петровской модернизации, возникла мысль о соединении бассейнов Оби и Енисея искусственным водным путем. На это наводило удобное расположение притоков двух великих сибирских рек, близко подходивших друг к другу. В 1875 — 1878 гг. была установлена возможность устройства канала между реками Кеть (правый приток Оби) и Кас (левый приток Енисея). Сооружение канала создало бы непрерывный чайный и иных восточных товаров путь от Иркутска до Тюмени, суливший большие экономические перспективы, но Государственный совет выделил лишь двадцатую часть необходимой для строительства суммы. Прокопан был только один участок протяженностью 7,8 км. В том виде путь оказался непригодным для транспортного использования и не оправдал возлагавшихся на него надежд. Сооружения приходили в ветхость, и, после того как вошла в строй Транссибирская железная дорога, водная система была окончательно заброшена.

При слове «Беломор» людям старших поколений вспоминается непритязательная пачка папирос. На ней была изображена розовым цветом европейская часть Советской России и полосками — основные каналы эпохи социализма. Сине-белая радуга-дуга над простором родины содержала гордое слово: Беломорканал. Этот рукотворный водный путь, протяжённостью 227 километров между Онежским озером и Белым морем, построенный между 1931-33 годами «ударными темпами», действительно стал гордостью первой пятилетки.

В выборе трассы большевики не были оригинальны. Её подсказали паломники, ходившие к святыням Соловецкого монастыря. Этот путь посуху, по рекам и озёрам, отмечен в «Книге Большому Чертежу» 1627 года. Во время Северной войны царь Пётр очень нуждался перевозках из Архангельска к причалам Невы.

2 августа 1933 года Беломорско-Балтийский канал имени Сталина был открыт. В Великую Отечественную войну первенец пятилеток претерпел значительные разрушения, южная его часть была полностью уничтожена. Сильно пострадали инфраструктура канала, ряд посёлков вдоль него. Объекты были восстановлены и канал был вновь введён в строй в июле 1946 года. Начались работы по электрификации сооружений и механизмов. Перепад уровней на северной части канала стали использовать для выработки электроэнергии гидроэлектростанциями. Здесь к месту сказать, что питание канала водой происходит естественным образом.

Значение ББК возросло после ввода в эксплуатацию современного Волго-Балтийского водного пути к середине 60-х годов, через который открылся выход в его систему. Пропускная способность канала и фактический объём грузоперевозок возросли в несколько раз. В ходе реконструкции 70-х годов гарантированная глубина судового хода была доведена до четырёх метров, и канал стал частью Единой глубоководной системы европейской части РСФСР. ББК дал жизнь населённым пунктам от Белого моря до Онежского озера. Глухой Повенец стал большим портом. Здесь развилась промышленность, главным образом деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная.

В «смутные» 90-е годы интенсивность судоходства по каналу значительно снизилась, но с XXI века объёмы грузоперевозок по каналу начали постепенно расти: в навигационный период 2007 года (165 суток) по каналу было перевезено 400 тысяч тонн, 2500 пассажиров. Не падает и стратегическое значение ББК для арктического побережья. Предел росту перевозок, наряду с другими техническими причинами, составляют минимальные габариты судового хода: глубина 4 м, ширина 36 м, радиус закругления 500 м. Размеры камер всех шлюзов — 135×14,3 м. Скорость движения судов оставляет желать лучшего.

Развитие туризма, его перспективы, делают водный путь в «Стране белых ночей» вечным.

Державное самолюбие Москвы изначально было уязвлено вторичностью столичной реки по отношению к царственной Волге. Летописцы зафиксировали желание государя Алексея Михайловича соединить Москву-реку напрямую с водным путём в сказочные восточные страны. Его энергичный сын пошёл дальше — заказал проект канала, но, ознакомившись со сметой, произнёс озадаченно: «Однако. » и спрятал бумагу под сукно. При Николае, правнуке Петра, канал с грехом пополам прорыли в 1850 году, да тут вступила в строй железная дорога Москва-Петербург — более дешёвый и быстрый путь. И мелководный, несовершенный канал вскоре приказал долго жить. Не думалось тогда москвичам, что скоро их дети и внуки выпьют из Москвы-реки всю воду, растащат по предприятиям.

Спохватились лишь при советской власти, когда река под стенами Кремля, по сути, превратилась в мелкий, мутный ручей. Столица пролетарского государства изнывала от жажды, речные судёнышки умирали по илистым берегам. С большевистской решимостью в 1931 году было принято политическое решение, утверждён Дмитровский проект. Инженеры решили перегородить Волгу плотиной у деревни Иваньково, близ устья реки Дубны. В весеннее половодье река упрется в плотину и разольется, образует новое рукотворное озеро — Иваньковское водохранилище, первое «московское море». Часть его воды продолжит путь по старому волжскому руслу, другая часть круто повернет на юг, в искусственное русло, и по высокой водяной лестнице начнет взбираться на высоту девятиэтажного дома, чтобы далее пройти по ровному и широкому водяному мосту и снова спуститься по крутой южной лестнице в Москву-реку. Расстояние от старинного села Тушина до устья реки Дубны, впадающей в Волгу, было 130 км.

Очередное, без преувеличения, чудо света было открыто 15 июля 1937 как Канал Москва — Волга. Через 10 лет, к 800-летию столицы он получил современное название Канал имени Москвы.

Сейчас трасса канала имеет 240 сооружений, из них 11 шлюзов, 40 плотин, 8 водохранилищ, 5 насосных станций, 8 гидроэлектростанций, три главные пристани (Большая Волга, Дмитровская и в Химках — Северный речной порт Москвы), а также многочисленные пристани местных линий. По каналу транспортируются строительные материалы, лес, зерно, нефть, уголь и др. Перевозки осуществляются судами грузоподъёмностью до 5000 т.

Архитектура производственных зданий гидросооружений канала у многих вызывает восхищение. Архитекторы исходили из того, что сооружения должны радовать, отражать внешний стиль социалистической эпохи — все для человека, все для вдохновенного его труда на благо Родины. Тех творцов давно нет, красота обрела иные стандарты, но она, согласимся, всегда спасает мир.

Источник

Adblock
detector